ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Improving the educational technology of music teacher in learning
process Akhmetova A.
Совершенствование педагогической техники учителя музыки в обучающем процессе Ахметова А. К.
Ахметова Аймкуль Кадирбаевна /Akhmetova Aimkul - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования и хореографии, Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье рассматривается совершенствование педагогической техники учителя музыки в обучающем процессе. К числу основных условий следует отнести следующие: достаточно высокий уровень общей культуры и её развитие в ходе теоретической подготовки будущего учителя музыки; обеспечение органического единства теории и практики; формирование педагогической и практической направленности как личностной характеристики специалиста-музыканта. В совершенствовании педагогической техники первостепенную роль играют образные средства общения, воплощающиеся в движениях, пластике, жестах соответственно характеру, настроению, чувству, эмоциям и др. К условию совершенствования педагогической техники будущего учителя музыки целесообразно отнести «знание специфических и художественных средств воздействия на учащихся» (поведение, речь, исполнительские действия и др.).
Abstract: this article discusses the specific techniques of pedagogical techniques of the teacher-musician. Modern pedagogical technique requires the teacher-musician at work of variety specific techniques. One of these specific methods of teaching techniques is acting skills in the realization of the personal effects of the teacher-musician on the students. Acting skills act as a music teacher professional quality card that integrates its content artistic direction of pedagogical action, characterized by the processes of empathy, psychic self-regulation in communicative interactions with students. The educational acting skills as an element of educational technology teacher of music gives the opportunity to consider them as a body of knowledge, it needs to organize the educational process in the school.
Ключевые слова: профессиональная направленность, проблемно-диалогическая ситуация, компетентность, профессионализм, рефлексия, эмпатия, педагогический такт, художественная направленность.
Keywords: specific techniques, acting skills, professional-quality, self-regulation, communicative empathy, teacher, musician, artistic, pedagogical process, self-perception.
Настоятельная потребность современного музыкально-педагогического образования в подготовке разносторонне эрудированных специалистов, обладающих основами опыта самореализации и самосовершенствования, определила в качестве одной из задач организации обучающего процесса педагогической техники разработку содержания целевой программы как одного из ведущих условий смыслообразующей, стимулирующей, регулирующей работы будущего учителя музыки. В основу концепции целевой программы «Совершенствование педагогической техники учителя музыки» легли следующие положения:
- подготовка специалиста, обладающего активностью и самостоятельностью, способностью к целеполаганию и планированию собственного развития;
- подготовка педагога-музыканта, наделенного инициативным, аналитическим и музыкально-образовательным мышлением, навыками вариативного музыкально-исполнительского и педагогического действия на основе самопознания и самооценки;
- подготовка учителя музыки, вооруженного знаниями психологии педагогической и исполнительской деятельности своей личности, методов диагностирования обучающихся, преодоления возникающих противоречий процесса музыкального образования.
Процесс совершенствования у студентов педагогической техники характеризуется, прежде всего, ориентировочной основой, то есть той системой условий, которая послужила бы своего рода «платформой» при выполнении и усвоении целенаправленных действий (В. В. Краевский, В. Ф. Матвеев и др.).
Условия педагогического процесса отражают деятельность преподавателя и студентов при организующей, направляющей и регулирующей роли учителя, в соответствии с которыми нами был выдвинут комплекс условий совершенствования педагогической техники будущего специалиста.
К числу основных условий, опосредованно влияющих на процесс совершенствования педагогической техники, следует отнести следующие: достаточно высокий уровень общей культуры и её развитие в ходе теоретической подготовки будущего учителя музыки; обеспечение органического единства теории и практики; формирование педагогической и практической направленности как личностной характеристики специалиста-музыканта. Следует иметь ввиду, что педагогическая техника учителя является формой выражения педагогических взглядов и убеждений, а они, в свою очередь, формируются на основе знаний педагогической теории и развитого педагогического мышления, овладение которыми обусловливают логику, выбор стратегии и тактики деятельности педагога-музыканта, а также её технологию.
Будущие учителя музыки, находясь в позиции педагога-профессионала, должны решать конкретные разносторонние задачи практической деятельности: анализировать, прогнозировать, исполнять, оценивать и др. Отсюда мы выносим следующее условие совершенствования педагогической техники будущих специалистов - «самостоятельная практическая деятельность студентов». Педагогическая практика в данном направлении в наибольшей степени интегрирует познавательно-интеллектуальную направленность в определении глубоких и общих выводов и обобщений, положений, связей и закономерностей в освоении явлений музыкально-педагогической действительности.
По нашему мнению, в совершенствовании педагогической техники студентов педагогическая практика должна быть организована в решении следующих задач:
- воспитание ценностного отношения к избранной специальности путем последовательного «вхождения» в профессиональную деятельность от положительной установки до готовности творчески-плодотворного осуществления, накопление опыта на уроках музыки и в разных формах внеклассной музыкальной работы со школьниками;
- формирование технологии культуры профессионально-педагогического общения в процессе наблюдений и анализа фактов педагогического процесса, методов и приемов его организации в различных ситуациях и действиях участников учебно -образовательной деятельности;
- воспитание профессионально-значимых качеств личности - педагогической компетентности, рефлексии, собственной позиции и др.
Важнейшим условием, отражающим методические подходы к совершенствованию исследуемой педагогической техники студентов, следует, на наш взгляд, считать «использование проблемно-диалогических ситуаций» на уроках музыки.
В музыкально-педагогической деятельности учителя возникают различные ситуации, причем значительно проблемные, вызывая затруднение и характеризуясь неопределенностью и остротой. Так, И. А. Шакиров рассматривает педагогическую
проблемную ситуацию как средство формирования у студентов профессионально-субъективной позиции [1]. А это, в свою очередь, позволяет будущим специалистам управлять учебным процессом, так как в ходе взаимодействия, общения происходит становление интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных аспектов совершенствования педагогической техники обучаемых. Причем, созданию атмосферы сотворчества на музыкальных занятиях способствует словесно-речевая выразительность, умение учителя находить интонационно-адекватную форму выражения своих переживаний в осмыслении и реализации ситуативных процессов. При этом Д. А. Леонтьев, исследуя внутриличностную динамику словесных процессов, указывает на то, что взаимодействие искусства и личности проявляется в диалоге с композитором как переживанием «внутри» себя другой альтернативной смысловой реальности [2, с. 51], где психологическая ситуация художественного восприятия музыки близка к психологической ситуации реального диалога.
Не менее ценным условием совершенствования педагогической техники студентов на уроках музыки выступает их «психофизическая готовность» к профессиональной деятельности, ибо успешность обучающихся зависит от степени осознания ими значимости практических действий в технологии музыкально-педагогической работы. Нами к числу необходимых и целесообразных знаний, призванных обеспечить ориентировочную основу в области профессиональной технологии были отнесены сведения о педагогической технике, как «особого вида педагогического искусства» [3], организации процесса диалогового общения участников с музыкой, его многообразия, исходя из специфики музыкального искусства и исполнительства (речь, мимика, жесты, пластика).
Очень важна роль творчески-волевых проявлений студентов, которые, по мнению М. И. Тухмачевой, представляют «творческое общение - сотрудничество, возможное лишь на основе «обобщающего волевого воздействия», «смены ролей», исполняющих готовность учителя - дирижера всем комплексом движений (как внешних, так и внутренних) помочь коллективу понять свои намерения с помощью «распознавания» музыкальной структуры и «понимания» художественно-коммуникативного смысла средств музыкальной выразительности и т.д.» [4, с. 174-175]. В совершенствовании педагогической техники первостепенную роль играют образные средства общения, воплощающиеся в движениях, пластике, жестах соответственно характеру, настроению, чувству, эмоциям и др. В немалой степени результативны в педагогической технике как вербальные способы общения, так и музыкально-исполнительские приемы сотрудничества учителя-музыканта с обучающимися.
К условию совершенствования педагогической техники будущего учителя музыки целесообразно отнести «знание специфических и художественных средств воздействия на учащихся» (поведение, речь, исполнительские действия и др.). В реализации данного условия особое место принадлежит музыкально-исполнительской деятельности педагога-музыканта и обучающихся, которая протекает в различных видах (пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку и т. д.) и по существу сама выступает в роли специфической формы общения. Очень важную функцию в создании ситуации эстетической коммуникации выполняют такие средства, как эмоциональная отзывчивость и восприимчивость, речь, жесты, движения. Речь специалиста в ситуации коммуникации призвана предвосхищать и подчеркивать особенности содержания музыки, вести учащихся по пути активно-творческого, духовно-личностного с ней взаимодействия.
К специфическим средствам общения будущих специалистов с учащимися относятся: их поступки и действия в движениях, жестах; вербальные способы общения, проявляющиеся в использовании наводящих вопросов, «подсказок» на основе встречной инициативы и др.; музыкально-исполнительские способы общения, выражающиеся в различных вариантах напевания - наигрываниях в связи с различными коммуникативными ситуациями.
К художественным средствам воздействия музыки на обучающихся следует отнести «проясняющиеся» и «эвристические» коммуникативные приемы, запрограммированные в музыке на её содержательном и конструктивном уровнях.
Ценностным условием совершенствования педагогической техники будущего учителя музыки выступает «учет индивидуальных особенностей качеств личности педагога-музыканта в достижении творческого контакта с учащимися». Единство музыкальной и педагогической сторон в деятельности специалиста предполагает наличие у него определенных личностных качеств, обеспечивающих эффективность данной деятельности. К таким качествам, прежде всего, необходимо отнести: компетентность, профессионализм, доброжелательность, общительность, требовательность, внимание, рефлексию, эмпатию, педагогический такт и педагогический оптимизм, чувство справедливости и др. Данная проблема рассматривалась в исследованиях Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, А. Ф. Назарова и др., которые утверждали, что общение представляет собой процесс и результат совместных усилий учителя и учащихся; раскрывает индивидуальные особенности обучающихся; подчеркивает решающую роль в художественном общении с помощью различных бесед на темы, связанные с представлениями о музыке, расширяющими кругозор учащихся, указывая на то, что главным в художественном общении с музыкой является «внутренняя динамичность интерпретации».
К необходимому условию совершенствования педагогической техники специалиста-музыканта следует отнести «создание художественно-творческой атмосферы» на музыкальных занятиях, урочных и внеурочных (работа с хором, оркестром, ансамблем и др.), факультативах. Необходимость создания благоприятной атмосферы в учебно-образовательном процессе средствами искусства всегда играло значительную роль. О значимости данного фактора упоминали многие известные деятели, включая Н. Л. Гродзенскую, Б. М. Неменского, В. Н. Шацкую, Д. Б. Кабалевского и др. [5; 6; 7; 8]. Об этом свидетельствуют и теоретические изыскания театральных деятелей - К. С. Станиславского, М. А. Чехова и др.
На совершенствование педагогической техники оказывает влияние также и такое условие, как «личностная субъективная позиция будущего учителя -музыканта». Здесь имеется ввиду, что на этот процесс влияет не только знание теоретических основ логики, технологии педагогической деятельности, но и отношение к этой деятельности.
«Художественная направленность коммуникативной деятельности» учителя музыки является одним из важных педагогических условий совершенствования педагогической техники специалиста.
Таким образом, указанные нами некоторые ведущие условия явились важнейшими слагаемыми единой системы совершенствования педагогической техники учителя музыки.
Литература
1. Шакиров И. А. Исследование студентами педагогических ситуаций как средство формирования их профессионально-субъектной позиции: Автор... дисс. канд. пед. наук. Калуга, 2000. 23 с.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
3. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. 286 с.
4. Тухмачева М. И. Подготовка учителя музыки к общению с хоровым коллективом: дисс. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1992. 185 с.
5. Гродзенская Н. Л. Беседы о музыке на уроке // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М., 1975. С. 183-193.
6. Неменский Б. М. Дидактика глазами художника. М.: Педагогика, 1986. С. 8-9.
7. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с.
8. Кабалевский Д. Б. Сила искусства. М.: Музыка, 1984. 142 с.
Problems of physical education of student youth Volkov A.
Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи
Волков А. В.
Волков Андрей Владимирович / Volkov Andrey - старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Санкт-Петербургский горный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время действующая система физического воспитания студенческой молодёжи не справляется с существующими проблемами ухудшения физического здоровья студентов. Проблема ухудшения физической подготовленности и здоровья студенческой молодёжи является важной государственной проблемой. Целью данного исследования является выявление факторов, имеющих негативное влияние на здоровье студента, и определение методов борьбы с ними.
Abstract: the relevance of this article due to the fact that at present the existing system of physical education of student's youth can not cope with the existing problems of the deterioration of the physical health of students. The problem of the deterioration ofphysical fitness and health of student's youth is an important public issue. The aim of this study is to identify factors that have a negative impact on student health and the identification of methods to combat them.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, высшее образование, студент. Keywords: physical education, health, education at university level, student.
Специалистам в области физического воспитания студенческой молодежи известно, что уровень физического развития и функциональной подготовленности большей части современных молодых людей не соответствует оптимальным параметрам. Исследовательские данные свидетельствуют, что в настоящее время более 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более хронических заболеваний, 30% призывников в вооруженные силы Российской Федерации являются не годными к срочной службе по состоянию здоровья, а около 40% молодых людей призывного возраста не могут выполнить нормативы по общей физической подготовке даже на удовлетворительную оценку [1]. Различные социологические исследования показывают, что количество студентов, направляемых по результатам медицинского осмотра в специальные медицинские группы, достигает 50% от общего контингента учащихся, а уровень физического здоровья молодых людей планомерно снижается в прямой зависимости от курса обучения. Исследованиями подтверждается, что значительная часть молодых специалистов покидает стены учебного заведения с более низким уровнем физического здоровья, чем они имели по приходу в вуз. У студентов от курса к курсу увеличивается частота хронической патологии и в первую очередь это связано с переходом различных функциональных отклонений в хронические формы заболеваний. Более того, на старших курсах обучения регистрируется значительный процент вновь возникших морфофункциональных отклонений и снижение уровня адаптационных возможностей