Научная статья на тему 'Содержание и структура проектной компетентности: опыт системы среднего профессионального образования'

Содержание и структура проектной компетентности: опыт системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROJECT COMPETENCE / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENT APPROACH / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FUTURE SPECIALISTS / PROJECT COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Татьяна Михайловна

Введение. Статья посвящена одной из актуальных тем среднего профессионального образования подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Цель статьи заключается в анализе результатов педагогического исследования, определяющих решение проблемы формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в учреждениях среднего профессионального образования для повышения качества их обучения и достижения уровня профессионализма. Автор раскрывает содержание и структуру проектной компетентности, способствующей успешности будущей профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях. Методология. Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований, педагогического наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента, анализа собственной педагогической деятельности. Результаты исследования заключаются в выявлении структуры проектной компетентности будущих специалистов швейного производства и ее содержания путем выделения проектных компетенций: проектно-мотивационной, проектно-личностной, проектно-когнитивной, проектно-технологической, проектно-креативной, организационно-проектировочной, проектно-аналитической, проектно-рефлексивной. Заключение. Выделенные проектные компетенции имеют деятельностную форму проявления, набор знаний и умений, профессионально важные качества личности и опыт деятельности, необходимые для решения профессиональных задач проектирования и отражают результативность формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеглова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND STRUCTURE OF PROJECT COMPETENCE: THE EXPERIENCE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

Introduction. The article is devoted to one of the topical issues of secondary professional education training of competent, competitive specialists in the labor market. The purpose of the article is to analyze the results of pedagogical research that determines the solution of the problem of project competence formation of future specialists of garment production in secondary professional education to improve the quality of their training and achieve a level of professionalism. The author reveals the content and structure of project competence, contributing to the success of future professional activity in the new socio-economic conditions. Materials and Methods. The study was conducted on the basis of theoretical analysis methods of domestic and foreign research, pedagogical observation, questionnaire survey, pedagogical experiment, analysis of own pedagogical activity. Results. The results consist in the identification of the project competence structure of future specialists of garment production and its content through identified project competencies: project-motivational, project-personal, project-cognitive, project-technological, project-creative, organizational project, project-analysis and project-reflective. Conclusions. The author notes that the identified project-based competencies are activity form of manifestation, range of knowledge and skills, professionally important qualities of personality and experience necessary for solving professional tasks of projecting and reflect the performance of formation of the project competence of future specialists of sewing production in the conditions of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура проектной компетентности: опыт системы среднего профессионального образования»

УДК/uDC 377 Т. М. Щеглова

T. Shcheglova

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:

опыт системы среднего профессионального образования

THE CONTENT AND STRuCTuRE OF PROJECT COMPETENCE: THE EXPERIENCE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDuCATION SYSTEM

Введение. Статья посвящена одной из актуальных тем среднего профессионального образования — подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Цель статьи заключается в анализе результатов педагогического исследования, определяющих решение проблемы формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в учреждениях среднего профессионального образования для повышения качества их обучения и достижения уровня профессионализма. Автор раскрывает содержание и структуру проектной компетентности, способствующей успешности будущей профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Методология. Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований, педагогического наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента, анализа собственной педагогической деятельности.

Результаты исследования заключаются в выявлении структуры проектной компетентности будущих специалистов швейного производства и ее содержания путем выделения проектных компетенций: проектно-мотивационной, проектно-личностной, проектно-когнитивной, проектно-тех-нологической, проектно-креативной, организационно-проектировочной, проектно-аналитической, проектно-рефлексивной.

Заключение. Выделенные проектные компетенции имеют деятельностную форму проявления, набор знаний и умений, профессионально важные качества личности и опыт деятельности, необходимые для решения профессиональных задач проектирования и отражают результативность формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.

Introduction. The article is devoted to one of the topical issues of secondary professional education — training of competent, competitive specialists in the labor market. The purpose of the article is to analyze the results of pedagogical research that determines the solution of the problem of project competence formation of future specialists of garment production in secondary professional education to improve the quality of their training and achieve a level of professionalism. The author reveals the content and structure of project competence, contributing to the success of future professional activity in the new socio-economic conditions.

Materials and Methods. The study was conducted on the basis of theoretical analysis methods of domestic and foreign research, pedagogical observation, questionnaire survey, pedagogical experiment, analysis of own pedagogical activity.

Results. The results consist in the identification of the project competence structure of future specialists of garment production and its content through identified project competencies: project-motivational, project-personal, project-cognitive, project-technological, project-creative, organizational project, project-analysis and project-reflective.

Conclusions. The author notes that the identified project-based competencies are activity form of manifestation, range of knowledge and skills, professionally important qualities of personality and experience necessary for solving professional tasks of projecting and reflect the performance of formation of the project competence of future specialists of sewing production in the conditions of secondary professional education.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, проектная компетентность, среднее профессиональное образование, компетентностный подход, будущие специалисты, проектные компетенции.

Keywords: professional competence, project competence, secondary professional education, competent approach, future specialists, project competencies.

Введение

Единая цель современного профессионального образования состоит в подготовке профессионала на таком уровне мастерства, который соответствует уровню сложности выполняемых задач, предусмотренных программой и получаемой ступенью квалификации, и является необходимым для включения будущего специалиста в процесс дальнейшего непрерывного образования как профессионала и современного человека. Изменения в содержании среднего профессионального образования (СПО), связанные с переходом к компетентностной модели выпускника, с необходимостью формирования профессиональных и общих компетенций у будущих специалистов, дали импульс и актуализировали интерес к подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена, обладающих компетентностью в разных сферах деятельности: в профессиональной, межличностном общении, других сферах твоей жизни. Основная задача СПО заключается в подготовке компетентных, ответственных, социально активных и творческих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, призванных ответить на вызовы современного развития общества [4; 5; 13; 16]. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) СПО нацеливают педагогов техникумов/колледжей на подготовку современного специалиста, свободно владеющего профессией/специальностью, которого ждет работодатель: профессионально компетентного, способного быстро принимать правильные решения, готового к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту, социально и профессионально мобильного.

Программы популяризации рабочих профессий, вступление России в движение рабочих профессий «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) дали возможность в российских техникумах/колледжах формировать у будущих специалистов востребованные мировым сообществом компетенции, позволяющие им в дальнейшем гибко реагировать на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия и перестраивать содержание своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современного рынка труда. В связи с этим важным концептуальным положением обновления содержания профессионального образования в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г [4] провозглашается компетентностный подход.

Применительно к нашему исследованию компетентностный подход занимает ключевую позицию в формировании проектной компетентности, обеспечивает качество образования, основным требованием которого является формирование профессионально компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

Все это определило цель исследования, которая заключалась в решении проблемы формирования проектной компетентности обучающихся в системе СПО на основе методологических подходов, структуры и ее содержания.

Методология

Для достижения цели исследования мы опирались на следующие современные концепции и теории: профессионального образования и становления (Г В. Безюлева, Ю. В. Варданян,

A. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев и др.); формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В. А. Беликов, А. Я. Найн, Н. С. Пряжников и др.); технологии проектной деятельности (О. С. Гребенюк, М. И. Гуревич, И. Я. Лернер, И. Ю. Малкова и др.) и формирования проектной компетентности будущего специалиста (В. Г Веселова, Ю. А. Володина, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.); связи успешности профессиональной деятельности с личностными особенностями ее субъекта (Л. Н. Анцыферова, Л. Н. Корнеева, Е. А. Климов и др.); мотивации профессионального самоопределения (В. Н. Кормакова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др.); индивидуализации и личностно ориентированного образования (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская,

B. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Для проведения исследования мы применили комплекс следующих методов: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам структурной характеристики проектной компетентности, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ собственной педагогической деятельности.

Результаты

Основная задача швейного производства заключается в максимальном удовлетворении потребностей людей в добротной, современной, красивой одежде высокого качества и разнообразного ассортимента, пользующейся спросом и отвечающей тенденциям современных моды, конструкции и технологии [12]. Швейные фабрики и небольшие фирмы (дома моды, ателье по изготовлению одежды по индивидуальным заказам, дизайн-студии, малые производственные предприятия) фактически составляют ядро будущей полноценной индустрии моды. Следовательно, в современных условиях швейного производства требуются специалисты, ориентированные на исследования, эксперименты и решение проблемно-творческих задач при проектировании одежды в широком спектре профессиональной деятельности. ФГОС СПО, профессиональные стандарты и квалификационные характеристики определяют профессиональные требования к подготовке будущих специалистов швейного производства со сформированными профессиональными и общими компетенциями, обладающих компетентностью в разных сферах деятельности: профессиональной, социальной, межличностном общении.

Специфика труда специалиста швейного производства предполагает личное участие в создании продукта (одежды) на всех этапах технологической цепи: от проектирования до реализации. Достижение целостности требует от специалиста швейного производства не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и обладания творческим воображением, эстетическим чувством, фантазией, которые характерны для художника [3]. Он должен уметь анализировать, классифицировать и обобщать полученные результаты, для него характерны системность и логичность мышления, способность к конструктивной деятельности [8].

Специалист швейного производства должен не только создавать для человека комфортную среду, но и воспитывать его эстетический вкус, ориентируясь на самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей. В. В. Ермилова, Т. О. Бердник, Е. И. Рачицкая и другие отмечают, что искусство создания костюма как утилитарной вещи и художественного произведения, имеющего своей целью преобразить человека, помочь ему создать определенный образ, соответствующий либо его собственному представлению о себе, либо образу, к которому он стремится, либо необычному образу, раздвигающему рамки повседневности, есть дизайн костюма (одежды) [1; 3; 10]. Профессиональные знания и деловые качества составляют совокупность компетенций будущего специалиста швейного производства, ставших необходимыми в современных условиях.

Анализ профессиональных компетенций будущих специалистов швейного производства (технолог-конструктор, конструктор-модельер, художник по костюму) [14; 15], их квалификационных характеристик [9] позволил нам выявить основные виды профессиональной деятельности, заключающиеся в изготовлении изделия: от задуманной идеи (эскиза) до ее воплощения в материале (готовой модели одежды). Данный анализ позволил заключить, что объектом профессиональной деятельности будущего специалиста швейного производства являются изделия одежды и конструкторско-технологическая документация, регламентирующая все стадии проектирования одежды. Результатом профессиональной деятельности является проект — единичная модель одежды или костюм (комплект).

Готовность к проектной деятельности будущих специалистов швейного производства проявляется в решении задач как художественно-творческих, так и конструкторских, обеспечивающих выполнение практических проектных заданий, результатом которых являются разработанные эскизы и чертежи конструкций изделий одежды, подготовка конструкторско-технологической документации на новую проектируемую модель одежды. Поэтому одним из важных требований, предъявляемых к специалистам швейного производства, является способность разрабатывать дизайнерские проекты на высоком уровне [3]. Результат профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства [9; 14; 15], достигших определенного уровня сформирован-ности умений проектирования и овладевающих опытом профессиональной деятельности, определяется как готовность к ней. Профессиональная деятельность формирует активность личности, способствует сознательному выбору и профессиональной результативности, без чего невозможно представить будущего специалиста швейного производства. Таким образом, личностный аспект профессиональной подготовки будущего специалиста швейного производства в первую очередь проявляется в формировании проектной компетентности.

Формирование проектной компетентности будущих специалистов характеризуется способностью специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность и успешность реализовывать проектную деятельность, обоснованность выбора проектных решений и их оптимизацию в случае многовариантности, осознание социальной значимости и личной ответственности за ее результат.

Проведенный анализ педагогической и психологической литературы по проблеме формирования проектной компетентности как предмета научно-педагогического исследования в многочисленных интерпретациях позволил сделать вывод, что этот процесс требует включения обучающегося на каждом этапе профессиональной подготовки, обеспечивающей не только владение знаниями, содержанием компетентности, но и опытом проявления компетентности в стандартных и нестандартных профессионально ориентированных ситуациях; выражения отношения к содержанию проектной деятельности; результата проявления проектной компетентности.

Специфика формирования и развития проектной компетентности как интегративной характеристики субъекта профессиональной деятельности, выражающейся в эффективном функционировании в профессиональном сообществе, реализации задач, закрепленных за ним в системе общественного разделения труда, рассмотрена в работах Н. В. Матяш и А. Ю. Володиной [7].

Анализ отечественной [2; 6; 7] и зарубежной литературы [18-20] позволил нам выявить, что проектная компетентность определяется уровнем готовности будущего специалиста выполнять проектную деятельность, его способностями к проектированию и мотивированным стремлением к самосовершенствованию и направлена на развитие культуры мышления, поведения, профессионализма.

Анализ понятия «проектная компетентность» показал, что А.П. Болозович, А. Ю. Володина, Н. В. Матяш, И. Ю. Малкова, А. Н. Сергеев и другие рассматривают его как субъектную характеристику деятельности специалиста, выражающуюся в способности и готовности к самостоятельной деятельности (теоретической и практической) по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе принципов природо- и культуросообразности [2; 6-8; 11].

В ходе исследования с целью раскрытия сущности «проектная компетентность будущего специалиста швейного производства» нами был проведен теоретический анализ соответствующих философских, педагогических, профессионально-дизайнерских информационных источников (А. Абрамова, Т. О. Бердник, Н. В. Воронов, П. С. Гуревич, К. Т. Кантор, А. И. Коваленко, Е. Н. Ковешникова, Т. В. Козлова, Ф. М. Пармон, Е. И. Рачицкая, В. Ф. Рунге, Л. А. Соловьев, И. Б. Торшина и др.), который позволил установить, что рассматриваемое нами понятие является сложным феноменом.

Проведенное нами исследование позволило рассматривать проектную компетентность будущего специалиста швейного производства как целостное интегративное личностное образование, характеризующееся совокупностью знаний, умений и профессиональных качеств будущего специалиста в проектной дизайн-деятельности, определяющей технологию изготовления продукта проектирования, личностное отношение к проектированию, направленному на создание социально значимых проектов швейного производства (новых изделий одежды).

Сложность и многогранность проблемы формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО потребовали концентрации внимания на основных положениях методологических подходов: компетентностного (В. И. Байденко, Л. В. Елагина, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, Э. Э. Сыманюк, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин и др.) и деятельностного (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. Ф. Турянская и др.), что позволило нам перейти к комплексному выявлению структуры и содержания проектной компетентности.

Основываясь на полученных результатах исследования, выявив методологические подходы и обобщив различные точки зрения структуры проектной деятельности (А. П. Болозович, Е. Б. Ерцкина, В. Я. Ляудис, Н. В. Матяш, И. Ю. Малкова, Н. Н. Нечаев, Л. Л. Никитина, С. И. Осипова и др.), мы определили структуру проектной компетентности будущего специалиста швейного производства через единство компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.

Мотивационный компонент проектной компетентности рассматривается нами как исходный уровень сформированности проектной компетентности будущего специалиста швейного производства и выражается в осмыслении социальной значимости профессии и проектной дизайн-дея-

тельности, сформированной мотивации к овладению проектной компетентностью, готовности к проявлению ответственности за принятые решения.

Когнитивный компонент проектной компетентности основывается на алгоритмах решения задач и знании теоретических основ построения изображений пространственных форм на плоскости, приобретении умений, необходимых для профессионального выполнения дизайн-проектов. Результатом данного компонента являются как система знаний, способствующая пониманию логики проектирования и места проектной деятельности среди видов и форм дизайн-деятельности, так и активная познавательная позиция.

Деятельностный компонент проектной компетентности основывается на комплексе профессиональных знаний организации проектной деятельности и включает овладение обучающимися умениями видеть задачи проектной дизайн-деятельности, осуществлять поиск их решения; предвидеть конечный результат, определяемый целью проекта в идеальном варианте; разрабатывать стратегию решения проектной задачи, формулировать гипотетические положения, оценивать предлагаемые для решения варианты и выбирать из них оптимальные; подготавливать концепцию проекта, конкретизировать задачи в процессе реализации проекта, определять условия их решения; отбирать средства достижения целей управления процессом реализации проекта.

Рефлексивный компонент проектной компетентности включает самоанализ и самооценку будущего специалиста швейного производства своей проектной дизайн-деятельности и ее результатов, позволяет осмыслить и оценить степень реализации желаемых целей проектной деятельности, направленной на раскрытие профессионально значимых владений знаниями, умениями. Он способствует сознательному контролю результатов проектной деятельности и уровня самоопределения и саморазвития личностных профессиональных достижений, характеризует личность с позиции творческой активности, отражает стремление к творческой самореализации [17].

Специфика профессиональной деятельности специалистов швейного производства, анализ результатов исследования, многолетний опыт работы автора в системе СПО позволили рассмотреть содержание проектной компетентности через выделенные проектные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист швейного производства и которые должны приобретаться в процессе учебно-профессиональной деятельности: проектно-мотивационную, проектно-личностную, проектно-когнитивную, проектно-креативную, проектно-технологическую, организационно-проектировочную, проектно-аналитическую и проектно-рефлексивную. Каждая из компетенций имеет деятельностную форму проявления, то есть набор знаний и умений, профессионально важные качества личности и опыт деятельности, необходимые для решения профессиональных задач дизайн-проектирования.

Проектно-мотивационная компетенция побуждает будущего специалиста швейного производства к сознательным действиям, поступкам, глубокой личностной заинтересованности в проектной деятельности. Основными составляющими мотивации проектной деятельности являются мотивированное стремление к самообразованию, самосовершенствованию, направленное на развитие культуры проектирования.

Проектно-личностная компетенция выражается в стремлении личности будущего специалиста швейного производства реализовывать потребность в проектной дизайн-деятельности как социально значимой. Осознание социальной значимости и личной ответственности проявляется в стремлении улучшить качество и повысить конкурентоспособность швейных изделий, обновить их ассортимент путем разработки и внедрения новых моделей, конструкций и использования современной технологии изготовления.

Проектно-когнитивная компетенция является одной из основных компетенций в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Ее содержание направлено на постановку и решение познавательных задач дизайн-проектирования, продуктивное познание, исследование и интеллектуальную деятельность.

Проектно-креативная компетенция проявляется в сформированности индивидуальных творческих качеств проектирования, в формировании гибкости, оригинальности и критичности мышления; нестандартном подходе к решению проблемных ситуаций при создании новых моделей одежды, как утилитарной вещи, так и художественного произведения, выполняющего множество функций.

Проектно-технологическая компетенция ориентирована на практические аспекты реализации проектной деятельности, позволяющие эффективно использовать свой потенциал, то есть

систему знаний, умений, практического опыта, в конкретных проектных ситуациях, соблюдая при этом последовательность выполнения технологических операций для создания новых оригинальных дизайнерских продуктов проектирования.

Организационно-проектировочная компетенция выступает как совокупность знаний, умений и профессиональных качеств личности по организации процесса проектирования с учетом ее влияния на качество результата проекта. Знания приемов и методов проектирования, мера включенности в проектирование (участник проекта, исполнитель проектных задач; участник разработки проекта, постановщик проблем, целей, разработчик средств проектной работы; организатор проекта, управление разработкой замысла и реализацией проекта) обеспечивают готовность обучающихся включаться в проектирование, ставить и решать задачи, самостоятельно организовывать проектную деятельность.

Проектно-аналитическая компетенция способствует сознательному самостоятельному анализу и контролю результатов деятельности дизайн-проектирования и уровня саморазвития, личностных профессиональных достижений в разработке и реализации проектов создания новых моделей одежды по требованиям целесообразности.

Проектно-рефлексивная компетенция позволяет будущим специалистам швейного производства проанализировать эффективность своей проектной деятельности, оценить результативность алгоритма проектов, сопоставить затраченные усилия на полученный результат, а также оценить уровень собственных способностей и выполняемой дизайн-деятельности по проектированию новых функций и качеств одежды, новых форм, возникающих в связи с изменяющимися потребностями общества и модой, появлением новых материалов и технологий в легкой промышленности [17].

Профессионально важные качества, выделенные в каждой компетенции, образуют способности как свойства личности будущего специалиста, обеспечивающие успешность выполнения конкретного вида деятельности. На основании анализа специфики профессиональной деятельности будущего специалиста швейного производства (технолог-конструктор, конструктор-модельер, художник по костюму) к содержанию каждой компетенции можно отнести творческие, исследовательские, организаторские,конструкторские и технологические способности.

Заключение

Проведенный анализ результатов исследования позволяет утверждать, что знания, умения и опыт, входящие в состав проектных компетенций, формирование и проявление которых может быть обеспечено в условиях СПО, не являются статичными, что придает проектной деятельности динамичность, способность к развитию и изменению. От степени развитости основ проектирования будущего специалиста швейного производства зависит личностное и профессиональное самоопределение, адекватная мобильность в профессиональной деятельности.

Особенностью проектной компетентности будущего специалиста швейного производства является то, что каждый ее компонент развертывается в содержании компетенций и указывает на конкретный объект, по отношению к которому формируются соответствующие способы деятельности. Структурное содержание проектной компетентности включает не только проектные компетенции, но и опыт, профессионально важные личностные качества, способности, ценности, установки и т. д. Структура проектной компетентности будущих специалистов швейного производства проявляется в процессе профессиональной дизайнерской деятельности, то есть у работающего специалиста, у которого отдельные ее стороны (представления, специальные знания, умения, личностная направленность, индивидуальные качества и др.) начинают складываться уже в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла и специально организованной внеурочной деятельности [8]. Оценка проектной компетентности возможна через результат деятельности при решении проектно-творческих задач.

Таким образом, подготовка будущего специалиста швейного производства в системе СПО достигнет основной цели профессионального образования, заключающейся в подготовке высококвалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, работодателей, стандартов WoгldSkills, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Литература

1. Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма. Ростов н/Д : Феникс, 2000. 448 с.

2. Болозович А. П. Методика формирования проектной компетентности специалиста в сфере инвестиционной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 258 с.

3. Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М. : Мастерство : Академия, 2010. 224 с.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www.consultant.nu (дата обращения: 29.01.2017).

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www. businesspnavo.nu (дата обращения: 03.02.2017).

6. Малкова И. Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компетентности // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286. С. 164-167.

7. Матяш Н. В., Володина Ю. А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). С. 9. URL: http://psystudy.nu (дата обращения: 20.04.2016).

8. Никитина Л. Л. Формирование проектной компетенции специалистов легкой промышленности (на примере специальности «Конструирование изделий из кожи») : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007. 254 с.

9. Профессиональный стандарт «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам» [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.12.2015 № 1124н. URL: http://pnofstandant.nosmintnud.nu (дата обращения: 20.06.2017).

10. Рачицкая Е. И., Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов н/Д. : Феникс, 2002. 608 с.

11. Медведев П. Н., Сергеев А. Н., Сергеева А. В. Критерии и показатели сформированности проектно-технологической компетенции бакалавров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. Т. 2, № 4. С. 134.

12. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. minpnomtong.gov.nu (дата обращения: 15.04.2016).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва : Проспект, 2013. 160 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 29.01.04 Художник по костюму. М. : Министерство образования и науки РФ, 2013. 27 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. М. : Министерство образования и науки РФ, 2014. 52 с.

16. Федеральные образовательные стандарты СПО [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.nu/pno/fgos/spo/ (дата обращения: 25.02.2016).

17. Щеглова Т. М. Формирование проектной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования (на материале укрупненной группы специальностей и профессий «Технологии легкой промышленности») : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2016. 292 с.

18. Hoffmann T. The meanings of competency//Jounnal of Eunopean Industnial Tnaining. 1999. Vol. 23, № 6. Р. 275-285.

19. Keen K. Competence: What is it and how can be developed? // Instnuctional Design: Inplementation Issues / eds. J. Lowyck, P. de Potten, J. Elen. Bnussels : IMB Education Centen, 1992. P. 111-112.

20. Schmitz I. Studienbegleitende Pnojekte - Knitische Situationen zwischen sozialpadagogischen Pnaxis und univensitanen Lehnvenanstalfungen // Gnuppendynamik. 1990. Vol. 21, № 2.

References

1. Bendnik T. O., Neklyudova T. P. Dizajn kostyuma [Fashion design]. Rostov-na-Donu, Phoenix, 2000. 448 р. (In Russian).

2. Bolozovich A. P. Metodika fonminovaniya pnoektnoj kompetentnosti specialista v sfene investicionnoj deyatel'nosti [Methodology of fonming pnoject competence of a specialist in the field of investment activity]. Ph. D. thesis. Tambov, 2008, 258 p. (In Russian).

3. Enmilova V. V., Enmilova D. Yu. Modelinovanie i hudozhestvennoe ofonmlenie odezhdy [Modeling and deconation of clothes]. Moscow, Masteny, Academy, 2010, 224 р. (In Russian).

4. Koncepciya dolgosnochnogo social'no-ekonomicheskogo nazvitiya Rossijskoj Fedenacii na peniod do 2020 goda [Conception of long-tenm socio-economic development of Russian Fedenation on a peniod 2020]. Onden of the Government of the Russian Fedenation Novemben 17, 2008 no. 1662-n. Available at: http://www.consultant.nu (accessed 29.01.2017). (In Russian).

5. Koncepciya modennizacii nossijskogo obnazovaniya na peniod do 2020 goda [The concept of modernisation of Russian education in the peniod to 2020]. Available at: http://www.businesspnavo.nu (accessed 03.02.2017). (In Russian).

6. Malkova I. Yu. Pnoektinovanie v obnazovanii: gipoteza o sodenzhanii pnoektnoj kompetentnosti [Pnojecting in high school: a hypothesis about the maintenance of pnoject competence]. Tomsk State University Journal, 2007, no. 286, pр. 164-167. (In Russian).

7. Matyash N. V., Volodina Ju. A. Metodika ocenki pnoektnoj kompetentnosti studentov [Methodology of estimation of pnoject competence of students]. Psychological Studies, 2011, no. 3 (17), pp. 9. Available at: http://psystudy.nu (accessed 20.04.2016). (In Russian).

8. Nikitina L. L. Fonminovanie pnoektnoj kompetencii specialistov legkoj pnomyshlennosti (na pnimene special'nosti «Konstnuinovanie izdelij iz kozhi») [Developing pnoject competence experts of light industny (case study of specialities "Leathen goods design")]. Ph. D. thesis. Kazan, 2007, 254 р. (In Russian).

9. Pnofessional'nyj standant «Specialist po modelinovaniyu i konstnuinovaniyu shvejnyh, tnikotazhnyh, mekhovyh, kozhanyh izdelij po individual'nym zakazam» [Pnofessional standand "Specialist in modeling and designing of sewing, knitted, fun, leathen pnoducts fon individual ondens"]. Appnoved by the onden of the Ministny of Labon and Social Pnotection of the Russian Fedenation of Decemben 24, 2015 no. 1124n. Available at: http:// pnofstandant.nosmintnud.nu (accessed 20.06.2017). (In Russian).

10. Rachitskaya E. I., Sidonenko V. I. Modelinovanie i hudozhestvennoe ofonmlenie odezhdy [Modeling and deconation of clothes]. Rostov-na-Donu, Phoenix, 2002, 608 р. (In Russian).

11. Medvedev P. N., Sergeev A. N., Sergeeva A. V. Kriterii i pokazateli sformirovannosti pnoektno-tekhnologicheskoj kompetencii bakalavnov [ Criteria and indicators of forming the bachelors' designtechnological competence]. News of the Tula State University. Humanitarian sciences, 2014, vol. 2, no. 4, pp. 134. (In Russian).

12. Strategiya razvitiya legkoj promyshlennosti Rossii na period do 2020 g. [Strategics of development of a clothing industry in Russia for the period till the 2020 year]. Available at: http://www.minpromtorg.gov.ru (accessed 15.04.2016).

13. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [The Federal law "On education in Russian Federation"]. Moscow, Avenue, 2013, 160 p. (In Russian).

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 29.01.04 Hudozhnik po kostyumu [Federal State Educational Standard of secondary professional education in profession the 29.01.04 Costume Designer]. Moscow, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 2013. 27 p. (In Russian).

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 29.02.04 Konstruirovanie, modelirovanie i tekhnologiya shvejnyh izdelij [Federal State Educational Standard of secondary professional education in speciality the 29.02.04 Designing, modeling and technology of garment]. Moscow, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 2014, 52 p. (In Russian).

16. Federal'nye obrazovatel'nye standarty SPO [Federal educational standards of secondary professional education]. Available at: http://mon.gov.ru/pro/fgos/spo/ (accessed 25.02.2016). (In Russian).

17. Shcheglova T. M. Formirovanie proektnoj kompetentnosti budushchih specialistov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya (na materiale ukrupnennoj gruppy special'nostej i professij «Tekhnologii legkoj promyshlennosti») [Developing project competence in future experts in the system of secondary professional education (on the material of a large-sized group of specialities and professions 'Technologies of light industry")]. Ph. D. thesis. Belgorod, 2016, 292 p. (In Russian).

18. Hoffmann T. The meanings of competency. Journal of European Industrial Training, 1999, vol. 23, no. 6, pp. 275-285.

19. Keen K. Competence: What is it and how can be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, J. Elen (Eds) Instructional Design: Inplementation Issues. Brussels, IMB Education Center, 1992, pp. 111-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Schmitz I. Studienbegleitende Projekte - Kritische Situationen zwischen sozialpadagogischer Praxis und universitarer Lehrveranstalfunger. Gruppendynamik, 1990, vol. 21, no. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.