УДК 378+78
ВЫБОР ТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ON CHOOSING THE SUBJECT OF THE QUALIFYING RESEARCH PROJECT FOR BACHELOR'S DEGREE IN MUSIC EDUCATION
© Т.А. Колышева Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© T.A. Kolysheva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Показано значение выбора темы квалификационной работы в успешном завершении бакалавриата по программе «Музыкальное образование». Рассматриваются этапы, методы, приемы исследовательской работы студента: составление библиографии, творческое чтение, чтение-размышление, рефлексивный практикум. Подчеркивается роль мотивации, поиска личностного смысла, личной заинтересованности студента в исследуемой проблеме.
The paper establishes how important the choice of the subject of a qualifying research project is for getting the bachelor's degree of music education. It gives the characteristics of the stages, methods, techniques of students' research work: compiling bibliography, creative reading, thoughtful reading, reflective practical work. The article focuses on the role of motivation, search for personal meaning, a student's personal interest in the topic.
Ключевые слова: квалификационная исследовательская работа; рефлексия; типы дипломных проектов; поиск проблемы исследования.
Keywords: qualifying research project; reflection; types of diploma projects; search for the research issue.
Написание дипломной работы является итогом обучения студента в вузе и наиболее сложной по жанру, объему и целям научно-исследовательской работой выпускника. Музыкантов, за исключением музыковедов, не учат заниматься научным исследованием. Вот почему ведущей мотивацией для студентов, как правило, становится необходимость получить диплом, и гораздо реже - увлеченность какой-нибудь идеей, творческой задумкой. Выбор темы дипломной работы - одна из самых сложных задач студента и его научного руководителя, самый ответственный момент первого этап работы над дипломом. Удачный или неудачный выбор темы во многом предопределяет успех или неуспех дела, процесса написания, а в финале на защите - отношение государственной аттестационной комиссии к защищаемой дипломной работе.
Квалификационная работа бакалавра музыкального образования должна соответствовать определенным требованиям, демонстрировать высокий уровень общепедагогической, музыкальной подготовки, эрудицию автора, увлеченность темой, способность к исследовательской (в том числе опытно-экспериментальной) деятельности.
Студенту и его научному руководителю следует искать не формулировку темы, а проблему, общее направление исследования, вопрос, на который нужно ответить. Важно, чтобы они были лично значимыми для автора дипломного сочинения, а не для научного руководителя. Первое рабочее название диплома будет уточняться в процессе работы, при обсуждениях на кафедре и, скорее всего, изменится. Только логика исследования, его содержание могут подсказать оптимальный вариант заглавия.
Т.А. Колышева
Допустимо повторение темы дипломной работы, ранее защищенной другим выпускником, при условии авторской, ориги-гинальной трактовки, нового ракурса. Это сравнимо с интерпретацией одного музыкального произведения разными исполнителями. Чаще всего заявленная тема дипломной работы носит субъективно-преобразовательный характер, является новой и неизученной именно для ее автора. Хорошо, если одновременно решается личная проблема профессиональной подготовки бакалавра.
На начальном этапе студенту полезно познакомиться с музыкальными и педагогическими журналами «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия» («Советская музыка»), «Искусство в школе» («Музыка в школе»), «Педагогика», «Вопросы философии», «Вопросы психологии», газетой «1 сентября». Именно здесь фигурируют наиболее актуальные темы. В поиске темы могут помочь капитальные издания, каталоги, авторефераты кандидатских диссертаций по педагогике, методике воспитания и обучения, консультации у специалистов соответствующего профиля.
Все темы дипломных работ распадаются на три основные категории: исторические, теоретические и методические. Исторические исследования посвящены прошлому музыкальной культуры. В них анализируются научно-педагогические, музыкально-исполнительские школы, персоналии, биографии музыкантов-педагогов, исполнителей, выявляются закономерности, взаимосвязи в различных исследовательских ракурсах: музыкально-педагогическом, социологическом, этнографическом, культурологическом, искусствоведческом. Задача исследователя в работе над исторической темой - перейти от частного к общему, от случайного к закономерному, от единичного к целому, от прошлого к реалиям современной жизни, педагогической действительности. Например, тема «Педагогические принципы Н. А. Римского-Корсакова (или Г.Г. Нейгауза, М.Л. Ростро-повича) и современная музыкальная педа-
гогика», «Художественно-воспитательные и образовательные тенденции в музыкальной педагогике России конца Х1Х века», «Музыкальное воспитание в учреждениях закрытого типа в дореволюционной России (кадетские корпуса и женские гимназии)», «Музыкальное воспитание в эпоху Петра Великого».
Цель теоретического исследования -дать теоретическое представление о сущности, качествах, свойствах, закономерностях и организации того или иного объекта, художественно-стилистического явления, психологического феномена, процесса, «мысленное рассмотрение вещей» (Аристотель). Приведем примеры тем теоретических исследований: «Интегративный принцип (подход) в преподавании музыки», «Теоретические основы психолого-педагогической подготовки учителя музыки».
Смысл и назначение методических исследований - рассмотреть и выявить наиболее эффективные приемы и методы достижения актуальных научно-практических целей, проанализировать сами пути добывания нужных знаний, способы проверки их достоверности и надежности. Предметом внимания исследователя-методиста могут стать различные способы организации учебной деятельности учащихся-музыкантов, приемы педагогического воздействия применительно к возрастным категориям обучающихся, вопросы рационального использования ИКТ и ТСО в процессе музыкальных занятий. Иначе говоря, эти исследования отвечают на вопросы, как, каким образом должны быть организованы действия учителя, чтобы они давали необходимый эффект, приводили к желаемому результату. Приведем примеры методических тем: «Обучение интонированию нотного текста», «Формирование профессионально значимых качеств учителя музыки», «Наглядно-иллюстративный метод в преподавании музыки», «Совершенствование репетиций и упражнений в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя».
В полноценном дипломном исследовании должны быть представлены все три компонента: история вопроса, теория и методика. Доминирование одного из компонентов и дает основание для классификации, говорит о проблематике работы в целом - история, теория, методика.
В большинстве случаев дипломные работы ориентированы на выявление конкретных педагогических условий, в которых действуют и проявляют себя на практике закономерности, установленные на теоретическом уровне. Прикладные исследования адаптируют в рамках конкретной музыкальной дисциплины общетеоретические установки, предлагаемые фундаментальной наукой. Следствием таких исследований становятся методические разработки, поиск педагогических или психолого-педагогических условий формирования музыкально-исполнительских способностей, умений, навыков, компетенций.
Специалисты советуют обязательно фиксировать, сохранять, записывать варианты формулировки темы. Сначала это может быть рабочее название, которое получает более завершенное звучание на финальной стадии утверждения темы на кафедре.
Основными сферами, отраслями знаний для поиска темы научного исследования педагога-музыканта являются искусствоведение, педагогика, психология, культурология, социология. Возможно также обращение к медицине (музыкотерапия), логопедии, дефектологии, информатике. Актуальную проблематику можно найти именно на стыке двух смежных наук, где они накладываются друг на друга, сходятся, соприкасаются. Интересный ракурс дают исследования по возрастной музыкальной психологии, начиная с перинатального периода развития плода («Музыкальное воспитание ребенка первого года жизни в семье», «Музыкально-коммуникативное развитие ребенка первого года жизни в семье»). Приветствуются работы в рамках дополнительных образовательных программ,
для углубления знаний выпускника по специальным методикам - вокальным, инструментальным, дирижерским. Выбор и утверждение окончательной формулировки названия дипломной работы могут быть целесообразны только после того, как основная часть работы написана.
Наиболее продуктивно начать работу над дипломом с изучения научной литературы и составления библиографии. Это первый этап исследования. Основные поиски проходят в трех направлениях. Среди них ознакомление с каталогами библиотек, просмотр библиографических списков в солидных научных изданиях, учебниках, монографиях, знакомство с периодическими изданиями. Несомненный интерес представляют авторефераты диссертаций по общей педагогике, методике обучения и воспитания (музыка). Время на ознакомление не следует затягивать, важно начать составление библиографии. Профессор Г.М. Цы-пин советует писать так называемый «те-зисник» - идеи, соображения, общие подходы: 2-3 страницы собственных мыслей, соображений, исходных позиций, взглядов на проблемы [3, с. 22].
Студенту, работающему над дипломным исследованием, весьма полезно овладеть техникой быстрого чтения, научиться читать «по диагонали», просматривать текст, улавливая общий смысл. При таком способе чтения опорой становятся главные, ключевые слова текста. Темп чтения меняется в зависимости от значимости излагаемого материала для дипломника: ознакомление, пометки, выписки, точное конспектирование мыслей, абзацев для будущего цитирования. В этом случае обязательно оформлять точные сноски, выходные данные - так называемый научный аппарат. Особое внимание следует уделять фиксации инициалов авторов, номерам страниц, месту издания, издательству, году издания публикации, точному написанию названий и электронных адресов сайтов, с которых взята информация. При оформлении библиографии
Т. А. Колышева
следует взять за пример библиографию учебников или монографий, изданных после 2010 г. Все цитаты необходимо заключать в кавычки и давать сноски или указывать в квадратных скобках номер книг по библиографическому списку в конце работы и номер страницы. Важно выполнять данное условие для дальнейшей проверки текста программой «Антиплагиат». В работе с литературой плодотворно творческое чтение, или, иначе говоря, чтение-размышление, чтение-диалог с автором книги, когда по ходу знакомства у читателя возникает собственная мысль по тому или иному поводу, даже расхождения во взглядах, своеобразная полемика.
Начинающему исследователю надо дорожить собственными мыслями, даже смутными догадками, обязательно фиксировать их, записывать. Канадский биолог Г. Селье советует иметь при себе записную книжку и кратко, но разборчиво фиксировать любые перспективные мысли, новые идеи, возникающие в нашем сознании. В своей книге «От мечты к открытию» знаменитый исследователь дает много полезных советов и рекомендаций молодым ученым. «С моей точки зрения, - пишет Ганс Селье, - бесчисленные умственные и физические качества, присущие ученому как таковому, могут быть приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям: 1) энтузиазм и настойчивость; 2) оригинальность: независимость мышления, воображение, интуиция, одаренность; 3) интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию; 4) этика: честность перед самим собой; 5) контакт с природой: наблюдательность, технические навыки; 6) контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам» [2, с. 17]. Учитывая предложенную классификацию, каждый начинающий исследователь на основе самоанализа может выявить, какие профессионально зна-
чимые и личностные качества потребуются от него и какие разовьются в процессе работы над дипломом.
Как никакой другой вид учебной работы, написание диплома учит будущего учителя рефлексивно мыслить, анализировать свою деятельность. По материалам книги А.А. Бизяевой «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» [1, с. 31] мы составили творческое задание для самостоятельной работы и предлагаем студентам ответить на ряд вопросов, которые позволят сфокусировать их внимание на поиске личностно-значимых проблем музыкальной педагогики.
Началу рефлексивной мысли предшествует некий стимул. Им может стать самоинтервью, несколько вопросов, которые студент задаст сам себе и даст на них ответы. Это должны быть вопросы, наделенные для человека личностным смыслом, содержащие именно для него актуальную проблему. Мы предлагаем в качестве темы обсудить процесс написания дипломной работы. Такой самоанализ поможет проследить шаги, чтобы здесь и сейчас встать в рефлексивную позицию. Мы говорим студентам: если вы положительно отвечаете на вопрос «Имеет ли написание диплома в настоящее время для меня особое значение?», то честные и вдумчивые ответы на предлагаемые ниже вопросы не только обогатят ваше представление о рефлексии в исследовательской деятельности педагога-музыканта, но и подтолкнут к важным догадкам на пути осмысления темы, ее значения для вас, собственной позиции.
Итак, предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Какого результата при написании квалификационной работы я хотел бы достичь? Какие вопросы музыкальной педагогики, методики преподавания музыки лично меня по-настоящему волнуют?
2. Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью?
3. В работе над дипломом все ли зависит только от меня? Несу ли я ответственность за успех и результат? На какую оценку я хотел бы претендовать?
4. Уверен ли я в своих силах, каких умений, навыков мне недостает в работе над дипломом? В чем конкретно состоят мои сомнения?
5. Что мешает мне быстрее приступить к написанию? Какие возможные препятствия в работе над дипломом я вижу в перспективе?
6. Если тема, проблематика квалификационной работы будут для меня лично значимыми, а процесс написания успеш-
но завершится, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни? Поможет ли дипломная работа обогатить мои познания как музыканта, педагога, человека?
Анализ опыта руководства квалификационными дипломными работами студентов свидетельствует о том, что по окончании обучения в вузе полученные научно-исследовательские компетенции учителей музыки находят свое применение при прохождении аттестации, создании авторских методических разработок, в выступлениях с докладами на конференциях, в желании продолжить свое профессиональное образование.
Литература
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков : ПГПИ им. С М. Кирова, 2004. 216 с.
2. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М. : Прогресс, 1987. 368 с.
3. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, языка и стиля). Тамбов : ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2005. 337 с.
4. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития. Владивосток : ВГУЭС, 2008. 224 с.
Сведения об авторе
Колышева Татьяна Александровна, профессор кафедры хорового дирижирования и сольного пения факультета культуры и искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.
Телефон: 269-64-15.