УДК 378.016:78:017.2
А. В. Савадерова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДИРИЖИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ НЕОДНОРОДНОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования методики преподавания дирижирования в условиях неоднородной довузовской профильной подготовки обучаемых, особенно актуальной для региональных учебных заведений среднего специального и высшего образования. Обосновывается необходимость применения в решении данной проблемы комплексного подхода, предполагающего индивидуально направленную дифференциацию учебного процесса; по-лифонизацию дидактического воздействия на обучаемых, проявляющуюся в сочетании традиционных методик и современных технологий обучения дирижированию; интенсификацию начального этапа обучения в целях наиболее быстрой компенсации пробелов довузовской профильной подготовки студентов. Автором предлагается разработанная и прошедшая многолетнюю апробацию собственная методическая система, учитывающая неоднородное довузовское музыкальное образование обучаемых.
Ключевые слова: методика преподавания дирижирования, комплексный подход, современные образовательные технологии, довузовская профильная подготовка студентов.
Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития высшего и среднего музыкального образования весьма актуальной является проблема совершенствования профессиональной подготовки дирижера-хормейстера. В педагогике осуществляется активный поиск средств, форм и методов, гарантирующих достижение выпускниками уровня компетенции, необходимого для успешного осуществления сложной работы руководителя певческого коллектива.
В последние годы многие ученые-педагоги высшей школы занимаются изучением таких проблем, как содержание и методы обучения в условиях учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, специфика формирования комплекса компетенций, необходимых дирижеру-хормейстеру и руководителю музыкально-исполнительского коллектива. Между тем недостаточно исследованными остаются некоторые вопросы методики преподавания дирижирования, в частности проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях различной по уровню профильной подготовки обучаемых. В традиционных подходах к преподаванию дирижирования, как правило, не в полной мере учитывается пестрота исходного музыкально-образовательного уровня студентов. В итоге возникают серьезные проблемы в освоении профессиональных знаний, умений и навыков обучаемыми, имеющими те или иные пробелы в базовой довузовской музыкальной подготовке.
В этом нам видится противоречие между объективной необходимостью совершенствования методики преподавания дирижирования в условиях неоднородного довузовского музыкального образования студентов и недостаточной разработанностью данной
© Савадерова А. В., 2018
Савадерова Анна Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры хорового дирижирования и народного пения Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: anna-savaderova@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 27.07.2018
проблемы в педагогической теории и практике. Сказанное подтверждается данными, полученными нами как в процессе экспериментального исследования, так и в результате многолетних педагогических наблюдений.
Материал и методика исследований. Методологической основой исследования стали фундаментальные положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений; теории обучения и содержания образования в высшей школе. Материалом исследования послужила многолетняя педагогическая работа в качестве руководителя хорового класса и преподавателя дирижирования. Использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по заявленной проблеме, педагогические наблюдения и сравнительный анализ учебно-методических материалов по вопросам преподавания дирижирования в музыкально-образовательных учреждениях, педагогический эксперимент.
Результаты исследований и их обсуждение. Высокая динамичность и многоас-пектность процесса обучения и воспитания в вузе, в котором готовят специалистов в области музыкального искусства, требуют постоянного преобразования, совершенствования и моделирования педагогом средств и методов педагогического воздействия. Теоретической базой в решении данной проблемы могут служить идеи известных ученых и педагогов-музыкантов Э. Б. Абдуллина [1], Л. Г. Арчажниковой [4], Б. В. Асафьева [5], Л. А. Барен-бойма [6], Г. Л. Ержемского [10], В. В. Медушевсого [15], И. А. Мусина [16], Г. Г. Нейгау-за [17], С. Л. Рубинштейна [18], И. М. Сеченова [20] и др. Вопросы, затрагивающие особенности обучения студентов с разным уровнем довузовского музыкального образования, рассматривались в ряде диссертационных исследований, в частности А. И. Арапова [3], Н. В. Бенедиктовой [7], Ш.-Х. А. Гусейновой [8], Ж. Ж. Исаковой [11], Л. В. Лахмосто-вой [13], И. А. Медведевой [14], Г. Г. Тенюковой [22], Т. В. Хусановой [23].
Проведенный автором анализ литературы по данной проблеме, а также педагогические наблюдения и педагогический опыт позволяют говорить, что ее решение возможно лишь на базе комплексного подхода, выступающего наряду с системностью и целостностью в качестве одной из главнейших методологических основ в сфере как общего, так и профессионального образования. Под воздействием контекста он может выступать как принцип, метод, педагогическое условие или средство оптимизации процесса обучения.
Идея комплексного воздействия на обучающихся в ходе воспитания и обучения имеет столь же долгую историю, как и педагогика в целом. Так, к примеру, Платон указывал на важность согласования в преподавании наук, Квинтилиан писал об огсЛэ с1осйпае («замкнутом круге наук»), Витрувий считал, что «энциклопедическое образование», состоящее во владении различными науками, должно представлять такую же целостность, как и состоящее из отдельных членов человеческое тело [21, с. 9].
Стремление к комплексности в преподавании наук характерно для выдающихся представителей эпохи классической педагогики. Лаконично и емко это выражено в одном из постулатов «Великой дидактики» Я. А. Коменского: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [12, с. 287].
Идея комплексности в педагогике получила интенсивное развитие в XIX в., когда параллельно с развитием дифференциальных процессов в науке все более явственно проявлялось стремление к интеграции знаний из различных научных отраслей. Н. А. Корф в своей работе «Теория Дарвина и вопросы педагогики» писал: «...прошло то время, когда каждая наука стояла особняком. В наши дни все науки так тесно связаны между собой, что мысль, нашедшая себе подтверждение в фактах, представляемых одной из отраслей человеческих знаний, отражается на всех остальных» [2, с. 196].
В дальнейшем развитие идеи комплексного подхода к обучению сводится к поиску путей гармоничного сочетания содержательной сущности различных учебных дисциплин и выявлению возможностей их соприкосновения - межпредметным связям.
Современный этап разработки проблем комплексности в учебно-воспитательном процессе через использование межпредметных связей, начавшийся в 80-е годы XX в., отличается дифференциацией направлений и аспектов в ряде научно-педагогических исследований, осуществляемых в различных областях образования - от дошкольного, начального уровней до послевузовского.
Из всех интерпретаций понятия межпредметных связей в качестве главного необходимо назвать понимание этих связей как: 1) одного из проявлений принципа системности, являющегося методологической базой; 2) самостоятельного дидактического принципа, обеспечивающего выстраивание-конструирование системы межпредметного взаимодействия; 3) одного из дидактических условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания; 4) средства комплексного подхода к учебно-воспитательной деятельности, позволяющего наиболее полно и результативно воздействовать на обучаемых в целях формирования и развития у них комплекса профессионально значимых знаний, умений и навыков.
В рамках данной статьи формирующая функция рассматривается автором в качестве предпочтительной, поскольку комплексный характер дирижирования как вида музыкального исполнительства и учебной дисциплины требует освоения и практического использования целого ряда знаний, умений и навыков, формирование которых происходит на основе межпредметных связей. Кроме того, комплексность является понятием многозначным, а посему ее проявления возможны на любом уровне: от методологического принципа до частного методического приема.
В теории и практике музыкальной педагогики комплексность, подразумевающая обязательную опору на объективную взаимосвязь между различными музыкальными учебными дисциплинами, а также на разнообразные связи музыки с теми или иными областями знаний, исторически сформировалась как основная дидактическая стратегия: «Велико влияние на музыку математики и сопряженных с нею наук, а также философии, поэзии и риторики - оттого музыка гораздо более всеобъемлюща, чем это принято думать» [9, с. 13]. Кроме того, комплексность в обучении музыке обусловливается самим комплексным характером всех видов музыкально-исполнительской деятельности, в которой выделяются интеллектуальный, эмоционально-психологический, творчески-волевой и физический (технологический) компоненты.
С самого начала комплексный подход в обучении музыке проявлялся в монодидактическом виде преподавания (независимо от индивидуальной или коллективной форм занятий), когда все объективно взаимосвязанные музыкальные дисциплины изучались под руководством одного и того же преподавателя, а это требовало от учителя-наставника максимально высокого уровня профессионализма. Посему не случаен совет известного в XVIII в. педагога-музыканта И. И. Кванца: «...с первых же шагов брать в учителя наилучшего мастера, какого только можно найти» [9, с. 11].
В обучении дирижированию обращение к межпредметным связям как одному из проявлений комплексного подхода является необходимым, так как существует объективная многоплановость этого вида музыкального исполнительства, интегрирующего различные виды деятельности (познавательную, педагогическую, организационно-методическую, физическую, творческую), на что не раз указывали великие дирижеры прошлого и настоящего В. А. Булычев, Б. Вальтер, Г. Г. Ержемский, С. А. Казачков, И. А. Мусин, Ш. Мюнш, Г. Шерхен и др. Так, В. А. Булычев, рассматривая методы обучения дирижированию в Московской консерватории, отмечал, что практиковавшаяся там «неясная система преподавания ... не умела объединить весь комплекс преподаваемых предметов в одно целое». Являясь гениальным дирижером и педагогом-хормейстером, он считал использование «музыкально-теоретического и музыкально-исторического разъяснения» обязательным методическим приемом для обеспечения постижения начинающи-
ми хормейстрами художественно-образного контекста изучаемого музыкального произведения [Ф].
Многокомпонентная структура занятия по дирижированию представляет собой содержательный комплекс, включающий такие виды учебной работы, как:
- освоение нотного текста хоровых произведений (игра партитур на фортепиано, пение хоровых партий);
- анализ средств музыкальной выразительности (мелодический материал, метроритмические, гармонические, фактурные особенности изучаемого произведения, определение его музыкальной формы, художественно-стилевой принадлежности), а также эмоционально-образный анализ литературной основы;
- хормейстерский анализ партитуры, имеющий целью обозначить проблемные моменты, которые могут возникнуть в процессе репетиционной работы с хором, и определить ее стратегию);
- музыкально-исполнительский анализ, предполагающий выявление художественных и технических задач, позволяющих в полной мере воплотить посредством дирижер-ско-исполнительских средств образное содержание произведения и обеспечить целостный хоровой ансамбль;
- освоение приемов дирижерской мануальной техники (собственно дирижирование).
Очевидно, что успешное выполнение названных видов учебной деятельности при
освоении дисциплины «Дирижирование» становится проблематичным без использования межпредметных связей.
Основой методической системы, разработанной автором данной статьи и предлагаемой для преподавания дирижирования, является комплексный подход, который имеет место при осуществлении всех компонентов учебного процесса: концептуального, содержательного и организационно-методического. Основными проявлениями комплексного подхода в данном случае следует считать, во-первых, многоканальность педагогического воздействия на обучаемых (воспитание, обучение, развитие), во-вторых, активное применение на занятиях в классе дирижирования органичных глубинных связей между различными дисциплинами (как музыкальными, так и общегуманитарными) и, в-третьих, интегрирование в методике преподавания дирижерско-хоровых дисциплин традиционных приемов обучения и достижений современных образовательных технологий. Реализация описываемой системы имеет целью обеспечение интенсификации учебного процесса на его начальном этапе, где главные задачи - максимально компенсировать недостатки довузовской музыкальной подготовки обучаемых, активизировать развитие их музыкальных и интеллектуальных способностей, сформировать у студентов специальный тезаурус и комплекс дирижерско-хормейстерских и музыкально-аналитических умений и навыков, стимулировать развитие у них интереса к будущей профессии.
Планирование процесса обучения в условиях неоднородного довузовского образования студентов осуществлялось нами с учетом обязательных для него структурных связей, являющихся основой его реализации. Среди них наиболее значимыми следует признать связи управления, проявляющиеся во всех компонентах педагогической деятельности: планировании (долгосрочном и ближайшем), организации дидактического воздействия, методическом сопровождении и контроле учебной работы студентов.
В качестве структурно-содержательных компонентов предлагаемая методическая система включает: а) проведение комплексной входной диагностики студентов первого курса для определения уровня развития их музыкальных способностей, степени сформированное™ специальных умений и навыков, объема и качества профильных знаний, выявления личностных особенностей; б) создание на занятиях атмосферы психологического комфорта в общении педагога и студента, что особенно важно при обучении любому виду музыкального исполнительства; в) развитие у студентов логического и ассоциативно-
образного мышления; г) организацию дирижерского аппарата и формирование мануальной дирижерско-исполнительной техники, а также хормейстерских приемов управления музыкально-исполнительским ансамблем на начальном этапе репетиционной работы с хором; д) освоение специальной терминологии и музыкально-аналитических умений, необходимых для самостоятельной работы над изучаемым хоровым произведением.
Рассматриваемая методическая система обучения дирижированию в условиях неоднородного довузовского музыкального образования студентов опирается на идею по-лифонизации дидактических систем [24, с. 20], позволяющую обеспечить высокую степень результативности их функционирования.
Структура занятия по дирижированию представляет собой своего рода дидактический модуль, который характеризуется значительной вариативностью в отношении объема и содержания входящих в него компонентов. В результате можно планировать разнообразные типы занятий, делая акцент или, наоборот, ослабляя внимание к различным его элементам, а также варьируя время их освоения в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемых [19].
Используемые нами методы и приемы преподавания дирижирования отбираются с учетом закономерностей и принципов профессионального обучения, целей и задач подготовки педагога-хормейстера, его содержания как особого вида музыкального исполнительства и дисциплины, а также учебного потенциала обучаемых.
Среди этих методов наиболее эффективными являются:
- устное и/или письменное анкетирование студентов-первокурсников, позволяющее выявить их интересы и уровень сформированности художественного вкуса, объем общего и музыкального кругозора, наличие ассоциативной базы, степень владения речью;
- заимствованные из театральной педагогики эмоционально-пластические этюды, когда студентам предлагается при помощи соответствующих жестов, мимики выразить различные эмоциональные состояния, что позволяет определить степень их эмпатии и двигательной пластичности;
- формирование художественно-исторического контекста изучаемых произведений, способствующего гармонизации эмоционально-образного и логического мышления студентов, а также актуализации их ассоциативной базы;
- вводные мини-лекции (в пределах 8-10 минут) по наиболее сложным вопросам хорового искусства, дирижерского исполнительства и музыкознания;
- комплекс специальных упражнений для формирования атрибутивных качеств дирижерского жеста, приемов дирижерско-исполнительской техники;
- методические предписания в форме алгоритмов для поэтапного освоения профессионально значимых знаний, умений и навыков;
- адаптация различных типов анализа хоровых произведений на основе использования ассоциативных связей и предшествующего опыта студентов.
Реализация данной экспериментальной методической системы дирижерско-хорового обучения позволяет пробудить и развить у студентов интерес к дирижерско-хормейстерской деятельности; компенсировать на начальном этапе обучения недостатки их довузовского музыкального образования и сформировать музыкально-образовательную платформу для овладения комплексом компетенций, предусмотренных образовательным стандартом; сформировать навыки самостоятельной работы над освоением произведений учебного репертуара.
Резюме. Изучив рассматриваемую в данной статье проблему, можем констатировать, что обучение дирижированию с использованием предложенной нами методической системы способствует совершенствованию профессиональной подготовки дирижеров-хормейстеров в условиях неоднородного довузовского образования обучаемых. В первую
очередь это проявляется в сокращении периода адаптации в обучении студентов, имеющих пробелы в довузовском музыкальном образовании, и сроков ликвидации этих пробелов.
В ходе многолетней экспериментальной работы, проводившейся с использованием интеграции традиционной методики и современных образовательных технологий, были разработаны и прошли апробацию авторские методы и приемы обучения дирижированию студентов в профильных учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.
Проведенное исследование позволило выявить резервы повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов дирижерско-хорового профиля. Полученные результаты могут служить отправной точкой для изучения других аспектов проблемы, в частности, таких как координация содержания учебных программ музыкальных учебных заведений различного уровня (начального, среднего специального, высшего), совершенствование форм и методов профориентационной работы вузов с абитуриентами, взаимодействие ведомств искусства и образования в вопросах профессионального становления специалистов дирижерско-хорового профиля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования : учебное пособие. -М. : Просвещение, 1999. - 188 с.
2. Антология педагогической мысли России 2-й половины XIX - начала XX века. - М. : Педагогика, 1990.-603 с.
3. Арапов А. И. Проблема дифференцированного обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX - начала XX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Новосибирск, 2000. - 150 с.
4. Арчажникова Л. Г., Михайлова С. Б. Принципы общей дидактики в музыкальном образовании // Проблемы музыкального образования. - Чебоксары, 2000. - С. 3-12.
5. Асафьев Б. В. Избранные труды о музыкальном просвещении и образовании. - M. ; JI. : Музыка, 1965,- 152 с.
6. Баренбойм Л. А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20 в. // Советская музыка. -1971. - № 8. - С. 96-111.
7. Бенедиктова Н. В. Проблема адаптации к дирижерско-хоровой деятельности студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета педвуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. -М., 1988.- 16 с.
8. Гусейнова Ш.-Х. А. Формирование музыкального восприятия учащихся (на материале учебной работы со студентами, окончившими сельские национальные школы) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02.-М., 1989.- 16 с.
9.Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика / сост. JI. Гинзбург. - М. : Музыка, 1975.-631 с.
10. Ержемский Г. Л. Этюды к обретению дирижерского мастерства. - СПб. : ДЕАН, 2014. - 132 с.
11. Исакова Ж. Ж. Специфика подготовки студентов с различным уровнем музыкального развития в классе фортепиано (на материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. -М., 1997. - 19 с.
12. Коменский Я. А. Великая дидактика : избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1. - М. : Педагогика, 1982. - 656 с.
13. Лахмостова Л. В. Проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской музыкальной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.00. -М., 1997. - 17 с.
14. Медведева И. А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. -М., 2002. - 39 с.
15 .Медушевский В. В. Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. -1981,-№9. -С. 52-59.
16. Мусин И. А. О воспитании дирижера. - JI. : Музыка, 1987. - 352 с.
17. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога. - М. : Музыка, 1987. - 240 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
19. Савадерова А. В. Использование модульной технологии в процессе формирования хормейстерских умений и навыков // Сохранение и развитие традиций отечественной хоровой культуры : сборник научных трудов. - Чебоксары, 2018. - С. 29-32.
20. Сеченов И. М. Избранные произведения. - М. : Учпедгиз, 1953. - 334 с.
21. Соколов К. Н. Методы комплексного преподавания. - М. : Новая Москва, 1924. - 223 с.
22. Тенюкова Г. Г. Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России 2-й половины XIX - начала XX столетия. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 1998. - 123 с.
23. Хусанова Т. В. Интонационно-двигательное моделирование в структуре профессиональной подготовки учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2000. - 169 с.
24. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие. - М. : Народное образование, 1996. - 157 с.
ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ Ф-Ф. 227, инв. № 31, 3334, 36 п., № 5990.
UDC 378.016:78:017.2
A. V. Savaderova
IMPROVING THE LEARNING PROCESS OF CHORAL CONDUCTING IN CONDITIONS OF HETEROGENEAL PRE-UNIVERSITY TRAINING OF STUDENTS
Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the problem of improving the teaching methods of choral conducting in conditions of heterogeneal pre-university training of students. This problem is particularly relevant for regional secondary and higher education institutions. The article substantiates the necessity of applying an integrated approach to the solution of this problem, which presupposes individually directed differentiation of the educational process; «polyphonization» of the didactic impact on students, manifested in a combination of traditional teaching methods of choral conducting and modern educational technologies; intensification of the initial stage of education with a view to the most rapid compensation of gaps in the pre-university profile training of students. The author proposes some specifically developed and tested methodical system which takes into account the heterogeneal pre-university music education of students.
Keywords: methods of choral conducting teaching, integrated approach, modern educational technologies, pre-university training of students.
REFERENCES
1. Abdullin E. B. Metodologicheskij analiz problem muzykal'noj pedagogiki v sisteme vysshego obrazovani-ya : uchebnoe posobie. - M. : Prosveshhenie, 1999. - 188 s.
2. Antologiya pedagogicheskoj mysli Rossii 2-j poloviny XIX - nachala XX veka. - M. : Pedagogika, 1990. -
603 s.
3. Arapov A. I. Problema differencirovannogo obucheniya v istorii otechestvennoj pedagogiki i shkoly konca XIX - nachala XX veka : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. -Novosibirsk, 2000. - 150 s.
4. Archazhnikova L. G., Mikhajlova S. B. Principy obshhej didaktiki v muzykal'nom obrazovanii // Problemy muzykal'nogo obrazovaniya. - Cheboksary, 2000. - S. 3-12.
5.AsafevB. V. Izbrannye trudy o muzykal'nom prosveshhenii i obrazovanii. -M.; L. : Muzyka, 1965. - 152 s.
6. Barenbojm L. A. Ob osnovnykh tendenciyakh muzykal'noj pedagogiki 20 v. // Sovetskaya muzyka. -1971.-№ 8.-S. 96-111.
© Savaderova A. V., 2018
Savaderova, Anna Vitalyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Department of Choral Conducting and Folk Singing, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: anna-savaderova@rambler.ru
The article was contributed on July 27, 2018
7. Venediktova N. V. Problema adaptacii k dirizhersko-khorovoj deyatel'nosti studentov mladshikh kursov muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta pedvuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. -M., 1988. - 16 s.
8. Gusejnova Sh.-Kh. A. Formirovanie muzykal'nogo vospriyatiya uchashhikhsya (na materiale uchebnoj raboty so studentami, okonchivshimi sel'skie nacional'nye shkoly) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. -M., 1989.- 16 s.
9. Dirizherskoe ispolnitel'stvo. Praktika. Istoriya. Estetika/ sost. L. Ginzburg. -M. : Muzyka, 1975. - 631 s.
10. Erzhemskij G. L. Etyudy k obreteniyu dirizherskogo masterstva. - SPb. : DEAN, 2014. - 132 s.
11. Isakova Zh. Zh. Specifika podgotovki studentov s razlichnym urovnem muzykal'nogo razvitiya v klasse fortepiano (na materiale muzykal'no-pedagogicheskikh fakul'tetov Kazakhstana) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02.-M., 1997.- 19 s.
12. Komenskij Ya. A. Velikaya didaktika : izbrannye pedagogicheskie sochineniya : v 2 t. T. 1. - M. : Peda-gogika, 1982.-656 s.
13 .Lakhmostova L. V. Problema sovershenstvovaniya uchebno-vospitatel'nogo processa v sel'skoj muzykal'noj shkole : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.00. -M., 1997. - 17 s.
14. Medvedeva I. A. Formirovanie professional'nogo khudozhestvennogo myshleniya budushhego uchitelya muzyki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - M., 2002. - 39 s.
15. Medushevskij V. V. Uglublyat' koncepciyu muzykal'nogo obrazovaniya // Sovetskaya muzyka. - 1981. -№ 9. - S. 52-59.
16. Musin I. A. O vospitanii dirizhera. - L. : Muzyka, 1987. - 352 s.
17. Nejgauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoj igry : zapiski pedagoga. - M. : Muzyka, 1987. - 240 s.
18. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psikhologii. - SPb. : Piter, 2000. - 712 s.
19. Savaderova A. V. Ispol'zovanie modul'noj tekhnologii v processe formirovaniya khormejsterskikh umenij i navykov // Sokhranenie i razvitie tradicij otechestvennoj khorovoj kul'tury : sbornik nauchnykh trudov. - Cheboksary, 2018.-S. 29-32.
20. Sechenov I. M. Izbrannye proizvedeniya. - M. : Uchpedgiz, 1953. - 334 s.
21. Sokolov K. N. Metody kompleksnogo prepodavaniya. - M. : Novaya Moskva, 1924. - 223 s.
22. Tenyukova G. G. Khudozhestvenno-pedagogicheskie problemy khormejsterskogo obrazovaniya v Rossii 2-j poloviny XIX - nachala XX stoletiya. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 1998. - 123 s.
23. Khusanova T. V. Intonacionno-dvigatel'noe modelirovanie v strukture professional'noj podgotovki uchitelya muzyki: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Ekaterinburg, 2000. - 169 s.
24. Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya : metodicheskoe posobie. -M. : Narodnoe obrazovanie, 1996. - 157 s.