Научная статья на тему 'Роль выразительных возможностей цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком в профессиональной подготовке художника-педагога'

Роль выразительных возможностей цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком в профессиональной подготовке художника-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАСТЕЛЬ / PASTEL / ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ / COLORED PENCILS / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / ГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / GRAPHIC MATERIAL / ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / АНАЛИЗ ПАСТЕЛИ И ДРУГИХ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ / ANALYSIS OF PASTEL AND CHALK MATERIALS / ПАСТЕЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ В XVIII ВЕКЕ / PASTEL PORTRAITS IN THE XVIII CENTURY / ТЕХНИКА РЕСТАВРАЦИИ СУХОЙ ПАСТЕЛИ / TECHNIQUE FOR MINIMIZING CHANGES IN THE APPEARANCE OF POWDERY / ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОЙ ОБРАБОТКИ ПАСТЕЛИ НА БУМАГЕ С ДАЛЬНЕЙШИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУХОГО ПИГМЕНТА / EFFECTS OF WATER TREATMENTS ON PAPER WITH APPLIED PASTEL AND POWDER PIGMENT / PICTURESQUE DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодина А. А.

Важной составной частью проблемы повышения качества подготовки будущих художников-педагогов является овладение цветными графическими материалами (пастелью, цветными карандашами), изучение их профессиональных качеств и выразительных возможностей через призму историко-педагогического и художественного опыта обучения реалистическому рисунку. Изучение опыта применения цветных графических техник (пастели, цветных карандашей) известными художниками-педагогами способствует расширению знаний, умений и навыков в работе с данными материалами, а также выявлению выразительных возможностей цветных графических техник. На примере достижений прошлого, деятельности выдающихся педагогов можно подтвердить мысль о том, что использование выразительных возможностей цветных графических техник (пастели, цветных карандашей) на занятиях рисунком способствует профессиональной подготовке будущих художников-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A part of use expressive opportunity colored graphic materials (pastel, colored pencils ) on the studies of dra win g in pro fessional trainin g of the art -teacher Kolodina A

The important component of a problem of improvement of quality of preparation of the future art teachers is mastering by colored graphic materials (а pastel, colored pencils) colored graphic materials, studying of their professional qualities and expressive possibilities through a prism of historic-pedagogical and art experience of training to realistic drawing. Studying of experience of application colored graphic the technician (pastels, colored pencils) known artteachers promotes expansion of knowledge, skills in work with the given materials, and also to revealing of expressive possibilities colored graphic the technician. On an example of achievements of the past, activity of outstanding teachers, 99 педагогические исследования it is possible to confirm thought that use of expressive possibilities colored graphic the technician (pastels, colored pencils) on the studies of drawing promotes vocational training of the future art-teachers. Key words: pastel, colored pencils, expressiveness, graphic material, picturesque drawing, professional training, analysis of pastel and chalk materials, pastel portraits in the XVIII century, technique for minimizing changes in the appearance of powdery, effects of water treatments on paper with applied pastel and powder pigment.

Текст научной работы на тему «Роль выразительных возможностей цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком в профессиональной подготовке художника-педагога»

Результаты научно-исследовательской работы свидетельствуют о том, что предлагаемый в данной статье цикл самостоятельных практических заданий гармонично вписывается в процесс плановой пленэрной практики и способствует эффективному формированию значительного числа умений и навыков. К данным навыкам относятся: аконстантное восприятие цвета натуры; умение анализировать натуру; умение изображать характерные особенности различных состояний природы; умение воспринимать и изображать натуру целостно. Кроме того, предлагаемые в данной статье самостоятельные задания развивают такие творческие способности, как художественная наблюдательность, чувство цвета, чувство тона, чувство целостности. Указанные навыки и способности имеют основополагающее значение для развития чувства колорита у студентов на занятиях живописью пейзажа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виппер А.В. Как работают мастера живописи. — М.: Советская Россия, 1965.

2. Никитин С.Б. Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления: Дис. канд. пед. наук. — М., 2007.

3. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. — М.—Л.: Искусство, 1972.

4. Унковский АА. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980.

РОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ПАСТЕЛЬ, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ) НА ЗАНЯТИЯХ РИСУНКОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

А.А. Колодина, аспирант кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета, (915) 0311777

Важной составной частью проблемы повышения качества подготовки будущих художников-педагогов является овладение цветными графическими материалами (пастелью, цветными карандашами), изучение их профессиональных качеств и выразительных возможностей через призму историко-педагогического и художественного опыта обучения реалистическому рисунку. Изучение опыта применения цветных графических техник (пастели, цветных карандашей) известными художниками-педагогами способствует расширению знаний, умений и навыков в работе с данными материалами, а также выявлению выразительных возможностей цветных графических техник. На примере достижений прошлого, деятельности выдающихся педагогов можно подтвердить мысль о том, что использование выразительных возможностей цветных графических техник (пастели, цветных карандашей) на занятиях рисунком способствует профессиональной подготовке будущих художников-педагогов.

Ключевые слова: пастель, цветные карандаши, выразительность, графический материал, живописный рисунок, профессиональная подготовка, анализ пастели и других мягких материалов, пастельные портреты в XVIII веке, техника реставрации сухой пастели, эффекты применения водной обработки пастели на бумаге с дальнейшим использованием сухого пигмента.

a part of use expressive opportunity colored graphic materials (pastel, colored pencils) on the studies of drawing in

professional training of the art-teacher

Kolodina A.A.

The important component of a problem of improvement of quality of preparation of the future art — teachers is mastering by colored graphic materials (а pastel, colored pencils) colored graphic materials, studying of their professional qualities and expressive possibilities through a prism of historic-pedagogical and art experience of training to realistic drawing. Studying of experience of application colored graphic the technician (pastels, colored pencils) known art-teachers promotes expansion of knowledge, skills in work with the given materials, and also to revealing of expressive possibilities colored graphic the technician. On an example of achievements of the past, activity of outstanding teachers,

it is possible to confirm thought that use of expressive possibilities colored graphic the technician (pastels, colored pencils) on the studies of drawing promotes vocational training of the future art-teachers.

Key words: pastel, colored pencils, expressiveness, graphic material, picturesque drawing, professional training, analysis of pastel and chalk materials, pastel portraits in the XVIII century, technique for minimizing changes in the appearance of powdery, effects of water treatments on paper with applied pastel and powder pigment.

Одним из наиболее важных направлений развития общества является совершенствование системы образования, с уровнем которого связаны как перспективы определенного человека, так и общества в целом, что и определяет требование опережающего развития системы образования, которое заключается в необходимости планирования процесса обучения таким образом, чтобы подготовка специалистов соответствовала потребностям общества будущего. Эстетическое воспитание, являющееся неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, приобретает в современных условиях исключительное значение. Для решения поставленных задач по эстетическому воспитанию учащихся необходима более серьезная теоретическая и методическая подготовка будущих художников-педагогов.

Важной составной частью проблемы повышения качества подготовки будущих художников-педагогов является овладение цветными графическими материалами (пастелью, цветными карандашами), изучение профессиональных качеств будущих преподавателей изобразительного искусства через призму историко-педагогического и художественного опыта обучения реалистическому рисунку.

В условиях высшего художественного педагогического образования недостаточное внимание к технике рисунка, изобразительным материалам зачастую приводит к тому, что квалифицированные специалисты художественно-графического факультета, не познав и не прочувствовав всех особенностей и возможностей различных цветных графических материалов в процессе обучения, приходят в школу и другие учебные заведения недостаточно подготовленными. А недостаточно подготовленный преподаватель не сможет научить учеников понимать и чувствовать гармонию и красоту окружающего нас мира, развить творческую активность учащихся, повысить их интерес к знаниям, помочь детям приобрести художественную культуру. В связи с этим в процессе подготовки художников-педагогов надо обучать их не только методическим принципам последовательного выполнения рисунка, но и профессионально-художественному подходу к решению изобразительных задач, что требует достаточно высокой степени овладения графическими техниками.

Необходимо отметить, что освоение цветных графических материалов в учебном процессе рисования тесно связано с художественным образованием и эстетическим воспитанием студентов, с развитием зрительного ощущения цвета, восприятия, творческим мышлением, правильным пониманием целей и задач, глубоким освоением изобразительной грамоты. Создание изображения в рисунках зависит не столько от техники и приемов рисования,

сколько от степени развития зрительного восприятия, уровня творческого мышления и понимания принципов строения изображаемых объектов, способов их трактовки в рисунке. Таким образом, в результате длительной целеустремленной работы в этом направлении у студентов формируются и совершенствуются технические навыки и профессиональные умения в выполнении работ.

Следует отметить, что в учебной деятельности студентов нередко встречается недостаточно обоснованное применение графических материалов при работе над учебным рисунком, недопонимание их роли в передаче содержания учебных постановок и решении изобразительных задач. Все вышесказанное свидетельствует о важности исследования проблемы обоснованного и эффективного использования выразительных возможностей цветных графических материалов в учебном рисунке.

Создавая экспериментальную методическую систему, мы стремились подойти к проблеме использования выразительных возможностей цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей) в учебном рисунке в профессиональной подготовке художника-педагога как можно шире — на основе изучения всего собранного фактологического материала, включающего издания технико-технологического, историко-искусствоведческого, психолого-педагогического и методического характера.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если строить процесс обучения академическому рисунку на основе следующих педагогических установок, предполагающих:

1) раскрытие историко-теоретического аспекта выразительных особенностей техники пастели и цветных карандашей; интерпретацию понятия «выразительность»; раскрытие исторического опыта применения вышеуказанных техник в российской традиции преподавания специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов;

2) использование педагогической установки на восприятие и выделение главного в изображаемом образе;

3) формирование умения управлять образами ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, с целью создания выразительно-художественного образа;

4) целенаправленное формирование эстетических эмоций с помощью создания специально разработанной системы заданий, методов и приемов;

5) целенаправленное активное использование выразительных возможностей техники пастели и цветных карандашей для изучения и раскрытия изобразительной и выразительной взаимосвязи определенного материала и создаваемого образа, а также дальнейшее формирование

умения соотносить выразительные особенности мягких графических материалов и задач художественного образа;

6) целенаправленное формирование изобразительно-практических навыков, учитывающее непосредственную взаимосвязь и взаимодействие с художественно-творческим мышлением;

7) целенаправленное психолого-педагогическое изучение особенностей личности и художественных способностей каждого студента экспериментальной группы и применения индивидуального подхода в процессе обучения академическому рисунку;

— то есть возможность достичь более высокого уровня художественно-выразительного осмысления образной действительности в академическом рисовании.

Методологической основой исследования явились:

— психолого-педагогические труды в области художественного образования;

— исследования отечественных и зарубежных художников-педагогов по общим и частичным вопросам методики обучения изобразительному искусству;

— творческий опыт известных отечественных и зарубежных художников;

— труды ведущих специалистов в области физиологии, педагогики, методики преподавания академического рисунка, изобразительного искусства.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения данной проблемы использовались следующие методы исследования:

• изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, истории, теории и методике преподавания рисунка в связи с темой исследования;

• изучение опыта использования цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей) художниками-педагогами;

• изучение и анализ практики обучения технике цветных графических материалов в художественных и педагогических вузах;

• проведение письменных опросов и анкетирования студентов;

• проведение наблюдений за изобразительной деятельностью студентов с занесением данных в «дневник наблюдений»;

• фотографирование «срезов» выполнения студенческих работ (по методике Е.И. Игнатьева);

• проведение экспериментального обучения рисунку на 1—3 курсах художественно-графического факультета (руководство аудиторной и самостоятельной деятельностью студентов);

• консультирование дипломников кафедры рисунка, использующих технику цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей) в изобразительной части дипломной работы;

• математическая обработка результатов исследования.

Основные результаты исследования: научно обоснованная и экспериментально проверенная методи-

ческая система формирования профессиональных качеств художников-педагогов в процессе освоения цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) на занятиях рисунком, основанная на следующем:

1. Непременным условием профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов является активное применение индивидуального подхода в обучении рисунку к каждому студенту.

2. Одним из важных условий подготовки студентов ХГФ является использование лекционного курса об истории технологии и техниках рисунка, а также изобразительно-выразительных возможностях разных техник рисунка в ходе обучения академическому рисунку.

3. Необходимым условием раскрытия выразительных возможностей цветных графических техник (пастели, цветных карандашей) и формирования художественно-образного мышления является использование специально подобранной системы постановок.

4. Для повышения уровня художественно-образного и логического осмысления действительности и создания выразительного образа необходимо соблюдение методической последовательности ведения работы по созданию учебно-творческих постановок.

5. Одним из важнейших условий формирования художественного образа в рисунке является использование педагогической установки на восприятие и выделение главного в художественном образе и изображении.

6. Использование различных способов обучения и применение студентами цветных графических материалов в процессе рисования.

7. Необходимым условием повышения уровня художественного осмысления образа в рисунке является использование педагогической установки на формирование и применение умения соотнесенности выразительных возможностей различных графических материалов и художественно-образных задач рисунка.

8. Активное использование различных способов обучения и применение студентами цветных графических материалов при изображении рисунка с натуры, по памяти, по представлению, воображению.

Следует отметить, что специальных научных исследований, целиком посвященных изучению и освоению мягких графических материалов, очень мало. Как показал анализ специальной литературы, рассматриваемая в диссертации проблема не стала объектом должного изучения.

Во многом актуальность данного исследования обусловлена тем, что работа с предлагаемым цветным графическим материалом (пастель, цветные карандаши) в различных специальных художественных учебных заведениях (колледж, художественно-графические факультеты педагогических вузов), как показывает опыт художников-педагогов и данные констатирующего эксперимента, далеко не полностью используется сту-

дентами. Между тем цветной графический материал, обладающий огромным потенциалом выразительных и творческих возможностей в создании как учебного, так и творческого рисунка, также способствует формированию профессиональной подготовки будущих специалистов.

Кроме того, рисунок цветным графическим материалом (пастелью) принадлежит к тем формам изобразительного творчества, которые обеспечивают непосредственную связь между рисунком и живописью, а также между учебным и творческим рисунком. Это яркий пример межпредметной связи, где материал способен расширить творческие возможности данного вида искусства, делая его более разнообразным, емким и гибким по содержанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Просвещение, 1988.

3. Бернштейн МД. Проблемы учебного рисунка. — М.—Л.: Искусство, 1940.

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985.

5. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. — М.: Педагогика, 1989.

6. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. — М.: Искусство, 1988.

7. Звонцев М.В. Основы понимания графики. — М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1963.

8. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: РГПИ, 1989.

9. Каменская Т.Д. Пастели художников западноевропейских школ XVI—XIX веков. — Л.: Гос. Эрмитаж, 1960.

10. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. — М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

11. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. 2-е изд., доп. — М.: изд-во АХ СССР, 1962.

12. Фаворский ВА. Литературно-теоретическое наследие. — М.: «Советский художник», 1988.

ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

О.В. Ботяшина, аспирант кафедры методики преподавания истории Московского педагогического государственного университета, учитель обществознания кадетской школы № 1770 («Московского кадетского музыкального корпуса»), (906) 7909882

Дискуссия является одной из наиболее эффективных форм организации уроков истории для старшеклассников. В статье рассмотрены психологические и дидактические обоснования применения дискуссионной формы работы для учащихся старшей школы, показан сценарий урока с элементами ролевой игры по изучению новой экономической политики.

Ключевые слова: дискуссия, общение, возрастные особенности старшеклассников, познавательная деятельность старшеклассников, новая экономическая политика.

discussion as form of cognitive activity organization at high school

Botiashina O.V.

Discussion is the most efficient form of history lessons in the senior school. The article presents psychological and didactic justifications for application of the discussion as a form of work for the senior school students. It is illustrated by a scenario of a lesson dedicated to new economic policy analysis with role play elements.

Key words: discussion, communication, seniors' age-related distinctive features, seniors' cognitive activity, new economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.