Научная статья на тему 'Формирование научного концепта "музыкально-коммуникативная культура педагога-музыканта": междисциплинарный подход'

Формирование научного концепта "музыкально-коммуникативная культура педагога-музыканта": междисциплинарный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MUSICAL COMMUNICATION / МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL AND COMMUNICATIVE CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева И. С., Миронова М. П.

В статье профессиональное образование в педагогическом вузе рассматривается в контексте целенаправленного формирования музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта, поскольку важным в деятельности современных специалистов становятся не только собственно специальные знания, но и общая способность коммуникативной организации профессиональной деятельности в различных социокультурных условиях. Авторы трактуют музыкально-коммуникативную культуру как особый тип культуры человека информационного общества, включающей культуру восприятия и передачи художественно-эстетической информации. Становление личности студента в образовательном процессе вуза представляется как взаимодействие внутренне мотивированного мотивационно-ценностного, когнитивно-информационного, профессионально-деятельностного развития и внешне организованного процесса обучения. Определяются способы развития музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта в условиях высшего профессионального образования: курсы по выбору и интегрированное обучение как механизмы формирования музыкально-коммуникативной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева И. С., Миронова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A SCIENTIFIC CONCEPT “MUSICAL AND COMMUNICATIVE CULTURE OF A MUSICIAN-TEACHER”: AN INTERDISCIPLINARY APPROACH

In the article professional education in pedagogical higher education institution is considered in the context of purposeful formation of musical and communicative culture of a musician-teacher. The authors note that not only actual special knowledge is important in the activity of modern teachers, but their general ability of communicative organization of professional activity in various sociocultural conditions is also essential. The authors treat musical and communicative culture as a special type of culture of a person of the information society, including the culture of perception and transfer of art and esthetic information. A student in the educational process is said to be involved into interaction between internally motivated motivational-valuable, cognitive-informational, professional development activity, and externally organized teaching process. The ways of development of musical and communicative culture of the teacher-musician in conditions of higher professional education include elective courses and integrated teaching mechanisms of formation of musical and communicative culture of a personality.

Текст научной работы на тему «Формирование научного концепта "музыкально-коммуникативная культура педагога-музыканта": междисциплинарный подход»

УДК 378(045)

Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music,

Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russia), E-mail: [email protected]

Mironova M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vice-Rector of Educational Management, Mordovian State

Pedagogical Institute (Saransk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMING A SCIENTIFIC CONCEPT "MUSICAL AND COMMUNICATIVE CULTURE OF A MUSICIAN-TEACHER": AN INTERDISCIPLINARY APPROACH. In the article professional education in pedagogical higher education institution is considered in the context of purposeful formation of musical and communicative culture of a musician-teacher. The authors note that not only actual special knowledge is important in the activity of modern teachers, but their general ability of communicative organization of professional activity in various sociocultural conditions is also essential. The authors treat musical and communicative culture as a special type of culture of a person of the information society, including the culture of perception and transfer of art and esthetic information. A student in the educational process is said to be involved into interaction between internally motivated motivational-valuable, cognitive-informational, professional development activity, and externally organized teaching process. The ways of development of musical and communicative culture of the teacher-musician in conditions of higher professional education include elective courses and integrated teaching mechanisms of formation of musical and communicative culture of a personality.

Key words: musical-pedagogical education, musical communication, musical and communicative culture, personality, teacher-musician, interdisciplinary approach, integration.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]

М.П. Миронова, канд. пед. наук, доц., проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО КОНЦЕПТА «МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

В статье профессиональное образование в педагогическом вузе рассматривается в контексте целенаправленного формирования музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта, поскольку важным в деятельности современных специалистов становятся не только собственно специальные знания, но и общая способность коммуникативной организации профессиональной деятельности в различных социокультурных условиях. Авторы трактуют музыкально-коммуникативную культуру как особый тип культуры человека информационного общества, включающей культуру восприятия и передачи художественно-эстетической информации. Становление личности студента в образовательном процессе вуза представляется как взаимодействие внутренне мотивированного мотивационно-ценностного, когнитивно-информационного, профес-сионально-деятельностного развития и внешне организованного процесса обучения. Определяются способы развития музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта в условиях высшего профессионального образования: курсы по выбору и интегрированное обучение как механизмы формирования музыкально-коммуникативной культуры личности.

Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, музыкальная коммуникация, музыкально-коммуникативная культура, личность, педагог-музыкант, междисциплинарность, интеграция.

Концепция модернизации российского образования определила необходимость нового качества профессионального образования как важнейшую задачу образовательной политики XXI века. Развитие двухуровневой системы подготовки специалистов представлено как задача, решение которой определяет инновационную деятельность нашего общества в области экономического, образовательного, научно-технического и культурного сотрудничества. Перспективы выхода России на уровень международного взаимодействия в различных областях жизнедеятельности общества требуют более глубокого осмысления проблем подготовки специалистов, в частности, педагогов-музыкантов, образование и квалификация которых смогут обеспечить конкурентоспособность наших образовательных и культурных достижений на мировом рынке.

Вполне логичным в этом контексте является то, что в традиционной подготовке специалистов всё более чётко стала выделяться коммуникативная компетенция (владение технологиями общения), как компонент общепрофессиональных компетенций.

Проблемы коммуникации сегодня всё более акцентируются и в педагогике музыкального образования. Профессия учителя музыки в настоящее время выходит за рамки узкой специальности и предполагает направленность на вхождение личности в различные типы культур, в том числе культуру информационную. Включенность педагога-музыканта в информационно-музыкальную педагогическую среду определяется такими особенностями современного социокультурного пространства, как глобальное развитие информационных технологий и способов функционирования музыкального искусства, противоречивым воздействием данных средств коммуникации на характер ценностных ориентаций и предпочтений личности.

Таким образом, важным в деятельности педагогов становятся не только собственно специальные (музыкальные) знания, но и общая способность музыкально-коммуникативной организации профессиональной деятельности в различных социокуль-

турных условиях с представителями разных профессиональных сообществ и культур.

Обновление российского музыкально-педагогического образования не может происходить без учета этих тенденций. Поскольку социокультурный контекст в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов становится все более зримым, значимым аспектом в их подготовке становятся коммуникативные процессы, и в частности, основы музыкальной коммуникации.

Наиболее масштабной фазой музыкально-коммуникативного процесса является восприятие музыкального произведения / текста, которое в свою очередь выступает информационно-знаковым семиотическим объектом, носителем специфической художественной информации как коммуникативной константы. Исходя из этого, культура субъектов музыкальной коммуникации может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать музыкально-художественную информацию в различных видах, формах, жанрах музыкального искусства, усваивать новые знания в области музыкальной культуры, осуществлять музыкально-коммуникативную деятельность.

Музыкальная коммуникация в профессиональной деятельности педагога - процесс обмена информацией между представителями разных музыкальных культур средствами определенной символьной системы (вербальной и невербальной). Она является инструментом организационного и личностного развития. Важным является формирование не просто специальных знаний, умений и наличие музыкально-коммуникативной компетенции, а формирование музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта, его способности музыкально-коммуникативной организации профессиональной деятельности как проявления степени профессионализма специалиста, обеспечивающей эффективный выбор действий для достижения целей музыкального образования через умение общаться средствами

музыкального искусства. Сегодня такая работа необходима, прежде всего, потому, что информационно-коммуникативное общество, каким его знает XXI век, требует адекватного, то есть коммуникативного содержания всех своих структур.

С нашей точки зрения эффективность музыкально-педагогической деятельности в настоящее время во многом зависит именно от уровня сформированности у будущих педагогов музыкально-коммуникативной культуры, которую мы рассматриваем как интегральное качество личности (совокупность мотивов, знаний, умений, способностей, компетенций), проявляющееся в общей способности и готовности к организации музыкально-культурного общения и взаимодействия, в процессе которого происходит систематическое распространение и передача информации о ценностях музыкальной культуры (в различных формах и жанрах) с целью упорядочивания и регулирования музыкальной деятельности субъектов культуры. То есть, коммуникативный аспект музыкальной культуры личности сводится к её рассмотрению как системы отношений к ценностям, субъекты которых получают культурную информацию путем интерпретации музыкальных текстов.

Ю.М. Лотман писал: «Создавая и воспринимая произведения искусства, человек передает, получает и хранит особую художественную информацию, которая неотделима от структурных особенностей художественных текстов в такой же мере, в какой мысль неотделима от материальной структуры мозга» [1].

Термин «художественная информация» раскрывает специфику художественного сообщения, в основе которого - система индивидуализированных художественных образов, и которое нельзя передать стандартными нормализованными языками. Любое художественное сообщение транслируется при помощи системы художественных знаков (произведения искусства). Процесс коммуникации, таким образом, заключается в передаче специфической информации, в виде художественного текста, от адресанта («творящей», креативной личности) - реципиенту с целью ее восприятия и получения определенного реагирования, проявляющегося в коммуникативных эффектах [2, с. 24 - 32].

Поскольку произведение любого вида искусства изначально несёт в себе диалогическое начало, музыкально-коммуникативная культура личности выступает как диалоговый способ взаимодействия с художественной (музыкальной информацией), материальным воплощением которой является музыкальное произведение. Диалог с музыкой имеет различные векторы направленности и систему координат: это диалог - с образом или героем музыкального произведения, автором музыки; с духовным миром другого человека, собеседника; представителями другого народа, обладающими иным складом менталитета; разными поколениями человечества; музыкальной культурой другой страны, и, наконец, внутренний и непрекращающийся диалог с самим собой.

Диалогичность произведений культуры, в том числе музыкальной, открывает личности возможность освоения мира не только в его действительно данной реальности, но и в вертикальном срезе ценностно-временной плоскости художественного наследия человечества. В этом случае индивид способен осознать многообразие пространственно-временной художественной целостности мира, который предстает для него в виде своеобразной «диалогической модели мира» [3, с. 7].

Большинство учёных сходится во мнении, что коммуникативная культура является одним из компонентов общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психологические и личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач. Она выступает как составная часть общей культуры, которая характеризуется единством личностных и социальных ценностей, обусловливающих направленность человека на другой объект взаимодействия [4; 5; 6].

Таким образом, разработка теории формирования музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта в контексте повышения качества профессионального образования является актуальной научной проблемой, решение которой позволит повысить эффективность профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Быстрые изменения современных профессиональных и музыкально-культурных миров обусловливают потребность в таком роде профессионалах, которые бы имели как готовность, так и способность к столь же быстрым трансформациям. К факторам, определяющим необходимость решения данной проблемы относится то, что музыкально-педагогическое образование

как средство формирования музыкальной культуры личности направлено на постижение глубинных, сущностных характеристик музыкальных явлений, объектов, процессов, способствует освоению наиболее общих методологических, системных представлений и закономерностей, формированию у обучающихся целостной картины музыкального мира, качественно нового уровня культуры личности и ее адаптации в быстро меняющихся социокультурных условиях современности. Обозначенные элементы содержания по сути представляют собой компоненты цели музыкально-педагогического образования, связанные с положением о целостности специальных (музыкальных) знаний и способов деятельности как основе формирования музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта. Целостность специальных (музыкальных) знаний и способов музыкальной деятельности может быть обеспечена на уровнях дисциплинарном, междисциплинарном, на уровне всего комплекса гуманитарных и общепрофессиональных знаний.

Поскольку в принятой постановке образование понимается однозначно как процесс обучения и развития (воспитания) личности, то в рамках данного подхода под музыкально-коммуникативной культурой педагога-музыканта понимается степень достижения определенного уровня подготовленности и развития личности в области специальных (музыкальных) дисциплин. Это определение напрямую связано с целью музыкально-педагогического образования - развитие музыкальной культуры личности педагога в виде определенных знаний, умений, навыков, способов деятельности и других необходимых личностных качеств. В этом случае непосредственным параметром, характеризующим музыкально-коммуникативную культуру педагога-музыканта, является уровень сформированности соответствующих знаний и способов деятельности.

Музыкально-коммуникативная культура педагога-музыканта - это особый тип культуры информационного общества, включающей культуру восприятия и передачи художественно-эстетической информации. Соответственно мы выделили следующие структурные компоненты музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта: мотивационно-ценностный, когнитивно-информационный, профессионально-деятельностный.

Мотивационно-ценностную составляющую можно определить как широкую направленность активности личности в области музыки, создающую предпосылку к восприятию музыкальных ценностей.

Когнитивно-информационный параметр включает в себя множество характеристик, формирующихся в процессе познавательного опыта личности. Наиболее существенными являются: способность адекватного восприятия музыкально-художественной информации, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание культурно-обусловленных исторических норм музыкальной коммуникации.

Для характеристики профессионально-деятельностного компонента музыкально-коммуникативной культуры одним из главных вопросов становится структуризация и классификация музыкально-коммуникативных умений (компетенций). Построение такой классификации представляется нам возможным в русле деятельностного подхода, поскольку любые компетенции -суть умения и знания в действии, проявления готовности к той или иной деятельности. Соответственно, мы выделили ведущие виды деятельности в музыкально-образовательной коммуникации: слушательская, аналитическая, интерпретаторская, оценочная и коммуникативно-риторическая.

Важным нам представляется то, что музыкально-коммуникативная культура формируется в ходе целенаправленного обучения, предполагающего высокий уровень дисциплины и самоконтроля, ответственности и стремления к самосовершенствованию. В связи с этим внимание концентрируется на процессе формирования, в основе которого - побуждающий к активной и напряженной творческой деятельности императив, осуществляемый в профессионально-образовательной среде и активизирующий компетентностные качества будущего специалиста. Это позволяет рассматривать музыкально-коммуникативную компетентность как составную часть коммуникативной культуры педагога-музыканта, обеспечивающую достижение значимого результата в сфере его профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность, творческая деятельность и толерантность выходят сегодня на первый план в музыкально-педагогическом образовании человека, характеризуя его и как специалиста, умеющего схватывать движение профессиональных знаний, и как члена непрерывно меняющейся меж-

культурной социальности. Именно в этом смысле содержание профессионального образования приобретает коммуникативный характер.

В настоящее время для работы педагогов-практиков характерно узко предметное видение подготовки студентов, в то время как при правильном положении вещей рассмотрение круга проблем связанных с формированием музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта, требует системного многоуровневого и многоаспектного подхода.

Разработка проблемы позволила выделить два основных способа развития музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта в условиях высшего профессионального образования: курсы по выбору и интегрированное обучение.

В Мордовском педагогическом институте уже несколько лет идёт работа по решению задачи музыкально-коммуникативной подготовки будущих учителей с ее целевой направленностью на развитие музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта. В рамках дисциплины по выбору бакалавриата «Основы музыкальной коммуникации» студенты изучают сущностные характеристики и социокультурные основания музыкальной коммуникации; ее функции, средства и способы реализации; особенности функционирования музыкальной коммуникации в условиях современной культуры. При этом представляет интерес рассмотрение особенностей виртуальной музыкальной коммуникации в информационной электронной среде, где педагогическое управление процессом духовно-творческой работы личности практически отсутствует и нередко имеет место возникновение музыкально-языкового барьера между слушателем и воспринимаемым произведением. Курс направлен на формирование представлений о музыкальной коммуникации как способе ценностного взаимодействия личности с музыкой.

В рамках второго уровня высшего педагогического образования явилось формирование дисциплины магистратуры «Теория и практика формирования музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта» в общем контексте профессиональной подготовки студентов в вузе.

По своей профессиональной направленности «Теория и практика формирования музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта» - это междисциплинарный курс, в котором объединены музыкально-исторические, музыкально-теоретические, музыкально-психологические, музыкально-педагогические и другие знания, центром приложения которых является преодоление студентом личностных и социальных музыкально-культурных проблем самостоятельно при коррекционной помощи преподавателя. Принципиально важным является тот факт, что междисциплинарность в данном случае нами рассматривается не как процедура синтеза, а как метод проблематизации познавательной ситуации, погружение ее в разнообразные контексты, определяющим фактором которых является не лидирование одного из многих, а общность их субъекта - студента.

При разработке курса в качестве исходного принималось положение об интегративном взаимодействии различных дисциплин, которое, по мнению Н.И. Чиняковой, «модифицирует и реорганизует частные связи выходящих из них элементов, системно-синтезированная реализация которых обеспечивает развертывание и определенный результат новообразования» [7, с. 274].

Библиографический список

Курс «Теория и практика формирования музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта» может трактоваться с разных методологических позиций: теории деятельности, личностно-ориентированного обучения, гуманистической педагогики, гуманитаризации образования, или других теорий. Существенно то, чтобы студент в контексте его содержания рассматривается как субъект, входящий в разные системы отношений «Человек - Музыкальная культура», «Человек - Общество», «Человек - Его внутренний мир», «Человек - Музыкальный образ». Основная цель дисциплины состоит в формировании у студента музыкально-коммуникативной культуры, формировании целостного представления об общечеловеческих и национальных ценностях музыкальной культуры, его практической ориентации в этой системе, понимания смысла, генезиса и способов решений личностных и общественных музыкально-культурных проблем.

Огромное значение на формирование музыкально-коммуникативной культуры студентов должен оказывать педагог, преподаватель, учитель и воспитатель. Он создает на занятиях атмосферу творческого общения. Каждый человек в общении является субъектом музыкальной коммуникации, может выступать в различных относительно самостоятельных и одновременно во взаимосвязанных музыкально-культурных смыслах. В данном случае коммуникативные музыкально-культурные смыслы профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов обогащаются языком музыкально-культурного общения. Сам факт синтезирования «общения» и «культуры» обусловливает перспективы формирования музыкально-коммуникативной культуры личности, изучения соотношения музыкальной культуры и коммуникации, постижения межкультурных музыкально-коммуникативных способов деятельности и др.

Реализация коммуникативного подхода к обучению объединяющего «музыкальный язык - индивидуально-личностное сознание - ценности музыкальной культуры общества» как ин-тегративные нюансы межкультурного общения, определяет формирование музыкально-коммуникативной культуры будущего педагога-музыканта «как интегрированного образования (совокупность мотивов, знаний, умений, способностей, компетенций), способствующего выбору, использованию, анализу, оценке, восприятию и передаче музыкально-художественной информации в различных видах, формах, жанрах музыкального искусства» [8, с. 49].

Очевидно, что использование описанного выше методического приёма совершенно оправдано при обучении студентов-музыкантов педагогического вуза, поскольку позволяет интенсифицировать учебный процесс и, тем самым, обеспечить развитие у будущих педагогов-музыкантов коммуникативной культуры, а также овладение способностями самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, активно и творчески участвовать в обсуждении и анализе изучаемого материала и активно применять полученные знания и умения на практике.

Деятельность по введению в учебные программы педагогических вузов специализированных учебных курсов и дисциплин для развития коммуникативной культуры студентов-музыкантов требует переосмысления и продолжения, но очевидно, что она должна осуществляться с учётом российской ментальности и конкретной профессиональной практики.

1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_14.php

2. Миронова М.П. Музыкальная коммуникация в контексте современного гуманитарного знания. Саранск, 2012.

3. Глазырина Е.Ю. Ребёнок и музыка: опыт диалога. Екатеринбург, 2008.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2006.

5. Сморчкова В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.

6. Соколова В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Чебоксары, 1999.

7. Чинякова Н.И. Учебный концерт: сущность интеграции. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012; 5: 272 - 276.

8. Кобозева И.С., Миронова М.П. Коммуникация как технология нового формата подготовки педагога-музыканта. Гуманитарные науки и образование. 2016; 1 (25): 47 - 52.

References

1. Lotman Yu.M. Struktura hudozhestvennogo teksta. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_14.php

2. Mironova M.P. Muzykal'naya kommunikaciya vkontekste sovremennogo gumanitarnogo znaniya. Saransk, 2012.

3. Glazyrina E.Yu. Rebenokimuzyka: opyt dialoga. Ekaterinburg, 2008.

4. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2006.

5. Smorchkova V.P. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury social'nogo pedagoga v sisteme professional'noj podgotovki v vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

6. Sokolova V.V. Obschepedagogicheskie osnovy formirovaniya kommunikativnoj kul'tury v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 1999.

7. Chinyakova N.I. Uchebnyj koncert: suschnost' integracii. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2012; 5: 272 - 276.

8. Kobozeva I.S., Mironova M.P. Kommunikaciya kak tehnologiya novogo formata podgotovki pedagoga-muzykanta. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016; 1 (25): 47 - 52.

Статья поступила в редакцию 07.05.16

УДК 378

Polina L.A., Deputy Head of Centre for Licensing and Accreditation, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Filimanuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

ASPECTS OF TEACHING METHODS IN TRAINING COMPETITIVE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION. Organizational and managerial competence is among the fundamentals in the process of training of competitive specialists in the system of vocational education. The researchers determine innovative training of students in the three areas as a necessary condition for effective formation of the competence: theoretical-methodological, value-oriented and professional-personal areas. The authors conclude that activating a whole variety of motives in the activities it is possible to form personal competence. Organization of interaction of students during extracurricular activities contributes to the development of communicative, emotional and organizational competencies: the use of verbal and non-verbal means of communication, transfer of rational and emotional information; the ability to perceive the position of a partner in a discussion.

Key words: competitiveness, competence, methodological aspects, specialist, secondary vocational education.

Л.А. Полина, зам. нач. центра по лицензированию и аккредитации ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организационно-управленческие компетенции одни из основополагающих в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования. Для их эффективного с методической точки зрения формирования необходима инновационная подготовка студентов по трём направлениям: теоретико-методическое, ценностно-ориентирующее и профессионально-личностное. Авторы делают выводы, что пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать персональную компетенцию. Организация взаимодействия студентов во внеурочное время способствует развитию коммуникативной, эмоциональной и организационной компетенций: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; включаться в общение.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компетенции, методические аспекты, специалист, среднее профессиональное образование

Проблемы реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования её взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования. От системы среднего профессионального образования (СПО) в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.

Анализ работ В.И. Андреева, М.В. Маракулина, Б.Д. Па-рыгина, М.И. Соколова, С.Г. Светунькова, Р.А. Фатхутдинова, Д.В. Чернилевского показал, что: конкуренция - это соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определённого сегмента рынка, это состязание за максимальное увеличение собственных преимуществ в обладании ограниченными благами: конкуренция выступает движущей силой развития субъектов, участвующих в процессе, и сопровождается их взаимным развитием, изменением их поведения, деятельности, отношений, установок; конкурентоспособность личности - это интегральная характеристика, представляющая собой совокупность качеств личности, определяющих её способность осуществлять определённую деятельность эффективнее

других, выгодно отличающая его от других участников конкуренции [1; 2].

Конкурентоспособность конкретного специалиста на рынке труда определяется более совершенной, по сравнению с другими, системой знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, более высокой квалификацией, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции и социальные роли. Этот потенциал проявляется, как способность достигать поставленных целей в разнообразных ситуациях, что обусловливается умением решать широкий спектр профессионально ориентированных задач.

Для подготовки конкурентоспособного выпускника необходимо сформировать у каждого студента: систему глубоких знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; высокую нравственность и этику трудовой деятельности; осознанное отношение к своим профессиональным достижениям; высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности; индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий; экологическую ответственность; активный интерес к избранной профессии; организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.

Организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах, говоря иначе, организационно-управленческие компетенции, необходимы будущему специалисту для успешной профессиональной деятельности. В ФГОС СПО организационно-управленческие компетенции (умения и навыки) выделены в рамках общекультурных и профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.