Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2012. Вып. 3 (26). С. 90-100
Аксиологические основания развития субъекта
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ1 З. И. Гладких
В статье рассматриваются сущностные характеристики музыкально-педагогической культуры учителя и содержание ее аксиосферы на основе диалогического сопоставления ценностей образования и искусства. Системообразующая роль аксиологического компонента в формировании музыкально-педагогической культуры учителя раскрывается посредством обращения к ценностным основаниям отечественной художественно-педагогической традиции, погружения в контекст актуальных задач духовно-нравственного развития личности.
Возрастание интереса к аксиологической проблематике — характерная черта общественного сознания рубежа тысячелетий. Проблема приобщения подрастающего поколения к национальным и общечеловеческим духовным ценностям актуализируется в связи с кризисом духовности современного общества, прагматическими и технократическими тенденциями, засильем низкопробной массовой культуры, деформацией ценностно-смысловой сферы детей и молодежи. Для решения комплекса проблем, связанных с воспитанием духовной культуры личности в современных условиях, требуется консолидация усилий общественных институтов, государства и Русской Православной Церкви, деятелей науки, образования, культуры, искусства, всех кому небезразлично будущее нашей страны.
В содержании понятия «культура» заключены деятельностное и процессуальное начала, обнаруживается наличие разнонаправленных векторов, сочетание тенденций к созиданию нового и канонизации. Оно происходит от лат. сultura: «1) возделывание, обрабатывание, уход, разведение; 2) воспитание, образование, развитие; 3) поклонение, почитание»2. Эти грани образуют единое целое; во взаимодействии динамики и статики, устойчивого и изменчивого обнаруживается полифункциональная целостность культуры, ее внутренняя диалектика как источник развития.
Как сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие трактуется культура в «Российской педагогической энциклопедии». Особое внимание здесь уделяется аксиологическому аспекту: «Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 12-16-46001а.
2Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 276.
восприятия и достижения»3. Ценности, образующие ядро культуры, не даны человеку от природы; они возникают в результате человеческой деятельности, являются ее регулятором и высшей целью.
Онтологические и гносеологические аспекты функционирования ценностей в духовном мире человека, вопросы духовной культуры общества и личности с древних времен привлекали внимание представителей различных областей гуманитарного знания. Теоретическую основу изучения аксиологического контекста культуры составляет философская теория ценностей. Феномен ценности получил многоаспектное освещение в трудах Аристотеля, М. Бубера, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, Р. Декарта, И. Канта, Платона, Г. Риккерта, Ж.-П. Сартра, Б. Спинозы, М. Хайдеггера, А. Швейцера, М. Шелера, Д. Юма и др. В основе гуманистической аксиологии лежит «благоговение перед жизнью»4, признание человека высшей ценностью, мерилом всего сущего, утверждение значимости человеческой субъектности, личностно-творческого начала в человеке. В трудах классиков гуманистической психологии и педагогики (Л. С. Выготский, Д. Дьюи, К. Роджерс, Я. Корчак, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. А. Сухомлинский, В. Франкл, Э. Фромм) тесно взаимосвязаны идеи самосозидания, самоактуализации личности и развития ее ценностно-смысловой сферы.
Аксиологическая проблематика занимает центральное место в отечественных исследованиях, посвященных теории культуры (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. М. Межуев), изучению человека как объекта и субъекта культуры (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. О. Лосский, М. К. Мамардашвили, В. С. Мухина, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.), феноменологии духовной культуры (Н. А. Бердяев, Б. С. Братусь, С. Н. Булгаков, Г. Д. Гачев, В. В. Зеньковский, В. П. Зинченко, И. А. Ильин, В. И. Слободчиков и др.), проблем этики и эстетики (В. А. Блюмкин, Ю. Б. Борев, М. А. Верб, Е. В. Квятковский, О. А. Кривцун, В. С. Соловьев, Л. Н. Столович, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др.). По мнению Н. А. Бердяева, субъект культуры «не есть пассивный отражатель бытия... он живой деятель в бытии, развиватель бытия, повышающий творческую энергию бытия, создатель ценностей бытия»5.
Духовные ценности определяют мировоззрение личности и общества, национальный образ мира и лик исторической эпохи. В христианской культуре постулируется приоритет духовных ценностей над материальными благами, а в качестве критериев устройства духовной жизни человека рассматриваются десять основных ветхозаветных заповедей (Декалог) и Заповеди блаженства, произнесенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди (см. Мф 5). Святое Евангелие учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище
3 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 486.
4 Швейцер А. Благоговение перед жизнью М., 1992. С. 508—509.
5 Бердяев Н. А. Философия свободы. Харьков; М., 2002. С. 94.
ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6. 19—21)»; «Ищите же прежде Царства Бо-жия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33).
Дух беспределен, поэтому духовность не поддается рационалистическому объяснению и изначально связана с трансцендентным началом. Понятие «духовность» отражает внутренне состояние человека, его отношения с Богом, миром и людьми, с этой категорией соотносится потребность познания смысла и назначения собственной жизни. Духовность высвечивает ценности и соответствующий им опыт; она «обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, к сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу»6.
Доминирующую роль в сохранении, воспроизводстве и распространении общечеловеческих духовных ценностей выполняет каноническое начало, и основу воспитания человеческого в человеке должно составлять почитание святынь, благоговейное отношение к культурным традициям. В рассуждениях о почвенности в культуре нельзя не вспомнить известные слова К. Д. Ушинского, выражающие мысль о значении традиции в русском воспитании: «Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другое. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к ее требованиям, силам, недостаткам; но пересоздать ее невозможно. И слава Богу! Какой странный хаос, какие враждующие противоречия, какие нелепицы, кажущиеся нам разумными сегодня и крайне глупыми завтра, проявились бы в воспитании русского народа, если бы оно было послушным воском в наших руках!»7
Категория «традиция» (от лат. ^аШИо «передача; повествование»), определяющая исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, занимает ведущее место в понимании феноменов культуры. Трудно переоценить роль традиции в таких ценностно- и смыслообразующих областях человеческой деятельности, как искусство и педагогика. Генетически связанные друг с другом, они наследуют и хранят духовный опыт эпох и народов, передают культурную информацию цивилизации грядущим поколениям.
Художественно-педагогическая традиция рождается в диалоге художественной и педагогической культур; с одной стороны, она реализует воспитательную, гуманистическую функцию искусства, а с другой — наполняет эстетическим содержанием педагогическую деятельность. В процессе взаимодействия педагогики и искусства происходит их взаимообогащение гуманитарными обертонами, что усиливает их духовный потенциал. Аксиосфера художественно-педагогической традиции, проявляющаяся и в воспитании искусством, и в искусстве воспитания, обеспечивает сохранение, развитие и преемственность духовных ценностей в пространстве и времени национальной культуры.
Ценностную основу русской художественно-педагогической традиции составляет метафизическая триада «Истина, Добро и Красота», ставшая объектом при-
6 Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 81.
7 Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.; Л., 1948—1952. Т. 2. С. 482—483.
стального внимания представителей духовного ренессанса конца XIX—начала XX в. В понимании П. А. Флоренского, она не есть три разных начала, а одно: «Это — одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Духовная жизнь, как из Я исходящая, в Я свое средоточие имеющая, есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого, она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся, — Красота»8. В. С. Соловьев предлагает следующую трактовку неразделимости этого союза: «Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Открывшаяся в Христе бесконечность человеческой души, способной вместить в себя всю бесконечность божества, — эта идея есть вместе и величайшее добро, и высочайшая истина, и совершеннейшая красота. Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение — уже во всем — есть конец и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир»9.
Русская художественно-педагогическая традиция в своей основе имеет веру в духовное преображение человека посредством искусства. «Традиция держится подвигом образования, пре-ображения человека в образ Христов, в исполненного любви и веры сына Божия по благодати», — замечает В. В. Медушевский, исследуя православную традицию музыкального образования10. В данном контексте цель всего музыкального воспитания, «всей системы исторических, теоретических и художественно-практических дисциплин», представляется в «оттачивании духовного опыта»11.
В творениях свт. Тихона Задонского содержится следующее изречение: «Видишь, что хотящии научитися художеству, наукам и мирской мудрости, входят в училища и обучаются от учителей искусных, слушают от них наставление и правила, и внимают им, поступают по ним: иначе не могут научитися, когда по наставлениям и правилам их не будут поступать. Тако подобает христианам, которые суть ученики Христовы, учитися у Христа, Иже есть Ипостасная Бо-жия Премудрость. Догматы и правила Его святые научают нас истинному покаянию, вере, смирению, любви, терпению, кротости, и проч. В сем бо состоит христианская духовная мудрость, которая пред миром презренна и умалена, но пред Богом честна и возвеличена»12. В свете этих рассуждений сам процесс образования можно рассматривать как духовную практику, путь приобретения и совершенствования духовного опыта, а христианские добродетели — как ценностные ориентиры на этом пути.
8 Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах // Флоренский П. А. Оправдание космоса. СПб., 1994. С. 72.
9 Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 245.
10 Медушевский В. В. Невидимый учитель. Православная традиция музыкального образования в России // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V Международной научно-практической конференции. М, 1999. С. 141.
11 Медушевский В. В. Религиозная природа музыкального слуха // Ното тшюш’95. Альманах музыкальной психологии. М., 1995. С. 15.
12 Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1996. С. 371-372.
Ценности образования закономерно отражаются в его тезаурусе. Понятие «тезаурус» (от греч. ШёБаигбБ «запас, сокровище») получило широкое распространение в филологии, лингвистике, теории информации, культурологии, социологии. С этим термином ассоциируется культурное начало в человеке, и потому столь органично использование тезаурусного подхода в гуманитарных науках. Согласно «Энциклопедическому словарю» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, в Древней Греции тезаурусом именовался «род круглых подземных пещер, устроенных из камня и служивших либо для хранения оружия и драгоценностей, либо царскими усыпальницами, а может быть, и удовлетворявших разом обоим назначениям»13. Заметим, что в наши дни накопление чего-либо в качестве сокровища и создание драгоценного запаса принято называть тезаврацией. В данном контексте под общечеловеческими духовными ценностями следует понимать духовную сокровищницу человечества, его духовный капитал, ценность которого не утрачивается, а, напротив, возрастает с течением времени.
В широком смысле тезаурус представляет собой субъектную организацию гуманитарного знания: «он в слове и образе воспроизводит часть действительности, освоенную социальным субъектом (индивидом, группой)»14. Так, музыкально-эстетический тезаурус — не только словарь, охватывающий понятия, связанные с определенной сферой человеческой деятельности, но и запас впечатлений от общения с музыкальным искусством, образных представлений, интонационных моделей, эмоционально-ценностных отношений. Все это образует основу музыкально-творческого развития и самореализации в музыкальной культуре, каркас ценностных установок личности.
Музыкальное искусство выполняет ничем не заменимую роль в процессе духовного развития человека, в формировании ценностных ориентаций личности, поскольку оно имеет духовную сущность, аккумулирует, генерирует и транслирует духовные ценности. Различные грани аксиологического постижения музыкального искусства раскрыты в трудах Б. В. Асафьева, Л. А. Закса, Г. Г. Коломиец, А. Ф. Лосева, В. В. Медушевского, А. В. Михайлова, А. Н. Сохора, Т. В. Чередниченко, В. Н. Холоповой и др. Исследуя философские аспекты ценности музыки, Г. Г. Коломиец формулирует выводы о том, что «аксиологизация музыкального постижения основана на общезначимых (общечеловеческих, интерсубъективных) ценностях», и «аксиологический метод, обращенный к ценностному сознанию, ставит слушателя в ситуацию выбора человеческих жизненных ценностей, которые он сам извлекает из форм-идеи музыки, слушая и размышляя о музыке»15.
В современном искусствознании аксиологическая шкала тесно соприкасается с важнейшими категориями этики и эстетики. В исследовании В. Н. Холо-повой предлагается следующий «квадрат» ценностных критериев:
1) позитивность (добро, благо для человека);
2) «крупность» (значимость, значительность, большая величина);
13 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М., 1991 (репр. изд. 1890 г.). Т. XXI. С. 127.
14 Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. С. 63.
15 Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. М., 2007. С. 506-507.
3) оригинальность (новизна, необычность, нестандартность, свежесть);
4) полнота выражения (выявление художественного намерения до конца, максимальная реализация идеи, «гиперпрессия»)16.
Симптоматично, что в предложенной модели на первое место выдвинуто этическое условие, тогда как остальные критерии притягивает поле эстетики. Этическая доминанта способствует преодолению формалистического подхода в эстетических суждениях, приводит данную систему в соответствие с гуманистическими идеалами, с нравственно-преобразующей функцией искусства.
Музыкальное образование есть сфера трансляции ценностей, процесс образования — восхождение человека к высшим духовным ценностям. Современная педагогическая наука трактует термин «музыкальное образование» как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие. Наряду с музыкальными знаниями, умениями и навыками, данное понятие включает опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности17. При этом становление музыкальной культуры учащегося рассматривается в контексте его духовной культуры как процесс развития человеческого в человеке в соответствии с национальными и общечеловеческими духовными ценностями. Размышляя о духовно-нравственном воспитании средствами искусства, В. В. Медушевский отмечает высокую и ответственную миссию в этом процессе личности педагога: «Уроки искусства оказываются художеством над художеством: из светлых озарений искусства или из сгустков злобы, из соответствующих комментариев учитель лепит душу учащихся. Такова данная учителю великая мера власти. Но также и ответственности!»18
Художественная эрудиция, нравственные нормы, эстетические ценности, творческий потенциал педагога выступают ценностными ориентирами для детей, способствуют формированию специфической человеческой способности — эстетического отношения к миру. Следовательно, существенным условием формирования ценностных ориентаций школьников являются совершенствование аксиологической подготовки специалистов музыкально-педагогического профиля в контексте духовных ценностей отечественной художественно-педагогической традиции.
Аксиологический подход органически присущ гуманистически ориентированному образованию, аксиологические идеи составляют сердцевину культурологии образования. Методология этого научного направления строится на понимании образования как «сложного культурного процесса полисистемной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности»19. Анализируя аксиологические основания образования, В. А. Сластенин подчеркивает: «В центре аксиологического мышления — концепция взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Она утверждает, что наш мир — это мир ценностного
16 Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. СПб., 2000. С. 307—310.
17 Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2004. С. 7.
18 Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства // Преподаватель (Спец. выпуск «Музыкант-педагог»). 2001. № б. С. 12—20.
19 Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000. С. б9.
человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого человека. Рассматривать социальное развитие вне человека — значит отделять мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет собой глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание»20.
Тенденция аксиологизации образования имела следствием рождение междисциплинарной области педагогического знания — педагогической аксиологии. Исследователи рассматривают педагогическую аксиологию в качестве фундамента духовной культуры и ценностных ориентаций учителя (Ш. А. Амо-нашвили, Е. И. Артамонова, С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бон-даревская, С. Г. Вершловский, Б. З. Вульфов, И. Ф. Исаев, А. В. Кан-Калик, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, Н. Д. Никанд-ров, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков, Н. Е. Щуркова и др.).
Источником развития ценностных ориентаций личности учителя является духовная культура. Рассматривая духовную культуру учителя как интегральное качество, репрезентирующее целостность личности, ее устремленность к духовному саморазвитию, Е. И. Артамонова представляет этот феномен в двух ипостасях: 1) как духовную матрицу реального образа педагога (совокупность духовных способностей и качеств личности); 2) как внутреннюю культуру, обеспечивающую саморазвитие, являющуюся как бы «подкультурой» в общей культуре учителя, в том числе и профессиональной. Закономерно, что при определении сущности духовной культуры учителя исследователь философско-педагогических основ ее формирования использует категории аксиологии: «Духовная культура педагога предстает как совокупность духовных ценностей, обусловливающих его духовную (внутреннюю) свободу, духовность и ответственность. Духовная культура учителя, проявляясь через иерархическую систему ценностей, упорядоченную идеалом, является “ядром” самосозидательной деятельности. Это ядро интегрирует целостность личности учителя. Интериоризованные личностью духовные ценности, выступая в роли идеала и целей жизни, являются ценностными ориентациями»21.
В процессе интериоризации личностью педагога духовного потенциала, ценностей и технологий музыкального искусства, в результате накопления опыта музыкально-педагогической деятельности и наполнения ее личностными и профессиональными смыслами формируется музыкально-педагогическая культура учителя. Исследование феноменологии музыкально-педагогической культуры предполагает опору на опыт многоаспектного анализа музыкальнопедагогической деятельности и личности педагога-музыканта, содержащийся в трудах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, Л. В. Горюновой, Д. Б. Кабалевского, Г. Г. Ней-гауза, Е. В. Николаевой, Л. А. Рапацкой, Р. А. Тельчаровой, Н. А. Терентьевой, Г. М. Цыпина, Л. В. Школяр, А. И. Щербаковой, Б. Л. Яворского и др.
20 Сластенин В. А. Аксиологические основания образования // Сластенин. М., 2000. С. 188.
21 Артамонова Е. И. Духовная матрица профессионального образа учителя // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научнопрактической конференции. Ч. 1. М., 2000. С. 41-42.
Научно-методические основы аксиологической подготовки учителя музыки разработаны в докторской диссертации А. И. Щербаковой. Для изучения аксио-сферы музыкально-педагогической культуры в системе высшего профессионального образования методологическую значимость имеют следующие положения: «Аксиология музыкально-педагогического образования — это интерпретация его как мира музыкально-педагогических ценностей, в котором музыка является носителем ценности и объектом познания, а учитель и ученики — коллективным субъектом познания. В процессе субъектно-объектных и межсубъектных отношений образуется музыкально-педагогическая аксиосфера, в которой рождаются, утверждаются и функционируют музыкально-педагогические ценности»22. Разработанные в данной диссертации педагогические условия, необходимые для становления ценностных ориентаций учителя музыки, значимы и для совершенствования теории и методики формирования музыкально-педагогической культуры учителя.
Категории педагогической аксиологии использовались нами при исследовании феноменологии музыкально-педагогической культуры. Музыкальнопедагогическая культура учителя понимается нами как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение художественно-эстетических и педагогических ценностей. Схема структуры профессиональной культуры педагога-музыканта, включающая аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты, условна, поскольку музыкально-педагогическая деятельность синкретична по сути. В индивидуальном сознании педагога-музыканта ассимилируются общественно-педагогические (сконцентрированные в общественном сознании) и профессионально-групповые ценности. В процессе этого взаимодействия выстраивается личностная система ценностей, на основе которой формируется концепция музыкально-педагогической деятельности.
Системообразующую функцию в музыкально-педагогической культуре выполняет аксиологический компонент, содержание которого универсально и составляет ценностно-смысловое ядро профессиональной деятельности специалистов, преподающих на различных ступенях музыкального образования. Данный компонент включает совокупность ценностных ориентаций, педагогических и художественных ценностей, эстетическое отношение к музыке как к виду искусства и средству воспитания, осознание целостности мировой художественной культуры и многоликости ее исторических и национальных типов, понимание приоритета отечественной культуры в становлении эстетического тезауруса личности, необходимости духовно-нравственной доминанты в системе оценки явлений художественной культуры, признание незаменимой роли музыкального искусства в культуре детства и совершенствовании профессиональной культуры учителя, ориентацию на эмпатию и сотворчество, на диалогические, субъект-субъектные отношения в процессе эстетического воспитания школьников, установку на самообразование в сфере музыкально-педагогической культуры.
22 См.: Щербакова А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: Дис. ... д-ра пед. наук (13.00.08). М., 2004.
При исследовании аксиологического контекста музыкально-педагогической культуры учителя опорой может быть теория педагогических ценностей, разработанная в научной школе В. А. Сластенина. Согласно данной теории, по уровню своего существования педагогические ценности разделяются на личностные, групповые и социальные. По предметному содержанию дифференцируются самодостаточные (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). Внутри инструментальных ценностей происходит деление на «ценности-отношения», «ценности-знания» и «ценности-качества»23.
Рассмотрим, как проявляются эти группы ценностей в музыкальнопедагогической деятельности.
«Ценности-цели» определяют «Я-концепцию» педагога в многообразных проявлениях музыкально-педагогической культуры и выступают как источник и результат профессионального совершенствования и творческой самореализации в музыкально-педагогической деятельности.
«Ценности-средства» раскрывают значение и смысл способов и результатов осуществления музыкально-педагогической деятельности, концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии.
«Ценности-отношения» раскрывают значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной музыкально-педагогической деятельности, включают эстетическое отношение учителя к музыке и музыкально-педагогическому процессу.
«Ценности-знания» раскрывают значение и смысл музыкально-педагогических, музыкально-психологических и общехудожественных знаний в процессе осуществления музыкально-педагогической деятельности.
«Ценности-качества» раскрывают многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, деятельностно-профессиональных и поведенческих качеств личности учителя как субъекта музыкально-педагогической деятельности. Они находят отражение в музыкальных, педагогических и творческих способностях, способности к диалоговым отношениям в процессе музыкальнопедагогической деятельности, способности проектировать и прогнозировать музыкально-педагогическую деятельность и процесс формирования своей музыкально-педагогической культуры.
Между группами музыкально-педагогических ценностей существует тесная взаимосвязь; функционирование этой системы обусловливается не только активным взаимодействием образующих ее элементов, но и синкретическим единством с технологическим и личностно-творческим компонентами музыкальнопедагогической культуры. Ценности музыкально-педагогической культуры осваиваются и создаются учителем в процессе музыкально-педагогической деятельности, и в этом проявляется неразрывная связь культуры и деятельности.
Соответствующий своему предназначению педагог-музыкант выступает в роли медиатора, посредством которого в духовный мир учащихся транслируются непреходящие культурные ценности, связанные со способами понимания истины, добра, красоты, совести, веры, духовности, человечности в конкретной
23 Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. И. Педагогика: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2008. С. 100-112.
мировоззренческой и культурной традиции. Именно мировоззренческий базис и духовный потенциал человеческой деятельности определяет ее ценность и смысл, а единство эстетического и этического выступает обязательным требованием к процессу и результату педагогического и художественного творчества.
Ценностный контекст музыкально-педагогической деятельности становится все более значимым в наше время, когда в звуковую среду проникает низкопробная коммерческая музыка, что ведет к деформации художественного сознания, снижению уровня музыкальной и общей культуры подрастающего поколения. Как актуально звучат для каждого русского человека, и особенно для педагогов, работающих в сфере эстетического воспитания и художественного образования, слова Г. В. Свиридова: «Ценности надо беречь, что мы, к сожалению, не только не всегда делаем, но и позволяем себе подчас легкомысленно, хищнически и безответственно с ними обращаться. В результате этого всей нашей отечественной культуре наносится ощутимый урон, в том числе музыкальной культуре (и особенно — хоровой). В потрясениях нашего века многое исчезло безвозвратно, тем более бережно надо бы хранить наши ценности, нашу живую историю, наш след на земле»24. Как истинный художник, Г. В. Свиридов рассматривает проблему художественного воспитания в контексте формирования духовной культуры личности и представляет ее как важнейшую составляющую государственной политики: «Разумно устроенное государство обязано воспитывать своих подданных в сознании незыблемости моральных ценностей, в духе высоких нравственных начал, а искусства, художества должны помогать воспитанию благородного человеческого характера, пробуждая в человеке чувство красоты, добра и правды»25.
Музыкально-педагогическая деятельность современного учителя выходит за пределы узкопрофессиональной предметной компетенции, поскольку в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы музыкальное воспитание тесно связано с умственным, нравственным, гражданским, патриотическим, эстетическим, экологическим, физическим воспитанием. Широкий спектр взаимосвязанных профессиональных задач по организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся, решаемых современным учителем музыки, обусловливает необходимость проектирования содержания музыкально-педагогической деятельности в контексте задач духовнонравственного воспитания детей и молодежи.
Согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», в основе целостного пространства духовнонравственного развития и воспитания школьников лежат базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество26. Укорененные в отечественной культурной традиции, эти фундаментальные ценности являются источником педагогических иннова-
24 Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. М., 2002. С. 391.
25 Там же. С. 433.
26 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. С. 18-19.
ций в плане преемственности ценностных основ воспитания духовной культуры личности и образуют аксиологическое ядро музыкального образования.
Проблема формирования музыкальной культуры личности приобретает особую актуальность в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который в разделе предметных результатов освоения основного общего образования предусматривает «формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры»27.
Таким образом, приоритетной задачей освоения профессии учителя музыки в ближайшей исторической перспективе является интериоризация духовных ценностей музыкально-педагогической культуры. С усилением технократических тенденций в современной культуре и образовании будет возрастать значимость аксиологической подготовки учителей искусства, предусматривающей их приобщение к духовному наследию отечественной художественнопедагогической традиции, освоение гуманистических ценностей педагогики и музыкального искусства, теорий и технологий ценностного взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса.
Ключевые слова: субъект культуры, духовные ценности, аксиология образования, художественно-эстетический тезаурус личности, музыкальнопедагогическая культура учителя.
Axiological Foundations for the Development of the Subject of the Musical-Pedagogical Culture
Zoya I. Gladkikh
The article discusses the essential characteristics of the teacher’s musical-pedagogical culture and content of its axiosphere based on dialogic comparison of the values of education and art. System-forming role of an axiological component in the formation of teacher’s musical-pedagogical culture is revealed by reference to the value foundations of national artistic and pedagogical traditions, immersion in the context of the urgent problems of spiritual and moral development.
Keywords: subject of culture, spiritual values, axiology of education, artistic-aesthetic thesaurus of personality, teacher’s musical-pedagogical culture.
27 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf