ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181053 2018, № 8 (август) УДК 378.147
Педагогические условия повышения качества
изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры
Платоненко Алексей Игоревич1
филиал (институт) Кемеровский государственный университет, Новокузнецк, Россия
Шварцкопф Елена Юрьевна2
филиал (институт) Кемеровский государственный университет, Новокузнецк, Россия
Угольникова Ольга Александровна3
Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Россия
Аннотация. Актуальность исследования определяется возможностями персонификации и унификации, оптимизации и модификации качества решения задач профессионального обучения и профессиональной подготовки учителей физической культуры в структуре актуализации и применения основ спортивного туризма в развитии продуктивности и креативности личности обучающегося и педагога, персонификации модели социализации и самореализации в системе учета нормального распределения способностей и здоровья. Качество решения задач изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры определяется качеством разработанного и уточненного программно-педагогического сопровождения курса «Основы туризма», учебного модуля «Учебная практика по туризму», а также своевременностью определения и решения задач оптимизации педагогических условий повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры. Целью работы является визуализация педагогических условий повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры. В структуре системного выбора методологической основы исследования определены культурологический, адаптивно-гуманистический, продуктивно-акмепедагогический, полисистемный подходы. Предложенные конструкты педагогических технологий и моделей повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры уточняют возможности современного образования, в ресурсах которого личность обучающегося и педагога проходят различные уровни-ступени репродуктивно-продуктивного становления. Многомерность поиска возможностей непрерывного образования в решении задач повышения качества изучения основ спортивного туризма учителями физической культуры определяет специфику использования педагогического моделирования в детализации возможностей продуктивного становления личности, раскрывает единство теории и практики профессионального становления педагога, практико-ориентированной подготовки личности в структуре решения задач использова-
Поступила в редакцию Received 13.07.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.07.2018
Принята к публикации Accepted for publication 30.07.2018 Опубликована Published 31.08.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Платоненко Алексей Игоревич, соискатель, филиал (институт) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк Россия
2 Шварцкопф Елена Юрьевна, преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин, филиал (институт) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, Россия
3 Угольникова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк, Россия
ния основ спортивного туризма в социализации личности, подготовке личности к решению задач самоактуализации, самореализации, самоутверждении через занятия спортивным туризмом как избранным видом спорта и выделенным направлением социализации. Основы спортивного туризма позволяют определить и уточнить возможности репродуктивно-продуктивного становления личности в модели современного образования и профессионально-трудовых отношений.
Ключевые слова: педагогическое моделирование; модель; педагогическая методология; педагогические условия, продуктивность; социализация; самореализация; физическая культура.
Введение
Возможности повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры определяются теоретико-эмпирическими особенностями постановки и решения задач развития личности и систему образования в оптимизации качества профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры. Одним из актуальных направлений поиска является продуктивное решение задач персонифицированного развития личности средствами физической культуры и спорта, обучения и образования в модели социализации и самореализации, самоактуализации и самоутверждения.
Специфика изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры определяется видом обучения, заложенным в модель репродук-тивно-продуктивного становления личности, включенной в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, специфика которых определяется условиями, моделями, формами, принципами, методами, приемами, технологиями профессионального обучения и профессионально-педагогического становления будущего учителя физической культуры.
Качество решения задач социализации и самореализации обучающихся средствами спортивного туризма определяется в соответствии с выделенными условиями поиска и моделью реализуемого педагогического процесса.
Нюансы уточнения возможностей использования различных видов обучения, фасилитирующих повышение качества персонифицированного развития личности в структуре занятий спортивным туризмом определяются в контексте успешности решения задач развития как доминирующих механизмов самоорганизации условий самоутверждения, самореализации, социализации, сотрудничества и общения. Качество социализации личности представляет собой базовый ресурс самоопределения и самоутверждения в иерархии выявляемых и решаемых задач и противоречий деятельности, возможность персонификации в модели социализации и самореализации определяют успешность личности в различных социальных, образовательных, профессиональных и досуговых направлениях поиска и обусловленных возрастосо-образностью приоритетов решения задач деятельности и общения. Надежность используемых смешанных и возрастосообразных способов, форм, средств, методов обучения является одной из граней, реализуемой в практике работы педагога и учителя по физической культуре технологии обучения, гарантирующей учет всех составных единиц и функций целостного развития личности в модели непрерывного образования, физической культуры и спорта, искусства и профессионально-трудовых отношений.
Результативность использования спортивного туризма в развитии личности социально ориентированной, здоровой, креативной и успешной определяется опытом решения задач, актуализация и реализация которых оправдывается включением личности обучающегося в неподдельную природу целостного развития и оптимизации всех выстраиваемых в группе отношений, в которых физическое, психическое и интеллектуальное развитие определяют в единстве продукт деятельности и обще-
ния, уточнение качества которых визуализируются в модели выживания и борьбы за качественное удовлетворение естественно-биологических, интеллектуально-деловых, социально-профессиональных потребностей.
Успешность технологии социализации трудных подростков средствами спортивного туризма оправдана качеством решения задач развития «хочу, могу, надо, есть», где игровой способ познания и самоутверждения плавно переходит в деятель-ностно-практический, располагающий личность к неигровым ресурсам самоорганизации основ развития и сотрудничества, общения и взаимодействия.
Выделение и уточнение педагогических условий повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры является одной из наиболее интересных в современной практике социального, частно-предметного и частно-специального научно-педагогического знания, определяемых в нашей работе в качестве модели самоорганизации качества педагогической деятельности, качества оказываемых образовательных услуг и успешности развития личности и системы непрерывного образования в целом.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Многомерность и полифункциональность поставленной задачи (повышение качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры) будет определяться в работе системностью уточнения конструктов и единиц современной педагогической деятельности, в структуре которой выделяются виды обучения, принципы обучения, методы обучения, средства обучения, формы обучения, технологии обучения, которые можно условно определить и уточнить в исследуемом ракурсе в следующей системе конструктов и моделей современной педагогики:
- возможности здоровьесберегающей педагогики в современном образовании (О. П. Андреева, 2017) [1] определяют условия и модели социализации и самореализации личности, в такой практике можно определить направлением продуктивного поиска занятия спортивным туризмом, особенности которых оптимально могут быть уточнены в конструктах педагогических условий повышения качества учебно-тренировочного процесса (М. С. Бредихин, А. В. Бредихина,2017) [2];
- профессионализм как конструкт реализации идей современного обучения и образования определяет продуктивность - персонифицированной практикой уточнения задачи «хочу, могу, надо, есть» (О. Я. Гутак, Н. А. Козырев, О. А. Козырева, 2018) [3], основы которой в спортивном туризме будут уточнены нами с использованием микро- и мезоконстурктов решения задач современного обучения и оздоровления личности средствами спортивного туризма;
- процесс формирования культуры деятельности будущего педагога (И. Е. Дружинина, 2018) [4] может быть полезен в структуре определяемого и реализуемого культурологического подхода, являющегося ресурсом для самоорганизации качества включения личности в систему занятий спортивным туризмом;
- возможность решения задач развития личности в системном осмыслении ценностей и целей педагогической деятельности и педагогической поддержки (В. П.Зубанов, Е. В. Митькина, О. Я. Гутак, 2017) [5] могут быть определены в качестве условия постановки и решении задач социализации и самореализации личности обучающегося средствами спортивного туризма;
- методы, формы, средства, технологии профессионально-педагогического образования (О. А. Козырева, Н. А. Козырев, В. Г. Свинаренко, 2017) [6] определяют
перспективность формирования и развития личности как ценности и продукта современной культуры, спорта, образования, деятельности;
- педагогическое моделирование (С. В. Коновалов, О. А. Козырева, 2017) [7] иллюстрирует направленность продуктивного поиска учителя и педагога, реализующих основы педагогической деятельности в различных направлениях, определяемых трудовым соглашением и выполнением профессионально-трудовых функций, особенности такой практики могут быть отражены в систему конструктов современной педагогической деятельности, одним из которых является конструкт систему принципов здоровьесберегающей подготовки обучающегося в структуре занятий физической культурой (А. В. Котин, 2018) [8];
- педагогическая поддержка определяется как метод и технология повышения качества педагогической деятельности (Е. В. Митькина, С. В. Сорокин, В. Г. Свинаренко, 2017) [9];
- системность использования педагогического моделирования в работе учителя (В. Г. Свинаренко, С. В. Сорокин, М. В. Тарасевич, 2017) [10] раскрывает направленность перехода от репродуктивного обучения к продуктивному, социально и персонифицировано значимому;
- научное исследование в педагогике позволяет повышать качество решения задач развития личности различными традиционными и инновационными средствами современной педагогики (В. Г. Свинаренко, О. А. Козырева, 2014) [11];
- немаловажным способом и условием оптимального решения задач и проблем педагогической деятельности определяются способы и модели модификации педагогических средств и педагогических конструктов, используемых педагогами в различных направлениях поиска (О. Ю. Свистунова, 2017) [12];
- формирование потребности обучающегося в культуре здоровья средствами и методами физической культуры (О. М. Сидорова, 2017) [13] определяется одной из практик реализации базовых возможностей социализации личности в модели непрерывного образования, где спортивный тузим может быть определён как условие и практика решения задач развития и самоутверждения;
- культура здоровья (О. М. Симонова, 2017) [14] может выступать основы для моделирования и проектирования качества педагогической деятельности в структуре занятий обучающимися;
- спортивный туризм может быть определен в различных условиях и практики социализации и самореализации, основы которых уточняются в конструкте педагогических условий как единице и функции оптимизации качества педагогической деятельности, что подтверждается теоретическими моделями из работы (Е. О. Субботина, 2017) [15] и пр.
Непрерывное образование и условия формирования здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося интегрально детализируют успешность личности в поле социальных, образовательных и профессионально-трудовых отношений, основы которых являются продуктом и средством для профессионального становления личности, в том числе и личности учителя физической культуры, реализующей различные направления оздоровления обучающихся средствами физического воспитания и физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Четкость представлений о культуре здоровья личности закладывается с раннего включения личности в процесс социальных и образовательных отношений. Социализация как механизм самоорганизации качества развития личности и общества определяет пер-
спективность направлений продуктивного становления личности, в таком выборе актуальным является система занятий с обучающимися спортивным туризмом, гарантирующем формирование социально и личностно значимых ценностей личности, сибирского характера, здоровья, жизнелюбия и природолюбия, уважения и доверия, ответственности и уверенности в собственных силах и предпринимаемых действиях (деятельности). Теоретические основы определяемых явлений могут быть выделены из работы (Н. А. Усольцева, 2017) [16], специфика которой определяет ак-мепроектирование педагогической деятельности как социально-образовательного процесса через персонификацию и унификацию основ работы тренера. Педагогическая деятельность в модели непрерывного образования (Н. Г. Чепурная, 2017) [17] гарантирует высокие социально востребованные результаты. Педагог, организующий занятия по спортивном туризму, может использовать акметраектории и акме-педагогические основы работы тренера в качестве ресурса самоорганизации качества развития обучающегося в спортивном туризме как избранном виде спорта. Если определение основ развития лежит только в плоскости социализации - работа тренера и педагога, организующего занятия спортивным туризмом, должна быть определена через системность решения задач фасилитации и педагогической поддержки. Теоретические основы фасилитации как конструкта формирования профессионального мастерства педагогов (С. А. Чудинова, Е. В. Митькина, 2017) [18] определяют успешное проектирование занятий и формируемых ценностей и смыслов развития и самореализации личности.
Профессионализм как продукт развития личности определяет успешность уточнения составных задачи продуктивного поиска развития личности («хочу», «могу», «надо», «есть»), в нашей работе основы профессионализма будут рассмотрены в качества базовой ценности, определяющей успешность личности в выборе направления социализации и самореализации, где спортивный туризм представляет одно из поливероятных механизмов самосовершенствования и самоутверждения, раскрывающих возможности личности в иерархии определяемых и детализируемых задач.
Педагогика спорта определяет перспективность и закономерность выделения и уточнения традиционных и инновационных ресурсов функционирования идей здоровьесбережения, пропаганды культуры здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой.
В таком понимании спортивный туризм может выделить общие, частно-предметные, частно-специальные продукты и ресурсы самоорганизации качества развития обучающегося в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, уделяющих здоровью и культуре здорового образа жизни надлежащее место и роль.
Специфика моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» отражает три направления поиска оптимальных возможностей решения задач развития обучающегося. Общие продукты моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» представляют собой методико-методологическое и учебно-педагогическое проектирование и реализацию деятельности в системе изучения основ туризма будущими учителями физической культуры.
Частно-предметные продукты моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» определяются разработкой занятий и программ, отчетов и проектов включения обучающегося в систему занятий спортивным туризмом.
Частно-специальные продукты моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» определяются в ситуативном решении задач развития личности, являются механизмом оптимизации качества персонификации и унификации идей развития личности в системе непрерывного образования с учетом потребностей и возможностей личности, построенных в интересах человека и государства.
В первоисточниках зарубежной практики проблеме персонификации и унификации решения задач образования (Т. Кохе, Н. Янсон-Ратиника, Р. Кока, 2017) [19] уделяется немалое значение в конструктах и контексте повышения качества высшего образования, данная возможность актуализирует успешность деятельности личности, включенной в социальные, образовательные и профессиональные отношения. Ресурсность занятий спортивным туризмом в таком контексте определяет базу профессионального и дополнительного образования к повышению качества включенности личности средствами спортивного туризма в социальное пространство, профессиональные отношения и формирование ценностей современного образования как механизма самоорганизации качества развития личности и системы образования, общества и антропопространства в целом.
Научность познания и своевременность обучения личности формированию и научному пониманию целостной картины мира в различных системно обоснованных аспектах деятельности и искусства определяют качество и целостность социально-образовательной практики, данному положению может послужить базовая составная работы (М. Баптиста, 2017) [20], раскрывающая через приоритеты и цели возможность реализации оптимальной, доступной или хорошей практики научного обогащения личности и общества, в данном полидетерминирующем ключе теория спортивного туризма накопила немалый опыт в определении и решении задач персонифицированной акмеверификации качества развития личности и системы социально-образовательных отношений, определяющих здоровый образ жизни, здоровье и активную жизненную позицию - многомерным механизмом самоорганизации развития и модификации всех педагогически и социально значимых процессов и явлений. Преподавание и обучение в такой практике определяют грани системной самоорганизации (А. Джеймс, 2017) [21] качества педагогического процесса как базовой единицы современной педагогики, раскрывающей через отрасли научного познания возможность развития и акместановления личности, продуктивную постановку задачи самореализации личности и конкурентоспособности продуктов развития и эволюции антрополо-го обусловленных явлений в социально-образовательном континууме.
Зарубежная и отечественная педагогическая наука определяют через образовательные ресурсы и продукты возможность повышения качества достижений личности и общества, в таком понимании возможность постановки и уточнения задачи повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры будут определены в конструктах и функциях возрастосооб-разности, здоровьесбережения, педагогической поддержки и фасилитации, креативности и продуктивности.
Методологическая база исследования
Методологическая основа исследования будет определяться целостным использованием культурологического, адаптивно-гуманистического, продуктивно-акмепедагогического, полисистемного подходов, определяющих возможность объ-
ективного решения задач развития, социализации, самореализации личности в структуре занятий спортивным туризмом и персонифицировано-продуктивной подготовки будущих учителей физической культуры к решению задач социализации и самореализации обучающихся средствами физической культуры, спорта (в том числе и занятиями спортивным тузимом).
Культурологический подход определяется как системная единица целостности и многомерности развития личности в структуре занятий спортом (спортивным туризмом), располагающих личность и общество к акмеверификации качества поиска успешных форм и продуктов деятельности, гарантирующих в единстве с высокими идеалами в деятельности и общении достижение максимально возможных результатов и качественно модифицируемых решений.
Адаптивно-гуманистический подход определяет идеи гуманизма в качестве базовых конструктов и средств постановки и решения задач развития и адаптации личности. В структуре продуктивного поиска персонифицированных основ высоких достижений обучающегося адаптивно-гуманистический подход разрешает деление обучающихся на группы по способностям и здоровью, определению и решению задач развития личности с использованием технологий, направленных на учет тех или иных особенностей развития личности, возможностей продуктивного выбора условий и механизмом самоорганизации качества решения задач и проблем современного обучения и образования, воспитания и социализации, фасилитации и поддержки личности в модели развития и саморазвития, сотрудничества и общения. Качество использования моделей и конструктов, технологий и форм, методов и средств обучения в адаптивно-гуманистическом подходе определяется учетом всех составных развития личности, учёта нормального распределения способностей личности, возрастосообразности, конкурентоспособности, гибкости, толерантности, креативности и продуктивности.
Продуктивно-акмепедагогический подход - методологический подход, детализирующий успешное решение задач развития обучающегося в системе продуктивно-персонифицированных и продуктивно-деятельностных основ развития личности и коллектива. Продуктивно-акмепедагогический подход определяет возможности оптимизации и максимизации результатов деятельности личности в структуре обучения, социализации, профессионально-трудовых отношений. Особенности практико ориентированного решения задач развития, социализации, оздоровления личности в структуре использования продуктивно-акмепедагогического подхода отражаются в умении педагогов качественно выявлять и уточнять составные развития «хочу, могу, надо, есть», гарантирующие в иерархии доминирующих и инновационно обновляемых методов, средств, форм и технологий обучения и социализации возможность точного и своевременного построения акметраектории деятельности и общения.
Полисистемный подход - методологический подход, раскрывающий в многомерном выборе личности возможность учета всех антропологически обусловленных явлений и конструктов, генерирующих различные способы и методы постановки и решения задач развития, определяемых и уточняемых личностью в структуре ведущей деятельности и хобби.
Результаты исследования
В структуре теоретико-эмпирического осмысления цели и ценностей, продуктов и перспектив работы с обучающимися и будущими педагогами по физической культуре нами были определены следующие конструкты и результаты деятельности:
- детерминанты здоровьесберегающей педагогики, определяющие в структуре научной педагогики возможность построения и уточнения педагогических условий (А. Н. Аксенова, О. С. Комяков, Е. Ю. Шварцкопф, 2018) [22] как модели современного обучения и образования, гарантируют повышение качества и результативности деятельности педагога за счет учет различных уточняемых и создаваемых в мировом образовательном пространстве (МОП) продуктов деятельности педагога и системы образования в целом, данная возможность отражается в целостной системе научно-педагогических концепций, теорий, моделей и пр.;
- одним из типов и видов социализации и самореализации развивающейся личности является туризм (К. М. Бызова, А. И. Платоненко, С. В. Острякова,
2014) [23], определяющий основы репродуктивно-продуктивной подготовки личности к решению различного рода учебных и профессионально-трудовых задач, основы деятельности педагога по физической культуре могут быть определены через целостность работы в модели развития, социализации и самореализации обучающегося, включённого в систему отношений и продуктов культуры, спорта, образования, науки и прочих составных социализации и самореализации, самоутверждения и сотрудничества, общения и самовыражения;
- программно-педагогическое обеспечение курса «Учебная практика по туризму» (Е. В. Зыбина, А. И. Платоненко, Е. Ю. Шварцкопф, 2015) [24] определяет основы развития личности при подготовке педагога к работе в различных направлениях социально-образовательного выбора условий и форма развития личности обучающегося средствами спортивного туризма, данная разработанная модель и конструкт является средством и технологией оптимизации качества решения задач современного обучения в образовательной организации и современного профессионально-педагогического образования;
- социально-педагогическое знание определяет основы педагогической деятельности, гарантирует повышение качества решения задач в различных направлениях социализации и самореализации личности (Н. В. Маринич, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф, А. И. Платоненко, 2013) [25], обеспечивает успешность постановки и решения задач современного образования и культуры досуга, способность личности быть включенным в систему социальных, образовательных и профессиональных отношений;
- педагогические условия описываются в качестве конструкта самоорганизации качества педагогической деятельности в работе педагогов по физической культуре (А. И. Платоненко, А. В. Лысак, Е. Ю. Шварцкопф, 2018) [26], возможность использования единицы и категории «педагогические условия» в практике поставленной задачи позволят системно и объективно описать все выделенные нюансы происходящих в педагогической деятельности изменений;
- учебная практика (К. С. Платоненко, А. И. Платоненко, Е. Ю. Шварцкопф,
2015) [27] определяется средством повышения качества профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры, выделяет в единстве теории и практики возможность качественного решения детерминируемых условий и реализуемых задач современного образования средствами спортивного туризма;
- профессионально-педагогическая культура определяется как результат становления и самореализации педагога по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования (Ю. И. Самсонов, Е. О. Меркушев, А. И. Платоненко, Е. Ю. Шварцкопф, 2013) [28], выделенные средства и конструкты визуально повышают качество понимания важности развития личности в системе непрерывного образования, в структуре формирования ценностей и смыслов занятий спортивным туризмом данный объект и продукт эволюции антропопростран-ства и системы непрерывного образования гарантирует точное и своевременное решение задач и проблем развития личности в модели деятельности и общения;
- контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» (Е. Ю. Шварцкопф, А. И. Платоненко, Е. О. Меркушев, 2013) [29] определяют целостность и элементы технологии системно-педагогического моделирования в реализации курса «Основы туризма», отражает специфику современного образования в реализации поливидовых форм и методов смешанного обучения в высшей школе и профессиональном образования в целом и пр.
Педагогические условия повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры определяются в структуре детерминации и детализации качества решения задач освоения теоретико-эмпирического материала студентами, включенными в целостный процесс обучения, развития, самореализации и социализации.
Определим понятия и ресурсы оптимизации педагогической и профессионально-педагогической деятельности в структуре проводимой работы с будущими педагогами и учителями физической культуры.
Процесс повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры - педагогический ресурс оптимального выявления и решения задач репродуктивно-продуктивного выбора личностью и обществом возможностей достижения того или иного уровня решения определенного класса задач, в нашей ситуации - в постановке проблемы, непосредственно связанной с теоретическими основами и практической готовностью будущего учителя физической культурой использовать основы спортивного туризма для оптимизации качества развития личности обучающегося, в том числе и категории обучающихся, относимых современными педагогами к категории «трудных подростков».
Процесс повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры определяется структурой целостного познания и понимания особенностей развития личности обучающегося в структуре занятий спортивным туризмом. В таком ракурсе целесообразно выделить цель, задачи, средства, методы, приемы, формы, технику, тактику, модели, технологии включения обучающегося в систему занятий спортивным туризмом.
Педагогические условия повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры - совокупность детерминант и конструктов, определяющих в иерархии выбора и ориентации развития личности возможность использования основ спортивного туризма в качестве избранного вида спорта и хобби, активизирующего внимание личности на проблемах активного образа жизни и здорового понимания развития личности в современных теориях и непосредственно связанных представлениях о здоровье и продуктивности личности в обществе.
Педагогические условия повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры могут быть определены в ли-
нейных или кейс-моделях, определяющих особенности решения задач и проблем в теории и практики повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры.
Педагогические условия повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры:
1. Учет используемых видов обучения в процессе возрастосообразного развития обучающегося, гарантирующий многомерность постановки и уточнения особенностей решения задач развития и продуктивного становления личности в деятельности и общении, определяющий специфику и условия перехода от репродуктивного обучения к продуктивному обучению или смешанному обучению в модели персонификации и унификации качества непрерывного образования.
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей личности обучающегося и воспитательно-образовательного пространства, в структуре которых будут выделены современные институты образования, социализации и спорта.
3. Создание традиционной и дистанционной возможности продуктивного поиска и решения задач развития и саморазвития личности в модели непрерывного образования, определяющих особенности персонификации развития личности в структуре занятий спортивным туризмом - одной из реализуемых практик и технологий, гарантирующих повышение качества современного образования, сохранения уровня здоровья личности и общества, востребованности здоровой личности на рынке труда и профессионально-трудовых отношений.
4. Доступность решения задач развития личности обучающегося в системе занятий физической культурой и спортом на протяжении всего периода жизнедеятельности, определяющих через признание моделей и конструктов возрастосооб-разной педагогики особенность и доступность, тактику и стратегию развития, социализации и самореализации - персонифицированным механизмом самоорганизации качества решения всех задач в жизнедеятельности личности и общества.
5. Использование технологических карт уровневого построения учебно-образовательной деятельности в структуре СПО и ВО - акмеверифицируемыми механизмом повышения качества и самоорганизации деятельности педагога в модели современного образования.
6. Определение нюансов развития, социализации и самореализации обучающегося в поле моделей, ценностей и ресурсов современной деятельности, определяемых через учет нормального распределения способностей и здоровья в моделировании и решении задач развития обучающегося средствами традиционного и инновационного обучения, гарантирующих использование педагогической поддержки личности, фасилитации понимания различных проблем развивающейся личностью обучающегося и включенности личности в современное образовательное пространство [6], способности к коррекции и модификации модели самоутверждения, самоактуализации и сотрудничества личности в коллективе.
7. Определение продуктивных возможностей развития личности обучающегося в модели непрерывного образования через учет особенностей формирования общей физической подготовки (ОФП) личности базовым конструктом и механизмом выбора направления социализации и самореализации личности, гарантирующем признание необходимости или персонифицированного запрета на выбор направления формирования специальной физической подготовки (СФП) личности в избранном
виде спорта (связано с запретами занятий конкретным видом спорта для обучающихся по медицинским и прочим показаниям).
8. Реализация модели конкурентоспособности обучающегося (будущего педагога по физической культуре) через персонифицированное освоение ОФП и выделения направления и специализации в спорте - СФП, предопределяющих в профессиональном становлении личности возможность акмеверификации качества развития через определение и уточнение конструктов «хочу, могу, надо, есть» в решении задач социализации и самореализации личности обучающегося и педагога.
9. Повышение качества и продолжительности у будущих учителей физической культуры прохождения педагогической практики, определяющей в единстве с теорией персонифицированные и коллективные возможности продуктивного становления будущего педагога.
10. Предметно ориентированные курсы, фасилитирующие личности достижение оптимальных развитий в выделенных направлениях деятельности, определяющих в персонифицированной педагогической поддержке возможность повышения качества решения задач развития будущего педагога и обучающегося, включённых в совместную деятельность.
11. Методико-методологическое и программно-педагогическое обеспечение основ профессионального становления учителя физической культуры в модели непрерывного образования.
12. Стимулирование активности будущих учителей физической культуры всей совокупностью средств мотивации развития личности в профессиональной деятельности, определяющей возможности педагогического моделирования основой для модификации и создания новых средств и продуктов педагогической деятельности.
Выделенные педагогические условия повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры позволят уточнять и разрабатывать модели и технологии использования основ спортивного туризма для развития, социализации и самореализации личности, включенной в систему непрерывного образования.
Предложенные конструкты педагогических технологий и моделей повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры уточняют возможности современного образования, в ресурсах которого личность обучающегося и педагога проходят различные уровни-ступени репродук-тивно-продуктивного становления.
Заключение
В структуре оптимизации качества профессионально-педагогического образования основы спортивного туризма в структуре профессионального обучения будущих учителей физической культуры определяют способы и технологи фасилитации включения личности обучающегося в структуру досуговой, учебной, учебно-воспитательной деятельности и работы.
Качество и успешность достижения максимальных результатов развития обучающегося средствами спортивного туризма определяют и продуктивность профессионально-педагогического образования в модели профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
Дальнейшая практика уточнения особенностей повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры будет опреде-
лена с изменениями, определяемыми в системе непрерывного образования и условиями включения личности в систему занятий спортивным туризмом.
Ссылки на источники
1. Андреева О. П. Проблемы и возможности здоровьесберегающей педагогики в современном образовании // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 4-х ч. -Ч. 2. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 112-114.
2. Бредихин М. С., Бредихина А. В. Педагогические условия повышения качества учебно -тренировочного процесса в спортивном туризме // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 4-х ч. - Ч .2. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 132-134.
3. Гутак О. Я., Козырев Н. А., Козырева О. А. Профессионализм личности как продукт персонификации развития и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018- № 1. - С. 10-14. - DOI:10.21603/2542-1840-2018-1-10-14.
4. Дружинина И. Е. Основы культурологии в технологии формирования культуры деятельности будущего педагога // Перспективы развития науки и общества в условиях инновационного развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. - Уфа: Омега Сайнс, 2018. - С. 218-220.
5. Зубанов В. П., Митькина Е. В., Гутак О. Я. Педагогическая деятельность и педагогическая поддержка как категории педагогики и непрерывного образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2017. - № 11. - С. 380-388.
6. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. -М.: МИФИ, 2017. - 400 с.
7. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 1 (178). - С. 58-63.
8. Котин А. В. Принципы здоровьесберегающей подготовки обучающегося в структуре занятий физической культурой // Роль и место информационных технологий в современной науке: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. - Ч. 1. - Уфа: Омега Сайнс, 2018. - С. 174-176.
9. Митькина Е. В., Сорокин С. В., Свинаренко В. Г. Педагогическая поддержка обучающегося: модели и технологии. - М.: МИФИ, 2017. - 120 с.
10. Свинаренко В. Г., Сорокин С. В., Тарасевич М. В. Возможности педагогического моделирования в системе непрерывного образования. - М.: МИФИ, 2017. - 148 с.
11. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. - М.: НИЯУ МИФИ, 2014. - 92 с.
12. Свистунова О. Ю. Модификация условий и педагогических конструктов в решении задач педагогической деятельности // Инновационные технологии научного развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 5-х ч. - Ч. 3. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 152-154.
13. Сидорова О. М. Формирование потребности обучающегося в культуре здоровья средствами и методами физической культуры // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. - Ч. 2. - Уфа: Омега Сайнс, 2017. -С. 100-102.
14. Симонова О. М. Педагогическое моделирование в решении задач формирования культуры здоровья // Цифровое общество в контексте развития личности: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 191-192.
15. Субботина Е. О. Педагогические условия социализации и самореализации обучающегося в модели дополнительного образования // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 6-х ч. - Ч. 3. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 168-170.
16. Усольцева Н. А. Педагогическое моделирование и педагогическое проектирование в работе тренера // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молод. уч. - Новокузнецк: изд. центр СибГИУ, 2017. - Вып. 21. - Ч. I. Гуманитарные и экономические науки. - С. 442-445.
17. Чепурная Н. Г. Педагогическая деятельность в модели непрерывного образования // Инновационные технологии научного развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 5-х ч. - Ч. 3. Уфа: Аэтерна, 2017. -С. 181-183.
18. Чудинова С. А., Митькина Е. В. Фасилитация как конструкт формирования профессионального мастерства педагогов // Современные технологии в мировом научном пространстве: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 3-х ч. - Ч. 1. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 169-171.
19. Koke T., Jansone-Ratinika N., Koka R. Formative assessment on an individual and an institutional level on the way to quality culture in higher education // Problems of Education in the 21st Century. - 2017. - № 75 (1). - URL: http://journals.indexcopernicus.com/abstract.php?icid=1232393.
20. Baptista M. What is a good practice of science teaching? Some paths // Problems of Education in the 21st Century. - 2017. - № 75 (3). - URL: http://oaji.net/articles/2017/457-1498500799.pdf.
21. James A. Teaching and learning - what is this in troubled spaces? // Problems of Education in the 21st Century. -2017. - № 75 (4). - URL: http://oaji.net/articles/2017/457-1503750186.pdf.
22. Аксенова А. Н., Комяков О. C., Шварцкопф Е. Ю. Особенности здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 1. - С. 4-9. - DOI:10.21603/2542-1840-2018-1-4-9.
23. Бызова К. М., Платоненко А. И., Острякова С. В. Туризм как направление социализации и самореализации развивающейся личности // Наука и образование XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 87-88.
24. Зыбина Е. В., Платоненко А. И., Шварцкопф Е. Ю. Специфика моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» как ресурс формирования профессионально-педагогической культуры педагогов по физической культуре // Современная педагогика. - 2015. - № 1 (26). - С. 10-16.
25. Мар^ч Н. В., Козирева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. I. Вивчення основ сощальноТ педагопки як модель формування гумашстичноТ спрямованост особистосп майбутнього педагога // Вкник Луганського Нацюнального Ушверситету iм. Т. Шевченка: пед. науки. - 2013. - № 13 (272). - Ч. II. - С. 261-271.
26. Платоненко А. И., Лысак А. В., Шварцкопф Е. Ю. Педагогические условия оптимизации подготовки будущих педагогов по физической культуре // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 1. - С. 27-32. - DOI:10.21603/2542-1840-2018-1-27-32.
27. Платоненко К. С., Платоненко А. И., Шварцкопф Е. Ю. Учебная практика по туризму в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре: профессиональный и адаптивный компоненты // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 8. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56967.
28. Самсонов Ю. И., Меркушев Е. О., Платоненко А. И., Шварцкопф Е. Ю. Профессионально-педагогическая культура как результат становления и самореализации педагога по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - № 2 (10). - С. 99-103.
29. Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма». - Новокузнецк: КузГПА, 2013. - 51 с.
Alexey I. Platonenko,
Competitor, branch (institute) of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia
Elena Yu. Shvartskopf,
Lecturer, branch (institute) of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia
Olga A. Ugolnikova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Physical Training Chair, Siberian State Industrial University,
Novokuznetsk, Russia
Pedagogical conditions for improving the quality of studying the sports tourism principles by future physical culture teachers
Abstract. The relevance of the research is determined by the possibilities of personification and unification, optimization and modification the quality of solving the problems of education and professional training of physical culture teachers in the structure of actualization and application of sports tourism principles in the development of the productivity and creativity of the learner and teacher personality, in the personification of socialization and self-realization model in the system of optimal abilities distribution. The quality of solving the problems of studying sports tourism principles by future teachers of physical culture is determined by the quality of the developed and refined program and pedagogical support of the course "Principles of Tourism", the training module "Training Practice in Tourism", as well as by the timeliness of determining and solving the problems of optimizing pedagogical conditions for improving the quality of studying sports tourism principles by future teachers of physical culture. The aim of the work is to visualize the pedagogical conditions for improving the quality of studying the sports tourism principles by future physical culture teachers. Cultural, adaptive-humanistic, productive-acme-pedagogical, polysystemic approaches are defined in the structure of the system choice of the methodological basis for the research. The proposed constructs of pedagogical technologies and models for improving the quality of studying sports tourism principles by fu-
ture physical training teachers clarify the possibilities of modern education, using the resources of which the personality of students and teacher pass through different levels-steps of reproductive-productive formation. The multidimensional^ of the search for continuous education opportunities in solving problems of improving the quality of studying sports tourism principles by physical training teachers determines the specifics of pedagogical modeling use in detailing the possibilities for productive development of the personality, reveals the unity of theory and practice of teacher's professional development, the practice oriented training of the individual in the structure of solving the problems of using the principles of sports tourism in the socialization of the individual, in the preparation of the individual for solving the task of self-actualization, self-realization and self-affirmation through sports tourism as the chosen kind of sport and the preferred direction of socialization. The principles of sport tourism make it possible to identify and clarify the possibilities of reproductive and productive formation of personality in the model of modern education and professional-labor relations.
Keywords: pedagogical modeling, model, pedagogical methodology, pedagogical conditions, productivity, socialization, self-realization, physical training.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Платоненко А. И., Шварцкопф Е. Ю., Угольникова О. А. Педагогические условия повышения качества изучения основ спортивного туризма будущими учителями физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - С. 627-640. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181053.htm.
DOI 10.24422/MCITO.2018.8.15649
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Платоненко А. И., Шварцкопф Е. Ю., Угольникова О. А., 2018
www.e-koncept.ru