Научная статья на тему 'Рецензия на статью М. В. Купцова "Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов"'

Рецензия на статью М. В. Купцова "Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
574
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Артешина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью М. В. Купцова "Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов"»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

веду одно из своих лучших сочинений «Отчалившуюся Русь». К Сохору нежно относился В.П. Соловьев-Седой, благодарный за книжки о массовой послевоенной песне. Самый молодой из них - В.А. Гаврилин называл А.Н. Сохора своим учителем [2, Сохор, 1980, 1981, 1983].

Добавлю, что Ленинградский Союз композиторов той поры сделал все возможное, чтобы память А.Н. Сохора была достойно увековечена. Был издан 3-х томник его работ. Чудесное, умное и глубокое Предисловие написал один из самых уважаемых музыковедов - Марк Генрихович Арановский [2].

И еще и такой факт. В Германии книжки А.Н. Сохора издают и сегодня. Последнее издание с обзором его работ - 2014 г. Место издания - музыкальный Институт в университете имени М. Лютера, в Халле, на средства гранта по изучению «серой зоны» (неизвестной зоны) - музыкальной социологии в СССР. Думаю, что и нам когда-нибудь выпадет время заняться изучением «серой зоны» [5, Natalia Nowak, 2014].

О чем-то догадываешься в чудесных главах о композиторе, профессоре Московской консерватории Н.П. Ракове, а особенно - о М.Л. Таривердиеве. Важно было бы написать, что «двоемыслие на местах» ущемило судьбы всех столичных героев рассматриваемой книги: Н.П. Ракова, М.Л. Таривердиева, Г.С. Фрида.

Цитируем современный сайт Калуги: «о заслуженном деятеле искусств РСФСР, композиторе Николае Петровиче Ракове (1908 - 1990) в Большой Советской Энциклопедии, вышедшей в его время, не было сказано ни слова» [3, http ://www.librero.ru/author/rakov]. А потому, что дед его был богатейшим купцом дореволюционного города. И хотя отдал все до нитки, а сам остался с семьей в каморке и пошел работать продавцом, но и через полвека это родство не прощали внуку - композитору и профессору Московской консерватории.

А разве мы стали другими?! В 1987 г., в разгар перестройки, в Большом театре закрыли уже после генеральной репетиции (!) балет Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть», с участием Андриса Лиепы, Нины Ананиашвили. Постанов-щица - Вера Боккадоро оказалась в конфликте с новым начальством Большого театра. А друзья отошли в сторону: Родион Щедрин и Майя Плисецкая. И не помогло письмо Виталию Коротичу - всесильному тогда редактору «Огонька». Партитуру балета, о котором мечтал, композитор

выбросил в мусоропровод [4]. И кстати тоже, чуть не умер тогда от инфаркта.

А.М. Цукер сделал много хороших книг. И эта - последняя, 2017 года, несомненно, очень хорошая и важная. Гигантская работа: культурологическая, историческая, литературная. Открытие консерваторских, композиторских и музыковедческих миров, увы, ушедшей эпохи. Разные консерватории и города: культурные практики второй половины ХХ века.

1. Цукер А.М. Страницы памяти - события и судьбы. -М., Изд-во «Композитор», 2017. 288 с.

2. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей / сост. Ю. Капустин. Вып.1. Ленинград, «Советский композитор», 1980. 294 с.; Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Путь ученого / ред.-сост. М. Арановский. Вып.11. Ленинград, «Советский композитор», 1981. 294 с. С. 3 - 15; Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / ред.-сост. Д.Г. Дараган. Вып. III. Ленинград, «Советский композитор», 1983. 304 с.

3. История Калуги в лицах: http://www.librero.ru/author /rakov: http ://nashasreda.ru/biografiya

4. Микаэл Таривердиев. Я просто живу // Портал «Наша среда»: http ://www.nashasreda.ru

5. Nowack, Natalia. Grauzone einer Wissenschaft. Musiko-logie in der DDR unter Berucksichtigung der UdSSR. Weimar, 2014. 425 S.

Рецензия на статью М.В. Купцова «Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов»

© 2018 Л.В. Артешина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Самарского государственного социально-педагогического университета. Самара, Россия

Статья «Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов» посвящена актуальной, остро значимой проблеме современного образования. Автор выделяет затруднения, с которыми сталкивается учитель при работе в поликультурных и полиэтнических классах.

М.В. Купцова справедливо констатирует, что современная демографическая ситуация предъявляет к системе образования новые требования, обоснованно отмечая, что главным социальным

Рецензия Review

институтом для адаптации детей-мигрантов должна быть школа. Автор статьи правомерно указывает на важность наличия системной государственной политики в отношении мигрантов, в том числе образовательной, разработки и массового внедрения моделей обучения детей-мигрантов, а также подготовки и переподготовки учителей для работы в контексте поликультурного образования.

Рассмотренные в статье вопросы действительно представляют собой новые подходы к реализации проблемы, возникающей в школьном образовании. Выявление и анализ факторов, негативно влияющих на готовность учителей к работе с детьми-мигрантами, в определенной мере способствуют решению данной проблемы. Статья отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам данного рода, и рекомендуется к опубликованию в журнале «Известия самарского научного Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» (ст. опубл., том 20, номер 5(62) указанного журнала, с. 43 - 46).

Рецензия на статью

Т.А. Колышева «Методы

формирования готовности к

профессионально-личностной

рефлексии у будущих бакалавров /

магистров музыкального

образования»

© 2018 О.М. Буранок

Доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой русской и зарубежной литературы, и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета. Самара, Россия

Статья профессора Колышевой Татьяны Александровны посвящена актуальной и малоизученной проблеме музыкальной дидактики - профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта, а точнее методам ее развития у будущих бакалавров / магистров музыкального образования в период их вузовской профессиональной подготовки. Автор справедливо отмечает, что профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе является ступенью в достаточно продолжительном по времени и затратном по усилиям периоде дополнительного, предпрофес-сионального обучения в колледжах, детских школах искусств, музыкальных школах и лицеях. Использование собственного опыта вхождения в

мир музыки, в искусство преподавания, его осмысление и анализ позволяет вдумчивому студенту взглянуть на процесс музыкального воспитания глазами учащихся, их родителей, то есть занять рефлексивную позицию педагога-исследователя. Она необходима и важна в процессе написания выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации.

В статье даны теоретическое обоснование и апробация методики формирования готовности к профессионально-личностной рефлексии у студентов педагогического вуза будущих бакалавров / магистров музыкального образования. Среди них особый интерес представляют художественно-педагогические задачи, поисковые игры, сторителлинг, рефлексивное жизнеописание, рефлексивный анализ материалов мастер классов, интервью, живого педагогического опыта, педагогическое эссе.

Методологической основой предлагаемой технологии является личностно-ориентиро-ванное образование, а также актуализация рефлексивного характера профессиональной подготовки бакалавров / магистров музыкального образования в вузе.

В статье обобщен авторский опыт профессора Т.А. Колышевой по формированию готовности будущих бакалавров / магистров музыкального образования к профессионально-личностной рефлексии в процессе исследовательской деятельности. Его результаты могут успешно использоваться в практике музыкально-методической подготовки будущего педагога-музыканта. Автор приходит к закономерному выводу о том, что способность к рефлексивному осмыслению музыкально-педагогической действительности является важным показателем совершенствования профессиональных качеств, личностно-творческого самосознания будущего педагога-музыканта. К пожеланиям следует отнести предложение снять кавычки со слова аксиома (стр. 36, 16 строка сверху).

В целом, статья представляет несомненный интерес для преподавателей гуманитарных дисциплин, продолжает многолетние исследования Т.А. Колышевой актуальных проблем музыкально-педагогического образования (Ст. опубл. - Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, том 20, номер 5(62), 2018, с.34 - 39).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.