культурной толерантности студенческой молодежи.
Литература
1. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М.: ИНИОН, 1992. 82с.
2. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов: под ред. Н.Б.Крылова. М.: Ин-т педагогич. инноваций РАО, 1995. 115с.
3. Вульфов Б.З. Основы педагогики: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. 614 с.
4. Семенов П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института: дис. канд. пед. наук: 13.00.06. М., 1999. 218 с.
5. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт: научные доклады высшей школы. // Философские науки. 1984. №1. С. 134-137.
6. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 319 с.
7. Луман Н. Теория общества, Теория общества: фундаментальные проблемы: под ред. АФ.Филиппова. М., 1999. С. 196-235.
8. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 880 с.
9. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Akademia, 2001. 463 с.
10. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учеб. пособие. Краснодар, 2000. 54с.
11. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований / / Школьные технологии. 2001. №5. С. 75-89.
УДК 37.026.032:78
Е.А.Дыганова, З.М.Явгильдина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-
МУЗЫКАНТА
В статье рассматривается культура самообразования педагога-музыканта как профессионально необходимое качество современного специалиста в сфере музыкального образования. Авторами предлагаются уточненные определения основных понятий - самообразование педагога-музыканта, культура самообразования пе-агога-музыканта. Посредством характеристик содержания дирижерско-хоровых дисциплин, условий и форм их освоения, процесса и результатов учебно-профессиональной деятельности студента-музыканта выявляется потенциал дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: самообразование, культура самообразования, педагог-музыкант, дирижерско-хоро-вые дисциплины, педагогический потенциал.
E.A.Dyganova, Z.M.Yavgildina PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CONDUCTOR'S AND CHORAL DISCIPLINES IN FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL CULTURE OF THE STUDENT-MUSICIAN
In article the culture of self-education of the teacher-musician as professionally necessary quality of the modern expert in the sphere of music education is considered. Authors offer the specified definitions of the basic concepts (self-education of the teacher-musician, culture of self-education of the teacher-musician). By means of characteristics of the content of conductor's and choral disciplines, conditions and forms of their development, process and results of educational professional activity of the student musician the potential of conductor's and choral disciplines in formation of culture of self-education of future teacher-musician comes to light.
Keywords: self-education, culture of self-education, teacher-musician, conductor's and choral disciplines, pedagogical potential.
В современном профессиональном образовании все большее значение приобретает системное самообразование студентов, которое обусловлено заказом общества и определяется нормативными документами - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения [1].
Профессиональная подготовка педагога-музыканта отличается ярко выраженной спецификой: во-первых - это необходимый уровень довузовской музыкальной подготовки (начальное профессиональное или среднее профессионального музыкальное образование), позволяющий осуществлять подготовку педагога-музыканта в вузе; во-вторых - многопрофильность профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, которая определяется их будущей профессиональной деятельностью (конструктивная, музыкально-исполнительская, коммуникативно-организаторская,
исследовательская деятельность и индивидуальный стиль деятельности); в-третьих - это интеграционный характер профессиональной компетентности педагога-музыканта, сочетающий в себе комплект общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
Высокие требования к уровню профессионального образования педагога-музыканта, профессиональная специфика, современное понимание педагога-музыканта как субъекта способного непрерывно самообразовываться на всех этапах профессиональной социализации начиная от вузовского образования, актуализирует в качестве важнейшего показателя профессиональной компетентности специалиста в области музыкального образования владение культурой самообразования.
Самообразование педагога-музыканта понимается как самостоятельная систематическая, целенаправленная познавательная деятельность педагога-музыканта в области педагогики и музыки на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствующая развитию личности, осуществляемая в рабочее и свободное время.
Самообразование педагога-музыканта имеет следующие направления: общеобразовательное (владение технологией восприятия и оценки общеобразовательной информации с целью ее применения в профессиональной деятельности и повышения уровня общей эрудиции), психолого-педагогическое (владение технологией восприятия и оценки психолого-педагогической информации с целью ее применения в музыкально-педагогической деятельности и углубления психолого-педагогического образования), методическое (владение арсеналом новых эффективных образовательных методик в сфере музыкального образования), музыкальное (владение технологией восприятия и оценки музыкальной информации с целью углубления музыкального образования, повышения уровня музыкальной культуры, расширения музыкального кругозора и освоения нового репертуара), профильное (владение специальными технологиями в определенных сферах музыкального искусства и образования).
Культура самообразования педагога-музыканта рассматривается как феномен системы отношений профессионального образования и личности педагога-музыканта, предполагающий высокий уровень научной организации умственного и творческого труда, достигаемые посредством музыкально-педагогического самообразования.
Структура культуры самообразования педагога-музыканта определена в виде трех взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного (система педагогических ценностей, личностных смыслов, мотивов, интересов, потребностей специалиста, которая формирует личностно-ценност-ную установку педагога-музыканта и способствует развитию музыкально-педагогического самообразования); когнитивно-операционного (базовая культура личности; достаточное количество профессиональных и специальных знаний и умений их применять, умения выбирать источники познания и формы самообразовательной деятельности; дополнительные знания по музыкальной и педагогической наукам, полученные преимущественно в самообразовательной деятельности); контрольно-рефлексивного (система саморегуляции личности специалиста своей самообразовательной деятельности, в составе которой наличествуют контрольно-рефлексивные операции, такие, как самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция, самоконтроль [2, с. 96-97].
По нашему мнению, дирижерско-хоровые дисциплины могут выступить эффективным педагогическим средством формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта.
Дирижерско-хоровая подготовка будущего педагога-музыканта в Казанском (Приволжском) федеральном университете осуществляется по направлению специальности 050100.62 «Педагогическое образование» (бакалавриат), профиль «Музыкальное образование» и направлению специальности 44.03.05 «Педагогическое образование» (бакалавриат), профиль «Музыка и иностранный (английский) язык» в опоре на классическую подготовку хорового дирижера с учетом специфики вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе.
В состав комплекса дирижерско-хоровых дисциплин включены следующие дисциплины: Хоровой класс и практическая работа с хором, Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур, Практические основы хорового дирижирования и чтения хоровых дисциплин, Хороведение, История и теория хорового исполнительства, Хоровая аранжировка, Музыкально-педагогический практикум: Вокально-хоровой.
Представим краткие характеристики основных дирижерско-хоровых дисциплин, содержание которых, по нашему мнению, содержит существенные педагогические возможности формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта.
Главной задачей обучения и воспитания студента-музыканта в процессе освоения лекционных курсов «Хороведение» и «История и теория хорового исполнительства» является формирование у
студентов-музыкантов предмет-ной теоретическо-методической базы знаний, исследовательских и аналитических умений и навыков. Содержание дисциплин охватывает историю хоровой культуры, теоретические вопросы хороведения, историю дирижерско-хорового исполнительства, основные проблемы дирижерско-хоровой практики, методики вокально-хоровой работы, в том числе методики работы с детским хором.
Построение учебного процесса основывается на проблемно-деятельностном методе обучения. Так, изучая основы организации, деятельности хора, методики работы с ним, вопросы развития хорового образования, хорового исполнительства и массового музыкального хорового воспитания студент проводит сравнения, сопоставления, прослеживает эволюцию. При освоении данных лекционных курсов особое внимание уделяется формированию умений применения полученных знаний в творческо-исследовательской работе, а также отработке умений самостоятельной работы с информационным (текстовым, нотным, акустическим, визуальным) материалом. В рамках освоения лекционных курсов студенту-музыканту предлагается теоретическая последовательность процесса самостоятельной работы с хоровым коллективом.
Следует отметить, что значительную долю содержания рассматриваемых теоретических дисциплин, студент-музыкант осваивает в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Тематика включает вопросы исторического, специально-теоретического, методического характера, особый интерес для будущих учителей музыки представляет изучение педагогического опыта ведущих хоровых дирижеров. Результаты своей самостоятельной работы будущий педагог-музыкант может представить в виде письменной аннотации на вокально-хоровое сочинение, эссе, реферата, исследовательского проекта, научного сообщения или доклада, научной статьи.
Для системной организации самостоятельной работы студентов-музыкантов, разработан электронный курс «История и теория хорового исполнительства», который реализован в системе управления образованием MOODLE и размещен на сайте КФУ, в разделе Дистанционное образование [3].
Практические дисциплины «Практические основы хорового дирижирования и чтения хоровых дисциплин» и «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» осваиваются студентами-музыкантами в режиме индивидуальных занятий с преподавателем и концертмейстером, а также в режиме групповых занятий в формате вокально-хорового практикума. Структура курсов состоит из трех модулей: 1) «Изучение школьного репертуара», 2) «Хоровое дирижирование», 3) «Чтение хоровых партитур». Содержание дисциплин составляют теоретические знания о технологии дирижирования; индивидуальный учебный репертуар, в составе школьного репертуара (песни для учащихся 1-7 классов) и хоровых партитур различной степени трудности в соответствии с курсовыми требованиями.
В результате освоения данных дисциплин студент достигает следующих результатов: сформированный банк основных профессиональных знаний, умений и навыков дирижерского управления хоровым пением детей и взрослых исполнителей; готовность к практической работе с различными составами хоровых коллективов; владение технологией работы над вокально-хоровым сочинением с учащимися школьного возраста; владение технологиями самообразования педагога-музыканта.
Условия обучения данным дисциплинам (индивидуальные и групповые занятия) позволяют избирательно сосредоточивать внимание студента на отдельных аспектах дирижерско-хоровой работы:
- музыкально теоретический (развитие аналитического мышления в процессе постижения хорового сочинения);
- музыкально-исполнительский (изучение и моделирование хорового звучания при исполнении хоровой партитуры на фортепиано и пении хоровых партий);
- дирижерско-технический (формирование гибкого и пластичного дирижерского аппарата, оснащение дирижерской техникой);
- педагогический (организация репетиционной работы на разных этапах освоения вокально-хорового сочинения);
- дирижерско-исполнительский (развитие способности визуального выражения внутренней хоровой звучности, творческого развития будущего педагога-музыканта).
При освоении практических дисциплин велика доля учебной нагрузки, которая приходится на внеаудиторную работу студентов. В процессе самостоятельной работы студентом осуществляется подбор песенного репертуара для детей младших, средних и старших классов; проводится предварительная работа над школьным и хоровым репертуаром (исполнение партитур на фортепиано, вокальное изучение голосов хоровых партий, дирижерское управление голосами хоровых партий, выполнение письменной аннотации на вокально-хоровое произведение). В качестве учебно-методическое сопровождения, призванного системно организовать самостоятельную работу по одноимен-
ному модулю обеих дисциплин выступает электронный курс «Изучение школьного репертуара» реализованный в системе MOODLE [4].
Особого внимания заслуживает характеристика дисциплины «Хоровой класс и практическая работа с хором», которая является творческой лабораторией подготовки музыкально-педагогических кадров. Данная дисциплина в своем содержании аккумулирует и актуализирует содержание всех предметов дирижерско-хорового цикла и является ведущей дисциплиной по исполнительской (вокальной и дирижерской) подготовке будущего педагога-музыканта.
Занятия по хоровому классу осуществляются в режиме хоровых репетиций, где студент-музыкант осваивает профессию с позиций певца и хормейстера. Ведущей аудиторной формой на занятиях по хоровому классу, когда студент-музыкант выступает в роли певца хора, является Мастер-класс. Как педагогическая технология Мастер-класс представляет собой форму организации активного образовательного процесса, нацеленную на передачу опыта и профессионального мастерства преподавателя (хорового дирижера) демонстрационным путем с комментариями.
Осуществляя учебно-профессиональную деятельность в качестве певца, студент наращивает вокально-хоровые и певческо-слуховые навыки, которые в дальнейшем будут выполнять две функции: личное владение вокальной техникой и технологией постановки и развития детского голоса. Необходимо обратить внимание на тот факт, что внутренняя мотивированность студента на собственное развитие способствует развитию таких профессионально необходимых способностей и навыков как:
- формирование технологического мышления педагога-музыканта (в процессе работы над вокально-хоровым сочинением у студента вырабатывается осознанное внимание к процессам вокального звукообразования и звуковедения, певческой дикции и другим параметрам вокально-хоровой звучности);
- формирование оценочно-аналитических навыков (в процессе пения студентом-музыкантом ведется целенаправленная работа по выявлению, сопоставлению и сравнению качественных параметров собственного и коллективного звучания);
- выработка навыков контроля и саморегуляции (осознанное пение в хоре способствует совершенствованию индивидуальных певческих ощущений студента-музыканта, среди которых перечислим: слуховые, мышечные, вибрационно-резонаторные ощущения, выполняющие функции контроля и регуляции вокального процесса);
- выработка навыков педагогического контроля и диагностики (в процессе хоровой деятельности у студента-музыканта развивается важнейшее качество слуха педагога-музыканта - «вокальный слух», призванный контролировать качество пения по таким параметрам, как: единая вокальная манера и принципы звукообразования, владение певческим дыханием и звуковедением, единообразие тембровой окраски, правильность певческой дикции, различные виды хорового ансамбля и т.д.);
- формирование творческой самостоятельности и художественно-артистической воли (при исполнении хорового репертуара, художественной целью которого выступает донесение художественно-образной идеи сочинения происходит выработка широкого спектра индивидуальных качестве личности, среди которых творческая воля исполнителя, активная личностная позиция, самостоятельность и пр.).
Решение учебно-профессиональных задач по хоровому классу осуществляется на высокохудожественном вокально-хоровом репертуаре, который позволяет расширять музыкальный кругозор будущего педагога-музыканта, развивать эстетический вкус и повышать уровень общей культуры.
Работая с хором как хормейстер, студент приобретает хормейстерские и дирижерско-исполни-тельские навыки. Залогом успешной репетиционной работы является самостоятельная предварительная работа студента-музыканта над хоровым произведением. Во внеаудиторной работе студент, опираясь на алгоритм работы над хоровым сочинением поэтапно его осваивает, формирует проект исполнительской интерпретации, разрабатывает план репетиционной работы.
В процессе хормейстерской работы студент приобретает следующие профессионально необходимые результаты:
- формирование умений проектной деятельности (создание первоначального представления о художественных образах в поэтическом и нотном текстах; исполнение хоровой партитуры на фортепиано; вокальное исполнение голосов всех хоровых партий; музыкально-теоретический, вокально-хоровой анализ хоровой партитуры и создание исполнительской трактовки - интерпретации);
- развитие исследовательских навыков (необходимость раскрыть суть творческой работы композитора и поэта, найти соответствие композиционных решений замыслу способствует развитию блока исследовательско-аналитических навыков: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, абстракции, обобщения с позиций музыковеда, вокалиста, инструменталиста, педагога, аранжировщика,
дирижера-хормейстера);
- оснащенность технологией работы над вокально-хоровым произведением (в процессе репетиционной работы над вокально-хоровым произведением студент-музыкант осуществляет постановку педагогических и исполнительских целей, последовательно реализует поставленные задачи);
- формирование коммуникативных умений и навыков (творческое взаимодействие дирижера и хорового коллектива осуществляется посредством мануальных - специфических дирижерских жестах, визуальных, речевых, вокальных, волевых коммуникациях).
- формирование профессионально-личностных качеств (управленческая воля, организаторские способности, коммуникабельность и пр.).
Проведенное исследование позволило нам обобщить результаты проделанной работы и обозначить основные положения, в которых отражены педагогические возможности дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта.
1) Дирижерско-хоровые дисциплины характеризуются тесной интеграцией. Содержание каждой дисциплины в различной мере представлено пятью направлениями профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта (теоретическое, технологическое, исследовательское, исполнительское, педагогическое), что позволяет управлять процессом компенсирования недостатков профессиональной подготовки, дополнять, углублять, расширять и систематизировать профессиональный багаж будущего педагога-музыканта; осуществлять осознанные образовательные коммуникации со структурными компонентами культуры самообразования педагога-музыканта; повышать уровень культуры самообразования.
2) Формы обучения по дирижерско-хоровым дисциплинам имеют широкий диапазон - это лекции, практические занятия, семинары, практикумы, индивидуальные занятия, аудиторные и внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов. Следует заметить, что каждая из аудиторных и внеаудиторных форм организации обучения на определенном этапе профессионального становления будущего педагога-музыканта имеет свои преимущества, поэтому эффективность достигается при условии чередования различных форм обучения или их комплексного применения. Например, преимущества формы индивидуальных занятий заключается в обеспечении учебно-познавательной деятельности студента по индивидуальной траектории с учетом его индивидуальных особенностей: уровня довузовской подготовки, темпа работы, музыкальных способностей и т.д.
3) Освоение дирижерско-хоровых дисциплин на практических занятиях позволяют создавать условия, максимально приближенные к профессиональной практике педагога-музыканта (учителя музыки), что позволяет студенту-музыканту осуществлять «разноролевые» подходы к граням профессии хорового дирижера и реализовываться в полифункциональной учебно-профессиональной деятельности. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что процесс профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта базируется на компетентностном подходе, способствующим формированию опыта профессиональной деятельности и культуры самообразования педагога-му-зыканта.
4) Самостоятельная работа студента в аудиторных и внеаудиторных формах является веду-им видом учебно-познавательной деятельности освоения дирижерско-хоровых дисциплин. Кроме того, современные требования к учебно-воспитательному процессу в вузе ориентируют студентов на систематическую учебно-научно-исследовательскую работу в виде подготовки докладов и участия в научно-практических конференциях различного статуса; публикаций в научных сборниках и журналах; участия в специальных конкурсах, тематических концертах, музыкально-образователь-ных лекториях и фестивалях, где предварительная подготовка к основному результату осуществляется в режиме самостоятельной работы студентов.
Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин заключается в следующем:
- интеграционной связи дисциплин дирижерско-хорового цикла по пяти направлениям профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта (теоретическое, технологическое, исследовательское, исполнительское, педагогическое), имеющих коммуникации со структурными компонентами культуры самообразования педагога-музыканта;
- широком диапазоне аудиторных и внеаудиторных форм организации дирижерско-хорового образования педагога-музыканта;
- условиях, максимально приближенных к профессиональной практике педагога-музыканта и возможностях осуществлять полифункциональную учебно-профессиональную деятельность студента;
- преобладающей доле самостоятельной работы студентов, способствующей формированию опыта самообразования педагога-музыканта.
Литература
1. Сайт Mинистеpства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 01.02.2016).
2. Dyganova E.A., Yavgildina Z.M. Organization a Culture of Self-Education of Music Teachers / / International Education Studies. 2015. Vol. 8, No. 6. P. 95-103. doi.org/10.5539/ies.v8n6p95
3. Дыганова E.A. История и теория хорового исполнительства [Электронный образовательный ресурс]. URL: http://edu.cnoir.ru/course/category.php?id=477
4. Дыганова Е.А, Шириева Н.В. Изучение школьного репертуара [Электронный образовательный ресурс]. URL: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=814
УДК 27-47
А.М.Фазлиев
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В статье исследуются особенности политико-правовых и организационных связей государственных и общественных структур в образовательной сфере в постсоветское время. Совершенствование государственно-конфессиональных отношений, осуществление в комплексе социально значимых и культурно-просветительских мероприятий являются основой предупреждения правонарушений на религиозной почве.
Ключевые слова: межкультурный диалог, образование, религиозное возрождение, традиции, этнокон-фессиональный фактор.
Aivaz Fazliev COMMUNICATIVE INTERACTION OF STATE AND RELIGIOUS INSTITUTIONS IN THE FIELD OF EDUCATION IN MULTIETHNIC&POLY-CONFESSIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY
The article examines the features of political-legal and organizational relations of the state and public institutions in the educational sector in post-Soviet times. Improving Church-state relations, the implementation of complex and socially significant cultural and educational events are the basis of prevention on religious grounds.
Keywords: intercultural dialogue, education, religious revival, traditions, ethnic and religious factor.
Необходимость развития межкультурного и межцивилизационного диалога в меняющемся и усложняющемся мире востребовала важность постановки новых акцентов в процесс наполнения, как содержания, так и обновления существующих практик культурного взаимовлияния народов и государств. В этом плане вовлечение в орбиту воспитания и развития культуры сосуществования и толерантности таких сфер и смыслов жизни как образование, религия, мораль, ответственность представляется весьма актуальными. Полиэтноконфессиональная среда, вытекающие отсюда историческая память народов и своеобразие их культур, находят свое отражение и на образовательной площадке. С учетом особенности системы религиозного образования крайне важно выделить значимость ее в стабильном и спокойном развитии общества [2, с. 5].
Феномен религиозного возрождения тесно переплетен с национально-духовной активизацией народов Волго-Камского региона в 90-е годы прошлого столетия. Взаимосвязь этнического и религиозного в социокультурной жизни национальных республик в эти годы была особенно очевидной. В программах национальных организаций, общественных движений, (например, татарских - ВТОЦ, Иттифак, Mагаpиф и т.д.) вопросы возрождения ислама и его значимость в развитии этнического самосознания и национальной идентичности, получили обоснованную оценку. Такая открытая артикуляция данной взаимосвязи и ее проявления в конкретных общественно-политических действиях, публицистике и академических изданиях потребовала взвешенных и продуманных политические шагов в сфере свободы совести и этноконфессиональных отношений. Проблема религии и образования не раз становилась предметом обсуждения с участием представителей научно-педагогической общественности, государственных и религиозных структур [1, с.3-6].
Конституционные нормы, федеральное и республиканское законодательство о свободе совести определяет общие принципы и порядок регистрации и лицензирования образовательной деятельности. Государство заинтересовано в качественном религиозном образовании в силу того, что именно образованный имам или священник это благо для общества, что дает возможность на высокоинтеллектуальном уровне донести до верующих сакральную сущность религиозных ценностей. В этом плане в республиканском законе «О свободе совести и религиозных объединениях» (1999 г.) положение о том, что государство оказывает поддержку в преподавании светских общеобразовательных предметов в профессиональных религиозных учебных заведениях (ст.6, пункт7) было