2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2003.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2002; 3: 3 - 9.
4. Заграничная Н.А., Добротина, И.Г. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде. Москва: Интеллект-Центр, 2014.
5. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. Санкт- Петербург: КАРО, 2015.
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. ФГОС. Москва: Просвещение, 2011.
7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н. и др. Под ред. Л.А. Михайлова. Москва: «Академия», 2009.
References
1. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii: posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: ARKTI, 2008.
2. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii vsisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2003.
3. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2002; 3: 3 - 9.
4. Zagranichnaya N.A., Dobrotina, I.G. Proektnaya deyatel'nost' vshkole. Uchimsya rabotat'individual'no i vkomande. Moskva: Intellekt-Centr, 2014.
5. Komarova I.V. Tehnologiya proektno-issledovatel'skoj deyatel'nostishkol'nikov v usloviyah FGOS. Sankt- Peterburg: KARO, 2015.
6. Polivanova K.N. Proektnaya deyatel'nost'shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. FGOS. Moskva: Prosveschenie, 2011.
7. Teoriya i metodika obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Mihajlov L.A., Kiseleva 'E.M., Rusak O.N. i dr. Pod red. L.A. Mihajlova. Moskva: «Akademiya», 2009.
Статья поступила в редакцию 22.11.16
УДК 378.1+371.13
Afanasiev A.M., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: afanasev5570@mail.ru
THE ISSUES OF THE PROFESSIONAL EDUCATION OF A CONDUCTOR-CHOIRMASTER UNDER CONDITIONS OF AN INSTITUTE OF CULTURE. The article reveals specifics of a student-choirmaster's professional training in an institution of culture. The author analyzes the contents of professional choral education, the relation between the concepts "the choral art", "creative process" and "music interpretation", considers the basics of a conductor's and choirmaster's performing, teaching and musical activity, pays the special attention to synthesis of these concepts. The article also examines the main phases of his rehearsal work with a choir. The author shows the necessity of the development of students' abilities to an adequate self-estimation, to a practical analysis of their colleagues' work. Defining the choirmaster's priority activities helps to improve processes of musical and educational training of young specialists and to form their professional competences.
Key words: choral pedagogy, activities of student-choirmaster, performing analysis, rehearsal work, communication skills, musical educational activity.
А.М. Афанасьев, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: afanasev5570@mail.ru_
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
В статье раскрывается специфика профессиональной подготовки студента-хормейстера в образовательной среде вуза культуры. Рассматривается содержание профессионального хорового образования, анализируются взаимосвязи между понятиями «хоровое искусство», «творческий процесс», «интерпретация музыкального произведения». Выявляется сущность исполнительской, педагогической и музыкально-просветительской деятельности дирижера-хормейстера. Особое внимание уделяется синтезу этих понятий. Рассматриваются этапы репетиционной работы с хоровым коллективом. Обосновывается необходимость развития способностей студента к адекватной самооценке, к практическому анализу работы своих коллег. Определение приоритетных видов деятельности хормейстера способствует музыкально-образовательной подготовке молодых специалистов, становлению их профессиональной компетентности.
Ключевые слова: хоровая педагогика, виды деятельности студента-хормейстера, исполнительский анализ, репетиционная работа, коммуникативные способности, музыкально-просветительская деятельность.
В условиях модернизации высшей школы особую значимость приобретает организация такого процесса подготовки профессиональных кадров, основными направлениями которого являются создание максимальных возможностей для самореализации личности будущего специалиста, выявление его творческой индивидуальности, формирование творческих способностей, нового типа профессионального мышления.
Высокие требования к подготовке в вузах специалистов хорового искусства, в частности, предъявляет многопрофильность дирижерско-хоровой специальности. Сложившиеся в хоровой педагогике традиционно используемые преподавателями подходы к процессу обучения дирижированию должны соответствовать требованиям личностно-ориентированного образования и принципам социально-культурной деятельности, определяя, таким образом, необходимость внесения ценностно-методических изменений в процесс профессиональной подготовки хормейстеров, обеспечивая подготовку хормейстеров, обладающих глубокими профессиональными знаниями, владеющих передовыми методами обучения.
Современные условия требуют от хормейстера общекультурологических, искусствоведческих, психолого-педагогических, менеджерских знаний наряду со специальными умениями и на-
выками в исполнительской, педагогической и музыкально-просветительской сферах. Профессиональная подготовка руководителей хоровых коллективов, деятельность которых синтезирует в себе все аспекты дирижерской профессии, осуществляется в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства путем комплексного изучения специальных дисциплин и предметов общеобразовательного цикла с учетом специфики социально-культурной деятельности, в рамках которой предстоит работать хормейстеру. На особенностях подготовки к исполнительскому, педагогическому и музыкально-просветительскому аспектам профессии дирижера-хормейстера остановимся более подробно.
Согласно требованиям ФГОС ВО музыкально-исполнительская деятельность хормейстера предполагает концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах: выступление в составе академического хора в качестве артиста или солиста хора, выступление в качестве дирижера академического хора. Специальность певца-хориста часто становится для выпускника-хормейстера основной профессией.
Сегодня высшее учебное заведение несёт ответственность за конкурентоспособность и востребованность выпускника, за его профессиональный уровень подготовки, который должен
соответствовать требованиям современности, ожиданиям работодателей, руководителей хоровых коллективов. В концертные организации требуются хормейстеры, певцы, обладающие высокими профессиональными качествами: хорошими голосовыми и музыкальными данными, мастерством хорового музицирования, академической манерой звукообразования, развитым слухом, чувством ансамбля.
Исполнительская деятельность артиста хора представляет собой творческий процесс, заключающийся в индивидуальной интерпретации исполнителем музыкального произведения, отражающий личностные и индивидуально-художественные особенности дирижера. Учебно-исполнительская деятельность студента-хормейстера, являющаяся доминирующей в процессе профессионального хорового обучения, осуществляется на специальных дисциплинах, реализуясь в систематической репетиционной работе в хоровом классе. Осваивая и совершенствуя исполнительскую технику, певец приобретает навыки выразительного и эмоционального воплощения музыкального образа на сцене. Главными принципами исполнительской деятельности являются свобода выбора и участия в ней, мотивация удовольствия, создание условий для творчества и самовыражения личности. Выпускники-хормейстеры должны демонстрировать способности к овладению новыми знаниями, с энтузиазмом заниматься хоровым творчеством. Следовательно, организация учебно-методического процесса в вузе влияет на закрепление изначально позитивного отношения к выбранной профессии и, в конечном счете, на качество профессиональной подготовки выпускника [1].
Подготовка студентов-хормейстеров к исполнительской деятельности в качестве руководителя хорового коллектива реализуется в рамках дисциплины «Методика работы с хором» и творческой практики, в процессе которой проявляются способности и склонности студентов к данному аспекту профессиональной хоровой деятельности.
Исполнительская деятельность в качестве руководителя хорового коллектива является одним из сложнейших аспектов профессиональной работы хормейстера. По мнению В.Л. Живова «дирижерское искусство - уникальная в своем роде деятельность исполнительского творчества, возникающая только в коллективном ансамблевом исполнении с целью координации творчества участников ансамбля, и основанная на специфической одаренности, специфических приемах и специфической технике» [2, с. 42]. Профессиональная подготовка музыканта-руководителя тесно связана с развитием образного мышления, творческого воображения, коммуникативных способностей.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день деятельность руководителя хорового коллектива характеризуется много-аспектностью и определяет ряд выполняемых им функций:
1) организационно-управленческая (руководитель выступает организатором хорового коллектива и управляет его функционированием);
2) обучающе-воспитательная (обучение исполнительскому мастерству и духовно-эстетическое воспитание участников хорового коллектива являются фундаментальными в работе руководителя);
3) развивающая (формирование всесторонне развитых личностей в хоровом коллективе осуществляется путем эмоционального, эстетического, интеллектуального развития исполнителей);
4) репетиционная (руководитель хора осуществляет репетиционный процесс, выполняя функции главного хормейстера).
Исполнительская деятельность - индивидуальный, неповторимый процесс создания хорового произведения, имеющий определенные закономерности и осуществляемый поэтапно следующим образом:
- период первоначальных художественных накоплений (подбор музыкального репертуара);
- стадия переработки накопленного музыкального репертуара;
- формирование идеи и замысла будущего хорового произведения;
- стадия построения драматургической линии хорового произведения;
- репетиционная работа с исполнителями;
- реальное воплощение художественного содержания произведения и т. д.
Индивидуально неповторимое прохождение хормейстером вышеперечисленных этапов определяется многообразием и
многогранностью хоровых произведений, индивидуальным творческим стилем дирижера.
Овладение выпускником-хормейстером в различной степени дирижерской техникой и технологией, навыками исполнительского анализа, достаточно разнообразным по стилю репертуаром, еще не означает соответствия требованиям сегодняшнего дня. Как правило, наибольшим пробелом в воспитании молодого специалиста является слабое владение методологией раскрытия идейно-художественного содержания произведения, слабое владение образно-смысловым интонированием, нередко технологией хорового вокала, словом, теми факторами в творчестве, которые превращают профессионализм в мастерство и его высшую форму - в искусство. П.Г. Чесноков в советах молодым педагогам отмечал: «Дирижёр, которому не удаётся вызвать чувства художественного удовлетворения в слушателях, - не художник» [3, с. 239].
Гуманизация образования, демократизация обучения предполагает поиск новых подходов, путей, средств обучения и воспитания во всех сферах педагогической деятельности, в частности, музыкального воспитания, которое является одним из звеньев, способствующих развитию духовной культуры и формированию мировоззрения личности.
Подготовка студентов-хормейстеров к педагогической деятельности осуществляется комплексно на психолого-педагогических дисциплинах («Музыкальная педагогика и психология», «Методика музыкального воспитания»), предметах по специальности и педагогической (производственной) практике. Педагогический аспект в хоровом образовании заключается в целенаправленной подготовке студентов к деятельности в качестве преподавателя основных предметов профессионального цикла в средних специальных учебных заведениях.
Знакомство с теорией музыкально-педагогической работы происходит в процессе освоения дисциплины «Методика преподавания профессиональных дисциплин». В результате изучения дисциплины обучающиеся знакомятся с опытом педагогов-хормейстеров прошлого и настоящего, а также с методическими и учебными пособиями по вопросам хорового образования. Осваивая традиционные методы подготовки педагогов-хормейстеров, студенты изучают историю отечественного и зарубежного дири-жерско-хорового образования, материал о современном состоянии хорового образования в России, информацию об истоках, развитии и становлении дирижирования как вида музыкального искусства.
Музыкальная педагогика определила основные элементарные закономерности дирижерской техники. В процессе обучения студент получает знания, которые, исходя из объективных закономерностей дирижерского искусства, послужат ему фундаментом для построения педагогической деятельности, моделирования различных форм проведения уроков по индивидуальной методике. По окончании высшего учебного заведения студент должен уметь преподнести методику курса основных дисциплин специального цикла, обучить теоретическим основам преподавания и рекомендовать пути их практического воплощения.
Не менее важно для молодого специалиста наличие глубокой культурологической базы: знание основ теории музыкальной педагогики и ее практического применения, в частности, умения обобщать и научно осмысливать сделанное, владение педагогическими технологиями, освоение концептуальных теорий и воплощение их в творческую жизнь, словом, всего, что способствует становлению и профессиональному росту современного педагога-хормейстера.
Профессионально подготовленный педагог должен задумываться не только над тем, как передать побольше знаний обучающемуся, но и над тем, как научить его ориентироваться в сложном потоке информации, быстро находить необходимые и верные аргументы, запоминать важное и отбрасывать несущественное. Важно наличие способности к адекватной самооценке, практическому анализу работы своих коллег. Умение решать такие задачи поможет будущему специалисту формировать не только профессиональные, но и деловые, общественные качества инициативного участника педагогического коллектива.
В системе высшего образования в области профессиональной подготовки к музыкально-просветительской деятельности можно отметить несколько направлений:
- определение приоритетных видов музыкально-просветительской деятельности, прогнозов их развития на длительную перспективу;
- качественно-количественный анализ социально-культурных потребностей различных групп слушательской и зрительской аудитории с целью подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых будет направлена на удовлетворение данных потребностей;
- обеспечение полной гуманитарной и общекультурной подготовки в соединении со специальной профессиональной подготовкой, развитие интеллектуальных, творческих способностей;
- обучение искусству делового общения с представителями средств массовой информации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры;
- создание у студентов устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, сведение к минимуму пассивных форм восприятия учебного материала, оптимальное сочетание репродуктивных, поисковых и творческих методов обучения, сочетание обязательных предметов и дисциплин для изучения по выбору.
Сущностью подготовки к музыкально-просветительской деятельности является воспитание профессионально грамотного специалиста, осознающего важнейшие процессы развития музыкального искусства, имеющего представление о роли и значении музыки в системе культуры.
В процессе обучения будущий музыкант-просветитель не только приобретает знания о сущности, закономерностях, функциях и принципах музыкально-просветительской деятельности, знакомится с основными формами и педагогическими методами музыкально-просветительской работы, но и развивает про-
Библиографический список
фессиональные умения и навыки: организации и проведения музыкального лектория, построения концертной программы, освоения начал риторики, работы с концертными исполнителями. Дисциплины «Основы коммуникативной деятельности хормейстера», «Связь с общественностью хорового коллектива», «Основы менеджмента хорового коллектива» существуют не как самостоятельные дисциплины профессиональной подготовки, а работают на единый учебно-творческий результат.
Все сказанное дает основание подчеркнуть, что в институтах культуры сложилась система профессиональной подготовки дирижеров-хормейстеров, в достаточной мере отвечающая требованиям настоящего времени. Она включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты: собственно специальные дисциплины (как теоретические, так и практические): дирижирование, хоровой класс, хороведение, методика работы с хором и т.д., профилированные предметы педагогического цикла; дисциплины, призванные обеспечить подготовку в области музыкально-просветительской деятельности. Реализуется основная задача высшей школы - подготовка профессионала, точно знающего свой предмет и владеющего методикой его реализации. Одновременно с профессиональным становлением молодых специалистов идет активный процесс приобретения психолого-педагогической культуры.
Приоритетной целью подготовки будущих руководителей хоровых коллективов является становление высококвалифицированного специалиста в области хорового искусства, владеющего специальными, общекультурологическими, психолого-педагогическими, искусствоведческими и менеджерскими знаниями, готового к новаторству и творчеству, быстро реагирующего на изменения в профессиональной деятельности.
1. Шамаева Н.В. Вуз и конкурентоспособность выпускника. Оригинальные исследования. 2011; 1. Available at: http://ores.su/ indeks.php/
2. Закутский В.И. Исполнительство как творческая деятельность. Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков. Москва, 2002: 10 - 15.
3. Прокофьева И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2002.
References
1. Shamaeva N.V. Vuz ikonkurentosposobnost' vypusknika. Original'nye issledovaniya. 2011; 1. Available at: http://ores.su/indeks.php/
2. Zakutskij V.I. Ispolnitel'stvo kak tvorcheskaya deyatel'nost'. Problemy muzykal'nojpedagogikina rubezhe vekov. Moskva, 2002: 10 - 15.
3. Prokof'eva I.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuzov iskusstv i kul'tury k hudozhestvenno-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2002.
Статья поступила в редакцию 11.11.16
УДК 371.3+378.1
Golubev D.V., senior teacher, Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: dove333@mail.ru
CONTACT IMPROVISATION INNOVATIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF COMPOSING OF FORMS OF THE CONTEMPORARY DANCE. The article deals with the specifics of choreographer training in the context of Russian higher education system. In the author's opinion, innovative methods of contact improvisation teaching should have as a result a student's emotional and cultural sphere formation. This will enable us to comprehend the connection between choreography and philosophy and all-world culture, also it will allow to consider choreography as reflection of today's life realities, as an existence reflection. These methods, as an author says, will ensure a planned development, improvement of the educational process quality and consistent acquisition of professional skills by students in the sphere of modern (contemporary) dance. The article defines some stages of contact improvisation training (single, in a pair, in a group) with a serial analysis of practical tasks from entry level to the practical tasks transition (with the methodical literature and technical means).
Key words: teacher, student, innovation, composition, contact improvisation, modern (contemporary) dance.
Д.В. Голубев, ст. преп., каф. хореографии Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
E-mail: dove333@mail.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ»
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ТАНЦА
Статья освещает систему профессиональной подготовки специалистов в области современного хореографического искусства в вузе культуры и искусств. Инновационные методы преподавания контактной импровизации должны привести к формированию эмоциональной и культурной сферы, что позволит осмыслить связь хореографии с философией и общемировой культурой и рассматривать хореографию как отражение реалий сегодняшней жизни, как отражение бытия. Данная методика обеспечит планомерное развитие, повышение качества образовательного процесса и последовательное овладе-