Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента)'

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / MUSIC TEAHCER / MUSIC TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Светлана Викторовна

Актуальность и цели. Профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях на основе компетентностного подхода актуальная проблема в исследованиях ученых последних лет. Это связано с тем, что на современном этапе развития российского общества обнаруживается необходимость в качественно новой профессиональной подготовке педагога, учителя музыки не узкого специалиста-предметника, а универсально образованного, способного к творчеству, самореализации, обладающего высокой культурой, профессиональной стратегией. Автором определен состав профессиональной компетентности педагога-музыканта, формируемой в процессе обучения в концертмейстерском классе; описаны возможности, предоставляемые педагогической поддержкой для организации профессиональной подготовки; определены критерии профессиональной компетентности педагога-музыканта. Цель работы представить результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки. Материалы и методы. Материалы исследования составили основные положения педагогической антропологии, гуманистической психологии, личностно-ориентированного образования, концепции педагогической поддержки, теории и практики подготовки педагога-музыканта и формирования его профессиональной компетентности в высшем учебном заведении. Проверка результатов исследования осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: теоретических : теоретический анализ для разработки теоретических обобщений и установления закономерностей в решении обозначенных задач в ходе изучения специальной литературы, диссертационных исследований; структурно-логический анализ; анализ и обзор нормативно-правовых документов, программ и учебных пособий по вузовскому обучению; экспериментальное исследование; эмпирических : анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, интервьюирование, объяснительно-иллюстративный показ исполнения педагогом, наглядный, практический, герменевтический (художественная интерпретация произведения), проблемного изложения, творческие задания; экспертная оценка, ранжирование, педагогический эксперимент, обобщение опыта научной деятельности; математических : сбор и обработка полученных результатов (системный и качественный анализ). Результаты. Результат исследования выражается в том, что в нем на теоретической основе осмыслено применение педагогической поддержки в вузовской практике подготовки педагога-музыканта в концертмейстерском классе (выделены доминаты деятельности преподавателя и студента по рефлексии своих актуальных интересов в учебной деятельности); разработан вариант интенсивного и качественного становления будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе. Выводы. Процесс формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта включает в себя критерии и показатели, характеризующие мотивационную, когнитивную, операционно-деятельностную, оценочно-рефлексивную и художественно-творческую стороны деятельности обучающегося в концертмейстерском классе. В условиях педагогической поддержки особое значение придается оценочно-рефлексивному критерию (самооценке и рефлексии учебных и творческих достижений в концертмейстерском классе). Выявляемое данным критерием в учебной деятельности свидетельствует об общей прочности и надежности сформированной у обучающегося профессиональной компетентности (или об отсутствии таковой). Использование данных критериев дает возможность осуществить качественный анализ процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MUSIC TEACHERS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A CONCERTMASTER CLASS ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL SUPPORT (FORMING EXPERIMENT RESULTS)

Background. Professional training of specialists in higher educational institutions on the basis of the competence approach has been a topical problem in research works by scientists in recent years. It is associated with the fact that at the modern stage of development of the Russian society there is a need for qualitatively new professional training of teachers, music teachers not focused specialists, but universal, educated ones, able to create, to fulfill themselves, possessing high culture and professional strategy. The author has determined the content of professional competence of a music teacher, formed during the education process in a cocertmaster class; described opportunities, provided by pedagogical support of professional training organization; determined criteria of the professional competence of a music teacher. The aim of the article is to present the results of an experiment on future music teacher’s professional competence formation during the ducation process in a concertmaster class on the basis of pedagogical support. Materials and methods. The research materials included general propositions of pedagogical anthropology, humanistic psychology, person-oriented education, conceptions of pedagogical support, theories and practices of music teachers training and formation of their professional competence at higher educational institutions. The research results were verified by using a complex of research methods: theoretical ones : a theoretical analysis for development of theoretical generalizations and establishment of regularities in solution of the stated objectives while examining special literature, thesis researches; a structural-logical analysis; a review and analysis of normative legal documentation, programs and tutorials on university teaching; experimental research; empirical ones : a questionnaire poll, a psychological-pedagogical test, a discussion, pedagogical monitoring, an interview, an explanatory-illustrating demonstration of teaching, visual, practical, hermeneutic (artistic interpretation of a work of literature), problem exposition, creative tasks; expert assessment, ranging, a pedagogical experiment, scientific experience generalization; mathematical ones : obtained results gathering and processing (a system and quality analysis). Results. The research result consists in theoretical comprehension pedagogical support application in university practice of music teachers training in a concertmaster class (the author determined dominants of teacher’s and student’s activity by reflection of their actual interests in the educational activity); the researcher has developed a variant of intensive and qualitative formation of future music teachers during the educational process in a concertmaster class. Conclusions. The process of music teacher’s professional competence formation includes criteria and indices, characterizing motivational, cognitive, operational, valuation-reflexive and creative-artistic sides of student activity in a concertmaster class. In conditions of pedagogical support a special attention is paid to the valuation-reflexive criterion (self-appraisal and reflection of educational and artistic achievements in a concertmaster class). The information, revealed by the given criterion in the educational activity, indicates general firmness and reliability of the professional competence formed (or a lack of such). Usage of given criteria allows to perform a qualitative analysis of future music teacher’s professional competence formation in a concertmaster class on the basis of pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента)»

УДК 371.1

С. В. Макарова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМ КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ (ИТОГИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Аннотация.

Актуальность и цели. Профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях на основе компетентностного подхода - актуальная проблема в исследованиях ученых последних лет. Это связано с тем, что на современном этапе развития российского общества обнаруживается необходимость в качественно новой профессиональной подготовке педагога, учителя музыки - не узкого специалиста-предметника, а универсально образованного, способного к творчеству, самореализации, обладающего высокой культурой, профессиональной стратегией. Автором определен состав профессиональной компетентности педагога-музыканта, формируемой в процессе обучения в концертмейстерском классе; описаны возможности, предоставляемые педагогической поддержкой для организации профессиональной подготовки; определены критерии профессиональной компетентности педагога-музыканта. Цель работы - представить результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.

Материалы и методы. Материалы исследования составили основные положения педагогической антропологии, гуманистической психологии, лично-стно-ориентированного образования, концепции педагогической поддержки, теории и практики подготовки педагога-музыканта и формирования его профессиональной компетентности в высшем учебном заведении. Проверка результатов исследования осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: теоретических: теоретический анализ для разработки теоретических обобщений и установления закономерностей в решении обозначенных задач в ходе изучения специальной литературы, диссертационных исследований; структурно-логический анализ; анализ и обзор нормативно-правовых документов, программ и учебных пособий по вузовскому обучению; экспериментальное исследование; эмпирических: анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, беседа, педагогическое наблюдение, интервьюирование, объяснительно-иллюстративный показ исполнения педагогом, наглядный, практический, герменевтический (художественная интерпретация произведения), проблемного изложения, творческие задания; экспертная оценка, ранжирование, педагогический эксперимент, обобщение опыта научной деятельности; математических: сбор и обработка полученных результатов (системный и качественный анализ).

Результаты. Результат исследования выражается в том, что в нем на теоретической основе осмыслено применение педагогической поддержки в вузовской практике подготовки педагога-музыканта в концертмейстерском классе (выделены доминаты деятельности преподавателя и студента по рефлексии своих актуальных интересов в учебной деятельности); разработан вариант интенсивного и качественного становления будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе.

Выводы. Процесс формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта включает в себя критерии и показатели, характеризующие мо-тивационную, когнитивную, операционно-деятельностную, оценочно-рефлексивную и художественно-творческую стороны деятельности обучающегося в концертмейстерском классе. В условиях педагогической поддержки особое значение придается оценочно-рефлексивному критерию (самооценке и рефлексии учебных и творческих достижений в концертмейстерском классе). Выявляемое данным критерием в учебной деятельности свидетельствует об общей прочности и надежности сформированной у обучающегося профессиональной компетентности (или об отсутствии таковой). Использование данных критериев дает возможность осуществить качественный анализ процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, педагог-музыкант, профессиональная компетентность педагога-музыканта, педагогическая поддержка.

S. V. Makarova

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MUSIC TEACHERS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A CONCERTMASTER CLASS ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL SUPPORT (FORMING EXPERIMENT RESULTS)

Abstract.

Background. Professional training of specialists in higher educational institutions on the basis of the competence approach has been a topical problem in research works by scientists in recent years. It is associated with the fact that at the modern stage of development of the Russian society there is a need for qualitatively new professional training of teachers, music teachers - not focused specialists, but universal, educated ones, able to create, to fulfill themselves, possessing high culture and professional strategy. The author has determined the content of professional competence of a music teacher, formed during the education process in a cocertmas-ter class; described opportunities, provided by pedagogical support of professional training organization; determined criteria of the professional competence of a music teacher. The aim of the article is to present the results of an experiment on future music teacher's professional competence formation during the ducation process in a concertmaster class on the basis of pedagogical support.

Materials and methods. The research materials included general propositions of pedagogical anthropology, humanistic psychology, person-oriented education, conceptions of pedagogical support, theories and practices of music teachers training and formation of their professional competence at higher educational institutions. The research results were verified by using a complex of research methods: theoretical ones: a theoretical analysis for development of theoretical generalizations and establishment of regularities in solution of the stated objectives while examining special literature, thesis researches; a structural-logical analysis; a review and analysis of normative legal documentation, programs and tutorials on university teaching; experimental research; empirical ones: a questionnaire poll, a psychological-pedagogical test, a discussion, pedagogical monitoring, an interview, an explanatory-illustrating demonstration of teaching, visual, practical, hermeneutic (artistic interpretation of a work of literature), problem exposition, creative tasks; expert assessment, ranging, a pedagogical experiment, scientific experience generalization;

mathematical ones: obtained results gathering and processing (a system and quality analysis).

Results. The research result consists in theoretical comprehension pedagogical support application in university practice of music teachers training in a concertmas-ter class (the author determined dominants of teacher's and student's activity by reflection of their actual interests in the educational activity); the researcher has developed a variant of intensive and qualitative formation of future music teachers during the educational process in a concertmaster class.

Conclusions. The process of music teacher's professional competence formation includes criteria and indices, characterizing motivational, cognitive, operational, valuation-reflexive and creative-artistic sides of student activity in a concertmaster class. In conditions of pedagogical support a special attention is paid to the valuation-reflexive criterion (self-appraisal and reflection of educational and artistic achievements in a concertmaster class). The information, revealed by the given criterion in the educational activity, indicates general firmness and reliability of the professional competence formed (or a lack of such). Usage of given criteria allows to perform a qualitative analysis of future music teacher's professional competence formation in a concertmaster class on the basis of pedagogical support.

Key words: competence, professional competence, music teahcer, music teacher's professional competence, pedagogical support.

Профессиональная подготовка специалистов в организациях высшего образования на основе компетентностного подхода - актуальная проблема в исследованиях ученых последних лет. Исследователи этого вопроса полагают, что понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, а также является интегрированным показателем эффективности всего образовательного процесса по образованию и воспитанию.

В категории «профессиональная компетентность педагога-музыканта» синтезируются три понятия: а) компетентность; б) профессиональная компетентность; в) профессиональная компетентность педагога-музыканта. Изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу дает основание утверждать, что существует достаточно определений понятия «компетентность», часто взаимодополняющих друг друга. Это связано с тем обстоятельством, что современный этап развития отечественного образования, музыкального в частности, характеризуется целым рядом изменений в его структуре и содержании, в самом подходе к системе образования, связанном с проблемой формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта, повышения качества его профессиональной педагогической подготовки. В связи с этим перед преподавателями высшей школы встает круг вопросов, связанных с выявлением целей и задач подготовки специалиста качественно новой формации.

В широком смысле ученые определяют компетентность как сложное многоструктурное качество специалиста, интегрирующее в себе знания, умения, навыки, осмысленные и примененные в опыте практической деятельности. Под профессиональной компетентностью нами понимается интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогом профессиональные функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями. Профессиональная педагогическая компетентность - сложное

личностное качество, формирующееся в процессе накопления и осмысления педагогом теоретического и практического педагогического опыта. Мы определяем профессиональную компетентность педагога-музыканта как интегрированный показатель эффективности всего образовательного процесса по воспитанию педагога-музыканта, сложную динамическую систему, отражающую качество педагогической подготовки специалиста в вузе и предполагающую соответствие выпускника требованиям музыкально-педагогической профессиональной деятельности.

Учитывая ситуацию педагогической поддержки, направленной на лич-ностно-ориентированное образование, понятие «профессиональная компетентность» приобретает следующий смысл - «способность педагога-музыканта в нужный момент активизировать все свои потенциальные возможности и, опираясь на накопленные знания, умения, принимать самостоятельные решения сообразно сложившейся ситуации и в соответствии с конечными целями деятельности» [1].

Являясь целостным системным образованием, профессиональная компетентность имеет свою структуру, компоненты которой одновременно являются критериями сформированной профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения его в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки. В нашем исследовании в качестве критериев успешности этого процесса мы рассматриваем:

- мотивационный - представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ценностных ориентаций, установок и свойств личности будущего педагога-музыканта, отражающих позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности;

- когнитивный - объединяет совокупность общих и специальных знаний, необходимых для осуществления педагогом-музыкантом будущей профессиональной деятельности;

- операционно-деятельностный - характеризует практический аспект профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки, а его содержание включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

- оценочно-рефлексивный - выступает фактором оценивания педагогом-музыкантом своих возможностей, уровня своей подготовленности к профессиональной деятельности;

- художественно-творческий - отражающий постоянное проявление у студента творчества, артистизма, устойчивого интереса к художественной интерпретации, импровизации, сочинению, подбору аккомпанемента и т.п.

Эти компоненты были включены нами в структуру модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта исходя из сущности педагогической поддержки и специфики дисциплины «Концертмейстерский класс».

Эффективность разработанной нами комплексной системы профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, направленной на формирование их профессиональной компетентности, оценивалась в результате экспериментального исследования по критериям оценки, в соответствии с которыми исследуемое качество проявляется на различном уровне - высоком, среднем и низком.

Средний и высокий уровни развития основных компонентов профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта мы отнесли к достаточным для утверждения о том, что данный компонент сформирован. Наличие у студентов-музыкантов достаточного уровня развития всех составляющих профессиональной компетентности является доказательством ее сформированности.

Показатели определялись по результатам психолого-педагогического тестирования, анкетирования, дополненным наблюдениями педагогов и опросами студентов, по результатам творческих заданий в концертмейстерском классе. Данные критерии и показатели соотносятся с выделенными структурными компонентами профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта.

В качестве экспериментальной группы мы выбрали студентов 3-х курсов факультета педагогики, психологии и социальных наук Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. Контрольную группу составили студенты пятых курсов. Группы были примерно равны по количественному составу, социальному положению и уровню успеваемости. Всего в эксперименте участвовало 146 человек. Из них 75 чел. - экспериментальная группа (ЭГ), 71 чел. - контрольная (КГ).

Отличительной особенностью формирующего этапа экспериментального исследования явилось то, что занятия со студентами КГ проводились с использованием традиционных форм и методов обучения, тогда как занятия со студентами-музыкантами ЭГ были проведены на основе разработанной в диссертации модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки, на основе совокупности определенных педагогических условий.

В течение всего периода экспериментального исследования нами осуществлялся мониторинг хода эксперимента, который предусматривал осуществление диагностической и аналитической работы, цель которой - получение своевременной и полноценной информации о динамике изменений в формировании профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.

Для нас значимой являлась точка зрения В. А. Кальней и С. Е. Шишова, которые акцентируют внимание на задачах мониторинга, среди которых главное место отводится сравнению реальных результатов педагогической деятельности с ее эталонным, нормированным состоянием. Таким эталонным состоянием для нас выступала созданная нами теоретическая модель, критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки. Основным инструментом мониторинга являлась педагогическая диагностика, методы которой были определены в программе опытно-экспериментального исследования [2]. Методом целенаправленных диагностических замеров накапливалась, а затем анализировалась информация в динамике формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки, при этом использовалось сравнение с исходными и промежуточными показателями.

Оценка результатов экспериментального исследования осуществлялась нами по уровню сформированности профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки. Нами были выделены три уровня сформированности профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки: высокий, средний и низкий (табл. 1).

Таблица 1

Динамика сформированности профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта по уровням

Констатирующий этап Контрольный этап

Уровни эксперимента эксперимента

проявления ЭГ КГ ЭГ КГ

творчества Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

чел. чел. чел. чел.

Высокий 8 10,7 7 9,8 37 49,3 18 25,6

Средний 23 30,6 22 30,9 29 38,7 32 45,1

Низкий 44 58,7 42 59,3 9 12 21 29,3

Мы представляем результаты сравнительного анализа обобщенных данных, полученных нами в ходе констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная таблица уровней сформированности профессиональной компетентности в ЭГ и КГ (%)

Данные по группам на разных этапах эксперимента Уровни сформированности у будущих педагогов-музыкантов профессиональной компетентности

\ Этапы эксперимента Группы \ Мотивационный компонент Когнитивный компонент Операционно-деятельностный компонент Оценочно-рефлексивный компонент Художественно -творческий компонент

В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н

Констатирующий этап эксперимента

ЭГ 16,8 17,4 65,8 0 15,7 84,3 0 85,5 14,5 16,8 17,4 65,8 0 8,7 91,3

КГ 18,9 21,6 59,5 0 17,2 82,8 0 83,8 16,2 18,9 21,6 59,5 0 5,4 94,6

Контрольный этап эксперимента

ЭГ 58,8 29,1 12,1 37,5 49,1 13,4 49,1 37,5 13,4 58,8 29,1 12,1 47,5 42,5 10

КГ 28,9 15,2 55,9 0 19,6 80,4 30,2 17,4 52,5 18,9 25,2 55,9 46,6 39,6 13,8

На итоговом (контрольном) этапе эксперимента нами была проведена контрольная диагностика уровней сформированности профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта КГ и ЭГ. Обобщенные результаты эксперимента представлены в сравнительной табл. 2, в которой наглядно отражены изменения, выявленные в процессе сравнения результатов констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы. Как видно из табл. 2, большинство студентов ЭГ достигли среднего и высокого уровней сформированности профессиональной компетентности по всем входящим в ее структуру компонентам, в то время как в КГ уровень сформиро-ванности исследуемого качества не претерпел значительных изменений.

Проведенный эксперимент оценивался путем сравнения результатов обучения ЭГ, в которой занятия проводились на основе спроектированной и технологически разработанной комплексной системы формирования и развития профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки, и КГ, в которой обучение проходило в соответствии с традиционной методикой.

Таким образом, количественный анализ сформированности профессиональной компетентности у студентов ЭГ и КГ на начало эксперимента показывает, что их показатели были близки. Однако в целом можно отметить незначительное различие между студентами КГ и ЭГ. Это подтверждает, что у большинства студентов-музыкантов к третьему курсу уже сформированы необходимые профессионально-важные компетенции и личностные качества. На конец эксперимента эта разница стала значимой. Все (100 %) студенты-музыканты ЭГ достигли высокого уровня развития профессиональной компетентности. Исходя из результатов, полученных в ходе экспериментальной проверки, можно отметить очевидный рост и устойчивый характер динамики сформированности всех компонентов профессиональной компетентности студентов ЭГ, чего нельзя сказать о результатах студентов КГ.

На пятом курсе был проведен профессиональный клиринг. Статистические данные обработки эмпирических результатов профессионального клиринга показали, что в начале пятого курса 72 % студентов ЭГ соответствуют специальности, а в КГ - только 47 %. По окончании эксперимента эти показатели значительно улучшились. Все студенты, участвующие в эксперименте, прошли профессиональный клиринг, а из КГ - 83 % студентов. Это экспериментально доказывает ранее выдвинутую гипотезу о том, что педагогика поддержки, используемая в обучении в концертмейстерском классе, способствует формированию профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов. Вместе с тем полученные в ходе исследования теоретико-методологические выводы и прикладные результаты задают направления дальнейшей научной разработке проблемы развития профессиональной компетентности педагога-музыканта в концертмейстерском классе, определяют перспективы их практического использования в системе постдипломного образования. Все приведенные выше факты характеризуют достаточно высокое качество процесса формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта и доказывают результативность использования педагогической поддержки в процессе обучения в концертмейстерском классе, педагогической подготовки выпускников вуза, использования методики поддерживаю-

щего обучения в процессе формирования профессиональной компетентности, методики ценностного подхода к учебной информации и правильности выбора содержания, технологий обучения, системы обеспечения качества педагогической подготовки специалиста.

Анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует об устойчивости высоких результатов образовательного процесса, осуществляемого по спроектированной нами модели формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе. Результаты диагностических исследований служили основой для разработки методических рекомендаций преподавателям педагогических вузов по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.

Цель экспериментального исследования заключалась в обеспечении достижения большинством студентов высокого и среднего уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов показал позитивную динамику повышения уровня сформиро-ванности профессиональной компетентности студентов в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки по всем критериям как в экспериментальных, так и контрольных группах. Однако уменьшение доли студентов-музыкантов с низким уровнем профессиональной компетентности в КГ произошло преимущественно за счет увеличения их количества в подгруппе со средним уровнем. В ЭГ перераспределение произошло за счет значительного увеличения числа студентов-музыкантов с высоким уровнем профессиональной компетентности, что мы расцениваем как следствие проведенного эксперимента.

Проведенный в течение 2005-2015 гг. пролонгированный эксперимент подтвердил эффективность спроектированной модели по формированию профессиональной компетентности педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки.

Список литературы

1. Макарова, С. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта на основе парадигмы педагогической поддержки / С. В. Макарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 153-161.

2. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : моногр. / С. Е. Шишов [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 205 с.

References

1. Makarova S. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2011, no. 1 (17), pp. 153-161.

2. Shishov S. E. et al. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo protsessa v shkole: monogr. [School educational process quality monitoring: monograph]. Moscow: INFRA-M, 2013, 205 p.

Макарова Светлана Викторовна

старший преподаватель, кафедра музыки и методики преподавания музыки, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]

УДК 371.1 Макарова, С. В.

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента) /

С. В. Макарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 197-205.

Makarova Svetlana Viktorovna Senior lecturer, sub-department of music and music teaching technique, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.