Научная статья на тему 'Становление и развитие вокально-хоровой культуры Монголии'

Становление и развитие вокально-хоровой культуры Монголии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
302
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОНГОЛИИ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / SINGING CULTURE OF MONGOLIA / VOCAL AND CHORAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цэнд Эрдэнэтуяа

В последнее время в мире профессионального певческого искусства прозвучали такие имена, как Амартувшин Энхбат (2014), Ариунбаатар Ганбаатар (2016). Как известно всем, они лауреаты знаменитого конкурса имени П.И. Чайковского. В статье автор пытается ответить на вопросы, как сформировалось и развивается певческое искусство Монголии; есть ли в Монголии традиционное классическое певческое искусство в настоящее время; как формируется вокально-хоровая культура с детства и др. Рассматривая историю становления и развития вокально-хорового искусства Монголии, автор подчеркивает тот факт, что монголы издревле вели кочевой образ жизни и до сих пор не отказались от него. С древних времен вырабатывалась у монголов высокая устная поэтическая и музыкально-певческая культура. В настоящее время развитие Монгольского вокально-хорового искусства напрямую связано с деятельностью профессиональных коллективов, а также их репертуаром, состоящим из произведений народного творчества, сочинений монгольских и зарубежных композиторов. В связи с социальными преобразованиями в стране и градостроительством, с целью внедрения в быт людей оседлого образа жизни, традиционная фольклорная культура утрачивает свое значение и место в музыкальном воспитании современных поколений. Особенно это относится к вокально-хоровой культуре, которую необходимо развивать у детей, начиная с дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and development of vocal and choir culture in Mongolia

Lately in the world of professional singing art such names as Amartuvshin Enkhbat (2014), Ariunbaatar Ganbaatar (2016) have sounded. As everyone knows, they are laureates of the famous Tchaikovsky Competition. In his article the author tries to answer such questions as: how the singing art of Mongolia was formed and is developing; whether there is in Mongolia traditional classical singing art at present; how the vocal-choral culture is formed from childhood, and so on. When examining the history of the formation and development of the vocal and choral art of Mongolia, the author emphasizes the fact that the Mongols from time immemorial have lived a nomadic way of life, and have not yet abandoned it. From ancient times, the Mongols developed a high oral poetic and musical-singing culture. Currently, the development of the Mongolian vocal and choral art is directly related to the activities of professional bands, as well as their repertoire, consisting of works of folk art, compositions of Mongolian and foreign composers. In connection with the social transformations in the country and urban development, with the aim of introducing people to a settled way of life, traditional folklore culture loses its significance and place in the musical upbringing of modern generations. This is especially true of the vocal choral culture, which should be developed in children, beginning with preschool age.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие вокально-хоровой культуры Монголии»

1УДК 372.878 ББК 74.268.53

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОНГОЛИИ

Цэнд Эрдэнэтуяа

Аннотация. В последнее время в мире профессионального певческого искусства прозвучали такие имена, как Амартувшин Энхбат (2014), Ариунбаатар Ганбаатар (2016). Как известно всем, они лауреаты знаменитого конкурса имени П. И. Чайковского. В статье автор пытается ответить на вопросы, как сформировалось и развивается певческое искусство Монголии; есть ли в Монголии традиционное классическое певческое искусство в настоящее время; как формируется вокально-хоровая культура с детства и др. Рассматривая историю становления и развития вокально-хорового искусства Монголии, автор подчеркивает тот факт, что монголы издревле вели кочевой образ жизни и до сих пор не отказались от него. С древних времен вырабатывалась у монголов высокая устная поэтическая и музыкально-певческая культура. В настоящее время развитие Монгольского вокально-хорового искусства напрямую связано с деятельностью профессиональных коллективов, а также их репертуаром, состоящим из произведений народного творчества, сочинений монгольских и зарубежных композиторов. В связи с социальными преобразованиями в стране и градостроительством, с целью внедрения в быт людей оседлого образа жизни, традиционная фольклорная культура утрачивает свое значение и место в музыкальном воспитании современных поколений. Особенно это относится к вокально-хоровой культуре, которую необходимо развивать у детей, начиная с дошкольного возраста.

Ключевые слова: певческая культура Монголии, вокально-хоровое искусство.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF VOCAL AND CHOIR CULTURE IN MONGOLIA

Tsend Erdenetuya

Abstract. Lately in the world of professional singing art such names as Amartuvshin Enkhbat (2014), Ariunbaatar Ganbaatar (2016) have sounded. As everyone knows, they are laureates of the famous Tchaikovsky Competition. In his article the author tries to answer such questions as: how the singing art of Mongolia was formed and is developing; whether there is in Mongolia traditional classical singing art at present; how the vocal-choral culture is formed from childhood, and so on. When examining the history of the formation and development of the vocal and choral art of Mongolia, the author emphasizes the fact that the Mongols from time immemorial have lived a nomadic way of life, and have not yet abandoned it. From ancient times, the Mongols developed a high oral poetic and musical-singing culture. Currently, the development of the Mongolian vocal and choral art is directly related to the activities of professional bands, as well as their repertoire, consisting of works of folk art, compositions of Mongolian and foreign composers. In connection with the social transformations in the country and urban development, with the aim of introducing people to a settled way of life, traditional folklore culture loses its significance and place in the musical upbringing of modern generations. This is especially true of the vocal choral culture, which should be developed in children, beginning with preschool age.

Keywords: singing culture of Mongolia, vocal and choral art.

Развитие вокально-хоровой культуры Монголии (1921-1990)

Победа народной революции 1921 г. изменила взгляды, социальную жизнь, быт и традиции монголов, а также дала начало развитию новой культуры и искусства в Монголии.

В XX в. сильное влияние на культуру Монголии оказала российская, а через посредство ее - европейская культура и одной из ее частей была вокально-хоровая музыка. Основываясь на традиционном пении, вокально-хоровая музыка стала отдельным большим разделом в искусстве.

Жанры современного песенного фольклора продолжают развиваться. Начался синтез западной классической музыки с традиционной монгольской (опера «Три печальных холма», написана в 1942 г. Д. Дамдинсурэном в соавторстве с Б. Ф. Смирновым).

Со второй половины XX в. стал развиваться эстрадно-джазовый жанр. В настоящее время в Монголии получили распространение все направления классической и популярной вокально-хоровой музыки.

Монгольская вокально-хоровая культура напрямую связана с возникновением профессиональных организаций и продолжает развиваться.

1. Государственный театр оперы и балета;

2. Национальный академический ансамбль песни и пляски;

3. Академический ансамбль армии песни и пляски;

4. Ансамбль пограничных войск песни и пляски.

С момента возникновения по мере развития менялись их название и структура (рис. 1).

Каждая организация отличается по своей манере пения, певцы и репертуары в них были разные. Отдельно расскажем о них ниже.

Государственный академический театр оперы и балета

После открытия народного парка развлечений в 1927 г. для его расширения до профессионального уровня в 1931 г. основали Государственный центральный театр. В 1934 г. народные песни оперетты Д. Нацагдоржа «Учиртай гурван толгой» (Три печальных холма) были представлены широкой публике.

В 1946 г. решением вышестоящих органов с участием советского специалиста Ф. И. Клейшко при Государственном музыкальном драматическом театре в составе 10 человек был организован профессиональный класс хоровой музыки, который считается началом возникновения хорового класса в Государственном академическом театре оперы и балета. Монгольский профессиональный хоровой коллектив успешно участвует в концертах, исполняя народные песни и классические номера оперных произведе-

Рис. 1. Развитие учреждений вокально-хоровой культуры в Монголии

ний. Первыми хормейстерами были Ж. Дорж-дагва, Д. Лувсаншарав.

Выступление хора под руководством Д. Лувсаншарава в 1962 г. на площади Сухе-Ба-тора в составе 1000 человек, среди которых были врачи, педагоги и студенты, дало толчок к более активному развитию хоровой музыки в Монголии.

Указом № 182 Центрального комитета МНРП и Совета Министров 10 мая 1963 г. с 15 мая 1963 г. Государственный музыкальный драматический театр был разделен на Государственный драматический театр и Государственный Театр оперы и балета. Так в Монголии был основан профессиональный музыкальный театр, который 18 мая 1963 г. впервые поставил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Государственный театр оперы и балета с момента своего основания расширяет репертуар и работает в двух направлениях. Во-первых, ставит новые национальные произведения оперы и балета, во-вторых, ставит на своей сцене зарубежные классические произведения [1].

С 1963 г. улучшаются профессиональные навыки артистов театра, которые поставили на своей сцене и показали зрителям известные мировые оперные произведения, такие как: Дж. Россини «Севильский цирюльник»; Дж. Верди «Риголетто», «Травиата», «Отелло»; Дж. Пуч-чини «Чио-Чио-сан», «Тоска»; Дж. Перголези «Служанка-госпожа»; Ш. Гуно «Фауст»; Ж. Бизе «Кармен»; П. И. Чайковский «Евгений Онегин», «Иоланта»; А. Бородин «Князь Игорь»; С. Даргомыжский «Русалка»; С. Рахманинов «Алеко»; Т. Хренников «В бурю»; Б. Сметана «Проданная невеста»; В. Мурадели «Октябрь»; Б. Ямпилов «Сказка о волшебном горшке» и др. Вышеназванные произведения указывают на то, что дирижеры и певцы театра могут исполнять мировые классические произведения, что говорит об их профессиональном уровне.

Национальный академический ансамбль песни и пляски

Национальный академический ансамбль песни и пляски (НААПП) начал свою деятельность 7 апреля 1945 г. по решению совместного заседания Центрального комитета МНРП и Совета Министров МНР Указом № 23/20 под названием «Эстрадно-концертное бюро». В соста-

ве ансамбля было 6 музыкантов, 5 певцов, 6 танцоров, 2 цирковых артиста и ведущий. Впоследствии 1 декабря 1950 г. на заседании Политбюро Центрального комитета МНРП указом №72/114 переименовали труппу в «Ансамбль народной песни и танцев», который стал фундаментом для нынешнего национального академического ансамбля.

Класс народного хора Национального академического ансамбля песни и пляски начал свою деятельность с составом из 20 артистов. Певцы того времени кроме сольных номеров небольшими ансамблями исполняли народные хвалебные песни и ставили спектакли. После переименования в Ансамбль народной песни и танцев в 1950 г. труппой руководили такие хормейстеры, как Д. Хасбат, Ж. Дорждагва, Т. Чи-мэддорж и Д. Мяасурэн.

В 1955 г. Варшаве на всемирном фестивале молодежи и студентов выступил хор из 40 артистов под руководством Т. Чимэддоржа и исполнил народную песню «Алтайская хвала» (Алтайн магтаал) и горловым певцом (хоомийч) был Г. Чимэддорж. Особенность и самобытность выступления были высоко оценены широкой публикой. Хоровое исполнение традиционной народной песни получило новое звучание, стало новшеством, что обогатило монгольский фольклор. С 1960 г. хоровой коллектив начал пополнять свой состав новыми певцами из городов и провинций, которые обучались в профессиональном учебном заведении для певцов при ансамбле. Это традиционные гортанные певцы, исполнители хвалебной песни и многие другие таланты, которые выступали на концертах.

Дальновидная культурная политика тогдашнего руководства объединила фольклор разных национальностей и этнических групп Монголии из всех уголков страны, проведя трудоемкую исследовательскую работу.

В 1970-х гг. коллектив стал настоящим национальным центром и с этого времени может по праву называться Государственным национальным академическим ансамблем песни и пляски.

Академический ансамбль песни и пляски вооруженных сил Монголии

Исторически днем рождения Академического ансамбля песни и пляски вооруженных

сил Монголии можно считать выступление 12 апреля 1932 г. С 1932 по 1942 г. Ансамбль песни и пляски народной армии исполнял роль театра, ставя на своей сцене национальные спектакли и произведения мировой классики, в рамках ансамбля впервые в Монголии был основан хоровой, инструментальный и танцевальный коллектив. И в этом его историческая заслуга.

Коллектив Академического ансамбля песни и пляски вооруженных сил Монголии считается самым первым и старшим по сравнению с остальными хоровыми коллективами. Укрепление сил обороны страны является главной задачей ансамбля, что отразилось на репертуаре коллектива с момента его основания, в котором много монголо-советских военных песен. Ансамбль, разъезжая по братским социалистическим странам и воспевая славу народной армии, получал высокую оценку зрителей. В настоящее время репертуар хора пополнился новыми современными песнями.

Выпускник Ленинградской консерватории имени Н. Римского-Корсакова по классу хорового дирижирования и композиции Д. Мяасу-рэн, работавший дирижером, педагогом и заведующим хоровой группы, основал в 1969 г. мужской хоровой коллектив под названием «Жаран хар» («60 черных», 60 мужчин), который впоследствии получил большую известность и являлся первым однородным хором.

Сейчас в Академическом ансамбле армии песни и пляски работают опытные офицеры -педагоги, ученые и руководящие работники, которые успешно претворяют в жизнь творческие планы коллектива [2].

Ансамбль песни и пляски пограничных войск

В 1940 г. Центральный комитет МНРП, уделяя особое внимание организации культурных мероприятий для состава пограничных войск, принял решение основать при Министерстве внутренних дел Ансамбль пограничных и внутренних войск. Так в 1940 г. из 20 солдат-призывников, проходящих службу на реках Бухэг и Тургэн, был организован особый музыкальный взвод.

3 марта 1942 г. приказом № 127 министра обороны организовать общевоенный ансамбль песни и танцев при министерстве обороны Ан-

самбль, выступая перед отрядами Баянцагаан, Тамсагбулаг, Халхын Гол, Энгэрцав, начал свою творческую деятельность [3].

Обзор современного состояния вокально-хоровой культуры в Монголии

Произошедшие социально-политические изменения 1990 г. отразились на музыкальной культуре общества по-разному. Хоровые коллективы, кроме работающих в театрах и ансамблях с государственным обеспечением, прекратили свое существование. К ним относятся профессиональные и любительские хоровые кружки. Композиторы почти прекратили писать хоровые сочинения малой формы. Однако, несмотря на произошедшие изменения 1990-х гг. Государственный академический театр оперы и балета продолжал свою деятельность в постановках мировой классики, а также исполнял оратории и оперные произведения монгольских композиторов на исторические темы.

Помимо вышеуказанных хоровых коллективов столицы в музыкально-драматических театрах 21 аймака хоровые коллективы также исполняют хоровую музыку.

Кроме исполнения европейской классической хоровой музыки особое место занимают произведения монгольских композиторов.

С 1990 г. монгольские композиторы сочиняли много опер, связанных с историей, и это положительно повлияло на развитие патриотизма у детей и молодежи, воспитание у них чувств любви и гордости за свою страну, интереса к ее истории.

Уникальные, неповторимые сочинения монгольских композиторов, представленные в жанре классической оперы, но связанные с национальными образами и традициями, такие как «Гэ-рэл суудэр» Х. Билигжаргала, «Гэсэр», «Гунгэрийн хатан», «Огоодэй» Ц. Нацагдоржа, «Хархорум», «Их хааны хатад», Д. Лувсаншарава, «Чингэс хаан» Б. Шарава, «Гунгэрийн гунж» Ц. Нацагдоржа, «Оу-лэн эх» Г. Алтанхуяга, повлияли на музыкальное развитие хористов и хормейстеров.

Подготовка академических певцов в университетах культуры и искусств, музыкальных колледжах и в других учебных заведениях стало большим стимулом для развития хорового пения.

В Монгольском государственном университете культуры и искусства осуществляется подготовка специалистов - хормейстеров, академических, народных и эстрадных певцов. Наши знаменитые лауреаты конкурса имени П. И. Чайковского Амартувшин Энхбат и Ариунбаа-тар Ганбаатар - выпускники Университета культуры и искусств Монголии, оба жили и росли в провинции близко к природе и вели кочевой образ жизни.

Большинство абитуриентов, которые приезжают из провинции, показывают хороший уровень вокальной подготовки: достаточно широкий звуковой диапазон, сильное звучание голоса, красивый льющийся тембр, природную музыкальность, чистое интонирование и хорошо развитое чувство ритма.

Все это демонстрирует прямую или косвенную связь с повседневной жизнью народа, ведущего кочевой образ жизни. Повседневный скотоводческий быт небольших селений, рассредоточенных в обширных степях и полупустынях, и повседневная пастушеская жизнь в общении с природой создает условия для молодежи постигать основы вокальной культуры своего народа и хранить национальные традиции.

Выводы:

Хоровое искусство - неотъемлемая часть монгольской музыкальной культуры. В истории становления и развития хорового искусства Монголии можно выделить несколько этапов:

• до 1921 г. - фольклорное одноголосное сольное и хоровое пение;

• с 1921 по 1960 г. - становление многоголосного хорового пения;

• с 1961 по 1990 г. - появление различных жанров хорового искусства;

• с 1991 г. по настоящее время - совершенствование вокально-хоровой культуры.

Развитие монгольского хорового искусства напрямую связано с деятельностью профессиональных коллективов, которые в настоящее время продолжают параллельно существовать: Государственный театр оперы и балета; Национальный академический ансамбль песни и пляски; Академический ансамбль песни и пляски вооруженных сил Монголии; Ансамбль песни и пляски пограничных войск и др.

В репертуарах профессиональных хоровых коллективов появляются хоровые произведения различных жанровых направлений отечественных и западных композиторов: оперные хоры, кантаты, оратории, реквием; образцы народного творчества: хоровые сочинения музыкально-драматических спектаклей, обработки народных песен; хоровые произведения и песни монгольских композиторов: детские, патриотические военно-армейские песни и другие хоровые жанры.

Однако с переходом на оседлый образ жизни монгольского народа утрачиваются возможности передачи и хранения национальных традиций хорового пения в природных условиях. Поэтому для решения данной проблемы необходимо развивать всеобщее музыкальное образование взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный театр оперы и балета. -URL: http://www.opera-ballet.mn/index.php/20 15-10-02-04-01-60/item/3-2013-03-21-02-31-50 (дата обращения: 02.04.2017).

2. История ансамбля. Military song & dance academic ensemble. - URL: http://www.mod. gov.mn/chuulga.htm (дата обращения: 12.08.2017).

3. Наша история. Главное управление пограничной охраны. - URL: http://bpo.gov.mn/ suborgan/1206270001 (дата обращения: 14.05.2017).

4. Бадраа Ж. Монгольская народная музыка. -Улан-Батор, 2015. - 78 с.

5. ПYрэвCYрэн Д. Традиции и новая технология монгольского музыкального образования. -Улан-Батор, 2007. - 140 с.

6. Смирнов Б. Музыкальная культура Монголии. - М., 1963. - 119 с.

7. Содном Б. Обзор понятий Монгольской устной литературы. - URL: http://mongolstudy. blogspot.ru/2007/10/blog-post_27.html (дата обращения: 16.07.2017).

REFERENCES

1. Gosudarstvennyy teatr opery i baleta. Available at: http://www.opera-ballet.mn/index.php/2015-10-02-04-01-60/item/3-2013-03-21-02-31-50 (accessed: 02.04.2017).

2. Istoriya ansamblya. Military song & dance academic ensemble. Available at: http://www.mod. gov.mn/chuulga.htm (accessed: 12.08.2017).

3. Nasha istoriya. Glavnoe upravlenie pogranich-noy okhrany. Available at: http://bpo.gov.mn/ suborgan/1206270001 (accessed: 14.05.2017).

4. Badraa Zh. Mongolskaya narodnaya muzyka. Ulan-Bator, 2015. 78 p.

5. PYrevsYren D. Traditsii i novaya tekhnologiya mongolskogo muzykalnogo obrazovaniya. Ulan-Bator, 2007. 140 p.

6. Smirnov B. Muzykalnaya kultura Mongolii. Moscow, 1963. 119 p.

7. Sodnom B. Obzor ponyatiy Mongolskoy ustnoy literatury. Available at: http://mongolstudy. blogspot.ru/2007/10/blog-post_27.html (accessed: 16.07.2017).

Цэнд Эрдэнэтуяа, аспирант Московского педагогического государственного университета e-mail: ts_egi@mail.ru

Tsend Erdenetuya, post-graduate student, Moscow Pedagogical State University e-mail: ts_egi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.