Научная статья на тему 'С. А. Серпер "теоретико-методологичес-кие предпосылки формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре" (сызрань, Изд-во ООО "ок Полиграфия", 2017. 156 с. , ISBN 978-5-9905498-7-6)'

С. А. Серпер "теоретико-методологичес-кие предпосылки формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре" (сызрань, Изд-во ООО "ок Полиграфия", 2017. 156 с. , ISBN 978-5-9905498-7-6) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карнаухов Г.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. А. Серпер "теоретико-методологичес-кие предпосылки формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре" (сызрань, Изд-во ООО "ок Полиграфия", 2017. 156 с. , ISBN 978-5-9905498-7-6)»

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия на монографию С.А.Серпер «Теоретико-методологические предпосылки формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре» (Сызрань, Изд-во ООО «ОК Полиграфия», 2017. 156 с., ISBN 978-5-9905498-7-6).

© 2017 Г.З. Карнаухов

Доктор педагогических наук, профессор, отличник просвещения СССР, заслуженный работник физической культуры РФ.

В современных педагогических исследованиях всегда большое внимание уделяется как процессу формирования профессиональных и общекультурных компетенций, так и самому компе-тентностному подходу в образовании [1]. При этом в публикациях уделяется большое внимание теме профессиональных компетенций, поэтому каждая новая работа о специфике формирования общекультурных компетенций, особенно монографического уровня, заслуживает самого пристального внимания.

Новая монография С.А.Серпера «Теоретико-методологические предпосылки формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре» освещает сразу несколько новых проблем.

Во-первых, автор анализирует накопленный к настоящему времени научный опыт осмысления вопроса о том, что такое общекультурные компетенции и какова их роль в современном образовании (на примере профиля подготовки «Физическая культура и спорт»). В монографии (в первой главе) изучаются существующие подходы к процессу формирования общекультурных компетенций. Автор, опираясь на историю складывания оздоровительной политики, делает вывод, что без внедрения в процесс физкультурного образования новых и современных как практических, так и теоретических подходов невозможно решить стоящие перед государством и обществом задачи.

Во-вторых, проведённый С.А. Серпером анализ научной литературы показал, что в настоящее время большое внимание исследователей сконцентрировано на возможности интеграции фитнеса и гимнастики йогов в профиль подготовки «Физическая культура и спорт». Автор

приходит к заключению, что «определяющую роль в системе общекультурных компетенций будущего тренера, обеспечивающих эффективность его работы как в фитнесе, так и в современной системе спорта, играют общекультурные компетенции, сформулированные в федеральном стандарте как «способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения» (ОК-1); «способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); «готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность» (ОК-8). Их целенаправленное развитие (в сочетании с развитием профессиональных компетенций) позволит выпускнику наиболее быстро и эффективно вписаться в современные, быстроизме-няющиеся условия рынка труда в сфере физической культуры, спорта, оздоровительного фитне-са. Сам вопрос о сочетании и взаимодействии процессов формирования профессиональных и общекультурных компетенций является актуальным и востребованным для современного образования, особенно, когда речь заходит о таком важном направлении высшей школы, как физическая культура и спорт.

В-третьих, в монографии проведен анализ не только теоретико-методологических разработок российских педагогов, но и американских, что позволило автору учесть мировой опыт развития научной педагогической мысли, относительно процесса формирования компетенций и организации компетентностного подхода в образовании.

В-четвёртых, автор исследования рассматривает существующие программы высшей школы по профилю подготовки «Физическая культура и спорт», ставя вопрос о роли государственных стандартов и программ в разработке модели формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре. С.А. Серпер отмечает, что в этом плане вузовские программы, базирующиеся на данном стандарте, как правило, заостряют внимание на формировании следующих общекультурных компетенций: способность выпускника организовывать проектную деятельность, определять типовые методы и способы решения профессиональных задач, давать оценку их результативности и качеству; способность выполнять профессиональные задачи как индивидуально, так и в

Рецензия Review

коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Тем не менее, в современных педагогических исследованиях часто не обозначаются конкретные методы и практические рекомендации по реализации указанных функций, что, как пишет С.А. Серпер, только декларирует разработку содержания физического воспитания, которое обеспечит выполнение данных требований.

В целом, монография С.А. Серпера указывает на важный и интересный вопрос в педагогической науке: как именно можно повлиять на формирование общекультурных компетенций бакалавров (направление «Физическая культура и спорт») с помощью современных фитнес-технологий и гимнастики йогов. Последняя составляющая (гимнастика йогов) в педагогических исследованиях почти всегда направлена на оздоровительные технологии или, в крайнем случае, на развитие гибкости студентов. Автор новой монографии ставит вопрос совершенно иначе: с помощью гимнастики йогов можно и нужно формировать и общекультурные компетенции.

В заключение следует отметить, что монография С.А. Серпера является не единственной его работой в русле данной тематики [2].

1. Карнаухов, Г.З. Комплексная система учебно-спортивной и профессиональной подготовки подрастающего поколения: монография. М., Изд-во «Спортна», 2002. 288 с.; Карнаухов, Г.З., Григорьева, И.И., Черноног, Д.Н. Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. № 1 (25). С. 108-113.

2. Серпер, С.А. Буранок, О.М. Особенности формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре // Самарский научный вестник. 2017. № 1. С. 215219; Серпер, С.А., Беленов, В.Н. Специфика развития региональной физической культуры и спорта (на примере городского округа Сызрань в 20102016 гг.) // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 80-85; Серпер, С.А. Гимнастика йогов в системе формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре // Известия Южного федерального университета: педагогические науки. 2016. № 12. С. 125-132; Серпер, С.А. Региональный фитнес и педагогика (на примере г. Сызрани): монография. Сызрань, ООО «ОК Полиграфия», 2017. 140 с.

Рецензия на статью Т.А. Колышева «Рефлексивное жизнеописание как метод музыкально-педагогического исследования»

© 2017 О.М. Буранок

Доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета.

Статья профессора Т.А. Колышевой (с.21-26) посвящена проблеме написания выпускной квалификационной работы бакалаврами музыкального образования. Студенты-музыканты испытывают значительные трудности, как при выборе темы исследования, так и при написании дипломной работы. Особую трудность представляет оформление опытной части исследования. Рефлексия собственного пути в музыкально-педагогическую и исполнительскую деятельность позволяет начинающему исследователю вдумчиво отнестись к своему многолетнему опыту общения с музыкой. С помощью предлагаемого в статье рефлексивного жизнеописания бакалавры анализируют пути и методы работы педагогов-музыкантов, которые за долгие годы обучения в индивидуальных классах смогли привить им любовь к музыкальному инструмент у, пению, помогли достичь успехов в исполнительстве, а также утвердили в желании сделать музыку своей профессией. Автором накоплен многолетний интересный опыт использования метода рефлексивного жизнеописания студентам и дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Даны методические рекомендации по его применению на практических занятиях курса «Введение в основы исследовательской деятельности», как варианта кейс-метода для решения педагогических задач и ситуаций.

Статья соответствует проблематике журнала, научному направлению «Социальные гуманитарные науки». Материал статьи актуален и интересен для преподавателей педагогических вузов. Автор в течение многих лет занимается проблемой профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта. В статье доказывается, что преподавание музыки должно стать предметом рефлексии начинающего учителя-музыканта. Научные положения и результаты, изложенные в публикации, обоснованы.

На основании всего изложенного выше, считаю, что статья Т.А. Колышевой «Рефлексивное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.