Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность педагога-музыканта в XXI веке'

Профессиональная компетентность педагога-музыканта в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
860
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / COMPETENCE OF A MUSIC TEACHER / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтерева Ксения Сергеевна

На современном этапе развития общества особенно остро встает вопрос качества образования, духовности нации. Сегодня личность, её знания, интеллект, компетентность, а также информационная культура является высшей ценностью общества, которое стремится занять достойное место среди стран XXI века. В работе рассматривается профессиональная компетентность педагога-музыканта в XXI веке. В данной статье анализируются предпосылки, и причины к изучению профессиональной компетентности педагога-музыканта нашего века, анализируется ряд работ ученых, направленных на изучение этой компетентности. Автор выделяет основные психологические компоненты системы знаний, позволяющие сосредоточиться на ключевых моментах системы. Рассматривается сочетание в специалисте компетентности и самоактуализации как необходимой основы его профессионального развития. Выделены и проанализированы важные компетентности, необходимые педагогу-музыканту, такие как: коммуникативная компетентность, стремление к самоактуализации, развитие умения самостоятельно работать у ученика. Также в задачу педагога входит помощь в освоении учеником нового для него вида деятельности музыкальной самоподготовки. Педагог-музыкант в ходе его профессиональной подготовки к будущей деятельности изучает различные циклы учебных дисциплин, как специальных, так и общеобразовательных. Между тем, будущая работа потребует от него владения обобщёнными, универсальными знаниями и умениями, вбирающими в себя все те частно дисциплинарные модули, которые осваивались им в годы учёбы. Одна из наиболее существенных проблем в профессиональной деятельности учителя: уметь обобщать, интегрировать полученные ранее знания и умения в некие целостности, используемые по мере надобности в соответствующих учебно-образовательных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER-MUSICIAN IN THE XXI CENTURY

At the present stage of development of society, the question of the quality of education and the spirituality of the nation is particularly acute. Today, a person, his knowledge, intelligence, competence, information culture is the highest value of society, which seeks to occupy a worthy place among the countries of the XXI century. The paper examines the professional competence of the teacher-musician in XXI century. his article analyzes the background and reasons for the study of professional competence of the teacher-musician of our century, analyzes a number of works of scientists aimed at the study of this competence. The author identifies the main psychological components of the knowledge system, allowing to focus on the key points of the system. The author considers the combination of competence and self-actualization in a specialist as a necessary basis for his professional development. The author identifies and analyzes the important competencies necessary for the teacher-musician, such as: communicative competence, the desire for self-actualization, the development of the ability to work independently with the student. Also, the task of the teacher is to help the student learn a new activity-musical self-training. Teacher-musician in the course of his professional training for future activities studying different cycles of academic disciplines, both special and General education. Meanwhile, future work would require possession of generalized, universal knowledge and skills, absorbing all those Castrovillari modules that absorbed them in the years of study. One of the most significant problems in the professional activity of the teacher: to be able to generalize, integrate previously acquired knowledge and skills in some integrity, used as needed in appropriate educational situations.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность педагога-музыканта в XXI веке»

Degtyareva Ksenia Sergeevna PROFESSIONAL COMPETENCE .

pedagogical sciences

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0023

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В XXI ВЕКЕ

© 2019

Дегтерева Ксения Сергеевна, аспирант

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова (392000, Россия, Тамбов, ул. Советская, д. 87, e-mail: ksenia.degterewa@yandex.ru)

Аннотация. На современном этапе развития общества особенно остро встает вопрос качества образования, духовности нации. Сегодня личность, её знания, интеллект, компетентность, а также информационная культура является высшей ценностью общества, которое стремится занять достойное место среди стран XXI века. В работе рассматривается профессиональная компетентность педагога-музыканта в XXI веке. В данной статье анализируются предпосылки, и причины к изучению профессиональной компетентности педагога-музыканта нашего века, анализируется ряд работ ученых, направленных на изучение этой компетентности. Автор выделяет основные психологические компоненты системы знаний, позволяющие сосредоточиться на ключевых моментах системы. Рассматривается сочетание в специалисте компетентности и самоактуализации как необходимой основы его профессионального развития. Выделены и проанализированы важные компетентности, необходимые педагогу-музыканту, такие как: коммуникативная компетентность, стремление к самоактуализации, развитие умения самостоятельно работать у ученика. Также в задачу педагога входит помощь в освоении учеником нового для него вида деятельности - музыкальной самоподготовки. Педагог-музыкант в ходе его профессиональной подготовки к будущей деятельности изучает различные циклы учебных дисциплин, как специальных, так и общеобразовательных. Между тем, будущая работа потребует от него владения обобщёнными, универсальными знаниями и умениями, вбирающими в себя все те частно дисциплинарные модули, которые осваивались им в годы учёбы. Одна из наиболее существенных проблем в профессиональной деятельности учителя: уметь обобщать, интегрировать полученные ранее знания и умения в некие целостности, используемые по мере надобности в соответствующих учебно-образовательных ситуациях.

Ключевые слова: компетентность учителя музыки, профессиональные знания, умения.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER-MUSICIAN IN THE XXI CENTURY

© 2019

Degtyarevа Ksenia Sergeevna, postgraduate student Tambov State Musical-Pedagogical Institute S. V. Rachmaninoff (392000, Russia, Tambov, Sovetskaya str., 87, e-mail: ksenia.degterewa@yandex.ru)

Abstract. At the present stage of development of society, the question of the quality of education and the spirituality of the nation is particularly acute. Today, a person, his knowledge, intelligence, competence, information culture is the highest value of society, which seeks to occupy a worthy place among the countries of the XXI century. The paper examines the professional competence of the teacher-musician in XXI century. his article analyzes the background and reasons for the study of professional competence of the teacher-musician of our century, analyzes a number of works of scientists aimed at the study of this competence. The author identifies the main psychological components of the knowledge system, allowing to focus on the key points of the system. The author considers the combination of competence and self-actualization in a specialist as a necessary basis for his professional development. The author identifies and analyzes the important competencies necessary for the teacher-musician, such as: communicative competence, the desire for self-actualization, the development of the ability to work independently with the student. Also, the task of the teacher is to help the student learn a new activity-musical self-training. Teacher-musician in the course of his professional training for future activities studying different cycles of academic disciplines, both special and General education. Meanwhile, future work would require possession of generalized, universal knowledge and skills, absorbing all those Castrovillari modules that absorbed them in the years of study. One of the most significant problems in the professional activity of the teacher: to be able to generalize, integrate previously acquired knowledge and skills in some integrity, used as needed in appropriate educational situations.

Keywords: competence of a music teacher, professional knowledge, skills.

Демократизация общества, которая происходит в РФ, ставит перед педагогической наукой задачи, связанные с коренным переосмыслением воспитательного процесса, в том числе и в музыкальной школе. Осуществление задач в области музыкального образования подрастающего поколения требует особого внимания к подготовке будущих педагогов-музыкантов.

Полноценное и совершенное музыкально-педагогическое обучение и воспитание будущих музыкантов-педагогов - ключ к подъему музыкальной культуры масс. Анализ научной литературы свидетельствует о постоянном интересе ученых к проблеме профессиональной подготовки будущего учителя [1- 6].

Учеными, в частности, исследованы психолого-педагогические проблемы становления будущих учителей, особенности формирования профессиональной компетентности учителя, подготовка будущих учителей в области художественного образования.

Начало XXI века вошел в историю как период изменений в социально-политической, экономической и культурной жизни европейских стран постсоциалистического пространства. Согласно требованиям

Болонского процесса и Лиссабонской стратегии возникла необходимость модернизации содержания, форм и методов подготовки конкурентоспособных специалистов на образовательном рынке труда в различных отраслях художественного образования [7].

Процессом модернизации образовательной системы послужил выход проекта Закона РФ «О высшем образовании» (новая редакция), направленного на урегулирование общественных отношений в сфере образования, установление правовых, организационных и финансовых основ функционирования системы высшего образования, создание условий для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах [8].

Исходя из заявленной проблематики, необходимо отметить, что полноправное участие РФ в Болонском процессе, направленном на создание совместного научного и культурно-образовательного пространства, способствовала модернизации образования, в частности, её музыкально-педагогической области [9].

Появляются новые типы учебных заведений художественного направления - Институты культуры и ис-

98

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Дегтерева Ксения Сергеевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...

кусств. Здесь осуществляется системная подготовка специалистов разных направлений: музыкальное, изобразительное, хореографическое, театральное. Эти высшие учебные заведения обеспечивают фундаментальную психолого-педагогическую и профессиональную подготовку не только учителей музыкального искусства для общеобразовательных учебных заведений, а также специалистов различных направлений культуры [10].

Отечественные ученые активно работали в направлении формирования музыкально-педагогической мысли, вводили концепцию художественного образования [1123]. Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию молодежи положительно повлияли на содержание профессиональной подготовки учителей музыкального искусства.

Учёные исследовали теоретико-методологические основы профессионального становления будущих учителей в высших учебных заведениях художественного направления, отыскивая новые формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, пытаясь создать необходимую методическую базу для подготовки специалистов нового поколения. Также очевидно, что под влиянием музыкально-педагогической мысли происходили новообразования, которые [24]:

- стали движущей силой и положительно повлияли на модернизацию музыкально-педагогической области;

- изменение ее качественных и количественных характеристик, способствовали разработке и внедрению новых двойных специальностей и технологий обучения;

- активному вхождению в мировое культурно-образовательное пространство. Кроме того, происходили значительные изменения в сознании преподавателей и студентов, их отношение к результатам деятельности, прогнозирования дальнейших путей развития.

Таким образом, наличие общетеоретических, методологических и специальных знаний необходимый показатель профессиональной компетентности будущего педагога. Как известно, именно знания являются основой профессионализма в целом, обусловливают уровень профессиональной мобильности будущего учителя, которая проявляется в его способности ориентироваться в социально-педагогических ситуациях, которые постоянно меняются, а также быстро и правильно решать педагогические задачи.

Педагогические знания являются принципом анализа практических ситуаций и критериями оценки результативности действий, которые осуществляет будущий педагог. Шишов С. Е. выделяет такие психологические компоненты системы знаний:

- дифференциально-психологическая (знания об особенностях усвоения учебной информации конкретными учениками в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками);

- социально-психологическая (знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного ученика в ней, особенности взаимоотношений учителя с классом, закономерности общения);

- аутопсихологическая (знания о преимуществах и недостатках собственной деятельности, особенности своей личности и ее характерные качества) [2, с. 23].

По мнению ученой Тимофеевой С. Е. [25] в структуру профессиональных знаний также относятся знания в области культурологии, управления, знания в области профессионально-педагогического совершенствования. Необходимо отметить, что педагогическая компетентность будущих педагогов-музыкантов в значительной степени зависит от уровня и качества их знаний из цикла музыкально-теоретических дисциплин, основного музыкального инструмента, вокала, хорового дирижирования, а также методики музыкального воспитания в музыкальной школе и знания особенностей усвоения учащимися соответствующего предмета.

Профессиональная компетентность будущих педаго-

гов-музыкантов невозможна без знания ими принципов, методов, форм, процедур познания и преобразования педагогической деятельности, в знании общенаучной методологии, сформированности мировоззрения, развитости умений по организации и проведению педагогических исследований, осведомленности методологических норм и умение их применять в процессе решение проблемных ситуаций, способности к инновационной деятельности, научного обоснования, критического осмысления и творческого применения некоторых концептуальных положений, умение прогнозировать, проектировать и управлять учебно-воспитательным процессом.

Для воспроизведения процесса решения проблем и задач профессиональной деятельности, необходимым является сформированность интеллектуальных умений, способствующих развитию педагогического мышления, а также формирование глубоких и действенных знаний.

Известно, что для осуществления эффективной педагогической деятельности важны коммуникативные умения. Поэтому способность будущих педагогов общаться с учениками и их родителями, коллегами, обмениваться информацией, является одним из условий, которое производит ощущение студентами уверенности, убежденности в собственной способности налаживать педагогически целесообразные отношения с ними, а, следовательно, действовать эффективно.

Умелое использование педагогической коммуникативности, обеспечивает эффективное взаимодействие с учениками (родителями, коллегами) в любых ситуациях; она обогащает внешнюю форму поведения учителя, помогает создать собственный профессиональный имидж, то есть совокупность визуального, внутреннего, вербального и актерского образов. Деятельность педагога-музыканта тесно связана с привлечением учащихся в различные виды деятельности, развитием у них внимания, устойчивого интереса к учебе, потребности в знаниях, формирование потребности умения учиться и др.

Способность эффективно выполнять такую работу предполагает сформированность у студентов организаторских умений, среди которых выделяются умение формировать морально-ценностные установки, организовывать совместную творческую деятельность с целью развития социально значимых качеств учащихся, умение включать детей в различные виды музыкальной деятельности, организовывать внеклассную музыкальную работу. Известно, что образование все время реагирует на новые вызовы цивилизации, общественные реалии, учитывает тенденции, перспективы развития человечества, национального бытия народа.

Поэтому для будущих учителей важно владеть педагогическими технологиями, которые ориентированы на динамические изменения в окружающем мире, основываются на развитии различных форм мышления, творческих способностях, социально-адаптационных возможностях личности. Знание педагогических технологий позволит будущим учителям развивать у учащихся способности, которые будут необходимы им для того, чтобы самостоятельно определиться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда.

Следовательно, для осуществления эффективной педагогической деятельности современным педагогам-музыкантам необходимо владеть основами педагогических технологий, а также чувствовать внутреннюю потребность в их постоянном применении и использовании, что означает понимание ими сущности педагогических инноваций, умение осмысливать педагогические инновации в контексте особенностей своего предмета, соотнося их с собственными интересами и достижениями, применять в своей профессиональной деятельности, уметь видеть возможные педагогические осложнения инновационных разработок.

Одной из важных задач теоретического анализа про-

Degtyarevа Ksenia Sergeevna pedagogical

PROFESSIONAL COMPETENCE ... sciences

блем компетентности является понимание того, что ее составляющими являются не только знания и навыки, способы педагогического общения, то есть содержание педагогического процесса. Все эти качества и характеристики педагогического труда определяются внутренними, психологическими качествами учителя, его способностями к изменению репродуктивного уровня педагогической деятельности компетентным и эффективным творческим уровнем, способностями к собственному саморазвитию и самоутверждению.

Обучение как основа компетентности - это не просто накопление фактов, но и изменение самого ученика, его поведения. Согласно требованиям Доктрины развития образования в РФ должен происходить переход к новому типу гуманистически-инновационного образования, что способствует достижению нового состояния ее интеграции в международном образовательном пространстве [8].

Основные идеи современной гуманистической педагогики заключаются во всякой поддержке врожденных стремлений человека к самоактуализации - развития своих природных способностей, поиска смысла своего бытия и жизнетворчества. Можно высказать мнение, что компетентность и самоактуализация это формула успешного процесса развития личности учителя, компоненты которой взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга.

Необходимой составной частью учебного плана подготовки педагога-музыканта является цикл музыкально-теоретических дисциплин (история и теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений, методика преподавания музыки), который должен дать будущему специалисту музыкальную грамотность - начиная с грамотного прочтения нотного текста и заканчивая глубоким раскрытием содержания и художественного образа в музыкальном произведении.

Для того чтобы профессиональная компетенция была освоена, нужны сильные побудительные причины. Развитые способности к педагогической профессии, компетентность будущего учителя музыки в своем деле и является той основой, метамотивом профессиональной деятельности, обеспечивающей успех в реализации задач педагогического образования.

Воспитание самостоятельности учащихся тесно связано с формированием мотивации учения игры на каком-либо инструменте. В данном случае оно осуществляется в системе «урок - домашняя работа - самообразовательная деятельности» (речь идет о самовоспитании, самообучении, саморазвитии в их единстве). Каждая из этих звеньев имеет свою специфику. Если в классе педагог в основном берет на себя функции организатора процесса обучения (определяет образовательную цель, содержание, объем, виды деятельности, задает темп и т.д.), то для домашней работы характерна полная самостоятельность, отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя.

Ученик сталкивается с новыми видами деятельности, которые требуют от него более высокого уровня умений, прежде всего в организации своей самоподготовки. Не будучи обученным приемам самоорганизации, он теряет самостоятельность, зависит от педагога, регулирующего его творческий процесс. Поэтому без потребности самостоятельно себя учить, невозможно успешно овладеть игрой на том или ином инструменте, и основательно усвоить и закрепить знания и умения.

Итак, систематическая самостоятельная работа развивает настойчивость в преодолении поставленных целей, воспитывает у учащихся волю и характер. В процессе учения большую роль играет грамотно организованная домашняя работа ученика, успех которой во многом зависит от целеустремленности урока. Если педагог на уроке ставит конкретные задачи, понятные ученику, объясняет и показывает способ их достижения, тут же на уроке добивается частичного исполнения, то и домаш-100

няя работа ученика будет плодотворной. Без систематического выполнения домашних заданий и вдумчивой самостоятельной работы над произведениями трудно рассчитывать на плодотворную работу учеников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н.Ф. Ефремова. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. — М.: Национальное образование, 2015. — 416 с.

2. В.А. Горина. Профессиональная коммуникация на французском языке. Тестовые задания по психологии. Учебное пособие. — М.: Наука, Флинта, 2015. — 252 с.

3. Л.П. Бурцева. Методика профессионального обучения. Учебное пособие. — М.: Флинта, Наука, 2015. — 160 с.

4. Основы профессиональной деятельности. Учебное пособие. — М.: Владос, 2015. - 264 с.

5. Макарова, С. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта на основе парадигмы педагогической поддержки / С. В. Макарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 153-161.

6. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : монография / С. Е. Шишов [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 205 с.

7. Макарова С. В. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №4 (36). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga-muzykanta-v-protsesse-obucheniya-v-kontsertmeysterskom-klasse-na (дата обращения: 08.01.2019).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от

25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

9. Петунин О. В. Компетенции учителя в свете требований профессионального стандарта педагога // Символ науки. 2015. №6. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-uchitelya-v-svete-trebovaniy-professionalnogo-standarta-pedagoga (дата обращения:

09.01.2019).

10. Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А. Профессиональная компетенция учителя: содержание, структура //Вестник НВГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentsiya-uchitelya-soderzhanie-struktura (дата обращения: 09.01.2019).

11. Коршунова Ольга Витальевна Методологическая компетентность современного учителя // Вестник ВятГУ. 2012. №1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskaya-kompetentnost-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 09.01.2019).

12. Серякова С. Б., Леванова Е. А., Пушкарева Т. В., Баскакова Я. А. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования. 2016. №3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-kompetentnost-spetsialista-sotsialnoy-sfery-teoreticheskie-polozheniya-i-napravleniya-issledovaniya (дата обращения: 09.01.2019).

13. Наседкина А.В., Корнилова О.А. Сущность и содержание ин-тегративного подхода в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 124-127.

14. Фурсенко Т.Ф. Подготовка будущего учителя музыки к формированию музыкального интереса подростков в области народной музыки //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-2. С. 304-310.

15. Калинина Л.Ю. Электронное обучение как ресурс методической подготовки педагога-музыканта // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 229-234.

16. Гулькина Т.А. Применение новых стандартов на уроках музыки. применение проектно-исследовательской деятельности на уроке музыки // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1 (2). С. 39-40.

17. Юдина Н.В. Роль музыки в становлении духовности школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 2. С. 104-106.

18. Дегтерева К.С. Основные компетенции педагога-музыканта в детской музыкальной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 246-250.

19. Александрова Е.А. Общепедагогические и специальные способности необходимые учителю музыки // Наука и современность. 2014. № 27. С. 45-47.

20. Сергиенко С.И.Н. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 329-332.

21. Братухина О.Д., Цветкова А.В. Музыка и духовный мир подростка //Грани познания. 2014. № 2 (29). С. 24-27.

22. Цораева Ф.Н. Реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательной деятельности учителя музыки (на примере Северо-Кавказского региона) // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 425-428.

23. Ишуткина Е.В. Подготовка студентов к практической деятельности учителя музыки в процессе освоения инструментальных жанров //Культура. Духовность. Общество. 2014. № 9. С. 227-232.

24. Гордиенко Н. Е. Модели профессионализма учителя в системе непрерывного образования (из опыта французской системы образования) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №1.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Дегтерева Ксения Сергеевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-professionalizma-uchitelya-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-iz-opyta-frantsuzskoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 09.01.2019).

25. Тимофеева Н. Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя // Вестник ТГПУ. 2009. №10. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 09.01.2019).

Статья поступила в редакцию 13.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.