Научная статья на тему 'Применение электронных образовательных ресурсов для эффективного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству'

Применение электронных образовательных ресурсов для эффективного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2250
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC TEXTBOOKS / MULTIMEDIA CAPABILITIES / INFORMATION TECHNOLOGY / LEARNING PROCESS / HARMONIZATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднев Иван Юрьевич

Статья посвящена совершенствованию методов обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству с помощью применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. В современном образовательном пространстве это совершенно новый феномен современной культуры, специфика которого обусловлена глобальной информационной средой. В статье рассматривается использование электронных образовательных ресурсов в учебной среде в качестве интерактивного дополнения к традиционным формам обучения изобразительному искусству, которые позволяют не только сохранить все достоинства традиционных форм, но в полной мере использовать современные информационные технологии. Применение электронных образовательных ресурсов для эффективного обучения детей изобразительному искусству позволит повысить мотивацию и вовлечь учащихся в интересную, активную творческую работу, что будет способствовать развитию и гармонизации личности ребенка. Статья предназначена студентам педвузов, учителям изобразительного искусства общего образования, педагогам-художникам, родителям и всем интересующихся творческим развитием детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руднев Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR EFFECTIVE TRAINING OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN IN FINE ARTS

The article deals with the improvement of teaching methods by using electronic educational resources in the educational process. In the modern education there is a completely new phenomenon of modern culture, the specificity of which is determined by the global information environment. The article touches upon the use of electronic educational resources in the learning environment as an interactive supplement to the traditional forms of teaching Fine arts, which allows not only to preserve all the advantages of traditional forms, but to apply modern information technologies. Electronic educational resources help to increase motivation and engage students in interesting and active creative work, which will contribute to the development and harmonization of the child’s personality. The article is for pedagogical institutes, for students, teachers of Fine arts of general education, teacher-artists, parents and everyone interested in the creative development of children.

Текст научной работы на тему «Применение электронных образовательных ресурсов для эффективного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству»

1УДК 372.874

ББК 74.268.5

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

И. Ю. Руднев

Аннотация. Статья посвящена совершенствованию методов обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству с помощью применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. В современном образовательном пространстве это совершенно новый феномен современной культуры, специфика которого обусловлена глобальной информационной средой.

В статье рассматривается использование электронных образовательных ресурсов в учебной среде в качестве интерактивного дополнения к традиционным формам обучения изобразительному искусству, которые позволяют не только сохранить все достоинства традиционных форм, но в полной мере использовать современные информационные технологии.

Применение электронных образовательных ресурсов для эффективного обучения детей изобразительному искусству позволит повысить мотивацию и вовлечь учащихся в интересную, активную творческую работу, что будет способствовать развитию и гармонизации личности ребенка.

Статья предназначена студентам педвузов, учителям изобразительного искусства общего образования, педагогам-художникам, родителям и всем интересующихся творческим развитием детей.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронные учебные пособия, мультимедийные возможности, информационные технологии, учебный процесс, гармонизация, личность.

USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR EFFECTIVE TRAINING OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN IN FINE ARTS

I. Yu. Rudnev

Abstract. The article deals with the improvement of teaching methods by using electronic educational resources in the educational process. In the modern education there is a completely new phenomenon of modern culture, the specificity of which is determined by the global information environment.

The article touches upon the use of electronic educational resources in the learning environment as an interactive supplement to the traditional forms of teaching Fine arts, which allows not only to preserve all the advantages of traditional forms, but to apply modern information technologies.

Electronic educational resources help to increase motivation and engage students in interesting and active creative work, which will contribute to the development and harmonization of the child's personality.

The article is for pedagogical institutes, for students, teachers of Fine arts of general education, teacher-artists, parents and everyone interested in the creative development of children.

Keywords: electronic educational resources, electronic textbooks, multimedia capabilities, information technology, learning process, harmonization, personality.

Сегодня мы живем в такой социальной среде, где определяющим фактором развития становится информация. Информатизация всех сфер общественной жизни и применение информационных технологий, в том числе и в сфере общего образования, открывают свободный доступ к широкому массиву учебной, научной, культурной, правовой и другой информации в едином глобальном информационном пространстве.

Доминирующим видом деятельности во всех сферах общественной жизни становится работа с информацией: ее поиск, анализ, проверка на достоверность, сбор, обработка, накопление, передача, хранение и использование.

Развитие информатизации в целом актуально для всего сообщества, потому что обеспечивает:

• постоянно растущий общественный, интеллектуальный потенциал и его использование практически повсеместно;

• развитие всех сфер производства за счет интеграции информационных, производственных и других технологий;

• интеллектуализацию учебной и трудовой деятельности;

• повышение информационного обслуживания и экономию времени;

• предоставление открытого доступа всем без исключения членам общества к источникам информации;

• создание качественно новой, информационной среды, способной обеспечивать интеллектуальное и творческое развитие личности.

Чтобы уметь работать с информацией, надо учиться этому, поэтому наиболее приоритетным направлением развития современного общества является информатизация системы образования, создание и внедрение в процесс обучения общей образовательной системы, начиная с начального уровня (младшего школьного возраста), электронных образовательных ресурсов и других информационных средств обучения. Нельзя сказать, что этот процесс -совершенно новый феномен для системы отечественного образования. Процесс модернизации образования, за счет ее информатизации, идет уже давно. Дело в том, что он недостаточно унифицирован. Некоторые общеобразовательные учебные заведения начального и

среднего звена, а также учреждения дополнительного внешкольного образования уже встали на этот путь, другим же только предстоит, но актуальность его очевидна и определяется следующими факторами: во-первых, позволяет усовершенствовать механизм управления образованием, во-вторых, улучшает контроль за процессом обучения, экономит время подготовки к занятиям, мотивирует учащихся, за счет внесения интерактивности в образовательный процесс, повышает качество и скорость усвоения учебного материала, открывает возможности для более полной реализации дидактических принципов: наглядности, научности, межпредметных связей - и особенно эффективно для дифференциации и индивидуализации обучения.

Но при этом гораздо актуальнее стоит проблема формирования у детей, начиная именно с младшего школьного возраста, информационной культуры, способности учиться разумно и грамотно действовать в рамках информационного поля, умения управлять собой и полученной информацией, а также привития младшим школьникам навыков работы с информацией: ее поиска, анализа, проверки на достоверность, отбора, структурирования и применения для учебно-образовательных целей. Информационная культура, базируясь на духовно-нравственных принципах, должна стать определяющим фактором работы с информацией.

Об этом пишет академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор С. П. Ломов: «Позади эпоха индустриализации и атомный век, впереди век информационных технологий - инструмент глобализации. Общественное, индивидуальное и другие виды сознания сегодня должны наполниться новым зрительным (визуальным) сознанием. Причем это сознание должно не только услаждать индивида изысканными технологическими образами придуманного мира, но и открывать удивительные тайны красоты реального мира. Не компьютер, а сам человек должен научиться управлять своим сознанием. А вот каким оно должно быть - это вопрос высокой культуры и образования» [1, с. 7].

Поэтому, когда мы говорим об информатизации системы общего образования, то зача-

стую подразумеваем наполнение общеобразовательных учреждений средствами телекоммуникаций и техникой, а также открытый доступ к Глобальной информационной сети. Безусловно, они важны для осуществления полноценного образовательного процесса, его организации и управления, но на восприятие младшими школьниками учебных материалов, на воспитание и развитие личности эти факторы имеют косвенное влияние. Это лишь форма подачи материала. Основное влияние на степень усвоения и процесс восприятия оказывает смысловое содержание материала - качество информации, ее вид и форма подачи, и поэтому приоритетной целью обучения детей младшего школьного возраста должна стать не информатизация образования, как процесс оснащения общеобразовательных учреждений информационными средствами обучения, а воспитание информационной грамотности, разборчивости и ответственности, «развитие информационной культуры учащихся, включающей в себя основы работы с информацией, то есть умения находить, анализировать, проверять, отбирать, обрабатывать и правильно ее использовать» [2, с. 10]. То есть постепенно начальное общее образование должно перейти на качественно новый уровень получения знаний, умений и навыков, роль обучения должна расшириться и приобрести новую функцию самообучения. В связи с этим изменяются методы, формы и сам процесс - обучение становится многоплановым, инновационным, интерактивным, поисковым, более познавательным и творческим.

Содержательные, интересные занятия, с расширяющимся диапазоном воздействия на учащихся младшего школьного возраста, с вовлечением в работу основных органов чувств, способны улучшить эмоциональное наполнение и мотивацию занятий. Эмоциональный компонент и повышенный интерес позволяют им не пассивно наблюдать со стороны, а самим быть активными участниками образовательного процесса, что самым благоприятным образом сказывается не только на обучении, но и на воспитании и развитии младших школьников в процессе обучения.

Эмоциональная составляющая занятий -важная сфера активизации обучения, особенно это касается предметов эстетического цикла, и

в первую очередь - предмета «изобразительное искусство», когда у учителя прямая задача воздействовать средствами искусства на учащихся, способствуя формированию не только познавательной, эмоционально-волевой сферы, но и развитию основных индивидуально-психологических свойств личности - характера, способностей, направленности поведения и деятельности.

Порою учитель сталкивается с абсолютным равнодушием учащихся к изобразительному искусству, и тогда педагогу необходимо проявить не только настойчивость, но и умение, находчивость, смекалку, чтобы переключить интересы детей младшего школьного возраста на художественно-эстетические потребности для создания интереса к высокой сфере искусства.

Л. С. Выготский (1896-1934), великолепный педагог и психолог, писал по этому поводу, что эстетические потребности являются особой формой социализации человека и формирования его чувственного (психического) мира. Согласно взглядам Л. С. Выготского, изложенным в его книге «Психология искусства», с помощью искусства, художественных произведений, влияя на эмоциональную сферу, можно преобразовать человека, превратив его невежество в воспитанность и создать тем самым мотивацию для художественно-эстетической деятельности [3].

Одним из инновационных направлений совершенствования методики обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству в системе общего образования и повышения ее эффективности, а также мотивации и активизации учебно-творческой деятельности является использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), воспроизводимых с помощью электронных устройств (компьютера, электронной, проекционной и звуковоспроизводящей аппаратуры, программного обеспечения и прикладных материалов, работающих с ним). Их главное отличие от бумажных аналогов заключается в том, что у школьных учителей и педагогов дополнительного образования появляется реальная возможность, не выходя из класса, более интересно, логично и концентрированно управлять процессом обучения, применяя большое количество разнообразных

выразительных наглядных средств, обладающих высокой степенью интерактивности и позволяющих более глубоко задействовать познавательную, эмоционально-волевую сферы младших школьников, что способствует более продуктивному их обучению и творческому развитию. У детей благодаря ЭОР также появляется новая возможность учиться дистанционно, самостоятельно не только в общеобразовательных учреждениях, но и дома, в любое удобное время, при наличии электронных устройств.

Структура ЭОР, выстроенная в виде отдельных элементов или файлов по блочно-модуль-ному принципу, позволяет достаточно легко организовать подачу учебного материала в разрезе любой темы поурочных занятий так, что учащийся осваивает учебный материал шаг за шагом, в соответствии с основными дидактическими принципами: систематичности, последовательности, научности, доступности, наглядности и т. д. После освоения основного блока идут контрольные проверочные задания, в зависимости от успешности выполнения которых он либо возвращается снова к материалу для повторения, либо продолжает обучение далее. Обучение с помощью ЭОР становится действительно серьезным делом, воспитывающим и развивающим, приучающих детей младшего школьного возраста к самостоятельности, преодолению трудностей, к управлению своей учебной деятельностью.

Применение ЭОР при обучении младших школьников изобразительному искусству также позитивно влияет на активизацию процесса обучения, содержательно обновляя его, поддерживая необходимый уровень мотивации детей к изобразительной деятельности и позволяя ЭОР и ИКТ стать неотъемлемой и гармоничной частью учебно-воспитательного процесса. Причем начинать обучение, формируя информационную культуру, можно и нужно уже с первого класса и даже раньше, советует доктор педагогических наук, профессор Н. М. Сокольникова [4]. Поскольку Интернет, мобильные средства коммуникации завладели душами детей в основном как средства развлечения и общения, необходимо переключать их

1 http://school-collection.edu.ru

интересы и увлечения и использовать их в новом и полезном для них качестве - для целей образования.

Комплект учебных материалов Н. М. Сокольниковой «Планета знаний» по изобразительному искусству для 1-4-х классов начального образования предложен для обучения детей младшего школьного возраста не только в бумажном варианте, но и на электронных носителях (СЭ-диски), что позволяет использовать электронно-образовательное пособие не только учителю, как программное приложение или наглядный материал при работе на электронной доске или мультимедиапроекторе, но и дома родителям, чтобы совместно с детьми заниматься в интерактивном режиме, а также детям - самостоятельно выполнять различные обучающие творческие задания, следуя рекомендациям разработчика. Пособие задумано и выполнено в виде индивидуального учебного альбома, что дает возможность каждому ребенку проявить творческую индивидуальность, и представляет собой наглядно-иллюстрированное поурочное изложение программного материала по определенной методической системе в интересной, красочной форме с помощью сказочных и игровых элементов. Самое главное, им можно пользоваться постоянно и как справочником, и как творческим альбомом. Но надо помнить, что рисунки, помещенные в пособии, не заменяют натуру, но лишь поясняют и дополняют работу над ней. Важно знать, что основа обучения изобразительному искусству - рисование с натуры, а все остальные способы и средства, пусть даже и интерактивные лишь дополнение.

На сегодняшний день имеется много интересных и полезных интерактивных разработок по изобразительному искусству - видеоуроков, видеолекций, электронных учебников, пособий, презентаций, электронных справочников, энциклопедий и т. д.

Одним из самых популярных, доступных и востребованных является Федеральный портал «Российское образование»1, входящий в систему Федеральных информационных образовательных ресурсов, содержащий Единую коллекцию цифровых образовательных ре-

сурсов для начального общего образования. Предоставляемые на портале информационные ресурсы доступны всем желающим учиться, при наличии соответствующих технических средств, и пользуются популярностью в педагогическом сообществе.

По изобразительному искусству обучающая информация на этом портале предлагается в зависимости от возраста детей и тематики занятий. Электронное воспроизведение учебного материала для детей младшего школьного возраста базируется на разработках доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования В. С. Кузина (1938-2006), продолжателя лучших традиций отечественной школы реалистического искусства П. П. Чистякова, Н. Н. Ростовцева, Д. Н. Кардовского и др., внесших большой вклад в развитие теории и практики изобразительного искусства. На сегодняшний день это самый посещаемый портал, что говорит о востребованности электронно-образовательных и информационных ресурсов учителями, родителями, и детьми.

Другой большой инновационный образовательный проект - «Российская электронная школа»2 - информационная школа будущего, которая создается по поручению Президента РФ с 2016 г. в рамках государственной программы РФ «Развитие образования» на 20132020 гг. с целью осуществления качественного и доступного информационного обучения за счет использования в образовательном процессе методически разработанных ЭОР всеми участниками образовательных отношений: педагогическими работниками, учащимися, их родителями и всеми, желающими учиться.

Информационная подача дидактического материала (видеоуроков) идет в строгом соответствии с ФГОС, по общеобразовательным программам. Учиться можно, начиная с младшего школьного возраста, и постоянно, и время от времени (самостоятельно разбирая те или иные темы или просто повторяя пройденное). Материал по изобразительному искусству наглядно изложен плюс дается звуковое сопровождение, его можно воспроизводить такое

количество раз, пока не будет понятно все до последней линии, что значительно облегчает понимание той или иной темы занятий. Конечно, в рамках школьного урока, ограниченного требованиями времени и общеобразовательной программы, сделать это весьма затруднительно, а дома можно спокойно разобраться с любым материалом, представленным в электронном виде. При таком обучении происходит самооценка и самоконтроль учащегося, осознаются ошибки и недоработки и т. д., все это положительно влияет и на обучение, и на развитие личности. Учителя также могут проверить свои знания и интерактивно побывать на видеоуроках своих коллег.

Интересные электронно-образовательные материалы по изобразительному искусству предоставляет МАДХО - международная ассоциация деятелей художественного образова-ния3, президентом которой является С. П. Ломов - академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории художественной культуры Московского педагогического государственного университета [5].

Ассоциация борется за сохранение традиций отечественной реалистической школы изобразительного искусства и большое внимание уделяет вопросам обучения детей изобразительному искусству. На базе МАДХО разработан целый спектр инновационных образовательных ресурсов для разных возрастов - интерактивные видеолекции, видеоконференции, вебинары, круглые столы и т. д. Доступность, качество, живой звук, интересная подача материала от ведущих педагогов страны помогает учащимся быстро освоить ту или иную тему занятий по изобразительному искусству.

Конечно, это лишь единичные примеры, действующие в рамках российского общеобразовательного пространства, есть и частные авторские разработки, которые успешно внедряются в образовательный процесс - это различные обучающие программы, презентации, методические разработки, выложенные на тех или иных сайтах по изобразительному искусству, помогающие детям осваивать азы творче-

2 http://resh.edu.ru/

3 http://madho.ru/obrazovanie/lektsii

ства, начиная уже с младшего школьного возраста. Особенно актуальны ЭОР для учащихся, живущих в небольших населенных пунктах, где не всегда есть возможность дополнительно заниматься творческой деятельностью с компетентными преподавателями.

Такой подход к обучению, охватывающий всю отечественную образовательную систему с помощью ИКТ, способствует не только качественному обновлению образования, но и правильному обращению детей с раннего возраста с информацией, воспитанию в них информационной культуры, поискового и познавательного интереса и активности, творческой любознательности, когда в свободном доступе можно «сходить» на выставку, «посетить» музей или «побывать» в мастерской знаменитого художника, а также самостоятельно проявить свои таланты и способности, общаясь с лучшими учителями страны.

Итак, сегодня с уверенностью можно констатировать, что на разных уровнях общей образовательной системы, начиная с начальной ступени обучения, уже используется для обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, множество разнообразных ресурсов: от самых простых - тексто-графических до самых интересных и мощных -мультимедиа ЭОР, но в целом единой унифицированной учебной базы пока нет, и крайне важно, чтобы педагогическое сообщество шло в этом направлении на шаг вперед развлекательной индустрии.

Конечно, существует множество различных мнений о целесообразности использования ЭОР для обучения детей изобразительному искусству с младшего школьного возраста, но все-таки следует отметить, что применение данных ресурсов в сфере начального общего образования, как наиболее интересного, наглядного, доступного и понятного для учащихся инновационного элемента обучения, согласованного с их эстетической и технологической избирательностью, позитивно влияет на процесс усвоения знаний и позволяет вывести сам учебный процесс на качественно более высокий уровень, начиная именно с начальной ступени обучения, так как дети с удовольствием работают и с обучающими программами, и с электронными пособиями, сами разрабатыва-

ют презентации, моделируют, проектируют и с огромным интересом и желанием относятся к выполнению заданий и упражнений с помощью ЭОР. В дополнение к традиционным средствам обучения изобразительному искусству, важно развивать это направление, потому что именно с помощью этих ресурсов возможно объединить, интегрировать, систематизировать и модернизировать весь учебно-образовательный процесс.

Поэтому необходимо поддерживать интерес и мотивацию младших школьников, направляя их для активизации поисковой и познавательной деятельности разнообразными методами обучения с применением ЭОР, используя новизну и наглядность преподаваемого материала, создавая эмоциональную окраску занятий.

Ощущение, восприятие, внимание, как одни из изначальных познавательных психофизиологических процессов, очень важны для развития: памяти, представлений, мышления, воображения и личности в целом, потому что ощущение и восприятие того или иного предмета, наблюдение явлений, их изображение, размышление над информацией является основой чувственного познания реальной действительности, основанной на зрительных (что важно для будущих художников), слуховых, обонятельных, осязательных, моторных, ощущениях, и всегда сопровождается работой мыслей, чувств и воли..

«Знание начинается из чувственного восприятия, - пишет Я. А. Коменский, - с помощью воображения переходит в память, а затем через обобщение единичного образуется понимание общего» [6, с .168].

Русский педагог и основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский также утверждает, что для восприятия информации органами зрения должно быть предоставлено все, что только может быть предоставлено, особенно что касается обучения и воспитания детей.

ЭОР с помощью ИКТ расширяют возможности и готовы предоставить такую информацию не только как чисто научное знание, или методические материалы, или наглядное представление произведений искусства (можно не выходя из дома посетить музеи, галереи, выстав-

ки и т. д.), но и как важную эмоциональную составляющую образовательного процесса.

А наглядность, еще со времен Я. А. Комен-ского (1592-1670) является одним из основных дидактических принципов педагогики. Недаром сам Я. А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому при обучении должны быть задействованы главные органы чувств детей - зрение и слух, стимулирующие развитие основных психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. А если развиваются эти внутренние процессы, то развивается и личность учащегося, он приобретает знания, на базе которых в практической деятельности легче раскрываются его задатки, вырабатываются умения и практические навыки, формируются и раскрываются индивидуальные способности, которые впоследствии возможно преобразовывать в опыт (в том числе и компетенции) для дальнейшей творческой деятельности. И здесь у современного учителя появляется дополнительная задача, которая состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам приобрести в результате обучения информационную компетентность, информационную культуру, эстетический вкус, нравственное отношение к людям, к окружающему миру, к явлениям и событиям, к творческому делу и учебе, а в овладении изучаемого предмета - изобразительное искусство - реальный практический опыт, который будет ими востребован и для дальнейшей деятельности, и для дальнейшей жизни.

К сожалению, сегодня ситуация в образовательном пространстве такова, что репродуктивная форма организации процесса обучения во многих общеобразовательных учреждениях определяет суть и направленность всего учебно-воспитательного процесса, и особенно это касается предмета «изобразительное искусство». Формальный подход, предоставление детям полной свободы при рисовании не отвечает требованиям современной педагогики и вызовам времени, роль предмета «изобразительное искусство» и его значение во всех аспектах образования личности сильно принижены, поэтому многие дети, даже в младшем школьном возрасте, не умеют рисовать и даже не интересуются этим предметом всерьез, а если и рисуют, то не реалистически, и потому теряют интерес к

рисованию, а порой и к учебе вообще. Плюс ко всему, накладывается отрицательное, вредоносное, хаотичное влияние индустрии компьютерных игр, ориентирующих на воспитание излишней невротической возбужденности и агрессии у ребенка, бесформенной и безвкусной мультипликации, построенной на потреблении ярко раскрашенной, не несущей в себе никакой ценной и полезной информации, не заставляющей ребенка ни думать, ни переживать, а только потреблять предложенное, фактически навязанное. Ситуация в целом очень сложная, и с каждым днем только усугубляется. Общение в Интернете, личные телефоны и прочие атрибуты современной жизни постепенно превращают детей уже с младшего школьного возраста в «роботов»: прослеживаются тенденции угасания познавательных, эмоциональных и волевых процессов, обеспечивающих отражение и осознание личностью реальной действительности, многие дети не могут сосредоточенно работать во время занятий изобразительным искусством, снижена способность сосредоточения и концентрации внимания, наблюдения, восприятия, в связи с чем снижается способность связать слуховой и зрительный образ, теряются умения и навыки элементарных логических операций, гасится творческий поиск и творческое мышление. Так маленький человек начинает терять реальные жизненные ориентиры, живя виртуальной псевдожизнью.

А нужно и важно учить детей с раннего школьного возраста учиться, формируя их интерес, активность, мотивацию, творческий поиск, учить нравственно и эстетически оценивать, что есть добро, а что - зло, что хорошо, а что плохо, формировать правильное отношение и стремление к доброму, выходить с каждым учащимся на постоянный диалог и совместно искать ответы на жизненно важные вопросы, и совместно, творчески решать их, в том числе и с привлечением для этого средств ЭОР и ИКТ, используя эти информационные ресурсы и технологии, как интересное инновационное средство, как инструмент, во благо, не для приятного времяпрепровождения перед экраном компьютера, но для эффективного и успешного обучения, воспитания и развития -не в ущерб физическому, психическому и духовному здоровью.

Определяющей при электронно-информативном подходе к обучению должна стать роль педагогов, особенно духовно-нравственного, культурологического и эстетического цикла: изобразительного искусства, музыки, культурологии, этики и эстетики, способных помочь подрастающему человеку найти верные ценностные ориентиры и направленность вектора жизни. Потому что именно духовная культура и нравственное поведение личности будут определяющими факторами, как распорядится человек будущего той глобальной информацией, которая его окружает, которой он будет владеть и в какое русло ее направит - на созидание или на разрушение.

Вектор образования младших школьников должен быть направлен не только на эффективное получение знаний, умений и навыков, но и прежде всего на духовно-нравственное развитие, чтобы дать возможность каждому максимально приблизиться к нахождению своего места в жизни. Получение утилитарных знаний, умений, навыков - это формальный, потребительский и вчерашний подход к образованию. Необходим естественный, более реальный жизненный подход, соединяющий в себе все лучшие качества традиционного и инновационного обучения: умению жить в обществе, с интересом учиться и работать в коллективе, относиться с уважением к родителям, сверстникам и к старшим, творчески подходить к любому делу, развивая при этом в каждом ученике все лучшие черты его характера, способности, создавать положительную направленность к действию, способствовать становлению его творческой личности и желания нравственного совершенствования.

Для изобразительного искусства это также актуально. Во-первых, предмет «изобразительное искусство» с использованием ЭОР способен интегрировать на своей базовой основе многие общеобразовательные, предметные области и обеспечить требования ФГОС начального общего образования по реализации новых методологических подходов и новых требований к результатам обучения, основным из которых в Федеральном государственном образовательном стандарте является мета-предметный и связан с достижением учащимися универсальных учебных действий, то есть

определенных умений и навыков в принятии решений в различных учебных ситуациях. Ме-тапредметный подход - это как раз организация такой мыслительной деятельности учащихся, когда они приобретают умения и навыки работы с информацией, формирующей знания для решения различных учебных задач: учатся целенаправленно и самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, искать и анализировать различную информацию, структурировать ее, отслеживать качество и содержание, оценивать свои возможности и способности. Только практически работая с электронными средствами обучения под руководством учителя, учащиеся и приобретают такие умения, которые потом станут практическими навыками.

Другой метапредметный фактор - это умение работать в команде. Чтобы учащиеся приобрели эти умения на уроках изобразительного искусства, необходимо учить, начиная с простых операций, разрабатывать с помощью ИКТ и ЭОР проекты, презентации, обучающие пособия как для собственного практического использования в учебной деятельности, так и помогая другим, в рамках коллективной, творческой работы, чтобы рисование было не просто рисованием, а настоящей, востребованной деятельностью, выводящей на реальный продукт, где каждый может увидеть и оценить визуально результаты своего труда. Выложенные в сети Интернет на школьных и личных сайтах, доступных для многих пользователей, и прежде всего для сверстников, они наполнят сеть действительно полезной, качественной информацией, будут способствовать мотивации учебной деятельности, рекламированию детского, уникального индивидуального и коллективного творчества. Таким образом, можно оформлять виртуальные выставки детских работ, на базе детских рисунков выпускать иллюстративные книги, открытки, которые можно посылать по сети друзьям, а не выискивать для общения то, что предложит Интернет, в готовом виде, лишая личного творческого труда, дополнительные наглядные материалы, красочные интерактивные пособия по изобразительному искусству и по другим общеобразовательным предметам, готовить совместные презентации к знаковым событиям школы, страны и т. д., все

это, выполненное самостоятельно и собственноручно детьми, будет пользоваться особым спросом и особенно цениться. Также во время такой работы младшие школьники начинают приобретать в процессе творческой деятельности важный метапредметный результат - это компьютерная грамотность и информационная ответственность за свои действия в информационной сети, что, несомненно, пригодится в их будущей практической деятельности.

Объединение в одном ЭОР красочных изображений живописи, архитектуры, скульптуры и полезной текстовой информации, возможность побывать за короткий промежуток времени в различных музеях, выставочных центрах, на мастер-классах оказывает на младших школьников сильное положительное эмоциональное воздействие, формирует их эстетический вкус, повышает интерес к учебе и дает неограниченные возможности получать и использовать накопленные человечеством знания в области культуры и искусства, науки и техники в любое время в свободном доступе. Кроме того, большая вариативность ЭОР позволяет разнообразить любое занятие по изобразительному искусству видеосюжетами, музыкой, анимациями, также дает возможность учащимся самим интерактивно управлять процессами, выстраивать алгоритмы занятий, заниматься проектированием, моделировать геометрические построения геометрических фигур, простейших натюрмортов, несложных композиций и т. д., используя ЭОР для лучшего понимания основ изобразительной грамоты в качестве дополнения к традиционным методам и формам обучения реалистическому искусству.

При таком подходе использование ЭОР на занятиях изобразительным искусством станет для детей младшего школьного возраста действительно инновационным средством художественно-творческого развития, отличным подспорьем в подготовке к практическим занятиям и инструментом эффективного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.

Подводя некоторый итог, отметим, что современная российская система начального общего образования должна преодолеть привязанность к традиционной системе обучения и собственную инертность и в связи с требовани-

ями ФГОС и вызовами времени, а также с целью преодоления отрицательного влияния развлекательных интернет-технологий начать активное внедрение и использование ЭОР в образовательный процесс, начиная с младшего школьного возраста, тем самым видоизменив формы проведения занятий и разнообразив методы обучения изобразительному искусству.

Основная цель внедрения ЭОР в общеобразовательный процесс - научить детей учиться, в том числе и для эффективного обучения младших школьников изобразительному искусству, проявляя и развивая их поисковую и познавательную активность, интерес к учебе и стремление к совершенствованию, передавая им уже на начальном этапе обучения новые знания, умения практической работы с информацией, развивая навыки, характерные для информационной культуры.

Главным критерием использования ЭОР в качестве приоритетного способа организации обучения любому общеобразовательному предмету и, если угодно, его миссией должно стать создание нового качества всей системы школьного образования. Без этого качества сегодня нельзя рассчитывать на процветание ныне существующей общей образовательной системы. Качество и эффективность образования при этом должны определяться, прежде всего, целесообразностью использования ИКТ и ЭОР в образовательных целях и руководствоваться основным принципом - «не навреди».

Ведущая и основополагающая роль в воспитании и обучении детей должна принадлежать учителю, который сам в совершенстве должен владеть современными ИКТ и применять на практике различные ЭОР, как инновационный инструмент для эффективности обучения.

Любой предмет усваивается лучше и образовательный процесс идет намного продуктивнее, когда есть эмоциональное отношение, эмоциональная реакция к нему. К сожалению, в сегодняшнем образовательном процессе эмоциональная составляющая обучения очень низка, особенно на уроках изобразительного искусства, вследствие чего идет угасание у детей, уже с младшего школьного возраста, интереса к искусству, и чтобы изменить ситуацию, нужно изменить учебно-воспитательный про-

цесс, сделав его инновационным, диалогичным, интерактивным, деятельностным, более открытым, доступным, привлекательным и интересным, и, взяв за основу увлечение детей ИКТ, направить этот интерес в более продуктивное и полезное русло.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ломов С. П. Стратегия опережающего развития художественного образования России в условиях глобализации современного мира // Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве: межвуз. сб. науч.-метод. тр, посвящ. 70-летию ХГФ МПГУ. - М.: Прометей, 2012. - С. 7-10.

2. Создание и использование информационных средств обучения / Н. Д. Изергин, А. А. Ку-дряшов, А. Ю. Руднев, В. А. Тегин. - Коломна: Коломенский ин-т МГОУ, 2013. - 159 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. -М.: Азбука, 2017. - 448 с.

4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. 1-4 класс (CD). - М.: Астрель, 2014.

5. Коменский Я. А. Великая дидактика. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1939. - 321 с.

6. Руднев А. Ю., Тегин В. А. Разработка и использование электронных учебных изданий. - М.: Lennex Corp, 2012. - 168 с.

7. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Альянс, 2014. - 250 с.

8. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1984. - 142 с.

REFERENCES

1. Lomov S. P. Strategiya operezhayushchego raz-vitiya khudozhestvennogo obrazovaniya Rossii v usloviyakh globalizatsii sovremennogo mira. In: Metodologiya khudozhestvenno-peda-gogicheskogo obrazovaniya v globalnom sotsio-kulturnom obrazovatelnom prostranstve. Coll. work. Moscow: Prometey, 2012. Pp. 7-10.

2. Izergin N. D., Kudryashov A. A., Rudnev A. Yu., Tegin V. A. Sozdanie i ispolzovanie infor-matsionnykh sredstv obucheniya. Kolomna: Ko-lomenskiy in-t MGOU, 2013. 159 p.

3. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. Moscow: Azbuka, 2017. 448 p.

4. Sokolnikova N. M. Izobrazitelnoe iskusstvo. 1-4 klass (CD). Moscow: Astrel, 2014.

5. Komenskiy Ya. A. Velikaya didaktika. T. 1. Moscow: Uchpedgiz, 1939. 321 p.

6. Rudnev A. Yu., Tegin V. A. Razrabotka i ispolzovanie elektronnykh uchebnykh izdaniy. Moscow: Lennex Corp, 2012. 168 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva v shkole. Moscow: Alyans, 2014. 250 p.

8. Shorokhov E. V. Metodika prepodavaniya kompozitsii na urokakh izobrazitelnogo is-kusstva v shkole. Moscow: Prosveshchenie, 1984.142 p.

Руднев Иван Юрьевич, аспирант и ассистент кафедры живописи художественно-графического факультета Института искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Rudnev Ivan Yu., Post-graduate student, assistant lecturer, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.