УДК 784.ГШ19"
Г. Г. Тенюкова1, Н. Б. Наринская2 ЭВОЛЮЦИЯ ХОРОВЕДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
2Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В работе представлен исторический анализ становления и развития русского хорового искусства второй половины XIX - начала XX в. Авторы раскрывают основные тенденции взаимодействия и развития русского хорового искусства и хормейстерского образования, представляя их как целостную систему в педагогическом аспекте и в органическом единстве, взаимосвязи всех составляющих ее компонентов: творчества, исполнительства, педагогики. Изучены пути формирования методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин, рассматриваются исторически сложившиеся положения педагогической концепции дирижерско-хорового искусства.
Ключевые слова: исторический анализ, русское хоровое искусство, хормейстерское образование, хороведение, мастера русской хоровой школы.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время на фоне достижений отечественной хоровой музыки становится необходимым проанализировать историю формирования и развития хороведческой науки и методики дирижирования в научном наследии мастеров хорового искусства, имеющих вневременную ценность. Это позволит использовать новаторский опыт, сложившийся в практике хорового образования XIX-XX вв. Целью работы является выявление основных направлений развития хоровой культуры в тесной взаимосвязи с формированием методики подготовки педагога-хормейстера.
Материал и методика исследований. В работе проведен анализ исторической, педагогической, культурологической, музыковедческой литературы и архивных материалов, раскрывающих педагогические традиции русского хорового искусства. В процессе научной работы были использованы теоретические, эмпирические, общенаучные и специфические методы историко-педагогического исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. Формирование педагогических традиций преподавания дирижирования прошло за длительный исторический промежуток
© Тенюкова Г. Г., Наринская Н. Б., 2018
Тенюкова Галина Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории, методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: tenyuckova.galina@yandex.ru
Наринская Наталья Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: macnat69@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.05.2018
времени и было неотделимо от развития хороведческой науки. Современные исследования, посвященные проблемам подготовки педагога-хормейстера, в основном заостряют внимание на теории хорового исполнительства и технических моментах подготовки дирижера, изучают вопросы звучания хора, выстраивания ансамбля, строя и т. д. (И. В. Батюк, В. Л. Живов, И. А. Медведева, М. С. Осеннева и др.), опуская при этом исторический контекст формирования методики хороуправления и его связи с хороведением, которое возникло ранее и явилось фундаментом возникшей позднее методики [3], [5], [12], [14], [16].
Первым прообразом хороведения в певческой культуре Древней Руси являлись «Азбуки» А. И. Мезенца. В них фактически был собран опыт древнерусской теории и сформулировано четкое отношение к богослужебному пению и музыке. Актуальность данного опуса не утрачена и в настоящее время. Это был не свод рекомендаций по пению, в них содержалось обобщение певческих традиций, способы исполнения и художественные принципы того времени. Позднее, в процессе развития многоголосия, на Руси возникло множество подходов к изучению хоровой культуры, обсуждались вопросы мировоззрения, сохранения духовности, ставились задачи изучения вокально-технологических вопросов управления хором.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в связи с усложнением хорового письма, развитием многоголосия возникает необходимость изучения управления хором. Пристальное внимание отводится анализу основных элементов хоровой звучности: интонации, ансамбля, строя, нюансировки и т. д. Исследования того времени касались технологических проблем дирижирования без опоры на исторические основы хороведения [2].
В начале XX в. еще не было сформировано знание о певческой культуре, педагогике дирижирования, поэтому съезды хоровых деятелей того времени, проводимые в Москве, а также немногочисленные публикации отмечали снижение интереса к хоровому искусству и слабую хормейстерскую подготовку специалистов и т. п. Однако на III съезде хоровых деятелей В. А. Булычев представил доклад «Хоровое пение как искусство (опыт общей теории и постановки художественно-хорового пения)», в котором он предложил новое видение состояния проблемы и развития хоровой культуры. В докладе он раскрыл предпосылки развития хоровой культуры в тесной взаимосвязи с историей музыки, кроме того, поднимает и методологические вопросы: «Искусство, - пишет В. А. Булычев, - имеет свои цели и задачи, и оно обязано считаться с данными науки, поскольку последняя содействует развитию искусства» [4, с. 7].
В послереволюционное время открылись огромные художественно-воспитательные возможности хорового массового пения, что повлекло за собой необходимость подготовки хоровых дирижеров, на первое место вышли проблемы формирования методики преподавания дирижирования и хороуправления. В печати появляются первые методические пособия по организации массовых самодеятельных хоров. В это время А. В. Луначарский писал: «Музыка - это не что иное, как партитура реальной жизни... это дает возможность правильно ориентироваться в окружающей обстановке [10, с. 14]. Он впервые заговорил об интернациональности и самостоятельности хорового искусства, о его общеэстетических, общечеловеческих функциях. Таким образом, в 20-30-х гг. ХХ в. формируется эстетическая теория, которая могла выявить особенности искусства каждой эпохи, но вместе с тем еще не анализировалась способность искусства использовать исторический опыт, вычленяя новые знания.
Хороведение в этом плане не было исключением. На этом этапе данная наука не учитывала общий процесс развития хоровой культуры, а решала насущные задачи, ре-
шающие практические проблемы. На первое место выходили задачи управления хоровыми коллективами, выявлялись необходимые критерии в вопросах вокально-хоровой работы, ансамбля, строя, нюансировки и применения их в хоре. Ведущую роль в формировании данных критериев сыграли видные хормейстеры, которые были воспитаны на дореволюционных традициях классического хорового пения, активно работающие в советское время. Это Н. М. Данилин, А. А. Егоров, А. М. Степанов, П. Г. Чесноков, К. К. Пигров и др. [9]. Благодаря своему опыту они внесли огромный вклад в дело формирования теории и методики хороведения и подготовки педагога-хормейстера [15, с. 28-30].
Поскольку еще не были разработаны педагогические принципы и методические приемы подготовки дирижера-хормейстера, в трудах в основном рассматривались вопросы дирижерской техники. Исключение составляет книга А. А. Егорова «Теория и практика работы с хором», изданная в 1945 г., в которой автор представил методическое обоснование необходимых для подготовки хормейстера дисциплин дирижерско-хорового цикла, в основу труда был положен опыт выдающихся мастеров хорового искусства и собственный педагогический опыт автора. Работа была представлена в виде серии методических очерков и была предназначена будущим педагогам-хормейстерам.
Отдельно следует отметить учебник В. И. Краснощекова «Вопросы хороведения» [7]. В нем впервые был опубликован большой исторический раздел, в котором автор показал преемственность в развитии хорового искусства. В его второй части, наряду с анализом исторического развития хорового пения, размещены необходимые хормейстеру материалы по управлению хором с разделами по вокальной организации хора, строению голосового аппарата, формированию ансамбля, строя, дикции и динамики и т. д.
Далее постепенно формируется комплексный подход к науке о хоре, хороуправле-нию и хороведению. Этот процесс можно наблюдать и анализировать в трудах выдающихся хормейстеров (К. А. Ольхов, К. Б. Птица, П. П. Левандо, В. Г. Соколов, В. А. Чер-нушенко, В. Н. Минин и др.). Так, К. Б. Птица написал ряд блестящих по содержанию работ по истории и теории хорового искусства, среди них следует выделить «Очерки по технике дирижирования хором» (1948). В книге он рассматривает вопросы мануальной техники дирижера в тесной взаимосвязи выразительных средств хорового искусства и художественных целей, проблему взаимоотношения певческой культуры и процесса развития стилей. В данной работе К. Б. Птица обобщил педагогический опыт и впервые обозначил, что способность к дирижированию является особым видом музыкальной одаренности, таким же, как способность к инструментальному или вокальному исполнительству. Он отмечает, что, возможно, для дирижера нужна еще более тонкая и глубокая умственная и физическая организация, требующая специального воспитания и обучения. Он пишет, что при изучении и сопоставлении принципов и приемов работы выдающихся зарубежных и отечественных хормейстеров, при различии технических приемов и интеллектуальной индивидуальности, можно найти общие черты в подходах к технике дирижирования. Следовательно:
- должна существовать система обучения, школа хормейстерского мастерства, передаваемая от педагога к ученику;
- общие понятия и приемы должны быть тщательно разработаны и систематизированы для общего пользования как учебное пособие [11].
В его работах проанализировано формирование советской композиторской школы и определена роль хоровой культуры в ее развитии. Автор поднимал актуальные вопросы
о целях, задачах, формах функционирования певческой культуры в стране, большую роль он уделял и вопросам методической подготовки педагога-хормейстера.
Далее можно обратиться к работам К. А. Ольхова, имеющим четкую методическую направленность. Его труды по методике дирижирования становятся основой для подготовки дирижера-хормейстера. Автор представляет методику, в основе которой лежит взаимосвязь задач воспитания музыканта и человека. К. А. Ольхов подходит к анализу дирижерской техники с научной точки зрения, выявляет внутренние законы, которые интуитивно используют дирижеры независимо от своего подчерка управления коллективом. Автор считает, что только анализ различий и общих закономерностей лежит в осознании законов управления хором, что позволит начинающему дирижеру уйти от подражания и найти собственные приемы управления коллективом, собственный почерк, который он сможет передать своим ученикам [13].
Дальнейшее развитие хороведческой науки можно проследить в трудах П. П. Ле-вандо. Автор впервые использует комплексный подход, предлагает классификацию уровней творческих задач, показывает, что термин «хороведение» имеет двойное значение: в широком смысле хороведением называется раздел общего музыкознания, исследующий проблемы хорового искусства; в узком - специальный учебный курс дирижерско-хоровых отделений специальных и высших учебных заведений [8, с. 2]. Он раскрывает исторические истоки хорового искусства, доказывая, что именно оно явилось основой собственно музыки и имеет право быть фундаментальной областью музыкознания. Следует отметить и труды П. П. Левандо, посвященные научному освоению хоровой фактуры, которые являются образцом перехода от монодисциплинарного к междисциплинарному хороведению и в которых ярко выражена педагогическая направленность. «В научном плане, - пишет он, - хороведение только начинает свой путь... Современный уровень развития хорового искусства предъявляет повышенные требования в изучении проблем истории, теории и практики» [8, с. 18].
Нельзя оставить без внимания труды выдающегося хормейстера современности, мастера-педагога С. А. Казачкова, который провел ряд исследований, посвященных воспитанию дирижера-хормейстера. Название работ говорит само за себя: «Дирижерский аппарат и его постановка» (1967), «О дирижерско-хоровой подготовке» (1970), «От урока к концерту» (1990) и др. В них автор представляет богатейший многолетний опыт работы кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории. В книгах анализируются все стороны деятельности педагога-хормейстера, хорового дирижера. Это и вопросы техники и технологии постановки дирижерского аппарата, это и анализ дирижерско-хоровой подготовки будущего специалиста. Автор предлагает свое видение дирижерского искусства с технической, эстетической, психологической сторон, подчеркивая тесную связь дирижерского жеста с пением. Он раскрывает тесную связь музыки и движения, что позволяет дирижеру передать художественный замысел исполнителям. В своей последней книге С. А. Казачков показывает путь подготовки дирижера-хормейстера от начальных уроков до концертных выступлений [6]. В своих исследованиях дирижер не обошел стороной и острые современные вопросы, например, существование искусства в условиях рыночных отношений.
Середина 70-х - начало 80-х годов XX столетия стали началом новых изысканий в области хороведения. Была проведена оценка достигнутого и сформулированы новые задачи, требующие решения. В хоровой науке ведущее место стала занимать история, ученые возвращаются к анализу научного наследия Д. В. Разумовского и других теоретиков отечественной культуры. В дальнейшем к вопросам истории хорового искусства обраща-
лись А. С. Белоненко, Т. Ф. Владышевская, В. Г. Ильин, В. И. Краснощеков, О. П. Колов-ский, В. А. Чернушенко, Л. В. Шамина, К. Ф. Никольская-Береговская, А. П. Лащенко, М. Г. Школьник и др. Большая работа велась и в исследованиях по хоровой культуре в фольклористике, медиевистике, музыкознании, в результате чего можно сделать вывод о том, что в истории хорового искусства к настоящему времени проделана большая работа [1].
В период с 1983 по 1987 гг. опубликован ряд интересных работ, посвященных методическому наследию выдающихся хоровых деятелей. В частности, в работах Ю. С. Го-ряйнова, Н. П. Шереметьевой, А. В. Наумова, И. Б. Марисовой раскрывается роль выдающихся хормейстеров Г. Я. Ломакина, М. Г. Климова, Н. М. Данилина, А. А. Юрлова, В. Г. Соколова и др.
К сожалению, известные хормейстеры не уделяли должного внимания подготовке педагогических и методических трудов, в которых был бы обобщен их практический опыт, а отдавали предпочтение живой работе с коллективами, учениками и концертной деятельности. Существовали и другие стороны их деятельности - композиторская, общественная и др., поэтому их методические находки и педагогические принципы формировались в работе, в многолетней практике, в живом общении с учениками и коллективом. Все приемы и методы мастеров-хормейстеров совершенствовались в учебном процессе, в концертно-исполнительской практике, в общении с хоровым коллективом. Их педагогическое наследие еще ждет своих исследователей.
Что касается современного развития хороведения, то можно подчеркнуть, что оно происходит в тесном взаимодействии с историей хоровой культуры, разрабатываются новые подходы к вокально-хоровому исполнительству, совершенствуется методика подготовки педагогов-хормейстеров.
Резюме. В результате исторического анализа выявлены основные тенденции развития хорового искусства и дирижерско-хорового образования в России. Доказано, что развитие методики подготовки хормейстера формировалось длительное время и отражалось в педагогической деятельности выдающихся представителей русской хоровой школы. Методические приемы и педагогические принципы мастеров русского хорового искусства актуальны и в настоящее время и могут успешно использоваться в профессиональной подготовке учителей музыки и педагогов-хормейстеров на музыкально-педагогических факультетах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. - Л. : Музыка, 1968. - 217 с.
2. БагриновскийМ. М. Дирижерская техника рук. - М., 1947. - 272 с.
3. Батюк И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение : учебное пособие для вузов. -Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Лань, 2015. - 211 с.
4. Булычев В. А. Хоровое пение как искусство. - М. : Музыка, 1910. - 42 с.
5. Живов В. Л. Теория хорового исполнительства : учебник для вузов. - М. : Юрайт, 2017. - 271 с.
6. Казачков С. А. От урока к концерту. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 343 с.
7. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. - М. : Музыка, 1969. - 299 с.
8. Левандо П. П. Проблемы хороведения. - Л. : Музыка, 1974. - 262 с.
9. Локшин Д. Л. Музыкально-педагогические взгляды А. Д. Кастальского // А. Д. Кастальский. Статьи, воспоминания, материалы. - М. : Музгиз, 1960. - С. 4.
10. Луначарский А. В. Жизнь искусства // Москва. - 1929. - № 25. - С. 14.
11. Птица К. Б. Очерки по технике хорового дирижирования. - М. : Музыка, 1948. - 188 с.
12. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка : учебное пособие для студентов муз.-пед. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Academia, 2002. - 352 с.
13. Ольхов К. А. О дирижировании хором. - Л. : Музгиз, 1961. - 108 с.
14. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для вузов. - М. : Academia, 2003. - 188 с.
15. Тенюкова Г. Г. Анализ педагогической деятельности мастеров Московской хоровой школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 1998. - № 1(2). -С. 28-35.
16. Теория и практика работы с хором : учебное пособие для студентов муз. отд-ний пед. колледжей и вузов / сост. И. А. Медведева, С. В. Китаева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - 104 с.
UDC 784.1"18/19"
G. G. Tenyukova1, N. B. Narinskaya2
EVOLUTION OF CHORAL STUDIES AT THE TURN OF 19TH-20TH
CENTURIES
1I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia
Abstract. The paper presents a historical analysis of the formation and development of the Russian choral studies of the second half of the 19th - early 20th centuries. The author reveals the main trends of interaction and development of Russian choral art and choral studies education, presenting them as a holistic system in the pedagogical aspect and organic unity, the relationship of all its components: creativity, performance, pedagogics. The article studies the ways of formation of methods of teaching conducting and choral disciplines; consistently considers the historically developed provisions of the pedagogical concept of conducting and choral art.
Keywords: historical analysis, Russian choral art, choral education, choral studies, masters of Russian choral school.
REFERENCES
1. AsafevB. V. Russkaya muzyka. XIX i nachalo XX veka. - L. : Muzyka, 1968. - 217 c.
2. Bagrinovskij M. M. Dirizherskaya tekhnika ruk. - M., 1947. - 272 s.
3. BatyukI. V. Sovremennaya horovaya muzyka: teoriya i ispolnenie : uchebnoe posobie dlya vuzov. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - SPb. : Lan', 2015. - 211 s.
4. Bulychev V. A. Horovoe penie kak iskusstvo. - M. : Muzyka, 1910. - 42 s.
© Tenyukova G. G., Narinskaya N. B., 2018
Tenyukova, Galina Grigoryevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Theory, History, Methodology of Music, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: tenyuckova.galina@yandex.ru
Narinskaya, Natalya Borisovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Choral Conducting, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: macnat69@mail.ru
The article was contributed on May 08, 2018
5. Zhivov V. L. Teoriya horovogo ispolnitel'stva : uchebnik dlya vuzov. - M. : Yurajt, 2017. - 271 s.
6. Kazachkov S. A. Ot uroka k koncertu. - Kazan' : Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1990. - 343 s.
7. Krasnoshchekov V. I. Voprosy horovedeniya. - M. : Muzyka, 1969. - 299 s.
8. Levando P. P. Problemy horovedeniya. - L. : Muzyka, 1974. - 262 s.
9. Lokshin D. L. Muzykal'no-pedagogicheskie vzglyady A. D. Kastal'skogo // A. D. Kastal'skij. Stat'i, vospo-minaniya, materialy. - M. : Muzgiz, 1960. - S. 4.
10. Lunacharskij A. V. Zhizn' iskusstva // Moskva. - 1929. - № 25. - S. 14.
11. Ptica K. B. Ocherki po tekhnike horovogo dirizhirovaniya. - M. : Muzyka, 1948. - 188 s.
12. Samarin V. A. Horovedenie i horovaya aranzhirovka : uchebnoe posobie dlya studentov muz.-ped. fak. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M. : Academia, 2002. - 352 s.
13. Ol'hov K. A. O dirizhirovanii horom. - L. : Muzgiz, 1961. - 108 s.
14. Osenneva M. S., Samarin V. A. Horovoj klass i prakticheskaya rabota s horom : uchebnoe posobie dlya vuzov. - M. : Academia, 2003. - 188 s.
15. Tenyukova G. G. Analiz pedagogicheskoj deyatel'nosti masterov Moskovskoj horovoj shkoly // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 1998. - № 1(2). - S. 28-35.
16. Teoriya i praktika raboty s horom : uchebnoe posobie dlya studentov muz. otd-nij ped. kolledzhej i vuzov / sost. I. A. Medvedeva, S. V. Kitaeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2016. - 104 s.