Фролова (Катанаенко) Татьяна Михайловна
РОЛЬ А. В. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ УРАЛЬСКОЙ ХОРОВОЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются формирование и развитие уральской хоровой исполнительской школы в середине ХХ века. Определяется роль Александра Васильевича Преображенского, выпускника Синодального училища, в становлении хорового исполнительского искусства Урала и в упрочении традиций выдающейся хоровой школы рубежа Х1Х-ХХ веков. Обозначаются основные условия обучения профессиональных хормейстеров на кафедре хорового дирижирования Уральской консерватории им. П. И. Мусоргского, а также подчеркивается значимость преподавательской и хормейстерской деятельности выпускников консерватории как продолжателей и распространителей сложившихся традиций Синодального училища по всей стране.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-5760.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 230-234. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
THE PARTITION OF PATRIMONIAL LANDS OF THE BASHKIRS AT THE BEGINNING OF THE ХХ CENTURY
Utyagulov Marat Mirsaitovich, Ph. D. in History, Associate Professor Kulbakhtin Salavat Nazirovich, Ph. D. in History Bashkir State University, Ufa umm428@mail.ru; bbb81@mail.ru
The agrarian question at the beginning of the XX century remained one of the most important tasks in the socio-economic life of the country. This forced the tsarist government to take new steps in resolving the peasant resettlement. On the basis of archival materials the authors consider the process of seizing the patrimonial lands of the Bashkirs, conducted systematically by the tsarist government. Proceeding from this, the task is set to show the ways of dividing the patrimonial lands of the Bashkir population by the tsarist authorities, which led to the liquidation of patrimonial law of the Bashkirs.
Key words and phrases: land tenure; patrimonial right of the Bashkirs; agricultural policy; land surveying; land rent; migrant peasants.
УДК 78.07 Искусствоведение
В статье рассматриваются формирование и развитие уральской хоровой исполнительской школы в середине ХХ века. Определяется роль Александра Васильевича Преображенского, выпускника Синодального училища, в становлении хорового исполнительского искусства Урала и в упрочении традиций выдающейся хоровой школы рубежа XIX-XX веков. Обозначаются основные условия обучения профессиональных хормейстеров на кафедре хорового дирижирования Уральской консерватории им. П. И. Мусоргского, а также подчеркивается значимость преподавательской и хормейстерской деятельности выпускников консерватории как продолжателей и распространителей сложившихся традиций Синодального училища по всей стране.
Ключевые слова и фразы: А. В. Преображенский; Синодальное училище; уральская хоровая исполнительская школа; хоровое искусство; хоровое образование; Уральская государственная консерватория; преподаватели и выпускники дирижерско-хоровой кафедры и их достижения.
Фролова (Катанаенко) Татьяна Михайловна
Кемеровский государственный институт культуры frolovatatiana.2010@mail. т
РОЛЬ А. В. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ УРАЛЬСКОЙ ХОРОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Одним из актуальных вопросов современного музыкального искусства является изучение исторических условий создания и сохранения многовековых традиций исполнительских школ. Несмотря на ряд научных трудов в рассматриваемой области [1; 3; 5; 6], данный вопрос еще недостаточно изучен и требует своего дальнейшего разрешения. Особое место в современной исполнительской практике занимает хоровая школа. Отрицание православных традиций в период советского атеизма долгое время не позволяло исследователям полноценно изучить дореволюционные отечественные школы хорового пения. Однако рассмотрение профессионального опыта, полученного в Синодальном училище и Придворной певческой капелле выдающимися хормейстерами и преподавателями русской хоровой школы, является важным условием сохранения и приумножения лучших традиций прошлого, которые необходимо укрепить и сделать фундаментом для дальнейшего развития хорового искусства современной России.
В данном исследовании представлена попытка обозначить традиции, явившиеся базисом формирования уральской хоровой исполнительской школы и хорового образования в регионе, в основу которых в середине ХХ века легли многовековые традиции Синодального училища, перенесенные на новую почву выпускни-ком-синодалом Александром Васильевичем Преображенским.
Хормейстер получил великолепную профессиональную подготовку в Синодальном училище (1900-1910) в годы его наивысшего расцвета. Во время обучения он наблюдал за творческой работой выдающихся русских мастеров хорового искусства: В. С. Орлова, П. Г. Чеснокова, Н. М. Данилина, А. Д. Кастальского. Дальнейшее образование Преображенский продолжил в Московской консерватории на вокальном отделении в классе выдающегося итальянского педагога У. Мазетти (1914).
Приезд в Свердловск профессионального музыканта с большим практическим опытом работы в оперных театрах1 оказался знаковым для хоровой культуры Урала. За 12 лет своей педагогической и хормейстерской
1 Творческий багаж хормейстера составляли пятилетний опыт оперного певца (в т.ч. солиста оперы Московского народного дома) и богатая хормейстерская практика в нескольких крупнейших оперных театрах СССР: 1919-1932 -хормейстер Малой оперы и Передвижной оперы «Наш театр», Москва; 1932-1936 - хормейстер московского Большого театра; 1936-1939 - главный хормейстер Алма-Атинского объединения казахского и русского оперного театра (ныне Казахский театр оперы и балета им. Абая).
деятельности в Свердловске (1939-1951) А. В. Преображенский внес настолько значимый вклад в развитие хорового искусства и образования на Урале, что эти традиции продолжают бережно сохраняться и в наши дни. За относительно недолгий срок своей работы он сумел достичь высокого уровня вокального и хорового исполнительского мастерства в Свердловском театре оперы и балета им. А. Луначарского (1939-1948), в Уральской государственной консерватории (УГК им. М. П. Мусоргского, 1942-1951)1 и Академической капелле при областной филармонии (1945-1947).
Александр Васильевич профессионально относился к своей хормейстерской деятельности. Работая над хоровыми партитурами, он внимательно подходил к передаче художественного содержания и интонационно-гармонической стороне произведений. Большое влияние А. В. Преображенский оказал на поднятие певческого уровня в академической капелле, созданной в 1943 году при Свердловской областной филармонии2. Он руководил коллективом всего два года (1945-1947), но за этот короткий отрезок времени сумел вывести музыкантов на новый исполнительский уровень. На момент прихода Преображенского в хоре было 65 певцов, большинство из которых являлись малоопытными любителями. Александр Васильевич определил стратегию по качественному улучшению уровня капеллы с помощью введения специальных учебных занятий (теория музыки, сольфеджио, хороведение), нацеленных на обучение всех участников коллектива и воспитание их музыкального слуха. В результате кропотливой и разносторонней работы Преображенского в капелле наметился очевидный прогресс. Это позволило руководителю постепенно усложнять хоровой репертуар и подготовить хор к решению более серьезных художественных задач [3, с. 139-143]. Однако в 1947 году после длительной болезни к дирижерскому пульту вернулся основатель коллектива - З. Ф. Ишутина, и в этом же году Александр Васильевич был назначен ректором Уральской консерватории. Именно эти объективные обстоятельства определили его уход из капеллы. Неизвестно, на какую вершину мастерства смог бы подняться коллектив, оставаясь под руководством мастера и продолжая свое развитие в заданном А. В. Преображенским направлении, но, вероятнее всего, капелла вполне смогла бы достигнуть всесоюзной известности.
Свою педагогическую деятельность в консерватории Александр Васильевич начал в 1942 году. Он стоял у истоков организации хоровой кафедры консерватории и помог задать ей высокий потенциал в своем дальнейшем развитии по подготовке высококвалифицированных кадров хорового искусства. За основу обучения им была взята хорошо известная ему методика хорового воспитания Синодального училища, взрастившая большое количество талантливых отечественных музыкантов, хормейстеров (регентов) и хоровых композиторов [7]. Согласно воспоминаниям Г. М. Зубаревой, ученицы В. А. Преображенского, среди студентов хоровой кафедры и певцов капеллы Александр Васильевич пользовался глубоким уважением, и между собой они с теплотой называли его «Батей». Она отмечает, что хормейстер щедро делился с исполнителями и будущими хоровыми дирижерами бесценными практическими знаниями в области вокальной методики и управления хором. Он великолепно дирижировал и на хоровых репетициях часто показывал хорошо поставленным голосом, как следует исполнять ту или иную хоровую партию [2].
Большое внимание Александр Васильевич уделял качественному составу консерваторского хора - главному инструменту профессионального хормейстера, на котором студенты кафедры получали практические знания как певцы и дирижеры. Преображенский считал хоровой класс главной дисциплиной специальности, подчеркивая, что студенческий хор должен «быть не только "учебным" инструментом, но и концертным коллективом - пропагандистом лучших образцов хоровой музыки» [4]. Выпускники великого хормейстера вспоминают, что «всю работу с хором он проделывал с огромным мастерством и изобретательностью, увлекая студентов художественным замыслом, тут же обучая, вырабатывая навыки, давая на уроке множество практических советов» [7].
О значимости хорового класса в консерватории свидетельствует и тот факт, что к 1970-м годам студенческий хор насчитывал более 90 человек, в его состав входило 5 вторых басов. Так, в 1973 году председатель государственной комиссии, увидев и прослушав концертную программу консерваторского хора, с восхищением констатировал: «Такому большому хору может позавидовать Москва и Ленинград!»3. Консерваторскому хору были подвластны любые тембровые и динамические возможности, divisi в партиях без труда доходило до 9 и более голосов. Поэтому репертуар студенческого коллектива, вбирающий в себя разнообразные по стилю хоровые партитуры, не уступал репертуару профессионального хора.
Программы концертной части госэкзаменов и работы педагогов на хоре были весьма разнообразны по жанрам и стилю. Вот перечень концертных программ, сделанных педагогами кафедры с 1972 по 1977 год: «Патетическая оратория» № 7 (в составе сводного хора Свердловска в 300 человек с симфоническим оркестром и солистом оперного театра А. Шабунио), «Кантата о Родине» А. Арутюняна (дир. Т. С. Матвеева, исполнена с симфоническим оркестром филармонии), хоровой цикл М. Кажлаева «Африка» (дир. Н. А. Гро-шикова), «Десять хоровых поэм» Д. Шостаковича (дир. Ев. Л. Гиммельфарб, часть номеров), Шоро № 10 Вила Лобоса (дир. Г. П. Рогожникова, исполнена с симфоническим оркестром филармонии), хоры С. Танеева (дир. В. А. Копанев), "Lacrimosa" В. Моцарта, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова (часть номеров
1 Заметим, что в Уральской государственной консерватории в педагогической и студенческой среде никогда не поднимался вопрос о Синодальном училище, его традициях в обучении дирижированию и управлению хором, а также никогда не объяснялось студентам, какую дирижерско-хоровую школу представляет кафедра и чья методика хорового воспитания лежит в основе обучения. В тот период, глубокого атеизма, русская духовная музыка в учебных заведениях не исполнялась, не изучалась в классах по дирижированию, на дисциплинах чтения хоровых партитур и русской хоровой литературы.
2 Капелла просуществовала 16 лет (1943-1959).
3 Из воспоминаний автора статьи.
с ансамблем духовых инструментов), «Три уральские народные песни» и революционная песня «Слушай» в обработке Н. Голованова (дир. Н. А. Голованов).
Произведения из госпрограммы студентов 5 курса также отличались высокой технической сложностью и стилистическим разнообразием. Среди них: хор «Мари», кантата «Лик человеческий» № 1 «Из прожитых мною весен» и часть номеров кантаты «Засуха» Ф. Пуленка, «Я убит подо Ржевом» и «Первый лед» Р. Щедрина, «Улица волнуется» А. Давиденко, №№ 1 и 3 из кантаты «Иоанн Дамаскин» С. Танеева, вокально-симфоническая фреска "Ave Maria" А. Флярковского, «Упрямый ветер» С. Слонимского, "Kyrie eleison" из «Гранской мессы» Ф. Листа, "Et resurrexit" из Мессы си минор Баха, «Ныне отпущаеши» из «Всенощной» С. Рахманинова, Два хора из музыки к трагедии А. Грузинцева «Царь Эдип» О. Козловского, II сцена из Первого действия оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» (с солисткой оперного театра М. Васильевой), «Кармина Бурана» К. Орфа (неск. номеров), спиричуэлы "Dry bons", "Eezikl so they will", "Lord If i got my ticket" и др.
Важным компонентом в обучении студентов на хоровой кафедре являлась разнообразная хоровая практика: работа с самодеятельными коллективами (со 2-го курса), демонстрация результатов работы с самодеятельными хорами на сцене консерватории (на 3-м курсе), хоровая практика на консерваторском хоре (4-й курс) и подготовка концертной программы государственного экзамена (5-й курс).
Педагогическая практика по дирижированию проходила со студентами музыкально-педагогического факультета в Свердловском государственном педагогическом институте (СПГИ) или с учащимися музыкального училища им. П. Чайковского. Также студентам старших курсов предоставлялась хоровая практика в Свердловском оперном театре, но в начале 1970-х годов она была прекращена. Следовательно, деятельность кафедры хорового дирижирования консерватории была тесно взаимосвязана со всеми сферами хорового исполнительства Свердловска, что способствовало укреплению традиций формирующейся уральской хоровой исполнительской школы.
Особое место в профессиональной подготовке будущих профессионалов хорового искусства отводилось классам по дирижированию. К первому занятию будущий хормейстер должен был выучить партитуру a cappella и все ее голоса наизусть, играть произведение с сопровождением в указанном автором темпе с использованием приема упрощения оркестровой фактуры, а также подготовить коллоквиум по заданной программе, опираясь на литературу, рекомендованную педагогом (5-6 источников). Такие высокие требования позволяли педагогу высвободить время на выполнение более важных практических задач - работа над техникой дирижирования и художественным образом разучиваемых партитур.
В классе дирижирования большое внимание уделялось свободе дирижерского аппарата, гибкости и выразительности кистей1, поэтому многие студенты кафедры виртуозно владели кистевой техникой управления хором2. Будущие хормейстеры, помимо навыка управления хором, осваивали и приемы дирижирования симфоническим оркестром, сопровождающим хоровые сцены опер и кантатно-ораториальные номера3.
За годы работы в консерватории Александр Васильевич взрастил целую плеяду профессиональных хормейстеров. Среди них Г. П. Рогожникова (профессор УГК), Т. В. Безбородова (доцент УГК), Т. А. Кузнецова и Г. М. Зубарева (доценты Свердловского государственного педагогического института, ныне УрГПУ), М. А. Бердинников (профессор Киевской консерватории), Т. П. Редько (заведующий кафедрой хорового дирижирования Пермского института искусств и культуры), М. С. Рожанский (организатор одного из лучших самодеятельных коллективов города - хора Уральского политехнического института, главный хормейстер хора Свердловского радио) [Там же].
Заботясь о сохранности сформированных традиций и воспитании высококвалифицированных кадров для кафедры хорового дирижирования, А. В. Преображенский открыл в консерватории ассистентуру-стажировку, которую возглавлял до своего отъезда. Впоследствии его выпускники стали мастерами кафедры хорового дирижирования УГК. Среди них: В. А. Глаголев, Г. П. Рогожникова, Н. А. Голованов, М. Н. Глаголева и Т. В. Безбородова.
К началу 1970-х годов кафедра работала в едином методическом русле, заложенном Преображенским и его учениками. Галина Петровна Рогожникова, первая выпускница мастера, блестяще продолжила дело своего учителя после его отъезда в Москву (1951). Из всех учеников Преображенского профессор Г. П. Рогожникова наиболее полно впитала все приемы управления хором своего учителя. Она прошла серьезную практику в студенческие годы, обучаясь в его классе по дирижированию и в ассистентуре-стажировке. Работая вместе с профессором в Свердловской академической хоровой капелле, она получила неоценимый хормейстерский опыт, который нашел свое отражение в руководстве студенческим хором кафедры. Под ее руководством коллектив подготовил ряд незабываемых программ. Все второе поколение педагогического состава кафедры - выпускники Г. П. Рогожниковой: Т. С. Матвеева, Е. Л. Гиммельфарб, Н. А. Никольских, В. С. Давыдова, В. А. Копанев [4]. Также за долгие годы своей педагогической деятельности она подготовила ряд высокопрофессиональных
1 Особенно в классах Г. П. Рогожниковой и Т. С. Матвеевой.
2 Обязательным считался показ кистью прикрытия звуков в области верхних переходных нот любой партии хора, а также от студентов требовался особый специфический показ вторым басам (или басам-профундо) нот в очень низкой тесситуре с бережной их «укладкой» в грудной резонатор.
3 Каждой группе инструментов необходимо было дать ауфтакт соответствующей рукой (правой или левой), согласно расстановке оркестра. В целом такие приемы дирижирования, как жест «приглушения», звучности, жест «внимание хору или оркестру», ubito piano «дайте звука» и др. были во многом идентичны жестам великого дирижера Артуро Тосканини, запечатленным на фотографиях в книге статей и воспоминаний «Артуро Тосканини» (1971).
хормейстеров, ставших известными личностями в отечественном музыкальном искусстве1. Профессионально себя заявили выпускники Уральской консерватории и других преподавателей кафедры хорового дирижирования2.
Одна из ветвей выпускников Уральской консерватории уходит в Западную Сибирь, в Кузбасс, в Кемеровский государственный институт культуры (1969). На хоровой кафедре КГИК в конце XX века работали выпускники из УГК общим числом 13 человек. Среди них ученики Преображенского в третьем поколении - доценты кафедры хорового дирижирования: Т. М. Фролова-Катанаенко (кл. Т. Матвеевой), Е. Н. Климонтова (кл. Н. Голованова), В. Н. Лезов (кл. Г. Рогожниковой) и преподаватели Л. С. Насонова (кл. Н. Голованова), А. В. Туркичев (кл. В. Копанева).
Таким образом, деятельность Александра Васильевича Преображенского, выдающегося музыканта-хормейстера, внесла весомый вклад в формирование и развитие традиций Уральской хоровой школы, уходящей своими корнями в хоровое образование и исполнительство Московского синодального училища. Преображенский заложил основы профессиональной школы подготовки специалистов в Уральской консерватории, благодаря которой стало возможным воспитать целую плеяду специалистов высокой пробы, работающих большей частью на Урале и в Сибири. Значительная часть из выявленных выпускников Уральской консерватории 1970-х годов и по сей день заведует кафедрами и отделениями хорового дирижирования в высших и среднеспециальных музыкальных учебных заведениях России: в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Магнитогорске, Красноярске, Омске, Иркутске. Другие выпускники успешно трудятся в должности доцентов и преподавателей в разных регионах России: в том числе в Кемерово, Сургуте, Кургане. Многие из выпускников УГК создали на Урале и в Сибири первоклассные профессиональные, учебные и любительские хоровые коллективы.
Список источников
1. Глухов Л. В., Глухов В. Л. Регент-мастер: опыт и секреты дореволюционного хороуправления [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/3574400/ (дата обращения: 19.08.2017).
2. Зубарева Г. М. Письма // Архив автора статьи Фроловой Т. М.
3. Карабатов Р. П. Хоровая культура Свердловска и Свердловской области (1940-1980 гг.): дисс. ... к. искусствоведения. Екатеринбург, 2016. 200 с.
4. Кафедра хорового дирижирования [Электронный ресурс] // Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского. URL: https://www.uralconsv.org/svedeniya/struktura/fakultety-i-kafedry/item/353-kafedra-khorovogo-dirizhirovaniya (дата обращения: 17.08.2017).
5. Манько Т. В. Русская школа хорового исполнительства: традиции и современность: дисс. ... к. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2006. 203 с.
1 Среди выпускников класса Г. П. Рогожниковой: Н. К. Попович - Народная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ, главный хормейстер Московского театра «Новая опера»; В. С. Давыдова - Заслуженный деятель искусств РФ, главный хормейстер Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, художественный руководитель Симфонического хора Свердловской государственной филармонии; Н. Г. Грошикова - Заслуженный деятель искусств РФ, хормейстер оперного театра, профессор и зав. кафедрой хорового дирижирования УГК; Т. С. Матвеева - Заслуженная артистка РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Уральской консерватории; В. Б. Завадский - Заслуженный артист РФ, профессор Уральской консерватории, заведующий хоровым отделением музыкального училища им. Чайковского (ныне профессор и заведующий кафедрой хорового дирижирования УГК (класс М. Глаголевой, ассистентура - рук. Г. Рогожникова)); В. А. Копанев - профессор УГК и УрГПУ, создатель и художественный руководитель хора «Доместик», Заслуженный деятель искусств РФ, член Международной Федерации хоровой музыки, главный хормейстер Екатеринбургского академического театра оперы и балета (класс А. Юрлова, институт Гнесиных, ассистентура УГК - рук. Г. Рогожникова); Н. С. Якуничев - Заслуженный работник культуры РФ, директор и заведующий хоровым отделением музыкального училища им. В. Шебалина; К. А. Якобсон - Заслуженный артист РФ, кандидат искусствоведения, профессор, ректор Красноярской государственного института искусств, создатель муниципального камерного хора «Тебе поемъ»; Л. В. Краевая - Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Красноярской государственной академии музыки и театра.
2 Имеются в виду: В. В. Виноградов - Заслуженный работник культуры РФ, заведующий отделением «Сольное и хоровое народное пение» Екатеринбургского музыкального училища им. Чайковского (класс Н. Грошиковой); В. Г. Буланов -Заслуженный деятель искусств РФ, основатель и директор Экспериментальной и первой на Урале детской хоровой музыкальной школы № 1, художественный руководитель Образцового коллектива классик-хора «Аврора», лауреат Международных конкурсов, обладатель сертификата качества Ассоциации хормейстеров США «За выдающийся вклад в улучшение качества хорового пения», обладатель Губернаторской премии и премии «Во славу Екатеринбурга» (класс М. Глаголевой); И. А. Игнатьев - Заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой народного хорового пения, профессор (класс Т. Матвеевой и Н. Грошиковой); Л. И. Еремин - Заслуженный работник культуры РФ, главный хормейстер капеллы «Металлург», заведующий кафедрой хорового дирижирования Челябинского института культуры, профессор (класс Е. Гиммельфарба); Н. Г. Еремина - Заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Челябинского института культуры (класс Н. Голованова); Н. В. Статкевич - преподаватель дирижерско-хорового отделения Омского музыкального училища им. В. Шебалина (класс Н. Голованова); Н. А. Шульпеков - Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Красноярского государственного института искусств, педагог-фольклорист, основатель первого в Сибири фольклорного ансамбля «Ени-сеюшка» (класс В. Глаголева); О. С. Баширина (Орловская) - заведующий хоровым отделением, руководитель хорового и оперного класса Иркутского областного музыкального колледжа им. Ф. Шопена (класс Т. Матвеевой); Н. М. Мовчан (Логинова) - зав. музыкальным отделением Магнитогорского педагогического колледжа (класс Н. Голованова); И. М. Фокина - преподаватель музыкальных дисциплин Курганского музыкального колледжа (класс Т. Матвеевой); Т. М. Ки-реева (Белоглазова) - преподаватель хорового отделения Сургутского музыкального колледжа (класс Н. Голованова).
6. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2003. 304 с.
7. Преображенский Александр Васильевич (1880-1963) [Электронный ресурс]. URL: http://uscons.ru/istoriia/ preobrazhenskii-aleksandr-vasilevich-1880-1963_(дата обращения: 15.08.2017).
A. V. PREOBRAZHENSKY' S ROLE IN THE FORMATION OF URAL CHORAL PERFORMING SCHOOL
Frolova (Katanaenko) Tat'yana Mikhailovna
Kemerovo State University of Culture and Arts frolovatatiana. 2010@mail. ru
The article examines the formation and development of Ural choral performing tradition in the middle of the XX century. The paper identifies the role of Alexander Vasilevich Preobrazhensky, the graduate of Synodal school, in the formation and consolidation of Ural choral performing school, a brilliant choral tradition of the turn of the XIX-XX centuries. The author describes the basic conditions of training professional choirmasters at the Choral Conducting Department of the Ural Conservatoire named after M. P. Mussorgsky. The researcher emphasizes the importance of teaching and choirmaster activity of conservatoire graduates as the successors and propagators of Synodal school traditions all over the country.
Key words and phrases: A. V. Preobrazhensky; Synodal school; Ural choral performing school; choral art; choral education; Ural State Conservatoire; teachers and graduates of Choral Conducting Department and their achievements.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В предлагаемой публикации анализируется характер научного наследия выдающегося деятеля российского дореволюционного миссионерского востоковедения Гордия Семеновича Саблукова. Рассматриваются основные направления его научных интересов, базовые идейные установки Г. С. Саблукова как исследователя религии, а также их эволюция в процессе жизни востоковеда. Пристальное внимание уделяется его работам так называемого саратовского периода, недостаточно еще изученных на сегодняшний момент.
Ключевые слова и фразы: Г. С. Саблуков; исследование религии; ислам; миссионерское востоковедение; ориентализм.
Хазов Никита Константинович
Санкт-Петербургский государственный университет nikita. hazow @gmail. com
Г. С. САБЛУКОВ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ
В ряду признанных российских исламоведов середины - второй половины XIX века современные исследователи заслуженно выделяют профессора Гордия Семеновича Саблукова (1804-1880). В историю научной мысли Г. С. Саблуков вписал себя переводом «Родословного древа тюрков» хивинского хана Абу-л-гази, первым в России переводом Корана с арабского языка, а также своими исламоведческими трудами, самыми известными из которых стали его «Приложения к переводу Корана» (1879) и «Сведения о Коране» (1884). Эти, а также ряд других работ, написанные в так называемый казанский период жизни исследователя, сегодня являются основными источником для реконструкции интеллектуального образа дореволюционного востоковеда. Однако, по нашему мнению, такой однобокий подход не может гарантировать объективной оценки исследовательского наследия и личности Г. С. Саблукова. Образ исследователя не получится полным, если при его воссоздании игнорировать ранние статьи востоковеда, например, «Очерк внутреннего состояния Кипчакского царства», «Очерк генеалогии, географии и образа жизни половецкого народа» или «Очерк истории и внутреннего быта хазарской державы на Волге». Данные работы относятся к «саратовскому этапу» в жизни Г. С. Саблукова, когда он находился под влиянием целого ряда выдающихся исследователей своего времени, таких как историк Николай Иванович Костомаров, археолог и этнограф Александр Власьевич Терещенко, востоковед Христиан Данилович Френ. Эти контакты позволили будущему востоковеду сформировать свой особый исследовательский стиль, который, как мы покажем дальше, сохранится в его работах на протяжении всей исследовательской карьеры.
В саратовский период, находясь под влиянием идей романтизма, Г. С. Саблуков прилагает их к исследованию истории и культуры не только собственного народа, как, например, в статье «Семик», но и «восточных» соседей. Так, в статье «Черты из жизни русских татар», в которой Г. С. Саблуков приводит широкий этнографический материал, собранный им во время посещения татарских деревень Саратовской области, автор не пытается противопоставлять европейскую или русскую культуру культуре «инородцев». Наоборот, описывая традицию пения хут-бы у татар, он определяет ее место в одном ряду с «волшебными звуками Россини, Бетховена» [10, с. 172].