С.И. Железнякова, канд. социол. наук, доцент, кафедра истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия, [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
В статье рассматриваются основные характеристики и уровни профессиональной культуры педагога. Подчеркивается необходимость соответствия профессионально-педагогической культуры учителя новым вызовам времени. Описаны актуальные в современный момент требования к личности педагога. Акцент сделан на многоаспектности профессионально-педагогической культуры современного учителя в единстве различных элементов: профессиональной компетентности, управленческих и организационных умений, навыков целеполагания в деятельности, коммуникативной культуры, сформированной потребности в творческом саморазвитии. Автор рассматривает различные стороны профессиональной культуры педагога: нравственную, коммуникативную, духовную, в условиях современного постиндустриального общества и новых информационно-коммуникационных возможностей. Обозначена новая ситуация, в которой современный педагог, не обладая более эксклюзивным знанием, тем не менее выполняет важнейшую человекотворческую функцию: помогает учащимся в формировании активной познавательной позиции и определении гуманистических ориентиров личностного роста. Описывается динамика профессиональных ориентаций современного педагога. Подчеркивается творческий характер профессиональной педагогической культуры. На основе имеющихся в распоряжении социологов материалов исследований общественного мнения делаются выводы о некоторых аспектах актуальной на данный момент профессионально-педагогической культуры. В частности, речь идет об оценке инноваций в системе образования, о понимании смысла гуманизации образования. Данные социологических опросов населения демонстрируют противоречивое отношение к усилиям работников образования: с одной стороны, признается значимость труда педагогов, с другой - высказываются претензии к существующим образовательным практикам. Ключевые слова: учитель, образование, профессиональная культура, творчество, профессиональная компетентность, гуманизация образования, инновации в образовании, коммуникативные качества учителя.
Общественная дискуссия о социокультурной миссии работника образования оживляется обычно в начале очередного учебного года. Мы акцентируем внимание на огромном человеческом, личностном воздействии, которое оказывает на подрастающего человека тот, кто обучает основам наук или профессий.
Действительно, личностные характеристики и качества педагога во многом опре-
деляют успешность освоения учащимся учебных дисциплин, и эта взаимосвязь тем четче прослеживается, чем младше учащийся по возрасту. Мировоззренческие, социальные, гражданские установки педагога так или иначе транслируются им в ходе учебного процесса, в немалой степени определяя и формируя мировоззрение подрастающего поколения. Учитель по-прежнему является одним из наиболее значимых субъектов для
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
В современных условиях быстро развивающегося постиндустриального общества учитель, наставник больше не обладает
«эксклюзивными правами» на истину ни в науке, ни в профессиональной подготовке. Мы готовим учащихся жить и работать в условиях, которые пока не известны нам самим.
формирующейся личности, а его мнение построить образовательный процесс в соот-часто определяет самооценку ребёнка, моло- ветствии, с одной стороны, с психофизиоло-дого человека. гическими особенностями и социальными
В современных условиях быстро раз- качествами учащегося, с другой - с актуальными задачами обучения и воспитания.
Принципиально значимыми для современного педагога являются навыки, позволяющие творчески развиваться в профессии, находиться в состоянии непрерывного личностного роста, саморазвития. Это тем более важно, что современный учащийся по ряду параметров - таких, как скорость поиска информации, развитые навыки поиска, способность к селективному отбору, может в ряде случаев опережать, превосходить педагога. Поэтому перед учителем сейчас ставится задача не только правильно ориентировать учащегося в мире знаний и информации, но и соответствовать времени с точки зрения собственно технических аспектов, владеть навыками электронной коммуникации.
Принципиально важно и то, что к личности современного учителя, преподавателя предъявляются повышенные требования, выходящие собственно за рамки профессионально значимых. Образно говоря, учителем невозможно перестать быть, нельзя уйти в отпуск. Кроме всего вышеперечисленного, есть еще один важнейший аспект понимания профессии. Учитель всегда выполняет в обществе роль нравственного камертона, то есть такого субъекта, уровень нравственного развития которого во многом определяет мораль общества.
вивающегося постиндустриального общества учитель, наставник больше не обладает «эксклюзивными правами» на истину ни в науке, ни в профессиональной подготовке. Мы готовим учащихся жить и работать в условиях, которые пока не известны нам самим. Отсюда очень важно переформулировать те требования, которые общество предъявляет к личности современного работника системы образования. Каковы составляющие профессиональной педагогической культуры педагога XXI века?
В самом общем смысле профессионально-педагогическая культура - это своеобразная матрица, способ взаимодействия педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе. От того, каковы характеристики этого взаимодействия, зависят формирование личности ученика, уровень его культуры.
Понятие «профессионально-педагогическая культура учителя» многоаспектно. Во-первых, с необходимостью включается в сущностные характеристики профессионально-педагогической культуры такой параметр, как профессиональная компетентность - целый комплекс социально-экономических, специальных, методических, психологических, педагогических знаний. Во-вторых, это умения и качества, позволяющие учителю эффективно управлять педагогической системой. Очевидно, это проектировочные = и конструктивные умения, предполагающие Поэтому неслучайно утверждение, что учи-способность целеполагания и организации тель является ключевым фактором измене-собственной деятельности. Затем, это комму- ний в системе образования. Отсюда задача: никативные умения и навыки, позволяющие необходимо отслеживать процессы, проис-
Принципиально значимыми для современного педагога являются навыки, позволяющие творчески развиваться в профессии, находиться в состоянии непрерывного личностного роста, саморазвития. Это тем более важно, что современный учащийся по ряду параметров может в ряде случаев опережать, превосходить педагога.
ходящие в сознании и деятельности учителей, педагогических коллективов, поскольку сегодня педагог находится в принципиально иной ситуации, чем совсем недавно. Это касается как собственно содержания и форм учительского труда, так и оценивания обществом результатов усилий педагогов.
С этой точки зрения можно констатировать следующие изменения. Во-первых, появление иных подходов к оценке новшеств. Если еще не так давно новые веяния, направления воспринимались восторженно, крайне редко критически, почти каждый педагогический коллектив считал обязательным для себя применить что-то оригинальное, то сегодня уже накоплен опыт - как позитивный, так и негативный, внедрения нововведений различного уровня и направленности. Сложилось понимание необходимости дифференциации задач, стоящих перед конкретным педагогическим коллективом. Это может быть и качественное обучение в рамках хорошо известных образовательных моделей на новой технологической основе, и поиск новых образовательных моделей и векторов образовательной стратегии. Учитель и педагогический коллектив сегодня вправе выбирать
и реализовывать ту стратегию, которая отвечает их ценностям, опыту и ресурсам.
Во-вторых, необходимо проанализировать воздействие различных мер по повышению престижа учительской профессии в обществе. Здесь тенденции прослеживаются достаточно давно, каких-то существенных изменений не наблюдается. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на данные всероссийского опроса, проведенного в августе 2016 года социологами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), объем многоступенчатой репрезентативной выборки населения старше 18 лет - 1600 единиц наблюдения. Согласно этим данным, престиж учительской профессии сейчас находится на уровне 2008 года. Престижной эту профессию считают 21% опрошенных россиян, но только 15% считают, что уровень доходов педагога позволяет жить достойно1.
Согласно данным этого же опроса ВЦИОМ, с 2000 года по 2016 год коли -чество тех, кто полагает, что в нынешней школе учат хуже, чем раньше, выросло с 32 до 53%. Практически такие же данные были получены социологами фонда «Общественное мнение» в ходе опроса в июне 2015 года,
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
когда было опрошено 1500 респондентов старше 18 лет в 53 субъектах РФ. А именно: 52% опрошенных выбрали вариант ответа «хуже», отвечая на вопрос, лучше или хуже стало качество образования сегодня по сравнению с тем, когда опрошенные сами учились в школе2.
Авторские данные, полученные в ходе различных социологических исследований, начиная с 1993 года, также позволяют сделать выводы о динамике ценностных и профессиональных ориентиров учителей3. В качестве примера можно привести результаты анкетного опроса 348 учителей образовательных учреждений основного (общего) и полного среднего образования города Нижний Тагил Свердловской области, проведенного в 2004 году. В качестве исходного тезиса примем утверждение, что учительство в начале пореформенного периода было ориентировано на изменения как мировоззренческие, содержательные, так и организационно-методические.
Вышеупомянутые данные позволили констатировать, что установка на инновации в той или иной степени разделялась большинством педагогов, определялась как необходимость качественной трансформации своей деятельности в соответствии с новыми вызовами общества, времени, запросов личности к системе образования4. Эта установка была актуализована в сознании участников педагогического сообщества. Педагоги положительно оценивали распространение разных типов школ (70%), одобрительно высказывались о возможности выбора программ обучения (85%), наличии вариативной части в учебных планах (86%). 32% поддерживали право выбора их учеников, выражали безусловно положительное отношение к дифференциации и индивидуализации учебного процесса5. ление ценностных аспектов в процессе обу-
Таким образом, выявленные тренды со- чения по любой науке, наполнение ее «чело-знания, характеризующие установку на сво- веческим» смыслом, переход к открытому бодное самовыражение как учителя, так мышлению6.
От узко прагматичного «подготовить к учебе в вузе» акценты постепенно смещаются в сторону более широкого толкования, а именно: создать условия для развития личности, воспитать самостоятельную, активную личность, затем - подготовить к деятельности в условиях рыночной экономики, и только затем - подготовить к учебе в вузе.
и ученика в учебном процессе, на личностно ориентированную педагогическую систему, получили свое дальнейшее развитие.
Те новшества в школе, которые уже внедрены или планируются в ближайшем будущем, позволяют утверждать, что по крайней мере с точки зрения технологической коммуникационная цепочка «ученик - учитель» стала в реальности более индивидуализированной. Это касается и возможности общения ученика и родителей с учителем в рамках электронного дневника, и общения в личном кабинете по дисциплинам, по конкретным вопросам, что позволяет педагогу видеть, какие темы нуждаются в дополнительной проработке именно у этого учащегося, как целесообразнее выстроить ту самую индивидуальную траекторию образовательного развития, о которой так много говорилось в предшествующий период.
Осознание учительством основной цели школьного образования также можно рассматривать в динамике. От узко прагматичного «подготовить к учебе в вузе» акценты постепенно смещаются в сторону более широкого толкования, а именно: создать условия для развития личности, воспитать самостоятельную, активную личность, затем -подготовить к деятельности в условиях рыночной экономики, и только затем - подготовить к учебе в вузе.
Постепенно меняется понимание смысла гуманизации образования. Если в начале периода реформирования школьного образования нередко можно было услышать от педагогов, что гуманизация образования означает увеличение количества гуманитарных предметов, то уже в 2004 году около 70% опрошенных понимали гуманизацию как ориентированность на полноценное развитие личности, на выяв-
Современные педагоги адекватно представляют себе смысл и содержательную сторону гуманистически ориентированного образования, отсюда отнюдь не случайны продолжающиеся дискус- -сии о том, что должно входить в ядро базового школьного образования, какие произведения отечественной и мировой литературы обязательны к изучению именно в школьном курсе. Любое высказанное мнение на сей счет немедленно становится объектом оживленного обсуждения. Например, дискуссия последнего времени о том, как именно изучать и изучать ли вообще произведения Толстого и Достоевского в школьном курсе литературы. Сама по себе дискуссия является показателем высокой заинтересованности учительской общественности в определении целевых, смысловых приоритетов собственной деятельности.
По сути, это поиск ответа на вопрос, чему учит современная школа - ответственному, основанному на личной компетентности, свободному самоопределению личности в сфере культуры, выработке своей жизненной траектории, или понимаемой в рамках известных подходов итоговой обученности молодого человека как способности воспроизвести определенный объем знаний в разных сферах.
Таковы некоторые аспекты современного состояния профессионально-педагогической культуры учителя. Очевидно, что сегодня у большинства педагогов есть положительная установка на те изменения, которые ведут к развитию личности ученика, к гуманизации обучения, к диалогизации и персо-нализации учебного процесса.
Однако в заключение важно отметить, что оформление, становление современной профессионально-педагогической культуры педагога происходит в условиях одновременно существующих, но не совпадающих и отчасти противоречивых требований к об-
Современные педагоги адекватно представляют себе смысл и содержательную сторону гуманистически ориентированного образования, отсюда отнюдь не случайны
продолжающиеся дискуссии о том, что должно входить в ядро базового школьного образования, какие произведения отечественной и мировой литературы обязательны к изучению именно в школьном курсе.
разованию: с одной стороны, это необходимость соответствия новым стандартам образования, то есть государственного и общественного заказа, а с другой - потребность - создать каждому обучающемуся максимально возможные на данном этапе условия и предпосылки для личного саморазвития и самоопределения.
Также налицо действие тенденций, отмеченных в исследованиях начального периода, а именно, объективная раздвоенность социального статуса работника = образования. С одной стороны, недостаточная удовлетворенность материальным положением, сравнительно невысокий престиж профессии. С другой -осознание своего профессионального долга, понимание профессии как служения. В деятельности педагога воплощаются составляющие его духовного мира. Поэтому изучение различных аспектов профессионально-педагогической культуры учителя позволяет лучше понять современное нам общество, спрогнозировать динамику и перспективы общественного развития, -'jjj
Литература
1. Профессия: учитель - вчера и сегодня [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск Всероссийского центра изучения общественного мнения № 3185 от 26.08.2016. URL: http://www.wciom.ru (дата обращения: 27.09.2016).
2. Про реформу образования: наука и образование: опрос граждан РФ от 18 лет и старше: ФОМнибус. 2015. 28 июня [Электронный ресурс]. URL: http://www.bd.fom.ru (дата обращения: 19.10.2016).
3. См.: Железнякова С.И. Развитие социальных общностей системы образования в пореформенный период (на примере динамики социокультурных ориентиров уральских учителей) // Региональные историко-педагогические исследования в развитии истории образования и педагогической мысли: материалы межвузовской научно-практической конференции. Нижний Тагил:
Изд-во НТГСПА, 2005. С. 65-68; Железняко-ва С.И. Демографические факторы в реализации образовательной стратегии города // Управление мегаполисом. 2013. № 3. С. 110-116; Железня-кова С.И. Социокультурные ориентации учителей // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 99-102.
4. Аверин А.М., Железнякова С.И., Казаков Е.С. Учительство индустриального города: особенности социально-профессиональных ориентаций. Нижний Тагил: Изд-во Ин-та развития регион. образования, 2004. 45 с.
5. Там же.
6. Там же.
PROFESSIONAL CULTURE OF A MODERN PEDAGOGUE: BASIC VALUES AND CHALLENGES OF TIME
S.I. Zheleznyakova, Candidate of Sociology, Docent, The department of history and philosophy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
This article considers basic characteristics and levels of pedagogue's professional culture. It underlines a correspondence's necessity of professional and pedagogical culture of a teacher to new challenges of time. The article describes urgent requirements to the modern time to a pedagogue's personality. It stresses a diversity of professional and pedagogical culture of a modern teacher in unity of different sides: professional competence, managerial and organizational skills, abilities of goal-setting in activity, communicative culture, formed need of creative self-development. The author considers different sides of a pedagogue's professional culture: moral, communicative, spiritual in the conditions of modern postindustrial society and new information and communication possibilities. The new situation is defined, where a modern pedagogue without exclusive knowledge executes the most important function and helps students in formation of active cognitive position and identifying humanistic ways ofpersonal development. The paper describes a dynamics of a modern pedagogue's professional orientation. It also underlines a creative character of professional pedagogical culture. On the base of sociologists' research materials of public opinion there are some conclusions about the aspects of urgent professional and pedagogical culture. In particular, it tells about assessment of innovation in educational system, about sense's understanding of education's humanization. The data of conducted sociological survey demonstrate contradictory attitude to pedagogues' efforts: on the one hand, the significance of their work is appreciated, but on the other hand -there are some complaints concerning existing educational methods.
Key words: teacher education, professional culture, creativity, professional competence, humanization of education, innovations in education, communicative qualities of the teacher.
References
1. Professiia: uchitel' - vchera i segodnia [Profession: teacher - yesterday and today]. Available at: http://www.wciom.ru (accessed 27.09.2016).
2. Pro reformu obrazovaniia: nauka i obrazovanie: opros grazhdan RF ot 18 let i starshe: FOMnibus. 2015. 28 iiunia [About education reform: science and education: a survey of Russian citizens 18 years and older: Omnibus. 2015. 28 Jun]. Available at: http:// www.bd.fom.ru (accessed 19.10.2016).
3. Zhelezniakova S.I. Razvitie sotsial'nykh obshch-nostei sistemy obrazovaniia v poreformennyi period (na primere dinamiki sotsiokul'turnykh orientirov ural'skikh uchitelei) [The development of social communities of the education system in the post-reform period (for example, dynamics of socio-cultural orientations of the Ural teachers)]. Regional'nye
istoriko-pedagogicheskie issledovaniia v razvitii istorii obrazovaniia i pedagogicheskoi mysli: ma-terialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii [Regional historical-pedagogical research in the development of the history of education and pedagogical thought. Materials of the inter. sci.-pract. confer.]. Nizhnii Tagil, Izd-vo NTGSPA Publ., 2005, pp. 65-68; Zhelezniakova S.I. Demograficheskie faktory v realizatsii obrazovatel'noi strategii goroda [Demographic factors in the implementation of the educational strategy of the city]. Upravlenie megap-olisom - Managing the metropolis, 2013, no. 3, pp. 110-116; Zhelezniakova S.I. Sotsiokul'turnye orien-tatsii uchitelei [Socio-cultural orientation teachers]. Sotsiologicheskie issledovaniia - Sociological research, 2001, no. 4, pp. 99-102.
4. Averin A.M., Zhelezniakova S.I., Kazakov E.S. Uchitel'stvo industrial'nogo goroda: osobennosti sotsial 'no-professional 'nykh orientatsii [Teaching industrial city: the features of the socio-professional orientations]. Nizhnii Tagil, Izd-vo In-ta razvitiia region. Obrazovaniia Publ., 2004. 45 p.
5. Averin A.M., Zhelezniakova S.I., Kazakov E.S. Uchitel'stvo industrial'nogo goroda: osobennosti sotsial 'no-professional 'nykh orientatsii [Teaching
industrial city: the features of the socio-professional orientations]. Nizhnii Tagil, Izd-vo In-ta razvitiia region. Obrazovaniia Publ., 2004. 45 p. 6. Averin A.M., Zhelezniakova S.I., Kazakov E.S. Uchitel'stvo industrial'nogo goroda: osobennosti sotsial 'no-professional 'nykh orientatsii [Teaching industrial city: the features of the socio-professional orientations]. Nizhnii Tagil, Izd-vo In-ta razvitiia region. Obrazovaniia Publ., 2004. 45 p.