7. Potehina E.V. Sovershenstvovanie matematicheskogo obrazovaniya v vuze sredstvami informacionnyh tehnologi. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 4.
8. Potehina E.V. Rol' kompetentnostnogo podhoda k sisteme podgotovki specialistov v vuze. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe i nauchnyh issledovaniyah. Stavropol', 2014: 70 - 73.
9. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhri-styuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 28.11.18
УДК 378.1
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals
(Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEACHING MATHEMATICS IN HIGHER EDUCATION. The article discusses the need for the use of professional orientation of teaching mathematics at a university, as is one of conditions for teaching major subjects at a university. One of the main tasks of higher education in the context of the GEF 3+ is the training of highly qualified specialists, competitive in the labor market, competent, fluent in their profession and oriented in related fields, as well as capable of professional growth and professional mobility in the context of information society and the development of new high technology. Mathematics as a fundamental discipline has great opportunities for the formation of key competencies, both professional and personal. The transformation of science into a direct productive force leads to the fact that knowledge of the subjects of the natural and mathematical cycle becomes not only the basis for the acquisition of special knowledge, but also serves as a qualification requirement for employees of many modern professions.
Key words: professional orientation, mathematics, competence, competitive specialist, professional training.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень,
Е-mail: vinmarvlad@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается необходимость применения профессиональной направленности преподавания математики в вузе, т. к. является одним из условий для обучения общих предметов в вузе. Одной из главных задач высшего образования в условиях реализации ФГОС 3+ является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, а также способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных. Преобразование науки в непосредственную производительную силу приводит к тому, что знание предметов естественно-математического цикла становится не только основой для приобретения специальных знаний, но и служит квалификационным требованием для работников многих современных профессий.
Ключевые слова: профессиональная направленность, математика, компетентность, конкурентоспособный специалист, профессиональная подготовка.
Естественно-математическое обучение является полноценным и важным компонентом высшего образования, и его необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и внедрения новых образовательных программ.
Основываясь на концепции развития математического образования в Российской Федерации, очень важно понять, что изучение математики играет системообразующую роль в образовании, в развитии когнитивных способностей, логического мышления. Развитие всех сфер нашего общества немыслимо без математического образования и математической грамотности всего населения.
Преподавание математики способствует формированию и развитию нравственных качеств личности, таких как, настойчивости, самостоятельности, развитие критического мышления, познавательной деятельности.
Для управления когнитивной деятельностью студентов необходимо сформировать необходимую мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от потребностей. Каждый должен выбрать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят ее работать.
Большой интерес может быть вызван тем, что есть необходимость, что очень важно. Если у человека нет развитых потребностей, он не достигнет достаточного уровня в своем развитии, а человек пришел в этот мир для развития [1].
Поэтому изучая дисциплину «Математика», необходимо занятия выстраивать таким образом, чтобы перед студентами вставали задачи значимые, в решение которых они включались активно.
Совершенствование методов обучения и методов преподавания неразрывно связано с развитием самостоятельности студентов. Самостоятельность играет значительную роль не только в общем образовании, но и в подготовке студентов к их будущей профессии. Самостоятельность - это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действий и решимости в его реализации. Глубокое усвоение знаний невозможно без самостоятельной деятельности.
Среди мотивов самостоятельной деятельности студентов одним из наиболее важных является интерес к предмету, который реализуется в первую очередь. Например, задача поиска областей боковых поверхностей тел заменяется задачей, связанной с профессией деревообрабатывающей промышленности. Эта постановка проблемы интересна и привлекает к деятельности быстрее, чем стандартная задача.
Подбираются и составляются прикладные задачи профессиональной направленности и производственного содержания. Решение таких проблем помогает повысить интерес обучающихся к изучению теоретического материала, заставляет их понимать математическую сущность производственных процессов и, следовательно, ведет к повышению качества знаний учащихся.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм образовательной и познавательной деятельности студентов создает условия для активизации их самостоятельной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию и успешному обучению каждого обучающегося [2].
На наш взгляд одной из форм самостоятельной работы обеспечивающих повышение самостоятельной деятельности являются дифференцированные задания.
Дифференцированные задания контролируют уровень развития логического мышления, способствуют развитию логического мышления обучающихся, определяют обучающихся, склонных к дедуктивному мышлению, и способствуют их дальнейшему развитию и помогают вывести на более высокий уровень остальных [3]. Такие задания являются одной из форм коллективной деятельности, которые позволяют объединить силы всей команды, одновременно демонстрируя их достижения, ошибки, формируя их общие и профессиональные компетенции.
Одной из приоритетных задач, поставленной перед системой профессионального образования, является усиление практической направленности преподавания. Преобразование науки в непосредственную производительную силу приводит к тому, что знание предметов естественно-математического цикла становится не только основой для приобретения специальных знаний, но и служит квалификационным требованием для работников многих современных профессий [4]. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием для обучения общих предметов в учреждениях высшего профессионального образования. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как применяемые на практике практические основы науки влияют на развитие технологии и эффективность производственной деятельности квалифицированного специалиста. Именно в сохранении преподавания основ науки в школьном объеме и сосредоточении внимания студентов на способности применять знания в математике, химии, физике и других предметах при изучении определенной профессии, есть сущность концепция профессиональной ориентации.
Изучение математики не является самоцелью для большинства студентов ВУЗа. Им требуется гораздо больше знаний в информации, связывающей математические знания с их будущей профессией, и использование математики как инструмент практики, как непосредственный помощник человека в решении различных проблем.
Поэтому основной задачей преподавателя математики, работающего в системе высшего образования, является усиление прикладного направления преподавания математики, чтобы в дальнейшем при получении своей профессии будущий специалист мог свободно ориентироваться и был конкурентоспособным в сложных рыночных условиях.
В качестве примера рассмотрим организацию осуществления профессиональной направленности на основе ФГОС 3+ в группах, обучающихся по направлению подготовки «Агроинженерия» профиль: «Электрооборудование и электротехнологии АПК», «Технология лесозаготовительных и деревоперераба-тывающих производств».
Одной из причин «трудностей» изучения дисциплины математика и быстрого забывания изучаемого материала для обучающихся является отсутствие интереса к предмету, а также невнимание к формированию прочных и гетерогенных ассоциаций изучаемого материала с отдельными элементами их умственной деятельности.
Вся система высшего образования, в соответствии с требованиями ФГОС 3+, должна показывать практическое значение математической науки [5]. При формировании профессиональной направленности можно использовать различные формы организации работы студента, например, составление и решение задач с производственной направленностью, применение на занятиях учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и занятиях профессионального цикла; проектно-исследовательская деятельность студентов.
Профессиональная направленность преподавания математики полностью зависит от конкретного направления подготовки, поэтому необходимо тщательно отбирать задачи профессионально.
Для Вуза профессионально значимыми являются способности использовать законы и методы математики, при решении профессиональных задач.
Вовремя и удачно приведённый пример на занятии по математике, приводит к осмысленному усвоению знаний. Так, например, в группе обучающихся по направлению подготовки «Технология лесозаготовительных и деревоперераба-тывающих производств» при изучении раздела «Аналитическая геометрия» можно привести в качестве примера следующие факты:
- в современной бумагоделательной машины около трехсот валов формы цилиндра. Точность их такова, что центры (оси) должны соприкасаться с точностью до 1 мм. От этого зависит качество бумаги.
- Сетка с бумажной массой движется по сетковедущим валикам, имеющим форму цилиндра.
Библиографический список
- Части машины, имеющие форму цилиндра: сушильные цилиндры, грудной вал, гауч-вал, сетковедущий вал, каландры, равнители, отсасывающий вал, сукносушильные цилиндры.
Очиститель имеет форму конуса, т.к. это способствует возрастанию центробежной силы вращающихся частиц за счет уменьшения радиуса корпуса, а это способствует лучшей степени очистки массы (преимущество конических очистителей по сравнению с цилиндрическими).
Использование задач профессиональной направленности является эффективным на этапе формирования изучения нового материала. Подобные задачи помогают создавать проблемные ситуации, которые вызывают активность, живой интерес и любознательность, т.к. связаны с практикой, с профессиональными вопросами.
Например, при изучении раздела «Дифференцирование функции с одной переменной» можно решить такую задачу: Отбельная башня наполнена целлюлозой с концентрацией 3%. Какое наибольшее количество сухой целлюлозы данной концентрации можно поместить в башне, если периметр его основного сечения равен 12.
Студенты, же обучающиеся по направлению подготовки «Агроинженерия» профиль: «Электрооборудование и электротехнологии АПК» решают задачи, связанные с применением производной на нахождение максимальных и минимальных значений функции. Рассмотрим примеры предлагаемых задач.
Задача. Источник напряжения с ЭДС Е = 200В и внутренним сопротивлением г =100 Ом замкнут на реостат. При каком токе мощность во внешней цепи будет максимальной?
Задача. Для обмотки трансформатора большей мощности была выбрана прямоугольная шина 5х10 мм. Показать, что в этом случае трансформатор с прямоугольным сечением может быть нагружен больше, чем при выборе круглого провода с такой же площадью сечения [1].
Важной формой работы по внедрению профессиональной направленности является научно-исследовательская работа студентов, которая помогает решить основную задачу обучения: не только обучить студента фиксированному набору знаний, но и сформировать у него способность и желание учиться всю свою жизнь, работать в команде, способствовать его саморазвитию и самоорганизации. Организация научно-исследовательской деятельности студентов создает положительные результаты: она развивает научное мышление, для студентов на этом этапе жизни основным мотивом является подготовка к профессиональной деятельности. Поэтому профессиональная направленность обучения, в частности обучение математики, рассматривается как важный мотивационный инструмент. Профессиональная направленность преподавания математики способствует: возникновению четких мотивационных установок студентов к изучению основ математической науки и к учебно-познавательной деятельности; повысить интерес к будущей профессиональной деятельности за счет использования в обучении информации, характеризующей различные аспекты профессиональной деятельности в обучении.
1. Копецкая М.Г. Роль математики в профессиональной подготовке будущих специалистов. Available at: http://scbt.info/new/metod_material/MATEMATIKA.pdf
2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; Т. 39; № 30: 15 - 17.
3. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; Vol. 38 (N° 40): 15 - 17.
4. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Способность к критическому мышлению как критерий качественной подготовки будущих бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 209 - 211.
5. Семизоров Е.А. Анкетирование как один из методов измерения и оценки стрессоустойчивости в современной жизнедеятельности человека. Агропродовольственная политика России. 2016; 5 (53): 18 - 22.
References
1. Kopeckaya M.G. Rol' matematiki v professional'noj podgotovke buduschih specialistov. Available at: http://scbt.info/new/metod_material/MATEMATIKA.pdf
2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; T. 39; № 30: 15 - 17.
3. Iakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; Vol. 38 (N° 40): 15 - 17.
4. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Sposobnost' k kriticheskomu myshleniyu kak kriterij kachestvennoj podgotovki buduschih bakalavrov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 209 - 211.
5. Semizorov E.A. Anketirovanie kak odin iz metodov izmereniya i ocenki stressoustojchivosti v sovremennoj zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2016; 5 (53): 18 - 22.
Статья поступила в редакцию 25.11.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru
Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: patimat.kamus@mail.ru
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. In the research work, based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the relevance of a problem of forming communicative competence of a future teacher in terms of competence-oriented university training is studied. The article describes the characteristics of social and communicative competence, communicative culture as a component of professional culture. The authors conclude that communicative competence is evolving and to a large extent to realize communication experience between people that forms and is used in the face of direct human interaction. Being formed and collectively certain interpersonal experience becomes personal.
Key words: social and communicative competence, communicative culture, professional culture.