Научная статья на тему 'Эволюция хороведения на рубеже XIX-XX веков'

Эволюция хороведения на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
714
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / HISTORICAL ANALYSIS / РУССКОЕ ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / RUSSIAN CHORAL ART / ХОРМЕЙСТЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHORAL EDUCATION / ХОРОВЕДЕНИЕ / МАСТЕРА РУССКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЫ / MASTERS OF RUSSIAN CHORAL SCHOOL / CHORAL STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тенюкова Галина Григорьевна, Наринская Наталья Борисовна

В работе представлен исторический анализ становления и развития русского хорового искусства второй половины XIX начала XX в. Авторы раскрывают основные тенденции взаимодействия и развития русского хорового искусства и хормейстерского образования, представляя их как целостную систему в педагогическом аспекте и в органическом единстве, взаимосвязи всех составляющих ее компонентов: творчества, исполнительства, педагогики. Изучены пути формирования методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин, рассматриваются исторически сложившиеся положения педагогической концепции дирижерско-хорового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тенюкова Галина Григорьевна, Наринская Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CHORAL STUDIES AT THE TURN OF 19TH-20TH CENTURIES

The paper presents a historical analysis of the formation and development of the Russian choral studies of the second half of the 19th early 20th centuries. The author reveals the main trends of interaction and development of Russian choral art and choral studies education, presenting them as a holistic system in the pedagogical aspect and organic unity, the relationship of all its components: creativity, performance, pedagogics. The article studies the ways of formation of methods of teaching conducting and choral disciplines; consistently considers the historically developed provisions of the pedagogical concept of conducting and choral art.

Текст научной работы на тему «Эволюция хороведения на рубеже XIX-XX веков»

УДК 784.ГШ19"

Г. Г. Тенюкова1, Н. Б. Наринская2 ЭВОЛЮЦИЯ ХОРОВЕДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ

1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В работе представлен исторический анализ становления и развития русского хорового искусства второй половины XIX - начала XX в. Авторы раскрывают основные тенденции взаимодействия и развития русского хорового искусства и хормейстерского образования, представляя их как целостную систему в педагогическом аспекте и в органическом единстве, взаимосвязи всех составляющих ее компонентов: творчества, исполнительства, педагогики. Изучены пути формирования методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин, рассматриваются исторически сложившиеся положения педагогической концепции дирижерско-хорового искусства.

Ключевые слова: исторический анализ, русское хоровое искусство, хормейстерское образование, хороведение, мастера русской хоровой школы.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время на фоне достижений отечественной хоровой музыки становится необходимым проанализировать историю формирования и развития хороведческой науки и методики дирижирования в научном наследии мастеров хорового искусства, имеющих вневременную ценность. Это позволит использовать новаторский опыт, сложившийся в практике хорового образования XIX-XX вв. Целью работы является выявление основных направлений развития хоровой культуры в тесной взаимосвязи с формированием методики подготовки педагога-хормейстера.

Материал и методика исследований. В работе проведен анализ исторической, педагогической, культурологической, музыковедческой литературы и архивных материалов, раскрывающих педагогические традиции русского хорового искусства. В процессе научной работы были использованы теоретические, эмпирические, общенаучные и специфические методы историко-педагогического исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Формирование педагогических традиций преподавания дирижирования прошло за длительный исторический промежуток

© Тенюкова Г. Г., Наринская Н. Б., 2018

Тенюкова Галина Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории, методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Наринская Наталья Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.05.2018

времени и было неотделимо от развития хороведческой науки. Современные исследования, посвященные проблемам подготовки педагога-хормейстера, в основном заостряют внимание на теории хорового исполнительства и технических моментах подготовки дирижера, изучают вопросы звучания хора, выстраивания ансамбля, строя и т. д. (И. В. Батюк, В. Л. Живов, И. А. Медведева, М. С. Осеннева и др.), опуская при этом исторический контекст формирования методики хороуправления и его связи с хороведением, которое возникло ранее и явилось фундаментом возникшей позднее методики [3], [5], [12], [14], [16].

Первым прообразом хороведения в певческой культуре Древней Руси являлись «Азбуки» А. И. Мезенца. В них фактически был собран опыт древнерусской теории и сформулировано четкое отношение к богослужебному пению и музыке. Актуальность данного опуса не утрачена и в настоящее время. Это был не свод рекомендаций по пению, в них содержалось обобщение певческих традиций, способы исполнения и художественные принципы того времени. Позднее, в процессе развития многоголосия, на Руси возникло множество подходов к изучению хоровой культуры, обсуждались вопросы мировоззрения, сохранения духовности, ставились задачи изучения вокально-технологических вопросов управления хором.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в связи с усложнением хорового письма, развитием многоголосия возникает необходимость изучения управления хором. Пристальное внимание отводится анализу основных элементов хоровой звучности: интонации, ансамбля, строя, нюансировки и т. д. Исследования того времени касались технологических проблем дирижирования без опоры на исторические основы хороведения [2].

В начале XX в. еще не было сформировано знание о певческой культуре, педагогике дирижирования, поэтому съезды хоровых деятелей того времени, проводимые в Москве, а также немногочисленные публикации отмечали снижение интереса к хоровому искусству и слабую хормейстерскую подготовку специалистов и т. п. Однако на III съезде хоровых деятелей В. А. Булычев представил доклад «Хоровое пение как искусство (опыт общей теории и постановки художественно-хорового пения)», в котором он предложил новое видение состояния проблемы и развития хоровой культуры. В докладе он раскрыл предпосылки развития хоровой культуры в тесной взаимосвязи с историей музыки, кроме того, поднимает и методологические вопросы: «Искусство, - пишет В. А. Булычев, - имеет свои цели и задачи, и оно обязано считаться с данными науки, поскольку последняя содействует развитию искусства» [4, с. 7].

В послереволюционное время открылись огромные художественно-воспитательные возможности хорового массового пения, что повлекло за собой необходимость подготовки хоровых дирижеров, на первое место вышли проблемы формирования методики преподавания дирижирования и хороуправления. В печати появляются первые методические пособия по организации массовых самодеятельных хоров. В это время А. В. Луначарский писал: «Музыка - это не что иное, как партитура реальной жизни... это дает возможность правильно ориентироваться в окружающей обстановке [10, с. 14]. Он впервые заговорил об интернациональности и самостоятельности хорового искусства, о его общеэстетических, общечеловеческих функциях. Таким образом, в 20-30-х гг. ХХ в. формируется эстетическая теория, которая могла выявить особенности искусства каждой эпохи, но вместе с тем еще не анализировалась способность искусства использовать исторический опыт, вычленяя новые знания.

Хороведение в этом плане не было исключением. На этом этапе данная наука не учитывала общий процесс развития хоровой культуры, а решала насущные задачи, ре-

шающие практические проблемы. На первое место выходили задачи управления хоровыми коллективами, выявлялись необходимые критерии в вопросах вокально-хоровой работы, ансамбля, строя, нюансировки и применения их в хоре. Ведущую роль в формировании данных критериев сыграли видные хормейстеры, которые были воспитаны на дореволюционных традициях классического хорового пения, активно работающие в советское время. Это Н. М. Данилин, А. А. Егоров, А. М. Степанов, П. Г. Чесноков, К. К. Пигров и др. [9]. Благодаря своему опыту они внесли огромный вклад в дело формирования теории и методики хороведения и подготовки педагога-хормейстера [15, с. 28-30].

Поскольку еще не были разработаны педагогические принципы и методические приемы подготовки дирижера-хормейстера, в трудах в основном рассматривались вопросы дирижерской техники. Исключение составляет книга А. А. Егорова «Теория и практика работы с хором», изданная в 1945 г., в которой автор представил методическое обоснование необходимых для подготовки хормейстера дисциплин дирижерско-хорового цикла, в основу труда был положен опыт выдающихся мастеров хорового искусства и собственный педагогический опыт автора. Работа была представлена в виде серии методических очерков и была предназначена будущим педагогам-хормейстерам.

Отдельно следует отметить учебник В. И. Краснощекова «Вопросы хороведения» [7]. В нем впервые был опубликован большой исторический раздел, в котором автор показал преемственность в развитии хорового искусства. В его второй части, наряду с анализом исторического развития хорового пения, размещены необходимые хормейстеру материалы по управлению хором с разделами по вокальной организации хора, строению голосового аппарата, формированию ансамбля, строя, дикции и динамики и т. д.

Далее постепенно формируется комплексный подход к науке о хоре, хороуправле-нию и хороведению. Этот процесс можно наблюдать и анализировать в трудах выдающихся хормейстеров (К. А. Ольхов, К. Б. Птица, П. П. Левандо, В. Г. Соколов, В. А. Чер-нушенко, В. Н. Минин и др.). Так, К. Б. Птица написал ряд блестящих по содержанию работ по истории и теории хорового искусства, среди них следует выделить «Очерки по технике дирижирования хором» (1948). В книге он рассматривает вопросы мануальной техники дирижера в тесной взаимосвязи выразительных средств хорового искусства и художественных целей, проблему взаимоотношения певческой культуры и процесса развития стилей. В данной работе К. Б. Птица обобщил педагогический опыт и впервые обозначил, что способность к дирижированию является особым видом музыкальной одаренности, таким же, как способность к инструментальному или вокальному исполнительству. Он отмечает, что, возможно, для дирижера нужна еще более тонкая и глубокая умственная и физическая организация, требующая специального воспитания и обучения. Он пишет, что при изучении и сопоставлении принципов и приемов работы выдающихся зарубежных и отечественных хормейстеров, при различии технических приемов и интеллектуальной индивидуальности, можно найти общие черты в подходах к технике дирижирования. Следовательно:

- должна существовать система обучения, школа хормейстерского мастерства, передаваемая от педагога к ученику;

- общие понятия и приемы должны быть тщательно разработаны и систематизированы для общего пользования как учебное пособие [11].

В его работах проанализировано формирование советской композиторской школы и определена роль хоровой культуры в ее развитии. Автор поднимал актуальные вопросы

о целях, задачах, формах функционирования певческой культуры в стране, большую роль он уделял и вопросам методической подготовки педагога-хормейстера.

Далее можно обратиться к работам К. А. Ольхова, имеющим четкую методическую направленность. Его труды по методике дирижирования становятся основой для подготовки дирижера-хормейстера. Автор представляет методику, в основе которой лежит взаимосвязь задач воспитания музыканта и человека. К. А. Ольхов подходит к анализу дирижерской техники с научной точки зрения, выявляет внутренние законы, которые интуитивно используют дирижеры независимо от своего подчерка управления коллективом. Автор считает, что только анализ различий и общих закономерностей лежит в осознании законов управления хором, что позволит начинающему дирижеру уйти от подражания и найти собственные приемы управления коллективом, собственный почерк, который он сможет передать своим ученикам [13].

Дальнейшее развитие хороведческой науки можно проследить в трудах П. П. Ле-вандо. Автор впервые использует комплексный подход, предлагает классификацию уровней творческих задач, показывает, что термин «хороведение» имеет двойное значение: в широком смысле хороведением называется раздел общего музыкознания, исследующий проблемы хорового искусства; в узком - специальный учебный курс дирижерско-хоровых отделений специальных и высших учебных заведений [8, с. 2]. Он раскрывает исторические истоки хорового искусства, доказывая, что именно оно явилось основой собственно музыки и имеет право быть фундаментальной областью музыкознания. Следует отметить и труды П. П. Левандо, посвященные научному освоению хоровой фактуры, которые являются образцом перехода от монодисциплинарного к междисциплинарному хороведению и в которых ярко выражена педагогическая направленность. «В научном плане, - пишет он, - хороведение только начинает свой путь... Современный уровень развития хорового искусства предъявляет повышенные требования в изучении проблем истории, теории и практики» [8, с. 18].

Нельзя оставить без внимания труды выдающегося хормейстера современности, мастера-педагога С. А. Казачкова, который провел ряд исследований, посвященных воспитанию дирижера-хормейстера. Название работ говорит само за себя: «Дирижерский аппарат и его постановка» (1967), «О дирижерско-хоровой подготовке» (1970), «От урока к концерту» (1990) и др. В них автор представляет богатейший многолетний опыт работы кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории. В книгах анализируются все стороны деятельности педагога-хормейстера, хорового дирижера. Это и вопросы техники и технологии постановки дирижерского аппарата, это и анализ дирижерско-хоровой подготовки будущего специалиста. Автор предлагает свое видение дирижерского искусства с технической, эстетической, психологической сторон, подчеркивая тесную связь дирижерского жеста с пением. Он раскрывает тесную связь музыки и движения, что позволяет дирижеру передать художественный замысел исполнителям. В своей последней книге С. А. Казачков показывает путь подготовки дирижера-хормейстера от начальных уроков до концертных выступлений [6]. В своих исследованиях дирижер не обошел стороной и острые современные вопросы, например, существование искусства в условиях рыночных отношений.

Середина 70-х - начало 80-х годов XX столетия стали началом новых изысканий в области хороведения. Была проведена оценка достигнутого и сформулированы новые задачи, требующие решения. В хоровой науке ведущее место стала занимать история, ученые возвращаются к анализу научного наследия Д. В. Разумовского и других теоретиков отечественной культуры. В дальнейшем к вопросам истории хорового искусства обраща-

лись А. С. Белоненко, Т. Ф. Владышевская, В. Г. Ильин, В. И. Краснощеков, О. П. Колов-ский, В. А. Чернушенко, Л. В. Шамина, К. Ф. Никольская-Береговская, А. П. Лащенко, М. Г. Школьник и др. Большая работа велась и в исследованиях по хоровой культуре в фольклористике, медиевистике, музыкознании, в результате чего можно сделать вывод о том, что в истории хорового искусства к настоящему времени проделана большая работа [1].

В период с 1983 по 1987 гг. опубликован ряд интересных работ, посвященных методическому наследию выдающихся хоровых деятелей. В частности, в работах Ю. С. Го-ряйнова, Н. П. Шереметьевой, А. В. Наумова, И. Б. Марисовой раскрывается роль выдающихся хормейстеров Г. Я. Ломакина, М. Г. Климова, Н. М. Данилина, А. А. Юрлова, В. Г. Соколова и др.

К сожалению, известные хормейстеры не уделяли должного внимания подготовке педагогических и методических трудов, в которых был бы обобщен их практический опыт, а отдавали предпочтение живой работе с коллективами, учениками и концертной деятельности. Существовали и другие стороны их деятельности - композиторская, общественная и др., поэтому их методические находки и педагогические принципы формировались в работе, в многолетней практике, в живом общении с учениками и коллективом. Все приемы и методы мастеров-хормейстеров совершенствовались в учебном процессе, в концертно-исполнительской практике, в общении с хоровым коллективом. Их педагогическое наследие еще ждет своих исследователей.

Что касается современного развития хороведения, то можно подчеркнуть, что оно происходит в тесном взаимодействии с историей хоровой культуры, разрабатываются новые подходы к вокально-хоровому исполнительству, совершенствуется методика подготовки педагогов-хормейстеров.

Резюме. В результате исторического анализа выявлены основные тенденции развития хорового искусства и дирижерско-хорового образования в России. Доказано, что развитие методики подготовки хормейстера формировалось длительное время и отражалось в педагогической деятельности выдающихся представителей русской хоровой школы. Методические приемы и педагогические принципы мастеров русского хорового искусства актуальны и в настоящее время и могут успешно использоваться в профессиональной подготовке учителей музыки и педагогов-хормейстеров на музыкально-педагогических факультетах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. - Л. : Музыка, 1968. - 217 с.

2. БагриновскийМ. М. Дирижерская техника рук. - М., 1947. - 272 с.

3. Батюк И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение : учебное пособие для вузов. -Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Лань, 2015. - 211 с.

4. Булычев В. А. Хоровое пение как искусство. - М. : Музыка, 1910. - 42 с.

5. Живов В. Л. Теория хорового исполнительства : учебник для вузов. - М. : Юрайт, 2017. - 271 с.

6. Казачков С. А. От урока к концерту. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 343 с.

7. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. - М. : Музыка, 1969. - 299 с.

8. Левандо П. П. Проблемы хороведения. - Л. : Музыка, 1974. - 262 с.

9. Локшин Д. Л. Музыкально-педагогические взгляды А. Д. Кастальского // А. Д. Кастальский. Статьи, воспоминания, материалы. - М. : Музгиз, 1960. - С. 4.

10. Луначарский А. В. Жизнь искусства // Москва. - 1929. - № 25. - С. 14.

11. Птица К. Б. Очерки по технике хорового дирижирования. - М. : Музыка, 1948. - 188 с.

12. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка : учебное пособие для студентов муз.-пед. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Academia, 2002. - 352 с.

13. Ольхов К. А. О дирижировании хором. - Л. : Музгиз, 1961. - 108 с.

14. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для вузов. - М. : Academia, 2003. - 188 с.

15. Тенюкова Г. Г. Анализ педагогической деятельности мастеров Московской хоровой школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 1998. - № 1(2). -С. 28-35.

16. Теория и практика работы с хором : учебное пособие для студентов муз. отд-ний пед. колледжей и вузов / сост. И. А. Медведева, С. В. Китаева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - 104 с.

UDC 784.1"18/19"

G. G. Tenyukova1, N. B. Narinskaya2

EVOLUTION OF CHORAL STUDIES AT THE TURN OF 19TH-20TH

CENTURIES

1I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia

Abstract. The paper presents a historical analysis of the formation and development of the Russian choral studies of the second half of the 19th - early 20th centuries. The author reveals the main trends of interaction and development of Russian choral art and choral studies education, presenting them as a holistic system in the pedagogical aspect and organic unity, the relationship of all its components: creativity, performance, pedagogics. The article studies the ways of formation of methods of teaching conducting and choral disciplines; consistently considers the historically developed provisions of the pedagogical concept of conducting and choral art.

Keywords: historical analysis, Russian choral art, choral education, choral studies, masters of Russian choral school.

REFERENCES

1. AsafevB. V. Russkaya muzyka. XIX i nachalo XX veka. - L. : Muzyka, 1968. - 217 c.

2. Bagrinovskij M. M. Dirizherskaya tekhnika ruk. - M., 1947. - 272 s.

3. BatyukI. V. Sovremennaya horovaya muzyka: teoriya i ispolnenie : uchebnoe posobie dlya vuzov. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - SPb. : Lan', 2015. - 211 s.

4. Bulychev V. A. Horovoe penie kak iskusstvo. - M. : Muzyka, 1910. - 42 s.

© Tenyukova G. G., Narinskaya N. B., 2018

Tenyukova, Galina Grigoryevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Theory, History, Methodology of Music, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Narinskaya, Natalya Borisovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Choral Conducting, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on May 08, 2018

5. Zhivov V. L. Teoriya horovogo ispolnitel'stva : uchebnik dlya vuzov. - M. : Yurajt, 2017. - 271 s.

6. Kazachkov S. A. Ot uroka k koncertu. - Kazan' : Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1990. - 343 s.

7. Krasnoshchekov V. I. Voprosy horovedeniya. - M. : Muzyka, 1969. - 299 s.

8. Levando P. P. Problemy horovedeniya. - L. : Muzyka, 1974. - 262 s.

9. Lokshin D. L. Muzykal'no-pedagogicheskie vzglyady A. D. Kastal'skogo // A. D. Kastal'skij. Stat'i, vospo-minaniya, materialy. - M. : Muzgiz, 1960. - S. 4.

10. Lunacharskij A. V. Zhizn' iskusstva // Moskva. - 1929. - № 25. - S. 14.

11. Ptica K. B. Ocherki po tekhnike horovogo dirizhirovaniya. - M. : Muzyka, 1948. - 188 s.

12. Samarin V. A. Horovedenie i horovaya aranzhirovka : uchebnoe posobie dlya studentov muz.-ped. fak. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M. : Academia, 2002. - 352 s.

13. Ol'hov K. A. O dirizhirovanii horom. - L. : Muzgiz, 1961. - 108 s.

14. Osenneva M. S., Samarin V. A. Horovoj klass i prakticheskaya rabota s horom : uchebnoe posobie dlya vuzov. - M. : Academia, 2003. - 188 s.

15. Tenyukova G. G. Analiz pedagogicheskoj deyatel'nosti masterov Moskovskoj horovoj shkoly // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 1998. - № 1(2). - S. 28-35.

16. Teoriya i praktika raboty s horom : uchebnoe posobie dlya studentov muz. otd-nij ped. kolledzhej i vuzov / sost. I. A. Medvedeva, S. V. Kitaeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2016. - 104 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.