УДК 783.8(470) ББК 85.314(2) М 18
Малацай Л.В.
Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Орловского государственного института культуры, e-mail: 1441970@mail.ru
Болдовская Е.Н.
Доцент кафедры хорового дирижирования Орловского государственного института культуры, e-mail: en1505@mail.ru
ПУТЬ ТВОРЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ ХОРОВОМУ ИСКУССТВУ (ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА М.В. ПИКАЛОВА)
(Рецензирована)
Аннотация:
Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы впервые составить творческий портрет профессора Орловского государственного института культуры, композитора, аранжировщика, исследователя - М.В. Пикалова, оставившего песни собственного сочинения, авторские аранжировки хоровых партитур, а также ценные труды по истории хорового искусства. Методология исследования базируется на системном и комплексном подходах, позволяющих совмещать разные способы музыковедческого исследования на определенных этапах построения научной теории. Музыковедческо-аналитические методы дают возможность выявить особенности композиторского языка песен и переложений хоровых партитур. Ярко и ясно передать философские размышления о жизни человека и его судьбе в его песнях позволяют лаконичная форма, ладовая переменность и другие, применяемые автором средства музыкальной выразительности. Особую чуткость М.В. Пикалов проявлял в работе над аранжировками сочинений композиторов-классиков для разных составов исполнителей. Работы по хороведению и аранжировке рассматриваются в аспекте научно-исторических сопоставлений. Биографический метод интерпретации фактов представил новые возможности для осмысления процесса формирования музыкальных ориентиров личности. Авторы приходят к заключению о культурообразующей роли личности Н.В. Пикалова в истории музыкального искусства Орловского края. Ключевые слова:
Песня, хоровое искусство, оперно-хоровое творчество русских композиторов, хоровая аранжировка, техника дирижирования.
Malatsay L.V.
Doctor of Art Criticism, Professor, Head of Department of Choral Conducting, Orel State Institute of Culture, e-mail: 1441970@mail.ru
Boldovskaya E.N.
Associate Professor of Department of Choral Conducting, Orel State Institute of Culture, e-mail: en1505@mail.ru
THE WAY OF CREATIVE SERVICE TO THE CHORAL ART (IN MEMORY OF PROFESSOR M.V. PIKALOV)
Abstract:
The purpose of the conducted research is to create for the first time a creative portrait of Professor of the Orel State Institute of Culture, composer, arranger and researcher - M.V. Pikalov, who left songs of his own composition, arrangements of choral scores, as well as valuable works on the history of choral art. The methodology of the research is based on systemic and complex approaches that allow combining different methods of musicological research at certain stages of the construction of a scientific theory. Musicological and analytical methods make it possible to reveal the features of the composer's language of songs and the arrangements of choral scores. A laconic form, modal variability and other means of musical expression used by the author convey brightly and clear philosophical reflections on the life of a person and his fate in his songs. M.V. Pikalov showed special sensitivity in the work on arrangements of compositions by classical composers for different teams of performers. Author's educational-methodical works and collections are considered in the aspect of scientific-historical comparisons. The biographical method of interpreting facts presented new possibilities for understanding the process of the formation of musical orientations of personality. Authors come to a conclusion about a culture-forming role of the personality of N.V. Pikalov in the history of musical art of the Orel region.
Keywords:
Song, choral art, opera and choral works of Russian composers, choral arrangement, technique of conducting.
Орловский государственный институт культуры в скором будущем отпразднует свой полувековой юбилей. Следует отметить, что пути развития культуры и искусства региона во многом являются плодотворной деятельностью выпускников вуза, руководящих не только кружками и студиями, но ставших директорами дворцов творчества, музыкальных школ, колледжей, клубов и других заведений области культуры и искусства. Вуз гордится своими педагогами и выпускниками, вписавшими яркие страницы в книгу истории музыкальной педагогики, культуры и искусства. В настоящее время важной видится как проблема обновления образования, так и сохранения и развития традиций, наработанных годами кропотливой работы в учебных заведениях различных ступеней, художественных коллективах, концертных организациях. В свете решения проблем на передний план выступает личностный аспект, поскольку в любой сфере деятельности есть выдающиеся личности, оставляющие за собой последователей-учеников, их жизнь - пример для подражания последующим поколениям.
Михаил Васильевич Пикалов олицетворяет собой образец верного служения хоровому искусству. Датой рождения в его документах было записано 5 июня 1941 года. Из детдома его усыновила семья военного лётчика и домохозяйки. Детство и юность Михаил провёл в Оренбурге, где и окончил музыкальное училище как хоровой дирижёр, после поступил в Саратовскую консерваторию в класс Тельтевской М.В. - ученицы таких великих хормейстеров, как Н.М. Данилин, П.Г. Чес-ноков, В.С. Калинников.
По окончании консерватории выпускник был направлен преподавателем хоровых дисциплин в Восточносибирский государственный институт, и в этом же году стал организатором хора мальчиков при республиканском хоровом обществе (республика Бурятия). О прочувствованном и увлеченном пении хора в домашнем архиве сохранились газетные отзывы [1]. В 1972 г. вместе с супругой Л.П. Пикаловой они переехали работать в открывшийся в г. Орле филиал Московского государственного института культуры. Здесь же началась знаменательная веха творческого пути
Михаила Васильевича - более 20 лет он проработал с вокально-хоровыми коллективами УВД области в качестве хормейстера, аранжировщика, преподавателя вокала.
«Исполнительское творчество, -писал С.Х. Раппопорт, - сравнимо в известном смысле с художественной критикой» [2: 45]. Творческое лицо исполнительского коллектива, контингент его слушателей определяет, прежде всего, репертуар. Репертуар - это язык хора, его мысли и чувства, материал, на котором коллектив и учится, и творит. Повышение исполнительского мастерства хора невозможно без освоения определенного репертуара. Репертуар существенным образом влияет на качество занятий. Если он подобран неправильно, слишком завышен или занижен, неинтересен для участников хора, то занятия не увлекут певчих. Особый колорит хору придаёт репертуар, написанный с учетом интересов участников коллектива. За эти годы творческого труда в коллективе М.В. Пикаловым было написано для солистов и певческих коллективов УВД много специальных тематических песен на стихи Вячеслава Туинова. Творческая жизнь коллектива была насыщена концертами, смотрами-конкурсами и гастрольными поездками в Москву, по городам Сибири и Дальнего Востока. В домашнем архиве сохранились лауреатские дипломы и грамоты.
Анализ сохранившихся рукописей показал, что в каждой песне музыкальными средствами были созданы яркие художественные образы, что неизменно вызывало интерес как у исполнителей, так и у слушателей. На сегодняшний день культурный и профессиональный уровень хоровых коллективов довольно высок, впрочем, как и запросы слушателей, выдвигающих все новые и новые требования. То, что казалось интересным и увлекало вчера, уже не удовлетворяет сегодня. Бытует мнение, что так называемая серьезная
музыка доступна лишь знатокам, но это не так. Прекрасная, возвышенная музыка, в сущности, доступна всем. Дело в глубине чувств и мыслей, заложенных в произведении, в контакте музыкального выражения и поэтического слова. Например, песни М.В. Пикалова, обладавшего великим даром художника отдавать тепло своего сердца, сблизить и показать всю красоту окружающего мира людям. Нас манит и греет в его музыке живая душа, жизнь человека высокого чувства и тонких духовных ощущений. Слушая его песни сегодня человек, находит для себя близкое и родное.
В 1985 году М.В. Пикалов стал хормейстером - помощником Р.С. Анохиной - ещё одного известного хора области - народного коллектива Орловского академического хора. Вместе они прошли и записи произведений в студии Всесоюзного радио (1985 г. - г. Москва), и выступления на конкурсе «Поющая Россия» (1989 г. - г. Курск; 1994 г. -г. Москва), и сольные концерты в залах города (1988 г. - зал Театра юного зрителя; 1989 г. - концертный зал музыкального училища и др.), и участие в городском празднике песни (1990 г.), и поездку на певческий праздник в Эстонию (1990 г.) [3, 4].
Главной темой красочной хоровой полифонии стала его многолетняя плодотворная творческая, педагогическая и научная деятельность на кафедре хорового дирижирования сначала Орловского филиала Московского государственного института культуры, а ныне - Орловского государственного института культуры, в котором он проработал с 1973 по 2008 год. В 1996 году был избран на должность доцента кафедры, а с 1998 года - на должность профессора. За этими сухими фактами и цифрами - большое количество молодых высококвалифицированных специалистов, успешно работающих в различных учреждениях культуры, авторские сборники переложений для хора, сборники с перечнем
произведений русских и современных российских хоровых композиторов, около 50 печатных листов изданных методических материалов. О его работе в качестве педагога с восторгом отзываются выпускники.
Во второй половине ХХ века с развитием дирижёрско-хорового образования потребовалось учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. Анализируя учебную литературу второй половины ХХ века, приходим к выводу о том, что внимание хоровых педагогов помимо проблем хороведения и техники дирижирования в основном было направлено на:
- анализ хорового творчества советских композиторов (К. Дмитревская «Русская советская хоровая музыка»);
- исследование зарубежной хоровой литературы (труды Д. Локшина);
- создание учебников по хоровой литературе для музыкальных училищ (учебник И.М. Усовой).
Было также издано несколько выпусков сборников статей «Хорового искусства», в которых обсуждались не только проблемы хорове-дения и хорового исполнительства, ряд статей был посвящён анализу хорового наследия отечественных авторов (в основном их хоров a cappella) - Г.В. Свиридова, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.И. Танеева и других. Об оперно-хоровом творчестве русских композиторов отдельные заметки можно найти в десятитомнике «История русской музыки». В биографической литературе в основном обращалось внимание на историю создания опер, попутно характеризовались отдельные номера, в том числе и хоровые.
Заслуга профессора М.В. Пика-лова заключатся в том, что он озадачился созданием пособия по русской хоровой литературе, в котором поместил результаты музыковедческого анализа оперно-хорового творчества русских композиторов-классиков XIX века: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского А.П. Бородина,
М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского [5]. Очерки лекции строятся по следующему примерному плану:
- дана общая характеристика оперно-хорового творчества указанных композиторов;
- обозначена жанровая принадлежность каждой из опер;
- раскрыты некоторые вопросы истории создания опер;
- рассмотрены творческие задачи, стоящие перед хоровым коллективом при исполнении тех или иных оперных хоров;
- изложен музыковедческий анализ хоровых номеров и сцен с позиций характеристики мелодического развития, гармонии, формы, фактуры, динамической организации;
- определена роль хора/хоров в опере;
- приведены нотные примеры -музыкальные темы хоров;
- высказаны рекомендации по использованию оперных хоров в учебно-педагогической и концертной практике.
В целом учебное пособие М.В. Пикалова стало своеобразным справочником для дирижёров-хормейстеров. Лаконично изложенный учебный материал позволяет студентам не только расширить свой музыкально-культурный кругозор и развить профессиональную ди-рижёрско-хоровую эрудицию, но и сформировать навыки всестороннего анализа оперных хоров, воспитать умение работать с музыковедческой литературой и нотно-музыкальным материалом.
Михаил Васильевич является автором множества переложений хоровых произведений отечественных и зарубежных композиторов со смешанного состава на женский. Так сложились обстоятельства, в Орловском государственном институте искусств и культуре профессию хорового дирижёра всё больше стремились освоить девушки. Стремясь познакомить певчих с разнообразным репертуаром, Михаил Васильевич
озадачился созданием аранжировок со смешанного на женский состав. Его хоровые аранжировки часто звучали и звучат в концертных программах, в исполнительской части программ государственных экзаменов студентов очного и заочного отделений. «Акварели» и «Славу природе поём» - под таким названием соответственно в 2000 и 2003 гг. вышли сборники переложений М.В. Пикалова. В первом - переложения хоровых произведений a cappella русских композиторов XX столетия со смешанного состава на однородный женский, во втором - переложения для женского хора с сопровождением. Особенно хочется подчеркнуть его большую редакторскую, техническую и методическую помощь коллегам по кафедре. Ведь о компьютерном наборе ни текста, ни, тем более, нотного материала в 70-90-е годы не возможно было даже мечтать. Нотный стан Михаил Васильевич чертил сам, поскольку и ноты, и текст располагал в каждом произведении таким образом, чтобы его было удобно читать музыканту.
Отмечая достоинства изданных сборников, отметим, что аранжировки выполнены рукой мастера, в них тонко соблюдена интерпретатор-ская концепция композитора, при этом хоры удобны для исполнения. В переложениях чувствуется стремление избежать условностей, аранжировщик стремился придать голосоведению вполне свободные формы, используя их со свойственным ему вкусом и изобретательностью. Позже другими хормейстерами-практиками издавались переложения на разные составы исполнителей, однако, аранжировки Пикалова и в настоящее время пользуются неизменной популярностью у любительских и профессиональных хоровых коллективов.
Опыт преподавания дирижирования, приобретенный М.В. Пика-ловым за многие годы практики, нашел отражение в его учебно-методическом пособии «24 урока по
технике дирижирования для начинающих хормейстеров» [6]. Во введении автор обращается к вопросу о дирижировании как специфическом виде музыкально-практической деятельности. Содержание учебно-методического пособия разделено на 24 урока, каждый из которых имеет определенную тему (название), которая входит в методический комплекс по обучению хоровому дирижированию начинающих. Автор излагает темы в определенной последовательности, позволяющей постепенное целенаправленное освоение материала обучающимся.
В освоении «уроков» автор предлагает применять индивидуальный подход к каждому начинающему: обучающийся, который информацию и навыки «урока» усваивает быстро, может в течение одного урока (занятия) переходить к следующей теме урока. Если же для обучающегося информации много, а навыки сложны, то целесообразно ограничиваться одним уроком (занятием). В заключении М.В. Пикалов подчеркивает, что «уроки» необходимо рассматривать не как догматическое требование к обязательному выполнению данных в них установок, а как рекомендации и советы по освоению первичных дирижерских навыков.
В учебно-методическом пособии М.В. Пикалова рассматривается широкий круг вопросов по технике дирижирования, обеспечивающих начинающим прочную основу в овладении дирижерско-хоровым мастерством. Автор, учитывая традиции и опыт отечественного преподавания дирижирования, представляет свой взгляд на обучение элементам хорового дирижирования на начальном этапе. В пособии представлены ценные рекомендации, четко сформулированы понятия, приведены примеры, которые позволяют наилучшим образом раскрыть изучаемые темы. Методический материал изложен понятно, доступно. В пособии имеется достаточное
количество графических рисунков-схем, таблиц, нотных примеров из хоровых партитур. Они являются весомым фактором для прочного усвоении материала уроков. Учебно-методическое пособие М.В. Пи-калова по своей содержательности и последовательности не теряет актуальности и может быть полезным руководством для начинающих педагогов и студентов-практикантов в преподавании дисциплины «Дирижирование» на начальном этапе.
Традиции, заложенные талантливым педагогом, музыкантом, хормейстером, человеком, сохранят его ученики, которые уже сейчас готовят себе на смену своих учеников в музыкальных и общеобразовательных школах, творческих коллективах в разных городах нашей страны. И как бы далеко ни
углублялись процессы модернизации в образовании, назовём некоторые умения и навыки, которые будут необходимы в процессе воспитания и обучения музыканта в любые времена - это умение быть человечным и требовательным, серьёзная вокальная, инструментальная, дирижёрская, теоретическая подготовка, скрупулёзное внимание к малейшим деталям любого музыкального произведения при создании исполнительской интерпретации, стремление узнать всё возможное об авторах и эпохе создания сочинения, глубокое изучение всех составляющих хоровой партитуры от интервала в партии до полного звучания всех голосов одновременно, системность в творческой, педагогической и исследовательской деятельности.
Примечания:
1. Еретина, Л. Дебют хора мальчиков // Правда Бурятии. 1969. 1 июня. С. 4.
2. Раппопорт С.Х. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное искусство. М.: Музыка, 1972. Вып.7. С. 3-46.
3. Абрамов, В. Звучат песни // Орловская правда. 1976. 28 февраля. С. 4.
4. Горин, Х. Праздник талантов // Орловская правда. 1977. 22 сентября. С. 4.
5. Пикалов, М.В. Оперно-хоровое творчество русских композиторов XIX века: лекции по хоровой литературе для студентов дирижерско-хоровой специализации институтов культуры. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 1992. 184 с.: нот., ил.
6. Пикалов, М.В. 24 урока по технике дирижирования для начинающих хормейстеров. Орел: ОГИИК, 1994. 55 с.
References:
1. Abramov V. The songs sound // Orlovskaya Pravda. 1976. February 28th. P. 4.
2. Gorin Kh. Festival of talents // Orlovskaya Pravda. 1977. September 22nd. P. 4
3. Eretina L. Debut of the boys' choir // Pravda of Buryatia. 1969. June 1. P. 4.
4. Pikalov M.V. Opera-choral art of Russian composers of the 19th century: lectures on choral literature for students of the conducting and choral specialization of the institutes of culture. Oryol: Oryol State Institute of Culture, 1992. 184 pp.: notes., ill.
5. Pikalov M.V. 24 lessons on conducting techniques for beginning choirmasters. Oryol: OSIIC, 1994. 55 pp.
6. Rappoport S.Kh. About variant plurality of performance // Musical Art. M.: Music, 1972. Iss. 7. P. 3-46.