Научная статья на тему 'Сущность понятий компетенции и профессиональной компетентности будущего дизайнера швейных изделий'

Сущность понятий компетенции и профессиональной компетентности будущего дизайнера швейных изделий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ДИЗАЙН / DESIGN / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ / MODERNIZATION PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов А.А., Абдуллоева А.У.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными понятиями компетенции и компетентностного подхода. Рассмотрено понятие «профессиональная компетентность» как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных знаний; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду. Цель статьи выявить уровни компетентности студентов по критериям оценки компетенции будущего дизайнера швейных изделий.В процессе проведенного педагогического эксперимента мы определили уровни профессиональной подготовленности студентов специальности «Дизайн швейных изделий». В ходе эксперимента были использованы критерии оценки компетенций, формирующие профессиональную компетентность в области дизайна швейных изделий, выявлены личностные и базовые компоненты, формирующие профессиональные компетенции будущих дизайнеров.Эксперимент наглядно продемонстрировал, что основная масса студентов (60,6 %) обладают средними знаниями, навыками и умениями и это является своего рода сигналом для продолжения работы по формированию профессиональной компетентности студентов будущих дизайнеров швейных изделий. К основным недостаткам мы отнесли отсутствие проектного мышления в области дизайна, низкую художественную подготовку и воображение.В заключении сделаны выводы о том, что критерии оценки профессиональных компетенций будущего дизайнера швейных изделий складываются из комплекса требований к специальным дисциплинам, гуманитарным, художественно-творческим практикам, профессионально значимым качествам и личным способностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of the Concepts of Competence and Professional Competence Future Designer Sewing Products

The article deals with issues related to the basic concepts of competence and competence approach. The notion of “professional competence” is considered as a set of knowledge and skills that determine the effectiveness of work; the scope of skills in the task; a combination of personal qualities and properties; a complex of knowledge and professionally significant personal knowledge; vector of professionalization; unity of theoretical and practical readiness for work.The purpose of the article is to reveal the levels of competence of students on the criteria for assessing the competence of the future designer of garments.In the process of the pedagogical experiment, we determined the levels of professional preparedness of students in the specialty “Design of garments”. In the course of the experiment, competency assessment criteria were used that formed professional competence in the design of garments, personal and basic components were identified, forming the professional competencies of future designers.The experiment demonstrated that the majority of students (60,6 %) have average knowledge, skills and abilities, and this is a kind of signal for continuing work on forming the professional competence of students future designers of garments. The main shortcomings are the lack of design thinking in the field of design, low artistic preparation and imagination.In conclusion, conclusions are drawn that the criteria for assessing the professional competencies of the future designer of garments are made up of a set of requirements for special disciplines, humanitarian, artistic and creative practices, professionally significant qualities and personal abilities.

Текст научной работы на тему «Сущность понятий компетенции и профессиональной компетентности будущего дизайнера швейных изделий»

УДК 378+745

Азизов Абдулатиф Абдухалимович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики её преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, azizovsher@bk.ru, Республика Таджикистан, г. Худжанд

Абдуллоева Адиба Усмоновна

Преподаватель кафедры технологии и методики её преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, a.abdullaeva.90@mail.ru, ORCID 0000-0001-6288-2211, Республика Таджикистан, г. Худжанд

сущность понятий компетенции и профессиональной компетентности будущего дизайнера швейных изделий

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными понятиями компетенции и компетентностного подхода. Рассмотрено понятие «профессиональная компетентность» как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных знаний; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду.

Цель статьи - выявить уровни компетентности студентов по критериям оценки компетенции будущего дизайнера швейных изделий.

В процессе проведенного педагогического эксперимента мы определили уровни профессиональной подготовленности студентов специальности «Дизайн швейных изделий». В ходе эксперимента были использованы критерии оценки компетенций, формирующие профессиональную компетентность в области дизайна швейных изделий, выявлены личностные и базовые компоненты, формирующие профессиональные компетенции будущих дизайнеров.

Эксперимент наглядно продемонстрировал, что основная масса студентов (60,6 %) обладают средними знаниями, навыками и умениями и это является своего рода сигналом для продолжения работы по формированию профессиональной компетентности студентов - будущих дизайнеров швейных изделий. К основным недостаткам мы отнесли отсутствие проектного мышления в области дизайна, низкую художественную подготовку и воображение.

В заключении сделаны выводы о том, что критерии оценки профессиональных компетенций будущего дизайнера швейных изделий складываются из комплекса требований к специальным дисциплинам, гуманитарным, художественно-творческим практикам, профессионально значимым качествам и личным способностям.

Ключевые слова: образовательное пространство, компетенция, дизайн, конкурентоспособность, специалист, профессиональная компетентность, процесс модернизации, профессиональные и личностные качества, профессиональная готовность.

Введение в проблему. Слияние системы высшего образования Таджикистана с мировым образовательным пространством, смена парадигмы образования и формирование его в новом качестве, учитывающим специфические национальные черты, мен-тальность, настоятельно требуют существенного улучшения подготовки специ-

алистов высшего звена в области дизайна, поскольку в последние десятилетия дизайн получил динамичное развитие и проник практически во все сферы деятельности человека, начиная от промышленного производства продукции самого различного назначения, проектирования интерьеров служебных и жилых помещений, оформ-

ления экспозиций выставок и специальных услуг, в разработке фирменного стиля и т. д. Дизайн вступил в прямые контакты с архитектурой, прикладным и изобразительным искусством, превратившись в ряде случаев в монополиста рационального конструирования всей среды человеческого обитания.

При обзоре научной литературы по данной тематике нами установлено, что в настоящее время в научном мире нет единой точки зрения на сущность понятия «компетентность», однако существует множество различных подходов к определению компетентности, как по структуре, так и по содержанию. В качестве примеров приведем лишь небольшую часть научных трактовок понятия «компетентность», которое будем определять такими понятиями, как «компетентный», «компетенция».

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, к примеру, понятие «компетентный» определяется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек (компетентный специалист; компетентное суждение)», а также «обладающий компетенцией» [5].

В свою очередь, «Малый толковый словарь русского языка» раскрывает понятие «компетенция» как «круг, совокупность чьих-нибудь полномочий, прав, обязанностей»; «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, или знания и опыт в той или иной области» [8].

Российские исследователи А. К. Кузьмина, А. М. Маркова, В. А. Новиков, Н. В. Сластенин считают, что понятие «компетентность» содержит в себе сложное, емкое содержание, интегрирующее социально-педагогические, профессиональные, социально-психологические, а также другие характеристики, а в обобщенном виде компетентность специалиста выступает как совокупность способностей, свойств и качеств личности, необходимых для благополучной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

В исследованиях ученых по поводу уточнения понятий «компетенция» и «компетентность» и в наши дни еще продолжаются научные дискуссии. Например, в своих работах В. М. Шепель в определение компетентности включает умения, знания, теоретико-прикладную подготовленность и опыт к применению знаний, а В. А. Демин, со своей стороны, полагает, что «компетентность» - это уровень личностных умений, который отражает степень соответствия определенной компетенции и позволяет действовать конструктивно в меняющихся социальных ситуациях.

Из этого далеко не полного перечня определений видно, что в любом толковании компетентности ключевым словом является слово «уметь», поскольку основой компетенции является умение. Однако нам следует рассматривать не только умения, но и способности, знания, соответствующие этой компетентности, личностные качества и, конечно же, опыт творческой деятельности. В подтверждение этому тезису приведем мнение В. С. Безрукова, который определяет компетентность как «овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [2].

Авторитетный ученый в области социальной компетентности, психолог Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» определяет компетентность как явление, состоящее из большого числа компонентов, которые могут относиться к когнитивной либо к эмоциональной сфере и которые способны заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. При этом виды компетентности, по его мнению, - это мотивированные способности.

Таким образом, под компетентностью понимается совокупность качеств и представлений, необходимых для эффективного функционирования людей на работе и в обществе. По мнению того же Дж. Ра-вена, «компетентность может включать как

узкоспециальные знания, предметные умения, навыки, способы мышления, и понимание ответственности за свои действия». Высшие компетентности, выделяемые им, «предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий» [10]. Здесь следует особо подчеркнуть, что личная значимость деятельности является необходимым условием проявления и, вероятно, появления компетентности.

Понятие «профессиональная компетентность» в педагогической науке рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков и умений выполнения задачи; объединение личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных знаний; единство теоретической и практической готовности к труду; вектор профессионализации; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

Профессиональная компетентность (лат. profession - официально указанное занятие - от profiteer - объявлять своим делом; лат. compete - добиваться, соответствовать, подходить) - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию.

Понятие «компетентность» можно еще применить к определенным категориям специалистов, характер труда которых связан с принятием решений, т. е. полномочных решать, судить о чем-то (это управленцы, эксперты и диагносты), либо к специалистам с глубоким знанием в определенной области знаний (ученые, преподаватели, искусствоведы).

Следовательно, разнообразие и разно-

плановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического и других к решаемым исследователями научным задачам. Можно утверждать, что сущность понятия «компетентность» должна рассматриваться в контексте вопросов целепола-гания.

Обобщая сказанное, сделаем попытку сузить понятие «компетентность» и определиться с сущностью понятия «профессиональная компетентность педагога». С нашей точки зрения, она представляет собой обобщенное личностное образование, содержащее в себе высокий уровень психолого-педагогической, теоретико-методологической, методической и предметной подготовки как носителя определенных идеалов, ценностей и педагогического сознания.

Цель исследования. Выявить сущность компетенции и профессиональные компетенции будущего дизайнера швейных изделий. Одним из важных направлений деятельности вузов Таджикистана при подготовке будущих специалистов-дизайнеров следует считать создание условий для их профессионально-личностного развития, формирования их творческой индивидуальности и профессиональной компетентности.

В отечественной психолого-педагогической науке сформировались три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из подходов имеет свои особенности. К примеру, профессиограмма, представляющая собой набор требований к тому или другому специалисту, удобна в применении своей наглядностью, но функционально целесообразна при описании только операциональных компетентностей.

Рассматривая систему ключевых ком-петентностей как комплексную характери-

стику специалиста, мы, к примеру, не можем подходить к ней лишь как к простой сумме имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение всего множества взаимосвязанных параметров, и в этом заключается уровневый подход к проблеме.

Как мы уже смогли понять, понятие «профессиональная компетентность» -это сложная и многосторонняя проблема, однако, когда мы приступаем к изучению профессиональной компетенции будущего дизайнера, сложность вопроса возрастает от того, что в понимании термина «дизайн» также нет единого подхода, и мнения специалистов по этому поводу существенно расходятся.

Причиной этому является то, что возможности дизайна как новой профессии, как вида человеческой деятельности далеко не исчерпаны и даже в полной мере еще не определены. И это приводит к тому, что в сфере теории дизайна постоянно ведутся научные споры и дискуссии о природе его возникновения, границах и методах, о характере его связей с архитектурой и другими видами художественного творчества.

Однако к сегодняшнему дню дизайн уже проник и эффективно используется в различных видах человеческой деятельности и превратился в самостоятельный вид художественно-проектного творчества.

Разделяют следующие направления дизайна:

1) архитектурный дизайн: озеленение и благоустройство, визуальные инсталляции, экспозиционные пространства, оборудование и предметы декора в городской среде, внутренние пространства общественных и жилых зданий и т. д.;

2) графический дизайн: графическая символика, товарные знаки, фирменные стили, иллюстрации, системы визуальных коммуникаций, оформление печатных изданий, реклама, социальная реклама, реклама интерактивных и аналоговых средств массовой информации, наружная

реклама, транзитная реклама;

3) промышленный дизайн: предметы, изделия и их комплексы, предназначенные для массового производства, мелкосерийные товары и изделия, оборудование, мебель, транспортные средства, моделирование обычной и специальной одежды, комплекты швейных изделий, аксессуары, театральные костюмы.

На основе перечисленных направлений дизайна в нашем вузе ведется подготовка будущих дизайнеров и строится формирование профессиональной компетентности в ходе их обучения.

В данной исследовательской работе мы постараемся детально рассмотреть подходы к дизайну швейных изделий, являющемуся одним из направлений промышленного дизайна.

Первоначально для формирования у будущих дизайнеров качественно нового ин-тегративного умения - компетенции следует выявить специфику профессионального образования будущего дизайнера швейных изделий, заключающуюся в способности студента успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, а также принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности.

Дизайнер швейных изделий, как и любая другая творческая личность, должен обладать определенными взглядами на гармонию вещей, красоту их пластики, на место творческой интуиции в различных сферах деятельности, отношением к духовному наследию, на социальные и эстетические ценности.

Организация исследования. Согласно учебному плану специальности «Дизайн швейных изделий» Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова на изучение дисциплины «Технология швейных изделий» выделено 384 часов, и в рамках этого объема учебной нагрузки была проведена экспериментальная

работа по данной дисциплине.

Критерии оценки профессиональных компетенций заключаются в получении практических навыков на основе теоретических знаний, разработке нормативных документаций, разработке художественно-технического описания, выборе технологических процессов, оборудования, а также классических и инновационных методов обработки швейных изделий.

В экспериментальной работе по дисциплине «Технология швейных изделий» участвовала группа из 28 студентов специальности «Дизайн швейных изделий».

Студенты, в соответствии с пройденными темами, выполняли следующие виды заданий: изучение нормативной документации, применяемой в швейной промышленности; разработка художественно-технического описания; характеристика конструкции изделия; разработка технологических режимов ниточных соединений; разработка спецификации и схемы расположения прокладочных материалов в изделии; выбор режимов клеевых соединений; выбор режимов влажно-тепловой обработки деталей и изделий; разработка методов обработки деталей и узлов изделий; уточнение конструкции, схемы расположения клеевых прокладок, разработка режимов обработки изделия на выбранном оборудовании; разработка технологических карт на процесс изготовления узлов швейного изделия; разработка технологической последовательности процесса изготовления швейных изделий.

По итогам экспериментальной работы были определены уровни профессиональной подготовленности студентов специальности «Дизайн швейных изделий» и применены критерии оценки компетенций, формирующие профессиональную компетентность в области дизайна швейных изделий; выявлены базовые и личностные компоненты, формирующие профессиональные компетенции.

По результатам экспериментальной

работы показатели уровней компетентности студентов (28 человек) по описанным выше критериям распределились следующим образом.

1. Самый высокий (креативно-ценностный) уровень предполагает наличие у студентов, помимо перечисленного выше, еще и креативного мышления - 2 чел. (7,14 %).

2. Высокий (профессионально-компе-тентностный) уровень развития предполагает наличие у студента базовых профессиональных знаний, умений, навыков. Для реализации себя как творческой личности студенту необходимо иметь высокий уровень воображения, что способствует развитому мышлению в обосновании выбора рациональных методов обработки швейных изделий - 5 чел. (17,8 %).

3. Средний (репродуктивный) уровень развития студента, основанный на базовых компетенциях, а также творческом воображении, лишенном креативного мышления - 6 чел. (21,4 %).

4. Посредственно-ситуативный уровень (низкий) дал самую широкую градацию оценок. В этой категории находятся студенты, не имеющие хорошей базовой художественной подготовки, но обладающие проектным мышлением в области дизайна швейных изделий. Как правило, это выпускники лицеев и колледжей, которые решили продолжить своё профессиональное образование в данном направлении. К этой категории относятся студенты с низкой графической подготовкой, но в перспективе могущие стать отличными дизайнерами швейных изделий - 6 чел. (21,4 %).

5. Следующая категория - это студенты, не обладающие проектным мышлением в области дизайна, но имеющие отличную художественную подготовку и воображение - 5 чел. (17,8 %).

6. К посредственно-ситуационному уровню относятся студенты, которые обладают высокой работоспособностью, с потенциалом перехода в категорию репродуктивного уровня - 4 чел. (14,46 %).

Подытоживая эти результаты, можно сказать, что основная масса студентов (60,6 %) обладает средними знаниями, навыками и умениями, и это является своего рода сигналом для продолжения работы по формированию профессиональной компетентности студентов - будущих дизайнеров швейных изделий. Следовательно, будущий дизайнер швейных изделий должен уметь использовать навыки, приобретенные на занятиях по специальным дисциплинам: «Рисунок», «Материаловедение», «Конструирование одежды», «Композиция костюма», «Макетирование одежды» и «Технология швейных изделий» в практической деятельности.

Выводы. Для формирования профессиональной компетентности в области промышленного дизайна необходимо точно определять критерии оценки компетенции будущего дизайнера швейных изделий: изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт, участвовать в исследованиях по совершенствованию технологических процессов, применять полученные результаты на практике;

вести профессиональную деятельность с применением классических и инновационных технологий в проектировании и изготовлении швейных изделий; обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов изделий легкой промышленности; научно-обоснованно и эффективно использовать основные и вспомогательные материалы, оборудование, соответствующие программы и алгоритмы для расчета параметров технологического процесса; разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию для производства изделий легкой промышленности с учетом конструктивно-технологических, эстетических, экологических, экономических и других параметров.

Таким образом, критерии оценки профессиональных компетенций будущего дизайнера швейных изделий складываются из комплекса требований к специальным дисциплинам, гуманитарным, художественно-творческим практикам, профессионально значимым качествам и личным способностям.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Педагогика: ученый курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 258 с.

2. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 381 с.

3. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики. - Ленинград, 1972. - 288 с.

4. Новиков А. М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - 248 с.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1988. - 750 с.

6. Смородинова М. В. Многообразие подхо-

дов к определению понятии «компетентность» и «компетенция» // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - С. 16-18.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

8. Ушаков Д. И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. - М., 1935. - 284 с.

9. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетент-ностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2. - С. 58-62.

10. Raven J. Competence in modem society -Its identification, development and release. -London: H. K. Lewis, 1984. - 251 p.

Поступила в редакцию 20.04.2018

Azizov AbdulatifAbduhalimovich

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor of the department of technology and methods of its teaching attached to the faculty of fine arts and technology under Khujand State University named after academician B. Gafurov, azizovsher@bk.ru, Republic of Tajikistan, Khujand

Abdulloeva Adiba Usmonovna

Lecturer of the department of technology and methods of its teaching attached to the faculty offine arts and technology under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), a.abdullaeva.90@mail.ru, ORCID 0000-0001-6288-2211, Republic of Tajikistan, Khujand

the essence of the concepts of competence and professional competence future designer sewing products

Abstract. The article deals with issues related to the basic concepts of competence and competence approach. The notion of "professional competence" is considered as a set of knowledge and skills that determine the effectiveness of work; the scope of skills in the task; a combination of personal qualities and properties; a complex of knowledge and professionally significant personal knowledge; vector of professionalization; unity of theoretical and practical readiness for work.

The purpose of the article is to reveal the levels of competence of students on the criteria for assessing the competence of the future designer of garments.

In the process of the pedagogical experiment, we determined the levels of professional preparedness of students in the specialty "Design of garments". In the course of the experiment, competency assessment criteria were used that formed professional competence in the design of garments, personal and basic components were identified, forming the professional competencies of future designers.

The experiment demonstrated that the majority of students (60,6 %) have average knowledge, skills and abilities, and this is a kind of signal for continuing work on forming the professional competence of students - future designers of garments. The main shortcomings are the lack of design thinking in the field of design, low artistic preparation and imagination.

In conclusion, conclusions are drawn that the criteria for assessing the professional competencies of the future designer of garments are made up of a set of requirements for special disciplines, humanitarian, artistic and creative practices, professionally significant qualities and personal abilities.

Keywords: educational space, competence, design, competitiveness, specialist, professional competence, modernization process, professional and personal qualities, professional readiness.

References

1. Andreev, V. I., 2000. Pedagogy. A scientific course for creative self-development. Kazan: Center for Innovative Technologies Publ., 258 p. (In Russ.)

2. Bezrukova, V. S., 1996. Pedagogy. Textbook for engineering and pedagogical institutes and industrial-pedagogical technical schools. Ekaterinburg: Business book Publ., 381 p. (In Russ.)

3. Kuzmina, N. V., 1972. Fundamentals of university pedagogy. Leningrad, 288 p. (In Russ.)

4. Novikov, A. M., 2006. Methodology of ed-

ucation. Second edition. Moscow: Egves Publ., 248 p. (In Russ.)

5. Ozhegov, S. I., 1988. Dictionary of the Russian language. Moscow, 750 p. (In Russ.)

6. Smorodinova, M. V., 2013. The variety of approaches to the definition of the concepts "competence" and "competence". Actual problems of modern pedagogy: materials IV Intern. sci. conf. Ufa: Leto Publ., pp. 16-18. (In Russ.)

7. Slastenin, V A., Isaev, I. F., Shiyanov, E. N., 2002.

Pedagogy. Moscow: Academy Publ., 576 p. (In Russ.)

8. Ushakov, D. I., 1935. Explanatory dictionary of the Russian language in 4 volumes. T. 1. Moscow, 284 p. (In Russ.)

9. Shishov, S. E., Agapov, I. G., 2002. Competent

approach to education: whim or necessity. Standards and monitoring in education, 2, pp. 58-62. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Raven, J., 1984. Competence in modern society - Its identification, development and release. London: H. K. Lewis, 251 p.

Submitted 20.04.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.