Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности'

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3019
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / CREATIVITY / ART / LEVELS OF CREATIVE DEVELOPMENT / COMPONENTS AND CRITERIA OF CREATIVE DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Жанна Рудольфовна

Статья посвящена исследованию развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности. Автор раскрывает педагогические технологии, обеспечивающие успешность решения данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Жанна Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN ART

The article is devoted to the research of developing creativity in primary school children. The author reveals the pedagogical technologies which provide the successful solution for the problem.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности»

УДК 373.3.036

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN ART

Ж. Р. Нестерова

Zh. R. Nesterova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности. Автор раскрывает педагогические технологии, обеспечивающие успешность решения данной задачи.

Abstract. The article is devoted to the research of developing creativity in primary school children. The author reveals the pedagogical technologies which provide the successful solution for the problem.

Ключевые слова: творческие способности, изобразительная деятельность, уровни творческого развития, компоненты и критерии развития творческих способностей, педагогические технологии.

Keywords: creativity, art, levels of creative development, components and criteria of creative development, pedagogical technologies.

Актуальность исследуемой проблемы. Движущие силы человечества - это творческие личности. На сегодняшний день остро назрела потребность в таких личностях, отличающихся нестандартным мышлением, умеющих находить оригинальные решения, смело выдвигать неожиданные идеи и гипотезы, способных быстро перестраиваться и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. В связи с этим в образовании становится приоритетной проблема творческого развития подрастающего поколения, что влечет за собой активизацию педагогических поисков и в науке, и в практике школьного образования.

В науке, как отечественной, так и зарубежной, существует множество определений понятия «творчество». В товаре С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [6]. Н. Роджерс пишет: «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [7]. Е. И. Яковлева понимает творческость как реализацию человеком собственной индивидуальности [8].

На наш взгляд, к детскому изобразительному творчеству наиболее применимо определение, данное Р. Гутом: «Творчество (процесс творчества) есть продуктивная мысли-

тельная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат» [4], поскольку, когда ребенок рисует, фантазирует, добывает новые для себя знания и умения, совершается качественный переход от уже известного к новому и появляется новый продукт.

Изучением развития творческих способностей школьников в различных видах деятельности занимались Г. С. Альтшуллер, А. В. Ассовская, Р. Арнхейм, В. А. Борзова, В. М. Воскобойников, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, А. Г. Ковалев, А. И. Копытин, И. Э. Кох, В. С. Кузин, Н. С. Лейтес, В. С. Мухина, В. И. Страхов и др. Развитие творческих способностей учащихся начинается с младшего школьного возраста [1], [2], [3]. Вместе с тем, как показывает анализ практики, многие педагоги начальной школы испытывают определенные трудности в организации педагогического процесса по развитию творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности.

Таким образом, в реальном педагогическом процессе имеется противоречие между требованиями общества к уровню развития школьников и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по повышению этого уровня.

С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности?

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности.

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

- раскрыть сущность понятия «развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности», разработать компоненты и критерии, охарактеризовать уровни творческого развития младших школьников;

- обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное творческое развитие младших школьников в изобразительной деятельности;

- осуществить экспериментальную проверку педагогических условий.

Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга:

- теоретических: сопоставительный анализ и систематизация философских, психолого-педагогических исследований по рассматриваемой проблеме, методической учебной литературы по теме исследования; сравнение, моделирование, классификация;

- эмпирических: диагностических (тестирование младших школьников, самооценка, экспертная оценка), обсервационных (наблюдение - прямое и косвенное - за деятельностью младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью; беседы с учителями, родителями), экспериментальных;

- методов математической обработки результатов эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась на базе Канашской детской художественной школы. В ней принимали участие 103 учащихся в возрасте 7-9 лет.

Результаты исследований и их обсуждение. Способности - яркое проявление совокупности свойств какой-либо психофизиологической функции. Они дают качественную характеристику ее проявления, чему способствуют эмоциональные и волевые особенности человека. Творческие способности - это способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность отказываться от стереотипных спо-

собов мышления (Дж. Гилфорд). Творческие способности подразделяются на общие и специальные. Специальные способности проявляются в определенной сфере деятельности (театральной, литературной, музыкальной, изобразительной и т. п.). При этом для развития специальных способностей большое значение имеют врожденные задатки. Общие творческие способности включают способность к вариативности и импровизации в решении задач и проблемных ситуаций в нестандартных условиях.

Сопоставительный анализ и систематизация исследований по рассматриваемой проблеме позволяют нам выявить тесную связь между творческими способностями и такими компонентами, как:

- творчество и одаренность, талантливость, гениальность (В. М. Бехтерев, Н. С. Лейтес, В. М. Теплов, Д. В. Либин, С. Л. Рубинштейн): одаренность как общая природная предпосылка творчества; талант как актуализация специальных способностей; гениальность как уникальная форма самовыражения и самореализации;

- творчество и интеллект (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, М. Айзенк, Л. И. Ларионова): интеллект как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме;

- творчество и креативность (К. Роджерс, Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов, Ф. Бар-рон): креативность как способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления;

- творчество и воображение (А. В. Петровский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. Б. Ермолаева-Томилина): воображение как преобразование представлений;

- творчество и интуитивность (А. Т. Фаттахова, Ю. А. Жигалов, Т. А. Барышева): интуитивность как механизм творческого процесса.

Выводы, вытекающие из изучения нами специфики изобразительной деятельности:

1. Изобразительное творчество обеспечивает единство протекания процессов восприятия, воображения и мыслительной деятельности.

2. В изобразительной деятельности проявляется целостность логического и образного мышления и осуществляется переход от конкретного мышления к понятийному.

3. Символическая и графическая экспрессия рисунка позволяет выразить предсоз-нательное ощущение реальной действительности.

4. В рисунке мышление проявляется как конкретно-чувственное.

5. Изобразительная деятельность является игровым видом деятельности, обеспечивающим социальную коммуникацию.

6. Рисунки, выполненные младшими школьниками, можно использовать для анализа результатов развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

В развитии творческих способностей важное место принадлежит педагогическим технологиям. Технология развития творческих способностей в изобразительной деятельности предполагает теоретически обоснованную практическую реализацию следующих взаимосвязанных, протекающих в единстве компонентов: целеполагающего, содержательного, процессуального-методологического и диагностико-результативного.

В нашем исследовании теоретическими основами построения экспериментальной модели технологии развития творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности стали следующие концепции:

- личностно ориентированный педагогический процесс (Е. В. Бондаревская, Е. С. Белова, А. А. Вербицкий, Э. А. Голубева, В. В. Сериков, И. П. Ищенко, И. А. Колесников, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железвская, Э. А. Венгер, Н. В. Высотская);

- деятельностный подход в развитии творческих способностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев);

- идея одаренности и творческих способностей (Ю. Д. Бабаева, Д. Гилфорд, Н. С. Лейтес, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин, П. Торренс, Т. М. Марютина);

- специфика изобразительной деятельности ребенка (В. М. Воскобойников, Р. Арн-хейм, Н. М. Георгиев, Е. И. Банзелюк, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Г. А. Голицын, В. С. Кузин, А. И. Копытин, В. С. Мухина, В. М. Петров, В. И. Страхов, П. Т. Тюрин).

Базовым в технологии развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности является целеполагающий компонент, предусматривающий ряд задач: социально-психологических, педагогических, методических.

Социально-психологические задачи связаны с созданием благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

Педагогические задачи направлены на развитие творческих способностей в ходе учебно-воспитательного процесса. Методические задачи направлены на использование комплекса форм, методов, средств обучения в формировании творческих способностей младших школьников.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности реализовывалось посредством решения следующих задач:

- изучения программного материала начальной школы во взаимосвязи с развитием образного представления и эмоционально-чувственного опыта младшего школьника;

- развития познавательной деятельности, мышления, личностно-психологических характеристик детей;

- обеспечения оптимальных условий для развития позитивных межличностных отношений, коммуникативных качеств и способности ребенка к рефлексии.

В основе содержательного компонента лежат знания о сущности, закономерностях, структуре и особенностях развития творческих способностей в изобразительной деятельности, определяющих направленность педагогического процесса в целом. Это совокупность определенных знаний, как программных, так и специальных; креативно-познавательных и креативно-волевых качеств, составляющих структуру творческих способностей, а также различных видов деятельности теоретического, практического и творческого характера.

Содержательный компонент нашего исследования включает разработку программы занятий художественно-эстетической студии «Радуга» и методические рекомендации по их проведению. В программе представлены 32 темы. Перечислим некоторые из них: «Сказочный мир искусства», «В гостях у принцессы радуги», «Нецветное царство», «Королевство теплых и холодных красок», «Осенние дары», «Первый снег», «Узоры на стекле», «Семья снеговиков», «Зимний пейзаж», «Новогодние игрушки» и др.

Приведем краткое содержание одного из занятий.

Тема: «Нецветное царство». Ахроматические цвета (черный, серый, белый) и смеси этих цветов с основными и дополнительными. Получение звонких и глухих красок. Изучаем, как изменяется тон красок под действием этих цветов. Продолжаем учиться писать красками, изучаем способ вливания цвета в цвет, учимся рисовать и использовать оттенки основных и дополнительных цветов.

Выполняем упражнения - изображаем различные состояния природы (небо в пасмурный и солнечный дни, спокойное и бурное море).

Система занятий построена с учетом принципов доступности, последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.

Цель занятий: формирование навыков изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста; восприятие изобразительного искусства; развитие художественных способностей у детей.

Основное внимание уделяется рисованию красками. Данный вид занятий развивает у младших школьников зрительное восприятие цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения; формирует практические навыки художественной деятельности (элементарные основы рисунка, цветоведения) и способности образного воплощения замысла в творческой работе.

Достижение поставленной цели обеспечивается процессуально-методологическим компонентом, который предполагает взаимодействие определенных методов и приемов.

Занятия изобразительной деятельностью носили групповой характер, осуществлялись в рамках урока, выполнялись в качестве домашнего задания; использовались проблемное обучение, метод «мозгового штурма», ИКТ-технологии и средства мультимедиа.

При групповом занятии изобразительной деятельностью применялись педагогические ситуации, развивающие мышление, положительную самооценку, активное эстетическое отношение к окружающей жизни и искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, рефлексию. При выполнении работ использовались приемы воображения: агглютинация, комбинирование, синектика, акцентуирование, гиперболизация, специфическое обобщение.

Практические занятия выстраивались в занимательной форме. В качестве основных методов и приемов выступали имитационные игры, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке.

Диагностико-результативный компонент включал диагностические процедуры, дающие возможность выявить критерии и уровни творческого развития детей и определить педагогическую технологию развития творческих способностей в изобразительной деятельности как целостный процесс.

Оценка показателей развития творческих способностей детей осуществлялась с использованием следующих критериев:

- беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;

- гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

- оригинальность - способность генерировать идеи, отличающиеся от общепринятых;

- разработанность - способность усовершенствовать объект путем детализации;

- логическое мышление - способность к анализу, обобщению, установлению родовидовых взаимосвязей;

- визуальное мышление - способность визуализировать содержание понятий посредством изобразительной деятельности;

- коммуникативность - способность высказывать свои мысли, навыки вербального и невербального общения.

Данные критерии на начальном этапе исследования дали возможность выделить группы учащихся по уровню развития творческих способностей.

Низкий уровень характеризуется отсутствием у ребенка целостного восприятия окружающего мира. В реальной жизни это демонстрируется неспособностью выделять свойства окружающих явлений, объектов, неумением обобщать, вести поисковую деятельность и проводить аналогии.

Учащиеся, отнесенные к среднему уровню развития творческих способностей, отличались способностью к анализу, проявлением самостоятельности в выборе объектов для изображения, умением видеть в объекте новые признаки. Характеризуя свою работу, учащиеся могли объединить по смыслу ряд изображенных на рисунке предметов, проследить их взаимосвязь, которая, однако, была очевидна и опиралась на видимые признаки изображенных объектов.

Учащимся, отнесенным нами к высокому уровню, были свойственны умение использовать разнообразные объекты, изображать действие, способность к целостному восприятию окружающей действительности, отражение в своих работах высокого уровня обобщений. Школьников с высоким уровнем развития творческих способностей отличали инициативность, изобретательность, адекватность самооценки, способность к самоорганизации, умение сотрудничать, высокая работоспособность.

Разработанные критерии оценки уровня творческого развития младших школьников в изобразительной деятельности позволили нам осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в процессе развития у них творческих способностей.

Экспериментальная работа была направлена на внедрение авторской программы занятий в художественно-эстетической студии «Радуга», предназначенной для развития творческих способностей младших школьников.

Предмет развития художественных способностей включает следующие направления: графическое развитие; развитие цветоощущения; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики; учимся у природы.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены 4 основных вида занятий: живопись, декоративно-прикладное искусство, композиция, скульптура. Основные виды занятий взаимосвязаны, дополняют друг друга и проводятся с учетом особенностей времен года и любимых детьми праздничных дат. Данная программа предполагает:

- тематический подход к планированию учебного материала, все темы занятий подчинены общей теме четверти и учитывают интересы детей и их возрастные особенности;

- систему учебно-творческих знаний на основе ознакомления с мировым изобразительным искусством и народным декоративно-прикладным творчеством;

- направленность содержания программы на развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности, их эстетического отношения к окружающему миру, предметам быта, природе, умения создавать красоту вокруг себя.

При реализации диагностико-результативного компонента разработанная нами система критериев оценки уровня творческого развития способностей младших школьников в изобразительной деятельности (низкий, средний и высокий уровни) была соотнесена с результатами наблюдений (табл. 1) [5].

Таблица 1

Уровни развития творческих способностей младших школьников

Группы Количество испытуемых по уровням на начальном и конечном этапах исследования (до/после)

Низкий Средний Высокий

До После До После До После

Экспериментальная группа (55 чел.) 25 14 27 36 3 5

Контрольная группа (48 чел.) 22 20 25 27 1 1

Из результатов таблицы видно, что если на начальном этапе формирующего эксперимента примерно равное количество детей показали низкий и средний уровни развития творческих способностей, высокий уровень показали 3 человека из экспериментальной группы и 1 человек из контрольной группы, то на конечном этапе формирующего эксперимента количество детей, отнесенных к низкому уровню развития творческих способностей, уменьшилось в обеих группах за счет увеличения количества детей, отнесенных к среднему уровню: с 27 до 36 - в экспериментальной группе, с 25 до 27 - в контрольной группе. Высокий уровень показали 5 человек из экспериментальной группы и 1 человек из контрольной группы.

Резюме. Как показало исследование, развитие творческих способностей у младших школьников происходит успешно при реализации следующих педагогических условий:

- организации учебного процесса на основе внедренной авторской программы «Радуга»;

- организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся в процессе развития их творческих способностей;

- использовании инновационных методов в обучении: проблемного обучения, «мозгового штурма», компьютерных технологий и средств мультимедиа, новых материалов, средств и техник работы.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Альтшулер, Г. С. О психологии изобразительного творчества / Г. С. Альтшулер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 37-49.

2. Ассовская, А. В. Изучение креативности младших школьников / А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова // Ананьевские чтения, 1997: тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997. - С. 56-58.

3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 222 с.

4. Гут, Р. О. О творчестве в науке и технике / Р. О. Гут // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 130-139.

5. Краткий тест творческого мышления, фигурная форма / под ред. Е. И. Щеблановой. - М. : Интар, 1995. - 48 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

7. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. -С. 164-168.

8. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 28-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.