Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования (результаты внедрения)'

Педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования (результаты внедрения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / WORLDSKILLS / CREATIVITY / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL MODEL / PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Юлия Анатольевна, Ветошкин Сергей Александрович

Поднимается вопрос о важности формирования креативности студентов среднего профессионального образования на современном этапе модернизации образования. Рассматриваются способы изменения содержания образования, направленного на формирование креативности обучающихся. Предлагаемые способы тесно связанны с разработкой программ подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих / служащих с учетом профессиональных стандартов и в соответствии с требованиями лучших международных практик подготовки высококвалифицированных кадров, аккумулированных в стандартах компетенций WorldSkills, включение в ППССЗ и ППКРС содержания, направленного на формирование креативности. На основании анализа научно-педагогической литературы выделено три подхода к определению понятия «креативность». Применительно к решаемой проблеме уточнено понятие «креативность студентов СПО». Предлагается структура и содержание креативности студентов среднего профессионального образования. Дана характеристика компонентов креативности студентов среднего профессионального образования, которые характеризуются как целостная система, структурно объединяющая в себе компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Представлена авторская педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования. Особое внимание уделяется значимым результатам по внедрению педагогической модели в образовательный процесс колледжа, полученным в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Юлия Анатольевна, Ветошкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Model of Creativity Forming in Students of Secondary Vocational Education (Results of Implementation)

The question is raised about the importance of formation of creativity in students of secondary vocational education at the present stage of education modernization. Ways of changing the content of education aimed at the formation of students' creativity are discussed. The proposed methods are closely related to the development of training programs for mid-level professionals and skilled workers / employees subject to professional standards and in accordance with the requirements of best international practices of training of qualified personnel, accumulated in the standards of competencies WorldSkills, inclusion in PPSSZ and PPKRS of content aimed at the formation of creativity. Based on the analysis of scientific pedagogical literature three approaches to the definition of “creativity” are revealed. With regard to the problem clarified the concept of “creativity of students of the secondary vocational education” is clarified. The structure and content of the creativity of students of secondary vocational education is supposed. The characteristic of the components of creativity of students of secondary professional education is given, which is characterized as a holistic system, combining structural components: motivational, cognitive, activity. The author's pedagogical model of formation of creativity of students of secondary professional education is presented. Special attention is given to significant results in the implementation of pedagogical model in educational process of the college, received during the experimental work.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования (результаты внедрения)»

Власова Ю. А. Педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования (результаты внедрения) / Ю. А. Власова, С. А. Ветошкин // Научный диалог. — 2016. — № 7 (55). — С. 240—252.

ешн^МР

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 377.5+37.026.9

Педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования (результаты внедрения)

© Власова Юлия Анатольевна (2016), соискатель кафедры методологии профессионально-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), Vlasova.82@inbox.ru. © Ветошкин Сергей Александрович (2016), доктор педагогических наук, профессор кафедры права института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), ip-vetoshkin@rambler.ru.

Поднимается вопрос о важности формирования креативности студентов среднего профессионального образования на современном этапе модернизации образования. Рассматриваются способы изменения содержания образования, направленного на формирование креативности обучающихся. Предлагаемые способы тесно связанны с разработкой программ подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих / служащих с учетом профессиональных стандартов и в соответствии с требованиями лучших международных практик подготовки высококвалифицированных кадров, аккумулированных в стандартах компетенций WorldSkills, включение в ППССЗ и ППКРС содержания, направленного на формирование креативности. На основании анализа научно-педагогической литературы выделено три подхода к определению понятия «креативность». Применительно к решаемой проблеме уточнено понятие «креативность студентов СПО». Предлагается структура и содержание креативности студентов среднего профессионального образования. Дана характеристика компонентов креативности студентов среднего профессионального образования, которые характеризуются как целостная система, структурно объединяющая в себе компоненты: мотивационный, когнитивный, дея-тельностный. Представлена авторская педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования. Особое внимание уделяется значимым результатам по внедрению педагогической модели в образовательный процесс колледжа, полученным в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: креативность; среднее профессиональное образование; педагогическая модель; профессиональные образовательные организации; профессиональные стандарты; WorldSkills.

1. Введение

В настоящее время преобладает спрос на квалифицированные кадры, не только обладающие достаточно высоким уровнем знаний в своей профессиональной области, умеющие их применить на практике, но и способные к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач. Связано это, в первую очередь, с высокими темпами развития технологий, влекущими за собой модернизацию оборудования, появление новых материалов. Современный специалист должен уметь мобильно реагировать на все происходящие изменения, находить новые пути и способы осуществления профессиональной деятельности. Проявление креативности как естественной потребности личности отражено в ряде нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях (далее ПОО). Эти требования, предъявляемые к молодому специалисту, отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №2 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, национальной доктрине образования РФ, рассчитанной до 2025 года, в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы, в распоряжении Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015—2020 годы», в Федеральных государственных образовательных стандартах, в профессиональных стандартах специальностей и др. [Об образовании..., 2012; Об утверждении., 2015].

Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на недостаточное осознание педагогами важности системного подхода по формированию креативности обучающихся, отсутствие единой системы формирования потребности студентов среднего профессионального образования (далее СПО) к развитию поиска новых путей решения стандартных и нестандартных задач.

Одним из способов изменения содержания образования, направленного на формирование креативности обучающихся, является выявление и практическая реализация организационно-педагогических условий для подготовки специалистов среднего звена, тесно связанных с разработкой программ подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) и ква-

лифицированных рабочих / служащих (далее ППКРС) с учетом профессиональных стандартов и в соответствии с требованиями лучших международных практик подготовки высококвалифицированных кадров, аккумулированных в стандартах компетенций WorldSkills, включение в ППССЗ и ППКРС содержания, направленного на формирование креативности. Это даст возможность специалистам среднего звена решать профессиональные задачи, требующие нестандартных подходов.

2. Креативность студентов среднего профессионального образования: понятие, структура, содержание

Первые исследования, касающиеся развития креативности, проводил Д. Симпсон (1922 г.). В его трудах креативность понимается как отказ от стереотипных способов мышления. Дальнейший вклад в развитие теории креативности принадлежит зарубежным ученым Дж. Гилфорду и Е. П. Торренсу, разработавшим концепцию креативности. По Дж. Гилфорду, мышление бывает конвергентным (аналитическое рассуждение, или вероятностное мышление) и дивергентным (поиск множества решений одной и той же проблемы). Он рассматривал креативность в качестве структурного компонента интеллекта и считал, что основой креативности является дивергентное мышление [Гилфорд, 1959]. По мнению Е. П. Торренса, развитию креативности способствует преодоление внешне навязываемых ограничений и стандартов [Torrance, 1988].

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию креативности, позволил выделить три подхода к определению понятия «креативность»:

1. В исследованиях в рамках психологии творчества понятия «творчество» и «креативность» не разводятся, а рассматриваются как синонимы [Маркова, 1996; Митина, 2002].

2. Креативность рассматривается как индивидуально-личностная характеристика, создание возможностей для субъекта, а творчество рассматривается как общественная креативность, создание новых возможностей для культуры и истории в целом [Грецов, 2002].

3. Креативность рассматривается как потенциал (присущее личности), внутренний креативный ресурс (состоявшееся в личности) и выступает как одна из сторон изучения творчества, способность к творческой деятельности [Варлакова, 2013; Морозов, 2002]. В концепции творчества Я. А. Пономарева креативность выделяется как одна из сторон творческого потенциала личности [Пономарев, 1994]. М. М. Зиновкина, рассматривая в своих работах понятия «творчество» и «креативность», отмечает связь

между ними, определяя второе как производное от первого [Зиновкина, 2007, с. 106].

Многообразие подходов к определению понятия «креативность» обусловлено неразработанностью данного понятия, его сравнительно недавним появлением. Каждый подход к определению понятия «креативность» имеет место быть и заслуживает признания в педагогической науке. В нашем проекте предлагается рассматривать креативность в качестве одной из сторон творческой деятельности. Помимо этого, есть возможность исследовать креативность в связи с общими закономерностями, которые присущи творчеству.

Многие исследователи считают, что сенситивным периодом для развития креативности является старший дошкольный возраст, так как ребенок еще не утратил наивного взгляда на вещи и у него на все происходящее есть своя точка зрения. Но это не отрицает возможности развивать креативность и в дальнейшем. Особенностью развития креативности в студенческом возрасте является формирование «специализированной» креативности: способности к творчеству, связанной с профессиональной сферой человеческой деятельности.

Креативность целесообразно рассматривать как комплекс способностей, которые необходимо развивать, чтобы они оказывались в сфере ценностей человека и могли обеспечить эффективные результаты в будущей профессиональной деятельности [Власова, 2015, с. 28].

В философской, психолого-педагогической, экономической и других науках исследованию проблемы развития креативности уделено достаточное внимание.

Что касается проблемы развития креативности специалистов среднего звена, то она относится к области, недостаточно изученной.

В диссертационном исследовании А. Ю. Глуховой предлагается развивать креативность студентов СПО в процессе контроля знаний и умений студентов с использованием аттестационно-педагогического комплекса [Глухова, 2006].

Т. И. Улитина предлагает стимулировать техническое творчество студентов СПО с использованием комплекса педагогических стимулов [Улитина, 2016].

Формирование креативности студентов СПО рассматривается в трудах Г. А. Боровик [Боровик, 2007], А. Ю. Асфарова [Асфаров, 2012] и подразумевает применение нешаблонного мышления, способного давать новые идеи для решения профессиональных проблем после обучения и получения диплома специалиста.

Креативность студентов СПО рассматривается как комплекс педагогически формируемых профессиональных способностей, позволяющих успешно решать нестандартные профессиональные задачи при отсутствии алгоритма решения, а также успешно находить новые решения стандартных профессиональных задач. Данная категория характеризуется как целостная система, которая структурно объединяет в себе компоненты: мо-тивационный, когнитивный, деятельностный (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты креативности студентов СПО и их структурно-содержательное наполнение

Компонент креативности Структурно-содержательное наполнение компонентов креативности

Мотивацион-ный - эмоциональная вовлеченность в творческую деятельность (способность больше сфокусироваться на задаче, чем на цели; способность к волевому усилию при решении профессиональной задачи); - мотивационно-творческая активность; (сформированность устойчивой мотивации к получению системных знаний и умений, необходимых при принятии решений в нестандартных ситуациях); - удовлетворенность деятельностью на занятии (способность быстро включатся в процесс решения профессиональных ситуаций на занятии).

Когнитивный - знание о требованиях, предъявляемых к специалисту на производстве; - представление о сущности креативности и техниках ее формирования для выстраивания индивидуальной траектории обучения; - достижение уровня предметных знаний, достаточных для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач (способность сформулировать и увидеть проблему; способность проанализировать имеющуюся информацию; способность высказывать максимальное количество идей).

Деятельностный - способность выдвигать новые идеи и создавать новое; - умение представлять учебный материал разнообразными (нетрадиционными: визуализация, ассоциация и др.) способами, уметь комментировать данный процесс; - стремление к творческому сотрудничеству при решении стандартных и нестандартных профессиональных задач; - анализ и оценка собственной творческой деятельности (способность определить меру личного участия при коллективном решении проблемы, способность совершенствовать продукт творческой деятельности).

Выделенные компоненты и их структурно-содержательное наполнение не являются исчерпывающими, но для исследования, касающегося формирования креативности студентов СПО, являются необходимыми и достаточными.

3. Проектирование педагогической модели с целью формирования креативности студентов СПО

С учетом того, что формирование креативности студентов СПО рассматривался нами как приоритетный, организованный и целенаправленный процесс, была спроектирована педагогическая модель, отражающая структуру данного процесса. Модель включает в себя совокупность взаимосвязанных друг с другом блоков (компонентов): целевого, субъект-субъектного, содержательного, деятельностного, диагностического. Реализация созданной модели позволит сформировать креативность студентов, повысить уровень знаний, умений, положительно повлиять на мотивацию, решить задачу по содержанию профессиональной подготовки студентов СПО.

4. Результаты внедрения педагогической модели в образовательный процесс колледжа

Основным направлением оценки эффективности процесса формирования креативности студентов СПО было выявление результативности реализации педагогической модели.

Количественная оценка результатов процесса формирования креативности студентов СПО проводилась путем выявления количества (процентного соотношения) студентов в экспериментальной группе, которые находятся на каждом уровне в начале и в конце проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Для выявления уровня креативности студентов СПО после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы использовались те же методики, что и в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Для оценки динамики процесса формирования креативности студентов СПО применялись показатели динамических рядов.

Результаты и сравнительная характеристика уровня сформированной креативности студентов СПО представлена ниже в таблицах в соответствии с компонентами креативности (табл. 2, 3, 4, 5).

По итогам проведения опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика формирования креативности студентов СПО (табл. 6).

Таблица 2

Уровни сформированности мотивационного компонента креативности студентов СПО в ходе опытно-экспериментальной работы

Группы Профиль подготовки Этап Уровни креативности студентов СПО % Ср Кэфф

Низкий Средний Высокий

ЭГ—1 Технический Конст. 66 23 11 1,45

Контр. 49 25 26 1,77 1,23

ЭГ—2 Гуманитарный Конст. 59 32 9 1,5

Контр. 50 24 26 1,76 1,16

КГ—1 Технический Конст. 69 22 9 1,4

Контр. 67 23 10 1,43

КГ—2 Гуманитарный Конст. 54 36 10 1,56

Контр. 62 24 14 1,52

Таблица 3

Уровни сформированности когнитивного компонента креативности студентов СПО в ходе опытно-экспериментальной работы

Группы Профиль подготовки Этап Уровни креативности студентов СПО % Ср Кэфф

Низкий Средний Высокий

ЭГ—1 Технический Конст. 60 29 11 1,51

Контр. 53 29 18 1,65 1,04

ЭГ—2 Гуманитарный Конст. 31 41 28 1,97

Контр. 25 44 31 2,06 1,14

КГ—1 Технический Конст. 52 33 15 1,63

Контр. 52 37 11 1,59

КГ—2 Гуманитарный Конст. 24 52 24 2,0

Контр. 48 24 28 1.8

Таблица 4

Уровни сформированности деятельностного компонента креативности студентов СПО в ходе опытно-экспериментальной работы

Группы Профиль подготовки Этап Уровни креативности студентов СПО % Ср Хэфф

Низкий Средний Высокий

ЭГ—1 Технический Конст. 41 35 24 1,83

Контр. 13 50 37 2,24 1,29

ЭГ—2 Гуманитарный Конст. 29 43 28 1,99

Контр. 9 53 38 2,29 1,22

КГ—1 Технический Конст. 45 36 19 1,74

Контр. 43 40 17 1,74

КГ—2 Гуманитарный Конст. 29 45 26 1,97

Контр. 34 44 22 1,88

Таблица 5

Общий уровень сформированности креативности студентов СПО в ходе опытно-экспериментальной работы

Группы Профиль подготовки Этап Общий уровень креативности студентов СПО % Ср Хэфф

Низкий Средний Высокий

ЭГ—1 Технический Конст. 56 29 15 1,59

Контр. 38 35 27 1,89 1,19

ЭГ—2 Гуманитарный Конст. 40 38 22 1,82

Контр. 28 41 31 2,03 1,17

КГ—1 Технический Конст. 55 30 14 1,57

Контр. 54 33 13 1,59

КГ—2 Гуманитарный Конст. 36 44 20 1,84

Контр. 48 30 22 1,74

Опираясь на полученные количественные данные, можно констатировать, что приращение количественной оценки по отношению к началу опытно-экспериментальной работы в ЭГ—1 (тпп) составило 0,3 (1,89— 1,59), а в ЭГ—2 (гпп) 0,21 (2,03—1,82). Приращение количественной оценки в КГ—1 (тпп) составило 0,02 (1,59-1,57), а в КГ—2 (гпп) 0,1 (1,84— 1,74). Положительные сдвиги в формировании креативности студентов экспериментальных групп являются показателем эффективности педагогической модели формирования креативности студентов СПО.

Расчет коэффициента эффективности экспериментальной методики в ЭГ—1 (тпп) составляет 1,19, ЭГ—2 (гпп) составляет 1,17. Эти данные еще раз подтверждают эффективность предложенной модели формирования креативности студентов СПО.

Достоверность полученных результатов проверялась с помощью методов математической статистики, в частности критерия «хи-квадрат»

Таблица 6

Динамика формирования креативности студентов СПО

Группы Профиль подготовки Показатель абсолютного прироста, % G по Ср Ъ

Низкий Средний Высокий

ЭГ—1 Технический -18 6 12 0,3 1,19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ—2 Гуманитарный -12 3 9 0,21 1,12

КГ—1 Технический -1 3 -1 0,02 1,01

КГ—2 Гуманитарный 12 -14 2 0,1 0,94

Таблица 7

Результаты расчета х2 Пирсона

Группа Число степеней свободы Х2 крит. Х2 набл. Статистическая значимость

КГ—ЭК (тпп)- 2 5,991 при уровне значимости р < 0.05 7,741 Есть при уровне значимости р < 0.05

КГ—ЭГ (гпп) 2 5,991 при уровне значимости р < 0.05 8,496 Есть при уровне значимости р < 0.05

К. Пирсона, при сравнении контрольных и экспериментальных групп (табл. 7).

Из таблицы видно, что обе экспериментальные группы имеют различия по сравнению с контрольными группами. Таким образом, результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволяют говорить о достоверности выдвинутой гипотезы о результативности предложенной педагогической модели формирования креативности студентов СПО.

4. Выводы

Спроектированная педагогическая модель формирования креативности студентов СПО, которая включает в себя целевую, субъект-субъект -ную, содержательную, деятельностную, диагностическую, результативную составляющие (блоки) данной подготовки, позволит:

— совершенствовать содержание профессионального образования, направленного на формирование креативности, обеспечивая преемственность между программами предпрофильной подготовки и программами подготовки квалифицированных рабочих и должностей служащих и специалистов среднего звена;

— конструировать, управлять и прогнозировать деятельность студентов при формировании креативности;

— развивать у студентов культуру саморазвития, самоорганизации и самоконтроля;

— ориентироваться на потребности и запросы потребителей образовательных услуг: студентов колледжа и их родителей (законных представителей), представителей работодателя.

Литература

1. Асфаров О. В. Педагогические условия формирования креативности студентов : монография / О. В. Асфаров, Л. Н. Харченко. — Ставрополь : СГУ, 2012. — 182 с.

2. Боровик Г. А. Формирование креативности студента колледжа как средство повышения его конкурентоспособности : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Боровик Галина Анатольевна. — Москва, 2007. — 19 с.

3. Варлакова Ю. Р. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в ВУЗе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ю. Р. Варлакова. — Красноярск, 2013. — 207 с.

4. Власова Ю. А. Воспитание креативности в профессиональных образовательных организациях / Ю. А. Власова // Образование и общество. — 2015. — № 1 (90). — С. 26—32.

5. Власова Ю. А. Педагогические аспекты социоигровой деятельности в развитии креативных ресурсов студентов профессиональных образовательных организаций / Ю. А. Власова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2014. — № 3 (35). — С. 65—74.

6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // The American Psychologist. — 1959. — № 14. — С. 469—479.

7. Глухова А. Ю. Аттестационно-педагогический комплекс развития креативности студентов в процессе профессиональной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / А. Ю. Глухова. — Магнитогорск, 2006. — 154 с.

8. Грецов А. Г. Тренинг креативности старшеклассников и студентов / А. Г. Гре-цов. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 208 с.

9. Зиновкина М. М. НФТМ — ТРИЗ : креативное образование XXI века : монография / М. М. Зиновкина. — Москва : МГИУ, 2007. — 306 с.

10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/ media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Институт практической психологии, Воронеж : МОДЭК, 1996 — 400 с.

12. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. — Москва : МПСИ, 2002. — 400 с.

13. Морозов А. В. Креативность преподавателя высшей школы : монография / А. В. Морозов. — Москва : МГСУ, 2002. — 268 с.

14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.

15. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

16. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015—2020 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015, № 349-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://bda-expert.ru/doc/2015-03-03-komplex-mer-srednee-prof-obrazovanie-rf.zip.

17. Пономарев Я. А. Психология творчества : перспективы развития / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. — 1994. — № 6 (15). — С. 38—50.

18. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/media/ events/files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf.

19. Улитина Т. И. Педагогическое стимулирование технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Т. И. Улитина. — Челябинск, 2016. — 28 с.

20. Torrance E. P. The nature of creativity as main test in its testing / E. P. Torrance // The nature of creativity. — New York : Cambridge University Press, 1988. — P. 43—75.

Pedagogical Model of Creativity Forming in Students of Secondary Vocational Education (Results of Implementation)

© Vlasova Yuliya Anatolyevna (2016), degree seeker, Department of Methods of Vocational Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), Vlasova.82@inbox.ru.

© Vetoshkin Sergey Aleksandrovich (2016), Doctor of Education, professor, Department of Law, Institute of Humanitarian and Social-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), ip-vetoshkin@rambler.ru.

The question is raised about the importance of formation of creativity in students of secondary vocational education at the present stage of education modernization. Ways of changing the content of education aimed at the formation of students' creativity are discussed. The proposed methods are closely related to the development of training programs for mid-level professionals and skilled workers / employees subject to professional standards and in accordance with the requirements of best international practices of training of qualified personnel, accumulated in the standards of competencies WorldSkills, inclusion in PPSSZ and PPKRS of content aimed at the formation of creativity. Based on the analysis of scientific pedagogical literature three approaches to the definition of "creativity" are revealed. With regard to the problem clarified the concept of "creativity of students of the secondary vocational education" is clarified. The structure and content of the creativity of students of secondary vocational education is supposed. The characteristic of the components of creativity of students of secondary professional education is given, which is characterized as a holistic system, combining structural components: motivational, cognitive, activity. The author's pedagogical model of formation of creativity of students of secondary professional education is presented. Special attention is given to significant results in the implementation of pedagogical model in educational process of the college, received during the experimental work.

Key words: creativity; secondary vocational education; pedagogical model; professional educational institutions; professional standards; WorldSkills.

References

Asfarov, O. V., Kharchenko L. N. 2012. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya

kreativnosti studentov: monografiya. Stavropol: SGU. (In Russ.). Borovik, G. A. 2007. Formirovaniye kreativnosti studenta kolledzha kak sredstvopovysh-eniya ego konkurentosposobnosti: avtoreferat dissertatsii ... kandidata peda-gogicheskikh nauk: Moskva. (In Russ.). Gilford, Dzh. 1959. Tri storony intellekta. The American Psychologist, 14: 469—479. (In Russ.). Glukhova, A. Yu. 2006. Attestatsionno-pedagogicheskiy kompleks razvitiya kreativnosti studentov v protsesse professionalnoy podgotovki: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Magnitogorsk. (In Russ.). Gretsov, A. G. 2008. Trening kreativnosti starsheklassnikov i studentov. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russ.).

Kontseptsiya Federalnoy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016— 2020 gody Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. (In Russ.).

Markova, A. K. 1996. Psikhologiya professionalizma. Moskva: Institut prakticheskoy psikhologii, Voronezh: MODEK. (In Russ.).

Mitina, L. M. 2002. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoy lichnosti. Moskva: MPSI. (In Russ.).

Morozov, A. V. 2002. Kreativnost'prepodavatelya vysshey shkoly: monografiya. Moskva: MGSU. (In Russ.).

Natsionalnaya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2025 g. Available at: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm. (In Russ.).

Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g., № 273-FZ. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html. (In Russ.).

Ob utverzhdenii kompleksa mer, napravlennykh na sovershenstvovaniye sistemy sredne-go professionalnogo obrazovaniya na 2015—2020 gody: rasporyazheniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 03.03.2015, № 349-r. Available at: http://bda-expert.ru/doc/2015-03-03-komplex-mer-srednee-prof-obra-zovanie-rf.zip. (In Russ.). (In Russ.).

Ponomarev, Ya. A. 1994. Psikhologiya tvorchestva: perspektivy razvitiya. Psikho-logicheskiy zhurnal, 6 (15): 38—50. (In Russ.).

Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochikh kadrov i formirovaniya priklad-nykh kvalifikatsiy v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/media/events/ filesA41d4701a6bfda8ac356e.pdf. (In Russ.).

Torrance, E. P. 1988. The nature of creativity as main test in its testing. In: The nature of creativity. New York: Cambridge University Press. (In USA)

Ulitina, T. I. 2016. Pedagogicheskoye stimulirovaniye tekhnicheskogo tvorchestva stu-dentov professionalnykh obrazovatelnykh organizatsiy: avtoreferat disser-tatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Chelyabinsk. (In Russ.).

Varlakova, Yu. R. 2013. Razvitiye kreativnosti budushchikh bakalavrov pedagogichesk-ogo obrazovaniya v VUZe: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Krasnoyarsk. (In Russ.).

Vlasova, Yu. A. 2014. Pedagogicheskiye aspekty sotsioigrovoy deyatelnosti v razvitii kreativnykh resursov studentov professionalnykh obrazovatelnykh organizatsiy. Novoye v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh, 3 (35): 65—74. (In Russ.).

Vlasova, Yu. A. 2015. Vospitaniye kreativnosti v professionalnykh obrazovatelnykh or-ganizatsiyakh. Obrazovaniye i obshchestvo,1 (90): 26—32.

Zinovkina, M. M. 2007. NFTM — TRIZ: kreativnoye obrazovaniye XXI veka: monografiya. Moskva: MGIU. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.