Научная статья на тему 'Целостная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Целостная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / RESEARCH CULTURE / THE TEACHER-MUSICIAN / MODEL OF FORMATION OF RESEARCH CULTURE / VOCATIONAL TRAINING IN HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапова Татьяна Николаевна

Педагогическая деятельность исследователя, работающего в области музыкального искусства, отражает специфические особенности художественно-эстетической сферы, поэтому формирование исследовательской культуры студента в условиях обучения в вузе осуществляется в двух направлениях: научно-исследовательском и художественно-исследовательском. Целостная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта реализуется с учетом единства методологических подходов к научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности студента, а также поэтапности формирования всех компонентов исследовательской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLETE MODEL OF FORMATION OF RESEARCH CULTURE OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN DURING VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL

Pedagogical activity of the researcher working in the field of musical art reflects specific features of is art-aesthetic sphere, therefore formation of research culture of the student in conditions of training in higher school is carried out in two directions: scientific research and art-research. The complete model of formation of research culture of the future teacher-musician is realized in viewpoint of unity of methodological approaches to research and art-research activity of the student.

Текст научной работы на тему «Целостная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе»

УДК 371.123:78

Т. Н. Шапова

ЦЕЛОСТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Педагогическая деятельность исследователя, работающего в области музыкального искусства, отражает специфические особенности художественно-эстетической сферы, поэтому формирование исследовательской культуры студента в условиях обучения в вузе осуществляется в двух направлениях: научно-исследовательском и художественно-исследовательском. Целостная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта реализуется с учетом единства методологических подходов к научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности студента, а также поэтапности формирования всех компонентов исследовательской культуры.

Ключевые слова: исследовательская культура, педагог-музыкант, модель формирования исследовательской культуры, профессиональная подготовка в вузе.

Профессиональная деятельность педагога-му-зыканта в современном образовательном пространстве имеет высокое предназначение, поскольку посредством музыкального искусства происходит формирование личности учащихся, раскрытие их творческого потенциала, приобщение к общечеловеческим ценностям. Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство» и в числе других предметов художественного цикла является единственной формой всеобщего музыкального образования детей.

Приоритет художественно-интеллектуального, эстетического развития школьников в свете модернизации современного образования привносит в деятельность педагога-музыканта повышенную требовательность к личностным и деятельностным качествам специалиста, высокой профессиональной подготовке, способности сочетать в себе как музыкантские качества, так и педагогические знания и умения. Стремление совершенствовать содержание и методы музыкального обучения, преобразовать творческую личность учащихся находит отражение в исследовательском компоненте практической деятельности педагога-музыканта. Неслучайно в ряду общепедагогических и предметно-профессиональных компонентов профессиональной культуры учителя музыки исследовательская культура занимает значимое место. Содержание исследовательской культуры педагога-музыканта мы рассматриваем как сложное ценностно-смысловое, динамическое образование личности учителя. Оно представляет собой интеграцию теоретико-методологических знаний, опыта практической исследовательской деятельности, мотивационно-ценностных ориентиров (процессов формирования и проявления самосознания, исследовательской рефлексии) и художественно-исследовательской деятельности, призванной ориентировать субъекта образования на успешную реализацию его художественнотворческого потенциала.

Формирование исследовательской культуры педагога-музыканта есть целенаправленный, специально организованный педагогический процесс, осуществляемый в контексте профессиональной подготовки в соответствии с официальными образовательными стандартами и квалификационными характеристиками специалиста. Механизм формирования исследовательской культуры будущего педаго-га-музыканта складывается из понимания интегративной сущности компонентов (информационно-знаниевого, художественно-творческого, практического и ценностно-мотивационного) и признания за каждым способности оказывать влияние, изменять и взаимопроникать друг в друга. Данное положение легло в основу разработки целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-му-зыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Педагогические условия реализации целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта основаны на организации образовательного процесса с учетом единства методологических подходов к научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности студента, поэтапности формирования компонентов исследовательской культуры и ориентации полученных знаний и навыков на практическое применение. Опора на индивидуально-личностный подход к каждому участнику образовательного процесса позволяет наиболее продуктивно реализовывать взаимодействие активных форм деятельности студента, таких как исполнительская, научно-исследовательская, художественно-исследовательская.

Таким образом, целостная модель формирования исследовательской культуры будущего педаго-га-музыканта реализовывается по следующим направлениям. Формирование информационно-зна-ниевого компонента заключается в овладении базовыми знаниями в области методологии педагогики музыкального образования и применении знаний в лабораторных условиях. Накопление художествен-

Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 12 (102)

ного опыта в исполнительской деятельности, освоение специфики исследовательской деятельности в художественном творчестве, формирование навыков художественно-исследовательской деятельности направлено на формирование художественно-творческого компонента исследовательской культуры.

Ценностно-мотивационный компонент направлен на осознание значимости исследовательской деятельности в профессиональном становлении специалиста; существенную роль здесь играют самоанализ собственных профессиональных умений, планирование и выстраивание программы самосовершенствования, исследовательская рефлексия.

Интегративное единство основ теоретического познания и деятельностной активности обусловлено тем фактом, что овладение исследовательской культурой возможно лишь в процессе собственной исследовательской деятельности, путем применения способов и методов научного поиска. Поэтому практический компонент формируется в условиях педагогического эксперимента в школе, в оформлении студентами результатов собственного исследования.

Основными дисциплинами, формирующими информационно-знаниевый компонент, являются дисциплина федерального компонента «Методология педагогики музыкального образования» и дисциплина регионального компонента «Основы научного исследования». Содержательная сторона и тематизм последней направлены на развитие у студентов механизмов исследовательского поиска и отражение особенностей исследовательской деятельности в области музыкального образования. В процессе изучения данных дисциплин у студентов формируется отношение к науке как важнейшему средству совершенствования исследовательской практики, приобретаются основные знания и умения в области научного исследования с учетом специфики художественной сферы.

Любая деятельность, связанная с эстетическим восприятием в области искусства, будь то живопись, литература или музыка, основана на художественности - специфическом свойстве искусства, по мнению А. М. Новикова, не сводимом ни к «содержащейся в нем познавательной информации, ни к заключенной в нем системе оценок, ни к конструктивной “сделанности” произведения или его коммуникативным качествам» [1]. Художественное постижение окружающего нас мира - это особая форма мышления, выступая как естественная и необходимая грань существования человека в этом мире, она познает природу и самого себя через причудливое сочетание образов в произведении искусства. Сквозь призму художественности должна рассматриваться и современная педагогика музыкального образования.

Художественно-творческий компонент формируется у будущих педагогов-музыкантов в процессе изучения музыкально-исполнительских дисциплин. Сложность формирования данного направления в том, что в науке нет определенных критериев «художественности», наиболее ценные ее показатели трудно измерить в количественном эквиваленте. Основным условием здесь является создание для студентов «художественной базы» (А. А. Мелик-Пашаев [2]), т. е. погружение их в сферу художественного творчества, накопление впечатлений и опыта исполнительской деятельности, выполнение исследовательских заданий по изучению музыкального материала.

Формирование художественно-исследовательских навыков в классах индивидуальной музыкально-исполнительской подготовки осуществляется в следующих формах работы: составлении аннотаций к произведениям, поиске собственной исполнительской концепции в области хоровой, вокальной или инструментальной музыки. Результатом художественно-исследовательского процесса является проникновение в образное содержание музыкального произведения, постижение особенностей художественного образа, способность передачи его максимального воздействия на слушателя в исполнении путем передачи эмоционально-личностного отношения.

Важным в формировании художественно-творческого компонента мы считаем также проведение художественно-исследовательских практикумов, суть которых заключается в создании условий для формирования конструктивных и аналитических умений по отбору и применению музыкального материала для решения задач музыкально-педагогического исследования.

Практический компонент осуществляется в период педагогической практики в общеобразовательной школе. Полученные знания по научно-исследовательской, художественно-исследовательской деятельности дополняются и закрепляются при применении их в условиях реального педагогического эксперимента.

Таким образом, будущие педагоги-музыканты учатся самостоятельно ставить и формулировать проблему в условиях учебно-воспитательного процесса, адаптировать под разрабатываемую проблематику имеющийся инструментарий или создавать собственный, организовывать экспериментальный процесс, анализировать и научно обосновывать результаты. Итог собственной опытно-экспериментальной работы студенты представляют на студенческой конференции научных работ, что позволяет стимулировать исследовательскую активность студентов и развивать их исследовательскую рефлексию.

Подводя итог, следует отметить, что развитие исследовательской культуры будущего педагога-му-зыканта вызвано необходимостью поднять практику преподавания уроков искусства на новый теоретический и результативный практический уровень. Индивидуальный стиль деятельности определяется не столько отношением к предметному содержанию материала, подлежащего усвоению, сколько исследованием музыкального развития субъекта, научно обоснованной организацией дифференцированного

музыкально-эстетического образования.

Художественное направление исследовательской культуры будущего педагога-музыканта конкретизируется в умении и стремлении развивать в ребенке эстетическое отношение к миру через художественное постижение образов музыкального искусства. Все это находит свое отражение в построении целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Список литературы

1. Новиков А. М. Методология художественной деятельности. М.: Изд-во «Эгвес», 2008. 72 с.

2. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А., Чубик Н. Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пос. Дубна: Феникс+, 2006. 112 с.

3. Абдуллин Э. Б., Ванилихина Н. В., Морозова Н. В. и др. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 272 с.

Шапова Т. Н., ст. преподаватель.

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.

Пр. Ленина, 90, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655017.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 29.09.2010.

T. N. Shapova

COMPLETE MODEL OF FORMATION OF RESEARCH CULTURE OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN DURING VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL

Pedagogical activity of the researcher working in the field of musical art reflects specific features of is art-aesthetic sphere, therefore formation of research culture of the student in conditions of training in higher school is carried out in two directions: scientific research and art-research. The complete model of formation of research culture of the future teacher-musician is realized in viewpoint of unity of methodological approaches to research and art-research activity of the student.

Key words: research culture, the teacher-musician, model offormation of research culture, vocational training in high school.

Khakass State University named after N. F. Katanov.

Pr. Lenina, 90, Abakan, Republic of Khakassia, Russia, 655017.

E-mail: [email protected]

— S3 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.