ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377.5.02
Н. В. Скачкова, Э. Г. Климашевская
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕДЖА
Исследуется проблема эффективной профессиональной подготовки рабочих кадров, специалистов среднего звена для предприятий швейной отрасли. Пути решения этой проблемы связываются авторами с необходимостью осуществления модернизации системы среднего профессионального образования, одной их форм которой является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на компетентностной основе. Опираясь на опыт осуществления профессионального обучения в современном колледже, авторы указывают на отсутствие у контингента обучающихся мотивации к приобретению профессии, а также отсутствие твердых навыков преобразования учебного знания в способность решения учебных и учебно-проектных задач. Для решения этой проблемы авторами предлагаются способы реализации модульной профессиональной подготовки обучающихся по специальности 072501 «Дизайн» (в швейной промышленности), которая осуществляется в Томском колледже дизайна и сервиса. Такая подготовка предлагается авторами в сочетании с созданием психолого-педагогических условий для мотивации обучающихся к творческой проектно-дизайнерской деятельности и формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в области дизайна одежды на основе продуктивного педагогического взаимодействия с обучающимися.
Ключевые слова: структура профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, непрерывное образование, качество обучения, компетентностный подход, модульное обучение, целостный педагогический процесс, психолого-педагогические условия обучения, педагогическое взаимодействие.
Социально-экономическое развитие России в ближайшее десятилетие связывается с необходимостью выхода на траекторию устойчивого и сбалансированного роста на основе использования резервов производительности труда с целью перехода к инновационной стадии экономического развития страны и создания основы для построения инфраструктуры постиндустриального общества. Современный российский бизнес, как локомотив экономического развития, обнаруживает значительную нехватку рабочих кадров и демонстрирует высокую заинтересованность в их подготовке. Для решения этой задачи необходима система эффективной профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, система формирования прикладных квалификаций в соответствии с изменениями глобального и национального рынка труда [1, 2].
Уточним организационную структуру профессионального образования и обучения в РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). Кроме этого, современная
российская система образования предусматривает на уровне дополнительного образования возможность получения дополнительного образования не только для детей и взрослых, но и возможность получения дополнительного профессионального образования, а также профессионального обучения. На уровне профессионального обучения создаются условия для непрерывного образования современного человека при помощи разработки и реализации различных образовательных программ, предоставляющих возможность получения профессий по рабочим специальностям, должностям служащих, а также по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификаций. При этом именно дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение обеспечивают российским гражданам возможность реализации права на образование в течение всей жизни, т. е. осуществление непрерывного образования в течение всей жизни, необходимого человеку для полноценного жизнефункционирования в современном социуме.
Среднее профессиональное образование в Российской Федерации ставит своей целью подготовку квалифицированных специалистов среднего звена, а также подготовку по рабочим профессиям, востребованным на современном региональном рынке труда в соответствии с запросами общества и государства [3, 4]. С 2011 г. осуществляется обучение по федеральным государственным образовательным стандартам, разработанным с участием российских работодателей. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (по всей номенклатуре существующих направлений подготовки) определяет требования к структуре, условиям реализации основных образовательных программ, а также требования к результатам освоения основных образовательных программ, описанные в терминологии компетентно стного подхода [5].
При этом следует учитывать, что Федеральным законом об образовании качество обучения определяется как соответствие полученного профессионального образования планируемым результатам освоения основных образовательных программ, описанных совокупностью компетенций, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Модернизация системы среднего профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов на компетентностной основе связана с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования [6]. Преемственность общего и профессионального образования - одно из ключевых условий эффективной подготовки современных квалифицированных специалистов [7].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает личностные, предметные и метапредметные требования к результатам освоения, в том числе освоение обучающимися универсальных учебных действий, необходимых для использования в учебной и познавательной деятельности. К сожалению, реальная образовательная практика педагогов и мастеров профессионального обучения в системе среднего профессионального образования (СПО) показывает, что проблема преемственности не решена до сих пор. Контингент поступающих для обучения в систему СПО школьников представляет в основной своей массе подростков, не мотивированных (или слабомотивированных) к обучению, не владеющих способностью к самоорганизации, самоопределению своей образовательной и профессиональной траектории, ценностно-смысловые установки которых не сформированы или нуждаются в серьезной социально-психологической корректировке. Для эффективного освоения содержания основных образовательных программ СПО им не хватает навыков получения необходимых знаний в профес-
сионально-предметной области, преобразования учебного знания в способность решения учебных, учебно-проектных, проектно-технологических и профессиональных задач, владения компьютерными коммуникационными технологиями на уровне уверенного пользователя и их использования в качестве источников информации в когнитивной учебной деятельности. Можно констатировать слабое освоение (в ряде случаев полное отсутствие освоения) школьниками универсальных учебных действий.
Принимая во внимание психологические особенности и индивидуальные свойства характера подростков, поступающих в колледж, трудности с самостоятельным и осознанным выбором профессии, отсутствием цели, низкой мотивацией к обучению, педагоги СПО вынуждены искать такие средства и методы обучения, которые позволили бы заинтересовать обучающихся, обеспечить каждому успех в изучении основных тем преподаваемого предмета. В этом поиске мы исходили из понимания того, что ситуация может быть преодолена лишь при условии активной вовлеченности обучающихся в процесс продуктивной учебно-технологической деятельности, которая носила бы творческий характер. При этом полагали, что чем интенсивней и содержательней будет учебно-производительный труд обучающихся, тем более интенсивно и содержательно будет меняться их отношение к получаемой профессии.
В реальной педагогической практике внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования используется модульное обучение, позволяющее реализовывать модульные программы, имеющие вариативные составляющие в объеме 20,0 % (НПО) и 30,0 % (СПО) [1]. Такой подход к формированию программ профессиональной подготовки СПО позволяет оперативно реагировать на появление новых востребованных профессий и квалификаций и вводить новые образовательные модули по направлениям развития современных технологий (в том числе сервисных технологий), обеспечивая опережающий характер профессионального образования и возможность для обучающихся профессионального роста, адаптации к изменяющимся условиям регионального рынка труда, переобучения в случае устаревания или слабой востребованности какой-либо квалификации.
Подготовка специалиста дизайнера по специальности 072501 «Дизайн» (в швейной промышленности) осуществляется в Томском колледже дизайна и сервиса (ТКДС). Важной частью образовательной программы является учебная практика (ранее это называлось производственным обучением). Практические занятия в учебных мастерских - это производительный труд, результатом которого является изготовление реальных изделий. Успешное выполнение учебных работ-изделий позволяет обучающимся значительно повысить свою самооценку и приобрести авторитет у сокурсников. Благодаря тому, что мастер производственного чаще общается с обучающимися в неформальной обстановке, устанавливается более тесный психологический контакт. При этом мастер производственного обучения -это пример человека-профессионала, кем они должны стать после окончания колледжа, у которого надо многому научиться, чтобы стать специалистом, достойным представителем профессионального сообщества [8].
Программа производственной практики в системе СПО построена по модульному принципу. Профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии „портной"» позволяет студентам получить начальные навыки профессии, умения выполнять поэтапную обработку швейных изделий платьево-блузочного ассортимента, плечевых и поясных изделий, а также использовать и обслуживать современное швейное оборудование.
Профессиональный модуль «Разработка художественно-конструкторских проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов» включает изучение
различных техник декорирования изделий: вышивка лентами, гладью, крестом; аппликация, мережка, выполнение цветов из текстильных и нетканых материалов, изготовление буфф и др. Изучение различных техник декорирования вызывает большой интерес у обучающихся, расширяет возможности будущего специалиста по созданию оригинальных, модных изделий. Умения, полученные на уроках учебной практики, являются основой будущей профессиональной деятельности.
Большое значение в формировании профессионально значимых качеств личности и становлении будущего дизайнера имеет опыт подготовки, организации и участия самих обучающихся в творческих мероприятиях: конкурсах молодых дизайнеров, конкурсах профессионального мастерства, фестивалях моды, выставках и демонстрациях творческих работ. По сути это активные формы профессионального обучения, позволяющие осуществлять погружение обучающихся в профессиональную среду, вовлечение их в процесс творческой производственно-технологической и дизайнерской деятельности, побуждающей находить способы самореализации и способствующей развитию умений самоопределяться в окружающем мире, самообучаться и самосовершенствоваться [9, 10].
В Томском колледже дизайна и сервиса (ТКДС) ведется большая работа по созданию конкурсной среды, позволяющей развивать профессиональную компетентность дизайнера, способствующей активизации творческой деятельности. В процессе подготовки, проведения и участия в подобных конкурсных мероприятиях будущие специалисты имеют возможность осуществить профессиональные пробы и выполняют различные роли: организатора-менеджера, стилиста, конструктора, технолога, портного, визажиста, демонстратора одежды.
Главной идеей внутреннего конкурса «Леди Имидж», который проводится среди студентов ТКДС по специальности «дизайн», является создание коллекций моделей из различных материалов: бумаги, полиэтиленовой пленки, одноразовой посуды, газет, нетканых материалов, ткани. В создании ярких, необычных образов принимают участие также будущие парикмахеры и визажисты. Конкурс вызывает огромный интерес у студентов благодаря отсутствию ограничений в выборе исходных материалов для создания коллекций и свободы в самовыражении будущих дизайнеров. Этим создаются условия для активизации творческой деятельности, развития индивидуального творческого потенциала обучающихся, формируются навыки реализации творческого замысла в реальных материалах и демонстрации конечного результата на подиуме.
Подготовка к конкурсу профессионального мастерства молодых дизайнеров «ВиДиМо», имеющего статус межрегионального, начинается с анализа тенденций моды, отбора перспективных идей, разработки эскизов, подбора материалов. Адекватная оценка своих возможностей, личной позиции и мотивации к самосовершенствованию, профессиональное взаимодействие с преподавателями специальных предметов художественного направления, мастерами учебной практики способствует выявлению наиболее способных студентов и приводит к успешным проявлениям учебных достижений обучающихся в конкурсе. Работа над коллекцией выходит за рамки учебного процесса и занимает все свободное время будущего дизайнера, способствует развитию образного и креативного мышления, формирует способность опережающего предвидения развития модных тенденций, способность проектировать и изготавливать конкурентоспособные современные модели одежды, опираясь на знание композиционных закономерностей и цветогармонических соотношений, формирует устойчивые навыки осуществления приемов конструктивного моделирования для создания новых моделей одежды сложных форм в соответствии с ее графическим изображением.
Совместная учебная и внеучебная деятельность студентов, преподавателей и мастеров учебной практики над проектированием и изготовлением конкурсных коллекций способствует созданию благоприятной психолого-эмоциональной атмосферы партнерских взаимоотношений, повышению заинтересованности и вовлеченности в процесс выполнения общей задачи, стремлению воплотить творческий замысел. В таких психолого-педагогических условиях будущие дизайнеры колледжа из года в год становятся победителями и лауреатами конкурса «ВиДиМо» в различных номинациях.
Целью педагогического процесса, осуществляемого в реальной образовательной практике, является формирование у обучающихся интереса к профессиональным видам деятельности, помощь подросткам в овладении необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, формирование у них способности адаптироваться в профессиональной среде и приобрести профессионально значимые личностные качества, развивать творческие способности в русле выбранной профессии, вызвать радость познания, создать настроение удовлетворенности избранной профессией. Итоговым результатом такого профессионально-образовательного процесса непременно станет сформированность профессиональной компетентности, успешная профессиональная социализация и самореализация выпускника СПО.
Список литературы
1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. 2013. URL: httpV/мин-обрнауки.рф. С. 11-13 (дата обращения: 27.05.2015).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. 2014. URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 30.05.2015).
3. Харлов М. А. Взаимосвязь основных парадигмальных моделей на разных этапах профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 99-102.
4. Иркутская В. И. Качество образования в России в период рыночной экономики: проблемы и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 85-86.
5. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 8-15.
6. Полькина С. Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования // Дистанционная образовательная программа. Дополнительное образование. URL: http://www.orenedu.ru (дата обращения: 19.04.2015).
7. Дорожкин Е. М., Пузырев В. В. Развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 170-176.
8. Смирнов И. П. Современный учащийся СПО: Всероссийское социологическое исследование. М.: Изд. Центр АПО, 2012. 45 с.
9. Андриенко А. В., Постников С. Н. Развитие трудового потенциала личности в системе дополнительного профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 139-143.
10. Рыбников В. Ю., Марихин С. В., Уманец Д. М. Теоретические проблемы проектирования педагогических технологий в системе профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 28-33.
Скачкова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: nvs-07@mail.ru
Климашевская Э. Г., магистрант, мастер производственного обучения. Томский колледж дизайна и сервиса. Ул. И. Черных, 101, Томск, Россия, 634062. E-mail: elviraklimashevskaya@gmail.com
Материал поступил в редакцию 02.06.2015.
N. V. Skachkova, E. G. Klimashevskaya
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF DESIGNER IN THE EDUCATIONAL PROCESS
OF MODERN COLLEGE
Socio-economic development of Russia in the next decade is associated with labor market demand for skilled workers and mid-level professionals who have professional competence. The task of preparation of cadres is put before professional educational community in secondary vocational education. Modern Russian business in the production of clothing and articles of textile materials reveals a significant shortage of skilled workers and demonstrates the high level of interest in their preparation. Multilevel system of Russian professional education is in the process of modernization, so the development and establishment of the educational process is considered in terms of implementation and realization of the federal state educational standards of secondary vocational education based on the competence. Competence approach to the programs of vocational training of students in secondary vocational education allows to respond quickly to the emergence of new professions and qualifications in demand, introduce new educational modules concerning the development of modern service and design technologies, providing anticipatory vocational education. To address this challenge were identified the opportunities for effective professional development of the future designer in the educational process of Modern College. On the example of Tomsk college of design and service identifies the problems of continuity of general and vocational education in the context of psychological and pedagogical diagnostics of contingent of students, considers the possibility of the effective implementation of modular training of students majoring 072501 «Design» and the creation of pedagogical conditions for motivating students to design and creative design activity and the formation of professional competence of the future specialist.
Key words: structure of vocational education, the federal state educational standard of secondary vocational education, continuing education, quality of education, competence approach, modular training, holistic pedagogical process, psycho-educational learning environment, pedagogical interaction.
References
1. Ministerslvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochikh kadrov i formirovaniya prikladnykh kvalifikatsiy v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The development strategy of the personnel training and the formation of qualifications applied in the Russian Federation for the period till 2020]. 2013. URL: http://MMHo6pHayKM.p$, pp. 11-13 (accessed 27.05.2015) (in Russian).
2. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2014 g. No. 2765-r, utverzhdayushcheye Kontseptsiyu federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [Order of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2014, no. 2765-p approving the concept of the federal target program of education development for 2016-2020]. 2014. URL: http:// MMHo6pHayKM.p$ (accessed 30.05.2015) (in Russian).
3. Kharlov M. A. Vzaimosvyaz' osnovnykh paradigmal'nykh modeley na raznykh etapakh professional'noy podgotovki v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Relationship major paradigmatic models at different stages of training in secondary
vocational education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 99-102 (in Russian).
4. Irkutskaya V. I. Kachestvo obrazovaniya v Rossii v period rynochnoy ekonomiki: problemy i perspektivy [The quality of education in Russia in the period of market economy: problems and prospects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 12 (114), pp. 85-86 (in Russian).
5. Kharina N. V. Professional'noye obrazovaniye v Rossii: problemy, puti resheniya [Vocational education in Russia: problems and solutions]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 8-15 (in Russian).
6. Pol'kina S. N. Kompetentnostnyy podkhod kak metodologicheskaya osnova obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya [Competence approach as a methodological basis for updating the content of education]. Distantsionnaya obrazovatel'naya programma. Dopolnitel'noye obrazovaniye - Distance education program. Additional education. URL: http://www.orenedu.ru (accessed 19.04.2015) (in Russian).
7. Dorozhkin E. M., Puzyrev V. V. Razvitiye teorii i praktiki vzaimosvyazi obshcheobrazovatel'noy i professional'noy podgotovki v Rossii [Development of the theory and practice of the relationship of general education and vocational training in Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 3 (156), pp. 170-176 (in Russian).
8. Smirnov I. P. Sovremennyy uchashchiysya SPO: Vserossiyskoye sotsiologicheskoye issledovaniye [Modern student ACT: All-Russian sociological research]. Moscow, APO Publ., 2012. 45 p. (in Russian).
9. Andrienko A. V., Postnikov S. N. Razvitiye trudovogo potentsiala lichnosti v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Development of labor potential of the person in system of additional vocational training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 139-143 (in Russian).
10. Rybnikov V. Yu., Marikhin S. V., Umanets D. M. Teoreticheskiye problemy proektirovaniya pedagogicheskikh tekhnologiy v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Theoretical problems of the design of educational technology in vocational education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 28-33 (in Russian).
Skachkova N. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: nvs-07@mail.ru
Klimashevskaya E. G.
Tomsk College of Design and Service.
Ul. Chernykh, 101, Tomsk, Russia, 634062.
E-mail: elviraklimashevskaya@gmail.com