Rasskazova Zhanna Vladimirovna
TRAINING GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL ..
pedagogical sciences
УДК 379.8
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0057
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА К ВЕДЕНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Рассказова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362003, Россия, Владикавказ, улица К.Маркса, 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки педагогических работников, способных реализовывать программы дополнительного образования, умеющих решать задачи организации работы в разновозрастных группах детей творческих объединений. Автором статьи рассматриваются особенности многовариантной подготовки педагогических работников для системы дополнительного образования на базе Северо-Осетинского государственного педагогического института. В ходе профессиональной подготовки у студентов и слушателей формируется теоретическая и практическая готовность к рациональному выбору и реализации программ дополнительного образования; определению методического обеспечения, организации и проведения педагогической работы в группах с разновозрастными воспитанниками; планирования, совершенствования собственной педагогической деятельности в создании воспитывающей среды, обеспечивающей удовлетворение социальных потребностей детей в разновозрастных группах. Автор статьи обращает внимание на необходимость создания педагогических условий, способствующих эффективному взаимодействию участников разновозрастной группы творческих объединений: ориентация на развитие субъектности личности ребенка, способной к самоидентификации и самоактуализации; создание креативной среды на занятиях творческих объединений; диалогизация образовательного процесса в разновозрастных группах воспитанников; побуждение воспитанников к рефлексивной деятельности. Результатом эффективности подготовки выпускников педагогического института к реализации программ дополнительного образования будет являться увеличение количества детей, желающих получать дополнительное образование, располагающее значительными возможностями в раскрытии ребенком своих возможностей, задатков, талантов, максимальном осмыслении своей индивидуальности, способствующей достижению жизненных целей.
Ключевые слова: дополнительное образование, разновозрастная группа детей, творческие объединения, педагог дополнительного образования, программы дополнительного образования, подготовка педагогических кадров, интерактивные образовательные технологии.
TRAINING GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTE FOR THE CONDUCT OF EDUCATIONAL WORK IN DIFFERENT AGE GROUPS OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION
© 2019
Rasskazova Zhanna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy North Ossetian State Pedagogical Institute (362003, Russia, Vladikavkaz, Karl Marx Street, 36, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the problem of training teachers who are able to implement additional education programs, who are able to solve the tasks of organizing work in groups of children of different age groups of creative associations. The author of the article discusses the features of the multivariate training of teachers for additional education on the basis of the North Ossetian State Pedagogical Institute. In the course of vocational training, students and trainees form a theoretical and practical readiness for the rational choice and implementation of additional education programs; the definition of methodological support, organization and conduct of pedagogical work in groups with different-age pupils in order to meet the social interests of the personality of the pupils; planning, improving their own educational activities in creating an educational environment that ensures the satisfaction of the social needs of children in different age groups. The author of the article draws attention to the need to create pedagogical conditions conducive to the effective interaction of participants in groups of different age groups of creative associations: focus on the development of the subjectivity of the child's personality, capable of self-identification and self-actualization; creating a creative environment in the classroom of creative associations; dialogization of the educational process in different groups of pupils; the impulse of pupils to reflective activity. The result of the effectiveness of training graduates of the pedagogical institute for the implementation of additional education programs will be an increase in the number of children who wish to receive additional education, which has significant opportunities for the child to discover his or her abilities, inclinations, talents, to maximize his individuality and to achieve life goals.
Keywords: additional education, a mixed-age group of children, creative associations, an additional education teacher, additional education programs, teacher training, interactive educational technologies.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приоритетным аспектом государственной политики современной России является образование, как основополагающий фактор социально-экономического развития. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов одним из условий повышения качества современного образования является его непрерывность, основополагающим фактором которой является потребность общества в личностном развитии каждого человека. Доминирующая идея построения системы непрерывного образования сопряжена с обеспечением интеграции разнообразных типов и уровней образования, единства возможностей общего, профессионального и дополнительного образования.
Дополнительное образование в современных условиях становится одним из механизмов, способствующих адаптации личности к новым требованиям социальной ситуации. Оно не просто предоставляет возможность обновления знаний, но и позволяет формировать потребность в постоянном совершенствовании самой личности, которая лучше адаптируется к изменениям социальной сферы, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности. Дополнительное образование подрастающего поколения является системообразующим фактором повышения социальной справедливости, стабильности в обществе посредством создания условий для развития личности каждого ребенка вне зависимости от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно является своего рода
педагогические науки
Рассказова Жанна Владимировна ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ...
«социальным лифтом» для огромного количества детей, которые лишены достаточного объема или качества образовательных ресурсов в семье и образовательных организациях. Дополнительное образование компенсирует имеющиеся недостатки, предоставляет альтернативные возможности для достижения детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальных и образовательных результатов [1].
Цель дополнительного образования состоит в предоставлении образовательно-развивающих, интеллектуальных, психолого-педагогических услуг на основе свободного самоопределения личности при компетентной помощи педагогических работников. В связи с этим в настоящее время все более востребованным является подготовка в педагогических вузах педагогов, способных работать по программам как общего, так и дополнительного образования.
Одна из значимых особенностей дополнительного образования детей состоит в том, что большинство творческих объединений являются разновозрастными группами, представляющими социальную общность детей, отличающихся возрастом, уровнем социального и физического развития, объединенных на основе общего интереса или решения задач [2, с.109].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Работа в разновозрастных группах способствует формированию у детей опыта межличностных отношений, развитию значимых нравственных качеств, освоению духовно-культурных ценностей. Важность общения детей разного возраста, воспитательное воздействие разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А.С. Макаренко [3], В.А. Сухомлинского [4], С.Т. Шацкого [5], Л.В. Байбородовой [6], М.М. Батер-биева [7], С.Л. Ильюшкиной [8], В.К. Дьяченко [9], И.С. Павловой [10], А.А. Остапенко [11], В.Н. Миронова [11], В.Б. Лебединцева [12] и др.
Для организации образовательного процесса в разновозрастном творческом объединении организации дополнительного образования нужны педагоги, не только хорошо освоившие какое-либо направление творческой деятельности, но и владеющие знаниями и умениями, необходимыми для проектирования успешной и продуктивной жизнедеятельности разновозрастной группы [13]. Однако исследование показало, что многие педагоги дополнительного образования не готовы к организации образовательного процесса, основанного на педагогически организованном взаимодействии детей разного возраста.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение процесса подготовки студентов педагогического института к ведению учебно-воспитательной работы в разновозрастных группах детей в организациях дополнительного образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Организация образовательного процесса по подготовке будущих педагогических кадров предполагает поэтапное формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств личности педагога, соответствующих целям и задачам деятельности по созданию условий для самореализации, социокультурного развития ребенка, свободного развития его интеллектуальных, физических, творческих способностей. В Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (далее СОГПИ) подготовка универсального педагога осуществляется кафедрой дополнительной подготовки факультета свободного развития, где организовано обучение студентов всех профилей по направлению подготовки «Педагогическое образование» методикам организации различных видов деятельности
в условиях следующих объединений: лабораторий, мастерских, клубов, студий. Освоение студентами программы дополнительного образования предполагает получение сертификата, предоставляющего право вести преподавательскую деятельность в сфере дополнительного образования [14].
На базе Центра инновационных технологий дополнительного образования СОГПИ ведется профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования», а с 2018 года началась реализация образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Начальное образование / Дополнительное образование. Представленная многовариантная подготовка педагогов дополнительного образования в условиях Северо-Осетинского государственного педагогического института позволит решить проблему нехватки педагогических кадров для системы дополнительного образования [15; 16].
Для проектирования успешной и продуктивной жизнедеятельности творческих объединений при подготовке педагогов дополнительного образования в СОГПИ большое внимание уделяется теоретической и практической готовности работы в разновозрастных группах воспитанников, основными направлениями которой являются:
- формирование представления о значимости организации сотрудничества детей в разновозрастных группах в системе дополнительного образования;
- формирование знаний о специфике организации образовательного процесса в разновозрастных группах творческих объединений детей, воспитательных функциях взаимодействия и сотрудничества детей разного возраста;
- формирование умений регулировать взаимодействие детей разного возраста, использовать соответствующие технологии, педагогические средства организации совместной деятельности обучающихся разного возраста [2, с.110].
Готовность педагогических работников к организации профессиональной деятельности в разновозрастных группах воспитанников в организациях дополнительного образования является комплексной и состоит из следующих компонентов:
- мотивационная готовность, предполагающая наличие выраженной готовности к организации деятельности в разновозрастных группах воспитанников в системе дополнительного образования;
технологическая готовность, предполагающая владение современными методами, формами и средствами организации деятельности в разновозрастных группах воспитанников;
- когнитивная готовность, включающая специальные методологические и научно-теоретические знания в сфере организации деятельности в разновозрастных группах воспитанников в системе дополнительного образования;
- рефлексивная готовность, основанная на развитии способности к деятельности в условиях свободного общения с детьми;
- социальная готовность, предполагающая включение в образовательный процесс различных социально-образовательных структур, стремление к организации разнообразных социальных контактов, общественную презентацию результатов деятельности детей в системе дополнительного образования;
- эмоциональная готовность, основанная на умении создать эмоционально положительную атмосферу на занятиях в группах разновозрастных воспитанников;
- личностная готовность к развитию у воспитанников таких качеств личности, как общительность, открытость к взаимодействию со всеми участниками разновозрастных групп творческих объединений;
- креативная готовность, основанная на способности
Rasskazova Zhanna Vladimirovna pedagogical
TRAINING GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL ... sciences
к творческому решению образовательных задач, генерированию различных идей в группах с разновозрастными воспитанниками [14].
Теоретическая готовность будущих педагогов дополнительного образования к работе с разновозрастными группами обеспечивается курсами «Современные технологии дополнительного образования», «Технологии педагогической диагностики в дополнительном образовании детей», «Педагогика дополнительного образования», «Практикум по гармонизации межличностных отношений детей» и др. Формирование прикладных навыков происходит на практических занятиях, в ходе учебной и производственной практики, а также в условиях стажировки. Обязательным компонентом образовательного курса является формирование у студентов - будущих педагогических кадров умений и навыков разработки тематических и комплексных программ организации деятельности детей в разновозрастных группах творческих объединений, целью которых является всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных потребностей, способностей, мотивов, социального запроса.
При подготовке студентов педагогического института к реализации программ дополнительного образования в разновозрастных группах детей значительное внимание следует уделить следующим вопросам: специфике работы педагога в организациях дополнительного образования; психологическим механизмам взаимодействия воспитанников разного возраста; воспитательным функциям регулируемого взаимодействия детей в разновозрастных группах; принципам и способам организации взаимодействия детей разного возраста в условиях творческого объединения; использованию современных образовательных технологий на занятиях в разновозрастных группах [17, с.47-48].
При формировании практической и теоретической готовности студентов - будущих педагогов дополнительного образования необходимо обращать внимание на механизмы создания педагогических условий, способствующих эффективной работе с детьми в творческих объединениях разновозрастных воспитанников. Среди значимых педагогических условий выделяются следующие:
- ориентация на развитие субъектности личности ребенка, способной к самоидентификации и самоактуализации;
- создание креативной среды на занятиях творческих объединений;
- диалогизация образовательного процесса в разновозрастных группах воспитанников;
- побуждение воспитанников к рефлексивной деятельности.
При подготовке студентов к моделированию различных аспектов будущей профессиональной деятельности, направленной на организацию разновозрастного взаимодействия детей в творческих объединениях, на лекционных и практических занятиях в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте широко используются интерактивные технологии обучения, представляющие специальную форму организации познавательной деятельности. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе педагогического института способствует повышению мотивации, вовлеченности студентов в решение обсуждаемых проблем; следовательно, процесс обучения принимает более осмысленный характер. Интерактивные образовательные технологии позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечи-
вается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний [18-27].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Совершенствование подготовки педагогических кадров к организации взаимодействия воспитанников в разновозрастных группах творческих объединений способствует повышению результативности и качества образовательного процесса в условиях дополнительного образования. Результатом эффективности подготовки выпускников педагогического института к реализации программ дополнительного образования будет являться увеличение количества детей, желающих получать дополнительное образование, располагающее значительными возможностями в раскрытии ребенком своих возможностей, задатков, талантов, максимальном осмыслении своей индивидуальности, способствующей достижению жизненных целей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).
2. Байбородова Л.В., Кротова М.В. Подготовка педагогов дополнительного образования к организации взаимодействия детей разного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 109-114.
3. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Издательство политической литературы, 1990. 416 с.
4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 2000. 287 с.
5. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. Т. 3./ сост. И.А. Соловков; ред. И.А. Каиров, М.Н. Скаткин, Л.Н. Скаткин и др. М.: Издательство «Просвещение», 1964. 485 с.
6. Байбородова Л.В. Разновозрастное обучение: азбука понятий //Педагогические технологии. 2017. №1. С. 5-9.
7. БатербиевМ.М. Теория и практика организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах // Педагогические технологии. 2017. №1. С. 15-27.
8. Ильюшкина С.Л. Педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Л. Ильюшкина. Ярославль, 1998. 176 с.
9. ДьяченкоВ.К. Диалоги об образовании: разновозрастные образовательные коллективы основа реформирования современной школы //Школьные технологии. 2001. № 1. С. 41-64.
10. Павлова И.С. Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.С. Павлова. Ярославль, 2007. 235 с.
11. Остапенко А.А., Миронов В.Н. Разновозрастное обучение в детском творческом коллективе // Педагогические технологии. 2017. №1. С. 56-61.
12. Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив: нормативно-правовые основы деятельности //Народное образование. 2010. № 5 (1398). С. 161-169.
13. Взаимодействие высшего профессионального образования и дополнительного образования детей. Проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (0103 декабря 2015г.) / М.С. Абраменкова [и др.]. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2015. 280 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/57627 (дата обращения: 15.04.2019).
14. Огоева А.Л., Рассказова Ж.В. Формирование практической готовности студентов педагогического вуза к реализации программ дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. №6 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/78PDMN617.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
15. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2019).
16. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. URL:http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.04.2019).
17. Байбородова Л. В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся: учебно-методическое пособие. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008. 183 с.
18. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. 2012. №2. С. 1-18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sfi.komi.com/files/gushim_statua_2013 (дата обращения: 15.04.2019).
19. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.
20. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обуче-
педагогические науки
Рассказова Жанна Владимировна ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ...
ния //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.
21. Каргиева О.Н. Интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные технологии в образовании: материалы XVI Всероссийской заочной научной конференции / под ред. Л.В. Газаевой; Сев. - Осет. гос. пед. ин-т. Выпуск XVI. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. С. 72-76.
22. Кутепов М.М., Шагалова О.Г., Леонтьева Г.А. Возможности интерактивных технологий, программных средств и технических ресурсов в представлении учебно-методического материала // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 273-276.
23. Дедова И.А. Интерактивные методы и формы преподавания дисциплины «Философия и методология науки» в вузе //Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4 (32). С. 32-38.
24. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практико-ориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 65-68.
25. Усатова И.Ю. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов нязыковых направлений подготовки с помощью интерактивных технологий // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 38-42.
26. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 200-209.
27. Течиева В.З. Реализация практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза // Вестник СОГУ. 2013. №2. Владикавказ: Издательство СОГУ им. К.Л. Хетагурова. С. 120 — 124.
Статья поступила в редакцию 13.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019