Научная статья на тему 'Методы педагогического исследования по проблеме формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре'

Методы педагогического исследования по проблеме формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / RESEARCH METHODS IN PEDAGOGICS / COMMON CULTURAL AND SPECIAL COMPETENCES / TRAINING SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серпер Сергей Александрович, Карнаухов Гарри Захарович

Статья содержит аналитический обзор существующих методов исследования, которые закреплены в нормативных стандартах и других регламентирующих документах, позволяющих определить базовые направления исследований. Вопрос о методах педагогического исследования процесса формирования общекультурных компетенций (направление подготовки «Физическая культура и спорт) очень важен для современной педагогики, т.к. каждый исследователь применяет как традиционные, хорошо апробированные и устоявшиеся методы, так и собственные новаторские методики и подходы. Сегодня необходима аналитическая работа по выявлению комплекса из актуальных методов, которые наиболее оптимально подходят для проведения современного педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серпер Сергей Александрович, Карнаухов Гарри Захарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS ON THE PROBLEM OF COMMON CULTURAL COMPETENCES’ FORMATION WITH FUTURE PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS

The article contains an analytical review of the existing research methods which are enshrined in regulatory standards and other regulating documents allowing to define the basic areas of research. The question about methods of pedagogical research of common cultural competences formation process (training program "Physical culture and sport") is very important for modern pedagogics since each researcher applies both traditional, well approved and well-established methods and own innovative techniques and approaches. Today analytical work on identification of a complex from up-to-date methods most of which perfectly match for carrying out a modern pedagogical research is necessary.

Текст научной работы на тему «Методы педагогического исследования по проблеме формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

УДК378:796.05/796.07 (Высшее образования. Университеты. Академическое обучение. Направления в спорте. Спортивные средства. Стратегия. Тактика. Организация спорта в целом. Спортивный профессионализм. Профессиональные спортсмены и спортивные кадры)

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© 2017 С.А. Серпер, Г.З. Карнаухов

Серпер Сергей Александрович, кандидат экономических наук, докторант. E-mail: serpers@mail.ru Карнаухов Гарри Захарович, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин.

E-mail: karnaukhov@pgsga. ru

Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 22.12.2017

Статья содержит аналитический обзор существующих методов исследования, которые закреплены в нормативных стандартах и других регламентирующих документах, позволяющих определить базовые направления исследований. Вопрос о методах педагогического исследования процесса формирования общекультурных компетенций (направление подготовки «Физическая культура и спорт) очень важен для современной педагогики, т.к. каждый исследователь применяет как традиционные, хорошо апробированные и устоявшиеся методы, так и собственные новаторские методики и подходы. Сегодня необходима аналитическая работа по выявлению комплекса из актуальных методов, которые наиболее оптимально подходят для проведения современного педагогического исследования.

Ключевые слова: Методы исследования в педагогике; общекультурные и специальные компетенции; система подготовки специалистов физической культуры и спорта.

Как правило, для решения поставленных в исследовании задач, учёными используется (с различными вариациями) комплекс общепринятых в педагогике методов [1]:

1) Анализ научной литературы и научно-методических исследований по проблеме формирования общекультурных компетенций.

2) Анализ нормативно-правовых документов, составляющих нормативную базу по реализации государственной политики Российской Федерации по здоровьесбережению нации.

3) Педагогические наблюдения.

4) Педагогическое тестирование.

5) Педагогический эксперимент.

В рамках первого из выделенных нами методов (анализ научной литературы и научно-методических исследований) основное внимание было сосредоточено на определении и систематизации существующих в современной педагогике подходов, принципов и стратегий формирования общекультурных компетенций по направлению подготовки «Физическая культура и спорт». Анализ и систематизация научно-методических работ и позволила определить степень научной разработанности исследуемой

нами проблемы [2]. Кроме того, был обозначен набор общекультурных компетенций, особо значимых для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, где раскрыта структура и содержание применяемых в современной высшей школе методов формирования обозначенных компетенций, определен педагогический потенциал фитнеса и гимнастики йогов для формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Метод анализа научной литературы позволил предметно определить комплекс существующих в современной педагогике проблем, связанных с применением фитнеса и гимнастики йогов для подготовки будущих специалистов: использование устаревших педагогических технологий и методов, в условиях постоянного сокращения часов, выделяемых на предметы цикла профессиональной подготовки; недостаточное внимание исследователей к формированию отношения учащихся к здоровому образу жизни и к реализации политике здоровьесбережения нации, в целом; актуальная потребность как высшей школы, так и общества в большом количестве

подготовленного тренерского состава, ознакомленного со спецификой проведения занятий по фитнесу и гимнастики йогов; необходимость в апробировании новых подходов и методик среди студентов, будущих специалистов по физической культуре и спорту; необходимость в более глубоком понимании учащимися теоретических основ и практических методик оздоровительной гимнастики йогов [3].

Кроме анализа российской научной литературы по проблеме формирования общекультурных компетенций были проанализированы труды зарубежных исследователей, что позволило провести сравнительный анализ методик и подходов, а так же определить общие и уникальные черты, элементы и формы в подготовки специалистов по физической культуре и спорту в России и заграницей.

Применение первого метода (анализ научной литературы и научно-методических исследований) позволило выявить одно из фундаментальных противоречий, существующих в современной высшей школе Российской федерации [4]: государство, общество и рыночные условия диктуют необходимость в освоении учащимися направления «Физическая культура и спорт» наиболее актуальных, эффективных и востребованных практик оздоровительной гимнастики, фит-неса и гимнастики йогов, тогда как учебные программы вузов предлагают совершенно недостаточный объём часов на необходимые дисциплины, что негативно отражается и на формировании профессиональных, и общекультурных компетенций специалистов [5].

Второй метод - анализ нормативно-правовых документов, составляющих нормативную базу по реализации государственной политики Российской Федерации здоровьесбережения нации [6]. При подготовке и реализации нашего исследования учитывался следующие нормативные правовые документы, которые регламентируют работу высшей школы, деятельность в сфере физической культуры и спорта:

1) Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г., № 2403-р.

2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 121 от 15.02.2010 г. «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Физическая культура»» (квалификация (степень) «бакалавр»).

3) Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3.

4) Минимальные требования Международной федерации студенческого спорта (FISU) для летних универсиад.

5) Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: http://www.minsport.gov.ru/activities /federal-programs/2/26363/

6) Федеральные государственные образовательные стандарты 3 поколения: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf

7) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки педагогическое образование (бакалавриат). 2015: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf

8) Федеральный государственный образовательный стандарт. Педагогическое образование: http ://fgosvo. ru/upl oadfiles/fgos/5 / 20111207163943.pdf

Такой подход к анализу информационных источников даёт возможность определить теоретико-методологические и правовые противоречия, существующие в современной педагогической ситуации [7]. А так же установить основную проблему и цель будущего педагогического исследования, направленную, в конечном счёте, на разработку теоретической модели формирования общекультурных компетенций у студентов направления подготовки «Физическая культура и спорт» [8].

Для апробации, разработанной теоретической модели, а так же для выявления эффективности её применения, необходим формирующий и контролирующий этап эксперимента. Традиционно для этого, в педагогических исследованиях применяются такие методы как: педагогические наблюдения и педагогическое тестирование.

Важной методикой на данном этапе исследования является анкетирование студентов, для выявления следующих показателей:

1) Мотивации студентов к использованию фитнеса и гимнастики йогов как для формирования профессиональных, так и общекультурных компетенций. Опрашиваемым студентам надлежит ознакомиться с разработанными мотивами и выбрать тот мотив, который для учащегося имеет наибольшее значение. Оптимально, когда показатель каждого из мотивов оценивается в один балл. Неотмеченные мотивы должны быть оценены нулевым показателем. Выявленные данные должны быть подвергнуты статистическому анализу.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

2) Причины необходимости применения фитне-са и гимнастики йогов для формирования общекультурных компетенций. Студенты должны указать в нескольких различных группах причины именно те, которые им представляются наиболее важными для их будущей профессиональной деятельности. Затем, полученная информация сравнивается с данными теоретико-методологического анализа литературы (т.е. с теми причинами важности гимнастики йогов в учебном процессе, что были отмечены педагогами исследователями), а так же с актуальными задачами, выдвигаемыми правительством Российской Федерации в области оздоровительной политики [9].

3) Самооценка студентами общекультурных компетенций. Определение показателей самооценки общекультурных компетенций, важных для более эффективного формирования у будущих специалистов по физической культуре и спорту, необходимо проводить на базе разработанной теоретической модели и методики ан-

кетного опроса. Студентам надлежит тщательно изучить (согласно положениям стандарта высшего профессионального образования) с формулировками общекультурных компетенций и определить перечень компетенций, которые (лично для каждого из студентов) сформированы в наибольшей степени, а затем - компетенции, сформированные в наименьшей степени. Полученные результаты необходимо сравнить с требованиями ФГОС, учебных программ, а так же, что чрезвычайно важно, с требованиями потенциальных работодателей и положениями правительства Российской Федерации. Это позволит выявить ещё одно фундаментальное противоречие: между ожиданиями студентов (в сфере формирования общекультурных компетенций) и требованиями государства, общества и рынка.

Обозначенные подходы и методы педагогического исследования дадут полную информацию о специфике проблем в области формирования общекультурных компетенций и наметить методики их решения.

1. Антонова, Н. Л. Средства формирования компетенций как фактора воспроизводства человеческого капитала в двухуровневой системе подготовки студентов высшего профессионального образования // Омский научный вестник. 2010. №3. С. 76-79.

2. Бальсевич, В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. №1. С. 10-16.

3. Серпер С.А. Гимнастика йогов в системе формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре // Известия Южного федерального университета. 2017. С. 35.

4. Виноградов, П.А. Состояние пропаганды физической культуры и здорового образа жизни в средствах массовой информации // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. VII Международный науч. конгр. М., 2003. Т. 3. С. 314-315.

5. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Теория и практика физической культуры. 2004. №4. С. 3-5.

6. Китманов, А.А. Адаптация женщин старшего возраста к физическим нагрузкам в комплексных занятиях оздоровительной направленности // Теория и практика физической культуры. 2007. №8. С. 5-7.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностиного подхода в образовании // Материалы методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004. С. 25-33.

8. Кузин, В.В. Концепция информационно-образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. №1. С. 18-24.

9. Аикина, Л.И. Культура здорового образа жизни - основной компонент человеческого капитала // Физкультурное образование Сибири. 2010. №1. С. 68-70.

PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS ON THE PROBLEM OF COMMON CULTURAL COMPETENCES' FORMATION WITH FUTURE PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS

© 2017 S.A. Serper, G.Z. Karnaukhov Sergey A. Serper, candidate of economical sciences, doctoral candidate.

E-mail: serpers@mail.ru Harry Z. Karnaukhov, doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Athletic Disciplines.

E-mail: karnaukhov@pgsga. ru

Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The article contains an analytical review of the existing research methods which are enshrined in regulatory standards and other regulating documents allowing to define the basic areas of research. The question about methods of pedagogical research of common cultural competences formation process (training program "Physical culture and sport") is very important for modern pedagogics since each researcher applies both traditional, well approved and well-established methods and own innovative techniques and approaches. Today analytical work on identification of a complex from up-to-date methods most of which perfectly match for carrying out a modern pedagogical research is necessary.

Keywords: research methods in pedagogics; common cultural and special competences; training system of physical culture and sport specialists.

1. Antonova, N. L. Sredstva formirovaniya kompetentsii kak faktora vosproizvodstva chelovecheskogo kapitala v dvukhurovnevoi sisteme podgotovki studentov vysshego professional'nogo obrazovaniya (Means of competences formation as a factor of human capital reproduction in the two-level system of higher education students training). Omskii nauchnyi vestnik. 2010. №3. S. 76-79.

2. Bal'sevich, V.K. Nauchnoe obosnovanie innovatsionnykh preobrazovanii v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta (Scientific justification of innovative transformations in the sphere of physical culture and sport). Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2001. №1. S. 10-16.

3. Serper S.A. Gimnastika iogov v sisteme formirovaniya obshchekul'turnykh kompetentsii u budushchikh spetsiali-stov po fizicheskoi kul'ture (Yogis gymnastics in the system of common cultural competences formation of future experts in physical culture). Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2017. S. 35.

4. Vinogradov, P.A. Sostoyanie propagandy fizicheskoi kul'tury i zdorovogo obraza zhizni v sredstvakh masso-voi informatsii (Condition of physical culture and healthy lifestyle promotion in mass media). Sovremennyi olimpiiskii sport i sport dlya vsekh. VIIMezhdunarodnyi nauch. kongr. M., 2003. T. 3. S. 314-315.

5. Bal'sevich, V.K. Tsennosti fizicheskoi kul'tury v zdorovom stile zhizni (Values of physical culture in healthy lifestyle). Teoriya i praktika fiziche-skoi kul'tury. 2004. №4. S. 3-5.

6. Kitmanov, A.A. Adaptatsiya zhenshchin starshego vozrasta k fizicheskim nagruzkam v kompleksnykh zanyatiyakh oz-dorovitel'noi napravlennosti (Adaptation of elderly women to physical activities in complex workouts of health-improving focus). Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2007. №8. S. 5-7.

7. Zimnyaya, I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostinogo podkhoda v obrazovanii (Key competence as a productive and target basis of competency-based approach in education). Materialy metodologicheskogo seminara «Rossiya v Bolonskom protsesse: problemy, zadachi, perspektivy». M., 2004. S. 25-33.

8. Kuzin, V.V. Kontseptsiya informatsionno-obrazovatel'noi kampanii po propagande fizicheskoi kul'tury i zdorovogo obraza zhizni sredi detei, podrostkov i molodezhi (The concept of an information and education campaign for promotion of physical culture and healthy lifestyle among children, teenagers and youth). Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2003. №1. S. 18-24.

9. Aikina, L.I. Kul'tura zdorovogo obraza zhizni - osnovnoi komponent chelovecheskogo kapitala (The culture of a healthy lifestyle - the main component of the human capital). Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri. 2010. №1. S. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.