Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности'

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3382
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / GRAPHIC ACTIVITY / CREATIVE ABILITIES / CREATIVE IMAGINATION / CREATIVE THINKING / DRAWING TECHNIQUE / ARTISTIC TASTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности, в рамках специально разработанной программы. Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход, в контексте которого творческие способности рассматриваются как основа успешности деятельности, а младший школьник как субъект деятельности; научные принципы: развития (творческие способности рассматриваются как динамическое образование) и принцип детерминизма, предполагающий зависимость творческих способностей от порождающих их факторов и механизмов. Теоретической основой исследования явились индивидуально-психологическая теория способностей Б.М. Теплова, концептуальные положения психологии творчества и сотворчества, представления о психологической сущности и структуре творческих способностей Д.Б. Богоявленской. В процессе исследования были использованы следующие методики: методика Е.П. Торренса по образной креативности, проективная методика «Рисунок», «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Творческие способности рассматриваются как интегративное, динамическое образование, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер. Структура творческих способностей включает в себя когнитивный (знания, умения, навыки), эмоциональный (отношение к творческой деятельности) и мотивационный (система побудителей к творческой деятельности) компоненты. На основе разработанных критериев и показателей были выявлены уровни развития творческих способностей младших школьников: высокий, средний и низкий. В ходе реализации программы число детей с низким уровнем развития творческих способностей значительно сократилось, а со средним увеличилось. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для диагностики творческих способностей обучающихся в работе психолога, психологических служб, а также при разработке программ, направленных на развитие творческих способностей детей разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PAINTING ACTIVITIES

The article presents the results of an experimental study aimed at developing the creative abilities of children of primary school age through visual activity, within the framework of a specially developed program. The methodological basis of the research is the personality-activity approach, in the context of which creative abilities are considered as the basis for the success of the activity, and the junior schoolchild is the subject of activity; scientific principles: development (creative abilities are considered as dynamic education) and the principle of determinism, which implies the dependence of creative abilities on the factors that generate them and mechanisms. The theoretical basis for the study was the individual psychological theory of abilities B.M. Teplov, conceptual positions of the psychology of creativity and co-creation, ideas about the psychological essence and structure of creative abilities D.B. Bogoyavlenska. The following methods were used in the research: Torrens in imaginative creativity, projective technique "Drawing", "Progressive matrices" by J. Raven. Creative abilities are considered as integrative, dynamic education, formed on the basis of creative inclinations and determining the success of any activity that is creative. The structure of creative abilities includes cognitive (knowledge, skills, abilities), emotional (attitude toward creative activity) and motivational (the system of incentives for creative activity) components. On the basis of the developed criteria and indicators, the levels of development of the creative abilities of younger schoolchildren were revealed: high, middle, low. During the realization of the program, the number of children with a low level of creativity development decreased significantly, and with the middle increased. The practical significance of the research is that the results obtained can be used to diagnose the creative abilities of students in the work of a psychologist, psychological services, and also in developing programs aimed at developing the creative abilities of children of different age groups.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности»

УДК 37.036.5, ББК 87.87 © Л.Н. Антилогова

Л.Н. Антилогова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности, в рамках специально разработанной программы. Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход, в контексте которого творческие способности рассматриваются как основа успешности деятельности, а младший школьник - как субъект деятельности; научные принципы: развития (творческие способности рассматриваются как динамическое образование) и принцип детерминизма, предполагающий зависимость творческих способностей от порождающих их факторов и механизмов. Теоретической основой исследования явились индивидуально-психологическая теория способностей Б.М. Теплова, концептуальные положения психологии творчества и сотворчества, представления о психологической сущности и структуре творческих способностей Д.Б. Богоявленской.

В процессе исследования были использованы следующие методики: методика Е.П. Торренса по образной креативности, проективная методика «Рисунок», «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена.

Творческие способности рассматриваются как интегративное, динамическое образование, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер. Структура творческих способностей включает в себя когнитивный (знания, умения, навыки), эмоциональный (отношение к творческой деятельности) и мотивационный (система побудителей к творческой деятельности) компоненты. На основе разработанных критериев и показателей были выявлены уровни развития творческих способностей младших школьников: высокий, средний и низкий.

В ходе реализации программы число детей с низким уровнем развития творческих способностей значительно сократилось, а со средним - увеличилось. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для диагностики творческих способностей обучающихся в работе психолога, психологических служб, а также при разработке программ, направленных на развитие творческих способностей детей разных возрастных групп.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, творческие способности, творческое воображение, творческое мышление, техника рисования, художественный вкус.

Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В последнее время в образовании все больший акцент делается на подготовке творческой личности, способной нестандартно мыслить и по-новому подходить к решению различных профессиональных и жизненных задач. Как правило, развитие такой личности начинается в детском возрасте, когда ребенок через игровую деятельность пробует себя в качестве маленького исследователя, преобразователя, создателя чего-то нового. Помощником в этом ребенку выступает в определенной мере и промышленность, разрабатывая и выпуская развивающие, творческие игры, в которых ребенок, конструируя какой-то объект, на основе воображения может проявить свою фантазию и создать что-то новое.

Кроме игровой деятельности, творческие способности ребенка могут развиваться в изобразительной деятельности - специфически образном познании действительности. Всем известно, что дети с ранних лет любят рисовать. Через эту деятельность у них формируется чувство прекрасного, происходит знакомство с такими понятиями, как цвет, пространство и т. д.

Научившись элементам изобразительной деятельности в дошкольном детстве, ребенок с поступлением в школу на уроках рисования постигает более сложные элементы изобразительной деятельности. При этом он испытывает радость от творческого созидания, у него возникает желание воспринимать и чувствовать прекрасное, а также появляются определенные переживания по поводу увиденного им или созданного самим изображения. Учитывая эту тягу ребенка к изобразительной деятельности, необходимо обучить его «методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от него четкого графического изображения, но постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие,

художественный вкус, развивающими творческие способности» [4, с. 155-156].

Изобразительная деятельность, в которой младший школьник в художественных образах может отразить окружающий мир, проявить полет фантазии, развивает не только его творческие способности, но и такие качества личности, как инициатива, самодеятельность, эмоциональная отзывчивость. Однако следует заметить, что для развития этих

качеств изобразительная деятельность должна отвечать определенным требованиям и, прежде всего, такому важному из них, как предоставление максимальной свободы ребенку для проявления инициативы, чтобы он не боялся критики созданных им изображений, поскольку это часто снижает мотивацию и стремление к творческому самовыражению.

Творчество в широком смысле слова связано со стремлением человека сделать что-то новое или модернизировать старое. По мнению Л. С. Выготского, высшие выражения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [2].

Вслед за Л. С. Выготским И.П. Волкова отмечает, что «творчество младшего школьника -это создание им оригинального продукта, изделия в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен перенос их, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи» [1].

Младший школьный возраст имеет уникальные возможности для развития творческих способностей, но следует иметь в виду, что эти возможности в процессе роста ребенка необратимо утрачиваются, отсюда важно как можно больше и интенсивнее использовать их на начальных ступенях развития. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности, в частности, изобразительной деятельности.

В младшем школьном возрасте изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей, поэтому организовывать эти занятия необходимо с учетом интересов младших школьников и их художественных способностей. Это могут быть разнообразные техники: художественно-дидактические игры, игровые формы обучения, разнообразные путешествия, конкурсы, викторины, где школьник может проявить свою фантазию и воображение, необходимые при создании художественного образа, воплощения творческого замысла.

Большое значение имеют для детей коллективные и групповые занятия изобразительным искусством, поскольку они вызывают у них гамму положительных эмоций, которые выступают мощным мотивирующим фактором данного вида деятельности. Это могут быть коллективное создание декоративных панно, выпуск праздничных газет и т. п. В течение всего учебного года важно устраивать выставки художественных работ школьников с использованием различных художественных материалов.

Особый интерес вызывает у младших школьников работа, связанная с изучением иллюстративного материала, где каждый может высказать свое мнение о нем, проанализировать сюжет, выразить свое отношение к цвету, форме изображенных предметов, расположению их в пространстве.

Дети, занимающиеся изобразительной деятельностью, развивают у себя умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета, у них расширяется кругозор о выдающихся художественных полотнах, развиваются способности различать различные виды изобразительного искусства: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Полученные знания в области изобразительного искусства дети могут использовать в различных видах внешкольной деятельности, например, при анализе художественных произведений, представленных на выставках.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка» [5]. Отсюда следует, что изобразительная деятельность младших школьников должна включать различные игровые технологии, способствующие развитию творческих способностей младших школьников.

Занятия изобразительным искусством имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми. Развитию творческих способностей у детей способствуют уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок несуществующего животного. Если давать ученикам большую свободу для проявления своего воображения на творческих уроках, то можно выявить индивидуальность каждого ребенка. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какую роль в нем отводит для себя.

Однако следует заметить, что уроков изобразительного искусства не так много в начальной школе, а интерес к этому виду деятельности большой, поэтому важно создать возможности для этих занятий во внеурочное время.

С целью развития творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной изобразительной деятельности нами была разработана специальная программа, которая реализовывалась на базе средней общеобразовательной школы № 123. В экспериментальной работе приняло участие 76 младших школьников: 39 из них составили экспериментальную и 37 контрольную группы. На

основе диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента в обеих группах были выделены дети только со средним и низким уровнями развития творческих способностей. Так, в экспериментальной группе было выявлено 17 (43,6%) младших школьников со средним и 22 (56,4%) с низким уровнем развития творческих способностей, а в контрольной - 16 (43,2%) и 21 (56,8%) соответственно.

В ходе формирующего этапа эксперимента была реализована программа развития творческих способностей младших школьников.

В основу программы были положены идеи, высказанные в работах Е. Л. Яковлевой, по мнению которой, развитие творческих способностей представляет собой одну из центральных линий личностного развития и позволяет человеку проявить свою индивидуальность и уникальность [6]. Учитывая то, что творческие способности проявляются и развиваются в творческой деятельности, мы полагали, что младший школьник, опираясь на усвоенные и накопленные знания, умения, в процессе изобразительной деятельности способен разрушать жёстко фиксированные нормы и выходить за их пределы в новые области, создавая новый продукт.

Программа была нацелена на развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности и включала решение следующих задач: 1) развитие творческого воображения и творческого мышления младших школьников; 2) развитие интереса детей к изобразительной деятельности и положительного эмоционального настроя; 3) овладение элементами художественного творчества; 4) приобретение нового опыта в изобразительной деятельности. При осуществлении данной программы мы придерживались следующих принципов: создание эмоционального комфорта; безоценочность; учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; принцип создания интриги.

Программа состояла из трех блоков: первый блок был направлен на овладение детьми средствами эмоционального самовыражения. Сюда были включены задания, способствующие отражению в рисунке эмоциональных переживаний ребенка, проявлению его индивидуальности; второй блок был ориентирован на развитие творческого мышления младших школьников. Этому способствовали задания, включающие анализ изображенного объекта на рисунке, определение смысла, заложенного в рисунке, создание оригинального рисунка; третий блок программы был направлен на осознание младшими школьниками своих личностных особенностей, которые способствуют или мешают творческому самовыражению в изобразительной деятельности. В содержание данного блока входили различные ролевые игры, в ходе которых дети импровизировали, проявляли фантазию, творческое воображение.

Все три блока программы были направлены на формирование у младших школьников интереса к творческим заданиям, появление у них желания заниматься изобразительной деятельностью не только на уроках, но и во внеурочное время [3]. При реализации программы акцентировалось внимание на создании творческой среды, позволяющей раскрытию творческих способностей детей в изобразительной деятельности. При осуществлению данной деятельности детям помогали не только учителя, но и родители, т.е. взрослые. Они вместе с детьми создавали неординарные рисунки, придумывали иллюстрации к сказкам, создавали атмосферу, в которой дети могли наблюдать за собственным творческим процессом, в ходе которого появлялся новый творческий продукт. Это вызывало особое чувство радости, которое в свою очередь выступало мощным мотивирующим фактором творческой деятельности младших школьников. После выполнения заданий творческой направленности происходило их групповое обсуждение, в ходе которого дети и взрослые выражали свои чувства по поводу созданного творческого продукта, оценивали свои способности и способности других, определяли свое место среди одноклассников в творческом процессе.

Реализация программы дала положительные результаты: в экспериментальной группе 13 (33%) младших школьников достигли высокого уровня развития творческих способностей, а дети ранее с низким уровнем развития творческих способностей развили их до среднего уровня - 26 (66,7). К высокому уровню развития творческих способностей были отнесены те дети, которые при создании рисунка использовали разнообразные объекты, могли изобразить процесс, действие; были способны к продуцированию отдаленных ассоциаций; имели целостное восприятие окружающего мира. Они могли достигать высокого уровня обобщений, что нашло отражение в рисунках, которые содержали скрытый, зачастую глубокий смысл, требующий интерпретации автора. При характеристике своей работы эти дети могли достаточно четко сформулировать символическое значение изображенных предметов, осознать наличие идеи в собственном рисунке и рисунках других учеников; были способны после обсуждения рисунка вернуться к нему для внесения коррективов. Они понимали необходимость преобразования имеющихся образов для создания нового творческого продукта, придумывали нестандартные названия рисунков, использовали оригинальные образы в сюжетах и рисунках; у этих детей преобладал стойкий интерес к творческим заданиям.

К среднему уровню развития творческих способностей были отнесены дети, которые при создании рисунка брали за основу объекты из своего опыта, Они могли проанализировать изображения, выделить различные свойства предмета и его новые признаки; были самостоятельны в выборе объектов для изображения; стремились комбинировать части

разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами; продуцировали новые идеи совместно со взрослыми; осуществляли выход за рамки мыслительных стереотипов.

В контрольной группе, где разработанная нами программа во внеурочной деятельности не реализовывалась, но школьники занимались творчеством на уроках рисования по обычной образовательной программе, у них также произошли изменения в развитии творческих способностей. Так, в данной группе существенно, в два раза, увеличилось число детей со средним уровнем развития творческих способностей: было 16 (43,2%), стало 32 (86,5%). В то же время только один ребенок (2,7%) достиг высокого уровня развития данных способностей, тогда как в экспериментальной - 13 (33%). Следует также отметить значительное сокращение числа детей с низким уровнем развития творческих способностей с 21 (56,8%) до четырех (10,8%) в ходе эксперимента. Дети с низким уровнем развития творческих способностей отличались низкой продуктивностью творческого мышления и воображения. Они испытывали затруднения при создании образов предметов, не были способны в выявлении связей между элементами изображаемого предмета, часто использовали одни и те же образы для создания изображений; испытывали трудности в нахождении в объекте новых признаков; при самостоятельном выборе объектов для изображений ждали подсказки от педагога.

Для подтверждения эффективности реализуемой нами программы в рамках формирующего эксперимента были сопоставлены показатели в уровне развития творческих способностей детей на основе критерия х2 Фридмана, который позволил оценить достоверность сдвига в значениях исследуемого признака и установить, что величины показателей от измерения к измерению достоверно изменялись, и они закономерны. Поскольку нами были выявлены изменения в обеих группах в развитии творческих способностей младших школьников, полученные эмпирические данные были подвергнуты математической обработке по обеим группам. Сопоставление показателей в уровне развития творческих способностей продемонстрировало положительный результат только в экспериментальной группе - 81,64 (р< 0,01), что свидетельствует о закономерных изменениях в экспериментальной группе и случайных - в контрольной.

Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности происходит успешно при реализации специально разработанной программы, включающей творческие задания, организацию индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся; использование инновационных методов в обучении.

Библиографический список

1. Волков, И.П. Учим творчеству [Текст] / И.П. Волков // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1990.

- С. 101-143.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

3. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Л.Г. Карпова: дисс. канд. психол. наук. - Москва, 2011. - 215 с.

4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. - Изд. 2-е, перераб. и доп.

- М.: «Просвещение», 1970. - 158 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

6. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.

References

1. Volkov I.P. Uchim tvorchestvu [Teach creativity] / I.P. Volkov // Pedagogical search. M.: Pedagogy, 1990, pp. 101-143.

2. Vigotski L.S. Voobrazenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood] / L.S. Vigotski. SPb.: Union, 1997, 96 p.

3. Karpova L.G. Razvitie tvorcheskih sposobnostei mladsih skolnikov vo vneusebnoi deatelnosti [Development of creative abilities of younger students in extracurricular activities] / L.G. Karpova // Dissertation, candidate of psychological Sciences. M., 2011, 215 p.

4. Komarova T.S.Obusenie detei tehnike risovania [Teaching kids the art of drawing] / T.S. Komarova. M. : Education, 1970, 158 p.

5. Suhomlinski V.A. Serdse otdau detam [I give my heart to children] / V.A. Suhomlinski. Kiev: Radyanska SHKOLA, 1974, 288 p.

6. Yakovleva E.L. Psihologia razvitia tvorseskogo potensiala lisnosti [Psychology of development of creative potential of the person] / E.L. Yakovleva. M.: Flinta, 1997, 224 p.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

IN THE PAINTING ACTIVITIES

Larisa N. Antilogova,

professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. The article presents the results of an experimental study aimed at developing the creative abilities of children of primary school age through visual activity, within the framework of a specially developed program. The methodological basis of the research is the personality-activity approach, in the context of which creative abilities are considered as the basis for the success of the activity, and the junior schoolchild is the subject of activity; scientific principles: development (creative abilities are considered as dynamic education) and the principle of determinism, which implies the dependence of creative abilities on the factors that generate them and mechanisms. The theoretical basis for the study was the individual psychological theory of abilities B.M. Teplov, conceptual positions of the psychology of creativity and co-creation, ideas about the psychological essence and structure of creative abilities D.B. Bogoyavlenska.

The following methods were used in the research: Torrens in imaginative creativity, projective technique "Drawing", "Progressive matrices" by J. Raven. Creative abilities are considered as integrative, dynamic education, formed on the basis of creative inclinations and determining the success of any activity that is creative. The structure of creative abilities includes cognitive (knowledge, skills, abilities), emotional (attitude toward creative activity) and motivational (the system of incentives for creative activity) components. On the basis of the developed criteria and indicators, the levels of development of the creative abilities of younger schoolchildren were revealed: high, middle, low. During the realization of the program, the number of children with a low level of creativity development decreased significantly, and with the middle - increased. The practical significance of the research is that the results obtained can be used to diagnose the creative abilities of students in the work of a psychologist, psychological services, and also in developing programs aimed at developing the creative abilities of children of different age groups.

Key words: graphic activity, creative abilities, creative imagination, creative thinking, drawing technique, artistic taste.

Сведения об авторе:

Антилогова Лариса Николаевна - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14), e-mail: antilogova@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 01.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.