УДК 378.978 ББК 74.489
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
| Э.Б. Абдуллин, Л.С. Майковская
Аннотация. В статье раскрываются технологии обучения в вузе основам исследовательской деятельности будущих педагогов-музыкантов. Авторы выделяют два этапа в процессе данной подготовки. На первом этапе акцентируется внимание на изучении актуальных проблем педагогики музыкального образования в рамках дисциплин (Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», а также научных трудов ученых, выдающихся педагогов-музыкантов. Данный этап позволяет студентам подойти к пониманию сущности проблемы исследовательской деятельности как одной из разновидностей профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта. На втором этапе осуществляется непосредственное изучение основ исследовательской деятельности педагога-музыканта с помощью представленной в сжатом виде модели, включающей в себя познание и освоение различных видов этой деятельности, технологий применения эмпирических и теоретических методов, овладение процессом подготовки выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.
185
Ключевые слова: исследовательская деятельность педагога-музыканта, педагогика музыкального образования, методы исследования, технологии, бакалавр.
TECHNOLOGIES FOR TEACHING THE FUNDAMENTALS OF A RESEARCH ACTIVITY OF A MUSIC EDUCATOR
I E.B. Abdullin, L.S. Maykovskaya
Abstract. The purpose of this article is to reveal the technologies for teaching the fundamentals of a research activity to future music educators at university. The authors define two stages of the training. The first stage includes consideration of the topical issues of pedagogy of music education within the disciplines such as Theory of Music Education and Methods of Music Education; as well as studying the researches of prominent music educators. This stage helps students to realize the main points of the research process as
a component of the professional life of a future music educator. The second stage represents empirical and theoretical studies of the fundamentals of research activities. The studies are based on a succinct pattern that includes the cognition and learning different kinds of research activities; the technologies of adoption of empirical and theoretical methods; and learning the process of preparation of a (bachelor) degree work.
Keywords: Research activities of a music educator, pedagogy of music education, research methods, technologies, bachelor.
186
Профессиональная подготовка педагога-музыканта к исследовательской деятельности в системе высшего образования осуществляется интенсивно в основном в течение последних 25 лет. Своебразной «точкой отсчета» может служить включение в Государственный стандарт высшего педагогического образования предмета «Методология педагогики музыкального образования» [1], соответствующей программы [2], учебных пособий и учебников [3; 4; 5; 6].
Целый ряд первых разделов учебника «Теория музыкального образования» [4] прямо или опосредованно сопряжен с методологией педагогики музыкального образования. Это касается и включенных в приложение данного учебника статей выдающихся ученых, музыкантов-педагогов Б.В. Асафьева («Музыка в современной общеобразовательной школе»), Д.Б. Кабалевского («О музыкально-эстетическом и нравственном воспитании детей (по материалам разных лет)»), В.В. Медушевского («Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства») и др., которые помогают значительно расширить поле размышлений студентов и позволяют им самостоятельно находить ответы на различные во-
просы методологии педагогики музыкального образования.
В данных статьях лейтмотивом звучит главная мысль, главное утверждение: «Каждый педагог-музыкант в душе исследователь — исследователь процесса музыкального развития учащихся, его способностей, умений, навыков, опыта музыкально-творческой учебной деятельности, интересов, потребностей, вкусов» [3, с. 228]. Миссия педагога-исследователя — искать эффективные пути развития музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности каждого учащегося.
Но первый этап профессиональной подготовки педагога-музыканта к исследовательской деятельности не ограничивается изучением предмета «Методология педагогики музыкального образования». Обратимся к другому учебному предмету — «Методика музыкального образования». Здесь учащиеся имеют возможность, прежде всего на основе наблюдений «живого процесса» музыкального образования в видеозаписях, осуществляемых талантливыми учителями музыки и студентами, выступающими на многочисленных международных конкурсах «Учитель музыки XXI века имени Д.Б. Кабалевского, — уви-
ЕК
деть и осмысливать рождающиеся на их глазах творческие находки музыкально-педагогического характера. Важным обстоятельством и опорой для студентов служат методические пояснения — развернутые комментарии к каждому из представленных уроков [5, с. 171-200]. В заданиях для самостоятельной работы учащимся предоставляется возможность продемонстрировать исследовательские приемы и навыки: обнаружить и отметить особенности творческого подхода учителя к решению различных учебных задач в процессе музыкального обучения и воспитания; объяснить сущность этих методов и технологий их реализации (демонстрация уроков Ани Диланян (Армения), Натальи Братановой (Болгария), Вилмы Ушинскине (Литва), Динары Молдагалиевой (Кзахстан), Ураны Жамъян (Монголия), Айи Петровска (Латвия) и др.). Практика показывает, что этот процесс — наблюдения и анализа уроков — как правило, протекает особенно заинтересованно, горячо, с неминуемым столкновением мнений, позиций и их отстаиванием.
Добавим, что в демонстрируемых видео-примерах речь идет не только об уроках музыки, но и о внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работе (например, хоровые занятия учителя музыки из Латвии Лиги Целмы с учащимися общеобразовательной школы г. Елгавы и профессора консерватории г. Мадрида Хосе Филиппе с учащимися школы № 324 г. Москвы; беседа о музыке приглашенного профессора Стокгольмского университета М. Казиника с учащимися музыкального отделения педагогического колледжа г. Маросейка г. Москвы).
Таким образом, на первом подготовительном этапе происходит: а) непосредственное знакомство студентов с процессом музыкального образования и изучение его с позиции не только учащегося, но и учителя, размышляющего над этим процессом; б) овладение знаниями по теории и методике, а также технологией самого процесса музыкального образования с помощью живых и ярких, направленных на освоение сущности исследовательской деятельности, примеров из практики, снятых на видеокамеру.
В процессе овладения студентами курсом «Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта» на втором этапе ставится следующая задача. Опираяясь на полученный опыт практической музыкально-педагогической деятельности, знания в области теории и методики музыкального образования, осуществлять дальнейшее «погружение» студентов в сущность и особенности исследовательской деятельности педагога-музыканта с помощью герменевтического подхода. Согласно этому подходу такие методы исследования в педагогике музыкального образования, как размышление, интерпретация, экстраполяция, дискуссия, диалог, интуитивные догадки, а также привлечение в процессе теоретических и эмпирических методов воображения, ассоциаций, предвидений, архетипов, а рассматриваются в качестве базовых, основополагающих [7].
Дальнейшая работа направляется на овладение студентами различными исследовательскими методами в ходе семинарских занятий, учебной школьной практики, а также в процессе выполнения курсо-
187
ВЕК
188
вой работы, написания рецензии на прочитанную статью, научного доклада, эссе-размышлений и пр. При этом педагог, раскрывая содержание каждого вида исследовательской музыкально-педагогической работы, сопровождает анализ конкретными наглядными примерами с указанием наиболее типичных ошибок, возникающих трудностей и путей их преодоления.
Далее студентами изучаются теоретические и эмпирические методы музыкально-педагогического исследования. В ходе занятий на основе развернутых примеров и иллюстрации преподавателем типичных ошибок применения студентами различных методов в учебной исследовательской деятельности анализируется специфика того или иного эмпирического (музыкально-педагогического наблюдения, беседы, опроса, интервью, анкетирования и др.) или теоретического метода (анализ, синтез, обобщение, моделирование и др.). На этом этапе важно показать учащимся, что для педагогики музыкального образования в значительной мере присущи особенности, характерные для педагогики искусства (например, метод обобщения через жанр, синтез художественного и научного, метод переинтонирования, метод обобщения музыкально-педагогического опыта).
Специальную и весьма сложную задачу представляет собой овладение категориальным аппаратом музыкально-педагогического исследования, куда входят такие составляющие, как: тема и проблема музыкально-педагогического исследования, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы и мето-
дологические основы, этапы и база проведения исследования. При раскрытии содержания каждой категории указываются ошибки, которые типичны для студенческих работ, а также пути их устранения. Сопоставление конкретных удачных и неудачных примеров способствует эффективному овладению студентами необходимыми умениями для разработки категориального аппарата исследования. Внимание при этом сосредотачивается на двух главных методологических характеристиках, разработка которых требует особого рассмотрения — это предмет исследования, указывающего на то новое, к чему стремится исследователь, и гипотеза, характеризующая те способы и подходы, благодаря которым реализуется предмет исследования.
На следующем, основном этапе изучения методологии педагогики музыкального образования в центре внимания студентов — сущность изучаемого феномена и его структура. Педагогом приводятся конкретные примеры для обучения философскому (и культурологическому) пониманию проблемы, устанавливаются возможные связи как общенаучного (с музыковедением, психологией, социологией и т.п.), так и частно-научного (с музыкальной психологией, педагогикой и методикой музыкального образования) характера. Результатом этого этапа должны стать самостоятельно сформулированные студентом выводы об особенностях предмета исследования и гипотезы в собственной бакалаврской квалификационной работе.
При характеристике опытно-поисковой части выпускного исследования педагог фокусирует внимание
студентов на материале, в котором дается описание констатирующего и формирующего разделов эксперимента, а также итоговых результатов, подтверждающих или опровергающих предположения, сформулированные в гипотезе. При этом особое значение придается «пошаговому» описанию констатирующего эксперимента. Внимание акцентируется на разработке диагностического инструментария (для выявления сфор-мированности способностей, умений, навыков, качеств личности и др.), технологий проведения социологических исследований. На основе анализа различных выпускных квалификационных работ преподаватель демонстрирует как ошибки, так и достоинства, которые имеют место в практической деятельности начинающего исследователя.
При характеристике формирующего этапа исследования внимание студентов направляется педагогом на раскрытие тех механизмов, которые позволяют в объективной и доказательной форме представить процесс и результаты, подтверждающие (или опровергающие) правомерность спроектированных предмета исследования и гипотезы, а также сопоставить показатели констатирующего и итогового этапов эксперимента.
Таким образом, изучение основ исследовательской деятельности в вузе является важнейшей задачей музыкально-педагогического образования, направленной на становление научно-исследовательской культуры и профессионального мастерства будущих педагогов-музыкантов, формирование у них стремления к поиску новых подходов и технологий на пути к самосовершенствованию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный стандарт высшего педагогического образования 050601 [Текст].
- М., 2000. - 23 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Примерная программа дисциплины «Методология педагогики музыкального образования» [Текст] / Э.Б. Абдуллин. - М.: Прометей, 2004. - 20 с.
3. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. Учебник для студентов вузов [Текст] / Э.Б. Абдуллин.
- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гном, 2010.
- 413 с.
4. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: МПГУ, 2013. - 432 стр.
5. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева / Под общ. ред. М.И. Рой-терштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
6. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования. Комплект видеозаписей из 6-ти дисков / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: НИИ Новой технологии, 2006.
7. Абдуллин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта. Учебное пособие [Текст] / Э.Б. Абдуллин.
- СПб.: Лань, 2014. - 338 с. Щ
REFERENCES
1. Abdullin Je.B., Metodologija pedagogiki muzykal'nogo obrazovanija, Uchebnik dlja studentov vuzov, 3nd ed., rev. ed., Moscow, 2010, 413 р. (in Russian)
2. Abdullin Je.B., Osnovy issledovatel'skoj dejatel'nosti pedagoga-muzykanta, Ucheb-noe posobie, SPеtersbourg, 2014, 338 р. (in Russian)
3. Abdullin Je.B., Primernaja programma dis-cipliny "Metodologija pedagogiki muzykal-nogo obrazovanija", Moscow, 2004, 24 р. (in Russian)
4. Abdullin Je.B., Nikolaeva E.V., Metodika muzykalnogo obrazovanija, Uchebnik dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij, Moscow, 2006, 336 р. (in Russian)
1ЕК
5. Abdullin Je.B., Nikolaeva E.V., Metodika muzykalnogo obrazovanija, Komplekt vid-eozapisej iz 6-i diskov, Moscow, 2006. (in Russian)
6. Abdullin Je.B., Nikolaeva E.V., Teorija muzykalnogo obrazovanija, Uchebnik dlja
stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij, 3nd ed., rev. ed., Moscow, 2013, 432 p. (in Russian) 7. Gosudarstvennyj standart vysshego peda-gogicheskogo obrazovanija 050601, Moscow, 2000, 68 p. (in Russian)
Абдуллин Эдуард Борисович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии и технологии педагогики музыкального образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО при Московском педагогическом госудасрвтенном университете «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни, ed.abdullin@gmail.com Abdullin E.B., ScD in Pedagogy Professor, Head of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, Head of the UNESCO Chair Musical Art and Education in Life-Long Learning at Moscow State Pedagogical University, ed.abdullin@gmail.com
Майковская Лариса Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования, Московский государственный институт культуры, maykovskaya@gmail.com Maykovskaya L.S., ScD in Pedagogy, Professor, Head of Music Education at Moscow State Institute of Culture, maykovskaya@gmail.com
190