УДК378
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
© 2016
Наседкина Анна Владимировна, аспирант кафедры «Педагогика и психология» Корнилова Ольга Алексеевна, доктор психологических наук, проректор по учебно-методической работе, профессор кафедры «Педагогика и психология» Самарский государственный институт культуры, Самара (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание интегративного подхода применительно к проблеме формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов. Представлено несколько положений реализации интегративного подхода в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов в высшей школе. Использование интегративного подхода в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов заключается главным образом в синтезе специальных музыкальных и психолого-педагогических дисциплин; интеграции методов и форм обучения, способствующих формированию профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта; интегративной сущности компонентов структурно-содержательной модели. Описывается специфика профессии педагога-музыканта, которая заключается в многопрофильности содержания профессиональной деятельности. Понятие «профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта» интерпретируется во взаимосвязи с различными видами профессиональной деятельности педагога-музыканта и основывается на синтезе исполнительской, методологической, коммуникативной, информационной, психологической и эмоционально-эстетической культуры. Для обобщения всех знаний и умений студента, необходимых для выполнения профессиональных функций авторы предлагают ввести в образовательный процесс спецкурс «Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта», использовать активные методы обучения и реализовать структурно-содержательную модель формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: интеграция, интегративный подход, профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта, активные методы обучения, формы организации обучения, педагогическая студия, модель формирования профессионально-педагогической культуры.
THE ESSENCE AND CONTENT OF THE INTEGRATIVE APPROACH IN THE PROCESS OF FORMING PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE
OF FUTURE TEACHER-MUSICIAN
© 2016
Nasedkina Anna Vladimirovna, postgraduate student of the chair «Pedagogy and psychology» Samara State Institute of Culture, Samara (Russia) Kornilova Olga Alekseevna, doctor of psychological sciences, prorector for educational and methodical work, professor of the chair «Pedagogy and psychology» Samara State Institute of Culture, Samara (Russia)
Abstract. The article considers the essence and content of the integrative approach as applied to the problem of formation of professional and pedagogical culture of future teachers-musicians. Presents several provisions of realization of integrative approach in the process of forming professional and pedagogical culture of future teachers-musicians in high school. The use of integrative approach in the process of forming professional and pedagogical culture of future teachers-musicians is mainly in the synthesis of musical and psycho-pedagogical disciplines; integration of methods and forms of education, contributing to the formation of professional and pedagogical culture of future teacher-musician; the integrative nature of components of the structural model. Describes the specifics of the profession - the teacher-musician, which is to pluriactiv-ity of the content of professional activities. The concept of «professional and pedagogical culture of the teacher-musician» is interpreted in connection with various professional activities of the teacher-musician and is based on a synthesis of performance, methodological, communicative, information, psychological and emotional-aesthetic culture. To summarize all of the knowledge and skills of the student necessary for the performance of professional functions the authors propose to introduce in educational process the course «Professional and pedagogical culture of the teacher-musician», to use active learning methods and implement a structurally-substantial model of formation of professional and pedagogical culture of future teacher-musician.
Keywords: integration, integrative approach, professional and pedagogical culture of the teacher-musician, active learning methods, forms of organization of teaching, teaching studio, the model of formation of professional and pedagogical culture.
Одной из важнейших целей современного музыкального образования является формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, поскольку от уровня профессионально-педагогической культуры зависит успешность профессиональной деятельности специалиста, его конкурентоспособность и профессионализм. Педагог-музыкант должен уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, владеть специальными музыкальными и психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, совершенствовать их и уметь переносить на различные виды музыкально-педагогической деятельности, а также обладать высокой мотивацией к постоянному педагогическому самообразованию и высоким уровнем развития личностных качеств.
Теоретические основы формирования профессио-
нально-педагогической культуры были разработаны И.Ф.Исаевым [1], Е.В.Бондаревской [2], В.Л.Бениным [3]. Отдельные аспекты проблемы формирования профессионально-педагогической культуры в музыкальном искусстве анализируются в исследованиях Л.Г.Арчажниковой [4], Э.Б.Абдуллина [5], Г.М.Цыпина [6], В.И.Петрушина [7] и др.
В последнее время появляются диссертационные исследования, раскрывающие содержание профессиональной подготовки педагога-музыканта, а также формирование его профессиональной культуры. Среди них работы Т.В.Абрамовой [8], О.В.Грибковой [9], Т.Н.Шаповой [10] и других исследователей.
В настоящее время существует необходимость разработки эффективных способов формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-
музыканта в высшей школе. Для решения данной проблемы предложено использовать интегративный подход в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов.
Идея интеграции стала в последнее время предметом многих научных исследований, что связано с процессами дифференциации в обучении. Теоретические положения интеграции в образовании рассматриваются в работах В.С.Безруковой [11], М.Н.Берулава [12], В.И.Загвязинского [13]; идея интегративного подхода в образовании в работах Н.С.Антонова [14], Е.О.Галицких [15], И.П.Яковлева [16] и др.
Интеграция характеризуется несколькими направлениями: разработкой и проведением педагогами интегрированных уроков, созданием интегрированных курсов, использованием межпредметной и внутрипредметной интеграции дисциплин и др. Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок студентов, расширение сферы получаемой информации студентами.
Понятие «интеграция» чаще всего трактуют как объединение в целом каких-либо частей, элементов [17, с.595]. Интеграция в образовательной системе - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения [18, с.9].
По мнению Л.И.Гриценко, интегративный подход представляет собой разработку методов деятельности, конструирование сложных развивающихся объектов и процесс их исследования на основе объединения в единое целое различных свойств, моделей, концепций (принцип интеграции) [19, с.72].
Интегративное обучение предполагает реализацию трех основных положений, отражающих три стороны учебного процесса: содержание, процессуальную сторону - методику и организационный аспект [19, с.75]. Рассмотрим данные положения, применив их к процессу формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов.
Первое положение. В содержании обучения необходим синтез специальных музыкальных и психолого-педагогических дисциплин.
Основу данного положения составляет интерпретация понятия «профессионально-педагогическая культура» и разработка интегративного курса «Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта».
Особенность профессионально-педагогической культуры обусловлена спецификой профессии педагога-музыканта - многопрофильностью содержания профессиональной деятельности и выполнением различных ролей. Педагогу важно быть теоретиком, музыкальным историком, исполнителем, исследователем, психологом, организатором чтобы своевременно направлять внимание обучающихся в заданном направлении. Профессия педагога-музыканта включает в себя педагогическую, исполнительскую, методическую и воспитательную, научно-исследовательскую, организационно-управленческую и культурно-просветительскую деятельность. Совершенствование различных сторон единой по своей структуре профессиональной деятельности требует от педагога-музыканта овладения специальными знаниями, умениями и навыками, которые являются основой его профессионально-педагогической культуры. Исходя из этого, мы полагаем, что «профессионально-педагогическую культуру педагога-музыканта» необходимо трактовать как многогранное понятие, которое основано на синтезе исполнительской, методологической, коммуникативной, информационной, психологической и эмоционально-эстетической культуры.
В становлении профессионализма будущего педагога-музыканта большое значение имеет межпредметная интеграция - взаимосвязь специальных музыкальных и
психолого-педагогических дисциплин: специальность (основной инструмент), гармония, музыкальная литература, педагогика, психология и другие. Актуальность интеграции музыкально-теоретических знаний, психолого-педагогических знаний и исполнительских навыков обусловлена необходимостью формирования целостного восприятия у студентов всей системы профессиональных знаний и умений.
В целях реализации межпредметной интеграции нами разработан спецкурс «Профессионально-педагогическая культура педагога-музыканта», который позволит обобщить и актуализировать все знания, умения и навыки студента, необходимых для выполнения профессиональных функций. Программа спецкурса призвана усилить педагогическую направленность профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Второе положение. В методике обучения необходима интеграция методов и форм обучения, которые будут способствовать формированию профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта.
По мнению В.И. Загвязинского и Л.И. Грищенко: «В вузе должна использоваться вся «палитра» методов обучения, использование всего богатства которой только и позволяет решить сложные, многообразные задачи учебно-воспитательного процесса» [20, с. 54]. Совершенствовать процесс формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов позволит использование репродуктивных и активных методов.
Репродуктивные методы предполагают восприятие и запоминание информации, в практической работе дают студентам отрабатывать умения и навыки, применяя их по образцу ранее усвоенного знания. Понимание и осмысление этого материала происходит в ходе лекций, бесед, семинарских и практических занятий, консультирования.
Использование активных методов в обучении позволяет включать проблемные ситуации, требующие от студентов самостоятельного их разрешения и обеспечивающие тем самым активную поисковую деятельность. А.М. Смолкин определяет активные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной деятельности в процессе овладения материалом [21, с. 30]. Активные методы предусматривают использование проблемной лекции, практических занятий в форме беседы, тематических дискуссий, решений различных психолого-педагогических задач, анализ и моделирование педагогических ситуаций. Применение в профессиональной подготовке активных методов обучения создает благоприятные возможности для проектирования ситуаций реальной деятельности в учебном процессе высшей школы.
Формы организации обучения являются важным компонентом системы подготовки будущих педагогов-музыкантов. Педагогический процесс в образовательной организации высшего образования сферы культуры сочетает в себе все формы обучения: индивидуальные (консультации, выполнение и защита курсовых и дипломных работ, самостоятельная работа студентов, концертные выступления, индивидуальные занятия); групповые (семинарские, практические занятия, спецкурсы, концертные выступления); фронтальные (лекции, педагогическая практика, концерты, зачеты, экзамены, научно-практические конференции); парные (консультации, практические занятия); коллективные (семинарские и практические занятия, спецкурсы).
Следует также выделить внеаудиторные формы самостоятельной работы студентов: подготовка докладов и участие в научно-практических конференциях различного статуса, публикации в научных сборниках и журналах, участие в специальных конкурсах, тематических концертах, музыкально-образовательных лекториях и фестивалях. Кроме того, внеаудиторными формами, в
которых студенты-музыканты осуществляют музыкально-педагогическое самообразование являются систематические посещения концертов классической музыки, театральных спектаклей, музеев, выставок, семинаров, лекториев, мастер-классов, курсов и т.д. Данные формы способствуют расширению культурного и профессионального кругозора будущего педагога-музыканта.
Для углубления психолого-педагогических знаний студентов и возможности применения их на практике мы предлагаем ввести в практическую подготовку студентов такую форму работы как педагогическая студия. Педагогические студии представляют собой комплексные практические занятия, направленные на полное и всестороннее овладение какой-либо определенной проблемой реальной практики [22, с.337]. Студии могут иметь ключевую проблему или ситуацию из педагогической практики для разработки, например: «Специфика работы с обучающимися со слабыми музыкальными данными», «Преодоление сценического эмоционального волнения обучающихся», «Педагогическая оценка детей с разными музыкальными способностями».
Педагогические студии позволяют оказать психолого-педагогическую и методическую помощь будущему педагогу-музыканту, помогут студентам овладеть умениями решать психолого-педагогические задачи; конструировать различные формы психолого-педагогической деятельности; прогнозировать и проектировать.
Интеграция представленных методов и форм обучения позволяет не только добиться успехов в усвоении материала, но и обеспечить необходимые условия для формирования профессионально-педагогической культуры каждого студента.
Третье положение. Процесс формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта основывается на интегративной сущности компонентов структурно-содержательной модели.
Модель формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта включает в себя целевой, содержательный, организационно-управленческий, результативно-критериальный компоненты. Целевой компонент модели предполагает определение цели, задач, а также определенных принципов, регулирующих деятельность педагогов в достижении цели, фиксирует требования к формированию профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта как к целостному процессу. Содержательный компонент модели определяет содержание процесса формирования профессионально-педагогической культуры студентов, представляющего собой движение от поставленных целей к конкретным результатам. Организационно-управленческий компонент модели содержит формы, методы и средства обучения, а также перечень педагогических условий, соблюдение которых необходимо для эффективной реализации данной модели и этапы формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта. Результативно-критериальный компонент модели отражает эффективность процесса формирования профессионально-педагогической культуры студентов, характеризует достигнутые результаты обучения в соответствии с поставленными целями, включает критерии и уровни сформированности профессионально-педагогической культуры студентов.
Методологической основой модели выступает инте-гративный подход, который нацелен на достижение нового качества образования и проявляется во внутренних связях между структурными компонентами профессионально-педагогической культуры, этапами, условиями, методами и формами обучения, видами деятельности субъектов образовательного процесса, и другими аспектами формирования профессионально-педагогической культуры. Интегративный подход предполагает осуществление интегративных идей в любом компоненте образовательного процесса в соответствии с задачами
обучения, воспитания, развития, что ведет к повышению уровня целостности данного процесса.
Обобщая приведенные выше положения, представим составляющие компоненты интегративного подхода к формированию профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов в таблице 1. При выделении данных компонентов мы опирались на основы педагогической интеграции Л.И.Гриценко.
Таблица 1
Составляющие компоненты интегративного подхода к формированию профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта
Объект Результат Форма реализации
Содержание образования: понятия, принципы, закономерности. Новое понятие, новый смысл, выявление новой закономерности. Интегративный подход к интерпретации понятия «професси-онально-педагогиче-ская культура педагога-музыканта»; интегративный курс «Профессионально-педагогическая культура»
Методика: методы и формы обучения. Новые методы и формы обучения. Репродуктивные и активные методы обучения; педагогическая студия.
Организационный аспект: моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта. Новая модель. Структурно-содержательная модель формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта.
Рассматривая интегративный подход применительно к проблеме формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта, с учетом современных требований к профессиональной подготовке, которые, во-первых, заключаются во владении синтезом общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций, необходимости непрерывного самообразования, способствующего повышению уровня профессионализма; во-вторых, приоритетности данного педагогического подхода в настоящее время в сфере высшего образования, можно заключить, что обозначенная многомерность использованного нами подхода позволить наиболее эффективно осуществлять формирование профессионально-педагогической культуры в условиях образовательного процесса.
Таким образом, использование интегративного подхода в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов и формированию профессионально-педагогической культуры, что позволит выпускникам быть востребованными и конкурентоспособными специалистами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 208 с.
2. Введение в педагогическую культуру / под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. 170 с.
3. Бенин В.Л. Педагогическая культура: фило-софско-социологический анализ. Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 1997. 144 с.
4. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. 111 с.
5. Абдуллин Э.Б., Ванилихина О.В., Морозова Н.В., Николаева Е.В., Целковников Б.М. Методологическая культура педагога-музыканта. М.: Академия, 2002. 272 с.
6. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В., Цыпина Г.М. Психология музыкальной деятельности:
теория и практика. М.: Академия, 2003. 638 с.
7. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Трикста, 2008. 400с.
8. Абрамова Т.В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000. 242 с.
9. Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 368 с.
10. Шапова Т.Н. Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. . канд. пед. наук. Томск, 2010. 191с.
11. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.
12. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Совершенство, 1998. 192 с.
13. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень: Тюм. гос. ун-т. 1995. 97 с.
14. Антонов Н. С. Интегративная функция обучения. М.: Просвещение, 1994. 304 с.
15. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: дис. . д-ра пед. наук. СПб, 2002. 387с.
16. Яковлев И.П. Интегративные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 113 с.
17. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720с.
18. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Ростов н/Дону: Изд-во Учитель, 2003. 128с.
19. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения: инте-гративный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 240с.
20. Загвязинский В.И., Грищенко Л.И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: ТГПУ, 1978. 92 с.
21. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.
22. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. пособие / кол.авторов; под.ред. Т.В.Черниковой. М.: Планета, 2011. 496с.