УДК 377:316.614-053.6 ББК 74.47 К 78
A.Г. Краснопёрова
Преподаватель Краснодарского технического колледжа, соискатель кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
B.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
(Рецензирована)
Аннотации. Изложен авторский подход к решению проблемы профессиональной социализации обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО). На основе анализа научно-методической литературы и опыта организации образовательной деятельности в колледжах и техникумах определена сущность и дано определение понятию профессиональной социализации обучающихся колледжа. Раскрыто содержание технологии педагогической поддержки профессиональной социализации обучающегося учреждения СПО. Дано описание критериально-диагностическому аппарату оценки эффективности процесса профессиональной социализации обучающихся на основе разработанных критериев, показателей и уровней. Раскрыто содержание педагогических условий успешной реализации этого процесса, обозначены перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Ключевые слова: обучающийся учреждения СПО, профессиональная социализация, педагогическая поддержка, педагогическая технология.
A.G. Krasnoperova
Teacher of the Krasnodar Technical College, Applicant of Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University; E-mail: [email protected]
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University; E-mail: [email protected]
TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' PROFESSIONAL SOCIALIZATION
IN COLLEGE
Abstract. The article discusses the author's approach to a solution of the problem of students' professional socialization in secondary vocational education institutions. Based on the analysis of scientific and methodical literature and experience in the organization of educational activity in colleges and technical schools, the essence is defined and definition is given to a concept of professional socialization of students in college. The technology of pedagogical support of students' professional socialization in secondary vocational education institution is disclosed. The criteria-diagnostic device of assessment of efficiency of students' professional socialization based on
the developed criteria, indicators and levels is described. The pedagogical conditions of successful implementation of this process and prospects of further development of this problem are identified.
Keywords: student of secondary vocational education institution, professional socialization, pedagogical support, pedagogical technology.
В условиях модернизации отечественной системы профессионального образования актуализируются поиски перспективных направлений к обновлению существующей системы среднего профессионального образования и рассмотрение его как социокультурного механизма профессиональной социализации личности, предполагающего становление научного мировоззрения, освоение ценностей общечеловеческой культуры, приобретение опыта и формирование общекультурных и профессиональных компетенций [1, 2]. В соответствии с основными положениями Болонского соглашения результатом профессионального обучения является сформирован-ность базовых профессиональных компетенций личности специалиста, способной к реализации инноваций на производстве, которые во многом опредяляется уровнем социализиро-ванности обучающегося [3, 4].
Эти положения определяют направления развития российской системы непрерывного профессионального образования, связанные с повышением качества профессиональной подготовки обучающихся, успешно освоивших производственный опыт и стремящихся к применению инновационных методов в профессиональной деятельности. Данная цель достигается организацией педагогической поддержки процесса профессиональной социализации посредством реализации содержания образования и воспитания, созданием условий, способствующих формированию необходимых профессионально значимых качеств и на их основе профессиональных компетенций.
Исследованию различных аспектов проблемы социализации молодёжи посвящено большое количество
философских, исторических социологических, психологических и педагогических научных трудов зарубежных (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Д. Мид, Э. Эриксон и др.) и российских ученых (Б.Г. Агапов, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреев, А.В. Мудрик,
A.В. Петровский и др.). Проблеме организации профессиональной подготовки специалистов в системе среднего образования посвящены работы В.В. Анисимова, С.Я. Баты-шева, В.И. Байденко, Ю.К. Васильева, В.П. Дьячкова, П.Ф. Кубруш-ко, К.Г. Кязимова, В.С. Леднева, Г.В. Мухаметзянова, Н.М. Таланчу-ка, Е.В. Ткаченко, Ю.В. Шаронина и др.
В теории и методике профессионального образования проблема организации процесса социализации в учреждениях среднего профессионального образования раскрывается в трудах Л.С. Глебова,
B.М. Жураковского, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова, И.М. Назимова, П.Н. Новикова, П.Н. Осипо-ва, Н.С. Пряжникова, Г.К. Селевко, Л.Г. Семушиной, Т.М. Трегубова и др.), однако особенности профессиональной социализации обучающихся изучены недостаточно. Как показал проведённый нами опрос, 51,6% выпускников организаций среднего профессионального образования отмечают неудовлетворенность уровнем своей готовности к труду по специальности, 43,2% не хотят работать на производстве.
Выполненный анализ научных работ позволил сделать вывод, что в настоящее время наметилась тенденция в практике профессиональной подготовки, которая заключается в переходе организаций СПО к реализации многоуровневых моделей обучения специалистов, к разработке интегративных образовательных
технологий и сопряженных учебных планов. Однако процессу профессиональной социализации обучающихся во многих образовательных организациях уделяется недостаточное внимание. Остается слабо разработанной проблема организации эффективного процесса профессиональной социализации обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования [5].
На основе анализа научно-методической литературы и опыта организации образовательной деятельности в колледжах и техникумах нами была определена сущность и дано определение понятию профессиональной социализации обучающихся колледжа. Профессиональная социализация является непрерывным процессом усвоения и воспроизводства социальных норм, правил, способов и ценностей профессионального воспитания, саморазвития и самореализации человека в процессе профессионального обучения и продолжающейся на протяжении его трудовой деятельности во взаимодействии с профессиональной и социкультурной средой.
Профессиональная социализация обучающегося учреждения СПО представляет собой целенаправленно организованный процесс, обеспечивающий комплексное профессионально становление личности и начальную интеграцию в профессиональную и производственную среду. В качестве структурных компонентов профессиональ-
ной социализации обучающегося определены: адаптивный, моти-вационно-ценностнный, волевой учебно-познавательный, практический, рефлексивный.
Изучение образовательных возможностей учреждения СПО дало возможность для построения эффективных технологий и моделей организации профессиональной деятельности, включения обучающихся в различные виды социальной и профессиональной деятельности, обеспечивающей успешность
их профессиональной социализации [4]. Идеи гуманизации и демократизации отечественной системы непрерывного профессионального образования актуализировали поиск перспективных способов организации обучения, одним из которых является разработка технологии педагогической поддержки профессиональной социализации обучающихся [5]. Раскрытию особенностей и способов построения педагогической поддержки развития личности обучающегося, содействия процессам становления и самореализации посвящены научные труды Е.А. Александровой, Б.М. Бим-Бада, В.П. Бедерхановой, О.С. Газ-мана, Н.Б. Крыловой, И.Б. Котовой, Г.Ю. Ульяновой и др.
На основе анализа различных дефиниций понятия «педагогическая поддержка» нами дана следующая авторская формулировка. Педагогическая поддержка профессиональной социализации обучающегося учреждения СПО представляет собой деятельность педагогического коллектива учреждения, направленная на помощь в адаптации обучающихся, предупреждение и профилактику социальных и профессиональных проблем в овладении профессией, в процессе реализации которой осуществляется эффективное личностное и профессиональное развитие обучающегося и саморазвитие педагога.
В ходе исследования нами было установлено, что наиболее характерные черты и функции педагогической поддержки находят своё проявление в комплексной стратегической, проектировочной и оценочно-рефлексивной деятельности преподавателей по сопровождению процесса профессиональной социализации обучающихся. Опытная работа включала пилотажный, констатирующий и формирующий этапы и проводилась 2012-2018 гг. на базе образовательных организаций СПО Краснодара (технического, механико-технологического колледжей
и монтажного техникума). В исследовании на различных его этапах приняли участие 1372 обучающихся и 85 преподавателей учреждений СПО.
С целью перевода образовательного процесса учебного заведения в экспериментальный режим функционирования нами была создана технология педагогической поддержки профессиональной социализации обучающегося учреждения СПО. В качестве базовых для её построения были использованы положения системно-деятельностно-го подхода, который ориентировал на рассмотрение деятельности по проектированию как объективного инновационного процесса цели, формы, методы и содержание которого задаются и планируются предварительно.
Разработанная нами технология педагогической поддержки профессиональной социализации обучающегося учреждения СПО представляет собой алгоритмизированную деятельность по реализации её этапов. В качестве основных этапов процесса непрерывной подготовки специалистов в организации СПО определены следующие:
Первый этап - адаптационно-ознакомительный, раскрывающий особенности образовательной деятельности учреждения и обеспечивающий адаптацию студентов к требованиям образовательного процесса и формирование первоначальных представлений о профессиональной социализации в конкретной отрасли производства.
Второй этап - психолого-педагогическое стимулирование социализации обучающихся посредством их приобщения и включения в профессиональную деятельность.
Третий этап - формирующий необходимые профессионально значимые качества и компетентности, обеспечивающие процесс профессиональной социализации в ходе производственных практик.
Четвертый этап - рефлексивный, помогающий дать адекватную
оценку эффективности организованного процесса профессиональной социализации.
Разработанная педагогическая технология отражает замысел, механизмы и содержание реализации этапов проектируемого процесса. Оценка эффективности педагогической поддержки процесса профессиональной социализации обучающихся осуществлялась на основе разработанных нами критериев, показателей и уровней, включающих:
1) адаптационный критерий (показатели: интериоризация профессиональной культуры, сформи-рованность основ индивидуального стиля учебной деятельности, профессиональная адаптация в производственных коллективах, ценностные ориентации на овладение профессией, наличие необходимых профессиональных навыков);
2) аксиологический критерий (наличие ценностей и профессиональных смыслов, понимание значимости профессионального развития и саморазвития, ценностных оснований профессионального самоопределения);
3) когнитивный критерий (профессиональные знания, профессиональная эрудиция, производственная коммуникация, знание способов эффективного управления профессиональным самовоспитанием и самообразованием).
Для итоговой оценки нами был разработан интегративный критерий, раскрывающий основные характеристики суммарного уровня сформированности структурных компонентов профессиональной социализации обучающихся. В ходе исследования также производился учёт влияния различных факторов, определяющих уровень готовности преподавателей колледжа к педагогической поддержке профессиональной социализации и успешность её развития у обучающихся.
В исследовании установлено, что эффективность педагогической поддержки профессиональной
социализации обучающихся учреждений СПО обеспечивается выполнением следующих педагогических условий:
1) установление профессионально-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
2) включение студентов в профессионально-трудовые ситуации в процессе теоретических занятий и производственных практик;
3) наличие необходимого материального обеспечения процесса профессиональной социализации обучающихся;
4) использование технологии организации поэтапного процесса построения педагогической поддержки процесса профессиональной социализации.
Результаты экспериментального исследования продемонстрировали
возможности предложенного нами подхода к организации педагогической поддержки профессиональной социализации обучающихся учреждений СПО, которые создают предпосылки для развития совокупности умений, навыков, профессионально значимых качеств личности и компетенций, способствующих профессиональной социализации личности. Выполненное исследование позволяет преподавателям учреждений среднего профессионального образования использовать его материалы для эффективной организации процесса профессиональной социализации обучающихся. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с совершенствованием системы непрерывной профессиональной социализации обучающихся и её применением при подготовке специалистов прикладного бакалавриата.
Примечания:
1. Куваева А.А., Дёмкина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1(157). С. 35-42.
2. Зборовский Е.Г., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 98-105.
3. Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России. М.: Владос, 2013. 247 с.
4. Штарке К. Студент. Становление личности: пер. с нем. М.: Высшая школа, 1999. 67 с.
5. Крахмалева Т.С., Петьков В.А. Организация культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 3 (162). С. 76-82.
6. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре // Новые ценности образования. М., 2016. Вып. 3. С. 149.
References:
1. Kuvaeva A.A., Demkina E.V. Psychological and pedagogical support of the development of the personality of the future teacher in the process of vocational education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1 (157). P. 35-42.
2. Zborovsky E.G., Shuklina E.A. Vocational education and the labor market // Sociological studies. 2003. No. 4. P. 98-105.
3. Kinelev V.G. Problems of engineering education in Russia. M.: Vlados, 2013. 247 pp.
4. Starke K. Student. The formation of personality: transl. from German. M.: Vysshaya shkola, 1999. 67 pp.
5. Krakhmaleva T.S., Petkov V.A. Organization of the cultural and educational environment at the institution of secondary vocational education on the basis of
pedagogical traditions // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 3 (162). P. 76-82.
6. Aleksandrova E.A. Pedagogical support for self-determination of a high school student in culture // New values of education. M., 2016. Iss. 3. P. 14.