Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин'

Педагогические условия формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ / ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТУДЕНТ-МУЗЫКАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CULTURE OF SELF-EDUCATION / CONDUCTING AND CHORAL STUDIES / STUDENTMUSICIAN / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыганова Елена Александровна, Явгильдина Зилия Мухтаровна

В статье авторами представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION IN FUTURE TEACHERS-MUSICIANS IN THE COURSE OF CONDUCTING AND CHORAL STUDIES

The article presents pedagogical conditions providing the efficiency of self-education development in future teachers-musicians by means of conducting and choral studies.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.14:78

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН

© Е.А.Дыганова, З.М.Явгильдина

В статье авторами представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дири-жерско-хоровых дисциплин.

Ключевые слова: культура самообразования, дирижерско-хоровые дисциплины, студент-музыкант, педагогические условия.

Современные социально-экономические преобразования, модернизация системы отечественного образования повлекли за собой изменения в сфере профессионального образования и, в частности, педагогического образования. Суть новаций, происходящих в педагогической науке, может быть определена как переход от традиционных форм образования к инновационным, которые акцентированы на оснащение будущего специалиста технологиями самообразования, позволяющими осуществлять непрерывное профессиональное и личностное развитие.

В настоящее время проблема самообразования для будущего педагога-музыканта приобретает особую актуальность. На протяжении длительного времени профессиональная подготовка студента-музыканта основывалась на сбалансированном сочетании групповых (лекционных, семинарских, практических) и индивидуальных занятий (по классу инструмента, вокала, дирижирования), однако происходящие процессы модернизации в современной высшей школе повлекли за собой существенное сокращение индивидуальных часов, отведенных на исполнительскую подготовку будущего педагога-музыканта, и перераспределение учебной нагрузки с аудиторной на внеаудиторную в виде самостоятельной работы студентов.

В сложившейся ситуации появились новые проблемы: студенты-музыканты, имеющие недостаточный опыт самостоятельной работы, осуществляют самообразовательную деятельность бессистемно, без должной профессиональной направленности, что влечет за собой снижение уровня их профессиональной подготовки. Перед музыкальной педагогикой встала непростая задача по разработке системной организации самообразовательной деятельности студента, учиты-

вающей современные условия в высшей школе, специфику музыкально-педагогического образования, богатый воспитательный, образовательный и развивающий потенциал дирижерско-хорового искусства.

Решение поставленной задачи нам видится в разработке и реализации комплекса педагогических условий, которые будут способны внести коррективы в образовательную практику с целью эффективной организации процесса формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин.

Наше исследование основывается на базе научно-педагогических исследований, посвященных различным проблемам самообразования таких авторов, как В.И.Андреев [1] , Е.Д.Бездени-ско [2], И.О.Ганченко [3], Б.С.Гершунский [4], И.Л.Наумченко [5], И.Н.Преображенская [6], В.А.Сластенин [7] и др.

Рассматривая проблему формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта с учетом специфики художественной дидактики, мы изучили работы по проблемам развития и совершенствования музыкально-педагогического самообразования Э.Б.Абдуллина, Е.В.Николаевой [8], Г.И.Батыршиной [9], Ж.Б.Кармазиной [10], Г.Б.Сабировой [11] и др.

Для выявления педагогического потенциала и специфики дирижерско-хорового искусства нами были проанализированы труды, посвященные вопросам дирижерской подготовки будущего педагога-музыканта В.Л.Живова [12], А.П.Ивано-ва-Радкевича [13], С.А.Казачкова [14], И.А.Мусина [15], К.А.Ольхова [16] и др.

Для определения педагогических условий, способствующих реализации обозначенных целей, мы опирались на теоретический анализ ли-

тературы по проблеме исследования, изучение образовательного процесса в Высшей школе искусств КФУ, обобщение опыта собственной педагогической деятельности. В результате проделанной работы был разработан комплекс педагогических условий, который мы предлагаем рассмотреть.

Первое педагогическое условие - структурирование содержания дирижерско-хоровых дисциплин для системной организации самостоятельной работы студента-музыканта. Среди направлений исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта дирижерско-хоровые дисциплины занимают особое место, что связано со спецификой освоения профессии и большой трудоемкостью самостоятельной подготовки студента-музыканта. Самостоятельная работа будущих педагогов-музыкантов в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин в соответствии с учебными планами представлена следующими видами: а) подбор школьного репертуара в соответствии с годом обучения, педагогическими целями и задачами; б) освоение школьного репертуара и демонстрация фрагмента урока «Работа над песней», включающего 3 раздела: беседа, показ песни, хормейстерская работа; в) подбор репертуара для хормейстерской практики со студенческим хоровым коллективом с учетом уровня его подготовки и состава хора; г) комплексное освоение вокально-хорового репертуара (вокальное, инструментальное, мануальное); д) подбор репертуара и дополнительных материалов для творческих, педагогических, научных конкурсов; е) выполнение письменных аннотаций на вокально-хоровые произведения; ж) создание хоровых аранжировок; з) подготовка научных докладов и статей; и) выполнение рефератов и курсовых работ.

Под самостоятельной работой студента нами понимается познавательная деятельность студента, которая выполняется самостоятельно в аудиторное и внеаудиторное время под методическим руководством преподавателя и является начальной формой самообразовательной деятельности студента и эффективным средством формирования готовности к профессиональному самообразованию.

Исследователями доказано, что самостоятельная познавательная деятельность студента базируется на трех основных приемах: «перенос», «поиск» и «исследование». Как показывают наблюдения, в ходе учебного процесса и на итоговых контрольных мероприятиях по дири-жерско-хоровым дисциплинам в большинстве случаев у студентов не возникает проблем в самостоятельной работе с использованием простых

приемов самостоятельной работы - «переноса» и «поиска». В то же время прием «исследование» осваивается с затруднениями, что, на наш взгляд, связано с недостаточной оснащенностью студентов исследовательскими навыками, а также со сложным комплексным характером дирижерско-хорового искусства и спецификой профессиональной подготовки, требующей системной организации учебно-профессионального материала.

Для системной организации самостоятельной работы студентов по профессиональным направлениям дирижерско-хоровой подготовки студента-музыканта мы провели работу по структурированию содержания дирижерско-хоровых дисциплин в пять основных «дидактических блоков», соответствующих направлениям дирижер-ско-хоровой подготовки: теоретический блок направлен на оснащение студента-музыканта теоретическими знаниями в области дирижер-ско-хоровой педагогики и искусства; целью технологического блока является вооружение студента-музыканта технологическим арсеналом: технологией дирижирования, технологией и психотехникой хорового пения, педагогическими технологиями работы с хоровыми коллективами; исследовательский блок ориентирован на организацию и педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студента-музыканта; исполнительский блок призван оснастить студента-музыканта навыками исполнения вокально-хоровых сочинений в качестве артиста хора и хормейстера; педагогический блок нацелен на координирование самообразовательной деятельности студентов по изучению вокально-хорового репертуара в реальных профессиональных условиях, анализ научно-педагогических трудов и исполнительского опыта авторитетных хоровых дирижеров.

По нашему мнению, предложенное структурирование содержания дирижерско-хоровых дисциплин в «дидактические блоки» позволяет выявлять «слабые зоны» в направлениях дири-жерско-хоровой подготовки и посредством организованной самообразовательной деятельности студента-музыканта устранять пробелы.

Рассмотренное нами педагогическое условие тесным образом связано со вторым условием: организация процесса формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта по индивидуальному образовательному маршруту в опоре на личностно-творческий потенциал.

Последнее десятилетие в практике высшей школы наметилась устойчивая тенденция построения студентом своего образовательного пути, или индивидуального образовательного маршрута, в формировании которого задействованы

личностные мотивы, учебные и профессиональные ориентиры.

Педагогической наукой накапливается база исследований, посвященных изучению проблемы индивидуального образовательного маршрута. Так, исследователь Н.А.Лабунская полагает, что индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) студента основывается на личностно-ориентированной образовательной системе и определяется как целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателем поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя [17].

Следует заметить, что традиционная система подготовки студента-музыканта включала в себя организацию образовательного процесса по индивидуальным планам, с учетом уникальности каждого студента, при этом ответственность за уровень профессиональной подготовки ложилась на преподавателя. По нашему мнению, внедрение в учебный процесс ИОМ студента позволит сохранить положительные достижения музыкальной педагогики, при этом привнести в нее самостоятельность и ответственность будущего педагога-музыканта за свою профессиональную подготовку.

ИОМ студента-музыканта основывается на модульном подходе. Структуру индивидуального образовательного маршрута студента-музыканта составляют базовый модуль, обеспечивающий реализацию требований ГОС к подготовке педагога-музыканта, и специальные (вариативные) модули расширенного образования, направленные на углубление или наращивание отдельных, выбранных самостоятельно образовательных направлений студента-музыканта с учетом его личностно-творческого потенциала.

Для музыкальной педагогики построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей имеет принципиальное значение, так как каждый студент-музыкант позиционируется как творческая индивидуальность. Понятию «индивидуальность» придают различные значения: в узком смысле индивидуальностью называют самобытную творческую личность, способную создавать новые художественные ценности; в широком смысле индивидуальность - это неповторимый набор качеств и свойств каждой отдельной личности. С точки зрения психологии индивидуальность - это совокупность единичных, неповторимых признаков, проявляющихся: в особенностях темперамента; в специфике перцептивных процессов; в структуре и

степени выраженности различных способностей; в характерологических качествах и свойствах, присущих - подобно дактилоскопическому узору - тому или иному человеку [18: 7].

В музыкальной педагогике существуют два основных направления управления индивидуальностью. Представители первого направления склонны уравнивать элементы дарования студента, полагая, что развитие должно быть одинаково в пределах стандарта. Представители второго направления в качестве педагогического принципа используют известный афоризм - «индивидуальностью рождаются, личностью становятся», поэтому индивидуальные качества студента используются как эффективные рычаги управления образованием, с помощью которых происходит развитие способности к плодотворной профессиональной деятельности. При этом необходимо учитывать, что опора на сильные стороны дарования и возможности студентов не должна иметь ничего общего с эксплуатацией его данных с целью получения выгодных педагогических результатов.

Исследователь проблем творческого саморазвития студента В.И.Андреев считает, что в процессе образования вузовскому преподавателю необходимо учитывать следующие индивидуальные особенности студента: интеллектуальной сферы, мотивационно-потребностной сферы, эмоциональной сферы, волевой сферы, особенности в сфере саморегуляции и самоуправления, особенности экзисцентальной сферы, проявление индивидуальных особенностей студента в предметно-практической деятельности [1: 88-89].

Следует заметить, что образовательная деятельность студента-музыканта имеет исследова-тельско-творческий характер, и поэтому при программировании ИОМ, кроме обозначенных выше индивидуальных особенностей студента, необходимо учитывать: степень развития отдельных музыкальных способностей, наличие артистизма, уровень развития координации, сен-сомоторные исполнительские данные, индивидуальные особенности характера и тип темперамента, параметры работоспособности (скорость, объем, качество), широту музыкального кругозора, наличие креативного мышления, профессиональное (музыкально-педагогическое) самосознание студента-музыканта.

Реализация данного условия позволит повысить гибкость, динамичность образовательного процесса, нацелит студента-музыканта на осознанное изучение дирижерско-хоровых дисциплин в контексте будущей профессиональной деятельности, поможет определить векторы самообразования, что в дальнейшем будет являться

важной предпосылкой формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта.

Следующее педагогическое условие - организация динамического характера учебно-педагогического взаимодействия в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта в опоре на личный пример и авторитет педагога - тесно связано с двумя выше рассмотренными педагогическими условиями.

Как было отмечено ранее, каждый студент неизбежно идет к цели своим особым путем, обусловленным его характером и способностями. Педагог проходит этот путь вместе с ним, наблюдая, изучая, порой незаметно направляя его, а иногда энергично вмешиваясь. Воспитание и обучение педагога-музыканта - сложный процесс, в котором взаимодействуют две стороны: 1) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, заложенных в студенте; 2) передача педагогом студенту своего отношения к искусству и профессии, своих знаний, умений, приемов исполнительской и исследовательской работы. Несомненно, педагогическое мастерство проявляется в органичном сочетании этих двух сторон.

Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта - это сложный процесс, в котором педагог воздействует на студента с различных позиций, используя необходимые стили педагогического общения. Взаимоотношения преподавателя и студента в образовательном процессе могут приобретать самые различные оттенки. По мнению М.Э.Фейгина, исторически в педагогике сложились три ярко выраженных стиля педагогической деятельности: авторитарный, либеральный и демократический [19: 15-19].

Являясь сторонниками демократического стиля педагогической деятельности, мы полагаем, что формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта следует осуществлять в режиме целенаправленного индивидуального воспитания, в основе которого лежит идея постоянного творческого взаимодействия студента и преподавателя. Преподаватель рассматривает студента как равноправного партнера в общении, как младшего коллегу в совместном поиске знаний. Педагог побуждает студента к принятию решений, прибегая к активным формам обучения, где обучающийся поставлен в положение «открывателя истин»; требует от него сознательных интеллектуальных и эмоциональных затрат; учитывает мнение студента, поощряет самостоятельность суждений. При данном стиле педагогической деятельности студент-музыкант не только воспринимает, но и перерабатывает знания в соответствии со своим опытом

и личными особенностями, то есть наращивает культуру самообразования.

Следует заметить, что при использовании целенаправленного индивидуального воспитания педагог гибко воздействует на студента, направляет его, порой «вплотную подводит его к «открытию», оставляя ему честь последнего шага» [19: 19].

Обучение будущего педагога-музыканта в вузе связано с включением педагога во все основные образовательные виды деятельности студента, такие как: музыкально-исполнительская, организационно-педагогическая, аналитическо-исследовательская и самообразовательная,

Основываясь на изучении психолого-педагогической литературы и личном опыте, мы полагаем, что личный пример педагога является важнейшей составляющей в процессе формирования самообразовательной культуры студента-музыканта. Обозначим «педагогический репертуар», в составе которого пять основных ролей, которыми, по нашему мнению, необходимо владеть преподавателю, чтобы личный пример педагога являлся «эталоном» профессионализма и целевым ориентиром для студента-музыканта:

1. преподаватель-музыкант как субъект процесса передачи музыкально-педагогических знаний, формирования профессиональных компетенций и организации данного процесса;

2. преподаватель как музыкант-исследователь, автор научной и научно-методической литературы, участник научных конференций, симпозиумов, семинаров, конкурсов, руководитель научно-исследовательской работы студентов-музыкантов;

3. преподаватель-организатор практико-ори-ентированной деятельности студентов-музыкантов;

4. преподаватель как субъект системной, целенаправленной деятельности единого профессорско-преподавательского коллектива педагогов-музыкантов, субъект коллективного взаимодействия, направленного на достижение единого результата;

5. преподаватель как субъект глобализации и интернационализации, субъект международного образовательного и научного сотрудничества.

Представляя формирование культуры самообразования как динамичный, поэтапный процесс учебно-педагогического взаимодействия, мы выделяем три этапа-стадии. На первой, начальной стадии, студент занимает позицию ученика, на второй - сотрудника, на третьей стадии студент-музыкант становится главным действующим лицом и выходит на коллегиальный уровень учебно-педагогического взаимодействия

с педагогом. При этом динамика позиций препо- второй - сотрудник, на третьей - консультант. давателя выглядит следующим образом: на пер- Проследим изменение позиций педагога и сту-вой стадии он главное действующее лицо, на дента в сравнительной таблице.

Таблица 1

Динамика учебно-педагогического взаимодействия в ходе формирования самообразовательной

культуры будущего педагога-музыканта

стадии Позиция студента Характер взаимодействия Позиция преподавателя

студент преподаватель

1 «Ученичество» Наблюдение за деятельностью преподавателя и самостоятельная деятельность по предложенному образцу Демонстрация и комментирование процесса, определение проблемы, составление плана и его пошаговая реализация с поиском возможных путей решения, формулировка выводов; практическое применение результатов «Главное действующее лицо»

2 «Сотрудничество» Частично самостоятельная деятельность по решению поставленной проблемы (совместное планирование, поиск возможных путей решения, формулировка выводов) Организация и контроль самостоятельной деятельности студента по решению поставленной проблемы (планирование, частичная организация, корректировка «Сотрудничество»

3 «Главное действующее лицо» Самостоятельное выявление, определение проблемы, составление плана и его пошаговая реализация с поиском возможных путей решения, формулировка выводов; практическое применение результатов Консультирование по просьбе студента «Консультант»

По нашему мнению, правильно организованное учебно-педагогическое взаимодействие позволит обнаружить такие грани личного и профессионального соприкосновения преподавателя и студента, которые позволят последовательно формировать культуру самообразования будущего педагога-музыканта.

Эффективность данного процесса зависит от соблюдения следующего педагогического условия - реализации педагогической технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин.

Изучив различные варианты определений педагогической технологии и ее вариантов (образовательной технологии, технологии обучения), в нашем исследовании мы основываемся на научной позиции Г.К.Селевко и рассматриваем педагогическую технологию как гибкую систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в про-

странстве и приводящую к намеченным результатам [20: 4].

Разработанная нами педагогическая технология формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе дири-жерско-хоровой подготовки включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты: целевой, методологический, содержательно-процессуальный, диагностическо-резуль-тативный.

Основной целью педагогической технологии является формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта средствами дирижерско-хоровых дисциплин. Формирующий процесс основывается на ведущих методологических и педагогических подходах к образованию: системном, целостном, знаниево-ориенти-рованном, личностно-деятельностном, культурологическом и компетентностном. В качестве принципов, руководствуясь которыми будет осуществляться реализация педагогической технологии, мы выделяем принципы: системности, научности, направленности процесса обучения

на всестороннее и гармоническое развитие личности студента, сознательности и самостоятельности студента.

Содержательно-процессуальный компонент технологии представляет более сложную структуру, он состоит из блоков: содержание, методы, формы организации обучения (традиционные и дополнительные), средства обучения (традиционные и специальные). Содержание представлено широким учебным и дополнительным материалом по дирижерско-хоровым дисциплинам, который предстоит освоить студенту-музыканту. Среди методов, направленных на формирование культуры самообразования, наиболее эффективными нам представляются следующие: методы стимулирования, мотивации и самомотивации учения; методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Рассматривая формы организации обучения, следует заметить, что их диапазон весьма широк: из аудиторных форм используются лекции, практические занятия, семинары, практикумы, индивидуальные занятия, аудиторные формы самостоятельной работы студентов; из внеаудиторных форм - самостоятельная работа студентов в виде подготовки докладов и участия в научно-практических конференциях, публикации в научных сборниках и журналах, участие в специальных конкурсах, тематических концертах, музыкально-образовательных лекториях и фестивалях, систематические посещения концертов, театральных спектаклей, музеев, выставок, лекториев, мастер-классов и т.д.

В процессе реализации технологии применяются традиционные для музыкально-педагогического образования средства - это учебники, нотная литература и учебные пособия, наглядные средства обучения и демонстрационные устройства, технические средства преподавания. Поставленная задача потребовала разработки специального методического сопровождения, которое представляет собой авторские текстовые учебно-методические работы в печатном и электронном виде, дистанционный курс по дисциплине «История и теория хорового исполнительства» в системе управления обучением МООБЬБ.

Диагностическо-результативный компонент служит определению результативности технологии формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе реализации педагогического потенциала дирижерско-хоровых дисциплин. Уровни культуры самообразования (высокий, средний, низкий) определяют-

ся разработанным диагностическим инструментарием в соответствии с показателями структурных компонентов.

Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта - это сложный процесс, который протекает под влиянием множества факторов, что влечет за собой разработку специального педагогического сопровождения. Изучение литературы по проблеме исследования и личный опыт авторов в качестве преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин позволили нам разработать и реализовать в образовательной практике комплекс педагогических условий, который способствует системному выстраиванию процесса самообразования будущего педагога-музыканта при освоении дирижерско-хоровых дисциплин и позволяет повысить уровень культуры самообразования будущего педагога-музыканта.

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

2. Бездениско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.

3. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: дисс. ... док. пед. наук. - Краснодар, 2004. - 342 с.

4. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 3 -7.

5. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1983. -148 с.

6. Преображенская И.Н. Формирование самообразовательной компетенции студентов художественно-графических специальностей: на материале дисциплин информационного цикла: дисс. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2008. - 205 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластени-на. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.

8. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

9. Батыршина Г.И. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки: дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 197 с.

10. Кармазина Ж.Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 2009. - 25 с.

11. Сабирова Г.Б. Развитие самообразования студентов педагогического колледжа (на материале подготовки учителей музыки): дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2000. - 236 с.

12. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

13. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. -М.: Музыка, 1973. - 78с.

14. Казачков С.А. Дирижер хора - артист и педагог. -Казань: Казан. гос. консерватория, 1998. - 308 с.

15. Мусин И.А. О воспитании дирижера: Очерки. - Л.: Музыка, 1987. - 247 с., нот.

16. Ольхов К.А. О дирижировании хором: Краткое пособие для молодых педагогов музыкальных училищ. - Л.: Музгиз, 1961. - 108 с.

17. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. -2002. - №3 - Т.2 // URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-studenta-podhody-k-raskrytiyu-ponyatiya (дата обращения 23.08.2013).

18. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Кия-щенко. К.В.Тарасова и др.; под ред. Г.М.Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -368 с.

19. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога - М.: Музыка, 1968. - 79 с.

20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION IN FUTURE TEACHERS-MUSICIANS IN THE COURSE OF CONDUCTING AND CHORAL STUDIES

Е.А.Dyganova, Z.M.Yavgildina

The article presents pedagogical conditions providing the efficiency of self-education development in future teachers-musicians by means of conducting and choral studies.

Key words: culture of self-education, conducting and choral studies, student- musician, pedagogical conditions.

1. Andreev V.I. Pedagogika vysshej shkoly. Innova-cionno-prognosticheskij kurs: uchebnoe posobie. -Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2005. -500 s.

2. Bezdenisko E.D. Samoobrazovanie kak uslovie lich-nostno-professional'nogo rosta uchitelja: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk 13.00.01. - Rostov-na-Donu, 2007. - 26 s.

3. Ganchenko I.O. Razvitie lichnosti pedagoga v sisteme nepreryvnogo professional'nogo samoobra-zovanija: diss. ... dok. ped. nauk 13.00.01. Krasnodar, 2004. - 342 s.

4. Gershunskij B.S. Koncepcija samorealizacii lichnosti v sisteme obosnovanija cennostej i celej obrazovanija // Pedagogika. - 2003. - №10. - S. 3 - 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Naumchenko I.L. Samostojatel'nyj uchebnyj trud stu-dentov. - Saratov: izd-vo Sarat. un-ta, 1983. - 148 s.

6. Preobrazhenskaja I.N. Formirovanie samoobra-zovatel'noj kompetencii studentov hudozhestvenno-graficheskih special'nostej: na materiale disciplin in-formacionnogo cikla: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - Voronezh, 2008. - 205s. Il.

7. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlja vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V.A.Slastenin, I.F.Isaev, E.N.Shijanov; Pod red. V.A.Slastenina. -

3-e izd., stereotip. - M.: Izdatel'skij centr «Akademi-ja», 2004. - 576 s.

8. Abdullin Je.B., Nikolaeva E.V. Teorija muzykal'nogo obrazovanija: uchebnik dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. - 336 s.

9. Batyrshina G.I. Pedagogicheskie uslovija tvorcheskoj samorealizacii budushhego uchitelja muzyki: dis. ... kand. ped. nauk 13.00.01. - Kazan', 2003. - 197 s.

10. Karmazina Zh.B. Hudozhestvennoe samoobrazovanie uchitelja muzyki kak uslovie razvitija ego profes-sional'noj kompetentnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk 13.00.08. Moskva, 2009. - 25 s.

11. Sabirova G.B. Razvitie samoobrazovanija studentov pedagogicheskogo kolledzha (na materiale podgo-tovki uchitelej muzyki): dis. ... kand. ped. nauk 13.00.01. - Kazan', 2000. - 236 s.

12. Zhivov V.L. Horovoe ispolnitel'stvo: Teorija. Meto-dika. Praktika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2003. - 272 s.

13. Ivanov-Radkevich A.P. O vospitanii dirizhera. - M.: Muzyka, 1973. - 78s.

14. Kazachkov S.A. Dirizher hora - artist i pedagog. -Kazan': Kazan. gos. konservatorija, 1998. - 308 s.

15. Musin I.A. O vospitanii dirizhera: Ocherki. - L.: Muzyka, 1987. - 247 s., not.

16. Ol'hov K.A. O dirizhirovanii horom: Kratkoe posobie dlja molodyh pedagogov muzykal'nyh uchilishh. -L.: Muzgiz, 1961. - 108 s.

17. Labunskaja N.A. Individual'nyj obrazovatel'nyj mar-shrut studenta: podhody k raskrytiju ponjatija // Iz-vestija Rossijskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im.A.I.Gercena. - 2002. -№3 - T.2 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ in-dividualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-studenta-podhody-k-raskrytiyu-ponyatiya (data obrashhenija 23.08.2013).

18. Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti: Teorija i praktika: ucheb. posobie dlja stud. muz. fak. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / D.K.Kirnarskaja, N.I Kijashhenko. K.V.Tarasova i dr.; pod red. G.M.Cypina. - M.: Iz-datel'skij centr «Akademija», 2003. - 368 s.

19. Fejgin M.Je. Individual'nost' uchenika i iskusstvo pedagoga - M.: Muzyka, 1968. - 79 s.

20. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo us-overshenstvovanija UVP. - M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2005. - 288 s.

Дыганова Елена Александровна - старший преподаватель кафедры музыкального искусства и хореографии Высшей школы искусств им. С.Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Dyganova Е.А. - lecturer, ^zan Federal University

18 Kremlyovskaya Str., R^zan, 420008, Russia E-mail: dirigerdea@mail.ru

Явгильдина Зилия Мухтаровна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории искусств и мировой художественной культуры Высшей школы искусств им.С.Сайдашева Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Yavgildina Z.M. - Doctor of Pedagogy, Professor, ^zan Federal University

18 Kremlyovskaya Str., R^zan, 420008, Russia E-mail: zilia.javgi@gmail.com

Поступила в редакцию 18.10.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.