УДК 370/371+78
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
© Н.В. Милованова
В статье обоснованы возможности использования музыкального краеведения для социального воспитания учащихся. Проанализированы исторические и современные аспекты использования музыки как педагогического средства. Выявлены сложности реализации воспитательного потенциала музыкально-исторического наследия в современных условиях.
Ключевые слова: музыкальное краеведение; социализация личности; функции музыки; культурное наследие; воспитательные возможности.
В период перестройки нашего общества в последней четверти XIX в. за столь короткий срок, акцентируя внимание на научнотехническом и экономическом аспектах человеческой культуры, удалось утратить богатейшие традиции опоры на художественноэстетическое культурное наследие предшествующих поколений, содержащее огромный воспитательный потенциал. Воспитание
средствами музыки и музыкального наследия края растворилось в новых интересах молодежи или в их отсутствии.
Исследования Т.В. Андроновой, А.Т. Ас-молова, В.С. Библер, Ю.В. Бромлей, Т.И. Власовой, К.С. Гаджиева, К.С. Давыдова, А.Ф. Еремеева и других доказывают, что сущность освоения культуры прошлого, выявления глубокого историко-философского смысла процесса наследования культуры заключена в направленности на повышение уровня духовной культуры общества в целом, молодежи в особенности.
Освоение культурного наследия имеет особое значение в поддержании и развитии самых разнообразных общественных отношений между людьми, способствует позитивному качественному их изменению. Исследование воспитательной роли музыкального и культурного наследия прошлого как интегрирующего начала в общественной жизни позволяет судить о пределах и возможностях его воздействия на качественное своеобразие общественных отношений в современных динамичных условиях. В системах межличностных отношений в процессе самой деятельности по изучению культурного наследия прошлого, т. е. краеведческой, изменяется личность, воспринимающая воспитательный потенциал содержания, форм,
методов и самого духа общения с собственной историей.
Влияние музыкально-исторического наследия на развитие личности было замечено в глубокой древности. Его влияние рассматривалось как благотворное на многие сферы деятельности человека. В IV в. до н. э. Платон писал: «...не в мусическом ли искусстве заключено самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее» [1]. Эту мысль развил Аристотель: «музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования, она способна оказать известное воздействие на этическую сторону души» [1, с. 321].
Древние греки, наряду с гимнастикой, грамматикой, политическими, литературными и философскими беседами, отмечали значимость воздействия музыки. Музыкальное воспитание в школах древней Греции занимало одно из центральных мест. Научную разработку теории эстетического воспитания средствами музыки связывают с именем Пифагора из Самоса (VI-V вв. до н. э.). До нас не дошли сочинения ученого, но, по сведениям Платона, Страбона, Ямвлиха, Плутарха и других античных авторов, Пифагор не только разработал теорию музыки как основную часть учения о космическом порядке, но и объявил музыку философией и даже средством врачевания. Платон видел в музыке ярко выраженное назначение - воспитательное, этическое. Платон высказывает традиционную для античной эстетики мысль, утверждая, что «тот, кто не упражнялся в хороводах, человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся, тот воспитан» [1, с. 101].
Очевидно, что греки считали музыкальное искусство сферой внутреннего достоинства и духовного выражения. Их мысль о гармонически развитом человеке претворялась в следующем понимании: если физические упражнения развивают тело, то музыка развивает, упорядочивает и обновляет человеческую душу. Придавая «мусическому» образованию (искусство муз означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы) первостепенное значение, древние греки полагали, что музыкальный ритм и гармония приучают к упорядоченности в движениях, в мыслях, в эмоциях и в деятельности.
В своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жестокого контроля над музыкой. Он совершенно исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает употребление только двух ладов: того, «который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле», и того, «который может быть использован в мирное время: он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и уверенно» [1, с. 129].
Значимым средством воспитания считал музыку и Аристотель. По его мнению, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. Музыке, как средству воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия: «Ведь даже одна мелодия, без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства, между тем как ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают» [1, с. 287].
Традиционно связывается музыкальное образование с эстетическим воспитанием личности. Каждую эпоху характеризует свой идеал эстетического воспитания. Например, эпоха средневековья с ее рыцарской культурой поставила новые задачи и цели воспитания. Содержанием его было воспитание семи рыцарских добродетелей: ездить верхом,
плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи. Прогрессивные мыслители эпохи Ренессанса считали музыкальное искусство мощным
средством пробуждения в человеке гуманных чувств, выделяя его нравственный потенциал.
Ни одно общество, социальная группа или даже член общества не обходились без музыки, которая сопровождала их во всех жизненных ситуациях, помогала решать сложные проблемы. Следовательно, у людей существует естественная потребность в музыке, в ее естественном воздействии. Практика и научные исследования современности подтверждают, что в воспитании личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонней, профессионально подготовленной, уверенной в себе, способной к творчеству, умеющей высоко ценить отечество большая роль принадлежит музыкальному искусству.
Многогранность исследуемой проблемы привлекла внимание ученых различных отраслей науки: философии, социологии, педагогики, эстетики, этнографии, культурологии, истории музыки, музыкознания в плане конкретизации некоторых фактов и методических вопросов их воздействия на отдельные направления воспитания или качества личности в общем виде. На наш взгляд, наработанный материал сегодня следует рассмотреть сквозь призму музыкально-педагогического краеведения, тем самым конкретизировать воспитательный потенциал музыкального наследия определенного региона.
Музыкально-краеведческая работа олицетворяет собой подлинное патриотическое воспитание средствами музыкального искусства. Д.С. Лихачев придавал огромное значение краеведению и писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи -задача первостепенной важности» [2]. Вышесказанное свидетельствует об исключительной важности включения в процесс музыкального воспитания и образования музыкальных традиций народа и других особенностей музыкальной культуры края, без сохранения которых любой народ, теряя свою самобытность, обречен на постепенное вымирание.
Вслед за известными педагогами
О.А. Апраксиной, Д.С. Кабалевским, Б.Т. Лихачевым, В.А. Сухомлинским, К.П. Португаловым и многими другими, доказавшими ведущую роль искусства в ста-
новлении личности, их многочисленные последователи проанализировали комплекс влияний, специально организуемых общественной системой образования в целях воспитания и всестороннего развития личности. Особо подчеркивается значимость приобщения подрастающих поколений к музыке в целях повышения художественно-эстетического, интернационального, патриотического, нравственного воспитания и общего уровня культуры. Авторами определены роль, задачи и намечены пути воспитания средствами музыки в образовательных учреждениях и других институтах социального воспитания.
В философской, педагогической, психологической, культурологической и социологической литературе неизменно подчеркивается огромный воспитательный потенциал музыкального искусства. Отмечается его способность активно воздействовать на процессы социализации, формирование идейнонравственных, этических и эстетических качеств личности, на ее творческость, дисциплинированность, стремление к совершенству, на утверждение моральных устоев - доброты, милосердия, уважения к старшим поколениям, их подвигам и т. п.
Исследователи подчеркивают неоценимое значение использования богатейшего воспитательного потенциала музыкальнокраеведческих материалов различных регионов России, раскрывая проблему в педагогическом ракурсе. Ученые едины во мнении, что воспитательный потенциал музыки безмерен. Однако в каждом исследовании воспитательная возможность сужена тем или иным направлением развития личности или отдельных ее качеств. Музыкально-краеведческая деятельность создает условия для максимального раскрытия творческих способностей, формирования духовно-нравственных качеств, социальной активности личности, создавая атмосферу сопричастности, ответственности и гордости за своих соотечественников.
Музыкальное краеведение, как организованный педагогический процесс, направлено на формирование музыкальной культуры молодежи, развитие музыкального вкуса, умения понимать и ценить прекрасные произведения современности и прошлого, из-
влекать положительный опыт предшествующих и современных поколений [3-5].
Анализируя воспитательный потенциал музыкально-исторического наследия, в первую очередь следует обратить внимание на возможности социализации личности. В процессе социального воспитания значительная роль отводится музыкальному искусству прошлого и современности, что обусловлено особой деятельностью человека, которая обладает сущностным значением для его утверждения в обществе. Музыкальные произведения являются носителями информации о способах адаптации в различных условиях, реакциях в различных ситуациях, предлагают размышлять и делать выводы.
На наш взгляд, не следует полагаться на упрощенное представление об идеально-нормативной воспитательной роли музыкального наследия как предлагающего прямые предписания поступков человека по образцам и канонам, устоявшимся в веках и апробированным в современной культурной практике. Своеобразие и гибкость такого неформального механизма социально-культурной регуляции, каким выступает культурное наследие, определяют ему, скорее, роль «побудителя», катализатора поведения индивида, нежели регламентатора, законодателя современной социально-культурной жизни. При этом значимость воспитательно-нормативной роли культурного наследия не отрицается. Особенно если учесть, что отдельные элементы на сознательном и неосознанном уровнях вплетаются в мировоззрение личности и становятся неотъемлемым компонентом образа, качества и стиля ее жизни.
Одним из важнейших компонентов воспитательного потенциала историко-музыкального наследия является мировоззренческий аспект. Ярким примером служит объединение взглядов людей в определенные периоды развития истории. Однако опыт показывает, что современная молодежь далека от понимания музыки прошлых лет. Приобщение молодежи к материалам различных аспектов краеведения как способу наследования музыкальной культуры края и самому процессу краеведения расширяет и совершенствует мировоззрение, повышает уровень гражданственности, нравственной, эстетической воспитанности и общей культуры. Возрождение музыкально-педагогического крае-
ведения безусловно повлечет за собой повышение духовности, в чем в огромной степени нуждается сегодня общество.
В современной науке и практике пока не сложилось целостного представления о воспитательном потенциале музыкального наследия прошлого по причине еще далеко не полного раскрытия его материалов. Множество обстоятельств препятствуют сегодня решению задачи вовлечения молодежи в потенциально воспитательную музыкальнокраеведческую деятельность. Р.Р. Лоскутова формулирует трудности-препятствия активизации молодежи в этом направлении в современном обществе. Среди основных препятствий автор называет следующие:
- размывание и девальвация системы традиционных ценностей;
- усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения;
- переоценка роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодежи, возникшее вследствие ошибочной линии идеологов «реформы» [6].
На наш взгляд, именно вследствие этого упущения музыкальное наследие воспринимается не как часть своего прошлого и лично себя, а в более общем направлении, универсально. Это обстоятельство и вызывает затруднение в реализации его воспитательного потенциала в полном объеме. Теоретическое исследование проблемы позволяет заключить, что музыка познает, воспитывая, и воспитывает, познавая, на эстетической основе. Музыкальное искусство выступает в роли трансформатора общественных идей и настроений перед индивидуальным сознанием и осуществляет контроль над целостным мироощущением личности.
Теоретический анализ структуры музыкально-педагогического краеведения показал его многофункциональность. Хотя о роли музыки в воспитании человека писали многие выдающиеся философы, музыканты, начиная с древности, в современных научных исследованиях по данному вопросу нет общепринятой точки зрения. На наш взгляд, нечеткое обозначение наличия воспитательной функции музыки объясняется многообразием общественных ситуаций, социальным заказом и прочими объективными обстоятельствами. То есть она есть всегда, но в раз-
ной степени выражена как со стороны образовательной системы, так и воспринимающей стороны.
Через осмысление воспитательной роли музыкального наследия края достигается представление об уровне и характере его включенности в процесс поступательного развития общества, о внесении с его помощью определенной упорядоченности в сферу производства, потребления и распределения культурных ценностей, в человеческое общение, в область формирования подлинно гуманистических качеств.
Известный музыковед А.Н. Сохор, который понимал под функцией музыкального произведения реальный результат всей системы его воздействия на воспринимающего, в перечне функций выделял агитационнопропагандистскую, просветительскую, развлекательную и украшательски-оформитель-скую, воспитывающую, познавательную, эстетическую функции и др. Ученый особо выделял две сверхфункции: воспитательную и эстетическую, сливающиеся в единую воспитательно-эстетическую. В силу безграничных возможностей эмоционального воздействия музыки и предельности познавательных, идеологических, просветительских возможностей, воспитательно-эстетическая сверхфункция, по мнению автора, доминирует над другими, т. к. служит формированию всего духовного мира человека. Автор подчеркивает, что музыка современная, а особенно прошлых лет, участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные и нравственные качества, стимулируя творческие способности.
Позитивные результаты воспитания личности средствами музыкального краеведения возможны в системе целенаправленного музыкального образования. Музыкальное краеведение, как организованный педагогический процесс, направлено на формирование музыкальной культуры молодежи, развитие музыкального вкуса, способностей, адекватных реакций, умения ценить прекрасные произведения современности и прошлого. Целенаправленное музыкальное краеведение влечет за собой становление творческой личности.
Механизм действия воспитательной функции музыкального краеведения сложен и длителен. Конечный продукт (результат) музыкального краеведения представляется
уровнем развития музыкальной культуры с присущими ей личностными качествами и образованиями. Музыкальная культура
включает различные виды музыкальной деятельности и их продукцию. Музыкальные произведения, их исполнение и восприятие представляют собой систему отношений людей. В результате в той или иной степени реализовывается воспитательный потенциал данного взаимодействия, формируется музыкально-эстетическое сознание людей. Постепенно изменяются интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы личности. Качественный результат зависит от активности деятельности различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, организацией музыкального образования и воспитания, качества музыковедческих и педагогических исследований, отношения общества к музыкальному наследию и организации деятельности по его актуализации.
В приведенных традиционных позициях ученых ярко выражены функции самой музыки, но музыкально-педагогическое краеведение и его воспитательный потенциал мало заметен. На наш взгляд, именно в результате этого упущения музыка воспринимается как всеобщее достояние, популярная или модная в различные периоды времени и уходящая с ним навсегда. В широких слоях населения музыкальное наследие прошлого малоизвестно и редко вспоминается. В масштабах страны насчитывается не так много любителей серьезной музыки прошлых лет. К сожалению, уходит поколение, воспитанное на музыкальном наследии России. Скромно любители представлены и в Тамбове, причем по большей части это далеко не молодежь. В профессиональной музыкальной разносторонней деятельности в масштабах страны, города, учебного заведения, опираясь на популизм, историко-музыкальное наследие в большинстве случаев предано незаслуженному забвению. Активно включив педагоги-
ческий компонент музыкального краеведения, возможно этого избежать.
Процесс воспитания молодежи средствами музыки прошлых лет должен быть построен на основе четко скоординированной совместной деятельности специалистов и энтузиастов-любителей вуза, школы, общественных молодежных организаций и других социальных институтов воспитания и требует незамедлительной активизации. Основное усилие должно быть направлено на целенаправленное вовлечение студентов и школьников в активную краеведческую музыкальную деятельность не только в рамках студенческого и школьного социума, но и в масштабах области, на городском и региональном уровнях.
1. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. С. 311.
2. Лихачев Д.С. Память истории священна. М., 1986. С. 82.
3. Ахияров К.Ш., Муниров Р.Р. Методологические основы школьного краеведения. Кемерово, 1994.
4. Белоусова Е.И. Освоение русской культуры конца XIX - начала ХХ века в процессе нравственно-эстетического становления выпускников средней школы. М., 1998.
5. Липник В.Н. Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой работы. Л., 1967.
6. Лоскутова Р.Р. Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства. М., 1999.
Поступила в редакцию 10.12.2009 г.
Milovanova N.V. Educational potential of musicalregional studies activity: history and the present.
In the article possibilities of use of musical study of local lore for social education of pupils are proved. Historical and modern aspects of use of music as pedagogical means are analyzed. Complexities of realization of educational potential of musical-historical heritage in modern conditions are revealed.
Key words: musical study of local lore; socialization of the person; music functions; cultural heritage; educational possibilities.