DOI: 10.15293/1813-4718.1804.03 УДК 378+745+746
Абдуллоева Адиба Усмоновна
Преподаватель кафедры технологии и методики её преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, [email protected], ORCID 0000-0001-6288-2211, Республика Таджикистан, Худжанд
развитие творческой способности студентов
специальности «дизайн швейных изделий»
Аннотация. Проблеме творчества посвящено значительное количество работ, но, несмотря на это, научное сообщество до настоящего времени так и не пришло к однозначному определению понятия «творчество»: эта проблема и сегодня будоражит умы ученых и продолжает быть актуальной. Если разбираться по сути, то сущность творчества сосредоточена в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. Непрерывно в мировом научном творчестве открываются новые явления, факты, законы - то, что объективно существует, но открывается перед исследователями с неизвестных до настоящего времени сторон.
Большой потенциал для развития творческих способностей несет организация обучения в вузе и по этой причине эта проблема всесторонне исследуется в педагогической практике Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова.
Цель статьи - выявить уровень теоретической подготовки и практических умений по дисциплинам технологии швейных изделий, моделированию и конструированию одежды, а также уровень развития творческих способностей студентов специальности «Дизайн швейных изделий».
Анализ результатов проведенного исследования, проведенного на основе продуктивно-деятельностного подхода и комплекса педагогических условий, содействующих развитию творческих способностей студентов, выявил положительную динамику в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, и подтвердил правильность выбранного направления исследования.
В заключении делаются выводы о том, что проведенное экспериментальное обучение на основе продуктивно-деятельностного подхода и комплекса педагогических условий, содействующих развитию творческих способностей студентов, оказало влияние на выполнение и других видов учебных работ, связанных со специальными дисциплинами.
Ключевые слова: творческие способности, специальные способности, компетенция, талантливость, творческая деятельность, самостоятельность.
Введение в проблему. Природа и закономерности творчества вот уже много лет являются предметом исследования ученых, специалистов в различных областях науки: философии, истории, психологии, педагогики, искусства и т. д. По проблемам творчества написано достаточное количество работ, но, несмотря на это, содержание понятия «творчество» остается актуальным.
Сущность творчества - в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творче-
стве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно.
Основной признак творчества - создание качественно нового, социально значимого. В истории общественной мысли существует множество трактовок природы творчества. Но не все мыслители прошлого связывали творчество с созданием нового. Многие сущность творчества, прежде всего, художественного, усматривали в подражании, в реализации чего-то, уже имеющегося в природе. Художник не творит формы и вообще не создает ничего та-
кого, чего не было бы в природе, он лишь подражает красоте космоса [3].
Человек в принципе может создать все, что встречается или возникло в природе, изготовить не только любую природную вещь, но и бесконечное множество вещей, которых не существует в естественном природном мире и которые не могут в нем возникнуть. Каждому человеку свойственны естественные задатки творческих возможностей, но чтобы открыть их и проявить, необходимы определенные конкретные и субъективные условия: ранее и умелое обучение, созидательная атмосфера, волевые свойства личности (настойчивость, трудолюбие, целеустремленность и др.).
Продукт развития природы - человек (человечество) - поднимается над ней как творец принципиально нового мира. При этом потенциальные возможности творчества человека неограниченны и бесконечны, как и развитие его способностей. Успешная деятельность студентов во многом определяется степенью развития и формирования их творческих способностей. Под способностями принято понимать те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности (В. С. Кузин, А. А. Мелик-Пашаев, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков и др.). Любая способность есть способность к какой-либо деятельности.
С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека и считает, что: «развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей» [8].
Н. А. Бердяев придерживается следую-
щей точки зрения: «Творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью» [5]. «Творческий элемент, по Н. А. Бердяеву, заключается в том, чтобы найти другой, более совершенный путь к решению поставленной автором задачи или поставить, исходя из данных опытов, дальнейшую задачу, глубже раскрывающую вопрос, попытаться найти объяснение фактам, оставшимся непонятными автору или не замеченные им» [5].
В первых своих работах С. Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что: «главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую» [6].
Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [1]. Б. М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. В этой связи он пишет: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [1]. Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [9].
Способности человека подразделяются на специальные и общие. Специальные
способности - это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. п.).
Общими называются такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека (например, интеллектуальные способности), проявляющиеся в сообразности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, быстром переключении внимания, критичности и самостоятельности ума и др. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств - способностей. Талантливость должна присоединять в себя разные психические особенности и качества, обязательно в силу характера деятельности и требований, которые она предъявляет.
Способности имеют органические, родовые, закрепленные предпосылки для их формирования в форме задатков. Пробуждение задатков, развитие определенных способностей студентов, выявление индивидуального своеобразия способностей личности происходят в коллективе.
Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются [2].
Творческие способности сами сообразно не трансформируются в творческие успехи. Чтобы заполучить итог, нужны желание и воля. При развитии способностей в ходе деятельности немаловажную
роль играет типичная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения полностью, очевидно, не тождественны, но они все же тесным образом связаны; притом эта связь двухсторонняя. С одной стороны, изучение умений, знаний и т. д. подразумевает наличие сведения способностей, а с другой - саморазвитие способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то внешним для возможностей человека, лишь пока они не изучены. По мере того как они изучаются, т. е. преобразуются в собственное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными со стороны, и ведут к развитию способностей. Личность на материале конкретной системы знаний по-настоящему изучает методы синтезирования, умозаключения и т. д., у нее не только накапливаются конкретные умения, но и формируются определенные способности. Обучение как основной образовательный процесс тем и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.
В нынешней психологии и педагогике принято отличать творческие и нетворческие виды работы. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как стандартные, репродуктивные, алгоритмические и т. п., анализируются чаще как имитированные, другими словами, по Л. С. Выготскому и М. И. Махмутову, «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [6]. Творческие виды деятельности, устанавливаемые как подлинные, эффективные, эвристические и т. п., значительной частью просматриваются как противоположные имитации, и носят творческий характер, изменяясь от творчества невысокого уровня к творчеству все более идеальному, т. е. творческий тип деятельности обладает тем, что он на-
целивается на творение чего-то нового, все равно, будет ли это творение творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или неким строением мысли или эмоции, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке.
Наиболее полезно с точки зрения формирования творческих способностей преобладание мотивов, логичных с обеспечением обучения (направление на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.).
Вероятно, что анализируемое нами понятие тесным образом логично с понятием «творчество», «творческая деятельность». Слово «творчество» имеет несколько значений, о которых спорят с давних времен. Из множества значений можно выделить несколько основополагающих: творить -это давать бытие, создавать. В богатом смысле слово «творчество» - это разумная, целеустремлённая деятельность личности в области учения и преобразования деятельности. «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда ранее не бывшее» [4].
Большой потенциал для развития творческих способностей несет организация обучения в вузе. По словам Т. Н. Шамовой, «средствами, способствующими включение каждого в деятельность для достижения конкретных учебно-воспитательных целей, являются: учебное содержание, методы, методические приемы, формы организации учебно-познавательной деятельности учащегося» [10]. Данной точки зрения придерживается и В. А. Сластенин со своими коллегами: «Мало определить структуру и содержание знания. Не менее важной задачей является нахождение адекватных методов его усвоения» [8].
Самостоятельность и активность характеризуются тем, что творческие способности студента развиваются, прежде всего, при организации его мыслительной, поис-
ковой деятельности. На лекциях, семинарских, лабораторных, практических, самостоятельных и других занятиях в учебном процессе эта деятельность осуществляется путем применения проблемного обучения, использования познавательных задач, дидактических игр, современных технических средств и других способов, способствующих развитию активности студентов.
Организация исследования. По учебному плану бакалавров специальности «Дизайн швейных изделий» Худжанд-ского государственного университета им. академика Б. Гафурова студенты изучают «Материаловедение», «Историю дизайна», «Рисунок», «Композицию костюма», «Конструирование одежды», «Национальные орнаменты», «Технологию швейных изделий», «Макетирование одежды» и другие обязательные и элективные дисциплины, которые помогают формированию и развитию творческой способности будущих дизайнеров.
Для экспериментов были привлечены студенты 2-х и 3-х курсов, изучавшие дисциплины «Конструирование одежды», «Технология швейных изделий» и «Национальные орнаменты». Для определения уровней развития творческих способностей студентов была проведена практическая самостоятельная работа. Первый этап проводился в начале изучения дисциплин «Конструирование одежды», «Технология швейных изделий» и «Национальные орнаменты», второй этап - после пройденного обучения данным дисциплинам.
В начале экспериментальной работы нами было определено содержание теоретических и практических сведений, которые должны были знать все студенты специальности «Дизайн швейных изделий». При его разработке мы учитывали имеющиеся знания и умения студентов, полученные на начальном этапе изучения, и их дальнейшее развитие (рис. 1, табл. 1)
Таблица 1
Уровни развития творческих способностей студентов в начале эксперимента, в процентах
Уровень Контрольная группа, Экснериментальнаягруппа
17 студентов 15 студентое
Высокий 5,89 1Р,33
Средний 52,94 60
Низкий 41,17 26,66
70 60 50 40 30 20 10 0
контрольная группа
экспериментальная
группа
Высокий Средний Низкий
Рис. 1. Уровни развитиятворческихспособностейстудентов в начале экспериментам процентах
Для определения уровней развития творческих способностей студентов была организована практическая самостоятельная работа в следующем порядке:
- рисование эскиза модели одежды;
- подбор тканей и прикладных материалов согласно эскизу модели;
- разработка технического рисунка модели по эскизу;
- разработка чертежей базовых конструкций модели по размерам;
- конструктивное моделирование и создание лекала модели;
- выбор оптимальных способов технологии и технологических режимов обработки модели;
- составление технологической последовательности обработки деталей модели в соответствии с нормативными документами;
- составление экономичной раскладки лекал в зависимости от орнамента ткани и фасона модели;
- обработка деталей модели согласно выбранной технологии;
- сборка обработанных деталей и предоставление модели;
- художественное решение и оформление модели.
Всего в эксперименте было задействовано 32 человека - две учебные подгруппы из 17 и 15 человек. Деление происходило случайным образом. В контрольных группах обучалось 17 студентов, в экспериментальных - 15 студентов.
В экспериментальном обучении мы исходили из того, что в деятельности по моделированию, конструированию и изготовлению швейных изделий студенты должны осознавать себя в определенном
комплексе педагогически созданных условий, направленных на развитие их творческих способностей, где главным был поиск нестандартных подходов к выполняемой учебной работе. С этой целью указывалось направление поисков, предлагались рациональные способы выполнения моделирования и конструирования элементов одежды, поощрялось желание найти оригинальные ответы на поставленные вопросы и задания.
Экспериментальное обучение проводилось поэтапно. На первом этапе определялись контрольные и экспериментальные группы с учетом равномерного распределения и примерно одинакового исходного уровня подготовленности студентов. В начале эксперимента уровень теоретической подготовки и практических умений по технологии швейных изделий, моделированию и конструированию одежды в контрольных и экспериментальных группах был практически одинаков. Второй этап предусматривал уточнение комплекса педагогических условий, влияющих на развитие творческих способностей студентов, и, собственно, экспериментальное обучение с использованием этого комплекса. Третий этап включал корректировку методических материалов, уточнение педагогических условий, определение и сопоставление результатов экспериментальной работы, оформление их в виде методических рекомендаций.
По результатам практических, самостоятельных творческих работ выявлено три уровня развитости творческих способностей студентов: низкий, средний и высокий.
Студенты с низким уровнем развития творческих способностей к моделированию и конструированию одежды (они распределились следующим образом: в экспериментальных группах - 5,89 %, в контрольных - 13,33 %) выполняли практическую самостоятельную работу с привлечением материала из учебников или учебных пособий, изредка используя
дополнительную информацию. При этом они имели базовые знания теоретического курса, основанные на механическом запоминании учебного материала, здесь не осуществлялись анализ и обобщение. Проявлялся неустойчивый интерес к выполнению работы. В некоторых случаях модели упрощались или использовались модели, взятые из учебников или журналов.
Средний уровень проявился у студентов, которые при выполнении творческой работы использовали оригинальные модели. Студентов данного уровня развития способностей оказалось в контрольной группе 52,94 % , а в экспериментальной группе -60,00 %. В их работах заметно было проявление логичности и гибкости мышления, целенаправленности в изложении учебного материала, аналитико-синтетического восприятия, поиска оригинальных моделей и их исполнения. Как правило, темы для творческих работ подбирались с учетом межпредметных связей, выходящих за пределы изучаемого курса. Однако по разным причинам, которые трудно было выявить, работы не отвечали всем требованиям, оговоренным преподавателем заранее. В них отсутствовал или список литературы, или задания для учащихся, или качество подачи не соответствовало единому стилю. Наблюдался также перевес эффективности одной части работы над другой.
Высокий уровень развития творческих способностей проявился у тех студентов, которые не только выполнили итоговые работы с подбором оригинальных моделей, соответствующих выбранной теме, но и включали все ее структурные компоненты. Прежде всего, в таких работах выявилось понимание возможностей технологических свойств материала и их соответствие выбранному конструкторскому решению. Значимо было и то, что выполненная работа рассматривалась ими с точки зрения ее практического использования в будущей педагогической деятельности. Работы являлись подтверждением яркой
индивидуальности, интеллектуальной зрелости, интереса к учебной дисциплине и к своей Иутищей яр°Фессии. Не смотря на то что студентов с таким уровнем развития творческих способностей оказалось всего 13,33 %. в экспериментальных группах и 5,89 % в контрольных, мы посчитали это высоким показателем, поскольку эксперимент проводился на младших и средних кур-
Уровни рБзвития твортеских явтсобвоитей
сах. Следовательно, потенциальные возможности развития такого уровня способностей при ССОИППСТИуЮПЯй: пеДШИГИЧеСКйЯ итло-виях обучения у студентов имеются.
Практическая самостоятельная работа показала, что почти треть студентов имеют невысокие и средние задатки творческих способеостеИ,которые необходимо развивать в процессе дальнейшего обучения.
Таблица 2
удентов в конце эксперимента, в процентах
Уровень йяшовольная гдуята Экспериментальная группа
I2 студентов 15 студентов
ВБ1СИЯИЙ 23,52 60,00
Средний 41,17 26,67
Низкий 29,41 13,33
70
60
50
40
30
20
10
контрольная группа экспериментальная группа
Высокий Средний Низкий
Рис. 2. Уровни развития творческихспособностей студентов в конце эксперимента, в процентах
В конце экспериментального исследования была проведена повторная практическая самостоятельная работа, которая предусматривала количество идей, выдвинутых по конкретному заданию. Результаты тестирования отражены в таблице 2 и на рис.2.
Выводы. Анализируя данные проведённого эксперимента, следует отметить,
что уровень сформированности творческих способностей в контрольных группах снизился по сравнению с первоначальным показателем. По-видимому, это объясняется тем, что студенты контрольных групп не были ориентированы на развитие творческих способностей с начала изучения технологии швейных изделий. Более высокие показатели были у студен-
0
тов экспериментальных групп, которые проявляли свои творческие способности в предложенных вариантах решения тестовых заданий.
Таким образом, проведенное экспериментальное обучение на основе продуктив-
но-деятельностного подхода и комплекса педагогических условий, содействующих развитию творческих способностей студентов, оказало влияние на выполнение и других видов учебных работ, связанных со специальными дисциплинами.
Библиографический список
1. Абдуллина О. Н. Проблемы педагогиче- наук. - Худжанд, 2011
ских умении в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. - 1976. - № 1. - С. 36-43.
2. Ананьев Б. Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся специальности «Психология»: в 3 т. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.: Издательство МГУ, 1981. - 288 с.
3. Андрианов П. Н. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
4. Азизов А. А. Дидактические основы формирования технического творчества у учащихся общеобразовательной школы (на примере Республики Таджикистан): дис. ... д-ра пед.
267 с.
5. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994. - 150 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 208 с.
7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 300 с.
8. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
9. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 180 с.
10. Шамова Т. Н. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
11. Eskilson S. J. Graphic Design: A New History. - London: Laurence King Publishing Ltd., 2007. - 246 c.
Поступила в редакцию 04.06.2018
Abdulloeva Adiba Usmonovna
Teacher for the Chair of Technology and the Methods of its Teaching of Khujand State University named after Academician B. Gafurov (Repablic of Tajikistan, Khujand), [email protected], ORCID 0000-0001-6288-2211, Republic of Tajikistan, Khujand
development of creative ability of students of specialty "design of garments"
Abstract. Problem and purpose. The article discusses the problem of creativity devoted to a significant number of works, but, despite this, the scientific community has not yet come to an unambiguous definition of the concept of "creativity": this problem still stirs the minds of scientists and continues to be relevant. If you understand in essence, the essence of creativity is concentrated in the discovery and creation of a qualitatively new, having any value. New phenomena, facts, laws-that which exists objectively exist in the world's scientific creativity-are opening uninterruptedly in the world, but it opens before researchers from the sides unknown to the present day.
The great potential for the development of creative abilities is borne by the organization of training in the university and for this reason this problem is comprehensively investigated in the pedagogical practice of Khudzhand State University. academician B. Gafurov.
Purpose of the article. Identify the levels of theoretical training and practical skills in the disciplines of sewing technology, modeling and designing clothes, as well as developing the creative abilities of students specializing in "Design of garments".
The analysis of the results of the research conducted on the basis of a productive activity approach and a set of pedagogical conditions that contribute to the development of the creative abilities of students revealed positive dynamics in the experimental group, as compared to the control group, and confirmed the correctness of the chosen research direction.
In conclusion, conclusions are drawn that the experimental training carried out on the basis of a productive activity approach and a set of pedagogical conditions that promote the development of the creative abilities of students influenced the performance of other types of educational work related to special disciplines.
Keywords: creative abilities, special abilities, competence, talent, creative activity, independence.
References
1. Abdullina, O. N., 1976. The problems of pedagogical skills in theory and practice higher pedagogical education. Soviet pedagogy, 1, pp. 36-43. (In Russ.)
2. Ananiev, B. G., 1981. Pedagogical Applications of Modern Psychology. Anthology on Age and Pedagogical Psychology: Educational a manual for university students studying specialty "Psychology". Moscow: MGU Publ., 288 p. (In Russ.)
3. Andrianov, P. N., 1986. Technical creativity of students. Teacher's Manual and leaders of circles. From work experience. Moscow: Enlightenment Publ., 127 p. (In Russ.)
4. Azizov, A. A., 2011. Didactic bases of formation of technical creativity at pupils of a comprehensive school (on the example of the Republic of Tajikistan). Dr. Sci. (Pedag.). Khujand, 267 p. (In Russ.).
5. Berdyayev, N. A., 1994. Sense of creativity.
Philosophy of creativity, culture and art. Moscow, 150 p. (In Russ.)
6. Vygotsky, L. S., 1996. Pedagogical psychology. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 208. (In Russ.)
7. Rubinshtein, S. L., 1973. Problems of general psychology. Moscow: Pedagogika Publ., 300 p. (In Russ.)
8. Slastenin, V. A., Podymova, L. S., 1997. Pedagogy: innovative activity. Moscow: Magister Publ., 224 p. (In Russ.)
9. Skatkin, M. N. 1986. Methodology and methods of pedagogical research. Moscow: Pedagogy Publ., 225 p. (In Russ.)
10. Shamova, T. N., 1982. Activation of the teaching of schoolchildren. Moscow: Pedagogika Publ., 209 p. (In Russ.)
11. Eskilson, S. J., 2007. Graphic Design: A New History. London: Laurence King Publishing Ltd., 246 p.
Submitted 04.06.2018