УДК 377 ББК 74.474.7 Ш 45
Е.В. Шельпова
Доцент кафедры общей и социальной педагогики и психологии филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске; E-mail: [email protected]
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов решения проблемы обновления содержания профессионального воспитания посредством пересмотра стратегии воспитательной деятельности учреждений среднего профессионального образования, основу которой составляет личностно ориентированный подход, гуманизирующий процесс развития личности и предполагающий разработку перспективных направлений профессионального воспитания, позволяющих оптимизировать взаимодействия образовательных учреждений, семьи, работодателей и социальных партнёров. Раскрыто содержание структурно-функциональных компонентов модели процесса профессионального воспитания в колледже, предложен комплекс критериев оценки эффективности реализации системы профессионального воспитания в колледже, позволяющий определить уровень профессиональной воспитанности обучающихся.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, система среднего профессионального образования, обучающийся колледжа, модель воспитательного процесса, социальное партнерство.
E.V. Shelpova
Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy and Psychology, the Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk; E-mail: [email protected]
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, the Kuban State University; E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL EDUCATION IN COLLEGE
Abstract. The paper discusses one of the aspects related to solution of the problem of updating the content of professional education by revising strategy of educational activity of secondary vocational education institutions. Its basis is made by personally focused approach which humanizes development of the personality and assumes development of the promising directions of professional education allowing optimization of interactions of educational institutions, families, employers and social partners. The content of structurally functional components of model of professional education in college is disclosed. The criteria are proposed
for evaluation of efficiency of implementation of professional education in college allowing determination of the level of students' professional educatedness.
Keywords: professional education, system of secondary professional education, student of college, model of educational process, social partnership.
Последние десятилетия политическая и экономическая жизнь нашей страны характеризуется значительными изменениями, повлиявшими практически на все сферы общества, результатом которых стало разрушение существовавших представлений о воспитании личности молодёжи [1]. В настоящее время в отечественной системе профессионального образования происходят серьёзные изменения, нормативно-правовой базой которых является Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», новые ФГОСы. Эти изменения затронули главным образом структурно функциональные и целевые, содержательные основы системы образования без должного материально-технического, финансового и кадрового обеспечения её полноценного функционирования. В этой связи назрела необходимость пересмотра стратегии воспитательной деятельности, основу которой составляет личностно ориентированный подход, позволяющий гуманизировать процесс развития личности и предполагающий разработку нового содержания воспитательного взаимодействия образовательных учреждений, семьи и социальных партнёров. Их назначение - помочь формированию у учащейся молодёжи представлений об общественном благе как ценности и смысле жизни, оказать педагогическую поддержку в их полноценном профессиональном воспитании [1-3].
В Ставропольском крае в 90-е годы прошлого века было завершено формирование региональной системы многоуровневого профессионального образования, в которую входят учреждения начального,
среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО), реализующие различные виды образовательных программ. Данные проведённого нами мониторинга позволяют сделать вывод о том, что учреждения СПО остаются недостаточно сориентированными на потребности регионального рынка труда, т.к. не учитываются тенденции его развития, что делает выпускника неконкурентоспособным. Нет эффективного отраслевого взаимодействия между однопрофильными образовательными учреждениями с партнёрами и работодателями. Недостаточно обеспечена гибкость и вариативность содержания программ профессионального воспитания, учитывающих индивидуальные возможности и потребности обучающихся [4].
Анализ литературы и практического опыта позволил сделать вывод, что в современной системе СПО преобладает административный, а не воспитывающий подход в профессиональной подготовке. Об этом свидетельствуют следующие данные: в учреждениях системы профессионального образования (НПО и СПО) в образовательном процессе преподаватели используют преимущественно авторитарные методы педагогического взаимодействия. В ходе анкетирования было установлено, что 89,8% опрошенных преподавателей считают отношения с обучающимися «позитивными». На вопрос о том, могут ли они на занятиях свободно высказывать и защищать свою точку зрения, 43,9% обучающихся ответили отрицательно. Наличие доверительных и доброжелательных отношений с преподавателями подтвердили 33,4% обучающихся СПО. Значительный интерес обучающихся к общению со сверстниками отмечают 51,5%
преподавателей. У обучающихся этот показатель близок 80,1%. Меньший интерес обучающиеся проявляют к учебному заведению (до 18,9%).
Результаты пилотажного исследования позволяют сделать вывод, что большинство обучающихся имеет низкий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, не позволяющий им эффективно работать. Это связано с тем, что обучающиеся имеют слабую профессиональную мотивированность и, как следствие, не готовы психологически к продуктивной трудовой деятельности. В этих условиях выполнение социального заказа, который государство ставит перед учреждением СПО, сопряжено с поиском новых подходов не только к обучению, но и профессиональному воспитанию.
Поскольку центральной проблемой государственной политики в сфере образования является формирование личности с ее потребностями, профессиональное воспитание в учреждениях СПО следует осуществлять в рамках требований ФГОС, а организация образовательного процесса должна быть направлена на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся и работодателей.
В ходе исследования установлено, что в учреждениях СПО учёт интересов субъектов образовательного процесса обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, направленных на совершенствование процесса профессионального воспитания. Образовательный процесс должен обеспечивать возможность социальной и профессиональной адаптации обучающихся с учетом их приоритетных целей и потребностей в профессиональном самоопределении, самоактуализации и саморазвитии. Это становится возможным при изменении подходов в организации профессионального воспитания [5-6].
В процессе анализа концептуального осмысления методологических подходов к научному обоснованию сущности понятия «профессиональное воспитание» было установлено, что базовыми принципами профессионального воспитания являются гуманизация, непрерывность, преемственность содержания программ, продуктивность взаимодействия с социальными партнёрами [7-8]. В качестве системообразующего нами был взят за основу подход, связанный с реализацией принципа гуманизации воспитания, а из множества возможных подходов к преобразованию процесса профессионального воспитания были исследованы возможности аксиологического, системного, си-нергетического, акмео логического, личностно-ориентированного и культурологического подходов. Это позволило дать авторское определение понятию «воспитательная система». «Воспитательная система - это целостное, социальное педагогическое явление, соединяющее в единый целенаправленный воспитательный процесс все процессы внутренней и внешней жизни образовательного учреждения, которые обеспечивают развитие ее многообразных коллективов и личностей каждого субъекта жизнедеятельности» [4].
На констатирующем этапе исследования был проведен сравнительный анализ эффективности различных воспитательных систем в контексте исторического развития отечественного профессионального образования, выявлены концептуальные идеи, которые легли в основу проектирования авторской воспитательной системы [9-11].
На основе анализа теории и существующей образовательной практики проектирования воспитательной деятельности в учреждениях СПО [12-13] нами была построена модель процесса профессионального воспитания в колледже и
определено содержание её этапов, включающих:
1. Этап первоначальной диагностики. Его цель: содействие учебной и профессиональной адаптации обучающихся.
Содержание и методы диагностической деятельности: анкетирование, опрос, тестирование, медико-педагогическое обследование;
психологический мониторинг (обеспечивающий выявление психологических особенностей личностного развития: направленность, цели развития, интересы, потребности, ценности и мотивы профессионального развития), уровень готовности к обучению и др.).
2. Этап индивидуализации. Его цель: организация индивидуально-ориентированного воспитательного процесса:
Содержание проектировочной деятельности:
- организация индивидуального подхода в обучении и воспитании с учётом уровня интересов обучающихся;
- составление индивидуальных маршрутов обучения и профессионального воспитания.
3. Этап внедрения программ. Цель: реализация и мониторинг индивидуальных программ.
Содержание деятельности. Программы реализуются в течение всего периода обучения по следующим направлениям: профессионально-педагогическому, психологическому, медицинскому. Мониторинг осуществляет функцию «обратной связи» и коррекции, успешности образовательно-воспитательного процесса.
4. Этап итоговой диагностики. Цель: объективная оценка успешности профессионального воспитания.
Содержание деятельности. Определение и оценка уровня сформированное™ профессионально-важных качеств обучающихся, их способности к профессиональному саморазвитию, к личностному росту,
готовность к трудоустройству и востребованности специалиста на рынке труда.
В ходе исследования нами установлено, что повышение качества профессионального воспитания и эффективности образовательного процесса колледжа возможно при установлении партнерских отношений между коллективом колледжа и социальными партнерами.
В рамках программы социального партнерства в 2005-2016 гг. была создана необходимая производственная база - территориальное агентство на базе промышленных предприятий г. Пятигорска и Лермонтова. Это позволило организовывать специализированные формы проведения производственных практик. База этих предприятий стала экспериментальной площадкой для совершенствования форм повышения квалификации преподавателей и профессиональной социализации обучающихся.
Одним из критериев успешной реализации авторской системы профессионального воспитания в колледже является уровень профессиональной воспитанности обучающихся. Комплекс критериев профессиональной воспитанности обучающихся отражает систему значимых социальных отношений личности, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе профессионального воспитания и обучения. За основу был принят подход к их определению, предложенный Е.А. Кулагиной, адаптированный к особенностям профессионального воспитания обучающихся учреждений СПО. Уровень воспитанности обучающихся определялся по таким критериям, как отношение к обществу; отношение к людям; отношение к труду и осваиваемой профессии; отношение к себе и др. [9].
Анализ функционирования колледжа в экспериментальном режиме, результаты социологических исследований и, прежде всего,
определение жизненных ценностей, приоритетов и интересов учащейся молодежи позволили определить стратегию организации профессионального воспитания, а на ее основе и всей учебно-воспитательной деятельности колледжа. Полученные результаты позволяют утверждать, что установление продуктивного социального партнерства в колледже предполагает создание в учреждениях СПО системы профессионального воспитания, ориентированной на потребности регионального рыка труда.
Исследование показало, что воспитательная деятельность в колледже будет эффективной, если на различных этапах образовательного
процесса анализируется система жизненных целей, мотивов и ценностей обучающихся, а результаты диагностики используются для создания воспитательной среды колледжа. Позитивная динамика роста профессиональной воспитанности отражает изменения, которые произошли у обучающихся экспериментального учреждения СПО; они позволяют судить об эффективности предложенных индивидуальных маршрутов профессионального обучения и воспитания, проектировать работу по формированию социально-значимых личностных ценностей и на этой основе осуществлять профессиональную социализацию личности обучающихся.
Примечания:
1. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования): науч.-метод. сб. / авт.-сост. И.П. Смирнов, Е.В. Ткачен-ко. М.: Изд-во НОУ ИСОМ, 2003. 280 с.
2. Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 3(162). С. 71-75.
3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.
4. Шельпова Е.В., Петьков В.А. Организация и управление воспитательной системой учреждения профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 113-115.
5. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 53-58.
6. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.
7. Дёмкина Е.В. Методические принципы профессионального воспитания личности будущего специалиста // Общественные науки. 2011. № 5. С. 132-138.
8. Дёмкина Е.В. Типология личности студента в контексте идентификации с профессией // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 24-31.
9. Методология, теория и практика воспитательных систем / под ред. Л.И. Новиковой, В.А. Караковского. М.: ИТОП РАО, 1996. 240 с.
10. Петьков В.А. Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнёрства техникума и работодателя // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 265-267.
11. Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin. 2002. March.
12. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 2015. 228 с.
13. Синько В.М., Петьков В.А. Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.
References:
1. Educational work in the new environment (experience of vocational education institutions): scientific and method, coll. / сотр. by I.P. Smirnov, E.V. Tkachenko. M.: NOU ISOM Publishing house, 2003. 280 pp.
2. Krasnopyorova A.G., Petkov V.A. Pedagogical support of professional and labour socialization of college students // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 3 (162). P. 71-75.
3. Petkov V.A., Filonenko V.A. The problem of target orientation of education // Historical and socio-educational thought. 2016. No. 51. P. 119-123.
4. Shelpova E.V., Petkov V.A. Organization and management of the educational system of professional education institution // Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2016. No. 9. P. 113-115.
5. Petkov V.A. Formation of the subject position of the senior pupil in professional self-identification // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4. P. 53-58.
6. Petkov V. A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for the professional growth of a competitive expert // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 104-107.
7. Demkina E.V. Methodical principles of professional training of the future specialist // Social Sciences. 2011. No. 5. P. 132-138.
8. Demkina E.V Typology of student's personality in the context of identification with profession // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4. P. 24-31.
9. Methodology, theory and practice of educational systems / ed. by L.I. No-vikova, V.A. Karakovsky. M.: ITOP RAO, 1996. 240 pp.
10. Petkov V.A. Educational-production cluster as a form of public-private partnership of technical college and employer // Theory and practice of social development. 2015. No. 21. P. 265-267.
11. Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin. 2002. March.
12. Mukhametzyanova G.V. Strategy of reforming secondary vocational education system. M.: Master, 2015. 228 pp.
13. Sinko V.M., Petkov V.A. Design of cultural and educational environment of primary vocational training institution // Cultural life of the South of Russia. 2009. No. 31. P. 41-43.