УДК 377.112.4
С. В. Казакова
Екатеринбург, Россия
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное музыкальное образование, компетентностный подход, аудиальная культура, аудиальное развитие, аудиальная среда, музыкальная культура, школьники
АННОТАЦИЯ: В статье раскрыты основные направления подготовки будущих учителей музыки к формированию аудиальной культуры школьников.
S. V. Kazakova
Yekaterinburg, Russia
THE PROBLEM OF FORMATION OF AUDIAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF MUSIC
KEY WORDS: professional music education, competence approach, audial culture, auditory development, auditory environment musical culture, pupils.
ABSTRACT: This article covers the main directions of music teachers' training in the formation of schoolchildren audial culture.
В настоящее время происходят серьезные изменения в системе высшего профессионального образования страны. Данные изменения связаны с обеспечением повышения качества образования выпускников и приведения полученных ими компетенций в соответствие с реальными запросами общества, государства, школы. Внедрение компетентностного подхода в современном образовании позволяет сформировать новую модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социальноэкономического развития страны.
Модернизация отечественного образования выдвигает новые требования ко всем специалистам, в том числе и в сфере музыкального образования. В связи с вхождением в Болонский процесс, встает задача изменения содержания образования, которое будет соответствовать новым требованиям: компетентностному подходу к подготовке специалистов (уровня бакалав-
ров или магистров), реализации вариативности и междисциплинарности на основе индивидуально-ориентированной технологии образовательного процесса. Для профессионального музыкального образования это актуальная задача, поскольку уровень подготовки учителей музыки не всегда соответствует предъявляемым сегодня требованиям.
В соответствии с современными подходами в системе профессиональной подготовки учителя музыки встает насущная необходимость коррекции содержания образовательных программ, позволяющих шире и полнее представить поле музыкальной культуры и возможности вхождения в нее детей и юношества.
Главная задача музыкального образования в школе состоит в том, чтобы приобщить детей к музыкальной культуре. Это предполагает понимание школьниками языка музыкального искусства и владение навыками общения на этом языке, раз-
витое музыкальное сознание и устойчивый музыкально-познавательный интерес, приобщение к мировым музыкальным ценностям и активное стремление обогащать собственный художественный опыт.
Чаще всего знакомство с музыкой у детей происходит стихийно. Музыка сопровождает человека постоянно. Однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, в силу своей разнохарактерности и многообразия, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бессознательные процессы, влияет на психику и соматику детей, она способна как гармонизировать, так и усилить негативные проявления личности.
Формирование музыкальной культуры детей младшего школьного возраста возможно при условии целенаправленной и систематической работы со стороны учителя музыки на уроках. Он способен ввести ребенка в мир звуков, научить его слушать, слышать и понимать себя и окружающих людей.
Современная педагогика музыкального образования обладает широким потенциалом музыкального развития, образования и воспитания школьников. Однако становление музыкальной культуры учащихся невозможно без формирования их аудиальной культуры. На наш взгляд, совершенствование содержания профессиональной подготовки учителя музыки на уровне бакалавриата (4-летней профессиональной подготовки) следует начинать со знакомства с феноменом аудиальной культуры и способами, формами и методами ее формирования у школьников.
Решение задач по формированию аудиальной культуры учащихся вызывает острую потребность в подготовке специалистов высокой квалификации. Знание закономерностей аудиального развития детей и умение организовать учебный процесс так, чтобы ребенок научился слушать, слышать и понимать окружающий мир и себя в этом мире, чтобы взаимодействие ребенка с музыкой состоялось на более высоком уровне, являются важнейши-
ми показателями мастерства учителя, его профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога обусловлена единством его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Теоретическая часть подготовки будущих учителей музыки к формированию аудиальной культуры школьников, на наш взгляд, должна включать следующие компоненты.
1. Знакомство студентов с современнми подходами в музыкальном образовании: гносеологический, аксиологический, ак-меологический, деятельностный и др.
2. Знакомство с предпосылками возникновения аудиальной культуры как педагогической категории и определение понятия «аудиальная культура».
3. Выявление структуры и содержания дан-
ного педагогического явления: основных структурных компонентов (эмоциональноценностный, когнитивно-рефлексивный, деятельностно-практический); сущностных характеристик-критериев (эмоциональная отзывчивость, как первая реакция ребенка на звуковой мир; познавательная активность, которая позволяет не только воспринимать, но и осмысливать звуковую среду; способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки); функций аудиальной культуры (человекотворческая, адаптационная, коммуникативная, информационная, знаково-
семиотическая, социализирующая, преобразующая, миромоделирующая, трансляционная).
4. Соотношение понятий: «культура» (в широком смысле) - совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемые людьми, «аудиальная культура» - совокупность духовных ценностей, осваиваемых в процессе восприятия, переработки и передачи звуковой информации, «музыкальная культура» (в широком смысле) - совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а так же деятельность людей и соответствующих учреждений по созданию, хранению,
воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей.
5. Определение места аудиальной культуры в системе общей культуры личности: «аудиальная культура», как компонент «культуры», шире «музыкальной культуры» и «речевой культуры». Она связана с восприятием и осмыслением всего спектра звуков (природных, бытовых, речевых, музыкальных и т.д.). Это более фундаментальный уровень, без которого не могут развиваться музыкальные способности ребенка.
6. Выделение основных компонентов «аудиальной культуры». «Аудиальная культура» - интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию. Из трех составляющих звуковой информации, лежащей в основе ауди-альной культуры личности, - звук, речь, музыка, - наиболее значимым является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми.
7. Выявление взаимосвязи понятий «ауди-альное развитие», в основе которого лежит способность всех живых существ, в том числе и человека, принимать и перерабатывать звуковые сигналы из внешней среды, а также адекватно реагировать на них; «аудиальная среда», под которой понимается целостное аудиальное поле, окружающее индивида и определенным образом, воспринимаемое и интерпретируемое им; «аудиальная культура», которая рассматривается как интегрированное качество личности, в основе которого лежит способность воспринимать, оценивать, интерпретировать и творчески преображать звуковую среду.
Профессиональная компетентность учителя предполагает использование знаний из разных областей наук. Учителям музыки для формирования аудиальной культуры учащихся необходимы знания из следующих отраслей.
1. Физика (раздел акустика - учение о звуке). С точки зрения физики, звук - есть колебательные движения частиц упругой среды. Физическая акустика разграничивает звуковые параметры в соответствии с принятой системой общенаучных физических представлений о движении, энергии, пространстве, времени, массе, упругости, скорости. К основным физическим характеристикам звука физики относят частоту и интенсивность колебания. Исходя из выше представленных физических параметров звуки подразделяются на высокие и низкие, громкие и тихие, продолжительные и короткие, слышимые и неслышимые, музыкальные и не музыкальные. Знания из области физики дают студентам общее представление о звуке, позволяют дифференцированно подойти к шумам и звукам окружающей действительности, познать акустические основы музыки.
2. Биология, в частности раздел биоакустика, которая изучает проблему восприятия звуков и их значение в мире животных. К наиболее известным подходам классификации звуковых сигналов, издаваемых и воспринимаемых животными, можно отнести функциональный подход, экологофункциональный подход и классификация, рассмотренная с точки зрения синтаксиса свойства последовательности звука (А.И. Константинов, А.С. Мальчев-ский, А.И. Мовчан, А.В. Панин, Г. Тем-брок). В соответствии с данными подходами предполагается, что звуки в жизни животных выполняют следующие функции: уведомляют о видовой или половой принадлежности партнеров, сообщают о возрасте и состоянии здоровья животного, предупреждают особей о неблагоприятных изменениях во внешней среде, уведомляют о занятости территории и т.д., то есть помогают ориентироваться в пространстве, добывать пищу, увеличивать популяцию, реагировать на опасность, осуществлять простейшую коммуникацию. Сведения из области биоакустики помогут студентам сконцентрировать свое внимание на значимости шумов и звуков в мире живой природы; уяснить, что проявление звуко-
вой активности у животных связано с процессом их адаптации и выживания. То есть, как и в человеческом обществе в мире животных звуки имеют определенную «ценность».
3. Анатомия и физиология слуха, которые
изучают особенности строения слухового аппарата человека и механизмы звукового восприятия. Аудиальная система человека представляет комплекс органов-
рецепторов, воспринимающих звуковую энергию и преобразующих её в нервный импульс. Благодаря этому, человек воспринимает сложные колебания давления как звуки. Владение информацией из области анатомии и физиологии слуха позволяет студентам уяснить специфику человеческого звуковосприятия, найти зависимость между строением аудиальной системы и возможностью «принятия» или «непринятия» звуковых сигналов.
4. Психология (раздел психоакустика) -исследует законы звукового воздействия на человека. В отличие от физической акустики психоакустика изучает те свойства звука, которые представляют ценность в речи, в музыке, в восприятии различных звуков, с которыми человек встречается в природе, в быту: громкость, высота, тембр, длительность (продолжительность), пространственная локализация (В.А. Вахромеев, Е.В. Назайкинский, С.Л. Рубинштейн и др.). В зависимости от частоты колебания звуки делятся на слышимые и неслышимые человеком. Не смотря на то, что некоторые звуки (инфразвуки, ультразвуки, гиперзвуки) не входят в границы диапазона слышимых звуков, - это не значит, что прекращается их физическое и физиологическое воздействие на человека. Оставаясь вне поля слышания, инфразвуки, например, являются причиной неосознанного страха, беспокойства, раздражения, усталости.
5. Сонология, в основе которой лежит комплексное, всестороннее изучение звука, как физического и психического феномена, а также как явления культуры и искусства (Дж. Михайлов). Комплексный подход к феномену звука позволяет иссле-
довать его свойства как моделирующего механизма, отражающего многообразные процессы, происходящие в эволюции природы, развития человеческих обществ, акцентировать внимание на ценности звука для жизни человека.
6. Музыкальная психология. При изучении студентами данной науки следует обратить внимание на дифференциацию традиционно используемых понятий «восприятие», «музыкальное восприятие», «восприятие музыки». Под восприятием большинство ученых-психологов понимают процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев). «Восприятие музыки» - это, прежде всего, восприятие звуковых сигналов, как нечто слышимое и действующее на органы чувств (Е. В. Назайкинский). «Музыкальное восприятие» - прочувствованное и осознанное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности (Б. В. Асафьев,
В. К. Белобородова, Е. Н. Назайкинский, Б. М. Теплов) [7].
Данные вопросы до сих пор в должной мере не учитывались в профессиональной подготовке учителя музыки.
Глубокого изучения требует вопрос, связанный с интонационной природой музыки - специфическое свойство, отличающее музыку от других видов искусств. Под интонацией большинство ученых-музыкантов понимает полиэлементное образование, где темброво-артикуляционные, громкостные, ритмические, темповые, звуковысотные параметры взаимодействуют друг с другом в устремленности к одному смыслу (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. А. Ручьевская) [8].
Важным является вопрос, связанный с информационной природой музыкального звука: «звук содержится в информации, и информация содержится в звуке» (Е. В. Назайкинский) [6]. Особенно с семиотической интерпретации музы-
кального языка (В. В. Медушевский,
С. М. Мальцев и др.) [4].
С условиями аудиального развития детей как искусства слушать, слышать и понимать самого себя, окружающих людей, окружающий шумовой, звуковой и музыкальный мир можно познакомиться в трудах А. Ф. Лобовой (Яфальян) [2].
Развитие профессиональной компетентности предполагает операциональнометодический аспект: овладение наиболее эффективными методами работы по ауди-альному развитию детей, формированию их аудиальной культуры. Среди них выделяются как традиционные методы музыкального образования - метод музыкального обобщения, размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский), метод установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, метод слуховой наглядности (Л. В. Горюнова), метод пластического моделирования (А. А. Пиличяускас), метод создания художественного контекста (Д. Б. Кабалевский), метод музыкальной импровизации (Н. А. Ветлугина, Г. С. Ригина), метод сопереживания (Н. А. Ветлугина,
А. А. Мелик-Пашаев); так и современные методы аудиального и музыкального развития - метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В.Школяр); методы мелодического, ритмического, тембрового, вербального, пластического, графического фантазирования (А. Ф. Лобова) и др.
К авторским приемам формирования аудиальной культуры школьников можно отнести метод «включения» в звуковую среду, метод звуковой импровизации, метод звукового сотворчества, метод гармонизации окружающей звуковой среды.
Важной стороной деятельности учителя музыки, позволяющей изучить способности каждого ученика и проследить динамику их развития, является педагогическая диагностика. Следовательно, необходимо познакомить студентов-будущих педагогов в области музыкального образования с основными принципами, формами и методами контроля за формированием аудиальной культуры младших школьников (принципы контроля - объек-
тивность, систематичность, наглядность), этапами проведения контрольной проверки (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль), современными методами диагностики, правилами разработки тестов и составления контрольных заданий, условиями проведения тестирования и использования теста в разных видах контроля, способами обработки результатов тестирования [9].
Практическая часть подготовки будущих специалистов включает анализ содержания современных программ и методик по музыке с позиций возможностей каждой из них в формировании аудиальной культуры школьников: программа по музыке для 1-4 классов, разработанная Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,
Т. С. Шмагиной, которая направлена на осознание младшими школьниками роли музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной жизни и постижение своеобразия выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека [5]; программа по музыке для 1-го класса И. В. Кадобновой, В. О. Усачевой, Л. В. Школяр, в которой раскрываются безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни [10]; 3) программа по музыке для детей 4-6 лет И. П. Манаковой и Н. Г. Салминой, в которой реализуется семиотический подход к анализу различных видов искусства, включая музыку: «формирование адекватного восприятия музыкального произведения возможно только через овладение музыкой как семиотической системой» [3. С. 5]; программа «Музыка на основе взаимодействия искусств»
Н. Г. Тагильцевой, главной задачей которой является воспитание эмоциональной культуры первоклассников через: дифференцирование основных эмоциональных состояний ребенка, выявление формальной и содержательной общности музыки с различными видами искусства и жизнью, сравнение жизненных эмоций с художественными [11]. Несмотря на значимость вышеперечисленных программ в области формирования отдельных сторон аудиальной культу-
ры, следует заметить, что в основе каждой из них лежит стремление приобщить учащихся к звуковой культуре человечества через музыкальное искусство, то есть в большей степени каждая из них сориентирована на воспитание музыкальной культуры личности. На наш взгляд, начинать работу по формированию аудиальной культуры школьника следует с постепенного постижения ребенком звуков окружающего мира, а именно шумов и звуков, которые можно услышать дома или в школе; шумов и звуков города; шумов и звуков сельской местности, шумов и звуков природы; шумов и звуков, которые могут выразить чувства и мысли человека (сигнальные, речевые музыкальные) и др. Эти и другие блоки были включены в основу авторской про-
граммы по формированию аудиальной культуры младших школьников, главная цель которой - «научить ребенка слушать и слышать не только музыку, но и себя и окружающий мир» [2, с.37].
Таким образом, предлагаемый нами путь - знакомство с таким явлением как аудиальная культура и обучение студентов способам ее формирования реализует поставленную задачу коррекции содержания музыкального профессионального образования, а введение подобного учебного курса в подготовку студентов музыкальных факультетов станет одним из шагов, реализующих компетентностный подход в сфере профессионального музыкального образования.
ЛИТЕРАТУРА
l.
2.
Кармин А.С. Основы культурологи: морфология культуры. - СПб.: Изд-во «Лань», 1997. Лобова А.Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе : учеб. пособие. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002.
Манакова И.П. Дети. Мир звуков. Музыка. - Свердловск : изд-во Урал. ун-та, 1991. Махлина С. Семиотика культуры и искусства / С. Махлина. - СПб.: Композитор, 2003. Музыка: 1-4 кл.: метод. пособие /Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2004.
Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. - М.: Музыка, 1984.
Педагогическое тестирование. Методическая разработка / Сост. А.В. Мальцев. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998.
10. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1-е классы / И.В. Кадобнова,
В.О. Усачева, Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 2004.
11. Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: метод. пособие. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.
3.
4.
5.
6. 7.
9.