УДК 37+784
ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС «ХОРОВОЙ ТЕАТР» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шорохова Инна Вячеславовна, доцент, декан факультета музыкального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Важнейшим фактором, определяющим развитие высшего профессионального образования, явилась разработка в 2016 году Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (уровень бакалавриата), и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
53.04.04 «Дирижирование» (уровень магистратуры), регламентирующих работу вузов по подготовке выпускников, определяющих, что в современных условиях вуз, при разработке и реализации образовательных программ, должен учитывать потребности рынка труда.
Кризисные явления, сопровождавшие развитие трех уровней музыкального образования привели к снижению популярности профессии дирижера хора и потере качества подготовки обучающихся. Перед преподавателями вуза стоят задачи сохранения и развития традиций российского хорового образования на основе преемственности, выявления инновационных формы и разработки педагогических технологий, компенсирующих результаты кризисных явлений в профессиональном образовании.
Хоровой театр - новое направление в музыкальном исполнительстве, имеющее необходимый потенциал для решения задач по обучению и воспитанию выпускников вуза в соответствии с современными требованиями.
Целью данной статьи является выявление возможностей хорового театра в сохранении и развитии традиций российского хорового образования.
В статье описаны этапы и содержание работы кафедры дирижирования и академического пения КемГИК по развитию данного направление на примере разных аспектов деятельности учебно-творческого коллектива «Хоровой театр «Академия». Анализ показывает, что единый интегративный подход к организации учебного процесса, к формированию педагогических технологий и использованию инновационных и интерактивных форм обучения на основе преемственности традиций дает высокий и стабильный результат. Выпускники кафедры проявляют высокую конкурентоспособность и эффективно используют потенциал, накопленный во время обучения.
Результаты работы кафедры подтверждают целесообразность включения интегративного курса «Хоровой театр» в цикл специальных дисциплин подготовки дирижеров-хормейстеров.
Ключевые слова: национальная хоровая культура, хоровое образование, традиция, преемственность, хоровой театр, репетиционный процесс.
AN INTEGRATIVE COURSE "CHORAL THEATRE" AS INNOVATIVE FORM OF MODERN RUSSIAN CHORAL EDUCATION
Shorokhova Inna Vyacheslavovna, Associate Professor, Dean of the Faculty of Musical Art, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The elaboration offederal state educational standards of higher professional education: for the specialization
53.03.05 Conducting; qualification (degree) "Bachelor" and for the specialization 53.04.04 Conducting; qualification (degree) "Master" in 2016 became an important factor which determined the development of higher professional education. These standards regulate work of higher educational institutions in training
graduates and determine that institutions should elaborate and implement educational programs according to the labor market requirements.
The crisis which accompanied the development of the three levels in music education has led to a decrease of the popularity of the choir conducting profession and to the quality loss in students' training. The teachers of the institute need to save the traditions of Russian choir education based on the continuity and to renovate them focusing on searching innovative methods and on developing the educational technologies.
Choral theatre is a modern development in music performance, which has an essential students' training potential in accordance with the current requirements.
The aim of this article is to reveal choral theatre abilities in saving and renovating the traditions of Russian choir education.
This article deals with the stages and with work content of the Conducting and Academic singing chair of KemSIC on the above mentioned direction, which is illustrated through the artistic activity of educational performing group "Choral Theatre Academy." The analysis demonstrates that consistent integrative approach to the training process, to developing the educational technologies and to the usage of interactive methods of education based on the continuity leads to effective results. Chair graduates are highly competitive; they use successfully the experience and knowledge they got during the educational process.
The results of the chair work approve the expediency of including the integrative course "Choral Theatre" into the list of educational disciplines in choir conductors and choirmasters training.
Keywords: national choral culture, choir education, tradition, continuity, choral theatre, rehearsal process.
Традиции обучения хормейстеров в России имеют глубокие корни. Становление уникальной системы хорового образования берет свое начало в деятельности Придворной певческой капеллы, Синодального училища и связано с именами С. В. Смоленского, В. С. Орлова, М. Г. Климова, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова. ХХ век характеризуется расцветом хоровой культуры, представленной в многообразии форм хорового исполнительства, образования, науки и творчества, который обусловлен деятельностью А. А. Юрлова, К. Б. Птицы, В. Н. Минина, В. К. Полянского, В. С. Попова, В. Г. Соколова, Б. Г. Тевлина, В. А. Чернушенко, Д. Л. Локшина, А. А. Егорова, Л. В. Шаминой, С. А. Казачкова, В. П. Ильина, Г. А. Струве, Г. П. Стуловой, К. Ф. Никольской-Береговской, В. Л. Живова, и др. Характерной чертой развития хоровой культуры в целом и хорового образования в частности становится преемственность русской и советской школ.
Суть понятий «русская хоровая школа» и «советская хоровая школа» раскрывает В. Д. Булгаков в фундаментальном труде «Развитие хорового образования в России второй половины XIX-XX веков». Первым он обозначает направление в хоровой музыке конца XIX века, выражающее общенациональные идеи и эстетические взгляды на хоровое пение, требования и технологии, передающиеся по традиции новому поколению.
Под вторым исследователь понимает характеристику профессионального хорового образования, а также систему хорового воспитания, сложившуюся в советский период, и отношение к хоровому обучению: вокальной подготовке, дирижированию и др. Автор считает, что благодаря «преемственности традиций русской (XIX век) и советской (XX век) хоровой школы, развиваются новые педагогические идеи в современном российском хоровом образовании» [1].
Говоря о подготовке хормейстера - выпускника высшего учебного заведения - на основе преемственности традиций, нельзя не учитывать процессы, происходящие в современном обществе и оказывающие значительное влияние на развитие системы образования. Одним из важнейших факторов, определяющих развитие высшего профессионального образования стало появление новых стандартов: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом № 675 от 7 июня 2016 года и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.04.04 «Дирижирование» (уровень магистратуры), утвержденного приказом № 981 от 11 августа 2016 года, регламентирующих ра-
боту вузов по подготовке выпускников. Обратим внимание, что в образовательных стандартах указано: определяя конкретные виды профессиональной деятельности (музыкально-исполнительской, педагогической, организационно-управленческой и др.), к которым должен быть готов выпускник, разрабатывая и реализуя программу, вуз должен ориентироваться на потребности рынка труда [9].
Характерно, что среди работодателей в регионе все больше растет спрос на специалистов -преподавателей-хормейстеров и методистов. Но, выпускник вуза, востребованный в современной ситуации, должен, с точки зрения руководителя учреждения, проявлять высокую степень креативности, обладать не только конкретными компетенциями в различных областях, но и быть готовым как к самостоятельной активности, так и к работе в команде.
Однако кризисные явления, сопровождавшие развитие российского хорового образования на рубеже ХХ-ХХ1 веков, породили снижение интереса в обществе к хоровой культуре и, соответственно, востребованности профессии в молодежной среде. Падение престижа профессии, уменьшение числа обучающихся на хоровых отделениях ДШИ, снижение качественных показателей их подготовки, привело к снижению уровня образованности студентов-хормейстеров, выпускников музыкальных колледжей, поступающих в высшие учебные заведения [6]. Наблюдения показывают, что современные абитуриенты (впоследствии - студенты) в значительной степени отличаются от своих сверстников, поступавших в вуз в предыдущие десятилетия. Отмечаем, что, в силу объективных и субъективных обстоятельств, личностные характеристики достаточного числа претендентов не соответствуют комплексу данных, необходимых для профессии дирижера хора. Парадоксально, но многие из современных студентов-хоровиков - это молодые люди с отсутствием навыков работы в коллективе, с плохо развитым воображением и образным мышлением, привыкшие к усвоению знаний в тестовом режиме. Их характеризует достаточно высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, но беспомощность в систематизации потока информации. Кроме того, существует резкий контраст между студентами с отсутствующей мотивацией к образованию, не проявляющих
интереса к содержанию обучения, и практико-ориентированными студентами, которые считают возможным тратить время и усилия только на учебные дисциплины, соответствующие их собственным, профессиональным целям.
Таким образом, в современном российском хоровом образовании процесс подготовки выпускника, основанный на сохранении преемственности традиций русской и советской отечественных школ, требует поиска особых форм работы, синтезирующих общепринятое и новаторское, компенсирующих результаты кризисных явлений в хоровой культуре.
Такой формой работы может стать хоровой театр - новое направление, активно развиваемое в современной музыкальной культуре, имеющее необходимый потенциал для решения задач по обучению и воспитанию выпускников вуза на современном этапе.
Целью данной статьи является выявление возможностей хорового театра в сохранении и развитии традиций российского хорового образования.
Явление «хоровой театр», возникшее в отечественной музыкальной культуре в конце прошлого столетия, подробно изучено в работах Г. В. Супруненко, Т. К. Овчинниковой, Н. Ю. Ки-реевой [8; 5; 3]. Исследователи анализируют причины популярности направления, возрождающего интерес к хоровому искусству, и отмечают закономерности появления на рубеже веков этой инновационной формы хорового исполнительства. Т. К. Овчинникова указывает на особенности эстетики хорового пения, в которой присутствует генетическая предрасположенность хоровой музыки к театрализации [5]. В работах Н. Ю. Ки-реевой, Г. В. Супруненко отмечены характерные черты эпохи, ставшие важным фактором возникновения направления: главенствующая роль визуального начала и особое влияние театрального мышления на все искусство XX века [3; 8].
Выдающийся хормейстер и мыслитель С. А. Казачков в монографии «От урока к концерту» подробно описывает театральную природу хора. Проводя аналогию между театром и хоровым пением, автор находит сходство во многих их коренных свойствах и призывает использовать эту общность. По его мнению, слияние жанров может «увеличить, расширить художественно-
выразительные возможности хора, влить в него новую силу, новые стимулы и средства» [2, с. 310].
Театрализация хоровых сочинений, в которых ярким выразительным средством становится «персонификация хора», привлекала внимание и исполнителей, и композиторов. Концертные программы, с включением этих произведений, пользовались большой популярностью у публики. Но, прежде всего, этот жанр вызвал интерес хормейстеров, работающих с учебными и любительскими коллективами, и преподавателей профильных учебных заведений, поскольку в нём содержался потенциал, способствующий выходу хоровой культуры на новый этап развития.
В 2001 году в Кемеровской государственной академии культуры и искусств (наименование вуза в тот период) был создан учебно-творческий коллектив Хоровой театр «Академия». На базе кафедры дирижирования и академического пения сложился молодой творческий коллектив, имеющий индивидуальную исполнительскую манеру, тяготеющий к театрализации в интерпретации музыки, объединивший студентов и преподавателей. В момент организации он назывался «Женский хор "Академия"». Это был традиционный хоровой коллектив, репертуар которого насчитывал около 200 произведений, исполняемых на разных языках. В него входили религиозные песнопения и светские миниатюры, образцы традиционной народной музыки и авангардные современные композиции, сочинения a cappella и произведения с инструментальным сопровождением.
Одной из первых попыток сценической театрализации сочинений для хора стало исполнение фрагментов кантаты «Путешествие с Битлз» Сергея Тосина. В интерпретации «Академии», номера кантаты объединились некоей сюжетной линией, событиями, происходящими во время воображаемой репетиции хорового коллектива. Необходимо отметить, что исполнение насыщалось зрелищными элементами и имело сюжетную линию, совпадающую с музыкальной драматургией, однако проходило при присутствии на сцене дирижера, а сам хор неподвижно стоял на станках.
В активно развивающемся коллективе шли поиски своего сценического репертуара. Студенты, увлеченно занимающиеся направлением, стали создавать собственные аранжировки популярных произведений в разной стилистике.
В репертуаре Женского камерного хора «Академия» (название коллектива в тот период), состоящего из 25 человек, появились отдельные театрализованные хоровые номера и первые музыкально-театральные постановки. В своих первых выступлениях без дирижера певцы стали осваивать пространство сцены, использовать сценический реквизит, двигаться во время пения и даже танцевать. Стремительному росту уровня коллектива способствовало участие в различных Международных фестивалях и конкурсах с представлением номеров, поставленных в жанре «хоровой театр». Это была не просто гонка за победами и коллекционирование стран, в которых побывали. Участие в конкурсных соревнованиях стало стимулом активной работы, возможностью изучения достижений российских и зарубежных коллег и хорошей школой профессионального мастерства.
Н. В. Кошкарева, характеризуя критерии мастерства в современном хоровом исполнительстве, писала: «Высокий профессиональный уровень коллектива характеризуется не только умением исполнять произведения различных эпох и стилей, не только владением всеми вокально-техническими приемами, но и использованием элементов хорового театра» [4]. Награды, которыми была отмечена «Академия», подтверждали правильность выбранного пути. Достижение коллективного успеха становилось мощной мотивацией, рождающей у каждого хориста потребность к дальнейшему профессиональному развитию. Участникам уже более мобильного (качественно и количественно) состава «Академии» были необходимы новые знания, умения и навыки. Высокие результаты творческо-исполнительской деятельности коллектива начинали определять содержание учебного процесса. Любительство обретало грани профессионализма.
В целях совершенствования условий подготовки специалистов, преподавателями кафедры в 2009/10 учебном году был разработан и внедрен в учебный процесс новый, интегративный, междисциплинарный курс «Хоровой театр». Компонентами, составляющими его, стали учебные дисциплины «Хоровой театр», «Хоровой класс», «Работа с хором», «Основы актерского мастерства», «Основы сценического движения», «Постановка концертного номера». Интегративный
подход, ставший основой внедрения инновационного курса, обеспечивал системность и целостность учебных занятий. Необходимым фактором их проведения стал синтез дифференциации и интеграции, который определил структуру организации учебной деятельности. Каждый отдельно взятый компонент (учебная дисциплина) курса имел в своем содержании стадию дифференциации, предполагающую освоение базовых элементов (техник) дисциплины, а также стадию интеграции - качественное преобразование элементов на основе взаимовлияния; применение преобразованных элементов во время постановки концертных номеров или хорового спектакля. Интегративный подход к процессу постановки голоса значительно обогатил вокальную технику коллектива.
Жанровая палитра музыкального материала спектаклей обусловила поиск новых подходов к этой области работы в хоровом театре. Характерной чертой творческого почерка коллектива стала его индивидуальная вокальная манера, основанная на сочетании традиционного и инновационного, предполагающая использование разнообразия вокальных стилей как особого средства выразительности в музыкальной драматургии. В основе вокального обучения студенток - традиция русской хоровой школы, сформированная в интеграции черт народного, церковного пения и итальянской школы «bel canto». Особенностью этой школы является использование резонансной техники пения, а также синтез академической постановки голоса и навыков ансамблирования. В результате обучения вырабатывается навык ровного и контролируемого дыхания, в голосе певцов появляется высокая вокальная позиция, выравненность, мягкость и красота тембра. На качество звука не влияет активность движения артистов.
Исполнение в постановках «Академии» произведений неакадемической направленности и стремление к достоверности стилистической интерпретации привело к необходимости использования принципа внутрипредметной интеграции: введения в процесс обучения технологических приемов этнического, эстрадного, джазового, народного пения и хореографии.
Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова, определяя суть современной педагогической интеграции, пишут, что «педагогическая интеграция - это про-
цесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педаго-гической деятельности» [7]. Планируя репетиционный процесс, преподаватели интегративного курса учитывают, что артисты хорового театра, бакалавры и магистры кафедры дирижирования и академического пения, - студенты с разным уровнем духовного развития, личных амбиций и профессиональной подготовленности. С одной стороны, это учебно-творческий коллектив, призванный в первую очередь решать задачи учебного процесса, с другой - это коллектив с большими исполнительскими потребностями. В связи с этим единой системой проведения репетиций курса «Хоровой театр» для коллектива стал интегратив-ный тренинг - форма образовательного процесса, способствующая выравниванию возможностей участников, раскрывающая их личные качества.
Интенсивность проведения занятия (все задания во время тренинга выполняются студентами в движении) и использование разных методов работы позволяют участникам достичь высокой результативности за относительно короткий срок, зачастую, прямо в ходе репетиции. Основа тренинга - освоение формулы «замысел - энергия, соответствующая замыслу - моторика, необходимая для воплощения замысла - воплощение замысла - расслабление», лежащей в основе всех творческих процессов и характеризующей общность мышления и действий участников коллектива. В процессе тренинга, при выполнении практических заданий, присутствующие используют весь свой накопленный профессиональный опыт. Происходит освоение и накопление знаний. В ходе последующего обсуждения, в доброжелательной атмосфере, студенты анализируют полученные представления, обмениваются ощущениями, которые они испытали, осознают приобретенные умения как возможности использовать полученные результаты в других учебных действиях.
Подобный подход к репетиционному процессу требует значительной подготовки и концентрации для руководителей коллектива, но дает очень высокий и стабильный результат.
Кульминацией интеграционных процессов в курсе «Хоровой театр», предполагающей активное взаимодействие студентов и преподавателей, является постановка номеров и спектаклей.
Совместная деятельность, развивающая навыки командной работы, является еще одним стимулом творческой активности студентов. Решением педагогического состава кафедры в программу Государственного экзамена стали включаться не только академические концерты, где студенты выступали в качестве дирижера хора, но и хоровые спектакли, соавторами постановки которых они являлись. Необходимо пояснить, что по объективным причинам в репертуаре коллектива нет произведений композиторов, написанных в любой из многообразных жанровых форм хорового театра (концерт в лицах, концерт-действо, хоровая симфония, хоровой спектакль и т. д.). В качестве музыкального материала хорового спектакля студенты используют традиционные произведения. Но классические хоры (эстрадные и народные песни, джазовые стандарты и др.) через новую сквозную драматургию, режиссуру, аранжировку, хореографию имеют иную интерпретацию и театрально-сценическое воплощение. В театрально-хоровом представлении «Академии» традиционные жанры «получают новое музыкально-драматургическое прочтение и режиссерское решение, хор становится действующим лицом и постановка приобретает статус хорового спектакля» [5].
Благодаря совместному творческому процессу, объединяющему студентов и преподавателей, репертуар коллектива постоянно пополняется новыми и интересными постановками - спектаклями и отдельными номерами. Наиболее интересные среди них: хоровой спектакль «Девичник» -лирико-драматическое действо, основанное на материале произведений отечественной классики с использованием русских национальных фольклорных традиций; хоровой спектакль «Битло-мания» - вокально-хореографическое действо на основе песен группы «The Beatles»; хоровой спектакль «Классика в джинсах» - действо на основе синтеза джазового пения и хореографии афроа-мериканской традиции; лирико-драматический спектакль «Пообещайте мне любовь...», соединяющий вокальную лирику разных стилей - классической и фольклорной традиции, городского романса и эстрады и др.
Подробной характеристики заслуживает Хоровой спектакль «Контрапункты» - фантазия на темы произведений Иеронима Босха, Казимира Малевича и кантаты «ADIEMUS» Карла Джен-кинса. Премьера спектакля состоялась в апреле
2013 года, в городе Санкт-Петербурге, в рамках мероприятий 7-го Международного конкурса молодых хоровых дирижеров и Первого Международного форума хоровых дирижеров. Различные номера спектакля удостоены дипломов Гран-при International competition «Sounds and rhythms of VIENA» (г. Вена, Австрия, 2015) и International competition «Kingdom art stars» (г. Лондон, Великобритания, 2016). Уникальный спектакль - плод фантазии постановочной группы, в основе которой совмещение несовместимого. Сложнейшее действо, проводящее слушателей через особый мир художественных образов (где царит зло и насилие), созданных Иеронимом Босхом, в чистый гармоничный мир суприматизма Казимира Малевича. Контрапунктом в спектакле является сочинение музыкального философа Карла Джен-кинса. Музыкальный язык и избранные средства выразительности «Контрапунктов» одновременно и популярные, и классические, и этнические. Особую зрелищность спектаклю добавляют костюмы. Они видоизменяются в ходе спектакля. Унылые, обезличенные хитоны, с вшитыми полотнами с репродукциями картин Босха, сменяются белоснежными комбинезонами и яркими, пестрыми перчатками в «суприматической» части. Спектакль очень сложен для исполнителей -вместе со своими героями артисты на протяжении всего действа находятся в движении, все время трансформируются, не прекращая пения.
В завершение необходимо отметить следующее. В настоящее время под термином «хоровой театр» принято понимать «современное направление академического хорового искусства, основу которого составляет вокально-сценическое действо, превращающее концерт в театрально-хоровой спектакль, главное действующее лицо которого - камерный хор; каждый участник хора одновременно является солистом и артистом сценического представления. Театрально-хоровой синтез предполагает: наличие красочных вокальных тембров, умение участников петь в хоре, ансамбле и соло; артистизм, сценическую пластичность и подвижность. Музыкально-театральную интерпретацию хорового спектакля определяет творческое содружество дирижер-режиссёр» [5]. Деятельность «Академии» полностью соответствуют этим критериям. С 2011 года коллектив по праву имеет статус «хорового театра», певцы именуются артистами.
Концепция создания в вузе учебно-творческого коллектива в кризисные для хоровой культуры годы имела стратегическое значение и предполагала решение серьезных задач: сохранения и творческого развития национальных традиций хоровой культуры; внедрения инновационных форм хорового исполнительства; поддержки и активизации творческой деятельности и стимулирования инициативы студентов вуза, а также повышения исполнительской культуры и кадрового потенциала учреждений сферы искусства в регионе.
С момента основания в своём становлении коллектив прошел классический путь развития «академический хор - камерный хор - хоровой театр» [5]. Это активно репетирующий и концертирующий коллектив единомышленников. Его высокий исполнительский уровень подтвержден победами в Международных фестивалях и конкурсах (Германия, Македония, Чехия, Китай, Сербия, Франция, Англия, Польша, Австрия, Великобритания, Дания, Венгрия, Россия). На базе коллектива создана Творческая школа, ставшая своеобразной лабораторией новых сценических форм хорового исполнительства. Занятия творческой школы Хорового театра «Академия» проходят как в Кузбассе, так и на Алтае, в Хакассии и в Новосибирской области. Благодаря творческой и просветительской деятельности коллектива заметно активизировались процессы хоровой деятельности в регионе. В сентябре 2017 года коллектив был приглашен для проведения мастер-классов Методической хоровой ассамблеи «ХО-РЭКСПО 2017», прошедшей в Москве, в рамках Международной музыкальной выставки NAMM Musikmesse Russia 2017, где представил профессиональному сообществу результаты своей работы в направлении «хоровой театр».
В комплексном исследовании «Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре», в разделе «"Хоровой театр" - интегратив-ный курс в системе дирижерско-хорового образования вуза», автор - Т. К. Овчинникова - отмечает активное «внедрение в исполнительскую практику театрально-хоровых произведений» и обосновывает необходимость включения интегративного курса «Хоровой театр» в цикл специальных дисциплин подготовки дирижеров-хормейстеров [5].
Идеи, изложенные в теоретическом исследовании ученого, во многом совпадают с результатами практической деятельности коллектива кафедры дирижирования и академического пения КемГИК. Развитием направления «хоровой театр» здесь уже около десяти лет занимаются специалисты - дирижер-хормейстер, режиссер, хореограф, педагог по вокальной подготовке, педагог-концертмейстер. Образовательный процесс ведется на характерной для российского хорового образования основе преемственности традиций. Коллективом кафедры сформированы единые подходы к организации учебного процесса и учебных занятий, к формированию педагогических технологий и использованию инновационных и интерактивных форм обучения. В настоящее время КемГИК - единственный вуз, в котором в учебный план подготовки студентов-дирижеров включены дисциплины, дающие возможность выпускнику в полной мере теоретически и практически освоить квалификацию «артист хора».
Выпускники кафедры, работая в образовательных учреждениях разного уровня, проявляют высокую конкурентоспособность и эффективно используют потенциал, накопленный во время обучения в вузе.
Литература
1. Булгаков В. Д. Развитие хорового образования в России второй половины XIX-XX века [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2002. - URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-khorovogo-obrazovaniya-v-rossii-vtoroi-poloviny-xix-xx-vv#ixzz53EJdRegC (дата обращения: 09.01.2018).
2. Казачков С. А. От урока к концерту. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. - 343 с.
3. Киреева Н. Ю. Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Саратов, 2010. - URL: http://cheloveknauka.com/horovaya-teatralizatsiya (дата обращения: 09.01.2018).
4. Кошкарева Н. В. Хоровая композиция в современной отечественной музыке [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2007. - URL: http://musstudent.ru/biblio/60-dialogicheskoe-prostranstvo-muzyki-v-menjajushhemsja-mire-2009/119-e-a-savickaja-mozhet-li-retrobyt-progressivnym-k-probleme-avtorskogo--stilja-v-sovremennom-progressiv-roke (дата обращения: 09.01.2018).
5. Овчинникова Т. К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Ростов н/Д., 2009. - URL: http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/ horovoj-teatr-v-sovremennoj-otechestvennoj-muzykalnoj-kulture.html (дата обращения: 09.01.2018).
6. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252345/ (дата обращения: 09.01.2018).
7. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики [Электронный ресурс] // Образование и общество: науч., информ.-аналит. журн. - URL: http://jeducation.ru/1_2009/9.html (дата обращения: 09.01.2018).
8. Супруненко Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей» музыки и его воплощение в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX-XXI веков [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Нижний Новгород, 2012. - URL: http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/horovoj-teatr-kak-zhanr-vzaimodejstvujuwej-muzyki-i-ego-voplowenie-v-tvorchestve.html (дата обращения: 09.01.2018).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: утв. приказом № 675 от 7 июня 2016 года. - URL: http://fgosvo.ru/news/8/1884 (дата обращения: 09.01.2018).
References
1. Bulgakov V.D. Razvitie khorovogo obrazovaniya v Rossii vtoroy poloviny XIX-XX veka: avtoref. dis. d-ra ped. nauk [The development of choir education in Russia of the second half of the XIX-XX centuries. Author's Abstract of the Dr Diss. of Pedagogical Sciences]. Kazan, 2002. (In Russ.). Available at: http://www.dissercat.com/content/ razvitie-khorovogo-obrazovaniya-v-rossii-vtoroi-poloviny-xix-xx-vv#ixzz53EJdRegC (accessed 09.01.2018).
2. Kazachkov S.A. Ot uroka k kontsertu [From a lesson to the concert]. Kazan, Izdatel'stvo Kazan University Publ., 1990. 343 p. (In Russ.).
3. Kireeva N.Yu. Khorovaya teatralizatsiya: kommunikativnye aspekty: avtoreferat dis. kand. iskusstvovedeniya [Choral theatricalisation: communicative aspects. The Author's Abstract of the Diss. PhD in Art History]. Saratov, 2010. (In Russ.). Available at: http://cheloveknauka.com/horovaya-teatralizatsiya (accessed 09. 01.2018).
4. Koshkareva N.V. Khorovaya kompozitsiya v sovremennoy otechestvennoy muzyke: avtoreferat dis. kand. iskusstvovedeniya [Choir composition in modern Russian music. Author's Abstract of the Diss. PhD in Art History]. Moscow, 2007. (In Russ.). Available at: http://musstudent.ru/biblio/60-dialogicheskoe-prostranstvo-muzyki-v-menjajushhemsja-mire-2009/119-e-a-savickaja-mozhet-li-retrobyt-progressivnym-k-probleme-avtorskogo-stilja-v-sovremennom-progressiv-roke access (accessed 09.01.2018).
5. Ovchinnikova T.K. Khorovoy teatr v sovremennoy otechestvennoy muzykal'noy kul'ture: avtoreferat dis. kand. iskusstvovedeniya [Choral theatre in modern Russian musical culture. Author's Abstract of the Diss. PhD in Art History]. Rostov-na-Donu, 2009. (In Russ.). Available at: http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/horovoj-teatr-v-sovremennoj-otechestvennoj-muzykalnoj-kulture.html (accessed 09.01.2018).
6. Programma razvitiya sistemy rossiyskogo muzykal'nogo obrazovaniya naperiod s 2015po 2020 gody [The program of the development of the system of Russian music education for the period from 2015 to 2020]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252345/ (accessed 09.01.2018).
7. Puzankova E.N., Bochkova N.V. Sovremennaya pedagogicheskaya integratsiya, ee kharakteristiki [Modern pedagogical integration, its characteristics]. Obrazovanie i obshchestvo: nauchnyy, informatsionno analiticheskiy zhurnal [Education and Society. Scientific, Information and Analytical Journal]. (In Russ.). Available at: http:// jeducation.ru/1_2009/9.html (accessed 09.01.2018).
8. Suprunenko G.V. Khorovoy teatr kak zhanr "vzaimodeystvuyushchey" muzyki i ego voploshchenie v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov na rubezhe XX-XXI vekov: avtoreferat dis. kand. iskusstvovedeniya [Choral theater as a genre of "interacting" music and its embodiment in the works of Russian composers at the turn of the XX century. Author's Abstract of the Diss. PhD in Art History]. Nizhniy Novgorod, 2012. (In Russ.). Available at: http://www. dslib.net/muz-iskusstvo/horovoj-teatr-kak-zhanr-vzaimodejstvujuwej-muzyki-i-ego-voplowenie-v-tvorchestve.html (accessed 09.01.2018).
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 53.03.05 "Dirizhirovanie" (uroven'bakalavriata), utverzhdennyyprikazom № 675 ot 7 iyunya 2016goda [Federal state educational standard of higher professional education for training 53.03.05. conducting (bachelor's program), approved by the order no. 675 dated June, 7 2016.]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1884 (accessed 09.01.2018).