Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей в процессе обучения изобразительному искусству'

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1642
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ РИСУНОК / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ / АССОЦИАТИВНАЯ И АНАЛОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ОЦЕНКА РАБОТ / ПОЗИТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / CHILDREN'S DRAWING / DIVERGENT THINKING / INDUCTIVE THINKING / CREATIVE ABILITIES IN THE VISUAL ARTS / ASSOCIATIVE AND ANALOGUE ACTIVITY / ARTS AND CRAFTS / WORK EVALUATION / POSITIVE EDUCATIONAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Сяоин, Катханова Юлия Федоровна

В статье раскрывается значимость обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста изобразительному искусству, которое играет особую роль в процессе их взросления. Именно изобразительное искусство, являясь компонентом образования детей, развивает их чувства, помогает понимать природу вещей, формирует умение понимать прекрасное. Кроме того, занятия изобразительным искусством развивают творческие способности, содействуют проявлению в рисунках самобытности и оригинальности, формируя у ребенка дивергентное и индуктивное мышление. Для этого он должен находиться в позитивной образовательной среде, которая может заложить основу для развития личности, укрепляя интерес к изобразительному искусству. Однако в традиционных методиках преподавания изобразительного искусства в настоящее время существуют проблемы, заключающиеся в определенной инертности учителей в отношении использования различных приемов и методов обучения, активизирующих детское воображение, способность наблюдать, анализировать, сопоставлять, фантазировать, создавать что-то новое и оригинальное. Еще недостаточно используются такие современные средства обучения, как мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы для создания свободной и творческой атмосферы в процессе обучения, направленной на развитие творческого потенциала ребенка. В статье предлагается обоснование активного использования метода оценки детского художественного творчества, основанного на закономерностях психологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лю Сяоин, Катханова Юлия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Children’s Creative Abilities in the Process of Teaching Fine Arts

The article reveals the importance of teaching pre-school and primary school age children to the fine arts, which plays a special role in the process of their growing up. It is art that, as a component of children’s education, develops their feelings, helps understand the nature of things and shapes an ability to understand the beautiful. In addition, arts and crafts develop creative abilities, promote the manifestation of identity and originality in drawings forming divergent and inductive thinking in children. To do this, he has to be in a positive educational environment, which can lay the foundation for the development of the individual, strengthening the interest in fine arts. However, in the traditional methods of teaching the fine arts, there are currently problems in certain inertness of teachers regarding the use of various methods and techniques of instruction that activate the imagination of the child, the ability to observe, analyze, compare, imagine, create something new and original. Still not enough modern teaching aids are used such as multimedia interactive educational resources to create free and creative atmosphere in the learning process aimed at developing the creative potential of the child. The article proposes the substantiation of the active use of the method of assessing children’s artistic creativity, based on the patterns of psychological development of preschool and primary school children.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе обучения изобразительному искусству»

УДК 373.31 ББК 74.268.5

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

I Лю Сяоин, Ю.Ф. Катханова

Аннотация. В статье раскрывается значимость обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста изобразительному искусству, которое играет особую роль в процессе их взросления. Именно изобразительное искусство, являясь компонентом образования детей, развивает их чувства, помогает понимать природу вещей, формирует умение понимать прекрасное. Кроме того, занятия изобразительным искусством развивают творческие способности, содействуют проявлению в рисунках самобытности и оригинальности, формируя у ребенка дивергентное и индуктивное мышление. Для этого он должен находиться в позитивной образовательной среде, которая может заложить основу для развития личности, укрепляя интерес к изобразительному искусству. Однако в традиционных методиках преподавания изобразительного искусства в настоящее время существуют проблемы, заключающиеся в определенной инертности учителей в отношении использования различных приемов и методов обучения, активизирующих детское воображение, способность наблюдать, анализировать, сопоставлять, фантазировать, создавать что-то новое и оригинальное. Еще недостаточно используются такие современные средства обучения, как мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы для создания свободной и творческой атмосферы в процессе обучения, направленной на развитие творческого потенциала ребенка. В статье предлагается обоснование активного использования метода оценки детского художественного творчества, основанного на закономерностях психологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

211

Ключевые слова: детский рисунок, дивергентное мышление, индуктивное мышление, творческие способности в изобразительном искусстве, ассоциативная и аналоговая деятельность, декоративно-прикладное искусство, оценка работ, позитивная образовательная среда обучения.

DEVELOPMENT OF CHILDREN'S CREATIVE ABILITIES IN THE PROCESS OF TEACHING FINE ARTS

| Liu xiaoying, Yu.F. Katkhanova

Abstract. The article reveals the importance of teaching pre-school and primary school age children to the fine arts, which plays a special role in the process of their growing up. It is art that, as a component of children's education, develops their feelings, helps understand the nature of things and shapes an ability to understand the beautiful. In addition, arts and crafts develop creative abilities, promote the manifestation of identity and originality in drawings forming divergent and inductive thinking in children. To do this, he has to be in a positive educational environment, which can lay the foundation for the development of the individual, strengthening the interest in fine arts. However, in the traditional methods of teaching the fine arts, there are currently problems in certain inertness of teachers regarding the use of various methods and techniques of instruction that activate the imagination of the child, the ability to observe, analyze, compare, imagine, create something new and original. Still not enough modern teaching aids are used such as multimedia interactive educational resources to create free and creative atmosphere in the learning process aimed at developing the creative potential of the child. The article proposes the substantiation of the active use of the method of assessing children's artistic creativity, based on the patterns of psychological development of preschool and primary school children.

Keywords: children's drawing, divergent thinking, inductive thinking, creative abilities in the visual arts, associative and analogue activity, arts and crafts, work evaluation, positive educational learning environment.

212

Искусство всегда было, является и останется показателем образованности и развитости общества, а также мерилом его духовной культуры. С искусством мы сталкиваемся с самого детства. Оно окружает нас повсюду: это архитектурные строения, различные предметы быта, украшения, реклама и др. Одно из них — изобразительное искусство, основы которого человек начинает получать с дошкольного и младшего школьного возраста. Причем не только непосредственно на уроках изобразительного искусства, но и при изучении других учебных дисциплин. По любой школьной програм-

ме изобразительного искусства дети изучают изобразительную грамоту, дизайн, декоративно-прикладное искусство, где наряду с практическими уроками обязательно есть беседы по изобразительному искусству. Это значит, что основы различных искусств, их историю возникновения должен знать любой человек.

В условиях образовательной реформы в Китае раннее детское образование постепенно отходит от традиционного обучения, стремясь к совершенствованию эстетического и творческого начала в деятельности ребенка. Несмотря на то, что педагоги большин-

ства школ осознали важность изменений в методике обучения детей изобразительному искусству, многие учителя до сих пор не знают, какими приемами развивать творческие способности обучающихся. В своем обучении они, как и прежде, основное внимание обращают на передачу знаний. Поэтому уроки изобразительного искусства для детей становятся скучными и неинтересными. Часто дети не чувствуют радости от обучения, что не способствует развитию их творческих способностей, в итоге — и личности. В этой связи вопрос о том, как наиболее результативно развивать творческие способности детей, стал одним из наиболее важных моментов процесса обучения.

Автором данной статьи проанализирована значимость развития творческих способностей учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, а также текущее состояние художественного образования детей этого возрастного периода в Китае, приведены конкретные предложения о том, как развивать творческие способности детей в процессе обучения изобразительному искусству. Было уточнено, что творчество относится к способности людей порождать новые идеи, делая открытия в процессе познания вещей, создавать новое благодаря развитому воображению и творческому подходу. Творчество всегда включает в себя самобытность и оригинальность. Его основным компонентом является дивергентное мышление. Это расходящееся, свободное мышление, направленное на то, чтобы исследовать неизведанное через самопознание. По мнению Гилфорда, американского психолога, дивергентное мышление отражается во внешнем поведении человека, представляя собой творческую способность. Наиболее

ярко творчество проявляется в изобразительной деятельности ребенка, особенно в его оригинальном визуальном отображении окружающей предметной среды. Очень часто ему не нужно использовать какие-либо знания и умения для достижения уникальности работы, поскольку они познают себя посредством своих эмоций. Главным условием для проявления такого творчества является ощущение свободы в своих творческих проявлениях. Отсюда для развития детского творчества мы должны надлежащим образом руководствоваться характеристиками детских творческих способностей с позиции психологических особенностей формирования личности ребенка и его творческого потенциала.

Известно, что творческие способности ребенка отражаются в его деятельности, поступках и словах, с помощью которых он выражает свою точку зрения. При этом учитель должен поощрять и хвалить его за это самовыражение. Активно поощряя самовыражение и воображение в процессе обучения изобразительному искусству, он сможет создать для детей более приятную и непринужденную обстановку. Дети, в свою очередь, могут наслаждаться атмосферой, где можно свободно и самостоятельно мыслить и фантазировать, всесторонне развивая свои способности, в том числе и творческие.

В процессе традиционного обучения на детей отрицательно влияет ориентированная на экзамен образовательная среда, где чрезмерно ценится академическая успеваемость. При этом в учебном процессе акцент делается на теоретические знания, не уделяя достаточного внимания проявлению творчества в детских работах по изо-

213

ВЕК

214

бразительному искусству, ограничивая представление ребенка о «звездном небе», сильно тормозя развитие творческих способностей. На таких занятиях ум ребенка мало вовлечен в происходящий процесс, он отвлекается на какую-то другую работу, часто не связанную с уроками изобразительного искусства. В этой связи в некоторых школах Китая вообще отказались от проставления оценок в конце определенного периода обучения [1].

Как уже было отмечено, изобразительное искусство само по себе является важным компонентом качественного образования. Оно играет большую роль в развитии детей и может улучшить их эстетические навыки и способность к творчеству, в отличие от того, когда акцент в обучении делается на формировании только знаний и умений. Такой учебный процесс включает только копирование и повторение учебного материала, а не создание своих оригинальных работ. Лучше провести основательную работу по вовлечению учащихся в процесс создания творческого рисунка, ненавязчиво предложив ему принцип выполнения работы, который вытекает из характера изображения и требует максимального напряжения творческих сил. В этой связи учителя должны модернизировать традиционные концепции обучения, основное внимание уделяя развитию творческих способностей и творческих идей за счет включения мышления, воображения и своего интереса в практическую работу по изобразительному искусству, пробудив творческое сознание детей и заложив основу для совершенствования творческих способностей.

В процессе развития творческих способностей детей дошкольного и

младшего школьного возраста учителя должны учитывать значение современных технологий, которые могут оказать определенное обструктивное воздействие на развитие индивидуальности детей и их творческого потенциала. Так, можно задействовать мультимедийные интерактивные технологии для создания творческой атмосферы. Например, во время учебного процесса учитель может отсканировать любой лепесток. С этого момента лепесток цветка становится источником воображения цветка, к которому этот лепесток принадлежит. Дети рисуют цветок воображаемый цветок с такими лепестками. В итоге учитель показывает — какой же он на самом деле. Наряду с этим можно научить детей использовать функцию кисти или карандаша в компьютерной программе для создания самого разнообразного рисунка. Добавляя больше деталей, ученики могут фантазировать, например, добавить глаза, нос, или луну и ручеек, чтобы изображение стало более интересным, а дети более заинтересованы в творческом процессе, активно участвуя в создании картин. Это может обеспечить не только эффект от обучающего процесса, но и позволит почувствовать радость и счастье от создания собственной творческой работы, в конце концов, способствовать дальнейшему развитию творческих способностей.

Особо отметим наличие общего языка учителя и ребенка, знание его индивидуальности и отличительных черт характера от других детей. Важно, чтобы личность могла полнее проявиться в обучающем процессе. Несмотря на то, что дети 4—12 лет явно имеют интерес к занятиям по изобразительному искусству, учителю следует знать физические и умственные характери-

стики детей этого возраста, чтобы подобрать соответствующие виды учебных занятий или определенные мероприятия, включающие упражнения по развитию наблюдательности, воображения для накопления визуальных образов. Можно также содействовать созданию ассоциаций и аналогий, что способствует развитию творческих способностей [2]. Например, в процессе планирования уроков учитель изобразительного искусства может провести среди учащихся ассоциативную подготовку, чтобы дети могли видеть, что гуси и утки в воде напоминают корабли в море, а летящие в небе птицы — различные виды самолетов. С помощью этого приема обучения, развиваются ассоциативные способности. Кроме того, дети могут поупражнять дивергентное мышление, например, учитель может попросить их рисовать разнообразные круглые предметы в течение ограниченного времени. Затем (в виде конкурса) провести сравнение, кто смог придумать больше объектов, основная форма которого при рисовании представлена кругом. Благодаря этому приему обучения развивается дивергентное мышление. Учитель также может предложить задачу посложнее, сочетая развитие элементов дивергентного мышления с индуктивным, чтобы создать благоприятную почву для развития творческих способностей детей. После того, как ребенок закончит рисовать круглые объекты, можно дать свободу его воображению, создав комбинацию из нарисованных ранее объектов. Они могут быть произвольными, дублирующими и избирательными, стимулируя творческий подход детей к выполняемому заданию.

Если учитель намерен развивать творческие способности детей в про-

цессе обучения декоративно-прикладному искусству, то правильное применение приемов обучения в процессе творческой работы также может дать положительный результат. Мы знаем, что детям нравится знакомиться с новыми предметами, причем, в процессе игры, используя самые различные инструменты и материалы, такие как степлеры, цветная бумага, ножницы, клей и т.д., Размещая их на небольших стендах, дети должны иметь доступ к ним в любое время [3]. Учитель может поощрить самостоятельный выбор материала или инструмента для своей творческой работы. Это могут быть материалы, которые окружают человека в повседневной жизни, например, яичная скорлупа, зубочистки, листья, камни, щетки, ватные шарики, спонжи, даже собственная ладошка и т.п. Посредством этих материалов и инструментов можно получить нетрадиционную и оригинальную работу, например, живопись на камне, декоративное украшение из яичной скорлупы, живопись ладошками, букет из ватных спонжей и палочек и др.

В целях развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в дополнение к вышеуказанным приемам преподавания необходимо использовать разнообразные методы оценки творческого труда ребенка, поскольку это является эффективной обратной связью между учителем и учеником. Правильная и качественная оценка работ детей может помочь не только в анализе и определении общего уровня подготовленности ребенка по данной учебной дисциплине, но и при определении уровня развития его творческих способностей [4]. В данном случае учитель может активно использовать поощрение, чтобы

215

ВЕК

216

закрепить заинтересованность детей в изобразительном искусстве. Важно, чтобы оценка работ учащихся соответствовала их возрастному периоду жизни, а не традиционной шкале оценки взрослого человека, постоянно обращая внимание детей на любое проявление творчества в работе.

Таким образом, обучение изобразительному искусству оказывает далеко идущее влияние на становление творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все это может произойти при условии должного внимания учителей к особенностям детского мышления, индивидуальным чертам личности ребенка, а также современным технологиям и средствам обучения, которые создают позитивную образовательную среду, включающую различные методы и приемы обучения с целью активизации детского воображения, фантазии и самостоятельности в выполнении художественных работ и развивая творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лю Цзиндан. О становлении творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразитель-

ном искусстве. Новый образовательный курс (первая часть), 2013. — 188 с.

2. Хуан Цзянан. О становлении творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе преподавания изобразительного искусства.

— Чжунхуа Шаониань, 2016. — 300 с.

3. Э Цзиньхуэй. О развитии творческих способностей детей в процессе преподавания изобразительного искусства. — Души Цзяцзяо Юэгань, 2016. — 70 с.

4. Ян Цзюнь. Детский интеллект и идеи: о становлении творческих способностей детей в процессе преподавания изобразительного искусства. — Хао Цзячан, 2014.

— 130 с.

REFERENCES

1. Eh Czinhuehj, O razvitii tvorcheskih sposob-nostej detej v processe prepodavaniya izo-brazitelnogo iskusstva, Dushi Czyaczyao Yuehgan, 2016, 70 p.

2. Huan Czyanan, O stanovlenii tvorcheskih sposobnostej detej doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta v processe prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva, Chzhunhua Shaonian, 2016, 300 p.

3. Lyu Czindan, O stanovlenii tvorcheskih spo-sobnostej detej doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta v izobrazitelnom iskusstve. Novyj obrazovatelnyj kurs (perva-ya chast), 2013, 188 p.

4. Yan Czyun, Detskij intellekt i idei: o stanov-lenii tvorcheskih sposobnostej detej v processe prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva, Hao Czyachan, 2014, 130 p.

Лю Сяоин, аспирантка, кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве, Московский педагогический государственный университет; преподаватель, Вэйнаньский педагогический университет, Китай, [email protected] Liu Xiaoying, Post-graduate Student, Department of Design and Media Technologies in Art, Moscow Pedagogical State University; Lecturer, Weinan Pedagogical University, China, [email protected] Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве, Московский педагогический государственный университет, [email protected]

Katkhanova Yu.F., ScD (Pedagogy), Professor, Department of Design and Media Technologies in Art, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.