Научная статья на тему 'Технология организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования'

Технология организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ / TECHNOLOGY OF ENVIRONMENT DESIGNING / УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ СТУДЕНТОВ / LEVEL OF STUDENTS' EDUCATION / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MONITORING OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крахмалева Т.С.

В статье рассматриваются педагогические основы организации в учреждении среднего профессионального образования (СПО) культурно-воспитательной среды. Дается характеристика ее сущности, структуры, критериев эффективного функционирования и подходов к проектированию. Определены роль и место культурно-воспитательной среды в профессиональном воспитании и самоопределении студентов. Технологическое обеспечение организации культурно-воспитательной среды представлено моделью и мониторингом результатов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крахмалева Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of cultural and educational environment organization in secondary vocational education institutions

The article examines pedagogical framework of cultural and educational environment organization in the secondary vocational education institutions. The author describes its nature, structures, performance criteria, and design approaches. The role and place of the cultural and educational environment in vocational education and self-determination of students are defined. Technological support of the cultural and educational environment management is represented by the model and the monitoring of the educational activities results.

Текст научной работы на тему «Технология организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования»

УДК 159.9

Крахмалева Татьяна Сергеевна

проректор по информатизации Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Krakhmaleva Tatiana Sergeyevna

Vice-Rector for Informatization, Krasnodar Regional Institute for Advanced Teachers' Training

THE TECHNOLOGY OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT ORGANIZATION IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация:

В статье рассматриваются педагогические основы организации в учреждении среднего профессионального образования (СПО) культурно-воспитательной среды. Дается характеристика ее сущности, структуры, критериев эффективного функционирования и подходов к проектированию. Определены роль и место культурно-воспитательной среды в профессиональном воспитании и самоопределении студентов. Технологическое обеспечение организации культурно-воспитательной среды представлено моделью и мониторингом результатов образовательной деятельности.

Ключевые слова:

культурно-воспитательная среда образовательного учреждения, технология проектирования среды, уровень воспитанности студентов, мониторинг образовательной деятельности.

Summary:

The article examines pedagogical framework of cultural and educational environment organization in the secondary vocational education institutions. The author describes its nature, structures, performance criteria, and design approaches. The role and place of the cultural and educational environment in vocational education and self-determination of students are defined. Technological support of the cultural and educational environment management is represented by the model and the monitoring of the educational activities results.

Keywords:

cultural and educational environment of educational institutions, technology of environment designing, level of students' education, monitoring of educational activities.

Реформирование отечественной системы профессионального образования привело к тому, что наряду с положительными тенденциями - гуманизацией и демократизацией, отмечаются и негативные: безнравственность, разрушение идеалов и культурных традиций, социальная дезадаптация молодежи. В этих условиях особую значимость приобретает социально-культурная направленность в воспитании молодежи.

Анализ состояния вопроса в педагогической теории и практике позволяет сделать вывод, что процесс организации воспитания в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) затруднен тем, что он не опирается на знание реальных ценностей современной молодежи, педагогические коллективы этих учреждений часто используют устаревшие формы и методы воспитательной работы [1]. Таким образом, организация современного воспитания должна быть основана на использовании педагогического потенциала средового подхода, обеспечивающего гуманитарную направленность воспитательной деятельности, и культурологического подхода, реализующего культурную направленность. Комплексное использование этих подходов позволяет сформулировать понятие культурно-воспитательной среды образовательного учреждения и раскрыть ее педагогический потенциал. Культурно-воспитательная среда учреждения среднего профессионального образования представляет собой пространство культурного развития студентов и их общности, вбирающее основные параметры среды (отношения, ценности, символы, вещи, предметы), и включает в себя систему нравственных ценностей и взглядов, форм, методов организации образовательной деятельности, конечной целью которой является достижение высокого уровня профессиональной воспитанности ее субъектов.

Одним из перспективных направлений организации такой среды является педагогическое проектирование воспитательной деятельности студентов с учетом сложившихся культурных традиций. В нашем исследовании за основу принято определение B.C. Безруковой, которая под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов и выделяет в нем три основных этапа:

- педагогическое моделирование (создание модели) - разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения;

- собственно педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;

- педагогическое конструирование (создание конструкта) - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая к процессу его использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [2].

Технология проектирования культурно-воспитательной среды в учреждениях среднего профессионального образования основана на соблюдении ведущих принципов функционирования профессиональной школы (вариативности, регионализации, непрерывности образования, личностной ориентации, автономности и эффективности социального взаимодействия) и предполагает разработку методического обеспечения профессионального воспитания будущих специалистов. Данные принципы определяют методологию и психолого-педагогический характер направленности в организации образовательного и воспитательного процесса, разработки и внедрения целевой программы. Их учет позволил соотнести педагогические идеи авторской концепции развития культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования со стратегией развития системы профессионального образования в Российской Федерации, определить роль и место культурно-воспитательной среды в профессиональном воспитании и самоопределении студентов [3].

При проведении опытно-экспериментальной работы в 2012-2015 гг. на базе Краснодарского колледжа электронного приборостроения и Армавирского техникума технологии и сервиса всесторонне изучались особенности и структурные компоненты организации культурно-воспитательной среды учреждений среднего профессионального образования и специфика профессионального воспитания студентов, определялись критерии и уровни развития их компонентов. Осуществлялось непрерывное воздействие на этот процесс специально подобранными с учетом специфики учебной и профессиональной деятельности средствами. Разными формами исследования было охвачено около 1230 студентов. Экспертами являлись 48 преподавателей учреждений СПО и руководители производственных практик предприятий г. Армавира и Краснодара.

В качестве базового в нашем исследовании был избран подход к моделированию лич-ностно ориентированного обучения и воспитания, предложенный Н.И. Алексеевым. Автор связал эту модель не только с уникальностью и самобытностью личности учащегося, но и понятием «культурного акта», смысл которого заключается в самосоздании индивидуальности посредством самоутверждения в культуре [4].

Изложенное выше позволяет нам представить алгоритм технологии организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования, который предполагает следующую последовательность проектировочных операций: построение структурно-функциональной модели и мониторинга результатов образовательной деятельности [5].

Эта модель имеет многоуровневую структуру, включающую базовые, функционально-образующие, психолого-педагогические, субъектно-развивающие компоненты культурно-воспитательной среды, т. е. целостные конструкты, связанные в общей системе как горизонтально, так и вертикально. Каждый уровень включает в себя компоненты, раскрывающие интегративный характер культурно-воспитательной среды колледжа. Модель позволяет схематически представить, уточнить структуру, основные ее системные связи, функции, направления, способы организации культурно-воспитательной среды, пути дальнейшего ее совершенствования.

Технология организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования направлена на достижение целей общекультурного и профессионального развития. Алгоритм проектировочных действий включает в себя последовательность этапов: предпроектный, формирование образа проектируемой среды, программирование и планирование проектной деятельности, реализация проекта, рефлексивный и послепроектный этапы.

Педагогический мониторинг является способом получения информации о результативности образовательной деятельности. Он включает отслеживание и анализ динамики развития культурно-воспитательной среды по «базовым» параметрам: содержательности, насыщенности и интенсивности, включенности и активности ее субъектов, целостности и управляемости, психологическому комфорту, доминантности, когерентности, социальной активности, мобильности и устойчивости образовательной среды.

Обобщение научных работ в области организации образовательных пространств и механизмов социализации личности [6; 7] позволило выявить группу факторов, влияющих на развитие среды личностно-профессионального становления студентов: макрофакторы (региональное и муниципальное образовательное пространство); мезофакторы (инфраструктура учебно-профессионального комплекса образовательного учреждения); микрофакторы (готовность преподавателей к инновационной деятельности в культуросообразном образовательном пространстве, а также физическое окружение, персональное и межличностное пространство учащихся, программно-методическое обеспечение образовательного процесса).

Выявленные факторы и трудности в организации профессионального воспитания и обучения при исследовании опыта работы учреждений СПО Краснодарского края послужили основой для определения комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность развития культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования. Этот комплекс включает в себя:

- обеспечение ориентации образовательно-воспитательного процесса на развитие общекультурной и профессиональной воспитанности;

- разработку и реализацию программы общекультурного и профессионального воспитания студентов;

- включение студентов в деятельность, способствующую усвоению профессиональных, общекультурных и этнокультурных норм и традиций;

- оказание студентам педагогической поддержки, обеспечивающей формирование установки на общекультурное и профессиональное самовоспитание и саморазвитие;

- совершенствование индивидуальных и коллективных форм воспитательной работы;

- развитие проектно-организационной компетентности педагогического коллектива в воспитательной деятельности;

- сотрудничество и педагогическое взаимодействие с другими социальными институтами. Анализ динамики критериев, показателей модальности образовательной среды и ее оценок за период эксперимента свидетельствует об имеющихся потенциальных возможностях совершенствования культурно-воспитательной среды колледжа и перспективах культурного и лич-ностно-профессионального развития образовательного процесса.

Выполненное исследование дает основание считать, что полученный научный материал раскрывает некоторые аспекты проблемы организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования. Оно перспективно для обогащения этнокультурным содержанием многоуровневой системы профессионального образования, выявления механизмов преемственности этого процесса, модификации авторской модели и технологического обеспечения в учреждениях различного типа.

Ссылки:

1. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М., 1998. 144 с.

2. Безрукова B.C. Педагогика: Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. С. 334.

3. Петьков В.А. Проектирование субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 53-58.

4. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования) : научно-методический сборник / авт.-сост. И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. М., 2003. 280 с.

5. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 145.

6. Там же.

7. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55-57.

References:

1. Dyachenko, NN 1998, Professional education of students, Moscow, 144 p.

2. Bezrukov, VS 1996, Pedagogy: Projective pedagogy, Ekaterinburg, p. 334.

3. Petkov, VA 2011, 'Design of a subject position of the senior pupil in professional self-determination', Herald of Adygeya State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology, no. 4, p. 53-58.

4. Smirnov, IP & Tkachenko, EV 2003, Educational work in new conditions (experience of vocational education institutions): scientific and methodical collection, Moscow, 280 p.

5. Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of innovation among educational institutions', Herald of Adygeya State University, no. 1, p. 145.

6. Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of innovation among educational institutions', Herald of Adygeya State University, no. 1, p. 145.

7. Petkov, VA & Filonenko, VA 2014, 'Mechanisms of social mobility in the educational space of the university', Theory and Practice of Community Development, no. 12, p. 55-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.