Научная статья на тему 'Аспекты подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза'

Аспекты подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ART / MUSIC / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONALITY / EDUCATION / MUSIC PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланкина Елена Евгеньевна

Освещены вопросы подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза. Аргументируются идеи личностно-творческого подхода в организации научной поготовки студентов и их научного соворчества с преподавателем. Раскрываются особенности и возможности создания научно-образовательной среды в контексте своеобразия музыкально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланкина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF TRAINING MUSIC TEACHER TO RESEARCH ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY

The article deals with the questions about teacher-musicians training for scientific and research work at universities. The ideas of personal and creative approaches for scientific and research work of students and their cowork with teacher-musicians are stated. Peculiarities and opportunities of educational and scientific platform creation in the context of teacher-musicians practice are revealed.

Текст научной работы на тему «Аспекты подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза»

УДК 378

Е. Е. Ланкина

АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Освещены вопросы подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза. Аргументируются идеи личностно-творческого подхода в организации научной поготовки студентов и их научного соворчества с преподавателем. Раскрываются особенности и возможности создания научно-образовательной среды в контексте своеобразия музыкально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: искусство, музыка, профессиональные компетенции, личность, образование, музыкальная педагогика.

В современном мире, насыщенном информацией, человеку нетрудно заблудиться в ее потоке. Поэтому важным становится не столько усвоение информации, сколько развитие самостоятельного творческого мышления, переосмысление на творческом уровне суммы знаний, умений и навыков, следование лучшим, веками наработанным традициям, и нахождение новых продуктивных путей в областях науки и производства. В наше время обновляются формы и содержание образования, выдвигаются особые требования к педагогам, в том числе творческих художественных специальностей. Отвечая социальному заказу - воспитанию творческой личности, активно участвующей в познании и духовном преобразовании окружающего мира, - педагогика стремится восстановить престиж индивидуальной творческой деятельности. Становление новой личности, способной не только к самообразованию, но и к продуктивному научнопрактическому творчеству, на сей день является основой образовательной политики нашего государства. В «Проекте современной модели образования РФ до 2020 года» заявлен курс на обновление содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компетен-тностного подхода [1, с. 2-3].

В процессе всестороннего развития личности искусство, как уникальное училище чувств и образных смыслов, играет важную роль. Разумеется, содержание произведения может вызывать различные чувства: ценные, ведущие к духовному росту, или разрушительные, разоряющие душу человека. По Л. С. Выготскому, «произведение искусства не самоцель, оно, скорее, средство реализации другой цели, а именно психологического воздействия на личность. Искусство есть резонатор, усиливающий и передающий чувства автора, которыми заражается воспринимающий [2, с. 6]. И в этом смысле произведение музыкального искусства ничем не отличается от романа или повести, живописного полотна или скульптуры. По общепризнанному мнению множества ученых и педагогов, в том числе композитора, музыковеда, автора школьной программы

«Музыка» Дмитрия Борисовича Кабалевского, основополагающим аспектом в развитии личности, ее эстетической, в том числе музыкальной, культуры является именно активное восприятие. И мы отмечаем, что в наше время проблема развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, сформулированная академиком Д. Б. Кабалевским еще в 1970-е гг., не только не потеряла своей значимости, но и приобрела новую актуальность прежде всего в связи с появлением новых педагогических технологий [3].

В ходе ведения мастер-класса на Международном конкурсе учителей музыки, посвященном 100-летию Дмитрия Борисовича Кабалевского, знаменитый музыкант, общественный деятель, пропагандист искусства Михаил Казинник, обращаясь к студентам, высказал свое мнение о том, что педагог-музыкант сейчас является самым главным человеком, воспитывающим через истинно прекрасную музыку души детей. И мы вполне согласны с ним, ведь музыкант-наставник и есть тот божественный инструмент, который через самое проникновенное, доступное и понятное искусство открывает детям, подросткам и юношеству, а значит, будущему планеты истину красоты, мудрости, нравственности, человечности.

Логичным будет обратиться к интересующему нас студенческому контингенту - музыкантам, обучающимся в институтах культуры, на факультетах искусств и культуры университетов. В основном это люди, имеющие не только базовое образование (музыкальный колледж, колледж культуры), но и опыт работы, обладающие профессионально-педагогической компетентностью: знаниями, умениями и навыками, устойчивыми позициями в отношении к воспитанникам, коллегам, себе, своему делу.

Как представитель педагогической деятельности современный музыкант владеет предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской компетенциями. Что касается собственно творческой компетенции музыканта, она, по нашему мнению, имеет художественноэстетическую и созидательную составляющие.

Художественно-эстетическая составляющая обеспечивает среду урока, занятия - условия, модель, смысловое содержание. Творческая созидательная составляющая подразумевает не только владение в той или иной мере сочинением и аранжировкой музыки, но и умением ввести детей в мир доступной импровизации, а также научить созданию элементарных музыкальных композиций. Разумеется, профессиональная зрелость может быть достигнута студентами в процессе музыкально-педагогической деятельности при условии рефлексии - глубокого осмысления, осознания ими общепрофессиональных и специальных навыков и умений, а также своих личностных качеств и достижений в культуре. Именно рефлексия как осознание противоречия между целями и задачами и результатом выступает фактором самосовершенствования видов учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-музыкантов: исполнительской, методической, коммуникативной, творческой, научно-исследовательской.

Педагог-музыкант призван активизировать художественно-творческий потенциал детей, приобщая их к более обширному и глубокому познанию искусства. Его профессия является, без сомнения, исследовательской. К примеру, учитель музыки занимается диагностикой школьников с первого же знакомства с ними (музыкальные способности, культура, интересы, мотивация к музыкальной деятельности). Он неизбежно исследует и собственные личностно-психологические, педагогические, профессиональные качества. Готовясь к урокам, он изучает стили, жанры, направления в музыке, да и в культуре, искусстве в целом. Волнуют его и актуальные психолого-педагогические проблемы восприятия музыки детьми, подростками, юношеством. Современный учитель призван создавать не только планы-конспекты уроков, но и собственную программу по предмету, а также программу элективного курса для старшеклассников. Обретая собственный педагогический опыт, учитель встает перед потребностью анализа и обобщения опыта, в том числе создания методических пособий и рекомендаций, одним из необходимых элементов которых является психолого-педагогическое исследование. Учитель музыки выступает на методических объединениях, научно-практических конференциях, делится опытом на курсах повышения квалификации учителей, участвует в круглых столах, педагогических дебатах. То же самое можно сказать и о педагогах дополнительного образования - все они соприкасаются с исследовательской деятельностью. Готовить их к таковой деятельности можно и нужно в вузе.

Необходимо отметить деталь, бытующую многие десятилетия и, к сожалению, являющуюся до

сих пор реальностью. Большинство учителей музыки и педагогов-музыкантов по сей день считают, что их профессия самодостаточна и не требует соприкосновения с научно-исследовательской деятельностью. Опрос и анкетирование учителей музыки Томска и Томской области на курсах повышения квалификации в ноябре 2012 г. показали, что большинство педагогов не мотивированы к научно-исследовательской деятельности. Многие считают ее необязательной, а если и призваны заниматься исследованиями, то лишь для того, чтобы иметь возможность повысить свою квалификацию, приняв участие в каких-либо мероприятиях, связанных с наукой. Противоположным явилось мнение студентов специальности «музыкальное образование» Томского государственного педагогического университета. Анкетирование показало, что абсолютно все студенты считают научно-исследовательскую деятельность важной, имеют к ней интерес, но не владеют достаточными знаниями в этой области.

Таким образом, разработка организации, ведения и поддержки научной деятельности студентов в вузах применительно к современным условиям является очень актуальной. Участие в научной деятельности позволяет студентам определить перспективу своего дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре, в освоении специальности, эффективном решении теоретических и прикладных проблем в образовании.

Имея почти тридцатилетний опыт преподавания в педагогических вузах, с уверенностью могу сказать, что к различным видам научно-исследовательской деятельности необходимо готовить будущих педагогов-музыкантов уже с первого курса. Осмысление заданий семинарских занятий, работа над рефератами, различные поисковые формы работы, педагогические дискуссии, дебаты - уже трамплин для более углубленной исследовательской деятельности. На втором курсе студенты при написании курсовых работ исследуют собственную педагогическую деятельность. Темы выпускных квалификационных работ логично связать с личными исследовательскими интересами студента, его педагогическим опытом. Выходя на педагогическую практику, студенты в школах и учреждениях дополнительного образования детей проявляют творческий подход в составлении урока музыки, музыкального занятия, внеклассного мероприятия. Выступая с докладами на конференциях, наши студенты освещают опыт ученых, коллег и свой вклад в педагогику искусства.

С 2000 г. в государственном стандарте специальности существует дисциплина «Методология педагогики музыкального образования», где открывается поле развития научно-исследователь-

ских способностей студента. Дисциплина предусматривает получение студентом знаний и умений написания - от простых жанров - эссе, отзывов, рецензий, докладов, тезисов статей, методических разработок до создания научной статьи, методической работы, программы и т. д. На занятиях анализируются работы ведущих ученых в области музыкальной психологии и педагогики. Весьма значимым является получение ими знаний составления методологических характеристик собственной выпускной квалификационной работы: цели, задач, предмета, объекта, гипотезы, научной новизны работы, а также практической части работы -анализа методического опыта по выбранному направлению, в том числе авторского опыта, и вплоть до освещения результатов педагогического эксперимента. Все это создает базу для восхождения на вершину своей учебной, научно-исследовательской деятельности в форме написания выпускной квалификационной работы, а также для развития компетенций научно-исследовательской деятельности, важных на протяжении всей профессиональной карьеры музыканта. В результате целенаправленной подготовки студенты еще более активно развивают гибкость, эвристичность, логику и продуктивность мышления, креативность, любовь к знаниям, волю, любовь к профессии. Все это может успешно происходить при условиях тесной связи теории и практики, доведения умений студентов в изучении литературы и написании работ до научного уровня, при активизации интереса к видам научно-исследовательской деятельности и реализации своих творческих наработок.

Методологическая культура учителя музыки предстает, исходя из концепции Э. Б. Абдуллина, в виде многокомпонентной и многоуровневой структуры, включающей в себя педагогический потенциал, философское мировоззрение, методологическую рефлексию и операциональную сферу, выражающуюся в комплексе способов познаватель-но-преобразующей деятельности [4]. Целостность структуры методологической культуры охватывает духовно-нравственную, мотивационную, интеллектуальную и деятельностную сферы личности учителя музыки и определяет инновационный характер его мышления и активность музыкальнопедагогической деятельности, тесно связанной с исследовательской.

Что касается развития у педагога-музыканта потребности в исследовательском творческом мышлении и его реализации на индивидуальноличностном уровне, то здесь опять же условием успеха будет наличие рефлексии, которую можно назвать методологической. Методологическая культура учителя музыки отражает и прикладную сторону содержания музыкального образования,

такую как педагогическое проектирование и конструирование музыкально-воспитательного процесса, где вновь рефлексия находится на первом месте. В совокупности методологическая культура учителя музыки обеспечивает его творческую самореализацию в процессе проектирования музыкально-педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Применяя свои методологические знания, учитель раскрывает перед учащимися свое понимание музыкального искусства и собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению духовной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей через искусство и личность самого педагога.

Педагог-музыкант сегодня сталкивается с необходимостью владеть компетенциями научно-исследовательской деятельности, знакомиться с основами методологии научно-исследовательской деятельности в области искусства и художественного образования, быть в курсе современных проблем науки и образования, а также методов и подходов, применяемых в исследовательской деятельности в своей профессиональной области. Музыкант, умеющий анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и поисковых задач, а также реальные условия проведения исследовательского эксперимента, умеющий анализировать конкретную музыкально-педагогическую деятельность и систему ее организации в учреждениях и организациях различного типа - это большая находка для учреждений образования. В настоящее время немного найдется учителей-музыкантов, умеющих самостоятельно написать тезисы, статью, подготовить доклад к выступлению на конференции. И очень мало педагогов-музыкантов, владеющих способами обоснованного оценивания качества образовательного процесса и стилями написания научно-популярных, научных публикаций. И совсем редко встречаются педагоги-музыканты, умеющие работать над реферируемыми статьями, проектами, участвующие в грантах, коллективных монографиях и т. п.

В условиях современного вуза мы должны, как минимум, дать студентам элементарные навыки научно-исследовательской деятельности. Практика показывает, что активные педагоги-музыканты, обладающие научно-исследовательскими компетенциями, способны аккумулировать свой и чужой опыт, найти новые подходы и методы в своей деятельности, быть организаторами важных дел. Это будущие авторы грантов, проектов, инновационных программ, программ развития учреждений, учебников.

Акцентируем внимание на том, что проведенное осенью 2013 г. анкетирование среди выпускников факультета культуры и искусств Томского государственного педагогического университета показало: все они мотивированы к научно-исследовательской деятельности, но не обладают достаточными компетенциями в этой области. У некоторых из студентов отсутствуют знания и умения, необходимые для осмысления проблем музыкальной педагогики на методологическом уровне, дающем выход на исследовательскую деятельность в профессиональной работе.

В связи с этим важно отметить, что вносить свой вклад в активизацию научно-исследовательской деятельности студентов на факультетах эстетического направления возможно следующими путями. Во-первых, личным примером участия в конгрессах, конференциях, семинарах, грантах и проектах, периодической печати, в работе сайтов учреждений образования и культуры, в педагогической печати, а также посредством предоставления студентам сборников конференций, научных сборников кафедр вузов искусства и культуры. Во-вторых, путем включения спецкурсов, дающих основы научно-исследовательской деятельности, в учебный план. В-третьих, проведением лекций и мастер-классов на базе вуза, в институтах повышения квалификации работников образования, культуры, участием студентов в этих курсах. В-четвертых, организацией научных кружков, обществ, творческих объединений. В-пятых, привлечением студентов к участию в проектах, грантах, различных программах. Жизнь убедила, что таким образом создается поле научно-исследовательской деятельности и мощный инструмент подготовки своих воспитанников к более успешной профессиональной деятельности.

Итак, подытожим вышесказанное. Подготовка к научно-исследовательской деятельности студентов-музыкантов на факультетах искусств и культуры происходит, как минимум, в следующих формах:

- учебной (ведение дисциплин теоретико-методологического цикла: истории, теории, методики, методологии музыкального образования, ведение практических занятий (музыкальных практикумов), спецкурсов, где предусмотрена аналитическая и исследовательская деятельность студентов, в ходе ведения учебной и педагогической практики в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

- коммуникативной (освещение опыта ученых, коллег, собственного опыта НИД, обмен опытом);

- организационной (очное и заочное участие в научно-практических конференциях, всероссийских семинарах, участие в грантах, программах, проектах).

По вопросам подготовки музыкантов к профессиональной и научно-исследовательской деятельности были подготовлены доклады на конференции, конгрессы, всероссийские семинары. Принято участие в обсуждении проблем музыкального образования в «Учительской газете», в обсуждении решений УМО по музыкальному образованию в 2006 г., а также представить доклад о музыкальном образовании на заседание Общественной палаты РФ в апреле 2012 г.

Несмотря на то, что на фоне дефицита учителей музыки, особенно острого в Томске и Томской области, абитуриенты пока еще недостаточно мотивированы к обучению в данном направлении образования, положительной является тенденция, что наши студенты являются достаточно подготовленными, хорошими учителями музыки и педагогами дополнительного образования. Многие из них - активные участники научных мероприятий: всероссийских семинаров «Дефиниции культуры» (Томский государственный университет), Международной научно-практической конференции МПФ ДГПУ «Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире» (г. Махачкала), Международной научно-практической конференции «Педагогический потенциал искусства» (г. Чебоксары), международных научно-практических конференций «Художественное образование: проблемы и перспективы» (Бийский педагогический университет, Бийский государственный музыкальный колледж), межрегиональных и международных научно-практических конференций Томского музыкального колледжа им. Э. В. Денисова, а с осени 2012 г. - в начавших свою жизнь конференциях факультета культуры и искусств ТГПУ.

И здесь важно отметить, что условия Томского государственного педагогического университета являются благоприятными для научно-исследовательской деятельности. Начиная с 2008 г. студенты специальности «музыкальное образование» участвуют в проводимой ТГПУ Всероссийской конференции «Наука и образование». В апреле 2011 г. в этой традиционной конференции вуза участвовал весь выпускной курс специальности. Очные участники выступили с презентациями, показав высокий уровень подготовки к докладам и получив дипломы. По результатам проведенного семинарского занятия в рамках предмета «Методология музыкального образования» нами написана совместная статья «Учитель музыки нового века: творческие возможности приоритетной личности сферы образования» [5]. В апреле 2012 г. на секции «Куль -турология» были выделены лучшие доклады, авторы которых получили дипломы, а другие студенты и магистранты традиционно получили сертификаты участников и грамоты. Все статьи были приня-

ты в сборник «Наука и образование», посвященный 110-летию ТГПУ. Участники конференции отмечали высокий научный уровень и содержательность обсуждения проблем в области художественного образования и культуры на секции «Культурология». Эксперты отмечали научную зрелость участников, владение методологией исследования в области искусства, музыкальной педагогики и психологии. Необходимо отметить, что студенты на конференции освещали свои авторские исследования и результаты работы в школе и учреждениях дополнительного образования. В ноябре 2012 г. студенты-музыканты участвовали во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры», организованной на базе факультета культуры и кскусств ТГПУ, а также в секции «Актуальные проблемы музыкального образования и культуры» Всероссийской научно-практической конференции ТОИПКРО «Модернизация образования: проблемы и решения». Весна 2013 г. дала свои замечательные научные ростки. Наши студенты активно участвовали в I Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы учебно-методической и творческой работы в теории и практике музыкального искусства», посвященной 140-летию со дня рождения Ф. И. Шаляпина, а также в секции «Народная художественная культура. Музыкальная культура» в рамках традиционной, ставшей уже международной, конференции ТГПУ «Наука и образование». Конференции дают шанс творческой молодежи заявить о своих научных интересах, представить результаты труда студенческой и научной общественности.

Что касается формирования личности педагога-музыканта, на его развитие огромное влияние оказывает личность научного руководителя, его научные интересы и отношение к собственной деятельности, научная деятельность кафедры и факультета, формы и методы ведения учебной и научной работы. От удовлетворения мотивов студентов к научно-исследовательской и познавательной деятельности в целом зависят успешность их адаптации в науке и будущая профессиональная деятельность. Важно отметить, что на развитие мотивов студентов к научно-исследовательской деятельности влияет в большой мере и атмосфера вуза. Разработка проблемы стимулирования исследовательской деятельности студентов, высвобождение и использование творческого и интеллектуального потенциала обучающихся - все это способствует более успешному решению проблем образования в целом.

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее

время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний и поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества.

Воспитательный аспект студенческого научного творчества имеет большое значение в деле формирования личных качеств будущего специалиста. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность в выборе и проведении определенных решений, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. На сегодняшний день совместное научное творчество ученых, преподавателей, студентов, аспирантов является эффективным полем развития интеллектуальных способностей, талантов, исследовательских качеств, инициативы, навыков самообразования.

Самой распространенной формой научно-исследовательской работы является участие студентов в кафедральных и факультетских конференциях, круглых столах, семинарах, которые необходимо ежегодно организовывать.

Активизация научно-исследовательской деятельности студентов осуществляется на основе приобретения первоначального опыта научно-исследовательской деятельности. Мы расширяем диапазон знаний о научном исследовании, создаем особые условия, способствующие включенности студентов в активную мыслительную деятельность, направленную на развитие логических форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), в том числе и на основе решения проблемных исследовательских задач. И здесь приоритетным является влияние именно преподавателей вузов, активно организующих научно-исследовательскую деятельность студентов в условиях вуза.

Таким образом, стратегия организации научноисследовательской деятельности со стороны преподавателя основана, в частности:

- на личностно-ориентированном подходе

(предлагаются такие темы и задачи, которые требуют проявления личностных способностей, творчества, самостоятельности, что и составляет ценностно-смысловой аспект научно-исследовательской компетентности студента);

- дифференцированном и индивидуальном подходах (разные уровни сложности);

- герменевтическом подходе (требуется способность понимать тексты, выявлять логические и смысловые связи, создавать свой собственный смысл в виде оценочных суждений и выводов);

- использовании проектного метода (формирование не только знаний и умений, но и способность решать на основе усвоенных знаний реальные жизненные, познавательные и профессиональные задачи);

- принципе проблемности любой научно-исследовательской задачи для студента (исследуемая проблема должна требовать постановку цели, задач, поиска и реализации различных вариантов ее решения).

Все это должно найти воплощение в создание соответствующей личностно ориентированной образовательной среды, направленной на формирование и развитие исследовательских компетенций будущих специалистов. Условия этой среды должны пронизывать все типы работы и заданий: выполнение лабораторных работ; написание рефератов; участие в предметных олимпиадах; подготовку докладов; выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований; выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик; изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации, а также курсовых, дипломных работ и проектов. Особую роль при этом играют научно-практические конференции. Это пространство презентации научных достижений, обсуждение результатов научной деятельности, место профессионального общения. Обратная связь, получаемая на таких мероприятиях, способствует формированию адекватной профессиональной самооценки, постановке новых профессиональных задач, построению профессиональных связей и складыванию научных сообществ.

Одна из существенных характеристик этой среды - научное сотворчество преподавателя и сту-

дента. Деятельность преподавателей включает: сопровождение исследовательской деятельности студентов, творческое содействие на разных этапах проведения струденческих исследований (постановка, помощь в выборе и решении исследовательских задач); выявление и анализ уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности; проведение индивидуальных консультаций, стимулирование мотивации студентов; анализ педагогической деятельности и результатов взаимодействия со студентами.

Научно-исследовательская деятельность педа-гогов-музыкантов чрезвычайно важна для обретения методологической культуры и воплощения на практике особых, отвечающих специфике музыкального искусства, художественно-педагогических приемов общения с учащимися. Необходима атмосфера эмоционально-духовного контакта между учителем и детьми, доброжелательное, уважительное и в то же время требовательное отношение к ним, создание установки на возникновение эмоционально-духовных субъективных отношений между детьми и музыкой, ее личностного восприятия, воспроизведения [6]. Его личность на занятиях раскрывается глубоко и полно: он не только исполняет произведение, но и рассказывает о нем, передавая свое отношение к композитору, музыке и усиливая ее эмоциональное воздействие. В реализации художественно-коммуникативных задач особенную роль играет артистизм.

В этих и многих других психолого-педагоги-ческих, а также специальных - художественнотворческих, компетенциях педагог-музыкант, обращающийся к науке и в итоге формирующий свое концептуальное мышление профессионала, не только обогащает себя важнейшими интеллектуальными и духовными приобретениями [7]. Он, несомненно, является носителем истинной культуры творца, способного исследовать базовые исторические достижения искусства и открывать новые горизонты в педагогике - вечно юной и развивающейся науке, обращенной к будущему человечества.

Список литературы

1. Современная модель образования в РФ, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (до 2020 года). 11^: http://mon.gov.ru/files/ гт^егіаІ8/4674/ауди8Ю8.Ьос.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 287 с.

3. Ланкина Е. Е., Блохин А. О. Формирование и развитие художественно-образного восприятия школьников-подростков на уроке музыки // I Всероссийский фестиваль науки: Всерос. конф. студ., аспир. и молодых ученых «Наука и образование». Т. IV. Томск: Изд-во ТГПУ. С. 277-282.

4. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2010. 216 с.

5. Ланкина Е. Е., Осипов В. А., Шматов Р. С., Муранова К. О. Учитель музыки нового века: творческие возможноти приоритетной личности сферы образования // I Всероссийский фестиваль науки: Всерос. конф. студ., аспир. и молодых ученых «Наука и образование». Т. IV. Томск: Изд-во ТГПУ. С. 329-334.

— SS —

6. Ланкина Е. Е. Развитие творческого потенциала в музыкальной деятельности школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7.

С. 107-111.

7. Ланкин В. Г., Ланкина Е. Е. Между личностью и профессией. Идеи и проблемы компетентностного подхода и активизирующих технологий

в высшем образовании // Там же. 2012. Вып. 11. С. 9-14.

Ланкина Е. Е., доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: lankinaelena@mail.ru

Материал поступил в редакцию 05.07.2013.

Ye. Ye. Lankina

ASPECTS OF TRAINING MUSIC TEACHER TO RESEARCH ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY

The article deals with the questions about teacher-musicians training for scientific and research work at universities. The ideas of personal and creative approaches for scientific and research work of students and their cowork with teacher-musicians are stated. Peculiarities and opportunities of educational and scientific platform creation in the context of teacher-musicians practice are revealed.

Key words: art, music, professional competence, personality, education, music pedagogy.

References

1. Modern model of education in Russia, oriented on solving problems of innovative development of economy (till 2020). URL: http://mon.gov.ru/ files/ materials/4674/avgust08.doc. (in Russian).

2. Vygotskiy L. S. Psychology of art. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 287 p. (in Russian).

3. Lankinf Ye. Ye., Blokhin A. O. Formation and development of artistic and imaginative perception of adolescent students at music lesson. I All-Russian Science Festival: National Conference of students and young scientists «Science and Education», vol. IV, Tomsk, TSPU Publ., 2011, pp. 277-282 (in Russian).

4. Abdullina E. B. Methodology of music education pedagogy. Moscow, 2010, 216 p. (in Russian).

5. Lankina E. E., Osipov V. A., Shmatov R. S., Muranova K. O. Music Teacher of the new century: the creativity of personality foreground sphere of education. I All-Russian Festival of science: National Conference of students and young scientists «Science and Education». Vol. IV, Tomsk, TSPU Publ., 2011, pp. 329-334 (in Russian).

6. Lankina Ye. Ye. Developing the creative potential during the musical-aesthetical activities of the pupol. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2007, no. 7, pp. 107-111 (in Russian).

7. Lankin V. G., Lankina Ye. Ye. Between the personality and profession: The ideas of competence approach and activationg technologies in higher education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 11, pp. 9-14 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: lankinaelena@mail.ru

— S9 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.