УДК 378.1; 371.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Алексей И. Платоненко1 @1, Анастасия В. Лысак1 @2, Елена Ю. Шварцкопф1 @3
1 Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета, 654041, Россия, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Поступила в редакцию 11.02.2018. Принята к печати 28.04.2018.
Ключевые слова: педагогическая технология, технологическая карта, технология системно-педагогического моделирования, педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогическая методология.
Аннотация: В статье описывается теория и практика использования педагогического моделирования и педагогического проектирования в структуре профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров по избранному виду спорта. Педагогическое моделирование в работе рассматривается как метод научного исследования и способ создания новых средств решения задач социализации и самореализации обучающегося. Качество словесно-логических моделей определяется качеством включения личности в систему приоритетов и практики продуктивного самоутверждения и самореализации личности. Способность личности к построению структурно-логических моделей определяется готовностью к качественному решению задач социализации и самореализации. Повышение качества решения задач социализации и самореализации личности может быть определено через качественное использование педагогических технологий в структуре профессионального обучения будущих педагогов и непрерывного образования обучающихся. Инновационная составная описываемого явления определяется через выделение и оптимизацию педагогических условий подготовки будущих педагогов по физической культуре к самостоятельному решению задач профессионально-педагогической деятельности. Конструктивность решения задач моделирования и уточнения педагогических условий подготовки будущих педагогов по физической культуре определяется учетом всех составных целостного педагогического процесса в принятии социально-образовательного пространства с его нормами культуры, этики, моделями самоорганизации и деятельности.
Для цитирования: Платоненко А. И., Лысак А. В., Шварцкопф Е. Ю. Педагогические условия оптимизации подготовки будущих педагогов по физической культуре // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 27-32.
Процесс оптимального включения будущего педагога в систему профессионально-педагогических отношений - один из главных механизмов самоорганизации качества развития профессионализма личности.
В структуре подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров по избранному виду спорта к самостоятельной деятельности в модели профессионального образования «бакалавриат» можно определить условия, гарантирующие высокие достижения в качестве решения задач развития личности обучающегося и педагога.
Возможности развития личности в системе признания ведущих идей социализации и самореализации определяют три составные научного поиска, отражающего возможности использования основ развития и саморазвития личности в различных направлениях деятельности (образование, наука, спорт, культура, искусство и пр.), раскрывающих многообразие точек зрения на природу и персонифицированные достижения личности и коллектива (команды спортсменов).
В модели детализации идеи продуктивности в педагогической деятельности [1] определяются все составные категориального аппарата современной педагогики. В системе конструктов и условий оптимизации качества педагогической деятельности в такой практике социализация и самореализация личности в спорте определяют устойчивое продуктивное развитие обучающегося [2], определяющего перспективы и продукт своей деятельности в плоскости отношений и акместановления личности в спорте и самоутверждения личности через спорт.
Для повышения качества решения задач детерминации педагогических условий используют педагогическое моделирование и педагогическое проектирование, гарантирующие в единстве использования в структуре профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров по избранному виду спорта повышения качества решения задач педагогической деятельности и инновационного обновления программно-педагогического сопро-
вождения учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы.
Педагогическое моделирование [3-7] будет рассматриваться как метод научного исследования и средство создания новых средств решения задач социализации и самореализации обучающегося, данная практика подтверждается теоретическими и эмпирическими продуктами научного поиска педагогов в структуре решения задач социализации и самореализации, адаптации и педагогической поддержки личности.
Теория и практика использования педагогического моделирования и педагогического проектирования в структуре профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров по избранному виду спорта может быть объективна в качестве повышения за счет использования технологии системно-педагогического моделирования [3; 4], гарантирующей реализацию персонификации и идентификации, объективизации и оптимизации решения задач научного поиска педагога, в котором объективными достижениями является практика продуктивного решения задач развития профессионализма у будущих педагогов по физической культуре и акмеперсонифицированное решение задачи включения педагога в систему непрерывного образования [8].
Успешность использования технологии системно-педагогического моделирования и проектирования в разработке новых средств и технологий профессиональной подготовки определило и качественное решение поставленной задачи в продукте развития личности в системе среднего профессионального образования, данная возможность системно определила разработку контрольно-оценочных средств, фасили-тирующих адаптивное и акмеверифицированное решение задач профессионального обучения и профессионального образования [9-14].
В использовании программно-педагогического сопровождения в модели разработанных контрольно-оценочных средств наблюдается на ступени «бакалавриат» повышение качества решения задач профессионального становления и самореализации личности [15]. В выделенной модели развития преемственности продуктивных средств и способов решения задач развития можно определить условия успешного проектирования и проецирования перспектив становления и самореализации будущего педагога в модели уровневого становления личности [4], в которой продукты деятельности обучающегося непрерывного образования определяются через призму социально и профессионально востребованных ресурсов самоорганизации.
В качестве выделенных продуктов научного и научно-исследовательского решения задач повышения качества педагогической деятельности в структуре профессионального образования могут быть определены на первой ступени словесно-логические модели. Качество словесно-логических моделей определяется качеством включения личности в систему приоритетов и практики продуктивного самоутверждения и самореализации личности. Способность личности к построению структурно-логических моделей определяется
готовностью к качественному решению задач социализации и самореализации. Повышение качества решения задач социализации и самореализации личности может быть определено через качественное использование педагогических технологий в структуре профессионального обучения будущих педагогов и непрерывного образования обучающихся. Примером такой практики может быть уровневая технология изучения определённой темы современной педагогики [6]. Следующим уровнем продуктивного решения поставленной задачи может быть моделирование педагогической технологии. Примером данной практики может быть разработанное учебно-методическое пособие [15].
Инновационная составная описываемого явления определяется через выделение и оптимизацию педагогических условий подготовки будущих педагогов по физической культуре к самостоятельному решению задач профессионально-педагогической деятельности.
Педагогические условия оптимизации подготовки будущих педагогов по физической культуре (учителей физической культуры) к самостоятельному решению задач профессионально-педагогической деятельности - это целостно генерируемая модель (матрица) оптимально корректируемых ресурсов самоорганизации качества решения задач педагогической деятельности в работе педагога (учителя физической культуры).
Педагогические условия оптимизации подготовки будущих педагогов по физической культуре (учителей физической культуры) к самостоятельному решению задач профессионально-педагогической деятельности:
1) учет особенностей перехода от репродуктивного обучения к продуктивному обучению или смешанному обучению;
2) учет индивидуальных особенностей и возможностей личности и воспитательно-образовательного пространства современных институтов образования, социализации и спорта;
3) создание традиционной и дистанционной возможности продуктивного поиска и решения задач развития и саморазвития в модели непрерывного образования;
4) доступность решения задач развития личности обучающегося в системе занятий физической культурой и спортом;
5) использование технологических карт уровнево-го построения учебно-образовательной деятельности в структуре СПО и ВО;
6) определение особенностей развития обучающегося в поле моделей и ресурсов признания и реализации нормального распределения способностей и здоровья в моделировании и решении задач развития обучающегося средствами традиционного и инновационного обучения;
7) определение особенностей формирования общей физической подготовки (ОФП) личности базовым конструктом выбора направления социализации и самореализации личности, гарантирующим признание необходимости или запрета формирования специальной физической подготовки (СФП) личности в избранном виде спорта (связано с запретами занятий конкретным видом спорта для обучающихся по медицинским и прочим показаниям);
8) реализация модели конкурентоспособности обучающегося (будущего педагога по физической культуре) через персонифицированное освоение ОФП и выделения направления и специализации в спорте - СФП;
9) повышение качества и продолжительности прохождения педагогической практики, определяющей в единстве с теорией возможности продуктивного становления будущего педагога;
10) предметно-ориентированные курсы с персонифицированной педагогической поддержкой будущего педагога и обучающегося, включённых в совместную деятельность;
11) методико-методологическое и программно-педагогическое обеспечение основ профессионального становления педагога в модели непрерывного образования;
12) стимулирование активности будущих педагогов всей совокупностью средств мотивации развития личности в профессиональной деятельности.
Выделенные педагогические условия оптимизации подготовки будущих педагогов по физической культуре (учителей физической культуры) к самостоятельному решению задач профессионально-педагогической деятельности определят повышение качества решения задач развития обучающегося в модели занятий физической культурой и спортом.
Учет особенностей перехода от репродуктивного обучения к продуктивному обучению или смешанному обучению определяет возможности современной возрастосообразной дидактики, гарантирующей педагогу и обучающемуся в совместной деятельности определение и решение задач развития и сотрудничества, общения и взаимодействия. Спорт и физическая культура в такой практике определяют средства и почву детализации справедливости учета нормального распределения способностей потребностей, здоровья, возможностей и прочих составных персонифицированного развития личности в социальной, образовательной и профессиональной средах.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей личности, воспитательно-образовательного пространства современных институтов образования, социализации и спорта гарантирует в современной системе воспитательно-образовательных и профессионально-трудовых отношений точность постановки и решения задач развития и саморазвития, в модели которых условия оптимизации и персонификации гарантируют жизнеспособность функционирования системы физической культуры и спорта, гибкость и выживаемость
личности, включенной в систему занятий физической культурой и спортом.
Создание традиционной и дистанционной возможности продуктивного поиска и решения задач развития и саморазвития в модели непрерывного образования определят качество всестороннего поиска технологий и средств, методов и форм самоактуализации личности в спорте и через спорт.
Доступность решения задач развития личности обучающегося в системе занятий физической культурой и спортом определят точные составные развития личности через проекцию и уточнение основ развития, детерминация и визуализация составных которого отражается в конструкте «хочу, могу, надо, есть». Качество коррекции составных реализации конструкта «хочу, могу, надо, есть» является базовой задачей оптимизации и модификации модели и технологий деятельности педагога (тренера).
Использование технологических карт уровнево-го построения учебно-образовательной деятельности в структуре СПО и ВО гарантирует качественное решение задач персонификации образования в иерархии реализуемых стандартов и типов адаптивно-акмепеда-гогического становления личности.
Определение особенностей развития обучающегося в поле моделей и ресурсов признания и реализации нормального распределения способностей и здоровья в моделировании и решении задач развития обучающегося средствами традиционного и инновационного обучения представляет собой продукт акмеверифика-ции качества детерминации и решения задач педагогической деятельности, согласованно контролирующей и отслеживающей все изменения в системе образования, педагогической науке и спорте.
Определение особенностей формирования общей физической подготовки (ОФП) личности базовым конструктом выбора направления социализации и самореализации личности, гарантирующим признание необходимости или запрета формирования специальной физической подготовки (СФП) личности в избранном виде спорта, связано с запретами занятий конкретным видом спорта для обучающихся по медицинским и прочим показаниям. Все ограничения и потенциальные способы повышения качества решения задач развития личности в спорте являются полем для продуцирования и оптимизации разнообразных технологий и методик физического воспитания и развития, использующих все достижения традиционной педагогики и новообразования инновационной педагогики.
Реализация модели конкурентоспособности обучающегося (будущего педагога по физической культуре) через персонифицированное освоение ОФП и выделения направления и специализации в спорте - СФП -могут быть уточнены в структуре практико-ориентиро-ванной деятельности педагога по физической культуре (например, педагогическая практика или трудоустройство на рабочие места в период прохождения практик).
Повышение качества и продолжительности прохождения педагогической практики, определяющей в единстве с теорией возможности продуктивного становле-
ния будущего педагога характеризуют современные тенденции в изменении основ и программ персонифицированного обучения.
Предметно-ориентированные курсы с персонифицированной педагогической поддержкой будущего педагога и обучающегося, включённых в совместную деятельность, гарантируют разностороннее развитие личности педагога и обучающегося. Для повышения качества данной возможности необходимо расширить спектр предлагаемых услуг системы ДПО как для обучающихся, так и для педагогов.
Методико-методологическое и программно-педагогическое обеспечение основ профессионального становления педагога в модели непрерывного образования [8-15] определяет результативность и справедливость идей и технологий развития личности в системе непрерывного образования. Способы и формы выявления направленности изменений в структуре изучения основ ОФП и СФП являются конструкторами качества всех педагогически синтезируемых решений и потенциальных моделей конкурентоспособного выбора личностью условий, моделей, средств, технологий развития и самоутверждения в спорте и физической культуре.
Стимулирование активности будущих педагогов всей совокупностью средств мотивации развития лич-
ности в профессиональной деятельности определяется базисом самоорганизации качества педагогического труда и моделью самосохранения антропосреды (ноосферы).
Конструктивность решения задач моделирования и уточнения педагогических условий подготовки будущих педагогов по физической культуре определяется учетом всех составных целостного педагогического процесса в принятии социально-образовательного пространства с его нормами культуры, этики, моделями самоорганизации и деятельности.
Для выявления закономерностей продуктивного решения задач развития личности в структуре реализации условий персонификации развития личности обучающегося и педагога недостаточно использовать балль-но-рейтинговую или модульно-рейтинговую систему поощрения, необходимо разработать технологию обучения, мониторинга и стимулирования качества решения задач современного непрерывного образования. Для перехода на новый уровень продуктивного решения задач развития необходимы объективные и достоверные данные о качестве научного, методического, воспитательно-образовательного, здоровьесберегающего и прочих аспектов развития личности педагога в модели образования и профессионально-трудовых отношений.
Литература
1. Барсукова Д. А., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Педагогическая деятельность как модель и категория современной педагогики // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2. С. 22-29. Режим доступа: http:// psychology.snauka.ru/2017/02/7779 (дата обращения: 09.02.2018).
2. Каминский В. В., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Теория и практика детерминации и оптимизации моделей социализации и самореализации обучающегося в спорте // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4. Режим доступа: http: //web.snauka.ru/issues/2017/04/80372 (дата обращения: 09.02.2018).
3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
4. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/ view?id=26432 (дата обращения: 09.02.2018).
5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 129-135.
6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 153-156.
7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.
8. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
9. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 -Физическая культура: в 6 ч. Ч. 1: Введение в педагогическую деятельность. Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
10. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 -Физическая культура: в 6 ч. Ч. 2: Общие основы педагогики. Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
11. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 -Физическая культура: в 6 ч. Ч. 3: Теория воспитания. Стерлитамак: АМИ, 2015. 31 с.
12. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 -Физическая культура: в 6 ч. Ч. 4: Теория обучения. Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
13. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 -Физическая культура: в 6 ч. Ч. 5: Социальная педагогика. Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
14. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства: адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 -Физическая культура: в 6 ч. Ч. 6: Педагогика физической культуры и спорта. Стерлитамак: АМИ, 2015. 54 с.
15. Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма»: учебно-методическое пособие. Новокузнецк: КузГПА, 2013. 51 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OPTIMIZATION OF TEACHING FUTURE PE INSTRUCTORS
Alexey I. Platonenko1 @1, Anastasia V. Lysak1 @2, Elena Yu. Shvartskopf , @3
1 Kemerovo State University (Novokuznetsk branch), 23, Tsiolkovsky St., Novokuznetsk, Russia, 654041 @1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Received 11.02.2018. Accepted 28.04.2018.
Keywords: pedagogical Abstract: The article describes the theory and practice of using pedagogical modeling technology, routing, and pedagogical design in the structure of vocational training of future PE teachers and
technology of system- sport coaches. Pedagogical modeling is considered as a method of scientific research
pedagogical modeling, and a means of introducing new solutions for socialization and self-realization problems.
pedagogical modeling, The quality of verbal-logical models is determined by the quality of the person's inclusion pedagogical designing, in the system of priorities and practices of productive self-assertion and self-realization. pedagogical methodology. The ability of the individual to construct structural and logical models is determined by
the readiness for a qualitative solution of the tasks of socialization and self-realization. The quality of socialization and self-realization problems can be improved by a qualitative use of pedagogical technologies in the structure of vocational training of future PE teachers and continuing education. The innovative component of the phenomenon is in teaching future PE instructors how to solve professional and pedagogical tasks on their own. The constructiveness of the pedagogical process is determined by involving all its integral constituents into the social and educational space with all its cultural and ethical norms, models of self-organization and activities.
For citation: Platonenko A. I., Lysak A. V., Schwarzkopf E. Yu. Pedagogicheskie usloviia optimizatsii podgotovki budushchikh pedagogov po fizicheskoi kul'ture [Pedagogical Conditions for Optimization of Teaching Future PE Instructors]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2018): 27-32.
References
1. Barsukova D. A., Zubanov V. P., Svinarenko V. G. Pedagogicheskaia deiatel'nost' kak model' i kategoriia sovremennoi pedagogiki [Pedagogical activity as a model and category of modern pedagogy]. Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika = Psychology, sociology and pedagogy, no. 2 (2017): 22-29. Available at: http: //psychology.snauka. ru/2017/02/7779 (accessed 09.02.2018).
2. Kaminskii V. V., Zubanov V P., Svinarenko V. G. Teoriia i praktika determinatsii i optimizatsii modelei sotsializatsii i samorealizatsii obuchaiushchegosia v sporte [Theory and practice of determination and optimization of models of socialization and self-realization of the PE student]. Sovremennie nauchnie issledovaniia i innovatsii = Modern scientific research and innovations, no. 4 (2017). Available at: http: //web.snauka.ru/issues/2017/04/80372 (accessed 09.02.2018).
3. Kozyreva O. A. Tehnologiia sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniia v usloviiah nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Technology of system-pedagogical modeling in continuous professional education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technologies, no. 3-2 (2016): 355-359.
4. Kozyreva O. A. Kul'tura samostoiatel'noi raboty lichnosti: modeli i vozmozhnosti formirovaniia [Culture of independent individual work: models and possibilities of formation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia = Modern problems of science and education, no. 3 (2017). Available at: http: //www.science-education.ru/article/ view?id=26432 (accessed 09.02.2018).
5. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v reshenii zadach nauchnogo issledovaniia [Possibilities of pedagogical modeling in solving problems of scientific research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Vocational education in Russia and abroad, no. 12 (2015): 129-135.
6. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Organizatsiia produktivnoi samostoiatel'noi raboty studentov kak sotsial'no-professional'naia problema [Organization of productive independent work of students as a social and professional problem]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad, no. 2 (2015): 153-156.
7. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Pedagogical modeling in the constructs of modern education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Vocational education in Russia and abroad, no. 1 (2017): 58-63.
8. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoie issledovaniie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education]. Moscow: NIIAU MIFI, 2014, 92.
9. Sud'ina L. N., Boikova I. V., Gorbunova I. A. Pedagogika: kontrol'no-otsenochnyie sredstva. Ch. 1: Vvedeniie vpedagogicheskuiu deiatel'nost'[Pedagogy: control and evaluation tools. Part 1: Introduction to pedagogical activity]. Sterlitamak: AMI, 2015, 52.
10. Sud'ina L. N., Boikova I. V., Gorbunova I. A. Pedagogika: kontrol'no-otsenochnyie sredstva. Ch. 2: Obshchie osnovy pedagogiki [Pedagogy: control and evaluation tools. Part 2: General principles of pedagogy]. Sterlitamak: AMI, 2015, 52.
11. Sud'ina L. N., Boikova I. V., Gorbunova I. A. Pedagogika: kontrol'no-otsenochnyie sredstva. Ch. 3: Teoriia vospitaniia [Pedagogy: control and evaluation tools. Part 3: Theory of Education]. Sterlitamak: AMI, 2015, 52.
12. Sud'ina L. N., Boikova I. V., Gorbunova I. A. Pedagogika: kontrol'no-otsenochnyie sredstva. Ch. 4: Teoriia obucheniia [Pedagogy: control and evaluation tools. Part 4: Theory of Learning]. Sterlitamak: AMI, 2015, 52.
13. Sud'ina L. N., Boikova I. V., Gorbunova I. A. Pedagogika: kontrol'no-otsenochnyie sredstva. Ch. 5: Sotsial'naia pedagogika [Pedagogy: control and evaluation tools. Part 5: Social pedagogy]. Sterlitamak: AMI, 2015, 52.
14. Sud'ina L. N., Boikova I. V., Gorbunova I. A. Pedagogika: kontrol'no-otsenochnyie sredstva. Ch. 6: Pedagogika fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogy: control and evaluation tools. Part 6: Pedagogy of Physical Culture and Sports]. Sterlitamak: AMI, 2015, 52.
15. Shvartskopf E. Iu., Platonenko A. I., Merkushev Ie. O. Kontrol'no-izmeritel'nyie materialy kursa «Osnovy turizma» [Control and measuring materials of the course «Fundamentals of Tourism»]. Novokuznetsk: KuzGPA, 2013, 51.