Научная статья на тему 'Структура проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)'

Структура проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН) / СТРУКТУРА ПРОЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / DESIGN / INFORMATION TECHNOLOGIES / DESIGN-EDUCATION / PROJECT-AND-INFORMATION COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / STRUCTURE OF PROJECT-AND-INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Анастасия Геннадьевна

В статье обосновывается актуальность и значимость проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Предложена структура и критерии, определяющие уровень сформированности проектно-информационной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project-and-Information Competence Structure of Future Professional Education Teachers (Design)

The article proves topicality and significance of future professional education (design) teachers' project-and-information competence. The author suggests the structure and the criteria defining the level of project-and-information competence forming.

Текст научной работы на тему «Структура проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)»

УДК 78.91 ББК 56ю8

Чернышева Анастасия Геннадьевна

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Chernysheva Anastasia Gennadievna Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Структура проектно-информационной компетентности будущих педагогов

профессионального обучения (дизайн) Project-and-Information Competence Structure of Future Professional

Education Teachers (Design)

В статье обосновывается актуальность и значимость проектноинформационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Предложена структура и критерии, определяющие уровень сформированности проектно-информационной компетентности.

The article proves topicality and significance of future professional education (design) teachers’ project-and-information competence. The author suggests the structure and the criteria defining the level of project-and-information competence forming.

Ключевые слова: дизайн, компьютерные технологии, дизайн-

образование, проектно-информационная компетентность, педагог профессионального обучения (дизайн), структура проектно-информационной компетентности.

Key words: design, information technologies, design-education, project-and-information competence, professional education, structure of project-and-information competence.

Сегодня дизайн проникает во все сферы жизни человека и становится областью, где взаимодействуют наука и искусство. «Дизайн в единый узел связывает художественную, научно-техническую и индустриальнотехнологическую культуры, обеспечивая, таким образом, целостность цивилизации» [2 с.529].

В условиях научно-технического прогресса современный дизайн невозможен без использования информационных технологий. Компьютерные технологии активно внедряются в проектную дизайнерскую деятельность, существенно расширяя проектный инструментарий и ускоряя решение технических и художественных проектных задач в дизайнерской деятельности,

а так же повышая качество конечного результата. Анализ литературы показывает, что необходимость освоения компьютера для осуществления проектной деятельности в области дизайна костюма осознается достаточно остро. Реализоваться в современном дизайне без специальной информационной подготовки становится практически невозможным, поскольку «современные технологии проектирования требую глубоких знаний в области цифровых технологий» [3].

Ряд исследователей отмечают, что активное проникновение в сферу дизайна новых информационных технологий, связанных с широким охватом различных областей знаний, требуют пересмотра, переоценки, уточнения и обновления состояния дизайн-образования (Прудовская О.Ю., Гребенников К.А., Еремина Е.М., Нургалеев Л.Н, Яцюк О.Г. и др.)

Обновление состояния дизайн-образования возможно за счет совершенствования методики воспитания и обучения на основе достижения информатики и компьютерных технологий, что предполагает использование в образовательном процессе новых информационных технологий, таких как графический редакторы (для решения художественно-проектных задач), систему автоматизированного проектирования (для решения задач технического проектирования), мультимедиа, телекоммуникативные системы высокой производительности и др. Такой подход поможет решить обострившуюся проблему неадекватности подготовки специалистов требованиям логики общественного развития, ее несоответствие новым социальным и производственным технологиям.

Компьютеризация дизайн-деятельности связана с широким охватом различных областей знаний, что закономерно приводит к новым требованиям к подготовке дипломированных специалистов - педагогов профессионального обучения (дизайн). На основании всего вышесказанного, можно констатировать, что актуальность исследуемой проблемы высока и связанна с потребностью формирования проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)

Исследование сущности проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) значительно

осложнено отсутствием исследований, посвященных данному феномену. Термин «проектно-информационная компетентность» не используется ни в сфере дизайн-образования, ни в других областях науки. Вместе с тем, проектная и информационная компетентность, как два разных понятия исследованы достаточно широко. После анализа научных работ, посвященных перечисленным компетентностям, учитывая требования работодателей к будущим педагогам профессионального обучения (дизайн), мы пришли к выводу, что по отдельности проектная и информационная компетентности уже не могут удовлетворять современным требованиям общества к высококвалифицированным педагогам профессионального обучения (дизайн). Введение данного термина обусловлено требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к будущим педагогам профессионального обучения (дизайн), где одним из основных условий к профессиональной подготовленности специалиста выделяется умение «использовать вычислительную технику при решении технических задач, при проектировании, моделировании и производстве изделий, а также при организации учебного процесса» [1]. Иными словами, будущий педагог профессионального обучения (дизайн) должен уметь использовать ИВТ при решении профессиональных задач на всех этапах проектирования.

В структуре проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) мы выделяем три основные составляющие:

— проектную - умение проектировать новые образцы изделий с заданными свойствами. Для этого необходимо: владеть

общепрофессиональными и специальными дисциплинами; иметь твердые знания во всех сферах проектной деятельности; понимать структуру процессов швейного производства, конструкторскую и технологическую документации; уметь производить экономический расчет и маркетинговые исследования; понимать законы композиции, действующие в дизайне, их влияние на организацию любой плоскостной или объемной композиции; уметь анализировать форму предметов при создании новой формы при

проектировании объектов дизайна; уметь производить расчеты и построение чертежей изделий; знать особенности обработки изделий; уметь грамотно подбирать материалы; уметь изготавливать образцы изделий; обладать навыками организации деятельности исполнителей и навыками принятия управленческих решений в условиях противоречивых требований.

— информационную - умение использовать вычислительную технику при решении технических и художественных задач на всех этапах проектирования. Для чего необходимы: теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины; владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации; умение приобретать новые знания, используя современные информационные технологии; обладание навыками использования графических редакторов при создании эскизов моделей; умение пользоваться системой автоматизированного проектирования (САПР) одежды;

— личностную - осознание профессиональной ответственности и социальной значимости дизайнерской деятельности. Для чего необходимы: интеллектуальные, креативные, художественные, коммуникативные, эмоционально-чувственные и т.д. качества; профессионально развитые память и внимание; владение художественно-образным, научно-техническим, пространственно-конструктивным, творческим мышлением; абстрактнологическое мышление; объемно-пространственное мышление и воображение; эмоциональная устойчивость, самоорганизация, самоконтроль, наблюдательность, ответственность; а также понимание перспектив своей будущей деятельности, умение ориентироваться на прогнозы развития наук в сфере дизайна, психологии, педагогики; склонность и желание к постоянному обучению.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 050501.04 -

«Профессиональное обучение (дизайн)» перечислены следующие виды деятельности педагога профессионального обучения: профессиональное

обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-

исследовательская работа; культурно-просветительская деятельность.

В рамках исследования мы выделили следующие виды профессиональной деятельности, которые имеют важное значение для формирования проектноинформационной компетентности: производственно-технологическая

деятельность; организационно-управленческая деятельность; научноисследовательская работа; культурно-просветительская деятельность.

На основе вышесказанного мы предлагаем структуру проектноинформационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), представленную на рис. 1. В структуре проектно-

информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) мы выделили следующие компоненты: художественноэстетическую, производственно-технологическую, информационную, техническую, проектную, организационно-экономическую, коммуникативную и научно-исследовательскую, эксплутационно-технологическую компетенции, а также профессионально важные качества личности и наличие личностного опыта дизайн-деятельности.

Рисунок 1. Структура проектно-информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)

Таким образом, проектно-информационная компетентность будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) включает в себя множество компонентов. В связи с этим необходим комплекс критериев, показателей, позволяющих оценить уровень сформированности исследуемой компетентности:

— когнитивный критерий конкретизируется следующими

показателями: наличие общетеоретических, общехудожественных и

общеинформационных (знание основ информатики и информационных технологий) знаний; специальных проектных знаний; знаний о сущности и технологии проектной деятельности с применением информационных технологий, знание возможностей информационных технологий в сфере художественной и технической деятельности дизайн-проектирования, знания об информационных технологиях, используемых в профессиональной деятельности;

— мотивационный критерий включает такие показатели, как эмоционально-положительное отношение к проектной деятельности, положительное отношение к ИКТ, наличие потребности и положительной мотивации к применению информационных технологий в проектной деятельности; осознание необходимости применять информационные технологии в проектной деятельности; интерес к ИКТ, как к средству профессиональной деятельности;

— деятельностный критерий включает в качестве показателей исследовательские (уметь выявлять проблемы; осуществлять поиск моделей-аналогов; использовать Интернет-технологий с целью поиска и извлечения информации, необходимой для решения поставленной задачи; хранить, обрабатывать (редактировать) информацию в текстовых редакторах); аналитико-синтетические (уметь анализировать собранную информацию; синтезировать результаты анализа в начальный графический объект проектирования; формировать творческую концепцию); художественные (уметь разрабатывать художественный образ костюма; создавать фор-эскизы, творческие эскизы в графических редакторах; представлять проектируемые

изделия или группы изделий в законченном эскизном проекте, выполненном в графическом редакторе); конструкторские (уметь создавать технические эскизы в графическом редакторе, производить расчет и строить базовую конструкцию и моделировать новые изделия в системе автоматизированного проектирования (САПР) одежды, оформлять конструкторскую документацию в текстовых редакторах); технологические (уметь разрабатывать технологическую последовательность в САПР, создавать схемы технологических узлов в графических редакторах, оформлять технологическую документацию); экономические (уметь производить экономический расчет, высчитывать себестоимость изделий и итоговую стоимость, оформлять экономическую документацию в текстовых редакторах); и практические умения (уметь производить макетирование; изготавливать проект в материале);

— креативный включает такие показатели как наличие творческого осмысления информации, создание на ее основе с помощью инструментальных средств ИТ собственного продукта

— рефлексивный: заключается в следующих показателях:

самопознание, самоконтроль, самооценка.

Необходимо отменить, что имеются особенности, выделенной нами структуры проектно-информационной компетентности, которые заключаются в том, что в рамках некоторых дисциплин мы можем сформировать только несколько компетенций. Например, в рамках дисциплины «Формообразование», мы можем сформировать следующие компетенции: художественно-

эстетическую, информационную, коммуникативную, эксплутационно-технологическую, научно-исследовательскую компетенции. На дисциплине «Общее материаловедение» - техническую, производственно-технологическую, эксплутационно-технологическую, научно-исследовательскую компетенции, в рамках дисциплины «Рисунок» мы можем сформировать художественноэстетическую компетенцию, техническую компетенции и т.д.

А значит, что формирование проектно-информационной компетентности

- это сложный процесс и формироваться она должна всеми преподавателями, работающими со студентами. Нужна согласованная, скоординированная работа

этих педагогов и по формированию отдельных действий, операций и проектной деятельности в целом.

Обобщая вышесказанное, мы определяем проектно-информационную компетентность будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) (авторское определение) как личностную, интегративную, формируемую характеристику способности и готовности выпускника (специалиста) к применению информационных технологий в проектной деятельности, на основе владения специальными проектными знаниями и умениями, информационной грамотностью и личностными качествами личности, сформированность которой обеспечит подготовку высококвалифицированного педагога профессионального обучения (дизайн).

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050500.04 - «Профессиональное обучение (дизайн)». Утв. 27.03.2000г, № 237 пед / СП.

2. Рачицкая, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды [текст] / Е.И.Рачицкая, В.И. Сидоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.

3. Яцюк, О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект: дис. ... доктора искусствоведения 17.00.06 / Ольга Григорьевна Яцюк.

- Москва, 2009. - 447 с.

Bibliography

1. Rachitskaya, E.I. Modelling and Clothes Art Design / E.I. Rachitskaya, V.I. Sidorenko.

- Rostov-on-Don: Phoenix, 2002. - 608 p.

2. The State Educational Standard of Higher Professional Education «Professional Training (Design)» Course. Appr. 03.27.2000, № 237.

3. Yatsyuk, O.G. Multimedia Technology in Design Project Culture: Humanitarian Aspect: Diss. ... Doctor of Art Criticism 17.00.06. / O.G. Yatsyuk. - Moscow, 2009. -447 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.