Научная статья на тему 'Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования'

Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЖИЗНЕОПИСАНИЕ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭССЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REFLECTION / BIOGRAPHY / THE BIOGRAPHIC METHOD / MUSICAL EDUCATION / ESSAY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колышева Татьяна Александровна

В данной статье рассматривается специфика музыкально-педагогического образования. В частности, рефлексивное жизнеописание как один из методов исследовательской деятельности студентов. Написание выпускной квалификационной работы является важным этапом подготовки бакалавра музыкального образования. Работа над исследованием активизирует самостоятельность студента. По материалам ЮНЕСКО именно исследовательская деятельность является главной технологией современного, в том числе и профессионального образования. Перед преподавателями вуза встает задача поиска методов, способных активизировать у студентов мотивацию, раскрыть личностный смысл, заинтересовать самим процессом исследовательской работы. Как никакой другой вид учебной работы, написание диплома учит будущего учителя рефлексивно мыслить, анализировать свою деятельность. Началу рефлексивной мысли предшествует некий стимул. Это вопросы, наделенные для человека личностным смыслом, содержащие именно для него актуальную проблему. Обсуждая со студентами тему исследования, мы предлагаем провести самоанализ, который поможет проследить шаги, чтобы здесь и сейчас встать в рефлексивную позицию. Честные и вдумчивые ответы на предлагаемые ниже вопросы не только обогатят представление о рефлексии в исследовательской деятельности педагога-музыканта, но и подтолкнут к важным догадкам на пути осмысления темы выпускной квалификационной работы. Им может стать самоинтервью, несколько вопросов, которые студенты зададут себе сами: Какие проблемы музыкальной педагогики, методики преподавания музыки лично меня по-настоящему волнуют? Уверен ли я в своих силах, каких умений, навыков мне недостает в работе над дипломом? В чем конкретно состоят мои сомнения? Что мешает мне быстрее приступить к написанию? Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью? Несу ли я ответственность за успех и результат? На какую оценку я хотел бы претендовать? Если тема, проблематика квалификационной работы будут для меня лично значимыми, а процесс написания успешно завершится, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни? Поможет ли дипломная работа обогатить мои познания как музыканта, педагога, человека? Вывод. Анализ опыта руководства квалификационными дипломными работами студентов с использованием интерактивных методов свидетельствует о том, что по окончании обучения в вузе полученные научно-исследовательские компетенции будущих учителей музыки находят свое применение при прохождении аттестации, создании авторских методических разработок, в выступлениях с докладами на конференциях, в желании продолжить свое профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE BIOGRAPHY AS A METHOD OF A MUSICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The article concerns the specifics of musical pedagogical education. In particular, the author describes the reflexive biography as one of the methods of students’ research activity. Writing the final qualification paper is an important stage of training the Bachelor of Music Education. Conducting research encourages students’ active and independent work. According to UNESCO, the research activity is the main teaching technique of modern professional education. Teachers of higher education face an issue of finding motivating methods, which could stimulate student’s academic research and reveal the learner’s personality. Unlike other types of study, writing the final year project promotes critical thinking and reflectivity. Reflexive thought is trigged by a certain incentive. It presupposes self-awareness questions that are meaningful for the student. Discussing a research subject with graduating learners, we propose introspective analysis which could facilitate reflexive consideration of the academic task. If answered honestly, the following questions will both improve the idea of reflection regarding the teacher-musician’s research activity and will lead to important speculation on the final qualification paper. The self-interview can include several questions: What problems of musical pedagogics and methods of music teaching concern me as a person? Am I confident in my current research skills, what abilities would I need to develop to write a successful scientific paper? What makes me doubt most of all? What prevents me from beginning my project? What first step should I take to accomplish the desired result? Am I responsible for my success? What grade would I like to obtain? What positive changes will happen in my life, if the project subject and its key objectives are significant for me and the writing process is eventually successful? Will the final academic paper help me to enrich my knowledge as a musician, teacher and person? Conclusion. The experience of supervising the student’s final paper with the help of interactive methods has demonstrated that research competencies gained upon graduation from a higher education institution can be further applied in a wide range of professional fields. Thus, future teachers of music show high level of motivation to pursue professional education. They successfully undergo the qualification procedure; create original methodical guidelines; present scientific reports at conferences.

Текст научной работы на тему «Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования»

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

===========================SOCIAL SCIENCES==========================

УДК37:78 (Образование. Воспитание. Обучение. Музыка. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Техника создания музыкальных произведений. История музыки. Программная музыка. Виды музыкальной деятельности. Жанры музыкальных произведений)

РЕФЛЕКСИВНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ КАК МЕТОД МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2017 Т.А. Колышева

Колышева Татьяна Александрова, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования.

E-mail: ktaksd@mail.ru

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 16.10.2017

В данной статье рассматривается специфика музыкально-педагогического образования. В частности, рефлексивное жизнеописание как один из методов исследовательской деятельности студентов. Написание выпускной квалификационной работы является важным этапом подготовки бакалавра музыкального образования. Работа над исследованием активизирует самостоятельность студента. По материалам ЮНЕСКО именно исследовательская деятельность является главной технологией современного, в том числе и профессионального образования. Перед преподавателями вуза встает задача поиска методов, способных активизировать у студентов мотивацию, раскрыть личностный смысл, заинтересовать самим процессом исследовательской работы. Как никакой другой вид учебной работы, написание диплома учит будущего учителя рефлексивно мыслить, анализировать свою деятельность. Началу рефлексивной мысли предшествует некий стимул. Это вопросы, наделенные для человека личностным смыслом, содержащие именно для него актуальную проблему. Обсуждая со студентами тему исследования, мы предлагаем провести самоанализ, который поможет проследить шаги, чтобы здесь и сейчас встать в рефлексивную позицию. Честные и вдумчивые ответы на предлагаемые ниже вопросы не только обогатят представление о рефлексии в исследовательской деятельности педагога-музыканта, но и подтолкнут к важным догадкам на пути осмысления темы выпускной квалификационной работы. Им может стать самоинтервью, несколько вопросов, которые студенты зададут себе сами: Какие проблемы музыкальной педагогики, методики преподавания музыки лично меня по-настоящему волнуют? Уверен ли я в своих силах, каких умений, навыков мне недостает в работе над дипломом? В чем конкретно состоят мои сомнения? Что мешает мне быстрее приступить к написанию? Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью? Несу ли я ответственность за успех и результат? На какую оценку я хотел бы претендовать? Если тема, проблематика квалификационной работы будут для меня лично значимыми, а процесс написания успешно завершится, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни? Поможет ли дипломная работа обогатить мои познания как музыканта, педагога, человека?

Вывод. Анализ опыта руководства квалификационными дипломными работами студентов с использованием интерактивных методов свидетельствует о том, что по окончании обучения в вузе полученные научно-исследовательские компетенции будущих учителей музыки находят свое применение при прохождении аттестации, создании авторских методических разработок, в выступлениях с докладами на конференциях, в желании продолжить свое профессиональное образование.

Ключевые слова: рефлексия, жизнеописание, биографический метод, музыкальное воспитание, эссе, исследовательская деятельность.

Известная формула обретения мастерства учителя выдвинута американским психологом Д. Познером «опыт + рефлексия этого опыта = развитие». Комментируя ее, Ю.Н. Кулюткин писал: «Накопление учителем практического опыта является необходимым, но не достаточным условием профессионального роста; лишь постоянно осмысление, анализ и перестройка собственного опыта позволяют учителю развивать своё мастерство» [1, с.72]. Большинство студен-

тов-музыкантов, будущих учителей музыки имеют значительный опыт общения с музыкой, личный опыт занятий в классе музыкального инструмента, сольного пения. К четвертому курсу университета за плечами студентов 10 - 15 лет интенсивных занятий музыкой. По исследованиям, проведенным канадским психологом Малкольмом Гладуэллом, для овладения профессиональным мастерством в сложных видах деятельности, к которым со всей определенностью

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

следует отнести музыкальное исполнительство, необходимо значительное количество времени. Ученые установили, что число, ведущее к мастерству, составляет 10 000 часов. Наработать такое количество времени одному, тем более юному воспитаннику, учащемуся практически невозможно. Необходимы помощь, поддержка близких, родителей, и, конечно же, высокий профессионализм самого наставника, учителя. В период написания выпускной квалификационной работы по методике музыкального образования бакалавр переосмысливает, экстраполирует не только существующие педагогические теории, методические рекомендации, анализирует положительный опыт ведущих педагогов, но рефлексивно осмысливает, критически оценивает, сравнивает и отбирает эффективные пути и методы обучения, известные ему из опыта своих учителей. Студенты анализируют собственный путь вхождения в музыку, события и факты, ставшие решающими для принятия решения стать учителем музыки, сделать музыку частью своей жизни. Общеизвестные эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, беседа, анализ положительного педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа) приобретают новое звучание в связи с предметной областью, объектом исследования - музыкально-педагогической действительностью. Специфика музыкальной педагогики выявляет общее и особенное в применении психологических методик. Мы предлагаем опыт апробации метода рефлексивного жизнеописания при подготовке и написании выпускной квалификационной работы бакалавров музыкального образования.

Рефлексивное жизнеописание - продуктивный метод исследования. Жизнеописание давно стало формой научного поиска во многих гуманитарных исследованиях. Среди них философия, социология, история науки, педагогика, психология, акмеология и др. Выдвигая жизненный путь человека в качестве предмета изучении, каждая из данных дисциплин пытается по-своему ответить на вопросы сущности человеческого бытия, а, значит, неизбежно затрагивает проблему индивидуальной жизни.

В широком понимании биографические методы представляют собой концептуально иной подход к изучению личности. В его основе лежит постулат о том, что личность творит историю своей жизни, а, следовательно, является продуктом» собственной биографии. Вот почему био-

графические методы дают обширные материалы для изучения самой личности, а не отдельных функций или способностей, качеств, свойств. Биографический метод как инструмент научного познания представляет исследователю жизненные факты, понимание которых полнее раскроет внутренний мир, ярче высветит индивидуальность. В биографическом методе реализуется специфический принцип анализа - ретроспектива становления и развития личности человека.

Сущность биографического метода состоит в изучении поступков, выборов, конкретных событий жизни, благодаря которым личность рождается и творит свою судьбу, свой жизненный путь. Биографический метод представляет собой реконструкцию значительных и значимых для личности событий и выборов. Он позволяет исследователю и реципиенту выстраивать последовательность поступков и фактов, а также выявить их причины и влияние на судьбу человека. Для проведения биографического исследования используются автобиографии, дневники, опросники, эссе, сочинения, беседы, интервью [2]

Биографический метод может служить важным инструментом для изучения тех или иных сторон жизни человека. Важно отметить, что он дает более полное представление о человеке как личности и субъекте деятельности. Анализ личности через ее жизненный путь представлен в работах Н.А. Рыбникова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. По мнению специалистов, он является единственным методом, который позволяет изучать личность в процессе развития, проследить динамику личностного роста и жизненного пути [3]. С его помощью изучают биографии политиков, ученых, неординарных личностей. Рефлексивное жизнеописание позволяет психологу собрать ценные материалы, факты, информацию о клиенте. В нем гибко объединены приемы беседы и интервью. Важно отметить, что это не просто изложение фактов биографии, а осмысление, самоанализ, рефлексия событий и фактов, социальной и профессиональной траектории человека. Главной особенностью рефлексивного жизнеописания как разновидности биографического метода является активная позиция исследуемого. Он не сторонний наблюдатель, не просто сообщает факты и констатирует события, а объясняет и комментирует свои осознанные выборы, проводит заинтересованную самопрезентацию. «В рефлексивном жизнеописании респондент-рассказчик презентирует и объясняет, оправдывает себя у1а-а-у1з к социологу и / или

другим подразумеваемым слушателям, пытаясь обосновать свою идентичность (понимаемую как смысл того, что есть рассказчик и чем он хочет быть) с помощью отношений интерсубъективного признания» [4]. А.И. Смоляр считает целью метода рефлексивного жизнеописания «выявление связи между профессиональной и индивидуальной стороной жизни студента и генезиса профессиональной индентичности». По мысли автора, в основе метода лежит «рефлексия, подразумевающая, помимо прочего, критический отбор, оценивание и классификацию эпизодов, а также рассказ о проблемах и планах на будущее» [5, с. 215].

Метод рефлексивного жизнеописания в подготовке бакалавра музыкального образования. На семинарских занятиях по курсу «Введение в основы исследовательской деятельности» успешно используется кейс-метод для решения педагогических задач, взятых из реальной школьной жизни. Метод рефлексивного жизнеописания в этом случае дает возможность будущим учителям музыки сравнить и проанализировать затруднительные ситуации на уроках, привести примеры выхода из сложных конфликтов с учениками и родителями. В процессе решения педагогических задач рефлексивная позиция студента позволяет соотнести себя и свои возможности как будущего учителя с требованиями избранной профессии, представить, как следовало поступить в подобной ситуации. Наряду с осуществлением рефлексии во внутреннем плане через переживание и самоотчет создается условие для возникновения внешнего плана, так называемой коллективной мыследеятельности, при котором группа студентов осуществляет совместно поиск наиболее верного решения. Именно профессионально-личностная рефлексия как важный механизм педагогического мышления, ведущая деятельность в решении педагогических задач, позволяет будущему учителю организовать процессы понимания сложных ситуаций, в широком системном контексте раскрывает причины поступков учеников и коллег. Участвуя в дискуссии, диалоге, мозговом штурме, студенты свободно высказывают свою точку зрения, подтверждают и доказывают ее жизнеспособность примерами из собственного отрефлексирован-ного опыта, вспоминают, как аналогичные педагогические ситуации возникали и разрешались, что они чувствовали, о чем думали.

Для думающего учителя-музыканта статьи, книги воспоминаний, интервью выдающихся исполнителей и педагогов представляют уникальные примеры рефлексивного жизнеописа-

ния. Вступая в диалог с собой, анализируя многолетний исполнительский или педагогический опыт, гениальные музыканты, выдающиеся педагоги дают ищущему студенту-исследователю колоссальный материал для изучения, анализа, поиска. Результатом профессионально-личностной рефлексии стали книги Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Г.Г. Нейгауза, В.Н. Минина, Г.М. Цыпина, Б.С. Рачиной, А.В. Тороповой, К.Б. Саркисян и многих других.

В качестве примера рефлексивного жизнеописания мы знакомим студентов с книгой Ф.И. Шаляпина «Маска и душа» и приводим следующий отрывок: «Соблюдение чувства художественной меры предполагает контроль над собой... Тут актер стоит перед очень трудной задачей - задачей раздвоения на сцене. Когда я пою, воплощаемый образ передо мной всегда на смотру. Он перед моими глазами каждый миг. Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует. «Слишком много слез, брат, - говорит корректор актеру. - Помни, что плачешь не ты, а плачет персонаж. Убавь слезу». Или же: «Мало, суховато. Прибавь». Бывает, конечно, что не владеешь собственными нервами. Помню, как однажды, в «Жизни за царя», в момент, когда Сусанин говорит: «Велят идти, повиноваться надо» - и, обнимая дочь свою Антонину, поет: «Ты не кручинься дитятко мое, не плачь мое возлюбленное чадо...», - я почувствовал, как по моему лицу потекли слёзы. В первую минуту я не обратил на это внимания, думал, что это плачет Сусанин, но вдруг заметил, что вместо приятного тембра голоса из горла начинает выходить какой-то жалобный клекот. Я испугался и сразу сообразил, что плачу я, растроганный Шаляпин, слишком интенсивно почувствовав горе Сусанина, то есть слезами лишними, ненужными, и я мгновенно сдержал себя, охладил. «Нет, брат, - сказал контролер, не сентиментальничай. Бог с ним, с Сусаниным. Ты уж лучше пой и играй правильно. ». Я ни на минуту не расстаюсь с моим сознанием на сцене. Ни на секунду не теряю способности и привычки контролировать гармонию действия». Приведенный отрывок является примером рефлексивного самоуправления, в котором Ф.И. Шаляпин демонстрирует нам, что человек может выступать как объект управления в позиции Я - исполнитель, и как субъект управления в позиции Я - контролер тогда, когда планирует, организует, анализирует собственную деятельность. Способность увидеть себя глазами учеников, коллег, родителей в сложном зеркаль-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

ном отражении разных мнений позволяет будущему учителю музыки адекватно ситуации строить своё поведение, реагировать на то, как его понимают ученики. Именно рефлексии отводится ведущее место в овладении методами критического мышления, в решении проблемных ситуаций, дидактических задач.

На основе рефлексивного жизнеописания составлены интервью со знаменитыми музыкантами-исполнителями В.Н. Мининым, Д. Хворос-товским, А. Нетребкой и др. Современные студенты имеют счастливую возможность ознакомиться с ними в ютубе. Для большинства из них становится откровением тот факт, что по просьбе Токийского телевидения Московский Камерный хор сделал фондовую запись «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова. Когда руководитель хора профессор В.Н. Минин спросил о цели использования русской духовной музыки в стране далекой от православного вероисповедания, ему ответили, что «эту запись в течение трех лет будет показывать для детей японское телевидение, потому что их нации не хватает творческого начала, и они хотят воспитать его у детей» [6]. Перед будущим учителем встает вопрос: Каким должен стать или что может сделать современный урок музыки в школе, чтобы разбудить в детях творческое начало?

Глубокой озабоченностью проблемами массового музыкального воспитания проникнуты интервью с Д. Хворостовским: «Я вижу отчуждение людей от культуры или скорее одурманивание. Это давнишний и целенаправленный процесс». Свое первое музыкальное образование певец получил на дирижерско-хоровом отделении музыкально-педагогического училища. Как учитель музыки и хормейстер проходил педагогическую практику в детском саду, школе и считает детей самой трудной аудиторией. Вытеснение уроков искусства из учебных программ российских школ, по мнению великого певца, приведет к потере у детей эмпатии, живого общения, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и доброты, как это уже произошло в США. «В Америке многие годы в системе образования нет таких предметов как искусство, музыка. На протяжении десятилетий, несколько поколений потеряно. Вырастают уроды, с этими людьми трудно иметь дело, они не понимают человеческих вещей. Они обделены. Они зомбированы, запрограммированы на работу, на СМИ, управляемы. И никто не ропщет. Национальная идея прекрасно работает. Пока есть мир искусства, кото-

рый заставляет чувствовать и думать, тогда этот человек живое оберегает и им дорожит... Главная наша задача - начинать воспитание с самых ранних лет ребенка и продолжать на протяжении всей жизни» [7]. Особый интерес для бакалавров музыкального образования приобретают мысли и воспоминания великого певца о своем педагоге по вокалу: «Она научила меня тому, чему сейчас не учат - искусству переживания, умению делать правду в искусстве. Даже простые гаммы я обязан был петь с определенными эмоциональными задачами! Она воспитала во мне артиста-певца, поэтому для моего пения характерны эмоциональность, заряженность, понимание того, что я делаю».

Обобщение студентами личного опыта обучения музыке при написании выпускной квалификационной работы. Часто детские, юношеские впечатления от занятий музыкой, накопленные за годы обучения в музыкальной школе, колледже, университете, проверенные на личном опыте в ходе педагогической практики, позволяют студенту сравнить и оценить собственный путь в качестве учащегося и будущего педагога и на этом основании прийти к маленьким открытиям.

В процессе написания выпускной квалификационной работы бакалавр проводит теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщает музыкально-методический опыт известных педагогов, исполнителей, проводит и описывает собственную опытно-экспериментальную работу с детьми. Мы предложили студентам методом рефлексивного жизнеописания изложить автобиографические факты и на их основании проанализировать свой путь в музыкальную профессию. Рассказывая о личности учителя, сыгравшего главную роль в выборе музыки в качестве профессии, студенты анализируют собственный опыт встречи и общения с эмоционально значимым взрослым человеком, ставшим на долгие годы образцом для подражания, повлиявшим на их профессиональное самоопределение. В зависимости от темы дипломной работы студенты анализируют детские впечатления от общения с прекрасными педагогами-музыкантами, выделяют их личностные качества, поступки, проявления в работе с учениками внимания, понимания, заинтересованности, увлеченности своей профессиональной деятельностью и Музыкой. Приведем пример рефлексивного эссе. «Моей первой учительницей музыки была женщина -добрейшей души человек. Она была внимательна

и заботлива по отношению ко мне. Мне было легко общаться с ней. У нее не было позиции Я педагог - ты ученик, она всегда была со мной на одном уровне. Она помогла мне раскрепоститься, почувствовать себя увереннее от занятия к занятию. Для передачи художественного образа, тембральной краски она всегда умела подобрать такие слова, которые были мне доступны, понятны и интересны в том возрасте, и в тоже время культурно обогащали меня. Мне было интересно, и я хотела еще и еще играть. За все обучение у нее ни разу не поругала, никогда не говорила: «Плохо». И хотя такое поведение педагога может в какой-то момент позволить ученику расслабиться, но не понимаю как, во мне росло желание заниматься музыкой. Я много играла, выступала и была счастлива. Она не только открыла мне мир многообразия красок, но и подарила мне уверенность, что музыкальный мир для меня. Настал в жизни момент, когда нам пришлось уехать из родного города, и я попрощалась с первой учительницей. Другого такого же педагога я конечно не встретила. И постепенно стала остывать моя любовь к занятиям музыкой. Не было рядом человека, который бы так умел зажигать во мне желание играть. Был педагог, который просто учил, как надо играть правильно. Не было теплых отношений. И когда встал вопрос о выборе профессии, я решила уйти в другую сферу деятельности, далекую от музыки. Но в нужный момент пришло письмо от любимой учительницы, которая спрашивала, как мои успехи, и писала, что она уверена в моем музыкальном будущем. И меня это очень тронуло. Я поняла, что остальное мне просто не интересно, а музыка шагает со мной в ногу. Так благодаря моей первой учительнице я стала выпускницей музыкального отделения педагогического университета» (Жанна Ж. студентка 4 курса). Обобщение личного опыта становится разделом опытной работы дипломного исследования и позволяет студенту в собственной исполнительской и педагогической практике проверить эффективность найденных методов обучения му-

зыке. Студенты исследуют музыкально-методический опыт преподавателей, занятия и общение с которыми в разные годы, начиная с детских лет, оказали заметное влияние на выбор жизненного пути, желания сделать музыку своей профессией, на исполнительские успехи. Были выявлены не только уникальные эффективные методы и приемы музыкального воспитания и обучения детей, но также интересные, судьбоносные факты, важные поступки, слова поддержки, стимулы и способы мотивации активного участия детей в музыкальных конкурсах, желания заниматься концертной деятельностью, творчеством, музыкальным театром. Данный вид исследовательской работы позволяет бакалаврам проанализировать осмыслить эффективность методических находок своих учителей в процессе собственного обучения музыке. Подтверждением успешности и эффективности метода рефлексивного жизнеописания стало составление на его основе биографической части творческого портфолио. В ней отражены учебные, творческие, исполнительские достижения студента за годы обучения в университете, проведен самоанализ индивидуальной образовательной траектории. Однако, необходимо особо отметить, что уровень и качество исследовательской деятельности, как и умение использовать предлагаемые методики зависят прежде всего от активности и профессиональной направленности самого студента, его увлеченности будущей профессией и музыкой.

Вывод. Анализ опыта руководства квалификационными дипломными работами студентов с использованием интерактивных методов свидетельствует о том, что по окончании обучения в вузе полученные научно-исследовательские компетенции будущих учителей музыки находят свое применение при прохождении аттестации, создании авторских методических разработок, в выступлениях с докладами на конференциях, в желании продолжить свое профессиональное образование.

1. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / ред. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. М., Педагогика, 1990. 104 с.

2. Никандров, В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. СПб, Изд-во «Речь» 2003. 480 с.

3. См.: Рыбников, Н.А.: http://wiki. 1vc0.ru/encMopediva/psixologiva/psixologi/rvbnikov-nikolai-aleksandrovich. html; Рубинштейн, С.Л.: http:// www.koob.ru/rubinshtein/; Ананьев, Б.Г.: http://elib.gnpbu.ru/text/ananvev chelovek-kak-predmet 1968

4. Качанов, Ю.Д., Шматко, Н.А. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования, №1, 1996. С.61-72.

5. Смоляр, А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития: монография. Самара, ПГСГА, 2013. 356 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

6. Владимир Минин. Концерт для бездомного хора. Дирижер Владимир Минин о хоровом пении как национальной идее // Российская газета, 24.01.2014: http ://choir.ru/events/pr/?SHOWALL 1=1

7. Хворостовский Дмитрий. Интервью от 27.04.2012: https://www.voutube.com/watch?v=VAZpn-onFOg

REFLEXIVE BIOGRAPHY AS A METHOD OF A MUSICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

© 2017 T.A. Kolysheva

Tatyana A. Kolysheva, Doctor of pedagogical sciences, Professor of department of music education. E-mail: ktaksd@mail.ru Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The article concerns the specifics of musical pedagogical education. In particular, the author describes the reflexive biography as one of the methods of students' research activity. Writing the final qualification paper is an important stage of training the Bachelor of Music Education. Conducting research encourages students' active and independent work. According to UNESCO, the research activity is the main teaching technique of modern professional education. Teachers of higher education face an issue of finding motivating methods, which could stimulate student's academic research and reveal the learner's personality. Unlike other types of study, writing the final year project promotes critical thinking and reflectivity. Reflexive thought is trigged by a certain incentive. It presupposes self-awareness questions that are meaningful for the student. Discussing a research subject with graduating learners, we propose introspective analysis which could facilitate reflexive consideration of the academic task. If answered honestly, the following questions will both improve the idea of reflection regarding the teacher-musician's research activity and will lead to important speculation on the final qualification paper. The self-interview can include several questions: What problems of musical pedagogics and methods of music teaching concern me as a person? Am I confident in my current research skills, what abilities would I need to develop to write a successful scientific paper? What makes me doubt most of all? What prevents me from beginning my project? What first step should I take to accomplish the desired result? Am I responsible for my success? What grade would I like to obtain? What positive changes will happen in my life, if the project subject and its key objectives are significant for me and the writing process is eventually successful? Will the final academic paper help me to enrich my knowledge as a musician, teacher and person?

Conclusion. The experience of supervising the student's final paper with the help of interactive methods has demonstrated that research competencies gained upon graduation from a higher education institution can be further applied in a wide range of professional fields. Thus, future teachers of music show high level of motivation to pursue professional education. They successfully undergo the qualification procedure; create original methodical guidelines; present scientific reports at conferences.

Keywords: reflection, biography, the biographic method, musical education, essay, research activity.

1 Myshlenie uchitelya: lichnostnye mekhanizmy i ponyatiinyi apparat (The Teacher's Thinking Process: Personal Mechanisms and Conceptual Terms) / red. Yu.N.Kulyutkin, G.S.Sukhobskaya. M., Pedagogika, 1990. 104 s.

2 Nikandrov, V.V. Eksperimental'naya psikhologiya. Uchebnoe posobie (Experimental Psychology. Education Guidance). SPb, Izd-vo «Rech'» 2003. 480 s.

3 Sm.: Rybnikov, N.A.: http ://wiki.1vc0.ru/enciklopediva/psixologiva/psixologi/rvbnikov-nikolaj -aleksandrovich. html ; Rubinshtein, S.L.: http:// www.koob.ru/rubinshtein/ ; Anan'ev, B.G.: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev chelovek-kak-predmet 1968

4 Kachanov, Yu.D., Shmatko, N.A. Bazovaya metafora v strukture sotsial'noi identichnosti (Basic Metaphor in the Structure of Social Identity). Sotsiologicheskie issledovaniya, №1, 1996. S.61-72.

5 Smolyar, A.I. Professional'noe samosoznanie uchitelya: voprosy metodologii, teorii i tekhnologii razvitiya: monografiya (Professional Consciousness of the Teacher: Questions of Methodology, Theory and Technology of Development: Monograph). Samara, PGSGA, 2013. 356 s.

6 Vladimir Minin. Kontsert dlya bezdomnogo khora. Dirizher Vladimir Minin o khorovom penii kak natsional'noi idee (Concert for the Homeless Chorus. The Conductor Vladimir Minin on Choral Singing as the National Idea). Rossiiskayagazeta, 24.01.2014: http://choir.ru/events/pr/?SHOWALL 1=1

7 Khvorostovskii Dmitrii. Interv'yu ot 27.04.2012 (Interview of 27.04.2012): https://www.youtube.com/watch?v=VAZpn-onFOg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.