Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Дата публикации: 1.11.2018 № 5 (35). С. 118-126. УДК 372.3
К. Л. К ряжев а
Развитие индивидуально-творческих способностей воспитанников объединений дополнительного образования
Раскрываются психолого-педагогические условия развития индивидуально-творческих способностей воспитанников объединения дополнительного образования детей, а также приводится результаты педагогической диагностики индивидуально-творческих способностей. Перечислены методы обучения, способствующие формированию творческого воображения и мышления, а также выделяются психолого-педагогические условия его эффективного развития. Дается определение индивидуально-творческих способностей и характеризуется сущность этого понятия.
Во введении представлена актуальность развития индивидуально-творческих способностей как для развития учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, так и для психолого-педагогической практики в целом.
Обозначены критерии и показатели для оценки уровня развития индивидуально-творческих способностей учащихся. Диагностика проводилась по критериям: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный и эмоционально-волевой.
Выдвинутая гипотеза исследования, состоящая в том, что развитие индивидуально-творческих способностей воспитанников объединений дополнительного образования будет эффективно при соблюдении перечня психолого-педагогических условий, экспериментально подтверждена.
Ключевые слова: условия, индивидуально-творческие способности, индивидуально-творческая деятельность, воспитанники, дополнительное образование детей, критерии, показатели
Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Accepted: 12 August 2018 Published: 1 November 2018 No. 5 (35). pp. 118-126.
K. L. Kryazheva
Individual and creative ability development of additional education organization pupils
The conditions for psychological and pedagogical development of additional children education organization pupils' individual and creative abilities as well as pedagogical techniques for individual and creative abilities determination are described. The teaching methods promoting creative imagination and thinking formation are enumerated, psychological and pedagogical conditions for their effective development are singled out. Individual and creative abilities definition is given and the essence of this notion is characterized.
The topicality of individual and creative abilities development both for educational process benefits in additional education organization and psychological and pedagogical practice in general is presented in the introduction.
Pupils' individual and creative abilities development level assessment criteria and indicators are specified. The determination has been performed according to criteria: cognition, motivation and needs, activity and emotions and willingness.
The hypothesis put forward that individual and creative abilities development in additional education organization pupils would be effective under the condition of meeting the list of psychological and pedagogical requirements has been experimentally proved.
Key words: conditions, individual and creative abilities, individual and creative activity, pupils, children additional education, criteria, indicators
_Введение
//развитие индивидуально-творческих способностей имеет большое значение как / для науки в целом, так и для развития учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Развитие индивидуально-творческих способностей каждого ребёнка даёт нам надежду на формирование здорового и стабильного общества, на будущее наших детей.
Приоритет развития индивидуально-творческих способностей в условиях дополнительного образования детей помогает осуществить стабильный творческий рост каждого ребёнка, обеспечить формирование полноценной творческой личности.
Индивидуально-творческие способности -это индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, имеют отношение к успешности выполнения определенным образом организованной творческой деятельности, в процессе которой они вырабатываются. Включают в себя индивидуальный мыслительный процесс, зависящий от индивидуальных особенностей, среды, в которую заключен индивид, воспитательных взаимодействий и личности воспитывающего.
Сущность индивидуально-творческих способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, однако способности, знания, умения и навыки взаимообусловлены. В процессе овладения знаниями, умениями и навыками происходит развитие способностей. Развитие индивидуально-творческих способностей происходит в результате овладения навыками творческой деятельности, в результате развития индивидуальности личности.
Сущность процесса развития индивидуально-творческих способностей воспитанников дополнительного образования детей заключается в разнообразии элементов данного свойства, главным импульсом которого являются различные формы эмоциональных состояний.
Современное общество нуждается в новом типе творческого человека, способного чутко реагировать на потребности современного искусства, привносить в свет новые, оригинальные идеи и решения, ярко презентовать свою индивидуально-творческую, многогранную личность. Существующая система дополнительного образования в состоянии реализовать этот социальный заказ, так как предоставленная педагогам свобода в формировании образовательных программ позволяет формировать личность воспитанника в этом направлении.
Воспитание в процессе обучения является одним из наиболее важных компонентов в современной системе образования. Многообразие программ, форм и методов обучения, разноо-
бразие воспитательных мероприятий, учет половых, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, демократический стиль воздействия на воспитанников, вызывает позитивное отношение к учебному процессу и учреждению дополнительного образования. Поэтому мы полагаем, что современное учреждение дополнительного образования может решить вопрос по эффективной деятельности по развитию индивидуально-творческих способностей.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что развитие индивидуально-творческих способностей воспитанников объединений дополнительного образования будет эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: участие детей в различных видах индивидуально-творческой деятельности; профессиональная готовность педагогов к организации развития индивидуально-творческих способностей воспитанников дополнительного образования; позитивное взаимодействие всех субъектов при реализации программы.
На основе исследований, посвященных развитию творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста [2, 5-7], диссертационных работ российских ученых (Л. П. Айкина [1], О. А. Белянина [2], В. В. Грачев [3], И. В. Жирнова [4], Е. С. Жукова [5], Л. П. Карпова [6] и др.), а также на основе опыта международных коллег, занимающихся изучением творческих способностей и способов обучения навыкам творческого мышления (Meryem Yalcin [16], S. Acar & M. A. Runco [17], C. Kandler [18], A. Perry [19] и др.), нами были выделены следующие критерии для оценки уровня развития индивидуально-творческих способностей детей.
Первым критерием индивидуально-творческих способностей является когнитивный критерий, который связан с общей осведомленностью детей в вопросах того как, с кем и когда можно взаимодействовать.
Далее следует мотивационно-потребностный критерий, который характеризуется стремлением к участию в творческой деятельности, активности, устойчивости в удовлетворении потребностей, которые лежат в основе организации любой деятельности.
Следующий критерий, деятельностный связан с непосредственно практикой общения, взаимодействием человека с другими людьми, его опытом, умениями и навыками взаимодействия.
Четвертый критерий - эмоционально-волевой. Он характеризует эмоциональное напряжение воспитанника в процессе индивидуально-творческой деятельности, то как он себя проявляет в условиях стресса. Это его способность усердно трудиться в процессе творческой деятельности, его стабильное эмоциональное состояние, проявление его индивидуальности, как составляющей темперамента.
Материалы и методы
Нами были обозначены критерии и показатели для оценки уровня развития индивидуально-творческих способностей учащихся. Чтобы
правильно определить уровень развития индивидуально-творческих способностей воспитанника, осуществляется диагностика, реализуемая с помощью различных методик. В нашей работе мы планируем получить результаты по следующим критериям (см. табл. 1):
Таблица 1
Таблица критериев и показателей индивидуально-творческих способностей
Критерии Показатели Средства измерения
Когнитивный • Общая эрудированность осведомленность об индивидуальном творчестве • Устойчивость и концентрация внимания на творческих заданиях • Развитие способов запоминания Р.Амтхауэр Диагностика умственных способностей детей 6-12 лет.
Мотивационно-по-требностный • Потребность в индивидуально-творческой деятельности • Потребность в учебно-познавательной деятельности • Положительное отношение к индивидуальному творчеству Тест С.Медника Диагностика вербальной креативности
Деятельностный • Творческая самостоятельность • Освоение способов индивидуально-творческой деятельности • Стремление к получению результатов индивидуально-творческой деятельности Тест Э.П.Торренса
Эмоционально-волевой • Способность к эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке • Способность к самокритичности, толерантности • Умение определять собственное эмоциональное состояние В.Г. Щур Методика «Лесенка»
Для выявления уровня развития индивидуально-творческих способностей воспитанников дополнительного образования детей нами был проведен ряд методик по соответствующим критериям: когнитивному, мотивационно-потреб-ностному, деятельностному и эмоционально-волевому.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Школы № 1367 Юго-Восточного округа г. Москвы среди учащихся вторых классов и охватила 120 человек. Были определены контрольная (60 человек) и экспериментальная (60 человек) группы.
Тестирование проводилось в четырех параллельных группах (второго и третьего года обучения); условия для всех учащихся были идентичны. Тестирование осуществлялось ежегодно, в начале и конце учебного года. Работа осуществлялась в тесном контакте с психологической и методической службами школы. Исходя из этого, нами был использован целостный комплекс средств, направленный на диагностику уровня развития индивидуально-творческих способностей учащихся. Контроль результативности заключался в проверке достоверности рабочей гипотезы, в количественной и качественной оценке эффективности разработанных педагогических условий и комплекса личностно-ориентированных заданий. Для определения уровня развития индивидуально-творческих способностей учащихся
нами были использованы методики: Р.Амтхауэра «Диагностика умственных способностей детей 6-12 лет», Тест С.Медника «Диагностика вербальной креативности», Тест Э.П.Торренса, методика В.Г.Щур «Лесенка» (см. табл. 1).
_Результаты исследования
Для определения уровня развития индивидуально-творческих способностей по когнитивному критерию мы использовали Тест Р.Амтхауэра. Тест Р. Амтхауэра направлен на оценку общего уровня развития интеллекта и его отдельных компонентов. Полученные данные приводятся ниже в процентном отношении в таблице 2.
Обобщив данные по показателям теста Р. Амтха-уэра, мы получили следующие данные (см. рис. 1).
На констатирующем этапе процент учащихся экспериментальной группы, которых можно было отнести к высокому уровню, составил 21%, в то время как в контрольной группе - 23%, т.е. с разницей на 2%; средний уровень составил соответственно - 24% и 27%, с разницей в 3 %; низкий 55% и 50%, различается на 5%. В целом мы можем констатировать, что общий уровень учащихся экспериментальной группы ниже, чем уровень контрольной группы.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали разницу, но уже в пользу учащихся экспериментальной группы (см. рис. 2).
Таблица 2
Результаты оценки развития индивидуально-творческих способностей по когнитивному критерию (в %)
Показатели Уровни развития способностей Контрольная группа Экспериментальная группа
Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР
Дополнение предложений Высокий Средний Низкий 36,66 33,33 30 35 40 25 40 26,66 33,33 66,66 20 13,33
Исключение слова Высокий Средний Низкий 43,33 33,33 23,33 45 36,66 18,33 46,66 36,66 16,66 55 33,33 11,66
Аналогии Высокий Средний Низкий 30 40 30 36,33 40 20 33,33 36,66 30 66,66 18,33 15
Обобщение Высокий Средний Низкий 48,33 33,33 18,33 43,33 30 26,66 45 38,33 16,66 63,33 33,33 3,33
Память, мнемические способности Высокий Средний Низкий 40 36,66 23,33 41,66 25 33,33 46,66 38,33 15 63,33 20 16,66
Арифметические задачи: Высокий Средний Низкий 30 36,66 33,33 33,33 40 26,66 28,33 38,33 33,33 55 35 10
Числовые ряды Высокий Средний Низкий 50 33,33 16,66 46,66 38,33 31,66 46,66 38,33 15 68,33 18,33 13,33
Пространственное воображение Высокий Средний Низкий 36,66 53,33 10 38,33 50 11,66 38,33 48,33 13,33 70 6,66 6,66
Пространственное обобщение Высокий Средний Низкий 51,66 31,66 16,66 50 33,33 16,66 53,33 33,33 13,33 63,33 33,33 3,33
Высокий Средний Низкий
■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
Рис. 1 Диаграмма уровней развития индивидуально-творческих способностей (когнитивный критерий) на констатирующем этапе (в %)
19
Высокий Средний
I Экспериментальная группа
Низкий
Контрольная группа
Рис. 2 Диаграмма уровней развития индивидуально-творческих способностей (когнитивный критерий) на контрольном этапе (в %)
Так, процент учащихся, находящихся на высоком уровне в экспериментальной группе увеличился на 10%, в то время как в контрольной группе незначительно снизился на 4%. В экспериментальной группе процент учащихся, относящихся к среднему уровню, значительно вырос на 22%, а в контрольной группе увеличился на 10%. Процент учащихся, относящихся к низкому уровню, заметно снизился на 32%; в контрольной группе также происходит снижение на 6%.
Для определения уровня развития индивидуально-творческих способностей по мотивацион-но-потребностному критерию мы использовали Тест С. Медника «Диагностика вербальной креативности», а также данные наблюдений и экспертизу оценки педагогов. Тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Полученные данные приводятся ниже в процентном отношении (см. табл. 3).
Таблица 3
Результаты оценки развития индивидуально-творческих способностей по мотивационному критерию (в %)
Уровни развития способностей Контрольная группа Экспериментальная группа
Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР
Высокий 40 43,33 40 56,66
Средний 35 38,33 33,33 33,33
Низкий 25 18,33 26,66 10
Из таблицы видно, что на конец опытно-экспериментальной работы процент учащихся, имеющих высокий уровень развития способностей увеличился почти на 17%. Изменений в среднем уровне развития способностей не произошло. В контрольной группе не произошло значимых изменений: увеличился процент учащихся, имеющих средний и высокий уровень развития способностей - на 3,3%. Таким образом, динамика показателей показывает значительное увеличение количества учащихся с высоким уровнем мотивации в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе изменение мотивации не столь значи-
тельное. Значимым для результатов эксперимента является тот факт, что у учащихся экспериментальной группы значительно повысился интерес к творческому саморазвитию, что было выявлено в беседах и анкетах, проводимых на заключительной стадии эксперимента. Это позволяет судить о том, соблюдение психолого-педагогических условий в учреждении способствует формированию творческих мотивов учащихся.
Для определения уровня развития индивидуально-творческих способностей по деятельност-ному критерию нами была использована фигурная форма теста Торренса (см. табл. 4).
Таблица 4
Результаты оценки развития индивидуально-творческих способностей по деятельностному критерию (в %)
Показатели Уровни развития Контрольная группа Экспериментальная группа
Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР
Высокий 43,33 46,66 35 53,33
Разработка идей Средний 35 36,66 40 33,33
Низкий 21,66 16,66 25 13,33
Высокий 36,66 40 40 53,33
Оригинальность Средний 33,33 30 28,33 33,33
Низкий 30 30 31,66 13,33
Высокий 60 58,33 53,33 70
Беглость Средний 18,33 23,33 21,67 16,66
Низкий 21,66 18,33 25 13,33
Высокий 53,33 50 50 63,33
Гибкость Средний 30 33,33 31,67 33,33
Низкий 16,66 16,66 18,33 3.33
На констатирующем этапе эксперимента уровень развития учащихся по показателю беглости и гибкости, в целом находятся в рамках возрастных норм.
На конец опытно-экспериментальной работы, по показателю «Разработка идей», в экспериментальной группе значительно повысился (на 18,33%) процент учащихся детей с высоким уровнем этого показателя. Соответственно с низким
- снизился на 11,67%. То же самое можно сказать и по другим показателям экспериментальной группы: по показателю «Оригинальность» - увеличился на 13,33%, по показателю «Беглость» -увеличился на 16,67%, по показателю «Гибкость»
- увеличился на 13,33%.
В контрольной группе этих значимых изменений мы не наблюдаем. Происходят изменения не больше чем на 4% по всем показателям.
В целом, анализ данных, полученных в результате диагностики индивидуально-творческих
способностей учащихся по методике Торренса, показал, что учащиеся экспериментальной группы по сравнению с учащимися контрольной группы обнаруживают более высокий уровень по показателям беглости, оригинальности, разработанности и гибкости.
Проводимый в 2017-2018 учебном году контрольный этап эксперимента подтвердил гипотезу о том, что создание определенных педагогических условий: использование активных, инновационных программ, повышение уровня профессионализма педагогов дополнительного образования оказались эффективными. В экспериментальной группе значительно вырос уровень развития индивидуально-творческих способностей по всем показателям (беглость, оригинальность, разработанность, гибкость).
Для определения уровня развития индивидуально-творческих способностей по эмоционально-волевому критерию, а также системы пред-
Таблица 5
Результаты оценки развития индивидуально-творческих способностей по эмоционально-волевому критерию (в %)
Показатели Уровни развития Контрольная группа Экспериментальная группа
Начало ОЭР Конец ОЭР Начало ОЭР Конец ОЭР
Высокий 45 50 50 60
Завышенная самооценка Средний 30 33,33 33,33 36,66
Низкий 25 16,66 16,66 3,33
Высокий 35 33,33 33,33 16,66
Заниженная самооценка Средний 50 53,33 48,33 30
Низкий 15 13,33 18,33 53,33
Высокий 53,33 50 50 53,33
Адекватная самооценка Средний 36,66 40 35 30
Низкий 10 10 15 16,66
ставлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой, провели методику В.Г.Щур «Лесенка». При анализе данных проведенной методики и данных, полученных на констатирующем этапе, были получены результаты (см. табл. 5).
На основе представленной таблицы видно, что в процессе проведения опытно экспериментальной работы возросло количество учащихся, способных адекватно оценивать свои действия и действия другого, выбирать способы поведения на основе оценки ситуации.
На конец опытно-экспериментальной работы, по показателю «Завышенная самооценка», в экспериментальной группе незначительно повысился (на 10%) процент учащихся детей с высоким уровнем этого показателя. В контрольной группе также повысился (на 5%) этот показатель.
В экспериментальной группе значительно снизился процент детей (на 16,67%), имеющих заниженную самооценку. В контрольной группе таких значимых изменений не произошло.
Можно констатировать, что на контрольном этапе эксперимента у детей выросла самооценка. По показателю адекватная самооценка существенных изменений в результате эксперимента не наблюдалось.
_Выводы
Выдвинутая гипотеза нашего исследования, состоящая в том, что развитие индивидуально-творческих способностей воспитанников объединений дополнительного образования будет эффективно при соблюдении определенных психолого-педагогических условий, подтвердилась.
Перечислим эти условия:
- признание ведущей роли индивидуально-творческого подхода;
- участие детей в различных видах индивидуально-творческой деятельности;
- обогащение содержания образования знаниями культурологического характера;
- профессиональная готовность педагогов к организации развития индивидуально-творческих способностей воспитанников дополнительного образования;
- осуществление последовательной работы по развитию индивидуально-творческих способностей на занятиях объединения дополнительного образования детей;
- позитивное взаимодействие всех субъектов при реализации программы, заинтересованность всех участников в процессе, организация ситуации успеха для каждого субъекта взаимодействия.
Таким образом, нами были выявлены психолого-педагогические условия развития индивидуально-творческих способностей воспитанников дополнительного образования детей, проведена диагностика индивидуально-творческих способностей воспитанников объединения дополнительного образования детей. В процессе подготовки опытно-экспериментальной работы для оперативного контроля образовательного процесса, анализа результатов этой работы был подобран необходимый инструментарий, включающий в себя инструменты измерения компонентов индивидуально-творческих способностей учащихся, что позволило проследить динамику, полноту и особенности развития индивидуально-творческих способностей воспитанников дополнительного образования детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айкина Л.П. Социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2011. 196 с.
2. Белянина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 164 с.
3. Грачев В.В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования: дис. .канд. пед. наук. Москва, 1998. 179 с.
4. Жирнова И.В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников: дис. .канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2005. 278 с.
5. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: дис. .канд. пед. наук. Москва, 2000. 394 с.
6. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: дис. .канд. пед. наук. Омск, 2011. 215 с.
7. Киселева Е.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования: дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 167 с.
8. Колчин А.А. Деятельность учреждения дополнительного образования детей по развитию творческих способностей и воспитанию учащихся: дис. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 147 с.
9. Литвинова Н.В. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства: дис. .канд. пед. наук. Рязань, 2003. 189 с.
10. Матолыгина Н.В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 1999. 221 с.
11. Моногарова И.И. Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования: дис. .канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 179 с.
12. Мстиславская Е.В. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально
развивающей среде: дис. ...канд. пед. наук. Саратов, 2005. 243 с.
13. Пронина Т.А. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2005. 154 с.
14. Серякова С.Б., Филатова М.Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] / С.Б.Серя кова, М.Н.Филатова // Reports Scientific Society. 2013. № 1. С. 128-130.
15. Филатова М.Н., Серякова С.Б. Культурные практики как педагогическая технология социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей [Текст] /М.Н. Филатова, С.Б. Серякова // Перспективы науки. 2013.- № 3 (42). 210-212 с.
16. Yalcin, M. (2015). Progressive Development of Creative Design Skills from Kindergarden Education. Form Akademisk - Forskningstidsskrift for Design Og Designdidaktikk, 8(1). https://doi.org/10.7577/formakademisk.1403
17. Acar, S., & Runco, M.A. (2012). Creative abilities: Divergent thinking. In Handbook of Organizational Creativity (pp. 115-139). Elsevier Inc. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-374714-3.00006-9
18. Kandler, C., Riemann, R., Angleitner, A., Spinath, F.M., Borkenau, P., & Penke, L. (2016). The nature of creativity, personality traits, knowledge of the individualities, and environmental awareness. Psychology, 111 (2), 230-249. https://doi.org/10.1037/pspp0000087
19. Perry, A., & Karpova, E. (2017). Efficacy of teaching creative thinking skills: A comparison of multiple creativity assessments. Thinking Skills and Creativity, 24, 118-126. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2017.02.017
REFERENCES
1. Aykina L.P. Socio-cultural conditions for the development of musical and creative abilities of children of primary school age: Diss. PhD Ped. Sci., Barnaul, 2011. 196 p. (in Russian)
2. Belyanina O. A. Development of creative abilities of students in the institution of additional education: Diss. PhD Ped. Sci. Irkutsk, 2004. 164 p. (in Russian)
3. Grachev V.V. Individual-creative approach in the system of higher professional education: Diss. PhD Ped. Sci. Moscow, 1998. 179 p. (in Russian)
4. Zhirnova I.V. Pedagogical conditions for the development of musical and creative abilities of younger students: Diss. PhD Ped. Sci. Yoshkar-Ola, 2005. 278 p. (in Russian)
5. Zhukova E.S. The dynamics of the formation of creative abilities during preschool and primary school age: Diss. PhD Ped. Sci. Moscow, 2000. 394 p. (in Russian)
6. Karpova L.G. Development of creative abilities of younger students in extracurricular activities: Diss. PhD Ped. Sci. Omsk, 2011. 215 p. (in Russian)
7. Kiseleva E.V. Development of creative abilities of high school students in conditions of additional education: Diss. PhD Ped. Sci. Chelyabinsk, 2000. 167 p. (in Russian)
8. Kolchin A.A. The activities of the institution of additional education of children in the development of creative abilities and education of students: Diss. PhD Ped. Sci. Vladikavkaz, 2004. 147 p. (in Russian)
9. Litvinova N.V. Integrative approach to the development of creative abilities of students by means of the fine arts: Diss. PhD Ped. Sci. Ryazan, 2003. 189 p. (in Russian)
10. Matolygina N.V. Professional formation of students on the basis of an individual and creative approach in a pedagogical college: Diss. PhD Ped. Sci. Kemerovo, 1999. 221 p. (in Russian)
11. Monogarova I.I. The development of creative individuality in the space of additional education: Diss. PhD Ped. Sci. St. Petersburg, 2006. 179 p. (in Russian)
12. Mstislavskaya E.V. Formation of creative abilities of younger students in a musical developing environment: Diss. PhD Ped. Sci. Saratov, 2005. 243 p. (in Russian)
13. Pronina, T.A. The development of musical and creative abilities of younger schoolchildren with different levels of intellectual development in the process of singing activity in the secondary school: Diss. PhD Ped. Sci. Moscow, 2005. 154 p. (in Russian)
14. Seryakova S.B., Filatova M.N. Socio-cultural development of students in institutions of additional education of children. Reports Scientific Society. 2013. no. 1. pp. 128-130. (in Russian)
15. Filatova M.N., Seryakova S.B. Cultural practices as a pedagogical technology of social and cultural development of students in the institution of additional education for children. Perspectives of science. 2013. no. 3 (42). Pp. 210-212. (in Russian)
16. Yalcin, M. (2015). Progressive Development of Creative Design Skills from Kindergarden Education. Form Akademisk - Forskningstidsskrift for Design Og Designdidaktikk, 8(1). https://doi.org/10.7577/formakademisk.1403
17. Acar, S., & Runco, M.A. (2012). Creative abilities: Divergent thinking. In Handbook of Organizational Creativity (pp. 115-139). Elsevier Inc. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-374714-3.00006-9
18. Kandler, C., Riemann, R., Angleitner, A., Spinath, F.M., Borkenau, P., & Penke, L. (2016). The nature of creativity, personality traits, knowledge of the individualities, and environmental awareness. Psychology, 111 (2), 230249. https://doi.org/10.1037/pspp0000087
19. Perry, A., & Karpova, E. (2017). Efficacy of teaching creative thinking skills: A comparison of multiple creativity assessments. Thinking Skills and Creativity, 24, 118-126. https://doi.org/10.1016Zj.tsc.2017.02.017
Информация об авторе Кряжева Ксения Леонидовна
(Россия, Москва) Аспирант
Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
Ссылка для цитированияГОСТ_
Кряжева К. Л. Развитие индивидуально-творческих способностей воспитанников объединений дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 118-126. doi: 10.32744^е.2018.5.13
Information about the author
Ksenia L. Kryazheva
(Russia Moscow) Postgraduate student
Moscow State Pedagogical University E-mail: [email protected]
For ReferenceAPA
Kryazheva, K. L. (2018). Individual and creative ability development of additional education organization pupils. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 35 (5), 118-126. doi: 10.32744/pse.2018.5.13. (In Russ., abstr. in Engl.)