УДК -378.147.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.А. Васильева
В статье рассмотрен дизайн-подход к обучению будущих педагогов в процессе дизайн-технологической деятельности. В процессе дизайн-технологической деятельности актуальным становится термин «профессиональная компетентность». Формирование профессиональной компетентности у будущих педагогов в процессе дизайн-технологической деятельности является важной составляющей для развития творческой личности. Компетентность - это не только наличие знаний, способностей и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации деятельности. Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, дизайн-технологическая деятельность, проект-портфолио.
В настоящее время центральным понятием в профессиональном образовании актуальным становится термин «профессиональная компетентность». Многие исследователи дают различные определения компетентности, но все они объединены специфическими признаками этого феномена. Во-первых, профессиональная компетентность рассматривается в контексте таких понятий, как знания и умения; во-вторых, в качестве основных критериев этого понятия выступают личностные качества и ценностные ориентации.
Профессиональная подготовка будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности приобретает особую значимость. Будущие педагоги должны не только уметь проектировать и изготавливать высококачественные изделия, владеть навыками проектирования (навыками дизайна) и навыками изготовления на основе дизайна, но и иметь учебно-методическую подготовку к дизайн-технологической деятельности с использованием компьютерных технологий для создания проекта (портфолио), как средство формирования профессиональной компетентности, профессиональной готовности к будущей профессии.
Дизайн-подход к обучению, представленный в исследовании основан на гуманизации процесса обучения, содержанием которого является процесс дизайн-технологической деятельности, создающий условия для развития творческой личности.
Профессиональная подготовка к дизайн-технологической деятельности будущих педагогов в современных условиях становится более актуальной, в связи с высокими темпами развития технологии, научно-технического прогресса, формирования проектной культуры, компьютеризации процесса обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что понятие «дизайн-технологическая деятельность» появилось с началом разработки концепции дизайна в рамках технологического образования школьников, интегративной основой которого является алгоритм преобразовательной деятельности (или процесс дизайна), включающий в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления [7, с. 14].
С нашей точки зрения, дизайн-технологическая деятельность - это, в первую очередь, проектная деятельность, направленная на преобразование окружающего человека мира. Как подчеркивает Арефьева О.В., «сначала преобразование происходит в воображении дизайнера, затем реализуется в проекте, который выполняется графическим языком или в макете» [1].
Большинство исследователей рассматривают деятельность дизайнера как сложный синтез
творческого труда художника, конструктора, изобретателя [1, 2, 4]. Она направлена на разработку и проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека. Следовательно, дизайн-технологическая деятельность - творческая деятельность, основу которой составляет проектирование и ее результатом являются дизайнерские изделия, удовлетворяющие потребность конкретных потребителей. Как и любая деятельность, дизайн-технологическая деятельность представляет собой взаимосвязь таких компонентов как потребности, мотивы, цели и задачи, соотносимые с ними планы действий и операций, оценка их эффективности. Структура дизайн-технологической деятельности представлена на рисунке 1.
По нашему мнению, обучать студентов интегративному проектированию и изготовлению одежды необходимо на основе промышленного художественного проектирования [6, с. 8] и учебного творческого проекта (по В.Д. Симоненко) [8, с. 144]. Промышленное проектирование состоит из пяти стадий: техническое задание; техническое предложение; эскизный проект; технический проект; рабочее проектирование. Учебный творческий проект включает три этапа: исследовательско-поисковый, расчетно-технологический и экспертно-оценочный [8, с. 159]. Содержание этапов творческого проектирования состоит из следующих пяти исследований: выявление конкретной потребности; выявление традиций, истории, тенденций; разработка эскизного проекта; выработка идей, вариантов, альтернатив; анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта. Модель одежды в процессе проектирования и изготовления проходит через фазы развития: от эскиза до образца-эталона. Важно не только изготовить изделие, но и продемонстрировать его, дать адекватную оценку деятельности. Одежда рассматривается нами, как предмет дизайна в неразрывной связи с внешним образом индивидуального потребителя, которая образуется и воспринимается в системе «человек-одежда». «Под индивидуальным потребителем понимается каждый индивидуум из всего контингента потребителей, как одежды массового производства, так и изделий, изготовленных по заказам» [6, с. 4].
Таким образом, на основе проделанного теоретического и эмпирического анализа существующих подходов, понятие «дизайн-технологическая деятельность» рассматривается нами с одной стороны, как процесс, основанный на проектном методе, направленном на создание обучающей среды для ускоренного развития и приобретения навыков проектирования и изготовления дизайнерских изделий у будущих педагогов, а с другой стороны, как инструмент коммуникации и развития личности будущего педагога в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию предмета дизайна. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что дизайн-технологическая деятельность является творческой, проектной деятельностью и ее результатом являются предметы дизайна, удовлетворяющие вкусы и предпочтения конкретных потребителей.
Дизайн-технологическая деятельность - это основа, на которой и благодаря которой происходит развитие личности будущего педагога профессионального обучения в области дизайна. Являясь творческим видом деятельности, она обеспечивает неуклонный рост и совершенствование профессионального мастерства обучаемых. Эффективность дизайн-технологической деятельности зависит от ряда факторов - четко сформулированных целей, прогнозирования результата, планирования и организации предстоящих операций и действий, их благоприятных условий и творческих способов проектирования и разработки продуктов дизайна.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в педагогической науке и практике широко используются понятия «компетентность» и «компетенция».
Мы, как и большинство ученых [3; 5; 9], различаем эти понятия. С нашей точки зрения, компетентность представляет собой глобальную, интегративную характеристику личности, а компетенция служит для обозначения конкретной характеристики, некоторого из качеств подготовки выпускника, результата образования. Понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что» (см. табл. 1).
Таблица 1.
Основные характеристики понятий «компетентность» и «компетенция»_
Компетенция Компетентность
1. Способность найти ориентированную основу действий, процедуру (знание +действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации. 2. Круг проблем, сфере деятельности, в которой человек обладает знанием, опытом и ценностями. 1. Владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение к ней и предмету деятельности (компетенция в действии). 2. Качество или характеристика личности, обладающей соответствующими знаниями и способностями,
позволяющей ей решать, выносить суждения в определенной области, эффективно действовать в ней и __добиваться совместного результата._
Как видим, эти понятия имеют сходство: круг способностей, который определяет ответственность личности, ее знания, опыт и умения, возможность реализации своих полномочий. Однако, термин «компетентность» шире, чем термин «компетенция».
С нашей точки зрения, компетентность - это способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов. Компетентность - это не только наличие знаний, способностей и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации деятельности.
Опираясь на теоретические исследования [5; 9] можно сделать вывод, что компетентность обеспечивает:
• Возможность эффективно и адекватно использовать природные и приобретенные способности в профессиональной деятельности;
• возможность интегрированного сочетания и непрерывного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для работы по специальности;
• возможность самостоятельной постановки, анализа и разрешения профессиональных проблем;
• возможность эффективной межличностной коммуникации в профессиональной и социальной сферах;
• возможность быстро и эффективно адаптироваться в условиях многофакторной и динамично изменяющейся жизненной и профессиональной среды.
По нашему мнению, в определении понятия «компетенция» могут быть включены три составляющие:
1. Когнитивная (знание, понимание).
2. Деятельностная (практическое и оперативное применение знаний).
3. Ценностная (ценности как органическая часть способа восприятия к жизни с другими в социальном контексте).
Таким образом, в результате образовательного процесса у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна должны быть сформулированы профессиональные компетенции, позволяющие им успешно выполнять педагогические задачи и творчески подходить к дизайн-технологической деятельности, эффективно взаимодействовать с обучаемыми. Эти компетенции мы относим к ценностной социально-профессиональной компетентности педагога профессионального обучения в области дизайна.
В исследовании мы исходим из того, что наряду с социальной частью ценностной социально-профессиональной компетентности в ней представлена и деятельностная, то есть собственно дизайн-технологическая деятельность, основанная на системных междисциплинарных структурированных знаниях, множестве разноуровневых умений, например, умений проектировать, диагностировать, исследовать, рассчитывать, конструировать.
Следовательно, уровень профессиональной компетентности будущего педагога характеризуется адекватностью выполнения дизайн-технологической деятельности, умением решать профессиональные задачи.
Исследователи Ю.М. Бундина, И.Я. Зимняя, [3; 5] отмечают, что компетентность всегда проявляется в деятельности. «Природа компетентности такова, что она может проявляться в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в виде деятельности. Важной особенностью профессиональной компетентности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее» [3, с. 96].
Итак, в полном объеме профессиональная компетентность может проявляться лишь у работающего специалиста. Но ее предпосылки и отдельные качества формируются уже в период обучения в вузе.
This article describes a design approach for training of future teachers in the process of design and technological activity. In the course of design technological activity a term «professional competence» becomes actual. Formation of professional competence in the course of design technological activity is an important component for development of the creative personality of teachers. Competence is not only presence of knowledge, abilities and experience, but also ability to dispose them during activity realization.
The key words: professional competence, professional training, design and technological activity, project portfolio.
Список литературы
1. Арефьева О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, Магнитогорск, 2007.
2. Аристова У.В. Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнера в вузе: Автореф. дис. ... док. пед. наук, Москва, 2007.
3. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как аксиологическая проблема // Вестник ОГУ, № 6, 2006. С. 92 - 97.
4. Вилкова A.A. Формирование компетентности в процессе обучения живописи у специалиста-дизайнера в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Ульяновск, 2007.
5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность // Высшее образование сегодня. 2005 № 11, С. 11 - 20.
6. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2003. 480 с.
7. Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997.
8. Симоненко В.Д. Обучение учащихся V-XI классов проектной деятельности. Монография - М.: Вентана Граф, 2005. 212 с.
9. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное педагогическое образование. № 1 1999 С. 4-11.
Об авторе
Васильева O.A. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, [email protected].