Научная статья на тему 'Компетентностный подход в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта на основе метода конкурсной подготовки'

Компетентностный подход в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта на основе метода конкурсной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД КОНКУРСНОЙ ПОД-ГОТОВКИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATION CULTURE / COMPETENCE / COMPETITION TRAINING METHOD / FUTURE MUSIC TEACHER / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TEACHING STAFF / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыганова Е.А., Явгильдина З.М.

Статья посвящена решению проблемы модернизации педагогических средств в высшей школе, напра-вленных на оснащение будущих педагогов-музыкантов культурой самообразования, обеспечивающей профессиональное развитие и личностный рост специалиста данного профиля. В качестве нового средства предлагается «Метод конкурсной подготовки», направленный на повышение качества профессионального образования, развитие интеллектуального и творческого потенциала будущего педагога-музыканта, обеспечение условий непрерывного самообразования и профессиональной самореализации. В статье изложены педагогические и образовательные возможности конкурсной деятельности в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта. Результатом исследования явилась разработка «Метода конкурсной подготовки» и теоретическое обоснование его применения в образовательной практике вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дыганова Е.А., Явгильдина З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION CULTURE OF THE FUTURE MUSIC TEACHER ON THE BASIS OF THE COMPETITION TRAINING METHOD

The article deals with the problem of modernization of educational tools of higher education aimed at development of self-education culture in future music teachers, which guarantees the professional development and personal growth of the specialists in this field. As a new tool “Competition training method” is developed, which is aimed at improving education quality, developing intellectual and creative potential of future music teachers, providing conditions for their continuous self-education and professional self-fulfillment. The article introduces pedagogical and educational potential of competition in professional training of the future music teacher. The elaboration of “Сompetition training method” and theoretical justification of its usage in educational practice at university have arisen from this study.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта на основе метода конкурсной подготовки»

го студенчества, сообщает информацию о том, что на образованную молодёжь страна может рассчитывать и сегодня, и на перспективу.

Литература

1.Мониторинг социального развития молодёжи [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.socy outhran. ru/module1.php?do=2&text=19. Дата обращения: 30.05.17.

2.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм саморегуляции духовных процессов в молодежной среде в условиях изменяющейся социальной реальности: изменение отношения к семье, образованию, труду, власти /Социология и экономика современной социальной реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 г. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2014. С. 75-99 [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.socyouthran.ru/module1.php?do=4&text=52. Дата обращения: 31.05.2017.

References

1. Monitoring of the social development of young people [Electronic resourse]. Access code: http://www. socyouthran. EN/module1.php?do=2&text=19. Date of access: 30.05.17.

2. Zubok Yu. a., Chuprov V. I. Socio-cultural mechanism of self-regulation of spiritual processes among the youth within a changing social reality: a change of attitudes to family, education, work, government /Sociology and Economics of contemporary social reality. Social and political social situation in Russia in 2013 - M: RITS ISPI ran, 2014. S. 75-99 [Electronic resourse]. Access code: http://www.socyouthran.ru/module1.php?do=4&text=52. Date: 31.05.2017.

УДК 378.14: 78

Е.А.Дыганова, З.МЯвгильдина

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА НА ОСНОВЕ МЕТОДА КОНКУРСНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена решению проблемы модернизации педагогических средств в высшей школе, направленных на оснащение будущих педагогов-музыкантов культурой самообразования, обеспечивающей профессиональное развитие и личностный рост специалиста данного профиля. В качестве нового средства предлагается «Метод конкурсной подготовки», направленный на повышение качества профессионального образования, развитие интеллектуального и творческого потенциала будущего педагога-музыканта, обеспечение условий непрерывного самообразования и профессиональной самореализации. В статье изложены педагогические и образовательные возможности конкурсной деятельности в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта. Результатом исследования явилась разработка «Метода конкурсной подготовки» и теоретическое обоснование его применения в образовательной практике вуза.

Ключевые слова: самообразование, культура самообразования, компетентность, метод конкурсной подготовки, будущий педагог-музыкант, образовательная технология, индивидуальный образовательный маршрут.

Elena ADyganova, Ziliya M.Yavgildina COMPETENCE APPROACH TO DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION CULTURE OF THE FUTURE MUSIC TEACHER ON THE BASIS OF THE COMPETITION TRAINING METHOD

The article deals with the problem of modernization of educational tools of higher education aimed at development of self-education culture in future music teachers, which guarantees the professional development and personal growth of the specialists in this field. As a new tool "Competition training method" is developed, which is aimed at improving education quality, developing intellectual and creative potential of future music teachers, providing conditions for their continuous self-education and professional self-fulfillment. The article introduces pedagogical and educational potential of competition in professional training of the future music teacher. The elaboration of "Сompetition training method" and theoretical justification of its usage in educational practice at university have arisen from this study.

Keywords: self-education, self-education culture, competence, competition training method, future music teacher, educational technology, teaching staff, individual educational route.

Переход на Федеральные государственные стандарты законодательно закрепил реализацию компетентностного подхода в российской системе образования. Базис знаний, умений и навыков, предшествующей образовательной парадигмы дополнен смыслообразующими свойствами и качествами личности, что в совокупности определяет результат профессиональной компетентности специалиста. Компетентностная модель будущего педагога-музыканта включает в себя набор из общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций, позволяющих выпускнику реализовываться во всех направлениях профессиональной деятельности: педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской, просветительской, музыковедческой, организаторской, исследовательской, а также проявлять мобильность и адаптивные качества в изменяющихся условиях рынка труда.

Современное понимание педагога-музыканта как самоорганизующегося субъекта профессиональной реализации актуализирует оснащение будущих специалистов культурой самообразования,

которая выступает ведущим показателем профессиональной компетентности педагога-музыканта.

Высокие требования к уровню образования педагога-музыканта, полифункциональность профессиональной деятельности педагога-музыканта требуют поиска новых решений построения образовательного процесса. Опираясь на положения, заявленные в законе «Об образовании в Российской Федерации», в частности, на выдержки из ст.3, п.7: «... создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания»1, а также на поставленную задачу, заявленную в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.: «... обеспечение разработки и реализации моделей творческих конкурсов для молодежи по профессиональным, социальным и творческим направлениям»2, нами определены сущностные целевые ориентиры.

Выделенные установки актуализируют разработку и реализацию «Метода конкурсной подготовки» для обеспечения роста качества профессионального образования, развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала будущего педагога-музыканта, стимулирования самореализации студентов в целях формирования их культуры самообразования и наращивания профессиональной компетентности.

Исследование по обозначенной педагогической проблеме базируется на анализе научных трудов, посвященных проблемам профессионального самообразования учителя (И.О.Ганченко[4], Е.Д. Безниско [2], Н.М.Миняева [11], Е.В.Тихонова [15] и др.), вопросам формирования профессиональной компетентности в высшей школе (Е.В.Бондаревская и С.В.Кульневич [3], Е.В.Гребенюк [5], ИАЗимняя [9], А.К.Маркова [10] АП.Садохин [14], АВ.Хуторской [16] и др.), а также различным аспектам конкурсного формата и педагогическим возможностям конкурсной подготовки (И.В.Афанасьева [1], В.А Дубровская [8], Г.В.Палашкина [12], Г.Ф.Привалова [13] и др.).

Разработка метода конкурсной подготовки как средства формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта опирается на следующие научно-теоретические положения:

1. Культура самообразования педагога-музыканта (по Е.А. Дыгановой) - феномен системы отношений профессионального образования и личности педагога-музыканта, предполагающий высокий уровень научной организации умственного и творческого труда, достигаемый посредством музыкально-педагогического самообразования [6, с. 123].

2. Профессиональная компетентность (по А.К. Марковой) рассматривается как 1) совокупность психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм; 2) структурное образование, включающее в себя: а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [10].

Владение культурой самообразования позволяет педагогу-музыканту осуществлять непрерывное профессиональной самообразование, наращивать профессиональную компетентность, совершенствовать личностные качества, повышать уровень мастерства.

В таблице 1 предлагается модель соответствия содержания структурных компонентов культуры самообразования будущего педагога-музыканта (по ЕАДыгановой) и набора компетенций, которые приобретает студент-музыкант в результате освоения основной образовательной программы бакалавриата, утвержденной в Казанском федеральном университете по профилю «Музыка».

Табл. 1

Модель соответствия структурных компонентов и компетенций

Название компонента Содержание компонента культуры самообразования будущего педагога-музыканта Соответствующие компетенции

мот ивационно-ценностный Система педагогических ценностей, личностных смыслов, мотивов, интересов, потребностей специалиста, которая формирует личностно-ценностную установку педагога-музыканта [7, с.34]. ОК-1, ОК-2; ОПК-1

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

когнитивно-операционный Базовая культура личности; достаточное количество профессиональных и специальных знаний и умений их применять (факты, понятия, категории, законы, теории, методы, технологии и пр.); умения выбирать источники познания и формы самообразовательной деятельности; умения использовать систематизированные музыкально-исторические и музыкально-теоретические знания в учебно-профессиональной деятельности; способности формировать педагогический и исполнительский репертуар, опираясь на лучшие образцы мировой, отечественной хоровой культуры и многонациональной музыкальной культуры Поволжского региона; аналитические способности к различению стилевых направлений и жанров музыкального искусства; готовность к высокохудожественному исполнению музыкальных произведений в музыкально-образовательной и культурно-просветительской деятельности; владение высоким уровнем практических и хормейстерских навыков необходимых в вокально-хоровой деятельности; готовность применять современные музыкально-информационные технологии для профессионального самообразования и личностного роста, с целью обеспечения качества образовательного процесса в музыкально-образовательной и культурно-просветительской деятельности [7, с.34-35]. ОК -3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9; ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК- 4, ПК-5, ПК-6,....., ПК- 14; СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, СК-5, СК-6, .. , СК 23

рефлексивно-оценочный Система саморегуляции личности специалиста своей учебно-профессиональной деятельности, в составе которой наличествуют контрольно-рефлексивные операции, такие, как самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция, самоконтроль [7, с.35]. ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-10, ПК-13, СК-10,СК-17

Исследование возможностей конкурсной деятельности в ракурсе формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта позволило обнаружить, что участие студента-музыканта в конкурсах различной направленности позволяет ему овладевать профессиональными компетенциями, раскрывать интеллектуальные и творческие ресурсы личности будущего специалиста.

Конкурсный формат в вузовской практике привлекателен для будущих специалистов, так как личные достижения студента демонстрируются аудитории, оцениваются ведущими специалистами, публикуются для информирования профессионального сообщества. Впоследствии у конкурсанта формируется положительная мотивация к профессиональному самообразованию, происходит личностное развитие, приобретается опыт деятельности.

Сегодня конкурсная деятельность находится на пике популярности и набирает все большие обороты, что связано с ее полифункциональностью - выявление и поддержка талантливой молодежи, обеспечение условий профессиональной и личностной самореализации; многонаправленностью - научно-исследовательское, профессионально-ориентированное, исполнительско-творческое направление; широкой доступностью - различные конкурсные уровни и масштабы; статусной иерархией - местный, городской, республиканский, межрегиональный, всероссийский, международный конкурсы.

В организованной конкурсной деятельности будущего педагога-музыканта, конкурсная подготовка является наиболее продуктивным этапом с позиции профессионально-образовательных результатов. Непосредственно конкурсная подготовка - это напряженный и захватывающий процесс с момента принятия решения об участии в конкурсе до итогового выступления, т.к. на протяжении всего обозначенного периода студент непрерывно находится в состоянии концентрации и активности личностного потенциала. В данной период у участника конкурса «запускаются» различные психологические механизмы: мотивированность к деятельности и нацеленность на итоговый результат, актуализация имеющихся знаний, умений и навыков и устойчивая потребность к наращиванию «недостающих» знаний, умений и навыков, интенсификация всех видов учебно-профессио-нальной деятельности, самооценка и саморегуляция, развитие таких личностных качеств, как воля, трудолюбие, стрессоустойчивость и т.д.

Бесспорно, формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе конкурсной подготовки студента требует методической обеспеченности.

Метод конкурсной подготовки может быть включен в ряд эффективных методов активного обучения, таких как метод проектов, метод case-study, поскольку основывается на единой платформе проблемно-ситуационного анализа информации и организации образовательного процесса на основе решения конкретно поставленных исследовательских или творческих задач.

С целью характеристики метода, призванного обеспечивать педагогическое сопровождение на протяжении всего периода конкурсной подготовки студента-музыканта, перечислим этапы, которые в дальнейшем позволят выстроить его индивидуально-образовательную траекторию подготовки к конкурсу:

1) формирование целевой установки и стабильной мотивации к осуществлению интенсивной учебно-профессиональной деятельности;

2) создание детального плана подготовки к итоговому представлению результатов конкурсной подготовки с четко обозначенными сроками выполнения каждого пункта и осуществлением систематического контроля его выполнения;

3) актуализация и расширение банка знаний, умений и навыков; применение междисциплинарных связей с целью наращивания необходимого когнитивно-практического багажа;

4) организация процесса конкурсной подготовки с использованием методов оптимизации и интенсификации деятельности: тайм-менеджмент, метод выбора главного критерия;

5) использование рефлексивных навыков с целью самоконтроля уровня качества конкурсной подготовки;

6) запуск психологических механизмов самоактуализации и самореализации для итоговой демонстрации достижений.

Подготовка будущего педагога-музыканта к конкурсу требует обеспеченности в виде непрерывного взаимодействия педагога и студента на всех этапах. Наиболее целесообразно осуществлять педагогическое сопровождение в виде содействия, которое выражается в степени включенности инициативы педагога в руководство, поддержку и помощь в процесс преодоления затруднений у студентов.

При построении процесса конкурсной подготовки студента-музыканта необходим учет следующих параметров: индивидуальные особенности в интеллектуальной, мотивационно-потребност-ной, эмоциональной, волевой сферах; особенности характера и типа темперамента; параметры работоспособности (скорость, объем, качество); степень развития отдельных музыкальных способностей и артистизм; уровень развития координации и сенсомоторных исполнительских данных; широта музыкального кругозора; уровень развития креативного мышления; профессиональное (музыкально-педагогическое) самосознание; степень владения механизмами саморегуляции психоэмоционального состояния и сценического поведения.

На всех этапах подготовки к конкурсному выступлению студенту-музыканту отводится самостоятельная роль от момента целеполагания до итогового представления результатов, в то же время преподаватель проходит маршрут вместе с ним, организуя совместное планирование, поиск возможных путей решения, корректировку промежуточных результатов деятельности.

Опираясь на результаты успешного педагогического опыта, связанного с профессиональным становлением будущих педагогов-музыкантов, нами разработан Метод конкурсной подготовки, призванный сформировать культуру самообразования у специалистов музыкально-педагогического профиля.

Ведущей целью Метода выступает сформированная культура самообразования будущего педагога-музыканта, выступающая ведущим показателем профессиональной компетентности специалиста в данной сфере. В качестве методологической базы выступают компетентностный и проектный подходы, обеспечивающие построение образовательного процесса на основе принципов системности (системной организации многонаправленного профессионального образования), научности (научного содержания учебно-профессиональной информации), сбалансированности и комплексности (всестороннее и гармоническое профессиональное и личностное развитие студента), оптимальности и последовательности (выбор индивидуальной образовательной траектории), сознательности и самостоятельности (опора на личную инициативу студента, ответственность и самостоятельность в учебно-профессиональной, творческой и научно-исследовательской деятельности), перспективности (осознание результата своей деятельности как профессионально необходимого), конкуренции (достижение результата в соревновательной среде).

Педагогическим инструментом организации образовательного процесса выступает образовательная технология, в составе семи содержательно-процессуальных компонентов:

1. оценочно-диагностический - первичная диагностика уровня культуры самообразования будущего педагога-музыканта; определение возможных путей ее развития; подбор адекватных конкурсных форматов; выстраивание перспективы профессионального и личностного роста студента;

2. мотивационный - применение методов педагогического стимулирования и мотивации к участию в конкурсной деятельности; формирование личностного интереса и положительной установки студента-музыканта к конкурсной деятельности, выступающих осознанным личностно-профессиональным ориентиром-мотивом наращивания уровня культуры самообразования будущего педагога-музыканта;

3. организационный - подбор конкурсных мероприятий по различным направлениям: конкурсы научных работ, конкурсы музыкального исполнительства, конкурсы профессионального мастерства с целью формирования профессиональных компетенций и их развития; построение индивидуального маршрута конкурсной подготовки будущего педагога-музыканта; выстраивание системы групповых и индивидуальных занятий, тактически направленных на освоение конкурсных заданий, стратегически - на профессиональное и личностное развитие студента;

4. деятельностно-творческий - пошаговая реализация маршрута конкурсной подготовки будущего педагога-музыканта на основе учебно-педагогического профессионального взаимодействия с использованием педагогических методов: стимулирования, мотивации и самомотивации учения, организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности; форм организации образования: традиционные аудиторные и внеудиторные формы, различные форматы подобных конкурсу (конкурс научных работ - научная конференция, конкурс музыкального исполнительства - концертное выступление; конкурс профессионального мастерства - открытый урок, мастер-класс), психологические тренинги и репетиции предстоящего публичного выступления; дидактических средств: учебно-профессиональная, научная, методическая и нотная литература, аудио и видеоматериалы.

5. контрольно-диагностический - оценка промежуточных и итоговых результатов конкурсной подготовки студента, соотнесение достигнутых результатов с критериями конкурсных требований и ожидаемыми результатами уровня сформированности культуры самообразования будущего педагога-музыканта; подбор методов коррекции неудовлетворительных результатов.

6. презентационный - демонстрация результата конкурсной подготовки студента в виде публичного выступления (научный доклад, защита проекта, исполнение конкурсного творческого номера или программы, проведение открытого занятия, репетиции, мастер-класса и пр.); включение механизмов саморегуляции физиологического и психологического состояния -демонстрация волевых качеств, сценической выдержки, актерского мастерства, гибкости, адаптивности и т.д.).

7. рефлексивный - самооценка результатов конкурсного выступления студента; сравнение полученных выводов с ожидаемыми или запланированными результатами по достижению уровня сформированнности культуры самообразования будущего педагога-музыканта; планирование дальнейшего маршрута по наращиванию профессиональной компетентности.

Образовательная технология является циркулирующим педагогическим механизмом, призванным обеспечивать педагогическое сопровождение на протяжении подготовки к одному конкурсу. Количество циклов определяется необходимым уровнем достижения сформированнности культуры самообразования и профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта.

Ожидаемые результаты внедрения Метода конкурсной подготовки в практику высшего профессионального образования будущего педагога-музыканта представлены в виде промежуточных результатов: целенаправленность обучения, усиление познавательного интереса и мотивации учения, расширение информативной емкости содержания традиционного образования, овладение активными методами обучения, ускорение темпа учебных действий, развитие навыков самообразования и личностных качеств - стремление и достижение цели, трудолюбие, дисциплина, воля, кристаллизация различных сторон таланта, успешность, конкурентоспособность, адекватная самооценка.

Итоговым результатом выступает сформированная культура самообразования будущего педагога-музыканта в составе мотивационно-ценностного, когнитивно-операционного, рефлексивно-оценочного компонентов обеспечивающая необходимый для профессиональной самореализации уровень профессиональной компетентности педагога-музыканта.

Отметим, что в настоящее время осуществляется внедрение Метода конкурсной подготовки в образовательную практику Казанского федерального университета. Зона его реализации имеет широкий охват - ареал составили конкурсы научного, музыкально-исполнительского, профессионального направлений, различного статуса: от вузовского до международного. Результаты апробации доказывают эффективность нового педагогического средства, обеспечивающего качество профессиона-

льной подготовки будущего педагога-музыканта в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Литература

1. Афанасьева И.В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: дисс. ... канд. культ.: 24.00.01 / И.В. Афанасьева. - Кемерово, 2011. - 181 с.

2. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Д. Безниско. - Ростов-на-Дону, 2007. - 171 с.

3. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - №10. - С.23-31.

4. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: дисс. ... док. пед. наук 13.00.01 / И.О. Ганченко. - Краснодар, 2004. - 342 с.

5. Гребенюк Е.В. Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08./ Е.В. Гребенюк. - Санкт-Петербург, 2005. - 185 с.

6. Дыганова Е.А. Педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта / Е.А. Дыганова, З.М. Явгильдина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №1. - С. 122-127.

7. Дыганова Е.А. Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.А.Дыганова. - Казань, 2014. - 233 с.

8. Дубровская В.А. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Дубровская. - Кемерово, 2007. - 192 с.

9. Зимняя И.А Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.eidos.ru/journal/2006 (Дата обращения 02.02.2016).

10. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

11. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности: дисс. ... док. пед. наук: 13.00.01/ Н.М. Миняева. - Оренбург, 2011. - 403 с.

12. Палашкина Г.В. Конкурс как средство личностно-профессионального самоопределения будущих музыкантов-исполнителей / Г.В. Палашкина / / Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 2. - С. 13-15.

13. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08/ Г.Ф. Привалова. - Екатеринбург, 2008. - 221 с.

14. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дисс. . докт. культ. наук: 24.00.01/ А.П. Садохин. - Москва, 2009. - 342 с.

15. Тихонова Е.В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя (на материале музыкального отделения педагогического колледжа): дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Тихонова. - Екатеринбург, 2000. - 151 с.

16. Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования / Сборник научных трудов // Ред. А.В. Хуторской. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

References

1. Afanasyev I.V. Art contest as a means of actualization of the process of formation of a subject of culture]. kand. cult.: 24.00.01 / I.V.Afanasyev. - Kemerovo, 2011. - 181 p.

2. Beznisko, E.D. Self-education as a condition of personal and professional development of teachers: Diss. Сand. Ped. Sciences: 13.00.08 / E.D.Beznisko. - Rostov-on-don, 2007. - 171 p.

3. Bondarevskaya E.V. Paradigmatic approach to designing the content of the key pedagogical competences / E.V.Bondarevskaya, S.V.Kulnevich // Pedagogy. - 2004. - No. 10. Pp. 23 - 31.

4. Ganchenko I.O. Development of teacher's personality in the system of continuous professional Self-education]. ... Doc. Ped. Sciences 13.00.01 / I.O.Ganchenko. - Krasnodar, 2004. - 342 p.

5. Grebenyuk E.V. Formation of professional competence of future music teachers in the process of studying of pedagogical disciplines]. Cand. Ped. Sciences: 13.00.08./ E.V.Grebenyuk. - Saint-Petersburg, 2005. - 185 p

6. Dyganova E.A. Educational potential of the conducting and choral disciplines in creating a self-education culture of the future teacher-musician / Dyganova E.A., Z.M.Angilina // Vestnik of the Kazan state University of culture and arts. - 2016. - No. 1. - P. 122-127.

7. Dyganova E.A. Formation of self-education culture of the future teacher-musician in the process of learning conducting and choral disciplines]. Cand. Ped. Sciences: 13.00.02 / E.A.Dyganova. - Kazan, 2014. - 233 p.

8. Dubrovskaya V. A. the Effect of pedagogical skills contests on the development of professionalism of teachers: Diss.Cand. Ped. Sciences: 13.00.01 / V.A.Dubrovskaya. - Kemerovo, 2007. - 192 p.

9. Winter I. A. General culture and social and professional competence of a person / I.A Winter // Internet magazine "Eidos". - 2006. - May 4. - [Electronic resource]. -URL: http://www.eidos.ru/journal/2006 (accessed 02.02.2016).

10. Markova A.K. Psychology of professionalism / A.K.Markova. - M.: international humanitarian Fund "Znanie", 1996. 312.

11. Minyaeva N.M. The actualization of resource of self-educational activities]. ... Doc. Ped. Sciences: 13.00.01/ N.M.Minyaeva. - Orenburg, 2011. - 403 S.

12. Palastina G.V. Competition as a means of personal and professional self-determination of future musicians / GV Palastina // Secondary professional education. - 2010. - No. 2. - P. 13-15.

13. Privalov, G.F. Professional skills contest as a means of development of creative potential of the teacher]. Cand. Ped. Sciences: 13.00.08/ G.F.Privalov. - Ekaterinburg, 2008. - 221 p.

14. Sadokhin A.P. Intercultural competence: the essence and mechanisms of formation: Diss. ... doctor. cult. Sciences: 24.00.01/ A.P.Sadokhin. - Moscow, 2009. - 342 p.

15. Tikhonova E.V. Self-regulated learning as a condition of professional self-education of the teacher (based on musical Department of the pedagogical College): Diss. Cand. Ped. Sciences: 13.00.08 / E.V.Tikhonov. - Ekaterinburg, 2000. - 151 S.

16. Khutorskoy, A.V. Competence in education: design experience / Collection of scientific works / Ed. A.V. Khutorskoy. - M.: Scientific-innovation enterprise "INEC", 2007. - 327 p.

УДК 378.1

СИ.Сахаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС 3+ ДЛЯ МАГИСТРОВ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГ, РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И АДАПТИВНОЙ ХОРЕОГРАФИИ» В КАЗГИК

В работе анализируются вопросы формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов специальностей 51.04.02 Народная художественная культура, профиль: «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». Раскрыты составляющие компетенций ОПК -1, ОПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-12 формируемые дисциплиной «Компьютерные технологии в хореографическом образовании» на основе математической обработки данных с помощью пакетов Maxima, MSExcel, работы с электронными библиотеками, менеджерами проектов и облачными сервисами. Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием менеджеров проектов, таких как SerenaOpenProj, звуковые виртуальные студии, оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированное™ этих компетенций студентов магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии». Научные результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

Ключевые слова: компетенции, ФГОС 3+, оценка уровня сформированности компетенций, менеджеры проектов, облачные сервисы.

Sofiya I.Sakhaeva COMPUTER TECHNOLOGIES IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF FORMING COMPETENCES ON FSES 3+ FOR MASTERS OF THE PREPARATION PROFILE "TEACHER, HEAD OF THE CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE AND ADAPTIVE CHOREOGRAPHY" IN KAZSIK

In accordance with GEF 3+ in the field of preparation 51.04.02 The folk art culture (teacher, head of the choreographic collective and adaptive choreography) curriculum of this specialty includes the discipline "Computer technologies in choreographic education" which is closely related to other fields of knowledge [9]. The results that must be obtained when mastering this discipline are determined by the following basic general professional competencies:

• the ability to independently learn new methods of research, to change the scientific and scientific and production profile of their professional activities (GPC-1);

• the ability to acquire independently with the help of information technologies and use new knowledge and skills in practical activities, including in new areas of knowledge not directly related to the field of activity (GPC-5);

• Possession of methods of development, approbation and introduction of innovative ethno-cultural and ethno-artistic educational systems, pedagogical technologies, textbooks, teaching and educational tools (PC-8).

• Possession of methods of development, scientific substantiation and introduction into practice of innovative methods of organization and management of folk art (PC-11)

• the ability to develop and implement innovative forms and methods of broadcasting in the modern cultural, educational and information space the values of traditional folk artistic culture and the achievement of folk artistic creativity (PC-12)

The methodology of the formation of the competences GPC-1, GPC-5, PC-8, PC-11, PC-12 in the discipline "Computer technologies in choreographic education", based on the technology of mathematical data processing with Maxima packages, MSExcel, work with Electronic libraries, project managers and cloud services. The methods of forming these competencies are studied on the basis of practical examples using project managers such as SerenaOpenProj, sound virtual studios, their effectiveness is estimated on the basis of experiment. The quantitative analysis of the level of the formation of these competences of the students of masters of the profile of the training "Teacher, the head of the choreographic collective and adaptive choreography" is conducted.

Based on the statistical processing of the results of the experiment, it was revealed that thanks to the methods described above, the level of competence of the PC-8, PK-11, PK-12 skills is increased by 16%, and the level of skills by 21%, which allows to identify further ways to increase the level These competencies through the use of intersubject communications, business games, creative assignments and a huge range of interactive teaching methods.

Keywords: Competence, FSES 3+, assessment of competence level, project managers, cloud services.

Современные тенденции развития информационного общества требуют от магистров профиля подготовки «Педагог, руководитель хореографического коллектива и адаптивной хореографии» наличие профессиональных компетенций соответствующих современному уровню развития информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.