Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
УДК37:78 (Образование. Воспитание. Обучение. Музыка. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Техника создания музыкальных произведений. История музыки. Программная музыка. Виды музыкальной деятельности. Жанры музыкальных произведений)
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ / МАГИСТРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018 Т.А. Колышева
Колышева Татьяна Александрова, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования.
E-mail: [email protected]
Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 25.09.2018
Предмет статьи: профессионально-личностная рефлексия педагога-музыканта и методы ее развития. Объект статьи: профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе. Цель работы: теоретическое обоснование и апробация методики формирования готовности к профессионально-личностной рефлексии у студентов педагогического вуза - будущих бакалавров / магистров музыкального образования. Методология работы: личностно-ориентированное образование, актуализация рефлексивного характера профессиональной подготовки бакалавров / магистров музыкального образования в вузе. Результаты работы: обобщен авторский опыт формирования готовности к профессионально-личностной рефлексии будущих бакалавров / магистров музыкального образования в процессе исследовательской деятельности. Область применения результатов: музыкально-методическая подготовка будущего педагога-музыканта. Вывод. Способность к рефлексивному осмыслению музыкально-педагогической действительности является важным показателем совершенствования профессиональных качеств, личностно-творческого самосознания будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: профессионально-личностная рефлексия учителя музыки, сторителлинг, художественно-педагогическая задача, педагогическое эссе, поисковая игра.
Введение. Важнейшим завоеванием социальной и культурной жизни общества в нашей стране можно считать успешный «прорыв» к демократическим преобразованиям, слагающимся в систему новых, подлинно гуманистических по характеру и способам осуществления отношений между людьми. Новая парадигма предоставляет возможность каждой личности укрепить и обогатить свою духовно-нравственную сущность, обрести индивидуальность и способность к самосознанию, самотворению, тот уровень свободы, который входит во всякий подлинный творческий акт (Н.А. Бердяев) [1]. На этой основе существенным образом корректируются и обновляются концептуальные идеи, технологии образования, особенно вузовского. В современной педагогике высшей школы утвердилась мысль о необходимости активного подключения в учебно-воспитательный процесс индивидуально-личностного и профессионального потенциала будущего учителя и прежде всего - его рефлексивно-творческих механизмов. Именно они обусловливают высокий уровень профессионально-
го самосознания учителя, его готовность проникать в самые сущностные стороны своей деятельности, выявлять и оценивать ее качество, находить и реализовывать пути личностно-профессионального самосовершенствования. Актуализация рефлексивного характера профессиональной деятельности учителя и процесса подготовки к ее осуществлению выступает на сегодняшний день одной из важных концептуальных проблем теории и практики высшего (в том числе - музыкально-педагогического) образования.
Анализ проблемы музыкально-педагогического образования. Идея о переводе профессионального музыкально-педагогического образования с функционального, предметного на концептуальный личностно-творческий уровень возникла еще в прошлом (Б.Л. Яворский, Г.Г. Нейгауз и др.) [2; 3]. «Истинная педагогика, - считает Л.А. Баренбойм, - всегда, всюду творчество, причем личное творчество» [4, с.8]. Мысль о единстве «личностного» и «творческого» начал в жизнедеятельности человека имеет глубокое на-
учное подтверждение и развитие в философии, эстетике, психологии искусства. Стремление проанализировать, оценить основания собственных действий и поступков, «проникнуть» в мысли, чувства поступки других (в первую очередь своих воспитанников), «отразить их в себе» и на этой основе найти оптимальные пути и способы решения профессионально-значимых задач всегда характеризуют думающего педагога-музыканта. Именно профессиональная рефлексия как процесс «самопонимания и понимания», «самооценки и оценки», «самоинтерпретации и интерпретации» может быть отнесена к разряду таких механизмов осмысления оснований деятельности учителя музыки, недостаточное развитие которых лишит его возможности конструктивно совершенствовать свое профессиональное мастерство, обозревать и наполнять новым содержанием «пространство» своей внутренней духовной жизни, осознавать свою профессиональную деятельность и многообразный сложный мир музыкально-педагогической действительность в контексте социокультурных процессов и явлений. В связи с этим становится очевидной необходимость разработки концептуального подхода к осмыслению сущности, роли профессиональной рефлексии и нахождении оптимальных условий и путей подготовки будущих учителей музыки, бакалавров / магистров музыкального образования к ее осуществлению еще в период вузовского образования.
Процесс подготовки будущего учителя музыки в профессионально-личностной рефлексии связан главным образом с качественны преобразованием, обогащением его рефлексивного отношения к различным аспектам музыкально-педагогической теории и практики, к учащимся, к самому себе и, в конечном итоге - с переведением данного отношения с репродуктивного на концептуальный, личностно-созидательный уровень. Эффективность подготовки бакалавра / магистра музыкального образования к профессиональной рефлексии в методическом аспекте обеспечивается, прежде всего, посредством создания оптимальных педагогических условий (личностно-ориентированный характер, эмоционально-эстетическая направленность, целостный подход к его организации).
Исходя из собственного многолетнего опыта преподавания в педагогическом вузе, мы считаем наиболее продуктивным знакомство студентов с рефлексией как незаменимым элементом образовательных процессов и ведущей деятельностью при решении педагогических задач в
рамках изучения курса «Введение в основы исследовательской деятельности». Именно владение профессионально-личностной рефлексией помогает студентам организовать и описать опытно-экспериментальную часть выпускной квалификационной работы, обобщить положительный педагогический опыт.
Важнейшей формой пробуждения и становления профессионально-личностной рефлексии учителя музыки является приобщение его к диалогу с самим собой, «Я-включение» студента в рефлексивный анализ и саморегуляцию путем актуализации наиболее близких ему личностных профессиональных проблем. К их числу относятся выраженные в сравнительно краткой письменной форме эссе (например, «Мой любимый учитель музыки»), выбор самим студентом среди приоритетных качеств личности наиболее значимого для него (например, «Артистизм учителя музыки», «Личностная профессиональная позиция педагога» и т.д.). Выполнение подобных работ помогает будущему педагогу-музыканту осознать собственный идеал учителя и процесса достижения этого идеала в сознании и душе студента.
Первоначальный этап мотивации заинтересованного отношения студентов к рефлексивной деятельности начинается со знакомого, близкого, наиболее волнующего, с актуализации, воссоздания ситуаций музыкально-педагогической действительности, которые были ими ранее личностно пережиты. Каждый бакалавр / магистр имеет свои опыт и историю, послужившие мотивом для выбора музыки в качестве будущей профессии. В последние годы широкую популярность в образовании приобрел storytelling, (от английского story - история, telling - рассказывание). «Сторителлинг - это педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации» [5]. Примерами использования метода сторителлин-га являются рассказы студентов о собственном опыте вхождения в музыкальный мир. Разбор жизненных, порой конфликтных ситуаций в музыкальной школе, колледже, студии дают будущим бакалаврам / магистрам возможность поделиться своими переживаниями от общения с родителями, учителями, сверстниками. Последующий коллективный анализ активизирует рефлексивные умения будущих педагогов. Наш опыт применения сторителлинга свидетельствует, что успех использования историй, построен-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
ных на личном опыте студентов, объясняется важным психологическим фактором. Все они основаны на эмоциональном переживании, искренних чувствах, увлекают аудиторию жизненной правдой, а потому выводы, к которым приходят студенты в процессе их обсуждения, принимаются, ассоциируются у слушателей с личным опытом, присваиваются быстрее, чем логические доводы и рассуждения. Особо отметим, что именно позитивные эмоции радости, чувство удивления, юмор, недоумение, сочувствие, сопереживание помогают удерживать внимание, увлекают студенческую аудиторию [6; 7]. Выдвинутый тезис полностью подтверждает мысль Ю.М. Орлова, что только то, что эмоционально пережито, по-настоящему усвоено обучающимися [8].
Источником для увлекательного рассказа могут стать не только личные истории преподавателе и студентов, но и кино- и видеоматериалы. Огромный интерес студентов вызывают просмотры и обсуждения видеозаписей уроков музыки, хоровых репетиций, концертов, фрагментов художественных фильмов «Учитель пения», «Хористы», «У зеркала два лица», «Вам и не снилось», «Доживем до понедельника» др. Колоссальный эмоциональный заряд получает думающий педагог-музыкант от рассказов о жизни, концертно-исполнительской и общественной деятельности великих музыкантов. Благодаря возможностям Интернет будущие бакалавры и магистры по нашей рекомендации знакомятся с материалами интервью В. Минина, Д. Хворос-товского, Д. Мацуева, В. Спивакова и многих других, в которых знаменитые исполнители размышляют о роли музыки в воспитании детей и молодежи [9; 10].
Важнейшим средством развития рефлексии является наблюдение и анализ живой работы учителя-мастера, в процессе которой происходит овладение личностно-ценностными установками, формируется идеал педагога-музыканта. С помощью специально составленных схем-моделей студент наглядно оценивает уровень рефлексивного отношения учителя-мастера к своим воспитанникам, музыкальному произведению, всей музыкально-педагогической действительности, т.е. музыкальному искусству и искусству преподавания музыки, составляющим предмет рефлексии педагога-музыканта. При этом акцент делается не столько на профессиональных, деятельностных аспектах, сколько на духовно-творческих сторонах лично-
сти, на эмоциональном проживании объектов рефлексии и данного процесса в целом как особом виде духовно-творческой самореализации.
Готовность будущего учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии успешно формируется при условии его ориентации на «художественно-задачный» подход. Проблемный, дискуссионный характер решения педагогических ситуаций направлен на осознание будущими бакалаврами/магистрами сущности и структуры своей деятельности. Путь профессионального самопознания кардинально меняется: вместо заучивания «аксиом» студенты посредством самостоятельных творческих усилий находят оптимальные выходы из сложных конфликтных ситуаций, не имеющих порой однозначного решения, но стимулирующих коллективный художественно-педагогический исследовательский поиск. Ориентация на художественно-задачный подход актуализирует, воссоздает личный опыт непосредственного общения с любимыми учителями, позволяет будущему бакалавру / магистру часто впервые оценить собственные профессионально-значимые качества личности, определить требования к себе, направления самосовершенствования. В этой работе ведущими формами и методами становятся поисковая игра, проблемная беседа, дискуссия, а также стори-теллинг. Рефлексивное жизнеописание является весьма действенным методом музыкально-педагогического исследования и часто используется бакалаврами / магистрами музыкального образования при написании выпускных квалификационных работ [11].
Все атрибуты рефлексивной деятельности в обязательном порядке фокусируются в виде той или иной художественно-педагогической задачи. Она является основой рефлексивного осмысления целостной музыкально-педагогической действительности. В ходе решение художественно-педагогических задач студенты обретают возможность осуществлять смысловую переработку различных аспектов своей профессиональной деятельности, овладеть необходимой логикой рефлексивно-творческого поиска. В течение ряда лет вместе со студентами мы составляли сборник, в который вошли педагогические ситуации и жизненные истории из опыта будущих бакалавров / магистров музыкального образования. К четвертому курсу вузовской подготовки будущие учителя музыки как минимум десять, а выпускники колледжей и пятнадцать лет занимаются музыкой, меняя приоритеты,
интересы, обучаясь у разных педагогов в классах сольного пения, специального музыкального инструмента, в хоровых коллективах, проходя педагогическую практику в летних оздоровительных лагерях и общеобразовательных школах. По сути каждая художественно-педагогическая задача, которую мы обсуждали на занятиях со студентами, представляла собой ситуацию «разрыва», требующую от педагога-музыканта обращенности на себя, самоанализа, конструктивного художественно-аналитического поиска путей преодоления возникших затруднений, саморегуляции, т.е. основных рефлексивных действий. Именно педагогическая задача позволяет студенту посмотреть на ситуацию глазами другого -учащегося, его родителей, коллег, эмоционально значимых людей. Важно отметить, что проходившие обсуждения носили характер коллективной мыследеятельности. Рефлексия как механизм продуктивного творческого мышления учит будущего бакалавра / магистра умению встать на место ученика, коллег, родителей; формирует способность увидеть себя в сложном отражении разных мнений, становится главным инструментом самоанализа, самооценки, самоактуализации; настраивает внутренний диалог педагога-исследователя. Важно подчеркнуть са-ногенный характер профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта как залог преодоления излишней самокритики (Ю.М.Орлов) [8].
Заключение. Нами выделены следующие показатели проявления рефлексивного отношения будущего педагога-музыканта к решению педагогических задач: личностная заинтересованность проблемой, способность видеть и вскрывать лежащие в ее основе противоречия, способность к логическому обоснованию сущности проблемы и ее ценностно-смыслового значения, моделирование собственных путей решения проблемы. Нас также интересовала способность будущих педагогов-музыкантов к рефлексивному анализу психологических механизмов общения с музыкой, музыкальная рефлексия собственного опыта. «Музыкальный опыт конкретен, - пишет музыковед и психолог Генрих Орлов. -В каждое мгновение он искрится созвездиями беглых ощущений, синестезий, эмоций, образов, мыслей, импульсов, ассоциаций и воспоминаний... То обстоятельство, что музыка оживает только через звук и воспринимается слухом, отнюдь не означает, что музыкальный опыт сводим к слуховому. Напротив, этот опыт универсален, потому что он вовлекает всего человека и « говорит» на языках всех сфер его чувственного
восприятия, ума, души и духа» [12, с. 2 - 3]. В центре нашего внимания находились эмоционально-образные ассоциации, интуитивно-творческие реакции, восприятие средств художественной выразительности, осмысление драматургии музыкального сочинения. Особое внимание было уделено ассоциативно-образному методу, целью которого стала интеграция знаний студентов в области различных видов искусства, активизация и расширение опыта художественного восприятия. «Подлинный педагог искусства подводит ученика к усвоению определенных художественно-эстетических взглядов и исполнительских приемов не императивным навязыванием своих идей, не стимулированием прямого подражания, а окольными, косвенными путями, которые порой оказываются более эффективными. Одним из таких путей является использование в педагогической практике ассоциативных представлений, играющих в музыкально-исполнительском творчестве огромную роль» [13, с.129].
Наше пристальное внимание было направлено на стимулирование у студентов активности, личной вовлеченности в процесс рефлексивного осмысления различных сторон музыкально-педагогической действительности, включая в нее себя, все проявляющиеся при взаимодействии с ней стороны собственного отношения, стремление к самопознанию, к творческой самореализации [14; 15].
Профессиональная рефлексия является важной характеристикой личности и деятельности учителя музыки, необходимость формирования которой обусловлена актуальным уровнем социокультурных и педагогических требований к музыкально-педагогическому образованию, значительным усилением роли личностно-рефлек-сивного, творческого начала в обучении и преподавании, расширением функций и позиции учителя-музыканта от формально-функционального до концептуально-методического уровня их проявления и реализации. Ориентация теории и практики музыкального образования на гуманизацию учебно-воспитательного процесса стимулирует рефлексивное, личностное, творческое взаимодействие между учителем и учащимися, осуществляемое на паритетной основе, в координатах общечеловеческих ценностей.
Вывод. Сущность и ведущие функции профессионально-личностной рефлексии учителя музыки отличаются специфическим содержанием, логико-смысловой направленностью и прежде всего диалектическим единством эмоциональ-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
но-эстетического и художественно-логического аспектов. Рефлексивное отношение учителя музыки к ведущим составляющим музыкально-педагогического процесса, в первую очередь к учащимся, к собственной научно-поисковой и методической деятельности характеризуется различной глубиной и динамичностью. Это обусловливает с одной стороны возможность и не-
обходимость целенаправленного обогащения своего отношения, а с другой - признание его в качестве ведущего критерия (показателя) совершенствования профессиональных качеств будущего бакалавра / магистра музыкального образования, роста его личностно-творческого самосознания.
1. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., Мысль, 1991. 318 с.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 5-е изд. М., Музыка, 1988. 240 с.
3. Яворский Б.Л. Избранные труды. В 2-х томах. М., Сов.композитор, 1987. Т.1. 711 с.
4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., Сов.композитор, 1974. с.8.
5. Сторителлинг: http://www.eduneo.ru/dva-vida-pedagogicheskogo-storitellinga/
6. Сторителлинг: http://mel.fm/blog/studiva-istorv/80962-5-poleznvkh-navvkov-kotorvve-treniruvet-storitelling
7. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России, 2017, №6, С. 38 - 44.
8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. М., Просвещение, 1991. 287 с.
9. Интервью с Денисом Мацуевым / ВКонтакте: www.musicseasons.org Grand Piano Competition; Интервью с Денисом Мацуевым от 06.05.2018: www.belcanto.ru; Интервью с Денисом Мацуевым: www.classicalmusicnews.ru; Владимир Спиваков «То, чего не хватает в жизни, русский человек находит в искусстве» интервью от 24.05.2016: https://www.kommersant.ru/doc/2994372 ; Хворостовский Д. Об оперном искусстве, рок-музыке, Шаляпине, Архиповой, Образцовой, Бастианини: https://www.youtube.com/watch?v=rDVC2obBBIs
10. «Поднять голову к небу». Дирижер Владимир Минин о том, как вернуть гордость // Газ. «АИФ» от 03.03.2015: http://www.aif.bv/social/persona/podnvat golovu k nebu dirizher vladimir minin o tom kak vernut gordost
11. См. подробнее... Колышева Т.А. Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Том 19, номер 5. С.21 - 26.
12. Орлов Г.А. Древо музыки. СПб., Советский композитор, 1992. 408 с.
13. Живов В.Л., Аликина Е.В. Ассоциативные представления в музыкальном исполнительстве и педагогике // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование», 2016, №2. С. 128 - 136.
14. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, ПГПУ, 2004. 216 c.
15. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М., Педагогика, 1990. 104 с.
METHODS OF FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL REFLECTION FUTURE BACHELORS / MASTERS OF MUSIC EDUCATION
© 2018 Т.А. Kolvsheva
Tatiana А. Kolysheva, Doctor of pedagogical Sciences, Professor of music education. E-mail: [email protected]
Samara State Universitv of Social Sciences and Education. Samara, Russia
The subject of the article: professional and personal reflection of the teacher-musician and methods of its development. The object of the article: professional training of a teacher-musician at the Universitv. The purpose of the work: theoretical substantiation and approbation of methods of formation of readiness for professional and personal reflection in students of pedagogical high school - future bachelors/masters of music education. Methodology of work: personalitv-oriented education, actualization of the reflexive nature of professional training of bachelors / masters of music education at the University. Results of work: the author's experience of formation of readiness for professional and personal reflection of future bachelors / masters of music education in the process of research activitv is generalized. The scope of the results: musical-methodical preparation of the future teacher-musician. Conclusion. The ability to reflexive comprehension of musical and pedagogical realitv is an important indicator of improvement of professional qualities, personal and creative self-consciousness of the future teacher-musician.
Key words: personal and professional reflection of the teacher of music, storytelling, artistic and pedagogical challenge, pedagogical essays, search game.
1. Berdyaev N.A. Samopoznanie: opy"t filosofskoj avtobiografii (Self-knowledge: experience of philosophical autobiography). M., My"sl", 1991. 318 s.
2. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannoj igry": zapiski pedagoga (About the art of piano playing: teacher's notes). 5-e izd. M., Muzy"ka, 1988. 240 s.
3. Yavorskij B.L. Izbranny"e trudy" (Selected works). V 2-x tomax. M., Sov.kompozitor, 1987. T.1. 711 s.
4. Barenbojm L.A. Muzy"kal"naya pedagogika i ispolnitel"stvo (Music pedagogy and performance). L., Sov.kompozitor, 1974. s.8.
5. Storitelling (Storytelling): http://www.eduneo.ru/dva-vida-pedagogicheskogo-storitellinga/
6. Storitelling (Storytelling): http://mel.fm/blog/studiya-istory/80962-5-poleznykh-navykov-kotoryye-treniruyet-storitelling
7. Grushevskaya V.Yu. Primenenie metoda cifrovogo storitellinga v proektnoj deyatel"nosti uchashhixsya (Application of digital storytelling method in students' project activities). Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii, 2017, №6, S. 38 - 44.
8. Orlov Yu.M. Vosxozhdenie k individuaFnosti: kniga dlya uchitelya (Climbing to identity: teacher's book). M., Prosveshhenie, 1991. 287 s.
9. Interv"yu s Denisom Maczuevy"m / VKontakte (Interview with Denis Matsuev / Vkontakte): www.musicseasons.org ; Grand Piano Competition; Interv"yu s Denisom Maczuevy"m ot 06.05.2018 (Interview with Denis Matsuev from 06.05.2018). www.belcanto.ru ; Interv"yu s Denisom Maczuevy"m (Interview with Denis Matsuev): www.classicalmusicnews.ru ; Vladimir Spivakov «To, chego ne xvataet v zhizni, russkij chelovek naxodit v iskusstve» interv"yu ot 24.05.2016 (Vladimir Spivakov "What is missing in life, a Russian man finds in art" interview from 24.05.2016): https://www.kommersant.ru/doc/2994372 ; Xvorostovskij D. Ob opernom iskusstve, rok-muzy"ke, Shalyapine, Arxipovoj, Obrazczovoj, Bastianini (On the art of Opera, rock music, Chaliapin, Arkhipova, Elena Obraztsova, Bastianini): https://www.youtube.com/watch?v=rDVC2obBBIs
10. «Podnyat" golovu k nebu». Dirizher Vladimir Minin o tom, kak vernut" gordost". Gaz. «AIF» ot 03.03.2015 ("Raise your head to the sky." Conductor Vladimir Minin on how to regain pride): http://www.aif.by/social/persona/podnyat golovu k nebu dirizher vladimir minin o tom kak vernut gordost
11. Sm. podrobnee... Koly"sheva T.A. Refleksivnoe zhizneopisanie kak metod muzy"kal"no-pedagogicheskogo issledovaniya (Reflexive biography as a method of musical and pedagogical research). Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. SociaFny^e, gumanitarny^e, mediko-biologicheskie nauki. 2017. Tom 19, nomer 5. S.21 - 26.
12. Orlov G.A. Drevo muzy"ki (The tree of music). SPb., Sov.kompozitor, 1992. 408 s.
13. Zhivov V.L., Alikina E.V. Associativny"e predstavleniya v muzy"kal"nom ispolnitel"stve i pedagogike (Associative representations in musical performance and pedagogy). Vestnik kafedry" YuNESKO «MuzykaFnoe iskusstvo i obrazovanie», 2016, №2. S.128 - 136.
14. Bizyaeva A.A. Psixologiya dumayushhego uchitelya: pedagogicheskaya refleksiya (The psychology of thinking teachers: pedagogical reflection). Pskov, PGPU, 2004. 216 c.
15. My"shlenie uchitelya: lichnostny"e mexanizmy" i ponyatijny"j apparat (Thinking of the teacher: personal mechanisms and the conceptual apparatus) / pod red. Yu.N. Kulyutkina, G.S. Suxobskoj. M., Pedagogika, 1990. 104 s.