Научная статья на тему 'Т. А. Колышева "Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования"'

Т. А. Колышева "Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буранок О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. А. Колышева "Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования"»

Рецензия Review

коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Тем не менее, в современных педагогических исследованиях часто не обозначаются конкретные методы и практические рекомендации по реализации указанных функций, что, как пишет С.А. Серпер, только декларирует разработку содержания физического воспитания, которое обеспечит выполнение данных требований.

В целом, монография С.А. Серпера указывает на важный и интересный вопрос в педагогической науке: как именно можно повлиять на формирование общекультурных компетенций бакалавров (направление «Физическая культура и спорт») с помощью современных фитнес-технологий и гимнастики йогов. Последняя составляющая (гимнастика йогов) в педагогических исследованиях почти всегда направлена на оздоровительные технологии или, в крайнем случае, на развитие гибкости студентов. Автор новой монографии ставит вопрос совершенно иначе: с помощью гимнастики йогов можно и нужно формировать и общекультурные компетенции.

В заключение следует отметить, что монография С.А. Серпера является не единственной его работой в русле данной тематики [2].

1. Карнаухов, Г.З. Комплексная система учебно-спортивной и профессиональной подготовки подрастающего поколения: монография. М., Изд-во «Спортна», 2002. 288 с.; Карнаухов, Г.З., Григорьева, И.И., Черноног, Д.Н. Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. № 1 (25). С. 108-113.

2. Серпер, С.А. Буранок, О.М. Особенности формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре // Самарский научный вестник. 2017. № 1. С. 215219; Серпер, С.А., Беленов, В.Н. Специфика развития региональной физической культуры и спорта (на примере городского округа Сызрань в 20102016 гг.) // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 80-85; Серпер, С.А. Гимнастика йогов в системе формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре // Известия Южного федерального университета: педагогические науки. 2016. № 12. С. 125-132; Серпер, С.А. Региональный фитнес и педагогика (на примере г. Сызрани): монография. Сызрань, ООО «ОК Полиграфия», 2017. 140 с.

Рецензия на статью Т.А. Колышева «Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования»

© 2017 О.М. Буранок

Доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета.

Статья профессора Т.А. Колышевой (с.21-26) посвящена проблеме написания выпускной квалификационной работы бакалаврами музыкального образования. Студенты-музыканты испытывают значительные трудности, как при выборе темы исследования, так и при написании дипломной работы. Особую трудность представляет оформление опытной части исследования. Рефлексия собственного пути в музыкально-педагогическую и исполнительскую деятельность позволяет начинающему исследователю вдумчиво отнестись к своему многолетнему опыту общения с музыкой. С помощью предлагаемого в статье рефлексивного жизнеописания бакалавры анализируют пути и методы работы педагогов-музыкантов, которые за долгие годы обучения в индивидуальных классах смогли привить им любовь к музыкальному инструмент у, пению, помогли достичь успехов в исполнительстве, а также утвердили в желании сделать музыку своей профессией. Автором накоплен многолетний интересный опыт использования метода рефлексивного жизнеописания студентам и дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Даны методические рекомендации по его применению на практических занятиях курса «Введение в основы исследовательской деятельности», как варианта кейс-метода для решения педагогических задач и ситуаций.

Статья соответствует проблематике журнала, научному направлению «Социальные гуманитарные науки». Материал статьи актуален и интересен для преподавателей педагогических вузов. Автор в течение многих лет занимается проблемой профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта. В статье доказывается, что преподавание музыки должно стать предметом рефлексии начинающего учителя-музыканта. Научные положения и результаты, изложенные в публикации, обоснованы.

На основании всего изложенного выше, считаю, что статья Т.А. Колышевой «Рефлексивное

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №5, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 5, 2017

жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования» может быть рекомендована к публикации в «Известиях Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью А.Л. Плотникова, Е.С. Борисова «Футурологи-ческий взгляд на будущее российского образования»

© 2017 Н.Л. Быкова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Самарского государственного социально-педагогического университета.

Научная статья авторов (с.13-16) освещает вопросы будущего системы образования Российской Федерации в свете основных тенденций развития образования в мире. В статье приводится аналитический обзор тенденций и перспектив его развития в Российской Федерации, приводимый учеными-футурологами.

В статье говорится о том, что технологии за последние 10-15 лет сильно изменили и продолжают менять нашу жизнь. Появление персональных компьютеров, Интернета, Wi-Fi, облачных технологий, цифрового контента и смартфонов трансформировали способы получения информации, коммуникации, и скорость принятия решений в жизни, бизнесе, в образовании. В ближайшие годы влияние ряда новых технологических решений и разработок будет огромно. Это будут компактные системы хранения и генерации энергии, сервисная робототехника, дополненная реальность, SD-печать, SD-скани-рование и предиктивная аналитика, основанная на обработке больших данных. Все эти технологические новации находят свое отражение в определенных тенденциях развития мирового и российского образования. Понятие профессии постепенно отмирает, тогда, как лидирующие позиции на рынке труда занимают конкретные навыки.

Статья посвящена актуальной теме будущего российского образования. Изложенные в статье научные положения отражают основные современные тенденции и футурологические прогнозы. Практическая значимость результатов теоретического исследования раскрывается через возможности административного аппарата образовательных организаций ориентироваться в

современных тенденциях и грамотно выстраивать стратегию развития учреждения.

Содержание статьи соответствует заявленному названию и оформлена она в соответствии с правилами, предъявляемыми журналом к публикациям. Текст отвечает требованиям научности, ясности изложения, полноты справочно-библиографического аппарата. Статья содержит оригинальный, интересный материал и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» по направлению 13.00.00 - педагогические науки.

Рецензия на статью М.А. Шеленок «Музыкальный мир киносценариев Е. Петрова»

© 2017 А.И. Ванюков

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»

В статье М.А. Шеленка (с.82-86) осмысляется важная литературоведческая проблема: синтез искусств в отечественной драматургии ХХ века. Актуальность и новизна не вызывают сомнений, поскольку обусловлены, прежде всего, отсутствием исследования, посвященного целостному анализу киносценариев Евгения Петрова, которые долгое время несправедливо находились и продолжают оставаться на периферии интересов литературоведов.

Следует отметить высокий уровень проведенного исследования, позволяющий автору статьи глубоко и тонко проанализировать поэтику произведений. Анализ киносценариев проведен убедительно и точно, проделан на разных уровнях текста: жанровом, проблемно-тематическом, сюжетно-композиционном и др.

М.А. Шеленок раскрывает тематическую связь между киносценариями «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Отметим, последние два сценария анализируются впервые.

Убедительным представляется вывод о том, что именно тема музыки является объединяющей для большинства сценариев Е. Петрова, герои которых - люди, причастные к музыкальной среде, образы «живые», а не «плакатные». По справедливому утверждению М.А. Шеленка, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.