Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование профессиональной подготовки будущего учителя музыки'

Педагогическое проектирование профессиональной подготовки будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихтинская Е. К.

Одним из востребованных в практике способом решения существующих проблем музыкально-педагогического образования можно признать педагогическое проектирование образовательного процесса курса учебной дисциплины или блока специальных учебных дисциплин с применением информационных технологий. Проектировочная деятельность преподавателя предопределяется спецификой освоения будущим учителем музыки многообразного мира явлений музыкальной культуры, в процессе которого создаются условия для оснащения его профессионально-значимыми навыками и овладения личностным опытом ценностных ориентаций. При проектировании процесса обучения необходимо создать ситуацию активизации мотивации и обеспечить профессионально направленное развитие личности будущего педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихтинская Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование профессиональной подготовки будущего учителя музыки»

№ 3 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 371.13:78

Педагогическое проектирование профессиональной подготовки будущего учителя музыки

Е.К. Вихтинская

Костанайский государственный педагогический институт (г. Костанай, Казахстан)

Одним из востребованных в практике способом решения существующих проблем музыкально-педагогического образования можно признать педагогическое проектирование образовательного процесса курса учебной дисциплины или блока специальных учебных дисциплин с применением информационных технологий.

Проектировочная деятельность преподавателя предопределяется спецификой освоения будущим учителем музыки многообразного мира явлений музыкальной культуры, в процессе которого создаются условия для оснащения его профессионально-значимыми навыками и овладения личностным опытом ценностных ориентаций.

При проектировании процесса обучения необходимо создать ситуацию активизации мотивации и обеспечить профессионально направленное развитие личности будущего педагога-музыканта.

Ключевые слова: проектировочная деятельность, музыкальная культура, профессиональное направление

Совершенствование качества профессиональной подготовки будущего учителя музыки в условиях кредитной системы обучения является важной задачей преподавателя вуза.

Одним из востребованных в практике способом решения существующих проблем музыкально-педагогического образования можно признать педагогическое проектирование образовательного процесса курса учебной дисциплины или блока специальных учебных дисциплин с применением информационных технологий.

Педагогическое проектирование в настоящее время рассматривается как особая сфера деятельности, включающая решение класса исследовательских задач повышенной сложности, связанных с выявлением всей совокупности педагогических факторов и условий, которые способствуют или препятствуют воплощению научных рекомендаций в реальный педагогический процесс [3].

Проектировочная деятельность преподавателя предопределяется спецификой освоения будущим учителем музыки многообразного мира явлений музыкальной культуры, в

процессе которого создаются условия для оснащения его профессионально-значимыми навыками и овладения личностным опытом ценностных ориентаций.

Специфика педагогического проектирования курсов музыкально-исторических дисциплин отражается в организации пространства развития личности специалиста в направлениях:

• присвоение опыта культуры интеллектуального и музыкального мышления;

• развитие культуры рефлексии;

• освоение специальных методов музыкального обучения и воспитания школьников средствами музыкального искусства;

• овладение технологией проектирования в рамках самостоятельной исследовательской работы.

Специфическое музыкальное мышление будущего учителя музыки, представляющее собой своеобразную форму музыкального интеллекта, формируется последовательно в процессе профессионального обучения в циклах специальных дисциплин: исторических, теоретических и практических (исполнительских).

Целостная система формирования музыкального мышления студента-музыканта в педагогическом вузе опирается на традиционный, складывавшийся веками, опыт подготовки музыканта-профессионала, подтвержденный научными изысканиями прикладной психологии.

Опыт музыкального обучения, как в казахской устной профессиональной традиции, так и в музыкально-образовательной системе европейского типа, показывает, что развитие музыкальных способностей, становление музыкального мышления есть процесс трудоемкий, последовательно и целенаправленно реализуемый в длительный промежуток времени при наличии сильного эмоционально-волевого посыла со стороны обучаемого.

При профессиональной подготовке будущего учителя музыки в условиях кредитной системы обучения возникает основное противоречие между кратким сроком освоения студентом предметного пространства специальной дисциплины и объективными психологическими процессами выработки как отдельных умений и навыков, так и музыкального мышления в целом.

Музыкальное мышление представляет собой своеобразную форму интеллектуального мышления, в котором мыслительная деятельность оперирует внутренними музыкальнослуховыми представлениями. Формирование музыкального мышления в учебном процессе в курсах музыкально-исторических дисциплин происходит при закреплении умений в следующих основных уровнях:

• слушание (восприятие, наблюдение) или чтение глазами нотного текста музыкальных произведений классического и традиционного репертуара для создания впечатления в памяти и активизации процессов размышления;

• изучение (анализ) музыкального материала для формулирования суждения, мнения, оценки;

• обоснование суждения при помощи литературного описания.

Восприятие музыкального произведения рождает осознаваемые и подсознательные ассоциации. Через восприятие вовлекаются в анализ из памяти следы воздействия искусства, эстетические оценки, эмоции, знания. Этот комплекс связан с изучаемым музыкальным текстом, но не совпадает с ним по объему и характеру. Отраженное в опыте

искусство фигурирует как художественно-психологический фон-контекст, в который вписано анализируемое произведение. Само произведение в восприятии выделяется на этом фоне и концентрирует в себе влияние всего контекста. В таком качестве музыкальное произведение становится предметом изучения. При теоретическом рассмотрении элементов музыкальной речи, конструкции, содержания произведения осуществляется оперирование многочисленными музыкально-теоретическими данными на основе знания методики как отдельных видов анализа: ладотонального, гармонического, полифонического и др., так и целостного анализа.

Наиболее сложным из указанных выше умений является описание музыкального произведения - словесное формулирование. Суждение о музыке может быть универсальным. Способность же описать музыкальное произведение есть особое умение понять и объяснить то, что именно в настоящий момент является вашим представлением о данном произведении.

Развитие культуры рефлексии осуществляется при выполнении специальных предметных задач и заданий на основе анализа студентами собственной мыслительной деятельности, характера музыкально-слухового опыта, способности к художественной интроспекции. Следует отметить следующие проектируемые компоненты:

• отслеживание и осмысление процессов формирования музыкального интеллекта позволяет корректировать способы и продолжительность работы с учебным материалом;

• применение личностного опыта помогает освоению методов организации музыкальной деятельности школьников на уроке музыки.

Проектирование технологии изучения и закрепления способов и приемов музыкального обучения и воспитания школьников предусматривает различение общедидактических и специальных методов, применение которых определяется спецификой музыкального искусства. Среди них можно выделить следующие:

• метод размышления о музыке, метод "забегания" вперед и "возвращения" назад -Д.Б. Кабалевского;

• метод музыкального обобщения, метод эмоциональной драматургии - Э.Б. Абдуллина;

• метод создания композиций - Д.Б. Кабалевского и Л.В. Горюновой;

• метод создания художественного контекста - Л.В. Горюновой [2].

Реализация в рамках исследовательской работы в студенческих микро-группах "Конкурса проектов", с выполнением всех необходимых этапов и действий, позволяет оснастить будущего учителя музыки навыками самостоятельной проектной деятельности.

В условиях практики образовательного процесса воплощение вышеуказанных направлений развития будущего учителя музыки в курсах музыкально-исторических дисциплин осуществляется при помощи проектирования всех видов учебного материала для организации учебной деятельности студентов на аудиторных занятиях и для самостоятельной работы с учетом уровня их музыкального опыта.

При проектировании состава учебно-методического комплекса музыкально-исторических дисциплин учитываются следующие аспекты:

• нормативные требования к курсам учебных дисциплин;

• роль и значение учебной дисциплины в формировании музыкального мышления как основы профессионального;

• возможности применения вариативных форм учебной деятельности при освоении информационного материала различного типа, составляющего проблемное поле музыкально-исторических дисциплин;

• пути реализации личностного потенциала студента на основе индивидуальной образовательной траектории;

• способы обеспечения коррекции и регулирования учебных действий студентов на основе осознания ими целей учения;

• особенности контроля усвоения специфических музыковедческих понятий, уровня опыта музыкально-слухового восприятия музыкальных произведений, выработки умений и навыков работы с учебной, научной, научно-популярной литературой, музыкальным звуковым и нотным материалом, компьютерными обучающими средствами [1].

При проектировании процесса обучения необходимо создать ситуацию активизации мотивации и обеспечить профессионально направленное развитие личности будущего педагога-музыканта. Следует отметить, что студенту предоставляется весь объем и характер учебной работы на основе рабочей программы (силлабуса), технологических карт аудиторных занятий и их электронного сопровождения, комплекта заданий для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и для внеаудиторной работы по саморазвитию на бумажных и электронных носителях, компьютерной обучающей программы. Данный подход дает возможность студенту-музыканту выбирать траекторию собственного развития, определять пути и этапы достижения опыта учения, формирования основных профессиональных навыков. Важнейшим фактором регулирования и закрепления учебных действий выступают при этом контролирующие материалы для организации текущего и рубежного контроля.

Практика ведения курсов музыкально-исторических дисциплин показала, что проектирование дидактического сопровождения учебной деятельности студентов способствует повышению качества образовательного процесса на основе создания ситуации выбора самостоятельной, соответствующей индивидуальному опыту студента программы учения, моделирующей будущую профессиональную деятельность.

Список литературы

1. КрасильниковаМ.С. Методы изучения крупных музыкальных произведений в школе / М.С. Красильникова / Теория и методика музыкального образования детей / Ред. Л.В. Школяр. - М. Флинта: Наука, 1999. - 336 с.

2. Скок Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина // М: Педагогическое общество России, 2003. - 96 с.

3. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования / Н.О. Яковлева // М: Информационный центр АТ и СО, 2002. -237с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.